Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Травля Умиды Ахмедовой выплеснулась на страницы газет


Узбекистан: Травля Умиды Ахмедовой выплеснулась на страницы газет
2010-02-24 11:12 Фергана.Ру

22 февраля в принадлежащей ташкентской городской администрации газете «Вечерний Ташкент» появилась большая статья, посвященная делу узбекского фотографа Умиды Ахмедовой, как сказали бы раньше – программная статья, статья-директива. В советское время такие материалы выходили в газете «Правда». Они завершались призывом покарать «отщепенцев» и «врагов народа». Но история, как известно, если и повторяется, то в виде фарса. И сегодня образец подобного жанра публикуется в «Вечерке», очевидно, чтобы людям было, что почитать на ночь глядя.

Сквозной нитью статьи является многократно повторяемая, точнее, вколачиваемая в головы читателей мысль о том, что за оскорбление узбекского народа Умида Ахмедова просто обязана понести наказание, и это случится с каждым, кто «посягнет» и «покусится». Попутно в публикации выводятся на чистую воду такие пороки западного общества как однополая любовь и педофилия. О том, что за оскорбление целого народа и клевету на целый народ узбекское законодательство наказания не предусматривает, автор статьи, укрывшийся под псевдонимом А.Махмудов, понятное дело, не сообщает. Фотографии Умиды тоже нигде не приводятся. По замыслу авторов, узбекской аудитории, ограниченной в возможности посещать веб-сайты, пишущие о деле Умиды Ахмедовой, поскольку большинство из них блокируется, вполне достаточно официальных разъяснений о том, что ее фотографии «клевещут» и «оскорбляют».

Отметим, что подобный способ пропаганды в Узбекистане далеко не нов: как правило, такие тексты спускаются в редакции газет из аппарата президента. Кстати, передают, что последний высказался по поводу фотоальбома Умиды Ахмедовой примерно так же, как в свое время Никита Сергеевич Хрущев высказывался о полотнах художников-авангардистов: «Что это за х...ня!». Не удивимся, если выяснится, что вторая часть заголовка – это прямая цитата главы государства.

Предлагаем вам ознакомиться с этим текстом. Личными впечатлениями вы можете поделиться в комментариях.

Вечерний Ташкент

«Дело Умиды Ахмедовой», или За публичное оскорбление народа, конечно же, должно быть наказание

Читаешь в Интернете некоторые отзывы на происходящие в Узбекистане события и диву даешься. Такое впечатление, что появилось небольшое, но очень активное число «доброжелателей» нашей солнечной республики, которым ничем не угодишь. На «ура» воспринимается только любая негативная информация, а все, что является успехом или реальным достижением узбекского народа, опровергается с ходу или подвергается снисходительному сомнению.

То, что на 18-м году независимости состоялся открытый судебный процесс по факту унижения чести и достоинства многонационального узбекского народа, есть определенная закономерность. В конце концов, сколько можно терпеливо сносить булавочные уколы и менторский тон самозваных «передовых» и «цивилизованных» «учителей» и их местных подпевал из числа прикормленной зарубежными грантами «интеллигенции»?

Закономерно и то, что предметом судебного разбирательства стало творчество фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой. Не скроем, что эта весьма зрелая художница поначалу искренне хотела с любовью и достоинством показать свой народ и свою страну. Да и, на первый взгляд, ее фотоальбом «Женщины и Мужчины: от зари до зари» (Women and Men: From Dawn to Dusk»), опубликованный в 2007 году, и документальный фильм «Бремя невинности» («The Burden of Virginity»), выпущенный на следующий год, являются сугубо этнографическими произведениями, стоящими вдали от какой-либо политики.

Но беда в том, что оба проекта были поддержаны грантами от швейцарского посольства. Умида в последние годы все свои проекты осуществляла на иностранные деньги, а значит, должны была приспосабливать свой «патриотизм» к чужеземным требованиям. Ведь не секрет, что кто платит, тот и заказывает музыку. Пресыщенному западному зрителю глубоко безразличны успехи молодой страны, зато он охотно клюет на эротическую «клубничку» и «нищую экзотику». Неудивительно, что в творчестве Ахмедовой образ Узбекистана постепенно приобрел все более средневековый характер, а его граждане показаны милыми, но «нищими и отсталыми» дикарями, живущими «по варварским обычаям».

