Хотелось бы оценить количественные данные по разным группам религиозных евреев на сегодняшний момент (а кстати, кто может дать такие данные о прошлом – тоже очень интересно). Понятно, что мы говорим только об Израиле и Америке, потому что в других странах количество евреев, в особенности количество ортодоксальных евреев, демографически пренебрежимо мало.
Представляется, что на сегодняшний момент ситуация такова. В Израиле общее количество евреев -- примерно 5,5 млн. Из них религиозных – 25%, итого – примерно 1 млн 300 тысяч. Они делятся примерно поровну между религиозными сионистами - вязаными кипами и харедим.
Отдельно, м.б., надо считать ШАС, которые занимают какое-то промежуточное положение (идеологически они, вроде, харедим, но многие из его сторонников явно являются близкими к религиозным сионистам, например, рав Хаим Амсалем, -- если он высказывается, что служба в армии – это повод к тому, чтобы облегчить человеку гиюр, то это выражение никак не соответствует харедимности. (и многие сторонники ШАСа явно придерживаются такой же точки зрения и вообще месорати).С другой стороны, я не знаю, что он думает об учении рава Кука.)
Распределение между религиозными сионистами и харедим в разных источниках приводится по-разному. Например, по результатам опроса социологического исследования организации Ави Хай на долю харедим пришлось всего 5%. Если возьмем, детей, которые учатся в тех или иных харедимных школах, то это будет около 10-12% и наверно примерно такой же процент в школах мамлахти- дати и примыкающих к ним типа ешивот тихонийот, ульпанот и т.д. Есть еще вопрос, что мы оцениваем – общее население или взрослое население, потому что, с одной стороны, общее население, включая детей,имеет важность с другой стороны, дети не всегда вырастают такими, как их родители.
Будем условно считать, что 1,300 тыс делятся между религиозными сионистами и харедим пополам. Если кто-то может сказать что-то более точное, буду благодарен. Итак, мы имеем 650 тыс религиозных сионистов и 650 тыс харедим. Как оценить раскладку внутри этой группы и разделить харедим на хасидов, Литваков и м.б. ШАС, - не знаю совсем. Если у кого-то есть данные по разным направлениям харедим, приведите, пожалуйста.
Теперь возьмем Америку. Здесь - те же 5,5 млн евреев. Из них ортодоксы – не больше 10 %, итого - 500 тыс. Как они делятся на модерн ортодокс и харедим? Оценить очень трудно, ясно, что есть много и таких и других. Грубая оценка - делим пополам, по 250 тыс. тех и других. Было бы интересно узнать какие-то точные данные по разным направлениям хасидизма и литваков внутри Америки. Здесь очень важны именно точные данные: например, я встречал фразы, что якобы Сатмар являются огромной группой среди американских ортодоксов, а на поверку оказывается, что у Сатмара есть два центра: один – в Вильямсбурге, другой – в Кирьят Йоэль, и в в Кирьят Йоэле на сегодняшний день всего 10 тыс человек, и получается, что у Сатмара на все про все не больше 20-25 тыс., т.е. меньше 10% от харедим Америки. В общем, если можно, прошу кидать сюда любые точные цифры, желательно со ссылками, про численность конкретных религиозных ортодоксальных групп во всем мире.
Предлагаю текст, составленный мной однажды в виде конспекта для урока по Талмуду перед аудиторией. Составлялся он как своего рода методическое пособие для молодых учителей.
Во всем, что касается корректного поведения человека по отношению к окружающим, Тора обходится без регламентов и жестких постановлений, а просто дает советы. Например: что делать, если я почувствовал, что мой собеседник вдруг проявил недовольство каким-то моим действием? Допустим, он решил, что я неуважительно к нему (в некий момент) отнесся, но он молчит, почти ничем не выказывая свою обиду, однако я это отметил и теперь хочу дать ему понять, что его интерпретация моего жеста или действия неверна и я не хотел наносить урон его чести. Что делать? Прямые люди так и говорят: "ты обиделся? и зря! ибо вот по какой причине я так поступил"… Инцидент исчерпан, все довольны.
