ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Канатная дорога на священной Сулейман-горе: бизнес или кощунство?27.02.2007 09:10 msk Наво Курбанова (Ош)
На недавней встрече со студентами Ошского гуманитарно-педагогического института мэр города Ош Жумадыл Исаков заявил, что «в скором времени на Сулайман–Тоо при поддержке иностранного инвестора из Швеции будет построена канатная дорога. По предварительным расчетам специалистов, на дорогу требуется около 1 миллиона 700 тысяч евро».
Ряд местных НПО и общественные лидеры города моментально отреагировали на заявление чиновника. Ведь градоначальник совершенно проигнорировал мнение жителей Оша и их отношение к подобному строительству. Гора «Сулейманка», как называют ее в народе, является особо почитаемым сакральным местом всей Ферганской долины. С этой горой связано много легенд о Заратуштре, царе Соломоне, Александре Македонском. Согласно преданиям, в XV-ом веке на горе молился в будущем великий полководец, писатель и основатель династии Великих Моголов Захириддин Бабур. Так называемый «домик Бабура» (худжра, то есть, келья) на Сулейман-горе сохранялся до 1960 года, затем был разрушен по решению Ошского обкома коммунистической партии, а в 1991 году восстановлен на средства горожан.
Гора величественно возвышается в самом центре древнего города. Она является историческим музеем под открытым небом, ведь на ней найдено и зафиксировано несколько сотен уникальных петроглифов – наскальных изображений, в том числе, времен позднего неолита.
По поводу предполагающегося строительства фуникулера уже высказались кафедра ЮНЕСКО Кыргызско-Узбекского Университета (профессор Э.Жоробекова), общественный деятель А.Абидов, НПО «Молодые юристы юга», Правозащитный Центр «Граждане против коррупции», молодежный общественный фонд «Культура плюс», молодежная организация «Голден Гоал, клуб молодых политиков «Сарбон», влиятельные религиозные лидеры региона, представители экологических движений, местные ученые и художники.
По мнению заведующей кафедрой ЮНЕСКО Кыргызско-Узбекского Университета Э.Жоробековой, на горе должно быть категорически запрещено любое строительство, поскольку она состоит из песчаника, который подвержен разрушению. По этому поводу есть заключение авторитетной комиссии. Вместо этого буферная зона горы и так ежегодно частично уничтожается жителями, занимающимися стихийными строительством.
Ошский общественный деятель А.Абидов заявил, что захоронения, находящиеся на Сулейманке – «наша социальная и историческая память». А.Абидов выразил сожаление, что градоначальник с легкостью подменил чувства верующих своими бизнес-интересами. «Здесь есть такие важные понятия как экологическая и сейсмологическая безопасность города, о которых не надо забывать. Гора находится не только в центре города, но и в сейсмически активной зоне, - сказал он.
Руководитель молодежного объединения «Голден Гоал» Алишер Мамажанов сказал, что гору надо озеленять, восстанавливать фауну и флору этого места, а не строить канатную дорогу. В эти святые места паломники дойдут сами, в этом есть и принцип паломничества.
