← Февраль 2010 → | ||||||
20
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Узбекистан вновь призвал власти Таджикистана провести независимую экспертизу Рогунской ГЭС
Узбекистан вновь призвал власти Таджикистана провести независимую экспертизу Рогунской ГЭС Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев призвал своего таджикского коллегу Акила Акилова провести детальную независимую экспертизу строительства Рогунской ГЭС, сообщает 3 февраля узбекская правительственная газета Правда Востока. Напомнив, что правительство Узбекистана уже неоднократно обращалось с таким призывом в адрес властей Таджикистана, России и международных организаций, Ш.Мирзиеев подчеркнул, что принципиальная позиция узбекской стороны по данному вопросу вызвана тем, что проект Рогунской ГЭС был разработан почти сорок лет назад на основе устаревших проектных, конструкторских и технологических решений.
При оценке возможных последствий строительства такого грандиозного по масштабам объекта, как Рогунская ГЭС, прежде всего, считает узбекский премьер, следует обратить внимание на: «- ущерб, который может нанести данный проект находящемуся на грани хрупкого равновесия экологическому балансу региона в связи с последствиями Аральской катастрофы; - влияние данного проекта на изменение объема и режима стока Амударьи, так как само выживание миллионов людей в этом регионе, с резко континентальным пустынным климатом, напрямую зависит от наличия питьевой и поливной воды, особенно в периоды систематически повторяющегося маловодья; - степень защиты данного проекта от угроз техногенного характера, в первую очередь - угроз мощных землетрясений, так как предполагаемое строительство Рогунской ГЭС находится в зоне высокой сейсмичности на линии тектонического разлома, где неоднократно происходили землетрясения мощностью до 10 баллов. Трудно себе представить масштабы той гуманитарной катастрофы, к которой может привести прорыв плотин с гибелью сотен тысяч людей». Ш.Мирзиеев заявил, что «угроза усиливается в связи с тем, что на таких гидроэнергетических объектах, как Токтогульская и Нурекская ГЭС, построенных более 35 лет назад и на которых последние 20 лет не осуществлялись плановые капитально-восстановительные ремонтные работы, все чаще происходят аварии, несущие реальную угрозу для всего региона». И напомнил о недавней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (Россия). «Правомерность позиции Узбекистана по данному вопросу однозначно поддержана такими авторитетными международными организациями и финансовыми институтами, как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный, Азиатский и Исламский банки развития, а также Российской Федерацией и ее общественными кругами, другими странами, - отмечает узбекский премьер. - Однако, несмотря на наши неоднократные обращения по этому вопросу, имеет место их полное игнорирование со стороны правительства Республики Таджикистан, которое в настоящее время без учета возможных последствий и должного проектного и технического сопровождения продолжает форсированными темпами вести строительство этого объекта. При этом на условиях подряда к этой работе привлекается ряд российских проектных и строительно-монтажных организаций, которых, очевидно, мало интересуют возможные негативные последствия этой стройки». Шавкат Мирзиеев призвал Таджикистан провести независимую экспертизу под эгидой ООН и ее уполномоченных структур, которые смогут объективно оценить как обоснованность самого проекта, так и все возможные его последствия, включая вопросы экологии, водного баланса, угроз техногенных катастроф, и только после получения удовлетворительного ответа на все поставленные вопросы продолжить проектирование и строительство Рогунской ГЭС. «В случае дальнейшего игнорирования позиции Республики Узбекистан мы оставляем за собой право обратиться по этому вопросу к международному сообществу и мировым экологическим организациям с тем, чтобы предотвратить возможные катастрофические последствия реализации этого проекта», - подчеркнул узбекский премьер. Рогунская ГЭС — советский долгострой, достройка которой началась в сентябре 2007 года. Согласно проекту, 6-агрегатная Рогунская ГЭС, высота плотины которой составит 335 метров, будет способна вырабатывать 3,6 млн. киловатт-часов электроэнергии. Это позволит вывести страну из энергетического кризиса и выйти на новый уровень экономических достижений. Первые два агрегата должны быть сданы в эксплуатацию не позднее начала 2012 года. Для завершения строительства Рогунской гидроэлектростанции республике необходимо 6 миллиардов сомони ($1=4,4 сомони). По решению правительства Таджикистана, к финансированию строительства стратегической ГЭС привлечено все население: с 6 января в стране реализуются акции гидроэлектростанции. Было выпущено 5 млн. акций и сертификатов ОАО «Рогунская ГЭС» на сумму 6 млрд. сомони (около $1,3 млрд.). В ходе «народного IPO», по оперативным данным Министерства финансов Таджикистана, уже реализовано акций и сертификатов акций ОАО «Рогунская ГЭС» на сумму более чем в 150 миллионов долларов.
