Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Премьер Казахстана уличил президента Атамбаева во "лжи и провокации"



Премьер Казахстана уличил президента Атамбаева во "лжи и провокации"
2017-10-09 17:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Бакытжан Сагинтаев
Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев раскритиковал заявления президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева , касавшиеся социально-экономической ситуации в соседней республике. Глава кабмина счел их безответственными, провокационными и ложными, сообщает пресс-служба правительства Казахстана.

Комментируя высказывания Атамбаева, Сагинтаев связал их с предстоящими в Киргизии президентскими выборами, подчеркнув, что они не должны нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между странами.

Поводом для дискуссии стала речь президента Киргизии на церемонии вручения государственных наград 7 октября (полную расшифровку можно почитать здесь). Атамбаев тогда раскритиковал казахстанское руководство за то, что оно якобы вмешивается во внутренние дела соседней республики и навязывает Бишкеку своего кандидата в президенты. При этом киргизский лидер заявил, что подает Астане «плохой пример справедливой власти» в то время, как его коллеги из Казахстана занимаются «обогащением олигархов».

«Правильно уважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев говорит, даже ВВП Алматы в 5 раз больше, чем ВВП всего Кыргызстана. Правильно. ВВП Казахстана больше, чем ВВП Кыргызстана в 20 раз. И в среднем на одного гражданина Казахстана доход в 10 раз больше, чем в Кыргызстане. А почему тогда пенсии в Казахстане выше только в 1,5 раза, а не в 10 раз? А тарифы в 5 раз выше. Почему? Потому что разворовывают богатство Казахстана», - подытожил он.

В качестве ответа президенту Киргизии Сагинтаев привел данные «о реальном экономическом развитии Казахстана». По его словам, за годы независимости экономика республики выросла в 20 раз, а в 2012 году Казахстан вошел в топ-50 самых конкурентоспособных экономик мира. Глава правительства также отметил, что за последние 15 лет средняя зарплата и пенсии в стране увеличились более чем в 10 раз, и что сейчас минимальный и средний размеры пенсий в Казахстане сейчас выше, чем в Киргизии, в 5 и 3 раза, соответственно.

Говоря о тарифах на услуги, премьер отметил, что в Казахстане реализуется новая тарифная модель, которая учитывает интересы монополий и потребителей. «При этом, очевидно, что тарифы на электроэнергию, генерируемую гидроэлектростанциями, ниже тарифов на электроэнергию, получаемую с использованием ископаемых источников энергии», - добавил он. Премьер также рассказал о «сильном национальном бизнесе», создании ежегодно 270 тысяч новых рабочих мест и других достижениях властей республики.

Сагинтаев подчеркнул, что все эти годы «Казахстан всегда был рядом с кыргызским народом, особенно в трудные минуты, с пониманием относился к просьбам руководства Кыргызстана». По его данным, объем казахстанских инвестиций в экономику соседней республики составил 820 миллионов долларов.

Ранее на заявления Атамбаева отреагировал МИД Казахстана, назвав его высказывания «недопустимыми». Между тем, президент Киргизии отменил запланированный на 10-11 октября рабочий визит в Сочи, где он должен был участвовать в саммитах глав государств СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В пресс-службе главы государства связали это решение с якобы готовящимися в стране массовыми беспорядками, приуроченным к президентским выборам 15 октября.



Как выглядит демократия на бумаге. В Узбекистане обсуждают вопрос народного контроля над властью
2017-10-09 17:31 ferghana@ferghana.ru (Навруз Мелибаев)

В Узбекистане общественные активисты обсуждают новый проект закона «Об общественном контроле», который создаст механизмы для участия граждан в процессе управления государством. Принятие такого закона в республике общественники инициировали еще 5 лет назад, однако правительство тогда не было слишком заинтересовано в его появлении, поэтому до парламента он так и не дошел. Новая власть в лице президента Шавката Мирзиёева осторожно, но начала поощрять гражданскую активность и создавать механизмы обратной связи с жителями Узбекистана путем организации так называемых виртуальных приемных. В связи с этим и вопрос о принятии законопроекта «Об общественном контроле» вновь возник на повестке дня. Положения нового закона предлагает рассмотреть обозреватель «Ферганы» Навруз Мелибаев.

* * *

Необходимым условием формирования гражданского общества является поэтапное и последовательное проведение реформ по установлению и совершенствованию общественного контроля и организационно-правовых механизмов его осуществления. Общественный контроль – это механизм «обратной связи» во взаимоотношениях общества с государственными органами, который позволяет первому контролировать последние как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.