С рабочего стола
2010-01-13 15:35
Габи Данон хорошо доказывает, что ивритский определённый артикль имеет весьма слабое отношение к семантической категории определённости. До него этот вопрос применительно к библейскому ивриту поднимал Барр. Ему возражали, но, по-моему, неубедительно. По Данону, во фразах с определённым артиклем присутствует DP-проекция, а во фразах без него её нет. Кроме того, он говорит, что во фразах без артикля вообще нет категории падежа, а с артиклем - есть, её маркер - את. (Разумеется, возможны и другие интерпретации, например, считать את ה- единым определённым артиклем для прямого дополнения и вообще обойтись без падежа).
А наша зав.столовой стала делать кошерные булочки с маком, каковые и украшают рабочий стол.
Разрешонный зароботок Шнорера?
2010-01-13 22:35
Подскажите пожалуйста сколько процентов от собранной цдоки имеет право забрать себе шнорер? Раньше я слышал что до 45% Но так ли это и откуда это учится?
Доля шнорера?
2010-01-13 22:35
Подскажите пожалуйста сколько процентов от собранной цдоки имеет право забрать себе шнорер? Раньше я слышал что до 45% Но так ли это и откуда это учится?
Поскольку вопрос «всплывает» не в первый раз…
2010-01-13 22:35
Холодное копчение -- бишуль? Законы бишуль нохри актуальны? Горячее копчение -- бишуль? Законы бишуль нохри актуальны?
Что-бы мы говорили об одном и том-же и не спорили о терминах --- Копчение — Википедия
Интересуют ссылки не "личные впечатления" (их есть у меня) и не абстрактные "все поским кажется считают, что..", а конкретные авторитетные ссылки на конкретных авторитетных равов. Спасибо.
Недельная глава «Ваэра»
2010-01-14 00:35 «И прекратились громы и град, и дождь не лился на землю». Раши предлагает два уточнения: I. «Не достигал земли», 2. «Не проливался на землю». Это означает следующее: как только фараон пообещал отпустить евреев, казнь под названием «барад» (дождь вместе с градом и огнем) прекратилась. Если следовать первому уточнению, все, что лилось, застыло между небом и землей, ни одна капля не упала вниз.
Если идти по второму, ливень вообще перестал существовать. Сам Раши отмечает, что второй комментарий ему нравится больше. И то, и другое является чудом. Несмотря на то, что чудеса Творца стоят выше человеческого понимания, они подчиняются определенным законам.
Один из них звучит: «Всевышний не делает чудеса «просто так». Если нужно выбирать между чудесами, выбор Б-гa, скорее всего, падет на чудо, которое не очень нарушает природный порядок. На первый взгляд, вариант «не достигал земли», когда лед, огонь и дождь застыли в воздухе, выглядит более необычно и пугающе.
Можно сказать, что это чудо - «большее». Но так кажется, если смотреть на ситуацию снизу вверх, глазами человека. У народа Торы есть возможность взглянуть сверху вниз. Под этим углом град, который канул в небытие – явление более чудесное.
Оно, однако, противоречит правилу: «Всевышний дает, но назад не забирает». Если по слову Б-га в материальном мире появилась какая-то вещь (в нашем случае - «барад»), она приобретает право на существование и не может исчезнуть. Всевышний создал град, включил его в порядок времен и событий.
Вместе с Б-гом во всех временах Наши мудрецы говорят, что мир существует ради Торы и ради евреев. Читая, как раскаяние фараона и молитва Моше остановили град, мы можем понять что-то о дорогах своей тшувы. У нее есть несколько ступеней. Одна из самых высоких - тшува из любви к Б-гу. В этом случае и грех, и наказание, которое он влечет, стираются полностью. «Ливень не проливался», его не было...
Вопрос: каким образом следствие (наше раскаяние) может стереть причину (допущенный грех)? Ведь существует поток времени, текущий из прошлого в будущее. Ответ: еврей по сущности своей добр, свят и неразрывно связан с Творцом. Грех - это лишь уступка животному началу, бросающая тень на эту связь. Мы делаем тшуву и вновь раскрывается наше единство со Всевышним, который одновременно находится и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Поэтому тшува из любви отменяет и наказание, и сам грех. Тшува убирает их из всех времен.
Более низкая ступень - «тшува из страха». Человек боится наказания и прекращает грешить. В этом случае «барад» «не достигает земли», повисает в воздухе. Наказание присутствует в мире, но не может дотянуться до еврея...
