Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Уроки идиш он-лайн


Уроки идиш он-лайн
2010-01-05 11:35

PR: Уроки идиш для начинающих он-лайн на сайте Шлойме Громана ([info]shlomo_groman):

Где учат таамим?
2010-01-05 12:35
Есть ли в Интернете толковый сайт, обучающий чтению Торы? (Требуется нусах Хабад. Но на толковые сайты посмотреть будет интересно вне зависимости от нусаха).

Политическое наблюдение
2010-01-05 13:35
Во время президенствования Буша, в наших, по преимуществу левых окрестностях, дворы домов пестрели транспорантиками типа "Руки прочь от Ирака", "Война - это не ответ", "Прекратить дурацкую войну". С тех пор президент поменялся, но война продолжается на том же уровне. При этом, транспорантики исчезли, как по волшебству. Лично мне в голову приходит такой вывод: Этим людям плевать и на Ирак, и на гибнущих солдат, если войну ведет "правильный" президент. Грустно, девушки...

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-01-04 15:38:52
2010-01-05 15:35
На тему недельного раздела "Шмот" - здесь и здесь
А здесь - новый взгляд (полный хидуш) на симаним, которые получил Моше-рабейну.

«Молитвы женщин»
2010-01-05 15:35

Мы обсуждаем новый проект – частичный перевод и издание книги "Молитвы женщин". Это сборник молитв (ортодоксальных), написанных женщинами или для женщин.

                UPD Эта книга не тфилот, а тхинот, т.е. она  не  НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
               стандартным молитвенником, в ней нет обычных молитв (Шма, Амида и т. д.),
               это именно СПЕЦИАЛЬНЫЕ молитвы для женщин по особым случаям,
               отсутствующим в обычном молитвеннике - см. примеры ниже

Книга стала бестселлером в Израиле и недавно вышла с английским переводом. Составитель – д-р Ализа Лави, преподаватель Университета Бар-Илан (мы, кстати, собираемся пригласить ее для выступления в проекте "Гости Маханаим" http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_296c7ngcjfd  . Если у вас есть к ней вопросы, это подходящий случай их задать).

(черновой перевод нескольких молитв из этой книги см. ниже)

 Вопросы:

1. Кажется ли вам этот проект интересным для русскоязычного читателя?

2. Ваши предложения по улучшению перевода

 


UPD2: добавлен еще один вариант перевода.

1. Молитва девушки, достигающей взрослости

 (Оригинальный текст на иврите -  стр. 51 книги - см.  http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_317ccd2sbcv Если возможно, предложите более хороший перевод названия молитвы)


Вариант 1.
Благословен Ты, Господь, за то что Ты создал меня женщиной,

За то, что Ты сотворил моё тело в мудрости ,

За то, что каждая часть его знает свой срок ,

И Ты сочетаешь все части воедино

И воплощаешь во мне зрелость и материнство,

И делаешь меня совершенной женщиной,

Знающей полноту мудрости творения.

Одари меня Твоими благословенными дарами

И соедини меня со всеми дочерьми Израиля.

И вот я пред Тобой

Полна радости и благодарности.


Вариант 2.

Благословен Ты, Господь, за то, что создал меня женщиной, что сотворил мое тело в мудрости.

За то, что каждый орган знает, когда наступает его время.

Ты же соединяешь все органы в единое целое,

И даровал мне созреть до зрелости и возможности материнства.

 

Теперь я полноценная женщина, ощущающая всю мудрость творения.

Ты одарил меня Своим благословенным даром,

Соединил меня со всеми женщинами Израиля.

Вот я вся перед Тобою, полная радостью и благодарностью.

 2.  Молитва женщины при отделении "питам" от этрога после праздника Суккот – в пожелание легкой беременности и родов

 (Оригинальный текст на иврите – стр. 305 книги, http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_321gg79sp24)


Вариант 1

Властитель Мира, из-за того, что Хава съела от Древа Познания, грех тот привёл смерть в мир.

И если бы я была в то время, то надеюсь, что не ела бы от него и не насладилась бы им – как не  испортила я этот этрог в семь дней прошедшего праздника, и лишь сегодня, когда уже нет в нём исполнения заповеди, можно пользоваться им.

И как я наслаждаюсь, съев питам от этого этрога, так я насладилась бы лишь видом Древа Познания, о котором сказал Бог Адаму и Хаве "Не ешь".

