Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новые подробности дела сестер Соатовых: Милиция ищет, кому бы приписать отцовство


Новые подробности дела сестер Соатовых: Милиция ищет, кому бы приписать отцовство
2010-02-26 12:47 Соб. инф.

На фото слева – Райхон Соатова. Все фотографии - из семейного архива Соатовых. Дата съемки - апрель 2009 года

В нашумевшем деле 27-летней Райхон Соатовой, изнасилованной милиционерами во время следствия, новый поворот: всех ее знакомых мужского пола, включая родственников, заставляют сдавать кровь на анализ ДНК. Таким образом, милиция пытается выяснить, кто является отцом дочери Райхон, родившейся 17 декабря в центральной больнице Зангиатинского района Ташкентской области Узбекистана.

Напомним, что в начале декабря 2009 года в ташкентский офис правозащитного общества «Эзгулик» («Милосердие») обратился Абдусамат Соатов, рассказавший, что три его сестры, несколько лет назад приехавшие в Ташкент из Шерабадского района Сурхандарьинской области Узбекистана, в мае 2009 года в результате бытового скандала были задержаны и обвинены сначала в хулиганстве, а затем и в разбое. По словам А.Соатова, во время следствия его сестры подверглись различным издевательствам и были изнасилованы сотрудниками милиции. Милиционеры угрозами заставили девушек молчать о произошедшем, и сестры Соатовы длительное время боялись рассказать об изнасиловании даже своим родным. Об этом стало известно только после 17 декабря 2009 года, когда средняя из сестер, Райхон Соатова, приговоренная к длительному сроку заключения, преждевременно родила ребенка на 29-й неделе беременности.

С чего все началось. Семейный скандал

Заметим, что о том, что случилось в семье старшей из сестер Соатовых, Наргизы, мы знаем только из рассказа ее брата Абдусамата. С его слов, все началось так: у Обидходжи, мужа Наргизы Соатовой, была 26-летняя любовница Наргиза Ашурметова. Молодая любовница постоянно названивала жене и повторяла, что сейчас Обидходжа у нее и что им хорошо вместе. Жена не выдержала и устроила мужу скандал. Тот признался, что да, изменяет, но не может сейчас уйти от любовницы, потому что Ашурметова грозится его посадить.

Слева - Райхон Соатова, в середине - Наргиза Соатова, справа - Обидходжа
Слева - Райхон Соатова, в середине - Наргиза Соатова, справа - Обидходжа

Обидходжа пожаловался жене, что Ашурметова грозила сдать мужчину в милицию, заявив, что тот ее якобы изнасиловал. Шантажируя и угрожая, коварная Ашурметова забрала у любовника водительские права, паспорт и другие документы и потребовала, чтобы Обидходжа бросил жену с детьми и женился на ней. И муж, видимо, решил, что женщины должны разобраться между собой сами, а сам он, как переходящий вымпел, уйдет к той, которая победит. «Он попросил жену уладить ситуацию», - объяснил Абдусамат Соатов, брат Наргизы.

Наргиза Соатова обратилась за помощью к местному участковому, некоему Ровшану, но тот не захотел ввязываться в чужие семейные разборки и дал простые рекомендации: побить любовницу, побрить ее наголо, сфотографировать и пригрозить, что эти фотографии будут расклеены по всему городу. Недолго думая, Наргиза решила последовать совету участкового.

«8 мая Наргиза в истерике поехала к Ашурметовой на разборки. Она даже свой сотовый телефон забыла дома, вышла из дома, даже не переодевшись», - рассказывает Абдусамат. Однако Наргиза решила не сразу бить соперницу, предложив поначалу «отступные»: 2.000 долларов в обмен на письменное уверение Ашурметовой, что та оставит в покое мужа Наргизы. Любовница отказалась. Тогда Наргиза избила любовницу мужа – да так, что та потеряла сознание. После она побрила Ашурметову наголо, взяла телефон соперницы и сделала на него несколько фотографий.

«Ашурметова тем временем лежала без движения, - продолжает рассказ брат Соатовой. - Наргиза позвонила мужу и сказала, что «убила его сучку». Обиджоджа не захотел ехать за женой – и к ней поехали ее младшие сестры Райхон и Хосият, которые гостили у Наргизы в доме. Сестры приехали в дом Ашурметовой, удостоверились, что любовница Обидходжи жива, забрали сестру и увезли домой».

