Жители Гуш Дана, осторожно с Пуримом!
2010-02-28 10:35
Как всем известно, Пурим празднуется в Иерусалиме 15 адара, завтра, а в остальных местах 14-го, сегодня. Происходит это потому, что постановлено во всех израильских городах, которые были окружены стеной во времена Иехошуа бен Нуна, т.е. во время захвата Страны Израиля, читать "мегилу" тогда же, когда евреи праздновали победу в Сузах, а в остальных городах, когда праздновали победу в персидской провинции. Возникает законный вопрос, Иерусалим ведь не единственный город, который был окружен стеной во времена Иехошуа, почему традиция отмечать 15-го привилась именно в нем? Правильно ли это? 1. Начнём со второго вопроса. Ответ: конечно не правильно, по двум причинам. Во-первых, создается ощущение, что закон о 15-м адаре был сделан специфически для Иерусалима, как ряд других законов и обычаев, что вовсе неверно. Во-вторых, согласно Гемаре, ссылка на время Иехошуа бен Нуна существует, чтобы подчеркнуть величие Эрец Исраэль, вот мол сколько больших городов в ней помещается (их список находится в самой книге Иехошуа бен Нуна), следовательно, исключая все города, кроме Иерусалима, из празднования 15-го адара, мы противоречим очевидному намерению учредителей Пурима. Заключение: надо стремится к тому, чтобы как можно больше городов праздновали Пурим 15-го числа.
2. Может, кроме Иерусалима, нет городов, про которые точно известно, что они были окружены стеной во времена Йехошуа? Отнюдь. Шхем, Хеврон, Лод отвечают тем же условиям, что и Иерусалим, а именно: а. Сохранилось через поколения название древнего города (в отличии от современных Бейт Эля или Шило). б. Город находится в местности описанной Танахом для этого города. (в отличии от Азы или Ашкелона, которые "сдвинулись") в. В городе есть археологические раскопки указывающие на древний город со стеной. Следовательно, такие города имеют по крайней мере право претендовать на 15-е адара.
3. Широко распространена практика в таких "спорных" случаях читать мегилу дважды, 14-го и 15-го числа. Такой подход мне кажется проблематичным по 3-м причинам: а. В алахе нужна "ахраа", решение проблемы, а не подход в котором пытаются удовлетворить всем мнениям за счет траты сил и времени общества. б. Всё равно, к какому-то из дней люди не будут относиться серьёзно, на-пример, будут просто уезжать в другой город. Смею предположить, что ущемленным днём будет как раз 15-е число, так как есть привычка праздновать 14-го, в результате, то о чем я упоминал в пункте 1. останется невыполненным. в. Пост-фактум мицва чтения "мегилы" выполнена даже если она прочитана в один из "дней чтения", даже если это не день данного места, но остальные заповеди - праздничная трапеза, подаяние бедным и подарки друзьям могут быть исполнены только в определенный день, так что надо всё равно выбирать один из 2-х дней и разрешать сомнение. Вывод, практика 2-х дневного пурима для сомнительных городов не есть здоровая.
4. Если город разрастается, то всё что в него включается принимает обычаи города. Под "городом" имеется в виду последовательность домов, а не границы муниципальной власти. Так Лод и Рамле уже срослись и стали одним "городом". Как убедительно показал рав-доктор Йоэль Элицур в Тхумин 9, наш Лод это тот самый Лод, который был окружен стеной во времена Йехошуа, и следовательно должен праздновать Пурим 15-го. Рамле должна следовать традиции Лода, хотя бы из уважения к Эрец Исраэль, т.е в Рамле тоже должны праздновать 15-го адара.
5. А теперь взглянем на Яфо. В следствии своего особого расположения нет никаких сомнений, что Яфо это тот самый древний город-порт, упоминаемый как в книге Йехошуа, так и в многочисленных древних источниках. В нем также раскопаны укрепленные города ещё кананейского периода. Да и название своё он не изменил. Значит Яфо должен праздновать пурим 15-го. Согласно предыдущему параграфу, всё что является городским продолжением Яфо, это один город с точи зрения дня празднования Пурима. Заключение, весь Гуш Дан, от Ришона до Петах Тиквы и Гиват Шмуэля, по закону должен праздновать как Иерусалим, иначе заповеди праздника будут не выполнены! Да-да, включая Бней Брак.
