Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Андижане закрылся крупнейший оптовый рынок из-за отправки продавцов на хлопок



В Андижане закрылся крупнейший оптовый рынок из-за отправки продавцов на хлопок
2017-10-11 16:44 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

На поля Андижанской области на востоке Узбекистана 8 октября на сбор хлопка были вывезены из областного центра тысячи работников бюджетных организаций, а также торговцы местного оптового рынка, из-за чего он вынужден был закрыться.

Редакция «Ферганы» получила фотографии, снятые одним из участников принудительной хлопковой кампании в момент формирования «отрядов сборщиков» и подготовки к отправке их автобусами на поля.


Фото «Ферганы»


Фото «Ферганы»


Фото «Ферганы»

Массовый вывоз горожан на хлопковые поля именно в эти дни объясняется хорошей погодой и раскрытием коробочек хлопчатника, что позволяет собрать большое количество хлопка-сырца. Работников бюджетных организаций привлекают под угрозой применения к ним санкций вплоть до увольнения. На поля отправляют медицинских работников, школьных учителей, преподавателей институтов и тренеров спортивных школ. Настойчиво просят выйти на сбор хлопка и родителей школьников и студентов.

Жителей Андижана вывозят как с ночевкой, так и на один день, возвращая вечером в город. Ситуация с платой за собранный урожай пока остается неясной. По словам некоторых андижанцев, им ничего не платят, объясняя тем, что государство несет большие расходы на обеспечение их транспортом, питанием и проживанием.

Тем временем, как сообщает «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода), в Андижане по распоряжению хокима города закрыли рынки, их работникам велели отправляться на сбор хлопка. К примеру, с недавних пор самый крупный оптовый рынок «Жахон бозори» работает только два дня в неделю - по четвергам и воскресеньям, в остальные дни торговцам не разрешают работать, требуя от них заниматься сбором хлопка. По словам одного из работников «Жахон бозори», «даже в годы правления Каримова во время хлопковой кампании этот рынок ни разу не закрывали».

Предприниматель из Избасканского района Андижанской области сообщил, что массовая отправка на поля началась после сильного проливного дождя 9 октября. «В этом году хлопковая кампания проходит очень жестко, - отметил он. - Ежедневно в 8 часов вечера начинается собрание, которое длится целых четыре часа. Хоким приказал закрыть все рынки в области. Все организации и предприятия занимаются только подготовкой отчетов о количестве отправленных на сбор хлопка людей. Вчера я был в Булакбашинском районе, хотел зайти на рынок, чтобы купить хлеба, но рынок был закрыт. Смотрю, а внутри рынка ходят люди. Спросил у охранника, почему этих людей пустили внутрь, а меня не пускают. Он сказал, что эти люди попали на рынок утром, а теперь не могут выйти оттуда. Я передал им через забор деньги, а они мне дали четыре лепешки».

Отметим, что принудительные работы возобновились спустя всего несколько дней после того, как 22 сентября хоким (глава администрации) Андижанской области Шухратбек Абдурахманов пригрозил, что лично посадит в тюрьму тех, кто осмелится на такое преступление, как принуждение школьников, студентов и бюджетников к сбору хлопка. Днем ранее премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов потребовал от региональных властей отозвать учащихся и бюджетников с полей. Позднее Арипов заверил, что решение об отказе от привлечения этих категорий к хлопкоуборочной кампании принято раз и навсегда: «Студенты должны учиться, а государственные служащие - работать».

В действительности же от принудительного труда государство до сих пор не отказалось. Как бюджетников, так и работников других сфер, к примеру, сотрудников банков, вынуждают ездить на поля или отправлять вместо себя поденщиков. Подробнее об этом можно прочитать в материалах специальной рубрики «Хлопок».



Казахстан выставил блокпосты на границе с Киргизией
2017-10-11 17:06 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В казахстанском селе Кордай, расположенном на границе с Киргизией, выставлены блокпосты с вооруженными военнослужащими. Как сообщает радио «Азаттык» со ссылкой на местных жителей, военные прибыли в Кордай 10 октября и расположились недалеко от въезда в приграничный населенный пункт и на выезде из него.