Хотелось бы оценить количественные данные по разным группам религиозных евреев на сегодняшний момент (а кстати, кто может дать такие данные о прошлом – тоже очень интересно). Понятно, что мы говорим только об Израиле и Америке, потому что в других странах количество евреев, в особенности количество ортодоксальных евреев, демографически пренебрежимо мало.
Представляется, что на сегодняшний момент ситуация такова. В Израиле общее количество евреев -- примерно 5,5 млн. Из них религиозных – 25%, итого – примерно 1 млн 300 тысяч. Они делятся примерно поровну между религиозными сионистами - вязаными кипами и харедим.
Отдельно, м.б., надо считать ШАС, которые занимают какое-то промежуточное положение (идеологически они, вроде, харедим, но многие из его сторонников явно являются близкими к религиозным сионистам, например, рав Хаим Амсалем, -- если он высказывается, что служба в армии – это повод к тому, чтобы облегчить человеку гиюр, то это выражение никак не соответствует харедимности. (и многие сторонники ШАСа явно придерживаются такой же точки зрения и вообще месорати).С другой стороны, я не знаю, что он думает об учении рава Кука.)
Распределение между религиозными сионистами и харедим в разных источниках приводится по-разному. Например, по результатам опроса социологического исследования организации Ави Хай на долю харедим пришлось всего 5%. Если возьмем, детей, которые учатся в тех или иных харедимных школах, то это будет около 10-12% и наверно примерно такой же процент в школах мамлахти- дати и примыкающих к ним типа ешивот тихонийот, ульпанот и т.д. Есть еще вопрос, что мы оцениваем – общее население или взрослое население, потому что, с одной стороны, общее население, включая детей,имеет важность с другой стороны, дети не всегда вырастают такими, как их родители.
Будем условно считать, что 1,300 тыс делятся между религиозными сионистами и харедим пополам. Если кто-то может сказать что-то более точное, буду благодарен. Итак, мы имеем 650 тыс религиозных сионистов и 650 тыс харедим. Как оценить раскладку внутри этой группы и разделить харедим на хасидов, Литваков и м.б. ШАС, - не знаю совсем. Если у кого-то есть данные по разным направлениям харедим, приведите, пожалуйста.
Теперь возьмем Америку. Здесь - те же 5,5 млн евреев. Из них ортодоксы – не больше 10 %, итого - 500 тыс. Как они делятся на модерн ортодокс и харедим? Оценить очень трудно, ясно, что есть много и таких и других. Грубая оценка - делим пополам, по 250 тыс. тех и других. Было бы интересно узнать какие-то точные данные по разным направлениям хасидизма и литваков внутри Америки. Здесь очень важны именно точные данные: например, я встречал фразы, что якобы Сатмар являются огромной группой среди американских ортодоксов, а на поверку оказывается, что у Сатмара есть два центра: один – в Вильямсбурге, другой – в Кирьят Йоэль, и в в Кирьят Йоэле на сегодняшний день всего 10 тыс человек, и получается, что у Сатмара на все про все не больше 20-25 тыс., т.е. меньше 10% от харедим Америки. В общем, если можно, прошу кидать сюда любые точные цифры, желательно со ссылками, про численность конкретных религиозных ортодоксальных групп во всем мире.
Предлагаю текст, составленный мной однажды в виде конспекта для урока по Талмуду перед аудиторией. Составлялся он как своего рода методическое пособие для молодых учителей.
Во всем, что касается корректного поведения человека по отношению к окружающим, Тора обходится без регламентов и жестких постановлений, а просто дает советы. Например: что делать, если я почувствовал, что мой собеседник вдруг проявил недовольство каким-то моим действием? Допустим, он решил, что я неуважительно к нему (в некий момент) отнесся, но он молчит, почти ничем не выказывая свою обиду, однако я это отметил и теперь хочу дать ему понять, что его интерпретация моего жеста или действия неверна и я не хотел наносить урон его чести. Что делать? Прямые люди так и говорят: "ты обиделся? и зря! ибо вот по какой причине я так поступил"… Инцидент исчерпан, все довольны.