Ташкент: От старой консерватории останется только орган Фото © «Фергана.Ру». Другие фоторепортажи о реконструкции исторического центра Ташкента – в Галерее Ферганы.Ру (Fergana.Info). В Ташкенте сносят еще одно старое и добротное здание – бывшее здание Ташкентской консерватории, в котором с 2002 года располагался музыкальный колледж имени Хамзы. За высокой металлической оградой вздымаются клубы пыли - бульдозеры сокрушают стены, простоявшие на этой улице более 70 лет. Старые чинары возле консерватории уже срублены, одно дерево, правда, еще осталось, но, скорее всего, и оно будет пущено на паркет. Это здание было построено в 1930-е годы по проекту архитекторов В.Брилевича, Н.Голощанова и А.Сидорова в господствующем тогда стиле псевдоклассицизма или сталинского ампира - с неизменными парными колоннами, пилястрами, желтой штукатуркой на внешних стенах и подчеркивающими его принадлежность к миру искусства античными театральными масками на капителях. Первоначально в нем размещалась балетная школа.
В 1934 году в Ташкенте открылась Высшая музыкальная школа, первое высшее музыкальное заведение в Средней Азии и Казахстане. Двумя годами позже на ее основе была образована Ташкентская государственная консерватория, а в 1939 году она переехала в здание бывшей балетной школы. Основание консерватории в Узбекистане осуществлялось в рамках общей государственной политики, направленной на просвещение народных масс, и если во времена Российской империи подобные заведения имелись только в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Одессе и Киеве, то при советской власти они были открыты в большинстве союзных республик. В организации консерватории в Ташкенте большую помощь оказали педагоги Московской и Ленинградской консерваторий: пианисты А.Гольберг, С.Козловский, А.Подгорный, Н.Яблоновский; скрипачи Е.Кнорре, Л.Шевчук; виолончелист Г.Васильев; певцы А.Власов, В.Довлет; дирижер С.Цвейфель (Гончаров); композиторы А.Козловский, Г.Мушель, Б.Надеждин; музыковеды И.Мартынов, Ю.Фортунатов, В.Цуккерман, Я.Пеккер и многие другие. В короткие сроки Ташкентская консерватория превратилась в центр музыкального образования, готовящий музыкантов, композиторов, музыковедов, дирижеров и педагогов. Первый ее выпуск состоялся в 1941 году. В годы Великой Отечественной войны многие студенты и преподаватели консерватории сражались на фронтах; более 20 человек погибли. В 1941 году в Ташкент был эвакуирован коллектив Ленинградской консерватории, сотрудники которого работали и учились совместно с коллективом Ташкентской консерватории, а некоторые остались и продолжили свою деятельность в Узбекистане. С 1975 года и вплоть до распада СССР в Ташкентской государственной консерватории стажировались и обучались студенты из многих зарубежных стран. В 1976 году ей было присвоено имя музыканта, композитора, дирижера и одного из основоположников современной узбекской музыки Мухтара Ашрафи, с 1971 по 1975 годы являвшегося ее директором. Развал Советского Союза, стремительное падение уровня жизни и активное навязывание «национальных традиций» повлекли за собой массовый исход квалифицированных преподавателей консерватории, что, по отзывам их коллег, не замедлило сказаться на общем уровне музыкального образования. В конце 1990-х для консерватории было решено построить новое здание, естественно, в ставшем вдруг обязательным «национальном» стиле. Рассказывают, что поводом для этого стало то, что туркменский президент Сапармурат Ниязов (Туркменбаши I) запретил оперу, цирк, балет и симфонические оркестры, пояснив, что туркменам это не нужно. Услышав об этом, президент Каримов презрительно высказался в том смысле, что, мол, эти