Блокпост близ КПП «Кордай» на границе Казахстана и Кыргызстана. 11 октября 2017 года. Фото «Азаттык»

Ранее в среду стало известно, что на контрольно-пропускном пункте (КПП) «Кордай» в последние сутки образовались многокилометровые очереди из желающих пересечь границу со стороны Кыргызстана. Аналогичные сообщение поступали и с КПП «Чон-Капка», «Ак-Жол» и «Ак-Тилек». Причиной было названо решение Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана перевести пограничные войска на усиленный режим несения службы в связи с предстоящими в выходные президентскими выборами в соседней республике.

В официальном сообщении Комитета говорится, в частности, что целью введения усиленного режима является «пресечение противоправной деятельности в пограничном пространстве, выявление лиц, причастных к террористической, контрабандной и иной преступной деятельности, проверка соблюдения пограничного режима и миграционного законодательства». При этом никаких ограничений на пересечение границы, как утверждают в Астане, КНБ не вводил.


Блокпост близ КПП «Кордай» на границе Казахстана и Кыргызстана. 11 октября 2017 года. Фото «Азаттык»

Одновременно с этим пользователи соцсетей стали публиковать информацию о «скоплениях» казахстанской военной техники на границе с Киргизией.

В связи со сложившейся обстановкой глава киргизского правительства Сапар Исаков поручил обеспечить находящихся на КПП граждан страны палатками, горячим питанием и медицинским обслуживанием.

Отметим, что ситуация на казахстанско-киргизской границе обострилась после того, как между двумя странами возникли трения на правительственном уровне. Так, 7 октября президент Киргизии Алмазбек Атамбаев напрямую обвинил Астану в том, что она «навязывает своего кандидата» местным избирателям на предстоящих выборах. В ответ премьер-министр Казахстана объявил высказывания Атамбаева «ложью и провокацией».



Админресурса уже не хватает. В ЦИК Киргизии рассказали о «самых демократичных выборах»
2017-10-11 17:39 ferghana@ferghana.ru (Эльнура Алканова)

Вокруг выборов президента Кыргызстана, намеченных на 15 октября, продолжают нагнетаться страсти. Сами власти республики опасаются возможных беспорядков и внешнего вмешательства в процесс голосования, а оппозиция взволнована потоком жалоб на своего основного кандидата – Омурбека Бабанова. Специально для «Ферганы» журналист Эльнура Алканова побеседовала с членом Центральной избирательной комиссии Кыргызстана Гульнарой Джурабаевой, которая объяснила, почему слухи о намечающихся беспорядках беспочвенны, какие жалобы поступают на кандидатов и почему протеже власти не хватит одного админресурса для победы.

* * *

– Гульнара Курашбековна, чем отличается нынешняя предвыборная кампания от той, что была в 2011 году?

– В 2011 году ситуация была такова, что уходящий президент Роза Отунбаева обеспечила возможность невмешательства в выборы силовых структур. Затрудняюсь утверждать, что тогда админресурс не применялся, к сожалению, полностью искоренить это зло невозможно, но можно его минимизировать – сделать менее заметным. Основной задачей действующего президента также была деполитизация сектора безопасности, силовиков и судей. К сожалению, этого не произошло. К нам поступают жалобы о том, что тех, кто работает в силовых структурах, поневоле вынуждают вмешаться в политические споры.

– Кандидата от власти Сооронбая Жээнбекова обвиняют в использовании админресурса, а другого кандидата Омурбека Бабанова - в подкупе. Чего нужно больше опасаться?