Когда Ашурметова пришла в себя, то подала заявление в милицию, угрожая Обидходже, что если тот будет помогать своей жене и ее сестрам, то она посадит и его. Как говорит Абдусамат Соатов, Обидходжа просил любовницу не подавать заявления, но оскорбленная Ашурметова выдвинула условия: Наргиза Соатова немедленно выплачивает ей 2000 долларов, на которые та покупает парик, Обидходжа разводится с женой, забирает детей и уезжает с Ашурметовой в Россию. Но, по словам брата Наргизы, его сестра не согласилась на эти условия.

На следующий день после избиения, 9 мая 2009 года, родственники решили вместе отметить праздник. «Обиджоджа даже позвонил мне и пригласил на торжество, - говорит Абдусамат. - А у меня гости были, и я сказал, что подъеду позже. Когда освободился, позвонил Наргизе, но на звонки никто не отвечал. Потом зять (Обидходжа – ред.) сказал, что приходили милиционеры и забрали всех моих сестер. Я возмутился: почему он мне об этом сразу не сообщил. На что Обидходжа ответил, что они совершили уголовное преступление и теперь будут за него отвечать», - вспоминает Абдусамат.

Сестры Соатовы, Хосият, Наргиза и Райхон
Сестры Соатовы, Хосият, Наргиза и Райхон

Арест

Выяснив, что сестер увезли в Мирзо-Улугбекское РОВД города Ташкента, Абдусамат сразу же поехал туда: «Милиционеры были пьяные. Они сказали, что сестер забрали по очень опасным статьям и им грозит большой срок заключения. Я возмущался: как это так, ведь это просто семейные разборки, почему такой большой срок?»

На следующий день, 10 мая, Абдусамат вместе с адвокатом прибыли выручать сестер, и вечером того же дня девушек отпустили.

«Мы привезли всех троих домой. Наргиза кричала, что ее изнасиловали, но мы не поверили, а начали ее ругать за совершенный поступок, и не подали никаких заявлений. Райхон и Хосият постоянно плакали и просились спать. Мама сказала, что не нужно их тревожить. На следующий день нам позвонили и сообщили, что дело передано в ГУВД города Ташкента, а 15 мая всех троих снова забрали.

18 мая состоялось судебное слушание, суд решил, что дожидаться окончательного приговора они будут в Таштюрьме, но состояние здоровья Хосият резко ухудшилось, и ей потребовалось лечение. Следователь Азиз Умарханов велел мне и маме написать расписки, что мы не будем никуда жаловаться, особенно в городскую прокуратуру, - и в обмен на нашу расписку отпустил Хосият под подписку о невыезде из страны. Еще следователь забрал у нас ксерокопии паспортов…»

Следователь заявил брату обвиняемых, что теперь, если они куда-то пожалуются, то нарушат закон, - и А.Соатов поверил.

Хосият

Младшей из сестер, Хосият Соатовой, исполнилось 23 года, она заканчивала первый курс факультета философии в Национальном университете Узбекистана и в сентябре должна была перейти на второй. После допросов следователей тело девушки было в красных пятнах, но она ничего не объясняла и не рассказывала родственникам. «Она говорила, что на допросе ее ударили тяжелым Уголовным Кодексом по голове, после чего она потеряла сознание и ничего не помнит. С тех пор, когда мы спрашиваем о происшедшем, она начинает плакать», - говорит Абдусамат.

После допроса у Хосият резко упало зрение. Врач в Университете, где училась Хосият, стала выяснять причины возникшей сильной близорукости, и Хосият вдруг призналась врачу, что ее изнасиловали. Врач решила, что у девушки еще и психические проблемы, и рекомендовала Абдусамату показать Хосият психиатрам. Брат повез сестренку в ТашМИ (Ташкентский Мединститут), и там психиатры, поработав с девушкой, подтвердили Абдусамату: да, у девушки психическое расстройство, и видимо, из-за перенесенного группового изнасилования. Соатов все отрицал: нет, твердил он врачам, этого не может быть, у сестры была сложная сессия в Университете, она сильно нервничала, поэтому и зрение упало, а потом, мол, сестра упала с лестницы – и ничего не помнит.

Врачи сделали вид, что поверили, но сказали, что девушке необходима госпитализация. Оставив сестру в больнице, Соатов отправился к следователю Азизу Умарханову. «Я стал с ним ругаться», - говорит об этом визите Соатов. Наверное, «ругаться» - это слишком мягко сказано. Соатов кричал, что его сестру изнасиловали. Следователь все опровергал.

