Недельная глава «Бешалах»
2010-01-26 14:35 «И увидели сыны Израиля, и говорили друг другу: «Что это?»» Евреи не сразу дали небесному хлебу имя. Сначала, увидев на земле крупинки, окруженные росою, они восклицали: «Ман гу?», «Что это?» Было очевидно, что «хлеб с неба» имеет особую природу, но какую - в этом еще нужно было разобраться. Понимание пришло в конце недели. В пятницу каждый еврей собрал манны вдвое больше против обычного. В мидраше говорится, что старейшины пришли к Моше-рабейну и спросили: «Чем день этот отличается от других дней?» И глава евреев ответил: «Это то, о чем говорил Всевышний: покой! Суббота святая Б-гу завтра...» Евреи узнали, что если им хочется что-то испечь или сварить, то это нужно сделать немедля, в Шабат эти работы запрещены.
Тора дает понять, что суббота и манна связаны в единый узел. Из законов субботы можно больше узнать о манне; из того, как в конце недели выпадала манна, можно постичь суть субботы. Поскольку мы читаем о времени до дарования Торы, можно предположить: манна «могла бы» тогда выпадать в седьмой день недели. Но не выпадала, чтобы евреи почувствовали вкус Шабат.
Частица бесконечного «Небесный хлеб» готовится Наверху, в седьмой день - так же, как остальные приказы-благословения, связанные со здоровьем, парнасой, рождением детей, соблюдением воли Творца. Внутренней, сокровенной частью Б-жественной воли является «таануг», наслаждение. Мы пробуждаем это свойство у Всевышнего, когда выполняем его приказы, и при этом ощущаем в душе то, чего нельзя описать одним словом – радость, покой, чувство близости к Творцу. Отсвет Б-жественной радости падал на манну: евреи собирали ее, не прикладывая почти никаких усилий, и она имела вкус и свойства той пищи, в которой нуждался каждый из них.
Имя вещи указывает на ее границы, а манна несла в себе «частицу безграничного», и поэтому евреи продолжали называть ее «ман», «что» - то есть, все, что можно представить.
Общим сосудом для различных каналов наслаждения является Шабат. Евреям нельзя нарушать субботу, а народы мира не обязаны ее соблюдать. Различие вот в чем: - Народы мира получают влияние Всевышнего из внешней стороны Его воли. Оно достается им почти даром и в больших количествах: сокровища, изобретения, земные просторы.
- Евреи отказываются от внешних сокровищ и выбирают близость к Б-гу. В мире святости почти ничего не дается даром: сделал что-то хорошее - награда, согрешил - наказание. У всего есть граница, что видно на примере манны: в будни ее можно было есть только один день, и каждый, как ни старался, мог собрать только одну меру. Но зато вместе с манной к евреям приходил «таануг», что народам мира недоступно.
Неевреи трудятся в Шабат и зарабатывает больше. А еврей садится за субботний стол, и источник Б-жественного наслаждения открывается ему.
Издание «Антологии Аггады» – пример дружбы христиан и иудеев?
2010-01-26 23:35
Почему соредактором "Антологии Аггады" http://www.judaicaru.org/mekorhaim/makor_43.html стал православный христианин С.С. Аверинцев? Сотрудничество р. Адина Штейнзальца и С.С. Аверинцева - пример дружбы иудеев и христиан? UPD. Модераторы сообщества http://community.livejournal.com/pravoslav_ru/profile данную тему не пропустили. P.S. Судя по ссылке http://www.judaicaru.org/mekorhaim/makor_43.html и по первым страницам "Антологии Аггады", не С.С. Аверинцев, а Аркадий Ковельман оказывается автором данного комментария к Брахот 28а (стр. 53): "По-видимому, такая метафора бытовала у евреев как пословица. Например, в Евангелии от Матфея: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (23:7)". Тем интереснее всё получается.
Недельная глава «Бешалах»
2010-01-26 14:35 «И увидели сыны Израиля, и говорили друг другу: «Что это?»» Евреи не сразу дали небесному хлебу имя. Сначала, увидев на земле крупинки, окруженные росою, они восклицали: «Ман гу?», «Что это?» Было очевидно, что «хлеб с неба» имеет особую природу, но какую - в этом еще нужно было разобраться. Понимание пришло в конце недели. В пятницу каждый еврей собрал манны вдвое больше против обычного. В мидраше говорится, что старейшины пришли к Моше-рабейну и спросили: «Чем день этот отличается от других дней?» И глава евреев ответил: «Это то, о чем говорил Всевышний: покой! Суббота святая Б-гу завтра...» Евреи узнали, что если им хочется что-то испечь или сварить, то это нужно сделать немедля, в Шабат эти работы запрещены.
Тора дает понять, что суббота и манна связаны в единый узел. Из законов субботы можно больше узнать о манне; из того, как в конце недели выпадала манна, можно постичь суть субботы. Поскольку мы читаем о времени до дарования Торы, можно предположить: манна «могла бы» тогда выпадать в седьмой день недели. Но не выпадала, чтобы евреи почувствовали вкус Шабат.
Частица бесконечного «Небесный хлеб» готовится Наверху, в седьмой день - так же, как остальные приказы-благословения, связанные со здоровьем, парнасой, рождением детей, соблюдением воли Творца. Внутренней, сокровенной частью Б-жественной воли является «таануг», наслаждение. Мы пробуждаем это свойство у Всевышнего, когда выполняем его приказы, и при этом ощущаем в душе то, чего нельзя описать одним словом – радость, покой, чувство близости к Творцу. Отсвет Б-жественной радости падал на манну: евреи собирали ее, не прикладывая почти никаких усилий, и она имела вкус и свойства той пищи, в которой нуждался каждый из них.
Имя вещи указывает на ее границы, а манна несла в себе «частицу безграничного», и поэтому евреи продолжали называть ее «ман», «что» - то есть, все, что можно представить.
Общим сосудом для различных каналов наслаждения является Шабат. Евреям нельзя нарушать субботу, а народы мира не обязаны ее соблюдать. Различие вот в чем: - Народы мира получают влияние Всевышнего из внешней стороны Его воли. Оно достается им почти даром и в больших количествах: сокровища, изобретения, земные просторы.
- Евреи отказываются от внешних сокровищ и выбирают близость к Б-гу. В мире святости почти ничего не дается даром: сделал что-то хорошее - награда, согрешил - наказание. У всего есть граница, что видно на примере манны: в будни ее можно было есть только один день, и каждый, как ни старался, мог собрать только одну меру. Но зато вместе с манной к евреям приходил «таануг», что народам мира недоступно.
Неевреи трудятся в Шабат и зарабатывает больше. А еврей садится за субботний стол, и источник Б-жественного наслаждения открывается ему.
Издание «Антологии Аггады» – пример дружбы христиан и иудеев?
2010-01-26 23:35
Почему соредактором "Антологии Аггады" http://www.judaicaru.org/mekorhaim/makor_43.html стал православный христианин С.С. Аверинцев? Сотрудничество р. Адина Штейнзальца и С.С. Аверинцева - пример дружбы иудеев и христиан? UPD. Модераторы сообщества http://community.livejournal.com/pravoslav_ru/profile данную тему не пропустили. P.S. Судя по ссылке http://www.judaicaru.org/mekorhaim/makor_43.html и по первым страницам "Антологии Аггады", не С.С. Аверинцев, а Аркадий Ковельман оказывается автором данного комментария к Брахот 28а (стр. 53): "По-видимому, такая метафора бытовала у евреев как пословица. Например, в Евангелии от Матфея: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (23:7)". Тем интереснее всё получается.