Общественный контроль в США и западноевропейских странах представляет достаточно широкий набор инструментов, который базируется, прежде всего, на принципах прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Эти принципы обеспечиваются путем принятия государством специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроля со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах. Также существенную роль играют волонтерские движения, общественные инициативы, голосования, обсуждения, петиции, экспертизы, журналистские расследования. К инструментам общественного контроля в качестве его своеобразного итога относят также выборы и референдумы. При этом само словосочетание «общественный контроль» на Западе практически не употребляется.

А как у нас?

Впервые о создании правовых механизмов для осуществления гражданского контроля в Узбекистане заговорили 5 лет назад. В сентябре 2012 года в Ташкенте прошла международная конференция, посвященная этой теме. В ходе мероприятия был обсужден проект закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», подготовленный экспертной группой из числа депутатов парламента, представителей государственных и общественных организаций (в настоящее время проект закона версии 2012 года доступен по этой ссылке).

На этой же конференции также был рассмотрен альтернативный проект закона, подготовленный негосударственной некоммерческой организацией (ННО) «Центр изучения правовых проблем». Форум завершился принятием итоговых рекомендаций, которые предлагалось использовать для доработки законопроекта об общественном контроле. Но этот закон в Узбекистане так и не был принят.

По истечении трех лет, в феврале 2016 года, «Центр изучения правовых проблем» предложил новый альтернативный проект закона об общественном контроле, который был разработан на основе предыдущих версий законопроекта и с учетом рекомендаций Международного Центра некоммерческого права. Одним из основных новшеств этого варианта законопроекта было предложение создать комиссии по общественному контролю, которые должны формироваться из представителей общественности, ННО и других институтов гражданского общества, а также госорганов. Предполагалось, что численный состав таких комиссий будет не менее 15 человек.

Дискуссия о необходимости принятия закона об общественном контроле вновь возникла почти сразу после смерти Ислама Каримова, в сентябре 2016 года на международном семинаре «Общественный контроль как форма участия в управлении государством: национальная практика и международный опыт», который состоялся в Ташкенте и был организован при содействии Фонда имени Фридриха Эберта (Германия).

На семинаре отмечалось, что одной из актуальных задач в сфере развития гражданских институтов является создание эффективных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления. Впоследствии в рамках реализации «Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», принятой Указом президента 7 февраля 2017 года, была разработана последняя версия законопроекта об общественном контроле. Этот документ размещен на сайте Центра «Стратегия развития». Как указано на сайте Центра, предложения и замечания по этому законопроекту можно направлять по адресу электронной почты: info@strategy.uz.

Разбираем новый законопроект

Итак, какой правовой механизм реализации общественного контроля предлагается в последней версии законопроекта? Кто именно и как может осуществлять гражданский контроль? Не вдаваясь в детали законопроекта, рассмотрим его ключевые положения.

Согласно законопроекту, общественный контроль в республике могут осуществлять:

- граждане Республики Узбекистан;

- органы самоуправления граждан (сходы граждан поселков, кишлаков и аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов);

- негосударственные некоммерческие организации;

- средства массовой информации.

Общественный контроль также может осуществляться общественными советами, комиссиями и другими организационными формами проведения общественного контроля, в случаях, предусмотренных законодательством. Полагаем, что порядок создания подобных советов и комиссий, а также регулирование их деятельности будут определены другими нормативными актами.

Что и кого можно контролировать?

Статья 4 законопроекта определяет в качестве объектов общественного контроля следующие виды деятельности государственных органов и их должностных лиц:

- деятельность государственных органов и их должностных лиц по учету общественных интересов и общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и региональных программах развития;

- деятельность государственных органов и их должностных лиц по обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;

- деятельность государственных органов и их должностных лиц по выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы;

- деятельность государственных органов по оказанию государственных услуг;

- деятельность государственных органов по реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.

Социальным партнерством называется взаимодействие государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, а также нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Что не является объектом общественного контроля?

Объектом общественного контроля не могут быть конкретные дела и материалы, находящиеся в производстве органов дознания и следствия, судов, а также оперативно-розыскная деятельность специально уполномоченных государственных органов.

В какой форме может быть осуществлен общественный контроль?