После этого, как считает Абдусамат, следователь Умарханов затаил злобу на семью Соатовых и начал названивать в Национальный университет Узбекистана с требованием отчислить Хосият, на которую было заведено уголовное дело. «Это было в начале сентября, и хотя приговора суда еще не было и вина Хосият не была доказана, первый проректор по духовной части университета потребовал, чтобы сестренка забрала документы, заявив: «В нашем университете уголовникам нет места». Хосият оправдали, но из университета все равно выгнали. Сейчас она дома, в Сурхандарье. Несмотря на все наши попытки успокоить ее, она по-прежнему молчит, плачет и ничего не рассказывает».

Райхон

Тем временем две сестры: Райхон и Наргиза - дожидались суда в Таштюрьме. 24 июня Райхон Соатова вскрыла себе вены на левой руке, пытаясь совершить самоубийство. Увидеться с подсудимой родственникам не удалось, и о попытке суицида им сообщил адвокат. 22 сентября 2009 года состоялся суд, на котором сестрам был вынесен окончательный приговор: по 15 лет лишения свободы каждой по статьям 109, 164 и 277 Уголовного кодекса Республики Узбекистан («разбой», «ограбление» и «соучастие в преступлении»).

Находясь в заключении, Райхон Соатова постоянно просила брата передавать ей лекарства, назначение которых он не мог понять. «В октябре она передала записку с телефонным номером, попросила позвонить. Я позвонил – выяснилось, что ее подруге по камере требовалась денежная помощь, ее срок подходил к концу. Я дал им деньги, а когда эта подруга вышла, то позвонила мне и рассказала, что Райхон беременна. Я не поверил. Но она уверяла, что Райхон именно поэтому и хотела себя убить. Она говорила, что моя сестра залезала на верхние нары и бросалась оттуда вниз, глотала горстями лекарства…»

На краткосрочном свидании в середине октября Райхон сообщила брату, почему хотела покончить с собой. «Она сказала, что тогда, в мае, во время допроса следователи угрожали, что если она не будет писать так, как они диктуют, то они сначала изнасилуют Хосият у нее на глазах, а потом и ее. Райхон согласилась, не раздумывая, лишь бы их не тронули. Написала, что ей сказали, но сестер все равно изнасиловали.

Потом ей велели помалкивать: мол, иначе все родные от тебя отвернутся. Райхон избили, повели на второй этаж здания РОВД, она помнит, что там был диван, стул, стол и книги. Затем зашел высокий милиционер по имени Тимур, начал кричать и бить ее, приговаривая, что Райхон бандитка и разбойница. Затем они выключили свет и начали ее насиловать».

Райхон рассказала брату, что помнит лишь отдельные имена, которыми эти люди называли друг друга: Тимур, Алишер и Ходжаакбар. «Я никогда не забуду их голоса», - сказала она брату, а потом заплакала.

Райхон рассказала, что в июне следователь Азиз Умарханов допрашивал ее о причине покушения на самоубийство. Райхон рассказала ему, что ее в мае изнасиловали милиционеры, на что следователь Умарханов обозвал ее обесчещенной женщиной и тоже изнасиловал. Факт покушения на самоубийство был описан в материалах дела как «следствие случайного падения».

Девочка Гульноза

В декабре 2009 года, когда эта история стала известна широкой общественности, следователи сообщили Абдусамату Соатову, что у них не работают люди с именами, которые называла Райхон, и что вся эта история ею придумана.

Абдусамат Соатов: «Но 17 декабря нам позвонили из женской колонии в Зангиате и попросили немедленно привезти лекарства на крупную сумму. Я все купил и поехал, работники колонии взяли пакет, но ничего не объяснили. Я начал метаться по всем больницам Зангиатинского района, в родильном отделении центральной больницы два врача сказали мне, что есть у них пациентка по имени Райхон, которую сопровождают трое милиционеров.

Райхон родила девочку.

Сначала она не хотела принимать ребенка, я ее уговаривал, что ребенок ни в чем не виноват, он маленький и беззащитный, после чего она сдалась. Сначала Райхон решила назвать дочь Озодой, от слова «озодлик» («свобода»), но я ее отговорил: когда Райхон выйдет на свободу, девочка будет спрашивать, почему ее так назвали… Мы сошлись на имени Гульноза. Сейчас, пока ведется следствие, маленькая Гульноза вместе с мамой находятся в Таштюрьме», - говорит Абдусамат.

