Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

За что?! (про Гаити)


За что?! (про Гаити)
2010-01-20 10:35
Замечательный раввин Шейс Тауб написал на днях очень сильную статью о землятресении на Гаити. Под катом мой перевод.

Нам с вами, к счастью, очень трудно по настоящему понять, что это значит –землетрясение силою семь баллов в густонаселенной местности. Еще труднее представить это, когда большинство пострадавших и до этого жили в условиях, куда ниже средних…

Гаити считается самой бедной страной на обоих Американских континентах. Примерно треть их валового национального дохода – иностранная помощь. Эта страна страдала от эпидемий, войн, ураганов, теперь вот – землетрясение. Это просто невероятно. Если кто-то скажет, что он это понимает, то он таки ничего не понимает.

Большинство нормальных людей прореагируют с состраданием. Мы будем жалеть миллионы людей, оставшихся без дома, ищущих потерянные семьи, лишенных даже самых минимальных ресурсов. Многие из нас постараются помочь спасательным работам, переведя по интернету свои пожертвования.

Но будут такие, хотя их и очень, очень мало, что решат объяснить нам значение этого бедствия. Они попытаются извлечь моральный урок из того, что случилось. Может быть, они даже смогут найти какие-нибудь причины, по которым гаитяне заслужили такое ужасное невезение. Они уже делали это и после урагана Катрина, и после цунами. Они умеют быстро разобраться в том, почему люди страдают, и продемонстрировать, что все жертвы это устрашающий пример Б-жественного гнева для всех нас.

Пожалуйста, не слушайте тех, кто пользуется людскими страданиями для своих ораторских упражнений!

Они будут говорить, что Б-г хочет нам что-то сказать, и если мы Его не послушаем, то Он продолжит посылать бедствия.

Я знаю это, потому что так они реагируют на любую трагедию, привлекшую внимание мира.

Но они никогда не признают того, что мы просто не имеем понятия, почему это произошло. Мы совершенно не знаем, почему Б-г это сделал. Не существует ответов, которые мы смогли бы понять.

Как же мы, верующие люди, должны прореагировать? Я имею в виду, кроме нашей помощи и нашего сострадания. В каком свете мы должны видеть эти события?

Буквально на прошлой неделе, во всех еврейских ощинах мира читали первую главу книги Шмот (Исход) – главу, которая заканчивается жалобой Моше Всевышнему: «Зачем сделал Ты зло этому народу?»

Ответ на этот вопрос появляется вначале следующей недельной главы Торы, где Б-г говорит, что праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков тоже имели причины жаловаться, но никогда этого не делали. Другими словами, Б-г не ответил на вопрос. Наоборот, Он говорит Моше, что с другой точки зрения – точки зрения праотцов – такой вопрос даже не мог бы возникнуть.

Это на самом деле весьма примечательно! Б-г так и не ответил на вопрос.

Потому ли это, что Б-г знал, что Моше не сможет понять ответ... или потому что Он знал, что сможет?

Мы не можем чуствовать себя комфортабельно, видя человеческие страдания. И мы уж точно не можем объяснять их рационально, или еще хуже, использовать фальшивое благочестие чтобы смело объяснять необъяснимое.

Есть ли у Б-га план? Да. Знает ли Он, что делает? Да.

Способны ли мы объяснить все это? Если да, то мы просто покажем, что потеряли не только сердце, но и разум.

Приглашаем авторов статей
2010-01-20 11:35
Магазин Еврейской Книги на Русском языке приглашает к сотрудничеству писателей на платной основе. Мы готовы оплачивать авторские статьи, очерки, обзоры и рецензии на книги нашего интернет магазина JewishBook.ca.

Читайте условия здесь.