Сегодня Сулейман-гора, символ города Ош, живая история Великого Шелкового пути, воплощенная история Ферганской долины находится под угрозой вопиюще безграмотного чиновного отношения. Представители гражданского общества города намерены отстаивать святую гору. * * * Многоженство в Кыргызстане: «за» и «против»27.02.2007 15:06 msk С.Жайчибеков Как мы уже сообщали, в ближайшее время парламент Киргизии рассмотрит вопрос об отмене уголовного наказания за многоженство. Сегодня в редакцию ИА «Фергана.Ру» поступила статья, написанная лидером неправительственной организации «Право и Люди» Сартбаем Жайчибековым, посвященная последней инициативе по отмене уголовного наказания за многоженство. Мы предлагаем нашим читателям эту статью С.Жайчибекова. Быть или не быть многоженству? Готово ли наше общество на этот шаг? Многоженство существовало, и будет существовать всегда. В мусульманских странах многоженство имеет законодательную основу, когда религиозные лидеры руководствуются канонами Корана. В Кыргызстане в большинстве случаев не руководствуются ни канонами Корана, ни принципами гуманности, ни [светскими] законами. С одной стороны, я против многоженства, но никто не силах остановить эту тенденцию. Оно процветает как подснежник после зимы, и только для благополучия мошенников, беспринципных донжуанов. В конечном итоге остаются униженными, оскорбленными, обманутыми, бесправными на всю жизнь женщины, а вместе с ними - их дети. Правовой беспредел загоняет бедную женщину и ее детей в безысходность и отчаяние. В настоящее время сплошь и рядом нарушается гражданское право женщин. Многие мужчины уклоняются от уголовной ответственности за свои преступления, оставаясь безнаказанными, оставляя женщин бесправными рабами ситуации. По меркам мусульманской религии каждый человек должен иметь согласие первой жены, когда берет вторую. С получением этого согласия мужчина получает законную основу для брака со второй женой. Заключение брака на подобной основе предоставляет второй жене законные права на защиту ее интересов. При этом на вступивших в брак будет лежать [дополнительная] гражданская и уголовная ответственность. В настоящее время ситуация с многоженством в Кыргызстане складывается следующим образом: 1. Мужчины, у которых есть деньги, предлагают женщине квартиру, одежду, машину или мошенничеством добиваются своего, имея две, три, а иногда и больше жен. Об этом не знает никто кроме местного муллы. Постепенно рождаются дети, а женщина, не имея законных прав, не может претендовать на что-либо, а тем более жаловаться на незаконного мужа. 2. У кого нет денег - обманывают, завлекают, насилуют, угрожают, избивают и получают согласие женщины быть второй женой и мулла тайно совершает обряд мусульманского бракосочетания. В обоих перечисленных случаях не наступает ни гражданская, ни уголовная ответственность жениха/мужа. В обоих, случаях частично виноваты родители или родственники женщины, ставшей второй женой. Они предпочитают не слушать таких позорных слов как «токол» («опозоренная», «незаконная»), внебрачный ребенок («арам сийдик») и.т.д. Поэтому они всеми средствами скрывают многоженство сына. По истечении определенного времени, в большинстве случаев, муж бросает вторую жену. Всю оставшуюся жизнь эти женщины теряют надежду на лучшую жизнь, они становятся психологически подавленными, беспомощными, озлобленными, теряют рассудок, бесконтрольными остаются их дети. Не имея законных прав, эти женщины и их дети бесправны во всем: 1. В гражданском порядке они не могут претендовать на наследство, на недвижимость; в случае непредвиденных обстоятельствах (болезнь, инвалидность и.т.д.) теряют право на получение материальной и моральной поддержки, теряют право на получение от незаконного мужа алиментов на содержание; незаконнорожденные дети, как и матери, почти бесправны, не зная своих родственников, теряют родственную связь. Для того, чтобы ребенку отстоять выше указанные права, необходимо пройти многолетние судебные тяжбы, что может сломать психику ребенка. 2. В уголовном порядке женщины становятся жертвами обмана, мошенничества, насилия. Вследствие этого я прихожу к выводу, что, прежде, чем принять «Закон о многоженстве», необходимо пересмотреть и внести изменение в гражданский кодекс, уголовный кодекс, и Кодекс о Семье». Регистрации брака в мечети должны автоматически сопровождаться официальной регистрацией в ЗАГСе, что заставит мужчину и его родственников думать об ответственности перед женщиной и ребенком. Р.S. На практике известны случаи, когда некоторые родители женили своего сына по пять и более раз. Каждый брак при этом сопровождался обманом, мошенничеством, угрозами, изнасилованием и.