Брат Райхон говорил о следствии по делу о групповом изнасиловании. Абдусамата Соатова также допрашивали, интересуясь, в частности, тем, почему Райхон уже 27 лет, а она до сих пор не замужем. «Может, у нее есть парень?», - интересовались дознаватели. А потом знакомые позвонили Абдусамату и рассказали, что их вызывали в милицию и они сдавали кровь на ДНК. Следователь объяснил это А.Соатову так: была сделана распечатка номеров с сотового телефона Райхон, и теперь всех ее знакомых (и родственников) мужского пола проверяют на возможное установление отцовства.

«Следователи давно обещали предоставить анализы ДНК и выявить преступников, но всё это затянулось уже на два месяца, а они ничего так и не сообщают: ни результатов экспертизы, ни количества подозреваемых милиционеров. Они опозорили мою семью, сестренок, испортили нам всю жизнь. Они должны быть наказаны, и мы очень надеемся, что справедливость все-таки восторжествует», - говорит Абдусамат Соатов.

Пока же старшая из сестер Соатовых, Наргиза, отбывает срок в женской колонии Зангиатинского района. Средняя, Райхон, с маленькой дочкой Гульнозой дожидается в Таштюрьме итогов следственного дела об изнасиловании. Младшая сестра Хосият живет дома, в Сурхандарье, и ни с кем не разговаривает. 26-летняя Наргиза Ашурметова отделалась легкими травмами и обритой головой. Обидходжа жив-здоров, забрал детей и переехал к Ашурметовой. Судя по всему, вполне доволен жизнью и счастлив.

Соб.инф.

Парламентские выборы в Таджикистане: специфика прежняя, обстоятельства меняются
2010-02-26 13:30 Азиз Ниязи

На фото – президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Фото Reuters

28 февраля 2010 года состоятся выборы депутатов в Нижнюю палату парламента Таджикистана (Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ) и местные советы народных депутатов. В Маджлиси намояндагон республики, согласно Конституции, избираются 63 депутата: 65% - 41 человек - от одномандатных избирательных округов, и 35% - 22 человека - по спискам политических партий Таджикистана по единому республиканскому избирательному округу.

В борьбе за места в нижнюю палату принимают участие как независимые кандидаты, так и члены восьми партий. От партии власти - Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ) - ЦИК утвердил 22 человека, от Партии исламского возрождения Таджикистана - 20 человек, от Коммунистической партии Таджикистана - 9 человек, от Демократической партии - 2 человека, от Аграрной партии - 6 человек, от Партии экономических реформ - 4 человека, от Социал-демократической партии - 7 человек, от Социалистической партии - 3 человека. Надо заметить, что списки кандидатов от политических партий, кроме НДПТ, были сокращены по бедности остальных политиков. Многие из них не смогли внести избирательный залог в размере 7 тысяч сомони – чуть более 1600 долларов.

С большой долей уверенности можно прогнозировать победу президентской НДПТ. В нижней палате она и сейчас занимает 52 места из 63. За нее, как правило, голосуют выходцы из кулябского региона республики (примерно 35% населения страны), поскольку ключевые посты в госуправлении занимают их земляки. Заботясь о хлебе насущном, активен в ее поддержке и чиновничий люд других земель и наделов Таджикистана. Естественно к их мнению прислушивается родня, соседи и подчиненные. Как всегда будет задействован весь административный и финансовый ресурс партии власти со всеми вытекающими приятными для нее результатами. Это самая крупная партия, насчитывающая более 95 тысяч человек.

Большинство партий Таджикистана имеют свою региональную субэтническую окраску, (за исключением, пожалуй, Компартии), но надо признать, что эти тона со временем все же размывается во всех политических объединениях. Хотя крепки еще земляческие узы и связи крупных родов, все же многие граждане постепенно склонны проявлять самостоятельность, группируясь по идеологическим взглядам или карьеристским устремлениям. Я не вижу никакого реального подтверждения заявлениям некоторых таджикских и зарубежных аналитиков об ускоренной фрагментации таджикистанцев на более мелкие традиционные земляческие, родовые и родоплеменные объединения.

Регионализм как часть политической культуры Таджикистана требует к себе взвешенного отношения. Региональная самоидентификация в общественном сознании имеет глубокие корни и от нее никуда не деться. Одновременно крепнет общенациональное самосознание граждан. Внутриполитическая стабильность сохраняется на установившемся относительном балансе региональных отношений, сильной центральной власти и общенациональных целей. Ослабление власти может быть вызвано жестким выдавливанием одних субэтнических элит другими не только из сфер экономики и политики, но и образования, науки и культуры. Таджикская верховная власть сейчас все же лавирует в пределах допустимых сдержек и противовесов, не забывая конечно об удержании собственной корпоративной автаркии на волнах демократизации.