Имян Отчествович Фамильев 2010-02-28 04:58:24
2010-02-28 14:35
В советские времена был один старый еврей, который весь год публично своё еврейство не выдавал. Ходил в синагогу, но - как частное дело. И только раз в году, в Пурим, он подходил к постовому милиционеру на перекрёстке и спрашивал: "Товарищ сержант, скажите, пожалуйста, где здесь Мордехаимская улица? Сержант недоумевал, а старый еврей отходил от него с хитрой улыбкой. Так выпьем за то, чтобы поганые времена фиги в кармане не возвращались!
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-02-28 14:35
Тут некоторые интересуются, с кем из известных в "истории" личностей ассоциируются Ахашверош, Аман и так далее. Так, Ахашверош же. Это они гадают, а мы точно помним. *пожимает плечами* Спорить с ними, что ли? Они же каждый раз новые. Пройдет каких-нибудь лет триста - глядь, этих уже никто не помнит. И победа в дискуссии опять присуждена евреям, по причине неявки противника.
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-02-28 14:35
Написано в Мегиле, что после того, как Ахашверош стал на сторону евреев, он наложил (новый) налог на землю и морские острова. Это, очевидно, свидетельствует об укреплении его положения. Так происходило и во все времена. Государства, поддерживавшие евреев, удостаивались благословения Всевышнего, и, соответственно, им было хорошо. Так чего же они, империи всякие, устраивали государственный антисемитизм? А кто их знает. То ли из жадности, то ли из ненависти, то ли из зависти... Короче говоря, из злодейства. Мне кажется, что до конца понять мотивы злодеев мы не в силах, да не стоит и пытаться. Да и зачем оно нам?
Аман, к слову, вызверился на евреев еще и потому, что хотел скинуть Ахашвероша и захватить власть, а тут, на примере Мордехая, обнаружил, что есть люди, которые ни при каких обстоятельствах кланяться ему и его идолу не будут. Это может быть одним из объяснений того, что в некоторых местах в Мегиле написано "יהודיים": с двумя йудами, как прилагательное. Потому что Аман ненавидел не только собственно евреев, но и все еврейское, ну, и наоборот: против амановцев были не только сами евреи, но и друзья евреев.
Срочно
2010-02-28 14:35
Прошу знающих людей аргументированно (не по-пуримски!) и без ругани высказаться по этому важному вопросу.
После празднования Пурима и очередного прочтения Мегилат Эстер, может быть, у вас появились новые интересные комментарии? Расскажите их обществу. Лучше всего – выкладывать их сюда , но можно и здесь, в комментах, я потом сам их перенесу.
А здесь продолжаем собирать новые идеи к Песаху, чтобы можно было рассказать об этом на Седере.
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-03-01 00:35
Как известно, поймать двоих телохранителей Ахашвероша, планировавших устроить переворот, Мордехай смог благодаря знанию языков. Эти самые телохранители происходили из какого-то отдаленного племени (естественно, чем дальше, тем царю бехопаснее), и разговаривали между собой на родном наречии не скрываясь, не предполагая, что кто-либо сможет их понять. А Мордехай знал все языки и понял.
Мы снова обнаруживаем знание Мордехаем всех языков при написании писем во все страны о том, что евреям разрешено защищаться и уничтожать врагов. Сравнивая описания процесса отсылки писем Аманом и, впоследствии, Мордехаем, мы видим, что поначалу все точно совпадает. Были вызваны писцы и написаны письма, в каждую страну ее шрифтом, и каждому народу на его языке, и т. д. Но вот дальше начинается различие: про письма Амана сказано, что они были именем царя Ахашвероша, были подписаны, пропечатаны кольцом царя и посланы, а про письма Мордехая говорится, что он их подписал “Именем царя Ахашвероша”, пропечатал кольцом царя и отослал. То есть, Мордехай смог проконтролировать, что в письмах на всех языках было написано именно то, что следовало, и что их не отредактировали и не подменили. А также, он позаботился подписать, пропечатать и отослать их лично, вероятно, чтобы не случилось недочета в формулировке или задержки на почте К слову сказать, написано, что Мордехай и послал письма гораздо более быстрым и надежным способом, чем ранее Аман.