С рабочего стола
2010-01-20 14:35
«Возьми твоего сына בנך». Сказал Ему [Авраѓам]: «Два сына у меня!» Сказал ему [Всевышний]: «Твоего единственного». «Но ведь каждый из них единственный у своей матери!», – сказал Ему [Авраѓам]. Сказал ему [Всевышний]: «Которого ты любишь». – «Но я люблю обоих!» Сказал ему [Всевышний]: «Ицхака». (Санѓедрин 89б).
С точки зрения лингвиста, спор идёт о референциальном статусе. По мнению Авраѓама, притяжательный местоименный суффикс обладает слабой определённостью (в терминологии Падучевой): при том, что обоим участникам диалога известно (пресуппозиция), что у Авраѓама два сына, референт сочетания «имя + притяжательный местоименный суффикс» известен говорящему и не известен адресату, как если бы было сказано "возьми кое-кого из твоих сыновей". По мнению же Всевышнего, имя с местоименным суффиксом окказионально дейктически определено.

Приглашаем авторов статей
2010-01-20 14:35
Еврейская Книга на Русском языке нуждается в авторах для написания статей, очерков, обзоров и рецензий. Читайте условия здесь.

Фильм «Кадош»
2010-01-20 16:35
Все смотрели фильм Амоса Гитая "Кадош".
Я где-то слышал, что не все там правда. Кое каких моментов не может быть в жизни. К примеру религиозные люди таки да ходят к врачу.

Что из показаного в фильме не может быть на самом деле?

Недельная глава «Бо» от Ханы Задиран
2010-01-20 20:35
Урок [info]hanazelda 
http://rghost.ru/863343

Приятного прослушивания!

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-01-20 17:10:11
2010-01-21 00:35
"Что такое хорошо и что такое подлость. Про политику политиков и политику не политиков. Рулон туалетной бумаги. Азбука иудаизма. Введение 3"
http://jidovska-morda.livejournal.com/3713.html#cutid1

Може кому будет интересно, а кому и полезно (всякое бывает).

Недельная глава «Бо»
2010-01-21 00:35
«И вот, когда спросит тебя завтра сын твой…»
Раши объясняет эти строки так: «Есть «завтра», которое сейчас, и есть «завтра» спустя длительное время.» Поначалу это объяснение звучит предельно ясно. Есть ближнее будущее, «завтра» в буквальном смысле слова – или даже сегодня, если произошло некое событие, и сын просит разъяснить какие-то детали. И есть также будущее отдаленное – прошли сотни лет, многое стерлось из памяти. Поэтому отец должен передать ребенку «ключ к прошлому», общее понимание тех событий, а также их связь с определенными заповедями и обычаями Торы.

В нашей недельной главе вопрос сына звучит дважды.
В первый раз он касается законов Песах. «И когда скажут вам сыновья ваши «Что это за служение у вас?», скажите: это жертва Песах Всевышнему, который не тронул жилища сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян».

Второй раз речь идет о выкупе первенца. «И вот, когда спросит тебя завтра сын твой «Что это?», то скажи ему: «Рукою сильной вывел нас Всевышний из Египта.»

Несмотря на то, что вопросы и ответы почти совпадают, перед нами два вида «завтра». В первом случае сыновья, вероятно, участвовали в Исходе, и сами видели чудеса Творца. Поэтому их интересует вопрос служения: как приносить пасхальную жертву и исполнять другие заповеди этого праздника.
Во втором случае «завтра», это когда сменилась эпоха и у людей появился другой взгляд на мир, другие интересы. Поэтому все, что связано с Исходом, с выходом из галута, они встречают изумленным «Что это?»

Большое еврейство
Если разобраться, два вида «завтра» отличаются не числом прожитых дней, лет, или даже столетий. В одном «завтра» связь сына с отцом сохраняется. Сын может быть способным учеником или отставать в учебе, он способен, не отрываясь, сидеть над книгой или начнет убегать с уроков. Но в любом случае он связан с Торой, деревом жизни, он часть Большого еврейства. Наша задача в том, чтобы приблизить его к Торе и Творцу еще больше. Она облегчается тем, что даже самый нерадивый ученик знает, где верх, а где низ, где правда, а где неправда. Он также хорошо понимает, что отец хочет подключить его к поколениям мудрецов и праведников, к Моше-рабейну, к самому Всевышнему.