То есть вольно или невольно, но Умида Ахмедова своим «творчеством» поддерживает бытующий на Западе миф о том, что в мусульманских странах народ изначально не придерживается общепринятой морали, то есть подлежит «перевоспитанию» по европейским нормам. Но что творится там, на Западе, в реальности? Что скрывается за ширмой навязываемых всему остальному миру норм и правил по-западному?

Прежде всего толерантность по отношению к так называемым сексуальным меньшинствам и прочим сексуальным извращениям. И все это давно уже не только укоренилось в т.н. «западной демократии», но и принимает ужасающие формы.

Взять хотя бы педофилию в кругах высших иерархов католической церкви! Сколько уже подобных скандалов имело место за последние годы и сколько еще их будет! А о том, что это давняя и уже застарелая болезнь, способов лечения которой пока не наблюдается, говорит следующий факт.

15 и 16 февраля текущего года Папа Римский Бенедикт XIV принял в Ватикане 20 иерархов Ирландской католической церкви, обвиняемых в том, что они годами замалчивали сотни случаев сексуальных домогательств священников в отношении несовершеннолетних. Случаи совращения малолетних имели место в период с 1975 по 2004 годы в епархии Дублина. Свет на них пролили два доклада независимых экспертов, опубликованных в мае и ноябре прошлого года.

Самое интересное заключается в том, что Папа всего лишь «пожурил» педофилов в рясе и призвал их «быть искренними со следствием».

Однако жертвы педофилов и их родственники считают коммюнике Ватикана полумерой: «Я бы сказал, что Ватикан не оправдал даже самых скромных наших надежд. По сути, этим заявлением Папа смягчил ситуацию. Назвать педофилию гнусным преступлением, а затем предположить, что это произошло от ослабления веры, - это просто скандал».

Отметим, что в случае с «произведениями» Умиды также встает вопрос о морали. Ведь данные произведения – это не частное мнение гражданки У.Ахмедовой и даже не ее личный фотоальбом в Интернете. Этот альбом и этот фильм при поддержке иностранных СМИ демонстрируются по всему миру как «истинное» лицо «несчастного узбекского народа». И это воспринималось на Западе и во всем мире как официальное признание частной точки зрения, подкормленной швейцарскими франками художницы. Но было бы очень странным, если бы власти Узбекистана продолжали бы и дальше терпеть подобное издевательство над узбекским народом как общностью людей разных национальностей.

Когда творческий человек, пользуясь финансовой и моральной поддержкой иностранного государства, унизительно говорит об узбекском обществе, национальных обычаях, культуре, единстве народа, он оскорбляет не каких-то конкретных людей, он оскорбляет весь народ (А если не пользуясь финансовой и моральной поддержкой иностранного государства? Или если творческий человек ничего не говорит? Напомним, что ни в фотоальбоме, ни в фильмах Умиды Ахмедовой НЕ СОДЕРЖИТСЯ никаких авторских комментариев. – Ред).

Кстати, гарантией того, что данный процесс не может толковаться как политическое преследование или давление, является то, что в Уголовном кодексе Узбекистана статьями 139, ч. 3, п. «г» - «Клевета из корыстных или иных низменных побуждений» и 140, ч. 2 – «Оскорбление печатным или иным способом размноженным текстом либо в средствах массовой информации» предусмотрено наказание за умышленные действия, направленные на унижение национальной чести и достоинства узбекского народа (вранье, пострадавшей от клеветы и оскорбления может быть признана только конкретная личность, но не такое аморфное понятие как народ; от имени народа может выступать только всенародно избранный президент. - Ред).

Возникает вопрос, а почему до сих пор они фактически не использовались? Во многом из деликатности. Ведь подобная «этнография» весьма деликатна: это тончайшие струны – национальные обычаи, национальная, расовая, религиозная принадлежность. Тут грань между национальным оскорблением, иронией или чем-то другим, действительно, очень тонка.

Тем не менее фактически, несмотря на все экономические и социальные успехи, подобные полеты творческой фантазии ставят под сомнение существование узбекского народа вообще и нашу возможность строить демократическое, самостоятельное государства в частности. А это антигосударственно! Не важно, кто это отснял и размножил – гражданин Узбекистана или другого государства. На территории Узбекистана действует узбекское законодательство. Если кто-то, даже будучи здесь временно и гражданином другой страны, нарушает наше национальное законодательство, он должен нести ответственность.