И в книге Эзры и книге Нехемии Мордехай упоминается среди приехавших в Эрец Исраэль под прозвищем “Мордехай аБилшан” - Мордехай языковед (עזרא ב' ב', נחמיה ז' ז') .
Следует отметить, что знание 70 языков требовалось от каждого участника Санъэдрина, на случай, если придется допрашивать иностранцев. Чтобы не случилось испорченного телефона через переводчика. Но, очевидно, Мордехай владел всеми языками особенно хорошо. Поэтому его работа в Санъэдрине была особенно успешной, и он получил прозвище פתחיה (Птахъя).
Кроме того, существует мнение, что он был пророком (ну, в Мегиле упоминается, что он знал все, что совершалось) и получил имя מלאכי, и, соответственно, в Танах входит еще одна написанная им книга.
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-03-01 06:37
Когда Мегила впервые знакомит нас с Мордехаем, то в одной фразе четыре раза упоминается слово “изгнание”. Откуда мы понимаем, что он каждый раз возвращался в Эрец Исраэль, а потом проходила очередная волна изгнания... Как же он оказался в этот раз в Шушане, если в книгах Эзры и Нехемии упоминается, как прибывший в Эрец Исраэль вместе с Зерубавелем? (Ведь тогда уже изгнания не было). Не может же быть, чтобы после всего он поехал в галут добровольно...
На самом деле, как мы знаем, евреи, уже вернувшиеся в Израиль, послали Мордехая, чтобы он представлял их при правительстве Империи, в частности, помог решить некоторые текущие проблемы с подловатыми соседями и имперской бюрократией . Надо отметить, что Мордехай с заданием справился. Правда, для этого ему пришлось с помощью Всевышнего стать заместителем Императора...
Жители Гуш Дана, осторожно с Пуримом!
2010-02-28 10:35
Как всем известно, Пурим празднуется в Иерусалиме 15 адара, завтра, а в остальных местах 14-го, сегодня. Происходит это потому, что постановлено во всех израильских городах, которые были окружены стеной во времена Иехошуа бен Нуна, т.е. во время захвата Страны Израиля, читать "мегилу" тогда же, когда евреи праздновали победу в Сузах, а в остальных городах, когда праздновали победу в персидской провинции. Возникает законный вопрос, Иерусалим ведь не единственный город, который был окружен стеной во времена Иехошуа, почему традиция отмечать 15-го привилась именно в нем? Правильно ли это? 1. Начнём со второго вопроса. Ответ: конечно не правильно, по двум причинам. Во-первых, создается ощущение, что закон о 15-м адаре был сделан специфически для Иерусалима, как ряд других законов и обычаев, что вовсе неверно. Во-вторых, согласно Гемаре, ссылка на время Иехошуа бен Нуна существует, чтобы подчеркнуть величие Эрец Исраэль, вот мол сколько больших городов в ней помещается (их список находится в самой книге Иехошуа бен Нуна), следовательно, исключая все города, кроме Иерусалима, из празднования 15-го адара, мы противоречим очевидному намерению учредителей Пурима. Заключение: надо стремится к тому, чтобы как можно больше городов праздновали Пурим 15-го числа.
2. Может, кроме Иерусалима, нет городов, про которые точно известно, что они были окружены стеной во времена Йехошуа? Отнюдь. Шхем, Хеврон, Лод отвечают тем же условиям, что и Иерусалим, а именно: а. Сохранилось через поколения название древнего города (в отличии от современных Бейт Эля или Шило). б. Город находится в местности описанной Танахом для этого города. (в отличии от Азы или Ашкелона, которые "сдвинулись") в. В городе есть археологические раскопки указывающие на древний город со стеной. Следовательно, такие города имеют по крайней мере право претендовать на 15-е адара.