– Вы знаете, я могу привести пример. Это выборы в городские кенеши (советы – прим.ред.) в 2016 году. Тогда неправительственные организации выявили, что уже одного админресурса недостаточно кандидатам. Поэтому ими также используется подкуп. Если раньше достаточно было использование одного инструмента воздействия, в данном случае – админресурса, то сегодня мы наблюдаем совокупность нескольких ресурсов – это и оказание давления на руководителей различных сообществ, квартальных, домкомов, и раздачу через них каких-то материальных вознаграждений. Поэтому подкуп со стороны оппонентов власти - это попытка уравнять шансы.

– Какой кандидат лидирует по количеству жалоб?

– В основном поступают жалобы на действия двух кандидатов – Сооронбая Жээнбекова и Омурбека Бабанова. Конечно, в отношении оппонентов власти поступает больше жалоб, но эти жалобы очень похожи друг на друга. То есть, содержание жалоб практически идентичное, а подписаны они разными людьми.

– О чем жалобы?

– Допустим, одна жалоба очень серьезная, она касается межнациональной розни. В сети распространилось видео, я вначале посмотрела его и просто ужаснулась. Но потом оказалось, что оно смонтировано и вырвано из контекста. Оказывается, можно смонтировать таким образом, что в итоге получится история о том, как один из кандидатов чуть ли к сепаратизму призывает. Сами сторонники кандидата направили письмо в Госкомитет нацбезопасности и попросили разобраться, кто изготавливал такой монтаж. (Джурабаева имеет в виду выступление Омурбека Бабанова на юге страны, во время встречи с жителями поселка Он-Адыр, где большая часть населения – этнические узбеки. Подробности, что именно говорил кандидат по этой ссылке. – Прим. «Ферганы»)

– 10 октября ЦИК решил вынести уже третье по счету предупреждение Бабанову из-за его высказываний. На чем основывалось решение комиссии?

– На самом деле заключения ЦИК должны были основываться на лингвистической экспертизе, и все это должно было проходить в судебном порядке. Только суд вправе определить, есть ли в словах выступающего крамола. У меня были вопросы по поводу наличия в словах кандидата призывов к свержению конституционного строя, во-первых. Во-вторых, были ли там призывы к нарушению целостности государства. Я, прослушав полностью выступление Бабанова, посчитала правильными его слова о том, что он не будет смотреть на этническую принадлежность того или иного гражданина, что он будет судить лишь по профессиональным качествам. Это, конечно, исключительно моя личная позиция.

– А первые два предупреждения с чем были связаны?

– Первое предупреждение Бабанов получил за использование изображения действующего министра чрезвычайных ситуаций КР Кубатбека Боронова. У нас запрещено должностным лицам участвовать в агитации. Но я не рассматриваю это как агитацию, так как нет такого запрета, как запрет использования изображений чиновников. Со стороны кандидата было просто неэтично использовать изображение министра.


Второе предупреждение было связано с тем, что в агитационном мероприятии принял участие религиозный деятель, некий Камалов. Оказывается, у него и статус официальный есть – член Совета улемов Кыргызстана. Тут я согласна, верующим нельзя вмешиваться в государственные дела. Но все равно голосовала против вынесения предупреждения, поскольку ранее была аналогичная ситуация с агитационной кампанией Жээнбекова, в которой принял участие известный религиозный деятель, бывший муфтий Чубак ажы Жалилов. Кандидат от власти тогда не получил никакого предупреждения.

– Кстати, а как ЦИК реагирует на жалобы в отношении кандидата от власти?

– Жээнбекову не вынесено ни одного предупреждения, а жалобы касались использования админресурса в основном.

– А почему предупреждения обходят стороной Сооронбая Жээнбекова? Сам ЦИК случайно не является админресурсом?