С рабочего стола
2010-01-13 15:35
Габи Данон хорошо доказывает, что ивритский определённый артикль имеет весьма слабое отношение к семантической категории определённости. До него этот вопрос применительно к библейскому ивриту поднимал Барр. Ему возражали, но, по-моему, неубедительно. По Данону, во фразах с определённым артиклем присутствует DP-проекция, а во фразах без него её нет. Кроме того, он говорит, что во фразах без артикля вообще нет категории падежа, а с артиклем - есть, её маркер - את. (Разумеется, возможны и другие интерпретации, например, считать את ה- единым определённым артиклем для прямого дополнения и вообще обойтись без падежа).
А наша зав.столовой стала делать кошерные булочки с маком, каковые и украшают рабочий стол.
Разрешонный зароботок Шнорера?
2010-01-13 22:35
Подскажите пожалуйста сколько процентов от собранной цдоки имеет право забрать себе шнорер? Раньше я слышал что до 45% Но так ли это и откуда это учится?
Доля шнорера?
2010-01-13 22:35
Подскажите пожалуйста сколько процентов от собранной цдоки имеет право забрать себе шнорер? Раньше я слышал что до 45% Но так ли это и откуда это учится?
Поскольку вопрос «всплывает» не в первый раз…
2010-01-13 22:35
Холодное копчение -- бишуль? Законы бишуль нохри актуальны? Горячее копчение -- бишуль? Законы бишуль нохри актуальны?
Что-бы мы говорили об одном и том-же и не спорили о терминах --- Копчение — Википедия
Интересуют ссылки не "личные впечатления" (их есть у меня) и не абстрактные "все поским кажется считают, что..", а конкретные авторитетные ссылки на конкретных авторитетных равов. Спасибо.
Недельная глава «Ваэра»
2010-01-14 00:35 «И прекратились громы и град, и дождь не лился на землю». Раши предлагает два уточнения: I. «Не достигал земли», 2. «Не проливался на землю». Это означает следующее: как только фараон пообещал отпустить евреев, казнь под названием «барад» (дождь вместе с градом и огнем) прекратилась. Если следовать первому уточнению, все, что лилось, застыло между небом и землей, ни одна капля не упала вниз.
Если идти по второму, ливень вообще перестал существовать. Сам Раши отмечает, что второй комментарий ему нравится больше. И то, и другое является чудом. Несмотря на то, что чудеса Творца стоят выше человеческого понимания, они подчиняются определенным законам.
Один из них звучит: «Всевышний не делает чудеса «просто так». Если нужно выбирать между чудесами, выбор Б-гa, скорее всего, падет на чудо, которое не очень нарушает природный порядок. На первый взгляд, вариант «не достигал земли», когда лед, огонь и дождь застыли в воздухе, выглядит более необычно и пугающе.
Можно сказать, что это чудо - «большее». Но так кажется, если смотреть на ситуацию снизу вверх, глазами человека. У народа Торы есть возможность взглянуть сверху вниз. Под этим углом град, который канул в небытие – явление более чудесное.
Оно, однако, противоречит правилу: «Всевышний дает, но назад не забирает». Если по слову Б-га в материальном мире появилась какая-то вещь (в нашем случае - «барад»), она приобретает право на существование и не может исчезнуть. Всевышний создал град, включил его в порядок времен и событий.
Вместе с Б-гом во всех временах Наши мудрецы говорят, что мир существует ради Торы и ради евреев. Читая, как раскаяние фараона и молитва Моше остановили град, мы можем понять что-то о дорогах своей тшувы. У нее есть несколько ступеней. Одна из самых высоких - тшува из любви к Б-гу. В этом случае и грех, и наказание, которое он влечет, стираются полностью. «Ливень не проливался», его не было...
Вопрос: каким образом следствие (наше раскаяние) может стереть причину (допущенный грех)? Ведь существует поток времени, текущий из прошлого в будущее. Ответ: еврей по сущности своей добр, свят и неразрывно связан с Творцом. Грех - это лишь уступка животному началу, бросающая тень на эту связь. Мы делаем тшуву и вновь раскрывается наше единство со Всевышним, который одновременно находится и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Поэтому тшува из любви отменяет и наказание, и сам грех. Тшува убирает их из всех времен.
Более низкая ступень - «тшува из страха». Человек боится наказания и прекращает грешить. В этом случае «барад» «не достигает земли», повисает в воздухе. Наказание присутствует в мире, но не может дотянуться до еврея...