В другом «завтра» сын рад забыть о Торе, и хочет покинуть еврейство навсегда. Он знать не хочет отца с его советами, а строгое соблюдение заповедей вызывает у него гнев. Знаменитое «что это?» он произносит с раздражением и насмешкой. Но Всевышний продолжает называть его сыном – и, значит, мы, народ Б-га, несем ответственность за его судьбу.

Спокойно и терпеливо нужно отвечать на его сердитые вопросы, понимая, что рано или поздно, он займет свое место в наших рядах. И, может быть, даже этот ряд будет первым.

Евреи называются «армией Всевышнего», причем это слово, «армия» употребляется во множественном числе. Еврейское воинство состоит из различных войск, а также из различных видов еврейских душ. Ни одна из них не будет лишней, и когда все соберутся, Мошиах займет место на своем троне. Пусть это будет совсем скоро, сейчас а не завтра!..

С рабочего стола
2010-01-21 00:35
«Возьми твоего сына בנך». Сказал Ему [Авраѓам]: «Два сына у меня!» Сказал ему [Всевышний]: «Твоего единственного». «Но ведь каждый из них единственный у своей матери!», – сказал Ему [Авраѓам]. Сказал ему [Всевышний]: «Которого ты любишь». – «Но я люблю обоих!» Сказал ему [Всевышний]: «Ицхака». (Санѓедрин 89б).
С точки зрения лингвиста, спор идёт о референциальном статусе. По мнению Авраѓама, Всевышний считает, что притяжательный местоименный суффикс обладает слабой определённостью (в терминологии Падучевой): при том, что обоим участникам диалога известно (пресуппозиция), что у Авраѓама два сына, референт сочетания «имя + притяжательный местоименный суффикс» известен говорящему и не известен адресату, как если бы было сказано "возьми кое-кого из твоих сыновей". Сам же Авраѓам полагает, что имя с местоименным суффиксом окказионально дейктически определено: если у меня два сына, то выражение "твой сын" неточно.

Уроки идиш он-лайн
2010-01-21 05:35

Уроки идиш для начинающих он-лайн на сайте Шлойме Громана ([info]shlomo_groman):

Тексты к песням Реб Йом-Това Эрлеха он-лайн
2010-01-21 05:35

[Реб Йом Тов Эрлех за"ль]
Реб Йом Тов Эрлех за"ль
В сети обнаружились тексты для некоторых
альбомов Реб Йом Това Эрлеха:



Пример - "Чубчик" (спряжения на том сайте хромают - постепенно поправлю):

Unfortunately your browser doesn't normally support audio tag with Ogg Virbis format. You can install the latest version of Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera 10.50 or newer, or any other browser with proper audio tag and Ogg Vorbis support. If you use Apple Safari, you can enable Ogg Vorbis support for audio tag with Xiph QuickTime plugin. If you use Internet Explorer - you are out of luck at present time and can try opening the direct link to the file (see below) or better choose more modern browser.
http://shtetl.koshergate.org/lider/yom_tov_erlech/tshuve/tshuve_chupchik.ogg


טשופטשיק

טשופטשיק טשופטשיק, טשופטשיק קוטשוראַווי
ער האט א טשופ פון שווארצע שיינע האר
געבוירן אין רוסלאנד אין דער שטאט פּאָלטאַווע
א יתום געבליבן צו אנדערהאלבן יאר

מיט די יתומים האט ער זיך ערצויגן
זיין טאטע מאמע קיינמאל ניט געקענט
נישט געוואוסט פון וואנען האט ער זיינע שיינע אויגן
פון וואנען האט ער די איידעלע צוויי הענט

צו דרייצן יאָר האט ער גענומען שטייגן
אין פאבריק זיך ארבייטן געשטעלט
זיך אויסגעלערנט הונגערן און שווייגן
זיך אויסגעלערנט צו פיינט האבן די וועלט