– В определенном смысле является. Я приведу пример. У нас была жалоба со стороны уполномоченного Торобаева (Бакыт Торобаев – кандидат в президенты, снявшийся с гонки и решивший поддержать кандидатуру Бабанова. – Прим. «Ферганы») по поводу того, что его «очерняли» на ОТРК (Общественная телерадиокомпания – по структуре является общественной, имеющей наблюдательный совет, но полностью подконтрольна действующей власти – прим. ред.). Мол, телевизионщики целенаправленно подавали новости в таком ракурсе, что торобаевские сторонники покупают голоса. Мы тогда выяснили, что ОТРК использует в качестве источника некий веб-сайт. Мы пригласили к себе представителей этого сайта, и выяснилось, что они берут информацию на развлекательных онлайн-форумах. Конечно, были заданы вопросы телеканалу, ведь есть же определенные стандарты журналистской деятельности. Телеканал взял информацию из мутного, недостоверного источника, я предлагала вынести предупреждение и привлечь телеканал к административной ответственности, но ЦИК отказался.

– Потому что в ЦИКе предупреждения выносятся по итогам голосования членов, и мнение большинства перевешивает?

– Практически всегда семь или восемь членов ЦИКа голосуют одинаково, то есть имеют схожие позиции по всем рассматриваемым вопросам. Четверо из них представляют президента, двое, если не ошибаюсь, представляют парламентскую оппозицию.

– А есть основания полагать, что ЦИК контролируется властью?

– Если я не могу это доказать, то не могу об этом говорить в утвердительном порядке. По каким-то косвенным признакам, мне иногда так и кажется. Но в любом случае, когда мы видим, как некоторых кандидатов (Каната Исаева, Омурбека Текебаева) не допускают к выборному процессу, это снижает уровень легитимности самих итогов голосования.

– Сейчас многие говорят о возможной дестабилизации в стране во время выборов. Чтобы лично контролировать ситуацию в стране, не поехал в Сочи и сам президент. С вашей точки зрения беспорядки возможны?

– Чем больше такого рода слухов распространяется официальными лицами, особенно представителями силовых структур, тем больше усиливается напряженность в обществе. Получается, сам источник этой напряженности следует искать в коридорах власти. Сейчас говорят, что будут созданы «добровольные народные дружины» для поддержания порядка, но как их деятельность будет контролироваться? Народные дружины должны создаваться по каким-то правилам, они не должны находиться на избирательных участках. В лучшем случае их место в отделениях милиции и в районах возникновения конфликтов, там где правоохранительным органам не будет хватать сил разобраться в ситуации. И то я сомневаюсь, нужно ли это делать. Я видела в 2012 году, как подобные «народные дружины» не пропускали избирателей к участкам для голосования. В случае если они будут запугивать избирателей, в этом будут виноваты официальные силовые структуры.

– И все же, есть ли причины опасаться возникновения таких конфликтных ситуаций?

– По моему мнению, предпосылок для серьезных опасений нет. Выборы всегда сопровождались отдельными конфликтами, и можно предположить, что они повторятся на некоторых избирательных участках. Но ожидать, что голосование дестабилизирует общую ситуацию в республике… Возможно, такие слухи распространяются с целью запугать граждан, убедить их в том, что демократия неизбежно влечет за собой беспорядки.

– Разные эксперты пишут, что эти выборы будут самыми демократичными, и что впервые сложно угадать, кто будет следующим президентом. С каким утверждением вы бы поспорили?

– Насчет «самых демократичных», я бы поспорила точно. Демократичные выборы – это, когда работают все институты власти. Парламент и суды у нас не работают. Парламент, как коллегиальный орган, должен обеспечить надзор над силовыми структурами и гарантировать их невмешательство в предвыборную кампанию и процесс голосования. Самим депутатам тоже надо было воздержаться от участия в выборных мероприятиях. В то же время суды, которые по идее должны быть непредвзяты, намеренно отстранили некоторых участников от президентской гонки.

– Как вы думаете, какую роль сыграют на выборах международные наблюдатели?

– Наблюдатели могут либо укрепить легитимность выборов, либо ослабить ее – все будет зависеть от их оценки процесса голосования. Сейчас мы имеем промежуточный отчет ОБСЕ, в котором перечислены те случаи, когда на избирателей оказывалось давление, случаи подкупа и прочее.

– Есть какой-нибудь авторитетный наблюдатель, с мнением которого, действительно, считалась бы власть?