 И прими с милостью  мою мольбу и прошение,  чтобы не умерла я от этих родов, и одари меня младенцем в радости и без мук.

И чтобы не было ни мне, ни младенцу никакого вреда,  ибо Ты – Бог Спасающий.


Вариант 2.
Молитва женщины, когда она откусывает*  питам этрога после праздника Суккот (для легких родов)

Владыка мира! Из-за Евы, той, что съела плод древа Познания! Из-за этого ее греха пришла смерть в мир. Если бы я жила в то время, то я бы не ела его и даже бы не попробовала.
Вот как за все семь прошедших дней  праздника я не хотела сделать этот этрог негодным.  Сегодня я его сделала негодным, – но ведь на нем уже нет никакой заповеди.
Удовольствие, подобное тому, которое я получила, откусывая это питам,  я бы и тогда получила, разглядывая древо Познания.
Ибо Святой, Благословен Он, сказал: «Не ешь!», и я бы Его повеления не нарушила.
Прими великодушно мою молитву и просьбу, чтобы не умереть мне этими родами. Помоги мне родить легко и без мучений, чтобы ни со мной, ни с моим дитя не приключилось никакой беды. Ведь Ты – Бог-спаситель.
-------------------
* Именно так. См. Шперлинг-Шуб стр. 521.


3. Молитва жены р. Леви-Ицхака из Бердичева во время выпекания халы на субботу

 (Оригинальный текст на иврите – стр. 193, http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_319fr3qmdd9 )


Вариант 1

Властелин Мира, молю я пред Тобой, помоги мне, чтобы  когда мой муж Леви Ицхак благословит в субботу эти халы, то пусть он задумает те же каванот, что я задумала в то время, когда я замешиваю их и пеку.

Вариант 2
Владыка мира! Я прошу перед Тобою - ну помоги мне, чтобы, когда мой Леви Ицхак благословлял в субботу эти халы, чтобы на сердце у него было то же, что и у меня, когда я их замешивала и пекла.

Лист Талмуда для начинающих. Тема: страница из биографии царя
2010-01-06 01:35

Чисто познавательный материал. Ни слова дидактики, нравоучений или занудства. Поэтому можно не читать. - Пересказ составлен мной несколько лет назад.

(Read more ...)

Пшат при чтении Берешит
2010-01-06 01:35
Можно ли правильно понять простой прямой смысл (пшат), читая Берешит, без обращения к более сложному (драш)? Что об этом говорят хазаль? Если пшат возможен по отношению к книге Берешит, то почему во всех трудных местах комментаторы (например, здесь http://toldot.ru/tora/library/humash/bereshit/bereshit/) отказываются от пшата? Как можно переходить к сложному (к драшу), не поняв простого (пшата)?

Вода хрустальной чистоты
2010-01-06 01:35
Стадию недовольства родом человеческим Шнеур-Залман прошел удивительно рано. Ему было четыре-пять лет, когда к ним приехал погостить отец матери, мудрец и талмудист рабби Моше. Он спросил у мальчика:

– Что ты любишь? Ответ огорошил деда:

– Я люблю небесную лазурь, ведь ее-то люди не сумеют запачкать...

В те далекие времена грязь и сор людских душ лежали на поверхности, и отделить плохое от хорошего было не так сложно... В их краях жил гой, колдун по имени Аким. Рассерчав на местных жителей, он проклял источник, из которого пастухи поили скот. Вода там почернела, животные начали болеть, а у людей, искупавшихся в источнике, появлялась чесотка. В ту пору Шнеур-Залман гулял в саду с младшим братишкой Еудой-Лейбом. Малыш сказал, что съел яблоко вон с того дерева, и тут выяснилось, что еще не прошло нужное число лет со времени его посадки и, стало быть, это орла – плод, запрещенный Торой для еды.

Шнеур-Залман очень огорчился. Он сказал брату:

– Тебе нужно погрузиться в микву. Есть два вида погружений. Один выводит из нечистоты, а другой, более высокий, поднимает из будничности в святость...

– Где я найду микву? Ведь вода в источнике испорчена, -вздохнул праведный малыш.

– Я чувствую, что в этом холме скрывается источник, – сказал Шнеур-Залман. – Давай копать у его подножия.