3. Широко распространена практика в таких "спорных" случаях читать мегилу дважды, 14-го и 15-го числа. Такой подход мне кажется проблематичным по 3-м причинам: а. В алахе нужна "ахраа", решение проблемы, а не подход в котором пытаются удовлетворить всем мнениям за счет траты сил и времени общества. б. Всё равно, к какому-то из дней люди не будут относиться серьёзно, на-пример, будут просто уезжать в другой город. Смею предположить, что ущемленным днём будет как раз 15-е число, так как есть привычка праздновать 14-го, в результате, то о чем я упоминал в пункте 1. останется невыполненным. в. Пост-фактум мицва чтения "мегилы" выполнена даже если она прочитана в один из "дней чтения", даже если это не день данного места, но остальные заповеди - праздничная трапеза, подаяние бедным и подарки друзьям могут быть исполнены только в определенный день, так что надо всё равно выбирать один из 2-х дней и разрешать сомнение. Вывод, практика 2-х дневного пурима для сомнительных городов не есть здоровая.
4. Если город разрастается, то всё что в него включается принимает обычаи города. Под "городом" имеется в виду последовательность домов, а не границы муниципальной власти. Так Лод и Рамле уже срослись и стали одним "городом". Как убедительно показал рав-доктор Йоэль Элицур в Тхумин 9, наш Лод это тот самый Лод, который был окружен стеной во времена Йехошуа, и следовательно должен праздновать Пурим 15-го. Рамле должна следовать традиции Лода, хотя бы из уважения к Эрец Исраэль, т.е в Рамле тоже должны праздновать 15-го адара.
5. А теперь взглянем на Яфо. В следствии своего особого расположения нет никаких сомнений, что Яфо это тот самый древний город-порт, упоминаемый как в книге Йехошуа, так и в многочисленных древних источниках. В нем также раскопаны укрепленные города ещё кананейского периода. Да и название своё он не изменил. Значит Яфо должен праздновать пурим 15-го. Согласно предыдущему параграфу, всё что является городским продолжением Яфо, это один город с точи зрения дня празднования Пурима. Заключение, весь Гуш Дан, от Ришона до Петах Тиквы и Гиват Шмуэля, по закону должен праздновать как Иерусалим, иначе заповеди праздника будут не выполнены! Да-да, включая Бней Брак.
Имян Отчествович Фамильев 2010-02-28 04:58:24
2010-02-28 14:35
В советские времена был один старый еврей, который весь год публично своё еврейство не выдавал. Ходил в синагогу, но - как частное дело. И только раз в году, в Пурим, он подходил к постовому милиционеру на перекрёстке и спрашивал: "Товарищ сержант, скажите, пожалуйста, где здесь Мордехаимская улица? Сержант недоумевал, а старый еврей отходил от него с хитрой улыбкой. Так выпьем за то, чтобы поганые времена фиги в кармане не возвращались!
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-02-28 14:35
Тут некоторые интересуются, с кем из известных в "истории" личностей ассоциируются Ахашверош, Аман и так далее. Так, Ахашверош же. Это они гадают, а мы точно помним. *пожимает плечами* Спорить с ними, что ли? Они же каждый раз новые. Пройдет каких-нибудь лет триста - глядь, этих уже никто не помнит. И победа в дискуссии опять присуждена евреям, по причине неявки противника.
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-02-28 14:35
Написано в Мегиле, что после того, как Ахашверош стал на сторону евреев, он наложил (новый) налог на землю и морские острова. Это, очевидно, свидетельствует об укреплении его положения. Так происходило и во все времена. Государства, поддерживавшие евреев, удостаивались благословения Всевышнего, и, соответственно, им было хорошо. Так чего же они, империи всякие, устраивали государственный антисемитизм? А кто их знает. То ли из жадности, то ли из ненависти, то ли из зависти... Короче говоря, из злодейства. Мне кажется, что до конца понять мотивы злодеев мы не в силах, да не стоит и пытаться. Да и зачем оно нам?