– Да нет такого. Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Они пишут свои рекомендации, анализируют наше законодательство на предмет соответствия международным стандартам. Простым языком – признают результаты выборов или ставят их под сомнение.



В Таджикистане солдаты-срочники получили право каждые полгода уходить в отпуск
2017-10-11 18:04 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Президент Эмомали Рахмон на встрече с военнослужащими погранвойск. Архивное фото
В Таджикистане находящимся в браке военнослужащим-срочникам отныне один раз в полгода будет предоставляться отпуск, на время которого они смогут уехать домой. Соответствующие поправки в закон «О статусе военнослужащих» были приняты в среду, 11 октября, нижней палатой парламента республики (Маджлиси намояндагон), передает «Азия-плюс».

Представляя проект поправок, начальник Генштаба Вооруженных сил, первый замминистра обороны Таджикистана Эмомали Собирзода отметил, что он был разработан по поручению руководителя исполнительного аппарата президента Озоды Рахмон. Согласно поправкам, рядовым солдатам и сержантам, находящимся в законном браке, полагается каждые 6 месяцев отпуск продолжительностью до 20 и 30 суток соответственно. Дорожные расходы отпускников будет оплачивать воинская часть. В целях минимизации расходов законом предусмотрено, что семейные военнослужащие должны служить в пределах не более 100 километров от своего дома.

Собирзода также подчеркнул, что в соответствии с приказом министра обороны семейным солдатам и военнослужащим также полагаются ежемесячно по два увольнения. Кроме того, сказал первый замглавы Минобороны, в каждой воинской части существуют комнаты свиданий, где жены военнослужащих могут находиться со своими мужьями в течение суток. При рождения второго ребенка военнослужащие-срочники демобилизуются, так как граждане с двумя детьми освобождены от военной службы.

Срок срочной службы в Таджикистане составляет 24 месяца. Для выпускников вузов он сокращен до одного года. На службу в армию призываются молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. В предыдущие годы Минобороны республики предлагало сократить срок армейской службы до 1,5 лет, однако эта инициатива так и не получила своего законодательного закрепления.

По официальным данным, в Таджикистане насчитывается более 600 тыс. молодых людей призывного возраста, однако около 150 тыс. из них имеют право на отсрочку или освобождение от призыва, непригодны для прохождения армейской службы, ещё около 100 тыс. находятся на заработках за пределами страны.



Туркменистан: В Дашогузе из-за детских садов устроили акцию протеста
2017-10-11 20:48 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

10 октября в туркменском городе Дашогузе местные жители вышли на акцию протеста, сообщила «Хроника Туркменистана». Причиной стало резкое увеличение платы в детских садах.

Протестующие, около 200 человек, собрались у здания городской администрации. Большинство составили женщины, многие из них пришли с детьми.

Об увеличении платы за детские сады объявили 9 октября. До этого месячная плата составляла 8 манатов, теперь она выросла в 10 раз – до 80 манатов ($23 по официальному курсу или $11,5 по курсу черного рынка). Большинство из тех, кто вышел на акцию протеста, воспитывают по три или четыре ребенка младшего возраста. Денег на то, чтобы оплачивать детский сад, у них нет.

Представители администрации попытались успокоить протестующих людей. Они вызвали полицейских, но разгонять акцию не стали.

По информации источника, такие акции прошли и в некоторых других населенных пунктах. Как реагировали на это власти, не уточняется.

Туркменистан переживает последствия экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть в 2014 году. Из-за падения нефтяных доходов правительство утверждает дефицитный бюджет. Бюджетники сталкиваются с задержками зарплаты. При этом цены на потребительские товары растут, а некоторые из них становятся дефицитными.

На днях президент Гурбангулы Бердымухамедов объявил об отмене оставшихся льгот – квот на бесплатное электричество, газ и воду. Льготы, наряду с отмененным ранее бесплатным бензином, были введены при Сапармурате Ниязове. Анонсируя их отмену, Бердымухамедов заявил, что в них нет необходимости – якобы из-за улучшения экономической ситуации и повышения доходов населения.