А вот теперь – очень важный момент. Возникает вопрос, а насколько это тяжело квалифицировать – где есть оскорбление народа, а где его нет? Вот для этого и есть суд, который, кстати, в данном случае проходил гласно и публично, широко освещался в средствах массовой информации. И уже по ходу процесса было ясно, что речь не идет о том, что кто-то стремится ограничить этнографические исследования, свободу творчества и так далее. Но за публичное оскорбление народа, конечно же, должно быть наказание.

Почему такие вопросы рассматривались гласно и прозрачно? Да потому, что любой судья побоится их решать кулуарно и выносить вердикт на основании коррупции или чего-то там другого. Сам вопрос – очень резонансный. Удовлетворяет то, что все СМИ, все желающие смогли присутствовать на этом процессе, а остальные граждане узнали о нем из газет и телевизионных передач.

Сейчас нас укоряют за то, что приняли меры, в то время когда другие народы терпят, когда их унижают. Я принципиально не буду делать какую-то кальку из законов других стран. Но думаю, что если бы, например, в той же Англии кто-то хоть пикнул о том, что Великобритания – неполноценное государство, что англичане не могут создать государство или что британская нация не способна на государственное строительство, там бы применили законы гораздо хлеще, чем у нас. Чтобы не ходить далеко, вспомним историю с карикатурами на исламскую тему. Когда на улицы мусульманских городов вышли миллионы протестующих, все западные посольства поспешили официально извиниться от имени своих правительств.

А представьте себе, что подобные альбомы или фильмы появились бы в соседнем Казахстане, Туркменистане или Афганистане, не говоря уже о Ливии, Марокко или других мусульманских государствах?! Попробовал бы кто-нибудь что-то аналогичное снять об иранском народе в Тегеране. (А еще в Северной Корее, Судане, Бирме, Сомали – этот ряд можно продолжить. – Ред.). Я бы посмотрел, где бы он оказался… А Умида Ахмедова попала под амнистию и сегодня на свободе.

Стыдно даже говорить о том, что за очень хорошие деньги можно предавать историю, обычаи, традиции своего народа, а тем более выставлять их в негативном свете на всеобщее осмеяние. Давайте возьмем в пример тех же американцев. Не тех, кто недавно приехал из подворотен Европы в Нью-Йорк, а фермеров, жителей небольших городков, так называемое «молчаливое большинство». Они очень высоко ставят семейные ценности, нетерпимы к наркотикам, однополой свободной «голубо-розовой» любви, проституции и прочим «удовольствиям». Попробовала бы У.Ахмедова выпустить подобный фильм в американской глубинке. Да ее бы по судам затаскали. (А в Узбекистане не затаскали? – Ред.)

Считаем, что не стоит воспринимать данный судебный процесс как направленный в пику кому-то или против кого-то. Он просто показал, что прежде всего узбекские граждане и соответственно граждане других стран, которые имеют отношение к Узбекистану и здесь бывают, должны чтить определенные ценностные вещи. Потому что народ Узбекистана – это ценность. Есть достоинство у любого народа. И унижать это достоинство никто не вправе. Если такое произойдет, заплатишь за это штраф или сядешь в тюрьму. А поэтому, если ты публичное лицо, то тем более семь раз подумай, прежде чем что-то сказать, написать, отснять или опубликовать…

В 1991 году был создан феномен – узбекское государство, и оно функционирует, в нем есть институты власти, это факт. Речь не идет о том, чтобы, скажем, упредить какие-то исторические дискуссии, споры. Отнюдь. Речь абсолютно о других вещах – когда отрицается само существование суверенного народа, когда подчеркивается его якобы низкосортность, второсортность по сравнению с другими, когда унижается весь народ – и в Ташкенте, и в Самарканде, и в Фергане, и в Нукусе.

Все мы, согласно Конституции, - народ Узбекистана. Звучать это должно гордо, и никак иначе!

А.Махмудов».

Кыргызстан: В Нарыне протестовали против повышения тарифов на электроэнергию и отмены льгот жителям высокогорья
2010-02-24 12:13 ИА Фергана.Ру

24 февраля в парке города Нарын Нарынской области Кыргызстана прошел митинг, участники которого требовали возвращения прежних тарифов на тепловую и электроэнергию и сохранения льгот жителям высокогорья.

Как рассказала «Фергане.Ру» журналист радио «Алмаз-Нарын» Жаркын Ибраева, митинг начался в 11.30 по местному времени (8.30 мск) и продолжался 2,5 часа. В парке собралось, по приблизительным данным, 1000 человек, инициативная группа сообщает о 1500 участниках, а, по оценкам представителей местной власти, 500-600 человек.