варвары туркмены действительно ничего не понимают в искусстве, и распорядился о немедленном строительстве огромного здания новой Государственной консерватории. Его строительство было завершено в 2002 году. Возле помпезного дворца в «национальном» стиле, возведенного на улице Батыра Закирова (бывшая часть улицы Абая, ныне переименована), установили памятную стелу с надписью о том, что он построен по инициативе президента Каримова. С 22 марта 2002 года коллектив Государственной консерватории трудится уже на новом месте. Во время переезда консерватория по непонятной причине утратила имя непонятно чем провинившегося Мухтара Ашрафи. В старое же здание консерватории перебрался коллектив музыкального колледжа имени Хамзы (музыкального училища, годом ранее переименованного на английский манер). И вот теперь старое здание консерватории идет на слом, а на его месте появится новое здание музыкального колледжа. По некоторым данным, в консерватории все же оставят зал, в котором находится орган, неприспособленный к перевозке. Как будет выглядеть новое здание колледжа - неизвестно: никакие детали этого не разглашаются, всё принимается келейно и держится в секрете, без огласки, вплоть до последнего момента, однако можно предположить, что оно будет выстроено в навязываемом властями псевдовосточном стиле. Достоверно известно только то, что решение о строительстве этого здания было подписано главой ташкентской администрации Алишером Тухтаевым еще в июне. В документе поясняется, что это делается в рамках работ по реконструкции и благоустройству центральной части столицы. На днях независимый сайт Uznews.net обнародовал отдельные детали этой «реконструкции»: «Правительство Узбекистана приняло Программу реконструкции Ташкента, согласно которой центр столицы республики до 2012 года лишится ряда высотных зданий, при этом высота оставшихся будет снижена. Как сообщил источник в администрации президента, такое решение продиктовано необходимостью убрать здания в центре города, превышающие своей высотой построенный в прошлом году Дворец форумов «Узбекистан». Снести предполагается три гостиницы: Le Grand Plaza (бывшая Bumi, а ранее Tata), Dedeman Silk Road и гостиничный комплекс «Марказий» («Центральный», бывший отель Sheraton). Не столь печальную судьбу авторы программы уготовили для построенной около тридцати лет назад гостиницы «Узбекистан», которая находится в непосредственной близости от Дворца форумов. Количество этажей этого отеля, который в советское время был единственным доступным для интуристов, будет сокращено до шести. «Подрежут» и газетный корпус Издательско-полиграфического концерна «Шарк», который так же как и гостиница «Узбекистан» был построен на рубеже 1970-80 годов. Семиэтажное здание сделают ниже на один этаж». Конечно, с точки здравого смысла подобное «благоустройство», в ходе которого сносятся добротные и красивые здания и вырубаются столетние деревья, совершенно необъяснимо. Зачем вдруг понадобилось «благоустраивать» и без того наиболее благоустроенную часть столицы – разве в ней уже ликвидированы все трущобы и отремонтированы вдребезги разбитые дороги? Резонов для подобного «благоустройства» нет никаких (да и вообще кризис). Однако кризис тут ни при чем: в Узбекистане целенаправленно создается новый государственный культ – идеологии Независимости, которую, по мнению президента Каримова, должны олицетворять помпезные дворцы и средневековый завоеватель Тимур. По этой причине в стране культивируется новый архитектурный стиль – так называемый «каримовский ампир». Напомню, что в основе стиля ампира - воспевание экспансии и создание нового культа через иконизацию символики. В