Глава Комитета госбезопасности Казахстана почти тайно встретился с госсекретарем США
2017-10-12 01:19 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Председатель Комитета национальной безопасности Казахстана Карим Масимов, находясь в Вашингтоне, встретился с госсекретарем Рексом Тиллерсоном. Об этом сообщается в Фейсбуке Госдепартамента США.

Встреча прошла 10 октября за закрытыми дверями. Детали не приводятся. Официальная цель визита неизвестна. Ни одно казахстанское СМИ о визите не сообщило ни строчки.



По информации сотрудницы «Voice of America» Навбахор Имамовой, опубликовавшей в своем Твиттере фото встречи, на ней там обсуждались региональная безопасность, роль Казахстана в Совете безопасности ООН (в 2017 году он стал непостоянным участником СБ), борьба с терроризмом и Сирия.

Собственные источники «Ферганы» в США сообщают, что речь на встрече шла о планируемом визите президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США, который уже намечен на начало 2018 года. Ранее в ходе телефонного разговора президент США Дональд Трамп пригласил его посетить Вашингтон с официальным визитом.

Как известно, Казахстан принимает у себя переговоры по урегулированию ситуации в Сирии, в которых участвуют Россия, Турция и Иран, а также представители США и самой Сирии. Очередной раунд, где предполагается обсуждать зоны деэскалации, намечен на конец октября.



Вне политики. Гражданские активисты Кыргызстана ратуют за реформу системы госбезопасности
2017-10-12 07:50 ferghana@ferghana.ru (Чынара Исраилова-Харьехузен)

Накал внутриполитической ситуации в Кыргызстане накануне президентских выборов 15 октября, похоже, достиг своей кульминации. Черный пиар, который льется с экранов телевизоров, радио, печатных и онлайн изданий, шокирующие заявления властей и замаячившая перспектива новой дестабилизации из-за борьбы двух основных претендентов — ставленника партии власти Сооронбая Жээнбекова и лидера политической партии «Республика», олигарха Омурбека Бабанова — все это уже пугает избирателей.

На фоне этих событий участники движения «За Конституционное совещание 2010-2020», представленного рядом влиятельных НПО, гражданских активистов, оппозиционных политиков и независимых экспертов, собрались 9 октября в Бишкеке за круглым столом, где обсудили весьма актуальную для Кыргызстана тему чрезмерной политизации и «партизации» правоохранительных структур — Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ), МВД и других силовых и надзорных органов — для преследования своих политических оппонентов и конкурентов на выборах президента.

В прямой зависимости

Участники дискуссии говорили о необходимости деполитизации сектора безопасности, как одного из условий баланса ветвей власти в Кыргызстане. На сегодняшний день ГКНБ является органом прямого и полного подчинения президентской вертикали, отмечали присутствующие. В 1990-е годы президент страны назначал министра национальной безопасности, проводя обязательные консультации с главой правительства. Но в настоящее время проведение подобных консультаций исключено законом. Зависимость всего аппарата сотрудников ГКНБ от президента стала прямой, и, таким образом, глава государства может напрямую влиять на принятие решений главного органа по обеспечению безопасности страны. А в ведении самого закрытого для общества органа находятся разведка, контрразведка, борьба с терроризмом и экстремизмом, информационная безопасность, а также борьба с коррупцией и должностными преступлениями.

Как заявила глава НКО «Институт общественного анализа» Рита Карасартова, в Кыргызстане продолжается порочная практика использования силовых структур — главным образом, органов безопасности — для проведения политических репрессий против оппонентов власти. Несмотря на то, что Кыргызстан объявлен парламентской республикой, «в руках президента сконцентрированы огромные полномочия по контролю над органами государственной безопасности, что неизбежно приводит к нарушению баланса ветвей власти и возникновению угрозы самому существованию кыргызской государственности».