ווען עס האט זיך די מלחמה אנגעפאנגען
איז ער געווארן אן אפיציר א העלד
איינמאל איז ער אין א שטורעם זיך געגאנגען
געבליבן ליגן א פארוואונדעטער אין פעלד

געפאנגען האבן איהם די דייטשן די באנדיטן
און פאר א אידן האט מען איהם דערקענט
און אפגעשיקט אין לאגער צו די אידן
און מיט אידן דארט האט ער זיך באקענט

איינער א איד האט איהם דערציילט דעם וואונדער
אז אידן האבן דאך א גרויסן שם
מען שלאגט און מען שלאגט און זיי גייען גארניט אונטער
און זיי ווערן נאר שטארקערער פון דעם

א צווייטער איד האט איהם דערציילט מיט מורא
אז אידן האבן אויך א שיינע לאנד
און א אלטער רב איהם דערציילט פונעם גרויסן בורא
וואס יעדנס לעבן עס ליגט ביי איהם אין האנט

ווען טשופטשיק האט זיך פון דעם געטאן דערוויסן
האט ער די אידן שנעל ארגאניזירט
און ביינאכט די פּלויטן דורכגעריסן
און אין וואלד האט ער זיי אוועקגעפירט

פּאַרטיזאַנער זענען זיי געווארן
און פון שונא געמאכט א גרויסן תל
אויפגעריסן ווי א טריין וואס האט געפארן
און אויפגעריסן ווי נאר א טונעל

נאך דער מלחמה האבן דיפּלאָמאַטן
איהם פארבעטן קיין רוסלאנד צוריק
טשופטשיק האט זיי געוויזן זיין גרויסן טלית קטן
און געזאגט זיי איך בין מוחל אייער גליק

טשופטשיק וואוינט היינט אין ירושלים
און מען רופט איהם אברהם דער פארטיזאן
ער וואקסט אין תורה און יראת שמים
און א משפחה איז אויך ביי איהם פארהאן

אין ארץ ישראל פרעמדע ווינטן בלאזן
סאלדאטן טאנקען וואו מען שטייט אין גייט
נישט א איד טאר זיך אויף דעם פארלאזן
מען פרייט זיך נעבעך מיט דעם פאלשן פרייד.

טשופטשיק זאגט, ער וויל פון דעם נישט קאנען
נישט צוליב דעם בין איך געקומען דא אהער
נישט כדאי געווען די זעקס מיליאנען,
פאר א היטל פון אן אפיצער

איך בין געווען אן אפיצער א גוטער
איך האב געקעמפט אויף דער לופט און אויף דער ערד
פאר די עראפלאנען גיב איך נישט קיין פרוטה
און די טאנקען זיינען גארנישט ווערד

מיליאנען פיינט שטייען גרייט און דערהויבן
זיי קאנען האבן אפיצערן מיט געווער
העלפן קאן נאר איין גענעראל פון אויבן
דער קליינער תהלים איז דער איינציגער געווער

מיט געדולד ווארט איך אויף דער ישועה
די גאולה איז פארזייט שוין אויף דער וועלט
נאר איידער עס וואקסט ארויס די גוטע תבואה
ווילדע גראזן וואקסן אויפן פעלד

שטעכעדיגע דערנער וואקסן דארט כסדר
און פון גארטן מאכן זיי א תל
דער בעל הבית קומט מאכן באלד א סדר
און די תבואה וועט וואקסן פיין און שנעל

ציון ציון דו וועסט זיין צופרידן
מען וועט פון דיר באלד אראפנעמען די שאנד
און אלע וועלן זען ווי שיין עס זיינען אידן
און צו וועמען עס באלאנגט די שיינע לאנד

און אלע וועלן זען ווי שיין עס זיינען אידן
און צו וועמען עס באלאנגט די שיינע לאנד

Аудиоархив диалектов идиш он-лайн
2010-01-21 07:35

Уроки идиш он-лайн
2010-01-21 07:35

Уроки идиш для начинающих он-лайн на сайте Шлойме Громана ([info]shlomo_groman):

За что?! (про Гаити)
2010-01-20 10:35
Замечательный раввин Шейс Тауб написал на днях очень сильную статью о землятресении на Гаити. Под катом мой перевод.