Оказалось, что он прав. Из-под земли навстречу мальчикам стала подниматься вода – в изобилии, хрустальной чистоты. Мальчики прорыли канаву, и в мире появился новый ручей. Пастухи водили туда скот на водопой, хасиды погружались в микву...

Вскоре после бар-мицвы Шнеур-Залман поехал в Витебск, где муж его тетки, рабби Йосеф-Ицхак руководил ешивой. Занятия с ним доставили Шнеуру-Залману небывалое удовольствие. Они учили Гемару, Мидраши, книги по Кабале и философские сочинения. Пир мудрецов! Одна лишь странность: короткие дневную и вечернюю молитвы его дядя читал по несколько часов и при этом плакал. Хотя Шнеур-Залман готов был поручиться, что никакой беды у него не было. Напротив, уважаемый всеми еврей, гаон, светоч Торы...

Мальчик спросил родича, почему он молится так долго и со слезами. Тот ответил:

– Ты подрастешь немного и поймешь, как мало мы знаем и как много грязи и сора в душе...

Шнеур-Залман стал замечать, что на свете водятся люди, которые заняты поисками родника с живой водой в собственной душе. Это занятие болезненное и отнимает много сил. И, самое главное, никто не ждет и не просит, чтобы ты взвалил на себя эту муку. Желание рождается где-то внутри.

Этой хворью страдали многие друзья его отца. Шнеур-Залман не знал, что они скрытые праведники, хасиды, люди, для которых чистота сердца на первом месте, а ученость на втором. Ему никто ничего не подсказывал. Ученики Бешта строго хранили тайну. Они надеялись, что Шнеур-Залман отыщет дорогу сам.

р. Штейнзальц vs Пшат
2010-01-06 09:35
“Каждый, кто углубляется в мидраши мудрецов, не может не заметить того обстоятельства, что они применяют различные способы истолкования текста Писания, не обращая никакого внимания на пшат. Их, кажется, нисколько не смущает явное «искажение» простого смысла слов, при котором возможны любые «анахронизмы». Но объяснение этого очень простое: мудрецам вообще не был знаком термин пшат в его [...]

Уроки идиш он-лайн
2010-01-05 11:35

PR: Уроки идиш для начинающих он-лайн на сайте Шлойме Громана ([info]shlomo_groman):

Где учат таамим?
2010-01-05 12:35
Есть ли в Интернете толковый сайт, обучающий чтению Торы? (Требуется нусах Хабад. Но на толковые сайты посмотреть будет интересно вне зависимости от нусаха).

Политическое наблюдение
2010-01-05 13:35
Во время президенствования Буша, в наших, по преимуществу левых окрестностях, дворы домов пестрели транспорантиками типа "Руки прочь от Ирака", "Война - это не ответ", "Прекратить дурацкую войну". С тех пор президент поменялся, но война продолжается на том же уровне. При этом, транспорантики исчезли, как по волшебству. Лично мне в голову приходит такой вывод: Этим людям плевать и на Ирак, и на гибнущих солдат, если войну ведет "правильный" президент. Грустно, девушки...

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-01-04 15:38:52
2010-01-05 15:35
На тему недельного раздела "Шмот" - здесь и здесь
А здесь - новый взгляд (полный хидуш) на симаним, которые получил Моше-рабейну.

«Молитвы женщин»
2010-01-05 15:35

Мы обсуждаем новый проект – частичный перевод и издание книги "Молитвы женщин". Это сборник молитв (ортодоксальных), написанных женщинами или для женщин.

                UPD Эта книга не тфилот, а тхинот, т.е. она  не  НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
               стандартным молитвенником, в ней нет обычных молитв (Шма, Амида и т. д.),
               это именно СПЕЦИАЛЬНЫЕ молитвы для женщин по особым случаям,
               отсутствующим в обычном молитвеннике - см. примеры ниже

Книга стала бестселлером в Израиле и недавно вышла с английским переводом. Составитель – д-р Ализа Лави, преподаватель Университета Бар-Илан (мы, кстати, собираемся пригласить ее для выступления в проекте "Гости Маханаим" http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_296c7ngcjfd  . Если у вас есть к ней вопросы, это подходящий случай их задать).

(черновой перевод нескольких молитв из этой книги см. ниже)

 Вопросы:

1. Кажется ли вам этот проект интересным для русскоязычного читателя?