Так, по словам Карасартовой, за последний год в республике стремительно выросло количество узников совести, идут аресты ведущих оппозиционных депутатов, активистов гражданского сектора общества, сворачивается свобода слова и мнений. Независимость судей в Кыргызстане стала больше декларативной, чем фактической. Судьи в стране все чаще идут на поводу у властей и выносят политически ангажированные решения. А на недавних публичных теледебатах кандидатов в президенты прозвучали открытые угрозы в адрес оппонентов. С сожалением приходится констатировать, что правоохранительные органы, в первую очередь, ГКНБ, прокуратура и суды идут на нарушения законов страны в угоду интересов узкого круга лиц.

«Текущая избирательная кампания на пост президента республики показывает, что Кыргызстан остро нуждается в деполитизации её силовых структур. И если кыргызстанский народ хочет подлинной демократии, любые выборные процессы в стране должны будут проходить посредством открытых и честных выборов. В противном случае силовые структуры будут неизбежно использоваться против оппонентов власти в качестве репрессивного механизма, что в конечном итоге вредит поступательному развитию зрелого гражданского общества», - отметила Карасартова.

«Хуже, чем советский КГБ»

Выступавшие на круглом столе подчеркивали, что главный орган, отвечающий за внешнюю и внутреннюю безопасность страны, давно ведет работу по добыванию компрометирующего материала и внедрению так называемых сексотов (секретных сотрудников) в ряды оппозиционеров. При помощи таких агентов недавно была разрушена набиравшая силу и политический вес политическая партия «Замандаш». Кроме того, сексоты внедряются в управленческий аппарат организаций и компаний доходных секторов экономики с целью дальнейшего использования экономических ресурсов в административных целях.

«Сейчас ГКНБ стал хуже, чем советский КГБ. Я вижу сотни, тысячи людей, родителей, которые ходят и ждут вокруг здания ГКНБ. Их близкие сидят в заключении там, и с них вымогают деньги: две, десять, до ста тысяч долларов за свободу. Сейчас сотрудники ГКНБ – это сынки высокопоставленных родителей. Они ездят на дорогих автомобилях. Они поделили и контролируют бизнес. Они строят будущую архитектуру власти. Публичная политика в таких условиях становится невозможной», - сказал политический активист Мавлян Аскаров.

Оппозиционный политик Равшан Жээнбеков в своем выступлении напрямую связал вопрос деполитизации ГКНБ и других силовых структур с дальнейшей внешнеполитической ориентацией страны. Так, по его мнению, курс на Россию приведет к еще большей политизации силовых органов и полному подчинению президенту.

«Сегодня практически все кандидаты в президенты хотят и обещают реформы, но при этом все они заверяют, что хотят быть с Россией. В таком случае никакой гражданский контроль над деятельностью ГКНБ и МВД, никакой парламентский контроль над ними не будет реален. Сегодня судьи накладывают от 3 до 10 миллионов сомов штрафов на СМИ за критику власти. Если мы хотим деполитизировать органы нацбезопасности и внутренних дел, то должны начать настоящую судебную реформу в стране, чтобы не допускать произвола силовых органов. …Надо прямо сказать, что кыргызское общество на сегодняшний день не готово к проведению серьезных реформ, к деполитизации надзорных структур. Гражданский сектор должен работать над формированием общественного мнения, которое в конечном итоге окажет давление на власть и заставит осуществить реформы и провести деполитизацию, а иначе ничего невозможно будет добиться», - считает Равшан Жээнбеков.

Начать с Конституции

Участники круглого стола считают, что в стране необходима конституционная реформа — нужно пересмотреть полномочия президента назначать и освобождать от должности членов правительства и их заместителей, отвечающих за вопросы национальной безопасности (статья 64 Конституции). Премьер-министр должен получить возможность представлять парламенту страны кандидатуру руководителя ГКНБ, а также иметь полномочия по внесению предложений о его освобождении от должности (статья 87). Представители гражданского общества считают, что ГКНБ, как любой другой орган исполнительной власти, должен отчитываться перед парламентом страны.