Митингующие выдвинули три основных требования: вернуть тарифы на тепловую и электроэнергию с 1 сома 50 тыйинов до 70 тыйинов, оставить жителям высокогорья 50-процентную прибавку к зарплате и сохранить бесплатные 110 киловатт. Люди также жаловались на низкие зарплаты и пенсии, отсутствие работы.

В парк прибыли мэр Нарына Алмаз Кулматов и два вице-мэра. Глава города пообещал собравшимся в течение десяти дней довести их требования до правительства и президента. В ответ митингующие пригрозили, что если он не сдержит своего обещания, то 5 марта в центре Нарына они проведут еще одну акцию протеста.

Напомним, что в ноябре 2009 года правительство Кыргызстана решило повысить стоимость тепловой и электрической энергии с 1 января 2010 года в два раза, а с июля 2010 года - в пять раз относительно прежних цен. До повышения стоимость одного киловатт-часа электроэнергии составляла в среднем 71 тыйын, а 1 гигаколория тепла - 500 сомов ($1=44,8 сома).

Свое решение о столь резком росте цен власти аргументировали изношенностью оборудования, которое дошло до аварийного состояния из-за того, что прежнее руководство страны боялось пойти на столь непопулярные меры, как повышение тарифов, и в ближайшем будущем могла бы возникнуть технологическая катастрофа.

Позже президент республики Курманбек Бакиев сообщил, что, вероятно, второй этап повышения тарифов будет отменен, если аудит независимой международной компании найдет его излишним.

Иран: С рейса «Бишкек-Дубаи» снят и арестован лидер террористической организации «Джундалла» Абдульмалик Риги
2010-02-24 12:31 ИА Фергана.Ру

Самолет «Боинг-737-300», совершавший рейс «Бишкек-Дубаи», 23 февраля совершил внеплановую посадку в Иране. Самолет принадлежал авиакомпании «Исток-Авиа», перевозка пассажиров осуществлялась авиакомпанией «Кыргызстан». Как сообщает «Сводка», самолет был перехвачен двумя истребителями иранских ВВС, как только судно пересекло иранское воздушное пространство, и принудили самолет приземлиться в городе Бандар-е-Аббас на юге страны (по сообщению иранских СМИ, самолет сел на востоке страны).

Как только самолет сел, в салон вошли представители спецслужб Ирана в масках и арестовали двоих (или троих) пассажиров, не являющихся гражданами Кыргызстана. Одним из арестованных оказался лидер суннитской террористической организации «Джундалла» Абдулмалик Риги (иранское агентство Fars утверждает, что Риги был арестован с двумя его соратниками, по данным компании «Кыргызстан», осуществлявшей перевозку пассажиров, с рейса были сняты двое).

Суннитская террористическая организация «Джундалла» («Солдаты Бога») обвиняется властями Ирана в совершении нескольких громких терактов на территории пограничной провинции Ситан-Белуджистан, сообщает MIGnews.com. «Джундалла» организовала громкий теракт 18 октября 2009 года, когда в Захедане погибло 42 человека, в том числе 15 командиров корпуса стражей исламской революции. По сообщению ВВС, группировка «Джундалла» была создана в 2002 году для защиты этнического меньшинства белуджей на юго-востоке Ирана. Базируется группировка в Пакистане.

Пресс-конференция Гейдара Мослехи и кадры ареста Риги

По сообщению иранского PressTV, которое цитирует MIGnews.com, за 24 часа до ареста Риги находился на территории американской военной базы (видимо, имеется в виду центр транзитных перевозок «Манас» в Бишкеке – ред.), где «получал террористические инструкции, при нем был афганский паспорт, предоставленный США», и ранее Риги находился на территории нескольких европейских государств.

Как заявил министр разведки Ирана Гейдар Мослехи, у него есть «ясные доказательства сотрудничества Риги с американской, британской и израильской разведками» и назвал Дубаи «тихой гаванью международного терроризма».

Абдулмалику Риги и его брату Абдулхамиду угрожает смертная казнь.