соответствии с этим превращение центрального сквера в плоский газон с бельгийскими соснами и памятником Тимура посередине, строительство дворца форумов, снос здания бывшей церкви, вторые куранты – все это составные части видоизменения европейского облика центра города на, условно говоря, азиатско-имперский. Отсюда же и массовое переименование всего, что можно переименовать. Так, здание бывшей консерватории ломают на улице с названием Мустакиллик («Независимость»). Но еще год назад эта улица носила имя Пушкина. Пересекающая ее улица Гоголя переименована в улицу академика Яхъё Гуломова (памятник Гоголю убран), а упирающаяся в консерваторию улица Жуковского, носившая это название с 1890 года, переименована в улицу академика Садыка Азимова. За годы независимости в Ташкенте были переименованы почти все улицы с русскими, казахскими, татарскими, корейскими и прочими неузбекскими названиями. На днях сообщили об очередной волне переименований, в ходе которой было переименовано более 100 улиц, в этот раз и с узбекскими именами (например, улица академика Теши Захидова или улица Шаахмеда Шамахмудова, кузнеца, усыновившего в годы Великой Отечественной войны 14 детей-сирот разных национальностей; теперь она будет называться Тошкуча). Переименован и жилой массив «40 лет Победы», который получил название «Тузель» («Ровная местность»). Для полноты картины добавим сюда вынос памятника Шаахмеду Шамахмудову на дальнюю окраину столицы, снос памятника Свободы и памятника Гагарину в Самарканде – и перед вами предстанет полная картина осуществляемого властями искоренения «этнически чуждого» наследия, в последние два года развернувшаяся особенно интенсивно. Отметим в этой связи интересный факт: местные СМИ на полном серьезе начали именовать Каримова главным архитектором страны. 31 декабря 2009 года в информационной программе «Ахборот» первого канала телевидения Узбекистана диктор нарек его именно этим титулом, после чего обрисовал президентскую концепцию градостроительства: «Дома должны быть простыми, удобными и выдержанными в национальном стиле». Поскольку каждое слово дикторов программы «Ахборот» проходит тщательную предварительную проверку, а сама передача идет только в записи, можно предположить, что прозвище Каримова «главный архитектор», скорее воспринимаемое как ироническое, было одобрено и утверждено на самом верху. Из этого вытекает, что в ближайшие годы центру Ташкента, по всей видимости, суждено остаться площадкой для воплощения ориентированных на азиатское средневековье художественных и эстетических вкусов человека, вот уже почти двадцать лет занимающего должность президента Узбекистана. Джек Смит
Ташкент: От старой консерватории останется один орган Фото © «Фергана.Ру». Другие фоторепортажи о реконструкции исторического центра Ташкента – в Галерее Ферганы.Ру (Fergana.Info). В Ташкенте сносят еще одно старое и добротное здание – бывшее здание Ташкентской консерватории, в котором с 2002 года располагался музыкальный колледж имени Хамзы. За высокой металлической оградой вздымаются клубы пыли - бульдозеры сокрушают стены, простоявшие на этой улице более 70 лет. Старые чинары возле консерватории уже срублены, одно дерево, правда, еще осталось, но, скорее всего, и оно будет пущено на паркет. Это здание было построено в 1930-е годы по проекту архитекторов В.Брилевича, Н.Голощанова и А.Сидорова в господствующем тогда стиле псевдоклассицизма или сталинского ампира - с неизменными парными колоннами, пилястрами, желтой штукатуркой на внешних стенах и подчеркивающими его принадлежность к миру искусства античными театральными масками на капителях. Первоначально в нем размещалась балетная школа.