В случае отказа от внесения изменений в Конституцию, было предложено реформировать органы национальной безопасности следующим образом: ГКНБ должен оставаться политически нейтральным органом и должен быть лишен полицейских функций, таких как задержание граждан, возбуждение уголовного дела, проведение предварительного следствия, обысков, участие в мероприятиях по пресечению и локализации массовых беспорядков, предотвращению наркопреступлений. Эти функции должны быть переданы в ведение МВД республики. ГКНБ должен заниматься проведением разведывательно-аналитических операций. По сути, он должен трансформироваться в Национальную разведывательную службу, занимающуюся сбором и анализом информации об экстремистских и террористических группах с последующим представлением ее правоохранительным и иным органам, считают общественники.

Для регламентации деятельности Национальной разведывательной службы необходимо разработать новую законодательную базу, которая бы исключила репрессивные функции, полицейскую работу и уголовные преследования против лиц в связи с их политическими убеждениями, отношением к политическим организациям. Следует ввести обязательный парламентский и гражданский контроль над деятельностью разведслужбы, обеспечить информирование общественности о работе органа.

От секретности к прозрачности

Согласно существующему законодательству, контроль за деятельностью ГКНБ осуществляется президентом, парламентом и правительством, однако механизм исполнения контроля неясен и требует уточнений, то есть по сути не работает. В частности это касается парламентского контроля.

Депутатский контроль должен осуществляться профильным комитетом парламента. И если от граждан поступают жалобы на нарушениях прав со стороны сотрудников ГКНБ, парламент должен иметь право обратиться к руководству комитета или Генеральному прокурору с требованием провести соответствующее расследование. Кроме того, в законе об органах нацбезопасности необходимо определить механизм обратной связи с общественностью.

Гражданские активисты рекомендуют исключить гриф секретности при формировании, рассмотрении и утверждении, а также исполнении бюджета ГКНБ. Важным пунктом реформирования органов нацбезопасности является определение процедуры засекречивания и рассекречивания информации. В настоящее время отчеты о работе ГКНБ президенту страны засекречены, но через определенный промежуток времени секретность документа нужно пересматривать. Гриф секретности должен быть снят или должен быть продлен срок ограничения доступа.

Как было заявлено на круглом столе, в настоящее время перечни сведений, на которые опираются при засекречивании, никому неизвестны, и какая информация каким образом засекречивается, тоже остается загадкой. Документы практически никогда не рассекречиваются. А между тем в мировой практике есть процедура рассекречивания документов спецслужб, что тоже является одним из инструментов гражданского контроля.

Разделить и контролировать

Участники круглого стола выработали резолюцию, с которой обратились к депутатам парламента Киргизии. Они призывают срочно изучить проведенный гражданским обществом анализ сектора безопасности. Такая работа была начата в 2013 году, но парламент до настоящего времени не принял никаких законодательных рекомендаций, вынесенных национальными и международными экспертами.

«Процедуры проведения парламентского контроля должны исключать политическое влияние, а одной из целей парламентского контроля должно быть недопущение политического влияния на деятельность ГКНБ. На данный момент у парламента отсутствует механизм постоянного, качественного контроля деятельности ГКНБ», - отмечается в тексте резолюции.

По мнению экспертов, начиная с 1996 года, в Кыргызстане идет неуклонное сокращение контроля исполнительной власти над органом национальной безопасности. Наряду с этим, возрастают не свойственные ему полицейские функции. Как следствие — работа этой организации остается автономной и закрытой, в том числе от других органов государственной власти. Участники гражданских консультаций рекомендуют четко разделить полномочия между правоохранительными и разведывательными органами: ГКНБ должен быть избавлен от несвойственных для него полицейских функций.

Конечной целью этих реформ должно стать гарантирование принципа нейтральности органа национальной безопасности и прекращение использования ГКНБ в качестве инструмента политического давления.

Чынара Исраилова-Харьехузен



В избранное