2. Ваши предложения по улучшению перевода

 


UPD2: добавлен еще один вариант перевода.

1. Молитва девушки, достигающей взрослости

 (Оригинальный текст на иврите -  стр. 51 книги - см.  http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_317ccd2sbcv Если возможно, предложите более хороший перевод названия молитвы)


Вариант 1.
Благословен Ты, Господь, за то что Ты создал меня женщиной,

За то, что Ты сотворил моё тело в мудрости ,

За то, что каждая часть его знает свой срок ,

И Ты сочетаешь все части воедино

И воплощаешь во мне зрелость и материнство,

И делаешь меня совершенной женщиной,

Знающей полноту мудрости творения.

Одари меня Твоими благословенными дарами

И соедини меня со всеми дочерьми Израиля.

И вот я пред Тобой

Полна радости и благодарности.


Вариант 2.

Благословен Ты, Господь, за то, что создал меня женщиной, что сотворил мое тело в мудрости.

За то, что каждый орган знает, когда наступает его время.

Ты же соединяешь все органы в единое целое,

И даровал мне созреть до зрелости и возможности материнства.

 

Теперь я полноценная женщина, ощущающая всю мудрость творения.

Ты одарил меня Своим благословенным даром,

Соединил меня со всеми женщинами Израиля.

Вот я вся перед Тобою, полная радостью и благодарностью.

 2.  Молитва женщины при отделении "питам" от этрога после праздника Суккот – в пожелание легкой беременности и родов

 (Оригинальный текст на иврите – стр. 305 книги, http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_321gg79sp24)


Вариант 1

Властитель Мира, из-за того, что Хава съела от Древа Познания, грех тот привёл смерть в мир.

И если бы я была в то время, то надеюсь, что не ела бы от него и не насладилась бы им – как не  испортила я этот этрог в семь дней прошедшего праздника, и лишь сегодня, когда уже нет в нём исполнения заповеди, можно пользоваться им.

И как я наслаждаюсь, съев питам от этого этрога, так я насладилась бы лишь видом Древа Познания, о котором сказал Бог Адаму и Хаве "Не ешь".

 И прими с милостью  мою мольбу и прошение,  чтобы не умерла я от этих родов, и одари меня младенцем в радости и без мук.

И чтобы не было ни мне, ни младенцу никакого вреда,  ибо Ты – Бог Спасающий.


Вариант 2.
Молитва женщины, когда она откусывает*  питам этрога после праздника Суккот (для легких родов)

Владыка мира! Из-за Евы, той, что съела плод древа Познания! Из-за этого ее греха пришла смерть в мир. Если бы я жила в то время, то я бы не ела его и даже бы не попробовала.
Вот как за все семь прошедших дней  праздника я не хотела сделать этот этрог негодным.  Сегодня я его сделала негодным, – но ведь на нем уже нет никакой заповеди.
Удовольствие, подобное тому, которое я получила, откусывая это питам,  я бы и тогда получила, разглядывая древо Познания.
Ибо Святой, Благословен Он, сказал: «Не ешь!», и я бы Его повеления не нарушила.
Прими великодушно мою молитву и просьбу, чтобы не умереть мне этими родами. Помоги мне родить легко и без мучений, чтобы ни со мной, ни с моим дитя не приключилось никакой беды. Ведь Ты – Бог-спаситель.
-------------------
* Именно так. См. Шперлинг-Шуб стр. 521.


3. Молитва жены р. Леви-Ицхака из Бердичева во время выпекания халы на субботу

 (Оригинальный текст на иврите – стр. 193, http://docs.google.com/View?id=dcjbfrwk_319fr3qmdd9 )


Вариант 1

Властелин Мира, молю я пред Тобой, помоги мне, чтобы  когда мой муж Леви Ицхак благословит в субботу эти халы, то пусть он задумает те же каванот, что я задумала в то время, когда я замешиваю их и пеку.

Вариант 2
Владыка мира! Я прошу перед Тобою - ну помоги мне, чтобы, когда мой Леви Ицхак благословлял в субботу эти халы, чтобы на сердце у него было то же, что и у меня, когда я их замешивала и пекла.