Общественный контроль может быть осуществлен в следующих формах:

1) обращения и запросы в государственные органы;

2) участие в открытых коллегиальных заседаниях государственных органов;

3) общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых актов, иных решений госорганов;

4) общественное слушание – собрание, организуемое для обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость или же затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц и интересы общества;

5) общественный мониторинг – наблюдение за деятельностью государственных органов, включающее в себя сбор, обобщение, систематизацию и анализ информации, представляющей общественный интерес;

6) общественная экспертиза – исследование и оценка проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц и интересам общества;

7) изучение общественного мнения – сбор, обобщение, обработка и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп о проектах нормативно-правовых актов и деятельности государственных органов по соблюдению ими требований законодательства;

8) заслушивание органами самоуправления граждан (сходами граждан и махаллей) отчетов руководителей органов исполнительной власти и других организаций.

Какими правами наделены лица и организации (в том числе СМИ и органы самоуправления), осуществляющие общественный контроль?

Согласно положениям законопроекта, субъекты общественного контроля вправе:

- инициировать и организовывать мероприятия для осуществления общественного контроля;

- запрашивать у государственных органов необходимую информацию для осуществления общественного контроля;

- подготавливать по результатам общественного контроля предложения и рекомендации, направлять их на рассмотрение в соответствующие государственные органы;

- в случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы;

- обжаловать незаконные решения государственных органов, действия (а равно и бездействие) их должностных лиц вышестоящим инстанциям либо в суд в порядке, установленном законом;

- обнародовать результаты общественного контроля.

Каковы обязанности госорганов в области общественного контроля?

- предоставлять субъектам общественного контроля информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес в установленном законом порядке;

- рассматривать обращения и запросы субъектов общественного контроля, предоставлять ответы на обращения и запрашиваемую информацию в установленной законом порядке;

- рассматривать направленные субъектами общественного контроля предложения и рекомендации, а также итоговые документы и материалы.

Как мы видим, закон наделяет довольно широкими полномочиями общественные организации, СМИ и другие субъекты гражданского контроля и обязывает госорганы и чиновников реагировать на их запросы. Некоторые происходящие в Узбекистане позитивные общественно-политические процессы и послабления активности общественников порождают робкую надежду, что закон, наконец, будет принят. Другой вопрос, не станет ли он еще одним декларируемым, но при этом фиктивным документом, на которых до сих пор и держится своеобразная узбекистанская демократия?

Навруз Мелибаев



При пожаре на рынке «Синдика» в Москве пропали шесть граждан Узбекистана
2017-10-09 18:30 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Шесть человек числятся пропавшими без вести после пожара, произошедшего 8 октября на одном из крупнейших строительных рынков Москвы — «Синдике». По информации «Пятого канала», все пропавшие – граждане Узбекистана. В момент пожара они могли находиться внутри здания. Телекана «360 Подмосковье» уточняет, что речь, скорее всего, идет о сотрудниках рынка. Со слов очевидцев, когда начался пожар, прозвучало лишь одно оповещение об эвакуации, и работники «Синдики» продолжили работать, приняв его за учебную тревогу.


Пожар на рынке стройматериалов «Синдика»

Ранее сообщалось, что в результате пожара пострадали три человека. Как передает РИА Новости, предварительная сумма ущерба может достигать пяти миллиардов рублей.

Между тем, уже известно, что в результате пожара понесли убытки свыше десяти таджикских предпринимателей, сообщает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) (региональная служба «Радио Свобода») со ссылкой на пресс-секретаря представительства министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана в России Иброхима Ахмадова. «Мы поговорили с нашими соотечественниками, которые работали на этом строительном рынке. К счастью, никто из них не пострадал. Но они говорят, что понесли огромные убытки от пожара», - заявил он, не уточнив сумму ущерба.

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области 9 октября открыло «горячую линию» для предпринимателей-арендаторов сгоревшего комплекса.

ТЦ «Синдика» располагался у МКАД на северо-западе Москвы неподалеку от района Строгино. Пожар в торговом центре произошел вечером 8 октября. Площадь возгорания составила порядка 55 тысяч квадратных метров. В результате рынок был фактически уничтожен. По предварительным данным, пожар начался на складе торгового центра, где хранились стройматериалы, лакокрасочные изделия и баллоны. Затем огонь перекинулся на подземную парковку, рассчитанную на пять тысяч машин. По вентиляционной шахте пламя мгновенно перекинулось на кровлю, оттуда — на помещения торгового центра.

Рынок «Синдика» был открыт в 2014 году после масштабной реконструкции. На площади свыше 130 тысяч квадратных метров располагались 1,2 тысячи магазинов.