В 1934 году в Ташкенте открылась Высшая музыкальная школа, первое высшее музыкальное заведение в Средней Азии и Казахстане. Двумя годами позже на ее основе была образована Ташкентская государственная консерватория, а в 1939 году она переехала в здание бывшей балетной школы. Основание консерватории в Узбекистане осуществлялось в рамках общей государственной политики, направленной на просвещение народных масс, и если во времена Российской империи подобные заведения имелись только в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Одессе и Киеве, то при советской власти они были открыты в большинстве союзных республик. В организации консерватории в Ташкенте большую помощь оказали педагоги Московской и Ленинградской консерваторий: пианисты А.Гольберг, С.Козловский, А.Подгорный, Н.Яблоновский; скрипачи Е.Кнорре, Л.Шевчук; виолончелист Г.Васильев; певцы А.Власов, В.Довлет; дирижер С.Цвейфель (Гончаров); композиторы А.Козловский, Г.Мушель, Б.Надеждин; музыковеды И.Мартынов, Ю.Фортунатов, В.Цуккерман, Я.Пеккер и многие другие. В короткие сроки Ташкентская консерватория превратилась в центр музыкального образования, готовящий музыкантов, композиторов, музыковедов, дирижеров и педагогов. Первый ее выпуск состоялся в 1941 году. В годы Великой Отечественной войны многие студенты и преподаватели консерватории сражались на фронтах; более 20 человек погибли. В 1941 году в Ташкент был эвакуирован коллектив Ленинградской консерватории, сотрудники которого работали и учились совместно с коллективом Ташкентской консерватории, а некоторые остались и продолжили свою деятельность в Узбекистане. С 1975 года и вплоть до распада СССР в Ташкентской государственной консерватории стажировались и обучались студенты из многих зарубежных стран. В 1976 году ей было присвоено имя музыканта, композитора, дирижера и одного из основоположников современной узбекской музыки Мухтара Ашрафи, с 1971 по 1975 годы являвшегося ее директором. Развал Советского Союза, стремительное падение уровня жизни и активное навязывание «национальных традиций» повлекли за собой массовый исход квалифицированных преподавателей консерватории, что, по отзывам их коллег, не замедлило сказаться на общем уровне музыкального образования. В конце 1990-х для консерватории было решено построить новое здание, естественно, в ставшем вдруг обязательным «национальном» стиле. Рассказывают, что поводом для этого стало то, что туркменский президент Сапармурат Ниязов (Туркменбаши I) запретил оперу, цирк, балет и симфонические оркестры, пояснив, что туркменам это не нужно. Услышав об этом, президент Каримов презрительно высказался в том смысле, что, мол, эти варвары туркмены действительно ничего не понимают в искусстве, и распорядился о немедленном строительстве огромного здания новой Государственной консерватории. Его строительство было завершено в 2002 году. Возле помпезного дворца в «национальном» стиле, возведенного на улице Батыра Закирова (бывшая часть улицы Абая, ныне переименована), установили памятную стелу с надписью о том, что он построен по инициативе президента Каримова. С 22 марта 2002 года коллектив Государственной консерватории трудится уже на новом месте. Во время переезда консерватория по непонятной причине утратила имя непонятно чем провинившегося Мухтара Ашрафи. В старое же здание консерватории перебрался коллектив музыкального колледжа имени Хамзы (музыкального училища, годом ранее переименованного на английский манер). И вот теперь старое здание консерватории идет на слом, а на его месте появится новое здание музыкального колледжа. По некоторым данным, в консерватории все же оставят зал, в котором находится орган, неприспособленный к перевозке. Как будет выглядеть новое здание колледжа - неизвестно: никакие детали этого не разглашаются, всё принимается келейно и держится в секрете, без огласки, вплоть до последнего момента, однако можно предположить, что оно будет выстроено в навязываемом властями псевдовосточном стиле. Достоверно известно только то, что решение о строительстве этого здания было подписано главой ташкентской администрации Алишером Тухтаевым еще в июне. В документе поясняется, что это делается в рамках работ по реконструкции и