Лист Талмуда для начинающих. Тема: страница из биографии царя
2010-01-06 01:35

Чисто познавательный материал. Ни слова дидактики, нравоучений или занудства. Поэтому можно не читать. - Пересказ составлен мной несколько лет назад.

(Read more ...)

Пшат при чтении Берешит
2010-01-06 01:35
Можно ли правильно понять простой прямой смысл (пшат), читая Берешит, без обращения к более сложному (драш)? Что об этом говорят хазаль? Если пшат возможен по отношению к книге Берешит, то почему во всех трудных местах комментаторы (например, здесь http://toldot.ru/tora/library/humash/bereshit/bereshit/) отказываются от пшата? Как можно переходить к сложному (к драшу), не поняв простого (пшата)?

Вода хрустальной чистоты
2010-01-06 01:35
Стадию недовольства родом человеческим Шнеур-Залман прошел удивительно рано. Ему было четыре-пять лет, когда к ним приехал погостить отец матери, мудрец и талмудист рабби Моше. Он спросил у мальчика:

– Что ты любишь? Ответ огорошил деда:

– Я люблю небесную лазурь, ведь ее-то люди не сумеют запачкать...

В те далекие времена грязь и сор людских душ лежали на поверхности, и отделить плохое от хорошего было не так сложно... В их краях жил гой, колдун по имени Аким. Рассерчав на местных жителей, он проклял источник, из которого пастухи поили скот. Вода там почернела, животные начали болеть, а у людей, искупавшихся в источнике, появлялась чесотка. В ту пору Шнеур-Залман гулял в саду с младшим братишкой Еудой-Лейбом. Малыш сказал, что съел яблоко вон с того дерева, и тут выяснилось, что еще не прошло нужное число лет со времени его посадки и, стало быть, это орла – плод, запрещенный Торой для еды.

Шнеур-Залман очень огорчился. Он сказал брату:

– Тебе нужно погрузиться в микву. Есть два вида погружений. Один выводит из нечистоты, а другой, более высокий, поднимает из будничности в святость...

– Где я найду микву? Ведь вода в источнике испорчена, -вздохнул праведный малыш.

– Я чувствую, что в этом холме скрывается источник, – сказал Шнеур-Залман. – Давай копать у его подножия.

Оказалось, что он прав. Из-под земли навстречу мальчикам стала подниматься вода – в изобилии, хрустальной чистоты. Мальчики прорыли канаву, и в мире появился новый ручей. Пастухи водили туда скот на водопой, хасиды погружались в микву...

Вскоре после бар-мицвы Шнеур-Залман поехал в Витебск, где муж его тетки, рабби Йосеф-Ицхак руководил ешивой. Занятия с ним доставили Шнеуру-Залману небывалое удовольствие. Они учили Гемару, Мидраши, книги по Кабале и философские сочинения. Пир мудрецов! Одна лишь странность: короткие дневную и вечернюю молитвы его дядя читал по несколько часов и при этом плакал. Хотя Шнеур-Залман готов был поручиться, что никакой беды у него не было. Напротив, уважаемый всеми еврей, гаон, светоч Торы...

Мальчик спросил родича, почему он молится так долго и со слезами. Тот ответил:

– Ты подрастешь немного и поймешь, как мало мы знаем и как много грязи и сора в душе...

Шнеур-Залман стал замечать, что на свете водятся люди, которые заняты поисками родника с живой водой в собственной душе. Это занятие болезненное и отнимает много сил. И, самое главное, никто не ждет и не просит, чтобы ты взвалил на себя эту муку. Желание рождается где-то внутри.

Этой хворью страдали многие друзья его отца. Шнеур-Залман не знал, что они скрытые праведники, хасиды, люди, для которых чистота сердца на первом месте, а ученость на втором. Ему никто ничего не подсказывал. Ученики Бешта строго хранили тайну. Они надеялись, что Шнеур-Залман отыщет дорогу сам.

р. Штейнзальц vs Пшат
2010-01-06 09:35
“Каждый, кто углубляется в мидраши мудрецов, не может не заметить того обстоятельства, что они применяют различные способы истолкования текста Писания, не обращая никакого внимания на пшат. Их, кажется, нисколько не смущает явное «искажение» простого смысла слов, при котором возможны любые «анахронизмы». Но объяснение этого очень простое: мудрецам вообще не был знаком термин пшат в его [...]


В избранное