Не следует забывать, что стремление к демократической форме правления в ходе окончания гражданской войны выразили все политические силы страны. Если судить по параметрам свободы прессы, наличию демократических институтов и механизмов, соответствующего законодательства, то уровень демократизации в Таджикистане достаточно солидный. Главное, что утвердившиеся правила гласного и негласного политического поведения блокируют откат к деспотическому авторитаризму и, что не менее важно, дают возможность осуществления перехода власти ненасильственным путем. Демократическая «подушка безопасности» в форс-мажорных обстоятельствах способна самортизировать резкое столкновение противоборствующих сил.

Главную оппозиционную силу представляет Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Партия активная, напористая, постоянно молодеет за счет прилива свежих сил, при том не только из различных районов Таджикистана, но и гастарбайтеров, работающих за пределами республики. Сейчас в ней насчитывается около 30 тысяч членов. Костяк партии составляют выходцы из горных районов Припамирья и Памира. Народ трудолюбивый и организованный.

В советское время в конце 70-х годов мне приходилось видеть сводки МВД по районам горного подчинения, как тогда их называли. Уровень преступности был почти нулевой. Сказывалось воспитание в духе традиционной исламской этики.

Руководство партии подвергается справедливой критике за отсутствие социально-экономической программы. По всей видимости, такой проект не готовится или не афишируется из тактических соображений, поскольку идеи и мировая практика исламской экономики радикально отличаются от проводимого сейчас в стране социально-экономического курса. На данном этапе лидеры ПИВТ предпочитают не обострять отношения с властью по этим фундаментальным вопросам.

В партии существует традиционная система взаимовыручки и поддержки. Внимание сосредоточено на религиозном просвещении и образовании, повышении этической дисциплины. На встречах с избирателями, как правило, поднимаются вопросы о защите прав верующих, сокращении бедности, борьбе с коррупцией, повышении зарплат учителям, создании отдельного министерства по делам трудовых мигрантов, однако ее кандидаты уклоняются от критики системы в целом.

ПИВТ всячески демонстрирует свою умеренность, реформаторскую направленность, выступает с резкой критикой радикализма нелегальной исламистской партии Хизб ут-тахрир, теперь чаще именуемой салафитами. Руководство партии в последнее время несколько раз отказывалось от помощи вооруженным мятежникам, своим бывшим соратникам по гражданской войне. Антиправительственные выступления в горах были подавлены.

ПИВТ сейчас занимает всего два места в парламенте, в этот раз у нее имеется возможность занять намного больше депутатских кресел. Руководство решило не выдвигать кандидатов подряд по всем одномандатным округам, а работать с избирателями в наиболее подходящих из них, как по числу сочувствующих, так и по авторитету и идеологической подкованности ее представителей. Кроме того, она заметно активизировала работу среди таджикистанцев, вынужденных работать за рубежом, и, судя по всему, симпатии гастарбайтеров к ней усиливаются. За рубежом к избирательным урнам таджикистанцы имеют возможность прийти в 34 городах мира. По России – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Волгограде, Кемерово, Перми, Челябинске и Екатеринбурге.

Компартия Таджикистана по-ветерански бодра, но бедна. Состав стареет, новых идей не видно. Протестный электорат она как всегда соберет. По утверждению ее руководства, в партии - 55 тысяч членов, но шансов на получение депутатских мест у нее с каждым годом становится все меньше. На прошлых выборах она получила 4 места. В этот раз возможностей для увеличения своего представительства у нее почти нет.

Аграрная партия и Партия экономических реформ имеют возможность получить несколько мест в нижней палате. Их поддержка правительственного курса очевидна, власть к ним относится снисходительно.

Но, как всегда, большие проблемы возникают перед партиями демократической направленности. Их электорат невелик, часто сосредоточен в отдельных районах республики, и, главное, власть их не милует из-за критики - откровенной и зачастую оправданной. Как и на прошлых выборах, они снова могут не получить необходимые пять процентов для прохода в Маджлиси намояндагон.

Таким образом, специфика нынешних выборов мало чем отличается от прошлых, снова подключены этно-региональные механизмы воздействия на избирателей, а расторопные активисты партии власти проворно вставляют палки в колеса оппозиционного дилижанса. Об этом уже свидетельствуют многочисленные жалобы его пассажиров в местных и зарубежных СМИ.

* * *

Однако выборы в Таджикистане проходят в этот раз на фоне новых архиважных обстоятельств, что в перспективе, а может быть, отчасти уже и в ближайшем будущем способно серьезно изменить привычный ход жизни.