т.д. Наши защитники закона «О многоженстве» рискуют сломать жизни многих молодых девушек, нарушают общечеловеческие ценности, и самое главное, устои семьи и мораль. Я против многоженства и считаю, что с изменением одной статьи Уголовного Кодекса, которое может дать право на многоженство, общество постепенно будет терять свои ценности и мораль, и не известно кто защитит вышеуказанные права женщин и ее детей. Я за многоженство, если все права женщины и ребенка будут охраняться законом. * * * Индийский писатель Панкадж Мишра: «Страны третьего мира должны предлагать свои альтернативные способы жить на земле»27.02.2007 16:24 msk Esquire Изменяя своим принципам, редакция ИА "Фергана.Ру" перепечатывает достойную публикацию из чужого издания. В этой статье известный индийский писатель, постоянный автор The Guardian и The New York Times Панкадж Мишра с помощью нецензурных терминов объясняет уроженцу Ирана, главному редактору лондонского журнала Tank Масуду Голсорхи порочность и недолговечность глобализации. Перепечатка осуществлена с любезного разрешения редакции журнала "Esquire" ("Эсквайр"). * * * Масуд Голсорхи. На Западе многие опять начали вспоминать и сочувственно говорить о европейских империях. Как вы думаете, что заставляет людей обращаться к имперской теме, которую мы вообще-то привыкли считать закрытой? Панкадж Мишра. Я думаю, ими движет ощущение кризиса. Мир после холодной войны оказался совсем не таким, каким его ожидала увидеть западная элита. С 1989 года какое-то время представлялось, что в мире осталась одна западная модель, которую все остальные страны должны перенять, знаменитый "конец истории" (термин политолога Фрэнсиса Фукуямы. - Esquire). Но в последние 15 лет эта идея натолкнулась на жесткое сопротивление, и не только в интеллектуальной сфере, но и в политике. В Латинской Америке, Ираке и в других местах, где Штаты пытались навязать эту идею силой, их попытки не увенчались успехом. Эти относительные неудачи привели людей в такое отчаяние, что они принялись обшаривать прошлое в поисках примеров, доказывающих преимущество западных ценностей и позволяющих заявить: "Это были замечательные империи. Запад сделал в них много хорошего - он дал Востоку демократию, дал парламентскую систему, конституцию, построил для него железные дороги и так далее. И если третий мир перестанет сопротивляться влиянию Запада, то у него все наладится". В общем, мы имеем дело с попыткой придать интеллектуальную респектабельность старой имперской идее, дела у которой обстоят сегодня не слишком хорошо. М.Г. В свое время раздел Индии (на Индию и мусульманский Пакистан. - Esquire) и раздел Палестины (на государство Израиль и арабские территории. - Esquire) были типично европейскими решениями. Кажется, что это единственная схема, которую способен предложить европейский ум. П.М. Раздел Индии, как и Палестины, произошел в 1947 году. Откуда пришел взгляд, согласно которому люди, различающиеся этнически или религиозно, якобы не могут жить вместе? Из Европы, где шесть миллионов евреев погибли в результате крупнейшей этнической чистки всех времен и народов. Одним словом, Палестине и Индии пришлось взвалить на себя бремя европейских ошибок. Дело в том, что Азия заимствовала у Европы стереотипы национальных государств, а вместе с ними и их модель демократии. Но эта модель была рассчитана на страны с однородным населением. Именно поэтому она не годится ни для Пакистана, ни для Индии, ни для Ирака. Ирак после Саддама - отличный пример того, как такая политика только обостряет этнические конфликты. М.Г. С другой стороны, влияние Запада принесло с собой прогресс в такие места, где еще долго господствовало бы невежество. Это не значит, что глобализация хороша сама по себе, но без нее немалая часть человечества отставала бы в технологическом смысле, и этот разрыв все увеличивался бы. Что вы думаете об этом? П.