благоустройству центральной части столицы. На днях независимый сайт Uznews.net обнародовал отдельные детали этой «реконструкции»: «Правительство Узбекистана приняло Программу реконструкции Ташкента, согласно которой центр столицы республики до 2012 года лишится ряда высотных зданий, при этом высота оставшихся будет снижена. Как сообщил источник в администрации президента, такое решение продиктовано необходимостью убрать здания в центре города, превышающие своей высотой построенный в прошлом году Дворец форумов «Узбекистан». Снести предполагается три гостиницы: Le Grand Plaza (бывшая Bumi, а ранее Tata), Dedeman Silk Road и гостиничный комплекс «Марказий» («Центральный», бывший отель Sheraton). Не столь печальную судьбу авторы программы уготовили для построенной около тридцати лет назад гостиницы «Узбекистан», которая находится в непосредственной близости от Дворца форумов. Количество этажей этого отеля, который в советское время был единственным доступным для интуристов, будет сокращено до шести. «Подрежут» и газетный корпус Издательско-полиграфического концерна «Шарк», который так же как и гостиница «Узбекистан» был построен на рубеже 1970-80 годов. Семиэтажное здание сделают ниже на один этаж». Конечно, с точки здравого смысла подобное «благоустройство», в ходе которого сносятся добротные и красивые здания и вырубаются столетние деревья, совершенно необъяснимо. Зачем вдруг понадобилось «благоустраивать» и без того наиболее благоустроенную часть столицы – разве в ней уже ликвидированы все трущобы и отремонтированы вдребезги разбитые дороги? Резонов для подобного «благоустройства» нет никаких (да и вообще кризис). Однако кризис тут ни при чем: в Узбекистане целенаправленно создается новый государственный культ – идеологии Независимости, которую, по мнению президента Каримова, должны олицетворять помпезные дворцы и средневековый завоеватель Тимур. По этой причине в стране культивируется новый архитектурный стиль – так называемый «каримовский ампир». Напомню, что в основе стиля ампира - воспевание экспансии и создание нового культа через иконизацию символики. В соответствии с этим превращение центрального сквера в плоский газон с бельгийскими соснами и памятником Тимура посередине, строительство дворца форумов, снос здания бывшей церкви, вторые куранты – все это составные части видоизменения европейского облика центра города на, условно говоря, азиатско-имперский. Отсюда же и массовое переименование всего, что можно переименовать. Так, здание бывшей консерватории ломают на улице с названием Мустакиллик («Независимость»). Но еще год назад эта улица носила имя Пушкина. Пересекающая ее улица Гоголя переименована в улицу академика Яхъё Гуломова (памятник Гоголю убран), а упирающаяся в консерваторию улица Жуковского, носившая это название с 1890 года, переименована в улицу академика Садыка Азимова. За годы независимости в Ташкенте были переименованы почти все улицы с русскими, казахскими, татарскими, корейскими и прочими неузбекскими названиями. На днях сообщили об очередной волне переименований, в ходе которой было переименовано более 100 улиц, в этот раз и с узбекскими именами (например, улица академика Теши Захидова или улица Шаахмеда Шамахмудова, кузнеца, усыновившего в годы Великой Отечественной войны 14 детей-сирот разных национальностей; теперь она будет называться Тошкуча). Переименован и жилой массив «40 лет Победы», который получил название «Тузель» («Ровная местность»). Для полноты картины добавим сюда вынос памятника Шаахмеду Шамахмудову на дальнюю окраину столицы, снос памятника Свободы и памятника Гагарину в Самарканде – и перед вами предстанет полная картина осуществляемого властями искоренения «этнически чуждого» наследия, в последние два года развернувшаяся особенно интенсивно. Отметим в этой связи интересный факт: местные СМИ на полном серьезе начали именовать Каримова главным архитектором страны. 31 декабря 2009 года в информационной программе «Ахборот» первого канала телевидения Узбекистана диктор нарек его именно этим титулом, после чего обрисовал президентскую концепцию градостроительства: «Дома должны быть простыми, удобными и выдержанными в национальном стиле». Поскольку каждое слово дикторов программы «Ахборот» проходит тщательную предварительную проверку, а сама передача идет только в записи, можно предположить, что прозвище Каримова «главный архитектор», скорее воспринимаемое как ироническое, было одобрено и утверждено на самом верху. Из этого вытекает, что в ближайшие годы центру Ташкента, по всей видимости, суждено остаться площадкой для воплощения ориентированных на азиатское средневековье художественных и эстетических вкусов человека, вот уже почти двадцать лет занимающего должность президента Узбекистана. Джек Смит