Таджикистан: Известная эстрадная певица Фарзонаи Хуршед получила два года тюрьмы
2010-02-24 13:09 ИА Фергана.Ру

Районный суд города Душанбе (Таджикистан) приговорил известную таджикскую эстрадную певицу Фарзонаи Хуршед к двум годам тюрьмы, сообщает таджикская служба радио «Свобода» («Озоди»). Певицу признали виновной в содействии побегу подсудимого из зала суда. Гражданин Таджикистана Фаррух Рузиев, с которым, как предполагают наблюдатели, Фарзонаи связывают тесные отношения, обвинялся в финансовом мошенничестве. Во время судебного заседания ему удалось самовольно покинуть зал суда, сесть в машину и уехать в неизвестном направлвении. По данным обвиняющей стороны, за рулем автомобиля сидела Фарзонаи Хуршед. На следующий день после побега Ф.Хуршед и Ф.Рузиев были задержаны на КПП на въезде в Душанбе в районе Чорбог со стороны Варзобского района, передает Авеста. Певицу задержали на трое суток, потом выпустили под подписку о невыезде.

В содействии побегу обвинялись и два сотрудника милиции, которые позволили подсудимому Рузиеву покинуть зал суда.

На суде Ф.Хуршед заявила, что не знала, что Фаррух самовольно покинул суд, и что, хотя машина принадлежала ей, но за рулем был сам Рузиев, который попросил уступить ему водительское кресло. Рузиев подтвердил это. Однако суд признал виновными всех обвиняемых. Рузиеву дали 10 лет тюрьмы, Фарзонаи Хуршед – два года, милиционеры получили полтора и два года. Адвокат Ф.Хуршед Лютфия Сафаралиева заявила, что «они не согласны с решением суда и обжалуют его в вышестоящей инстанции».

Во время процесса во дворе райсуда собралось около шестидесяти человек, в том числе родственники и знакомые обвиняемой. В зал суда, чтобы поддержать Фарзонаи, пришли известные эстрадные исполнители Таджикистана: Садриддин Начмиддин, Зикриоллох, Остони Азизи, Чонибек Муродов и другие.

Фарзонаи Хуршед 21 год. Широкую известность ей принесла запись выступления певицы в Москве на заднем дворе одного из московских клубов. Как объяснила Фарзонаи, она бесплатно выступила для таджикских гастарбайтеров, у которых нет возможности попасть на ее концерт.

Фарзонаи Хуршед происходит из известной артистической семьи Таджикистана. Ее сестра Шабнами Сурае – знаменитая таджикская эстрадная певица, мать – Сурае Косимова – тоже выступает на сцене. По неофициальным данным, семья осужденной Ф.Хуршед близка с руководством страны и некоторыми таджикскими олигархами.

Узбекистан: Численность населения превысила 28 миллионов человек
2010-02-24 13:25 ИА Фергана.Ру

Численность постоянного населения Узбекистана по состоянию на 1 января 2010 года составила 28 миллионов 800 человек, сообщает Газета.uz.

По данным Госкомстата республики, естественный прирост населения за 12 месяцев прошлого года составил 519 тысяч человек, из которых 299 тысяч или 57,6 процента, пришлись на сельскую местность.

Число родившихся в 2009 году составило 649,7 тысячи, что на 3600 человек или 0,6 процента больше показателя 2008 года, а коэффициент рождаемости уменьшился с 23,6 до 23,3 промилле.

Уменьшение коэффициента рождаемости наблюдается в Сырдарьинской (с 24,3 до 22,8 промилле), Наманганской (с 24,4 до 23), Самаркандской (с 25,6 до 24,2) и Сурхандарьинской (с 25,9 до 24,6) областях.

Смертность снизилась во всех регионах республики. Значительное снижение смертности наблюдается в городе Ташкенте (с 7,8 до 7,1 промилле), а также Андижанской (с 5,1 до 4,6), Хорезмской (с 4,8 до 4,3) областях и в Республике Каракалпакстан (с 5,4 до 4,9).

В структуре общей смертности 58,9 процента составили болезни системы кровообращения, 7,6 процента – новообразования, 6,6 процента – несчастные случаи, отравления и травмы, 6,3 процента – болезни органов дыхания.

По предварительным данным, в январе-декабре 2009 года в Узбекистане умерло 7.300 детей в возрасте до года. 49,4 процента умерли от состояний, возникающих в перинатальном периоде, 33,5 процента – от болезней органов дыхания, 7,4 процента – от врожденных аномалий и 3,3 процента – от инфекционных и паразитарных заболеваний. Коэффициент младенческой смертности уменьшился с 12,5 промилле до 11,9 промилле.

В течение прошлого года было зарегистрировано 277,6 тысячи браков и 17,2 тысячи разводов, то есть в расчете на 1000 населения приходится 10 браков и 0,6 развода.

Напомним, что на 1 января 2009 года численность населения Узбекистана составляла более 27,5 миллиона человек.


В избранное