М. Я оцениваю положение по-другому. Во-первых, в культурном отношении глобализация уже сейчас терпит неудачу. Сегодня с трудом вспоминается, каким был мир до 11 сентября, но надо сказать, что громадная его часть была под влиянием американской культуры, а сейчас это скорее под вопросом. Многие страны с большим потребительским потенциалом охвачены антиамериканизмом. Кроме того, я не вижу, чтобы глобализация предлагала людям выбор. Это наступление шло более или менее непрерывно с XIX века, когда Европа завоевывала мир, потом в середине XX века вожжи перешли к США. И поскольку у одной стороны имелось столько власти, ресурсов, средств управления, то почти каждое общество на земле неизбежно подверглось его воздействию. Да, постоянно шли разговоры о том, что массы получили от этого множество преимуществ. Говорили об общем увеличении продолжительности жизни - хотя, разумеется, можно возразить, что лучше прожить сорок лет хорошо, чем влачить долгое жалкое, отчужденное существование на этой планете. Но проблема в том, что модернизация не является для большинства этих стран свободным выбором. Раньше ее навязывал империализм, теперь глобализация. Я считаю, что страны третьего мира должны обрести способность вести диалог на равных, предлагать свои альтернативные способы жить на земле. М.Г. Придумать "демократию для третьего мира"? П.М. Я приведу такой пример. Нынешнее индийское правительство было избрано благодаря своим обещаниям помочь бедным. Хотя оно тоже идет на компромиссы и во многом участвует в делах глобального капитала, ему все-таки приходится учитывать интересы мелких фермеров - например, защищать их от конкуренции с европейскими фермерами, допустить которую было бы безумием. Поэтому Индии пришлось покинуть переговоры в Дохе (международные переговоры в рамках ВТО. - Esquire). Недовольная этим газета Financial Times написала: "Эти лидеры забыли, что им следует руководить своими избирателями". Но говорить о странах с миллиардным населением на языке менеджеров, говорить о них как о мелких компаниях, персонал которых можно легко умаслить, просто смешно. В каком-то смысле события вроде прекращения переговоров в Дохе обнадеживают. Они обещают, что правительства таких стран будут более ответственны перед населением у себя дома. Раньше они соглашались со всем, чего от них требовала глобальная элита. В этом смысле очень интересный пример для меня - Ганди. Он был приверженцем взгляда на Индию, исключавшего бессмысленные заимствования как у Запада, так и у индийских традиций. Он не разрабатывал крупных социальных проектов, не предлагал социальных утопий. Его очень занимало формирование этического бытия. Как и Будда, он считал, что нравственная жизнь отдельной личности способствует улучшению общества, но вначале личность должна привести свою собственную жизнь в порядок. И глядя на Ганди, видно, что при формировании такой жизни можно брать все полезное из самых разных источников: если в Библии, в Коране или у Толстого сказано что-то важное, это идет в дело. М.Г. То есть вы прописываете интеллектуалам нравственное очищение? П.М. Прописывать что-либо было бы самонадеянно. Но меня восхищает буддийское представление о нравственной жизни. Будда предписывает человеку постоянный контроль над своими идеями, чувствами, вспышками и желаниями. Современные западные интеллектуалы, за исключением таких психологов, как Ницше, обычно относятся к этому с презрением. Они слишком много вложили в свои абстракции, слишком ими опьянены. Но сегодня уже невозможно не заметить общего истощения. Мы переживаем период интеллектуальной исчерпанности, потому что мы испробовали, причем с максимально возможным радикализмом, с максимальной отвагой и жестокостью, все светские идеологии, появившиеся за последние 200 лет. Мы все испытали - и куда теперь двигаться? Я считаю, что нам необходимо серьезное признание нашей неудачи. Мы должны осознать, насколько был опасен интеллектуал, человек идей, в прошедшие 200 лет. Вину за насилие постоянно возлагают на религии, но в последние два столетия из-за идей было убито больше народу, чем из-за воды и хлеба. Поэтому нам следует поставить под сомнение то центральное положение, которое интеллектуал занимал в нашем обществе. М.Г. И как же поступить с интеллектуальным сословием? Вы считаете, оно не нужно? П.М. Мы должны обратить внимание на маргинальные фигуры. Мне приходят на ум индийские монахи. Многие из тех, с кем я встречался, люди невероятно утонченные, не говоря уже о доброте и способности к сочувствию. Лично мне беседа с ними дает куда больше, чем разговор с напыщенным, упоенным собой человеком идей. Поскольку мы воспитаны определенным образом, у нас в крови уважительное отношение к интеллектуалу, а между тем очень многие из них - настоящие мудаки. М.Г. Ух ты! Пошла в ход специальная терминология. П.М. Можно ли ожидать от человека, который в личной жизни ведет себя как мудак, ценных идей для сограждан, для общества в целом? М.