Предвыборный Кыргызстан: перерастет ли «холодная война» в настоящую?
2017-10-10 00:15 ferghana@ferghana.ru (У.Бабакулов)

Президент Кыргызстана Атамбаев даже отказался ехать на заседание Совета глав государств СНГ и Высшего Евразийского экономического совета, которое пройдет в Сочи 10-11 октября. Вместо себя он решил отправить свою «правую руку», премьер-министра Сапара Исакова. Аппарат главы государства распространил сообщение, в котором говорится: «Учитывая выявленные факты подготовки массовых беспорядков в день выборов со стороны отдельных политиков с привлечением криминала, а также финансовую поддержку таких политиков из-за рубежа, президент решил отменить свой рабочий визит, чтобы лично контролировать порядок и безопасность в стране».

Выборы нового главы Кыргызстана пройдут в воскресенье, 15 октября. Чем ближе час «Ч», тем резче становится речь президента Атамбаева. Он умудрился испортить отношения не только со своими бывшими соратниками. Выступая в минувшую субботу, 7 октября, на церемонии награждения учителей, в порыве предвыборной страсти Амазбек Атамбаев наехал на главу соседнего Казахстана Нурсултана Назарбаева, умудрившись оскорбить не только лидера страны, а также государство и правительство вкупе.

Алмазбек Атамбаев заявил, что Казахстан «навязывает своего кандидата». Под последним он имел в виду экс-премьера Омурбека Бабанова, чей рейтинг, согласно различным соцопросам, значительно выше чем у Сооронбая Жээнбекова. Атамбаев обвинил своего казахского коллегу, что встретившись с кандидатом в президенты Бабановым, Назарбаев вмешивается во внутренние дела Кыргызстана.

Нервные выпады Атамбаева вполне можно понять. Авторитет оппозиционного кандидата растет, потому что электорат считает, это Бабанов это меньшее зло, чем Жээнбеков, который обещает продолжить провальную политику нынешнего президента. Даже административный ресурс и привлечение криминала мало помогают в вопросе убеждения населения.

Ситуация накалилась до такой степени, что власть возможно попытается снять с предвыборной гонки Омурбека Бабанова. В свою очередь это чревато недовольством людей. Сегодня, 10 октября Центризбирком должен рассмотреть жалобы нарушения, якобы совершенные кандидатом в президенты Бабановым и принять решение: будет его фамилия в избирательном бюллетене или нет.

* * *

«Фергана» обратилась к экспертам с вопросом, следует ли ожидать каких-то социальных протестов и почему президент Атамбаев не поехал на встречу со своими коллегами в Сочи.

Российский политолог Аркадий Дубнов привел пример из своей школьной юности.

– Когда мы учились в школе и если что-нибудь натворили, то на следующий день страшно было приходить, потому что нас могли поругать или вызвать родителей. Вот и Атамбаев ведет себя как нашкодивший школьник и боится оказаться один на один с Нурсултаном Назарбаевым. Ведь он оскорбил не только его лично, но и всю страну. Атамбаев не может себе даже представить, как будет сидеть за одним столом с другими главами ОДКБ и ЕАЭС.

Что касается возможности возникновения беспорядков, то если они случатся, то виноват в них будет лично Алмазбек Атамбаев. Они станут возможными из-за его провокационных заявлений и действий. Если его риторика будет держаться на грани только оскорблений, выборы еще пройдут без проблем. Но если он найдет повод снять Бабанова, тогда беспорядки возможны.

Известный в Кыргызстане политический обозреватель Нарын Айып полагает, что угроза дестабилизации ситуации не слишком реальна.

– Атамбаев остается в стране, чтобы контролировать ход подготовки и проведения выборов, – считает журналист. – Есть вероятность, что без него властные структуры могут ограничиться исполнением своих прямых обязанностей, не превышая конституционных полномочий. Точно так же осенью 2015 года кыргызский президент отменил свой уже запланированный визит в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН перед самыми парламентскими выборами в Кыргызстане. Тогда он ездил по регионам, открыто агитируя за социал-демократическую партию (СДПК) и получил желаемый результат. Получается, что он не очень верит, что его подчиненные будут без его непосредственного контроля делать все, что в их силах ради его интересов. И это действительно так.

Политолог Александр Князев считает, что информация аппарата Атамбаева подразумевает, готовность к проведению провокаций, направленных либо на снятие с дистанции главного оппонента власти Омурбека Бабанова, либо на отмену выборов в принципе и назначение новых выборов.