Во-первых, развязался кульминационный финал с историей строительства крупнейшей в республике Рогунской ГЭС. Возведение ее едва началось и прекратилось с развалом Союза. Денег требуется много. В разные годы, в зависимости от менявшихся ТЭО - от 3 до 5 млрд. долларов США. Правительство обращалось за инвестициями к разным государствам, начиная от Пакистана, Китая и заканчивая Россией. РФ долго оценивала проект, но недавно на официальном уровне отказала в помощи. После продолжительных препирательств и пустых обещаний ряд российских крупных частных компаний также свернули переговоры. Отчасти из-за несовпадения взглядов по разделу прибыли и техническим параметрам, но в основном - по причине резкого протеста со стороны Узбекистана. После чего ударную стройку таджикского капитализма решили возводить своими силами – то есть на народные деньги.

Государство начало активно выпускать и распространять акции Рогуна. Несмотря на заверения президента и высоких лиц о приобретении ценных бумаг по доброй воле, среди служащих, рабочих и крестьян распространяются они, как говорится, в добровольно-принудительном порядке. Появляется информация, что студентов не допускают к экзаменам, пока они не приобретут акцию. Бумаги предлагают купить прибывающим и убывающим за рубеж труженикам, в России таджикских мигрантов заставляют приобретать «частицы» Рогунской ГЭС как официальные представители Таджикистана, так и руководство различных общественных объединений. Приобретение их, к тому же, может служить проходным баллом в парламент. Глава Партии экономических реформ Таджикистана министр транспорта и коммуникаций поспешил заявить, что его семья намеревается приобрести акции на 10 тысяч сомони. Покупка бумаг на крупную сумму – дело политически выгодное, может и в карьере помочь, и в бизнесе.

Но не следует забывать, что около 70% населения республики живут в бедности, а часть и вовсе в нищете. Отдать из семейного бюджета 200-300 долларов - значит урезать у себя самое необходимое для элементарного выживания. На ура-патриотизме сыт не будешь! И сейчас не война, когда люди готовы искренне отдать последнее. Недовольство обездоленных может сказаться на результатах выборов, во всяком случае, явка избирателей может быть ниже обычного. Неизвестно как поведет себя крупная узбекская диаспора в условиях крайне резкого обострения отношений РТ с соседним Узбекистаном. Обычно узбеки и другие тюркские народы отдавали предпочтение президентской партии.

Возможно, реальные итоги выборов будут по некоторым параметрам отличаться от прежних, но не составит большого труда отшлифовать их «как надо». Это привычное дело «политтехнологий».

Но тенденции настораживают. Узбекистан готов стоять до конца, привлекая к экспертизе Рогуна всевозможные крупные международные организации, начиная от экологических и политических, заканчивая финансово-промышленными. Задействована вся тяжелая артиллерия узбекской дипломатии. А Таджикистану уже сейчас как говорится «перекрывают кислород» по всем направлениям – транспортным, энергетическим, торговым. И без того усложненное передвижение граждан из страны в страну, которую в народе из-за нелегальных мытарств называют «пыхтеловка», становится еще более тяжким. По многим внешним и внутренним причинам стройка может оказаться замороженной надолго, а социально-экономическая и политическая ситуация в Таджикистане возможно подвергнется серьезным рискам. Но самое главное - уже сейчас заметно как постепенно раздуваются тлеющие угли межнациональной розни. Чем это обычно заканчивается на постсоветском Востоке, мы уже не раз наблюдали. Такая ситуация дает карты в руки исламистам-салафитам, не признающих национальных, этнических и вообще государственных границ между единоверцами, как впрочем осуждающих нравы местного капитализма. Число их сторонников и сочувствующих может в условиях разгорающейся вражды многократно возрасти.

И второе, не менее важное обстоятельство – государство во главе с президентом Эмомали Рахмоном взяло в свои руки управление религиозной жизнью мусульман Таджикистана. Это особенно отчетливо и ярко проявилось во время помпезного празднования в прошлом году в Таджикистане 1310-летия со дня рождения Абу Ханифы (Имама аль-Азама) основателя одной из четырех религиозно-правовых школ суннитского ислама – ханафитского мазхаба, которого придерживаются около 500 млн. мусульман мира. Кроме пышных празднеств в год, посвященный памяти Величайшего Имама, Нижняя палата Парламента республики провозгласила течение «Ханафия» суннитского ислама официальным религиозным направлением Таджикистана. Религиозная составляющая в нациостроительстве становится все более очевидной.