Казахстан: Уволен главный редактор газеты «Курсив» Как сообщает агентство КазТАГ, 1 февраля был уволен главный редактор казахстанской деловой газеты «Курсивъ» Данияр Буканов. «Курсивъ» – экономическое издание, рассчитанное на политический, деловой и коммерческий мир. Газета является на сегодняшний день передовым бизнес-еженедельником аналитического формата в Казахстане, предоставляет читателям не только повседневную информацию, анализ рынка и прогнозы, но и специализированные приложения о состоянии отраслей в Казахстане, также выпускает ежемесячные иллюстрированные приложения «Недвижимость» и «Как потратить». Издание выступает в качестве организатора мастер-классов, круглых столов и конференций. По экспертным оценкам Ассоциации финансистов Казахстана, Ассоциации банков, Агентства по финансовому надзору, страховых компаний издание является на сегодняшний день лучшим в освещении финансового рынка. «Я был освобожден от этой должности по решению учредителей делового издания еще 1 февраля», - отметил Данияр Буканов в беседе по телефону с корреспондентом агентства. Об истинных причинах своей отставки Д.Буканов не стал говорить. Однако агентство предполагает: не исключено, что увольнение главного редактора «Курсива» последовало из-за результатов судебного иска председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева к бывшему главе «БТА-Банка» Мухтару Аблязову и к нескольким казахстанским СМИ. Напомним, 1 февраля суд Алматы запретил средствам массовой информации публиковать любую информацию, порочащую честь и достоинство заместителя председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева, к слову сказать, зятя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Суд также постановил «наложить арест на продукцию СМИ и иные носители информации в бумажном и электронном виде, в которых содержатся сведения, порочащие честь и деловую репутацию Т. Кулибаева». А также приостановить реализацию напечатанной, но еще не распространенной продукции. Журналистская общественность расценила иск Т.Кулибаева и данное постановление суда как «политический заказ».
Узбекистан: Травля Умиды Ахмедовой вышла на телеэкраны 2 февраля 2010 года в эфире узбекоязычного Первого канала Национального телевидения Узбекистана прошла специальная программа под грифом «актуальная тема». Программа была посвящена творчеству известного ташкентского фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой и, в частности, её документальному фильму «Бремя девственности» снятому при финансовой поддержке посольства Швейцарии. Любопытно, что сам фильм У.Ахмедовой на телеэкране не был показан полностью. Зрителям продемонстрировали лишь некоторые его моменты. Зато участники телепередачи - молодая женщина-этнограф, литературовед, известный в Узбекистане врач сексопатолог, представительница центра «Семья», представитель центра духовности и просветительства, а также группа женщин, предположительно представлявших «общественность» столицы, - видимо, просмотрели документальную ленту «Бремя девственности» заранее. И затем они пришли в студию, чтобы обвинить автора ленты в «оскорблении национальных традиций и чувств народа Узбекистана». Напоминаем нашим читателям, что посмотреть фильм Умиды Ахмедовой «Бремя девственности» и сложить о нем собственное мнение можно прямо на нашем сайте. В частности, литературовед отметил, что «девственность не может быть бременем, это - самое чистое и ценное, что сохраняется в вековых традициях народа Узбекистана». «Это самый щепетильный и в тоже время важный момент в жизни молодой девушки, в нём скрыт моральный облик семьи, из которой она вышла, и всей нации, и никто не вправе