– Это будет означать принципиально новый список кандидатов, в котором запасным кандидатом от Атамбаева скорее всего идет премьер Сапар Исаков. Резервным был вице-премьер Темир Джумакадыров и в таком контексте его гибель в ДТП может, кстати, рассматриваться неординарно. Отмена поездки Атамбаева в Сочи имеет несколько смыслов. Это очередные смотрины Исакова с учетом изменяющихся обстоятельств. Это невозможность бесконфликтного участия самого Атамбаева в саммитах и его встреч, в частности, с Назарбаевым. И это, вероятно, его боязнь оставить Кыргызстан без присмотра, хотя в реальности от него то уже совсем мало что из происходящего и способного случиться зависит.

Эксперт Игорь Шестаков отметил, что отмена визита Атамбаева в Сочи может быть связана с несколькими причинами.

– Первая – это выборы, ведь, как известно, Алмазбек Атамбаев обещал, что они пройдут честно, без применения административного ресурса и в спокойной обстановке. И лично глава государства выступил гарантом мирной передачи власти. Сейчас в Кыргызстане обстановка достаточно напряженная, учитывая высокий уровень политической конкуренции. Определенное влияние на накаливание ситуации оказала и трагическая гибель в автокатастрофе вице-премьера по силовому блоку Темира Джумакадырова, который возглавлял Республиканский штаб по выборам. В целом, нельзя исключать, что могут произойти какие-либо инциденты или провокации в канун выборов или день голосования. Я помню, что и в преддверии президентских выборов 2011 года тоже были слухи о возможных митингах и провокациях. Но тогда предвыборная ситуация была гораздо спокойней чем сейчас. Что касается более конкретных версий о возможных беспорядках, то это вопросы, скорее, к представителям силовых структур.

Второй причиной эксперт назвал возможную заинтересованность Атамбаева в том, чтобы молодой глава правительства имел возможность заявить о себе как политик на таком представительном межгосударственном форуме.

– Как известно с 1 декабря вступают в силу конституционные изменения, которые значительно повышают статус главы кабмина. Их инициатором был сам президент. Многие вопросы внешней политики, в контексте экономического взаимодействия, как раз будут в зоне ответственности премьера. А в Сочи пройдет заседание Высшего совета глав государств ЕАЭС, где у Сапара Исакова будет возможность презентовать перспективы работы нового кабмина перед главами государств – основных торгово-экономических партнеров Кыргызстана. В этой связи участие Сапара Исакова выглядит еще более логичней.

Правозащитник и юрист Динара Муканбаева уверена, что угроза массовых беспорядков возможна только со стороны власти.

– Возможно, власть готовит очередную провокацию, они в этом плане профессионалы, особенно всем запомнились ошские события июня 2010 года, когда искусственно столкнув две нации, чтобы отвлечь внимание народа от главного, Временное правительство занималась переделом власти, обворовывало, грабило и делило между собой народные деньги. Власть тщательно подготовилась к предстоящим выборам: убрала неугодных, закрыв их в тюрьмы, завалила многомиллиоными исками активистов и журналистов, закрыла независимые СМИ, устроила преследования и запугивания активистов. Я считаю, что угрозу представляет нынешняя власть, которая не хочет уходить.

Правозащитница Зульфия Марат отметила, что на указанные даты, 10-11 октября не намечено никаких не только массовых акций оппозиции ни в столице, ни в регионах, но даже какие-либо митинги в центре столицы под запретом.

– Госкомитет национальной безопасности «отрапортовал» о возбуждении уголовного дела о насильственном захвате власти против бабановского сторонника, депутата Канатбека Исаева. Это уже третье аналогичное обвинение за полтора года в отношении тех, кто осмелился иметь иное мнение, чем президент. До этого были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения несколько экс-депутатов. Говоря же об отмене визита главы государства в Сочи на встречу с коллегами, думаю, этого следовало ожидать после того, как он задел лидера соседнего Казахстана.

* * *

Мы представили мнений лишь нескольких опрощенных экспертов. И многие сходятся во мнении, что если какие-то эксцессы в стране произойдут, то в большей степени вина за них будет лежать на нынешней власти. Атамбаев хоть и обещает честные выборы, на деле ведет двойную игру, продвигая своего ставленника. И именно действия президента могут стать катализатором протестов, которые могут перерасти в массовые беспорядки.

Улугбек Бабакулов



В избранное