Аман, к слову, вызверился на евреев еще и потому, что хотел скинуть Ахашвероша и захватить власть, а тут, на примере Мордехая, обнаружил, что есть люди, которые ни при каких обстоятельствах кланяться ему и его идолу не будут. Это может быть одним из объяснений того, что в некоторых местах в Мегиле написано "יהודיים": с двумя йудами, как прилагательное. Потому что Аман ненавидел не только собственно евреев, но и все еврейское, ну, и наоборот: против амановцев были не только сами евреи, но и друзья евреев.
Срочно
2010-02-28 14:35
Прошу знающих людей аргументированно (не по-пуримски!) и без ругани высказаться по этому важному вопросу.
После празднования Пурима и очередного прочтения Мегилат Эстер, может быть, у вас появились новые интересные комментарии? Расскажите их обществу. Лучше всего – выкладывать их сюда , но можно и здесь, в комментах, я потом сам их перенесу.
А здесь продолжаем собирать новые идеи к Песаху, чтобы можно было рассказать об этом на Седере.
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-03-01 00:35
Как известно, поймать двоих телохранителей Ахашвероша, планировавших устроить переворот, Мордехай смог благодаря знанию языков. Эти самые телохранители происходили из какого-то отдаленного племени (естественно, чем дальше, тем царю бехопаснее), и разговаривали между собой на родном наречии не скрываясь, не предполагая, что кто-либо сможет их понять. А Мордехай знал все языки и понял.
Мы снова обнаруживаем знание Мордехаем всех языков при написании писем во все страны о том, что евреям разрешено защищаться и уничтожать врагов. Сравнивая описания процесса отсылки писем Аманом и, впоследствии, Мордехаем, мы видим, что поначалу все точно совпадает. Были вызваны писцы и написаны письма, в каждую страну ее шрифтом, и каждому народу на его языке, и т. д. Но вот дальше начинается различие: про письма Амана сказано, что они были именем царя Ахашвероша, были подписаны, пропечатаны кольцом царя и посланы, а про письма Мордехая говорится, что он их подписал “Именем царя Ахашвероша”, пропечатал кольцом царя и отослал. То есть, Мордехай смог проконтролировать, что в письмах на всех языках было написано именно то, что следовало, и что их не отредактировали и не подменили. А также, он позаботился подписать, пропечатать и отослать их лично, вероятно, чтобы не случилось недочета в формулировке или задержки на почте К слову сказать, написано, что Мордехай и послал письма гораздо более быстрым и надежным способом, чем ранее Аман.
И в книге Эзры и книге Нехемии Мордехай упоминается среди приехавших в Эрец Исраэль под прозвищем “Мордехай аБилшан” - Мордехай языковед (עזרא ב' ב', נחמיה ז' ז') .
Следует отметить, что знание 70 языков требовалось от каждого участника Санъэдрина, на случай, если придется допрашивать иностранцев. Чтобы не случилось испорченного телефона через переводчика. Но, очевидно, Мордехай владел всеми языками особенно хорошо. Поэтому его работа в Санъэдрине была особенно успешной, и он получил прозвище פתחיה (Птахъя).
Кроме того, существует мнение, что он был пророком (ну, в Мегиле упоминается, что он знал все, что совершалось) и получил имя מלאכי, и, соответственно, в Танах входит еще одна написанная им книга.
ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-03-01 06:37
Когда Мегила впервые знакомит нас с Мордехаем, то в одной фразе четыре раза упоминается слово “изгнание”. Откуда мы понимаем, что он каждый раз возвращался в Эрец Исраэль, а потом проходила очередная волна изгнания... Как же он оказался в этот раз в Шушане, если в книгах Эзры и Нехемии упоминается, как прибывший в Эрец Исраэль вместе с Зерубавелем? (Ведь тогда уже изгнания не было). Не может же быть, чтобы после всего он поехал в галут добровольно...
На самом деле, как мы знаем, евреи, уже вернувшиеся в Израиль, послали Мордехая, чтобы он представлял их при правительстве Империи, в частности, помог решить некоторые текущие проблемы с подловатыми соседями и имперской бюрократией . Надо отметить, что Мордехай с заданием справился. Правда, для этого ему пришлось с помощью Всевышнего стать заместителем Императора...