Нам с вами, к счастью, очень трудно по настоящему понять, что это значит –землетрясение силою семь баллов в густонаселенной местности. Еще труднее представить это, когда большинство пострадавших и до этого жили в условиях, куда ниже средних…

Гаити считается самой бедной страной на обоих Американских континентах. Примерно треть их валового национального дохода – иностранная помощь. Эта страна страдала от эпидемий, войн, ураганов, теперь вот – землетрясение. Это просто невероятно. Если кто-то скажет, что он это понимает, то он таки ничего не понимает.

Большинство нормальных людей прореагируют с состраданием. Мы будем жалеть миллионы людей, оставшихся без дома, ищущих потерянные семьи, лишенных даже самых минимальных ресурсов. Многие из нас постараются помочь спасательным работам, переведя по интернету свои пожертвования.

Но будут такие, хотя их и очень, очень мало, что решат объяснить нам значение этого бедствия. Они попытаются извлечь моральный урок из того, что случилось. Может быть, они даже смогут найти какие-нибудь причины, по которым гаитяне заслужили такое ужасное невезение. Они уже делали это и после урагана Катрина, и после цунами. Они умеют быстро разобраться в том, почему люди страдают, и продемонстрировать, что все жертвы это устрашающий пример Б-жественного гнева для всех нас.

Пожалуйста, не слушайте тех, кто пользуется людскими страданиями для своих ораторских упражнений!

Они будут говорить, что Б-г хочет нам что-то сказать, и если мы Его не послушаем, то Он продолжит посылать бедствия.

Я знаю это, потому что так они реагируют на любую трагедию, привлекшую внимание мира.

Но они никогда не признают того, что мы просто не имеем понятия, почему это произошло. Мы совершенно не знаем, почему Б-г это сделал. Не существует ответов, которые мы смогли бы понять.

Как же мы, верующие люди, должны прореагировать? Я имею в виду, кроме нашей помощи и нашего сострадания. В каком свете мы должны видеть эти события?

Буквально на прошлой неделе, во всех еврейских ощинах мира читали первую главу книги Шмот (Исход) – главу, которая заканчивается жалобой Моше Всевышнему: «Зачем сделал Ты зло этому народу?»

Ответ на этот вопрос появляется вначале следующей недельной главы Торы, где Б-г говорит, что праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков тоже имели причины жаловаться, но никогда этого не делали. Другими словами, Б-г не ответил на вопрос. Наоборот, Он говорит Моше, что с другой точки зрения – точки зрения праотцов – такой вопрос даже не мог бы возникнуть.

Это на самом деле весьма примечательно! Б-г так и не ответил на вопрос.

Потому ли это, что Б-г знал, что Моше не сможет понять ответ... или потому что Он знал, что сможет?

Мы не можем чуствовать себя комфортабельно, видя человеческие страдания. И мы уж точно не можем объяснять их рационально, или еще хуже, использовать фальшивое благочестие чтобы смело объяснять необъяснимое.

Есть ли у Б-га план? Да. Знает ли Он, что делает? Да.

Способны ли мы объяснить все это? Если да, то мы просто покажем, что потеряли не только сердце, но и разум.

Приглашаем авторов статей
2010-01-20 11:35
Магазин Еврейской Книги на Русском языке приглашает к сотрудничеству писателей на платной основе. Мы готовы оплачивать авторские статьи, очерки, обзоры и рецензии на книги нашего интернет магазина JewishBook.ca.

Читайте условия здесь.