Власть тонко улавливает, что само общество медленно, но верно стремится к исламскому образу поведения. Общество и без государства самодисциплинируется и самоорганизуется к праведной жизни. И если уж государство стремится возглавить религиозное возрождение, то с него и спрос неимоверно увеличивается. Оно в лице чиновников и высокого начальства должно являть пример для подражания, и главные его функции - согласно исламской доктрине - поддержание достойной и безопасной жизни мусульман.

Соответственно, во взаимоотношениях Узбекистана и Таджикистана, народы которых чрезвычайно тесно связаны общей культурой, историей и кровными узами, требуются мудрость, предельная взвешенность и тончайшая деликатность в решении спорных вопросов. А проблемы будут только увеличиваться.

В настоящее время центральноазиатский регион, по всей видимости, приблизился к критическим пределам роста, при котором местного природного потенциала уже не хватает ни для поддержания устаревших хозяйственных технологий, ни для систем жизнеобеспечения. И если раньше значительные массивы населения имели возможность осваивать новые жизненные пространства, то сейчас подобного шанса почти не осталось. Миллионы тружеников вынуждены выезжать за пределы родины. В таких условиях многие внутренние и межгосударственные конфликты в Центральной Азии все чаще приобретают характер борьбы за ресурсы.

Предметом острых разногласий становится гидроэнергетика. Многие примеры в Центральной Азии наглядно показывают, что энергетика и экология начинают переплетаться в единый узел с вопросами политики, экономической стратегии, межэтнических и социо-культурных отношений и это взаимодействие способно генерировать серьезный конфликтогенный потенциал.

В ЦА энергетика напрямую связана с проблемами рационального использования водных ресурсов и конструктивное решение этой проблемы невозможно без ревизии индустриально-потребительской модели развития, опирающейся на экстенсивное безответственное потребление природных ресурсов. Более того, поскольку у сторонников и противников разных гидроэнергетических проектов есть серьезные аргументы за и против, вопросы эти надо решать на профессиональном уровне, без политизации, взвешенно и, в конечном счете, в координатах общей региональной и национальной стратегии развития, которые пока так и не ясны. Одной бухгалтерией здесь не обойдешься. Первый принцип – вода по воле Господа, как и воздух, принадлежит всем. И все ответственны за ее сбережение. Разбазаривание воды происходит во всех республиках ЦА.

Для республик Центральной Азии требуются специально разработанные программы комплексного решения проблем совершенствования хозяйственной деятельности. Расширение экономических связей центральноазиатских государств между собой и с другими странами необходимо планировать, учитывая их культурные и цивилизационные особенности. В эпоху СССР между республиками сложилось определенное «разделение труда», точнее - распределение производительных сил. Ныне оно требует корректировки в зависимости от природных условий, хозяйственных укладов, традиционных ценностей, демографических и других процессов в различных республиках.

Накануне развала СССР Таджикистан одним из первых столкнулся с всеобъемлющим системным кризисом и заплатил за регресс природы и общества высокую цену. Игнорирование фундаментальных социально-экологических угроз, как видно на его примере, может вызвать политические, социальные, этно-региональные конфликты, порой довольно разрушительные. Общие убытки от них, включая не только материальные, но и культурные, духовные, интеллектуальные, нравственные могут в значительной степени превышать планировавшиеся доходы от непродуманных хозяйственных проектов.

Формирование новых технологических проектов хозяйствования в Центральной Азии возможно в рамках концепции устойчивого развития – новой идеологии и практики прогресса XXI века. Время ее осознания и реализации только начинается. Кстати по духу ей очень близки исламские экономические принципы. Интересен опыт работы в ряде мусульманских стран исламских коммерческих компаний, фондов и вакфов, использования в государственной собственности стратегических ресурсов, планирования социально-экономического развития, в основе которого лежат социальные, нравственные, этические принципы ислама. Особую важность приобретает исламский призыв к ограничению потребностей, умеренному потреблению, сбережению человеческих и природных ресурсов. Принципы и практические шаги по выстраиванию исламской экономики вкупе с примерами общественного устройства ряда мусульманских стран, являют миру специфический «третий путь» развития - срединный вариант между крайностями неолиберализма (дерегулированием экономики, голым материалистическим расчетом, доминированием эгоизма и личной мотивации) и жесткими социалистическими (коммунистическими) экспериментами, низводящими частную собственность, индивидуальный стимул и свободу граждан до минимума.