покушаться на эти ценности», - отметил литературовед. В ходе программы довольно часто упоминалось имя президента Узбекистана Ислама Каримова, звучали цитаты из его «мудрых» высказываний. Можно сказать, что вся передача строилась именно на постоянном апеллировании к речам главы государства. Один из участников программы отметил, что президент страны, в каждом своем выступлении призывая к чуткости и бдительности, заявляет, что в последнее время Узбекистан подвергается информационным атакам, добавив также, что фильм Умиды Ахмедовой - это «покушение на ценность нации и её традиции». В ходе программы было высказано мнение о необходимости принятия «адекватных» мер в отношении автора фильма и даже его участников. Одна из участниц, выражавшая мнение «столичной общественности», предложила строго наказать автора фильма и, таким образом, «донести до всех, что национальные ценности и традиции не являются предметом спекуляции и тем более коммерции». Другие участницы программы (стоит также отметить, что общественность представляли исключительно женщины среднего возраста) были более жестки в своих высказываниях, они требовали самого жесткого наказания, дабы всем стало ясно, что ценности и вековые традиции нации неприкосновенны, и «никто не вправе на них покушаться». Участвовавшая в программе ученый-этнограф попыталась на свой лад смягчить жесткие требования других участниц. «Возможно, эти девушки и женщины говорили совсем на другую тему и совсем о другом, а авторы фильма мастерски смонтировали их высказывания, я более чем уверена в этом. Так как воспитание наших девушек в лучших традициях народа не позволит так откровенно говорить про это», - уверяла она. Принимал участие в программе и представитель «Узбектелефильма», который заявил, что «увиденное нельзя вообще называть фильмом». Картина, по его словам, не может претендовать даже на уровень короткометражного сюжета, подготовленного начинающим кинодокументалистом. И из-за «низкого профессионального уровня самой картины и не адекватно поднятой темы», это «нечто» просуществует недолго: «ленту увидят и тут же забудут, как не претендующую на внимание и, тем более, на признание продукт», - сказал представитель «Узбектелефильма». Он заявил также, что это – «неумелая отработка денег, выделенных зарубежными недругами Узбекистана». Напомним, в отношении известного узбекского фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой возбуждено уголовное дело. 23 января текущего года Умида была официально извещена о том, что следствие по ее делу завершено. На суде, дата которого пока неизвестна, Умиде будет предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Республики Узбекистан: статье 139, часть. 3, п. «г» - «Клевета из корыстных или иных низменных побуждений», по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет, и статье 140, ч. 2 – «Оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации», которое наказывается штрафом от 200 до 400 минимальных размеров заработной платы. Уголовное дело в отношении фотографа (и вообще деятеля искусства) за его творчество возбуждается в Узбекистане впервые. В конце декабря прошлого года была сформирована группа в поддержку Умиды Ахмедовой. Под открытым письмом в адрес узбекского правительства только на нашем сайте подписалось более 1500 человек (см. эту статью и комментарии к ней). Несколько авторитетных искусствоведов и критиков из Узбекистана и Казахстана провели свою оценку «экспертизы», фигурирующей в уголовном деле Умиды Ахмедовой. Они считают, что авторов этой «экспертизы» следует самих привлечь к моральной ответственности «за низкий профессионализм, некомпетентность, необоснованность и безграмотность их экспертной оценки как дискредитирующей стремление юстиции Узбекистана к объективной, профессиональной, грамотной и обоснованной правовой оценке рассматриваемых свидетельств». «Международный Комитет защиты журналистов» распространил заявление, в котором призвал власти Узбекистана немедленно снять с Умиды Ахмедовой все обвинения и позволить ей продолжать свою работу, не опасаясь репрессий. В защиту Умиды выступили международные правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International. |
В избранное | ||