С рабочего стола
2010-01-20 14:35
«Возьми твоего сына בנך». Сказал Ему [Авраѓам]: «Два сына у меня!» Сказал ему [Всевышний]: «Твоего единственного». «Но ведь каждый из них единственный у своей матери!», – сказал Ему [Авраѓам]. Сказал ему [Всевышний]: «Которого ты любишь». – «Но я люблю обоих!» Сказал ему [Всевышний]: «Ицхака». (Санѓедрин 89б).
С точки зрения лингвиста, спор идёт о референциальном статусе. По мнению Авраѓама, притяжательный местоименный суффикс обладает слабой определённостью (в терминологии Падучевой): при том, что обоим участникам диалога известно (пресуппозиция), что у Авраѓама два сына, референт сочетания «имя + притяжательный местоименный суффикс» известен говорящему и не известен адресату, как если бы было сказано "возьми кое-кого из твоих сыновей". По мнению же Всевышнего, имя с местоименным суффиксом окказионально дейктически определено.

Приглашаем авторов статей
2010-01-20 14:35
Еврейская Книга на Русском языке нуждается в авторах для написания статей, очерков, обзоров и рецензий. Читайте условия здесь.

Фильм «Кадош»
2010-01-20 16:35
Все смотрели фильм Амоса Гитая "Кадош".
Я где-то слышал, что не все там правда. Кое каких моментов не может быть в жизни. К примеру религиозные люди таки да ходят к врачу.

Что из показаного в фильме не может быть на самом деле?

Недельная глава «Бо» от Ханы Задиран
2010-01-20 20:35
Урок [info]hanazelda 
http://rghost.ru/863343

Приятного прослушивания!

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-01-20 17:10:11
2010-01-21 00:35
"Что такое хорошо и что такое подлость. Про политику политиков и политику не политиков. Рулон туалетной бумаги. Азбука иудаизма. Введение 3"
http://jidovska-morda.livejournal.com/3713.html#cutid1

Може кому будет интересно, а кому и полезно (всякое бывает).

Недельная глава «Бо»
2010-01-21 00:35
«И вот, когда спросит тебя завтра сын твой…»
Раши объясняет эти строки так: «Есть «завтра», которое сейчас, и есть «завтра» спустя длительное время.» Поначалу это объяснение звучит предельно ясно. Есть ближнее будущее, «завтра» в буквальном смысле слова – или даже сегодня, если произошло некое событие, и сын просит разъяснить какие-то детали. И есть также будущее отдаленное – прошли сотни лет, многое стерлось из памяти. Поэтому отец должен передать ребенку «ключ к прошлому», общее понимание тех событий, а также их связь с определенными заповедями и обычаями Торы.

В нашей недельной главе вопрос сына звучит дважды.
В первый раз он касается законов Песах. «И когда скажут вам сыновья ваши «Что это за служение у вас?», скажите: это жертва Песах Всевышнему, который не тронул жилища сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян».

Второй раз речь идет о выкупе первенца. «И вот, когда спросит тебя завтра сын твой «Что это?», то скажи ему: «Рукою сильной вывел нас Всевышний из Египта.»

Несмотря на то, что вопросы и ответы почти совпадают, перед нами два вида «завтра». В первом случае сыновья, вероятно, участвовали в Исходе, и сами видели чудеса Творца. Поэтому их интересует вопрос служения: как приносить пасхальную жертву и исполнять другие заповеди этого праздника.
Во втором случае «завтра», это когда сменилась эпоха и у людей появился другой взгляд на мир, другие интересы. Поэтому все, что связано с Исходом, с выходом из галута, они встречают изумленным «Что это?»

Большое еврейство
Если разобраться, два вида «завтра» отличаются не числом прожитых дней, лет, или даже столетий. В одном «завтра» связь сына с отцом сохраняется. Сын может быть способным учеником или отставать в учебе, он способен, не отрываясь, сидеть над книгой или начнет убегать с уроков. Но в любом случае он связан с Торой, деревом жизни, он часть Большого еврейства. Наша задача в том, чтобы приблизить его к Торе и Творцу еще больше. Она облегчается тем, что даже самый нерадивый ученик знает, где верх, а где низ, где правда, а где неправда. Он также хорошо понимает, что отец хочет подключить его к поколениям мудрецов и праведников, к Моше-рабейну, к самому Всевышнему.