Исламская концепция срединного пути известная как «аль-васытыйя» охватывает важнейшие сферы жизни мусульман, начиная от богословия, образования до права и экономики. В ней превалирует стремление к разумному компромиссу, к балансу личных и общественных интересов, сохранению высоких идеалов мусульманской культуры. С этой позиции исламское учение не отвергает рыночную экономику как таковую, но требует разумного и справедливого ее регулирования. В тоже время оно ставит пределы рыночному обществу безграничного потребления. На фоне реисламизации общественной жизни народов Центральной Азии политикам следовало бы учитывать подобные тенденции будущего.

Об авторе: Ниязи Азиз Шавкатович. Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

Узбекистан: В Ташкенте арестовано более пятидесяти ответственных работников самого крупного оптового рынка
2010-02-27 11:39 ИА Фергана.Ру

Спецгруппа следователей Генпрокуратуры Республики Узбекистан возбудила уголовное дело против руководителей самого крупного в Узбекистане оптового рынка продуктовых, промышленных и строительных товаров - Открытого акционерного общества «Караван базар». Они обвиняются в нарушении правил торговли, растрате средств в крупных размерах и использовании служебного положения в корыстных целях.

По данным активистов правозащитного общества «Эзгулик», арестовано уже пятьдесят два человека, в числе которых - председатель управления ОАО «Караван базар» Нодир Рахматов, его заместители Равшан Рахимов, Адил Каримов, многие сотрудники рынка и бизнесмены. Еще девятнадцать человек, среди которых имеются высокопоставленные чиновники, обвиненные в махинациях и успевшие скрыться до начала арестов, объявлены в розыск.

Как выяснилось, только по результатам первичных аудиторских проверок сумма ущерба от деятельности «преступной группы» составила около 47 млрд. сумов (21,5 млн. долларов по «теневому» курсу).

В настоящее время идет следствие, возбуждено уголовное дело по пятнадцати статьям УК РУЗ: 167 «Хищение путем присвоения или растраты», 176 «Изготовление, сбыт поддельных денег, акцизных марок или ценных бумаг», 177 «Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей», 179 «Лжепредпринимательство»,182 «Нарушение таможенного законодательства», 184 «Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей», 186 «Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», 188 «Незаконная торговая или посредническая деятельность», 189 «Нарушение правил торговли или оказания услуг», 190 «Занятие деятельностью без лицензии», 205 «Злоупотребление властью или должностными полномочиями» 206 «Превышение власти или должностных полномочий», 207 «Должностная халатность», 208 «Бездействие власти», 209 «Должностной подлог».

Следует отметить, что председателем Наблюдательного совета рынка является один из влиятельнейших в Узбекистане бизнесменов, гражданин Южной Кореи Дмитрий Ли (по другим источникам - Лим), который, по мнению независимых наблюдателей, «крышевал» этот один из самых крупных рынков в центральноазиатских республиках, опираясь на поддержку некоторых высокопоставленных чиновников правительства.

В настоящее время господин Ли освобожден до суда под залог. Как стало известно «Фергане.Ру», он является мультимиллионером, владельцем громадного имущества в столице, ему принадлежат многие торговое точки, а его «резиденция» расположена близ Учтепинского хокимията (администрации).

По слухам, причиной столь радикальной «встряски» крупнейшего рынка, расположенного на массиве Урикзор в Ташкенте, могут быть планы младшей дочери президента страны Лолы Тиллаевой-Каримовой, владеющей крупным вещевым рынком «Абу-Сахий», «прибрать» к своим рукам и рынок «Караван базар». Однако подтверждений этому нет, и все пока остается на уровне догадок.

По некоторым данным, бизнес-империя младшей дочери Ислама Каримова включает в себя более двухсот автомобильных парковок в Ташкенте, более двадцати крупных вещевых рынков столицы и приграничных областей. Товарами эти рынки на девяносто процентов обеспечиваются несколькими группировками, которые контролирует муж Лолы Каримовой – Тимур Тиллаев. Промышленные и продовольственные товары ввозятся на территорию республики без уплаты таможенных пошлин через фирму «Ташкент-Cargo».

Прибыль от этого бизнеса разделяется на несколько категорий: организация доставки товаров народного потребления минуя таможенные платежи из КНР, их оптовая реализация торговцам вещевых рынков, опять-таки, минуя кассовые аппараты, сбор пошлин с этих же торговцев за право торговли на вещевых рынках.

Ежедневный оборот вещевого рынка «Абу-Сахий», также контролируемого Тимуром Тиллаевым, по данным источника «Ферганы.Ру», составляет от 500 до 800 млн. сумов (250-400$ тысяч).


В избранное