В другом «завтра» сын рад забыть о Торе, и хочет покинуть еврейство навсегда. Он знать не хочет отца с его советами, а строгое соблюдение заповедей вызывает у него гнев. Знаменитое «что это?» он произносит с раздражением и насмешкой. Но Всевышний продолжает называть его сыном – и, значит, мы, народ Б-га, несем ответственность за его судьбу.

Спокойно и терпеливо нужно отвечать на его сердитые вопросы, понимая, что рано или поздно, он займет свое место в наших рядах. И, может быть, даже этот ряд будет первым.

Евреи называются «армией Всевышнего», причем это слово, «армия» употребляется во множественном числе. Еврейское воинство состоит из различных войск, а также из различных видов еврейских душ. Ни одна из них не будет лишней, и когда все соберутся, Мошиах займет место на своем троне. Пусть это будет совсем скоро, сейчас а не завтра!..

С рабочего стола
2010-01-21 00:35
«Возьми твоего сына בנך». Сказал Ему [Авраѓам]: «Два сына у меня!» Сказал ему [Всевышний]: «Твоего единственного». «Но ведь каждый из них единственный у своей матери!», – сказал Ему [Авраѓам]. Сказал ему [Всевышний]: «Которого ты любишь». – «Но я люблю обоих!» Сказал ему [Всевышний]: «Ицхака». (Санѓедрин 89б).
С точки зрения лингвиста, спор идёт о референциальном статусе. По мнению Авраѓама, Всевышний считает, что притяжательный местоименный суффикс обладает слабой определённостью (в терминологии Падучевой): при том, что обоим участникам диалога известно (пресуппозиция), что у Авраѓама два сына, референт сочетания «имя + притяжательный местоименный суффикс» известен говорящему и не известен адресату, как если бы было сказано "возьми кое-кого из твоих сыновей". Сам же Авраѓам полагает, что имя с местоименным суффиксом окказионально дейктически определено: если у меня два сына, то выражение "твой сын" неточно.

Уроки идиш он-лайн
2010-01-21 05:35

Уроки идиш для начинающих он-лайн на сайте Шлойме Громана ([info]shlomo_groman):

Тексты к песням Реб Йом-Това Эрлеха он-лайн
2010-01-21 05:35

[Реб Йом Тов Эрлех за"ль]
Реб Йом Тов Эрлех за"ль
В сети обнаружились тексты для некоторых
альбомов Реб Йом Това Эрлеха:



Пример - "Чубчик" (спряжения на том сайте хромают - постепенно поправлю):

Unfortunately your browser doesn't normally support audio tag with Ogg Virbis format. You can install the latest version of Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera 10.50 or newer, or any other browser with proper audio tag and Ogg Vorbis support. If you use Apple Safari, you can enable Ogg Vorbis support for audio tag with Xiph QuickTime plugin. If you use Internet Explorer - you are out of luck at present time and can try opening the direct link to the file (see below) or better choose more modern browser.
http://shtetl.koshergate.org/lider/yom_tov_erlech/tshuve/tshuve_chupchik.ogg


טשופטשיק

טשופטשיק טשופטשיק, טשופטשיק קוטשוראַווי
ער האט א טשופ פון שווארצע שיינע האר
געבוירן אין רוסלאנד אין דער שטאט פּאָלטאַווע
א יתום געבליבן צו אנדערהאלבן יאר

מיט די יתומים האט ער זיך ערצויגן
זיין טאטע מאמע קיינמאל ניט געקענט
נישט געוואוסט פון וואנען האט ער זיינע שיינע אויגן
פון וואנען האט ער די איידעלע צוויי הענט

צו דרייצן יאָר האט ער גענומען שטייגן
אין פאבריק זיך ארבייטן געשטעלט
זיך אויסגעלערנט הונגערן און שווייגן
זיך אויסגעלערנט צו פיינט האבן די וועלט

ווען עס האט זיך די מלחמה אנגעפאנגען
איז ער געווארן אן אפיציר א העלד
איינמאל איז ער אין א שטורעם זיך געגאנגען
געבליבן ליגן א פארוואונדעטער אין פעלד

געפאנגען האבן איהם די דייטשן די באנדיטן
און פאר א אידן האט מען איהם דערקענט
און אפגעשיקט אין לאגער צו די אידן
און מיט אידן דארט האט ער זיך באקענט

איינער א איד האט איהם דערציילט דעם וואונדער
אז אידן האבן דאך א גרויסן שם
מען שלאגט און מען שלאגט און זיי גייען גארניט אונטער
און זיי ווערן נאר שטארקערער פון דעם

א צווייטער איד האט איהם דערציילט מיט מורא
אז אידן האבן אויך א שיינע לאנד
און א אלטער רב איהם דערציילט פונעם גרויסן בורא
וואס יעדנס לעבן עס ליגט ביי איהם אין האנט

ווען טשופטשיק האט זיך פון דעם געטאן דערוויסן
האט ער די אידן שנעל ארגאניזירט
און ביינאכט די פּלויטן דורכגעריסן
און אין וואלד האט ער זיי אוועקגעפירט

פּאַרטיזאַנער זענען זיי געווארן
און פון שונא געמאכט א גרויסן תל
אויפגעריסן ווי א טריין וואס האט געפארן
און אויפגעריסן ווי נאר א טונעל

נאך דער מלחמה האבן דיפּלאָמאַטן
איהם פארבעטן קיין רוסלאנד צוריק
טשופטשיק האט זיי געוויזן זיין גרויסן טלית קטן
און געזאגט זיי איך בין מוחל אייער גליק

טשופטשיק וואוינט היינט אין ירושלים
און מען רופט איהם אברהם דער פארטיזאן
ער וואקסט אין תורה און יראת שמים
און א משפחה איז אויך ביי איהם פארהאן

אין ארץ ישראל פרעמדע ווינטן בלאזן
סאלדאטן טאנקען וואו מען שטייט אין גייט
נישט א איד טאר זיך אויף דעם פארלאזן
מען פרייט זיך נעבעך מיט דעם פאלשן פרייד.

טשופטשיק זאגט, ער וויל פון דעם נישט קאנען
נישט צוליב דעם בין איך געקומען דא אהער
נישט כדאי געווען די זעקס מיליאנען,
פאר א היטל פון אן אפיצער

איך בין געווען אן אפיצער א גוטער
איך האב געקעמפט אויף דער לופט און אויף דער ערד
פאר די עראפלאנען גיב איך נישט קיין פרוטה
און די טאנקען זיינען גארנישט ווערד

מיליאנען פיינט שטייען גרייט און דערהויבן
זיי קאנען האבן אפיצערן מיט געווער
העלפן קאן נאר איין גענעראל פון אויבן
דער קליינער תהלים איז דער איינציגער געווער

מיט געדולד ווארט איך אויף דער ישועה
די גאולה איז פארזייט שוין אויף דער וועלט
נאר איידער עס וואקסט ארויס די גוטע תבואה
ווילדע גראזן וואקסן אויפן פעלד

שטעכעדיגע דערנער וואקסן דארט כסדר
און פון גארטן מאכן זיי א תל
דער בעל הבית קומט מאכן באלד א סדר
און די תבואה וועט וואקסן פיין און שנעל

ציון ציון דו וועסט זיין צופרידן
מען וועט פון דיר באלד אראפנעמען די שאנד
און אלע וועלן זען ווי שיין עס זיינען אידן
און צו וועמען עס באלאנגט די שיינע לאנד

און אלע וועלן זען ווי שיין עס זיינען אידן
און צו וועמען עס באלאנגט די שיינע לאנד

Аудиоархив диалектов идиш он-лайн
2010-01-21 07:35

Уроки идиш он-лайн
2010-01-21 07:35

Уроки идиш для начинающих он-лайн на сайте Шлойме Громана ([info]shlomo_groman):


В избранное