Г. Несостоятельность интеллектуалов проявляется и в их "жреческом" языке, в странном жаргоне. Часто приходится гадать, что человек имел в виду. Интеллектуалы разного профиля - к примеру, архитекторы - говорят на каком-то "волапюке". Каждый в своей области чувствует себя служителем идеала, по меньшей мере человеком, идущим в ногу с современностью. Но при этом напрочь отсутствует единая общественная идея, которая задавала бы цель. П.М. Это большая беда, случившаяся после 1989 года, после падения коммунистического режима. То, что изначально вдохновляло коммунистический проект, по крайней мере до того, как он воплотился в репрессивных государственных структурах, - это идея новой жизни, поиск альтернативы капитализму. Но весь круг коммунистических идей был дискредитирован на повседневном уровне, а этого достаточно, чтобы надолго потерять значимость. И теперь многим кажется, что возможен только один образ жизни, один способ трудиться, потреблять, наслаждаться и испытывать счастье. Поистине мы переживаем один из мрачных периодов истории. Кругом только корпоративная глобализация, расширение рынков, стремление загнать больше потребителей в свой загон. То, что наш политический класс, наша бизнес-элита, наши СМИ не хотят знать ничего другого, вселяет ужас. В таком положении остается только думать о возможных вариантах развития. Но и это вообразить нелегко. Мы совершенно не знаем, что произойдет в ближайшие 10-20 лет. Если думать трезво, можно нарисовать множество антиутопий, и экологических, и политических. Но дальше разрушения Ливана заглянуть трудно. А взгляд далеко вперед - это мощный духовный источник. Иначе, как большинство интеллектуалов, ты кончишь оправданием нынешнего порядка вещей, убедишь себя, что это будет продолжаться вечно. Но мы-то знаем, что не будет. М.Г. Если попытаться вообразить себе конец или ослабление глобалистской идеологии - как это могло бы произойти? П.М. В прессе проскальзывали сообщения о том, что китайцы начинают беспокоиться из-за своих долларов, вложенных в американские долгосрочные казначейские обязательства. Если экономики Восточной Азии начнут изымать свои доллары, я думаю, начнется хаос, потому что вся американская экономика в определенном смысле построена на блефе и не выдержит массового отказа от доллара. Это только один возможный сценарий. Спусковым крючком может стать и повышение цен на нефть. После 11 сентября мы уже имеем крах "Энрона"; публичное расследование неприлично высоких заработков главных исполнительных директоров компаний; ряд документальных фильмов, разоблачающих темные стороны глобализации; сокращение налогов для богатых в США; осознание огромного разрыва в доходах в западных странах. Я считаю, что уже создается определенный идеологический климат, и очень многие все сильней и сильней подозревают, что их обманывают. * * * Стратегия и тактика новой власти В Ашхабаде27.02.2007 16:35 msk Никита Николаев, Девлет Озоди Выборы нового президента Туркмении, прошедшие 11 февраля текущего года и позволившие легитимировать полномочия Гурбангулы Бердымухаммедова как главы государства, породили серьезные ожидания как внутри страны, так и за рубежом. Общественно-политический режим, сформировавшийся с момента обретения Туркменистаном независимости и экономическая система, порожденная этим режимом, были ориентированы на неизменяемую форму авторитарной власти. Схема перехода контроля за её институтами, осуществленная 21 декабря 2006 г. после смерти С.Ниязова, дала многим высказывавшимся о происходящих в стране событиях основания считать, что, во-первых, в Туркменистане отныне главной силой являются руководители военизированных ведомств (прежде всего службы охраны президента) и, во-вторых, пришедшая к власти группа, ставленником которой полагали Г.Бердымухаммедова, пойдёт на некие реформы и постарается закрепить за собой определенные сектора власти и контроль над определенными отраслями экономики. Данные выводы были обусловлены во многом закрытостью страны и слабой информированностью о происходящем в высшем политическом эшелоне Туркменистана. В свою очередь, его инициативная группа использовала сложившуюся ситуацию для реализации стратегического замысла, обеспечиваемого тактическими приемами, способными создать благоприятную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку в интересах определенного круга лиц. Стратегической целью была лигитимизация нового главы страны и недопущение любой общественно-политической активности, её затрудняющей. В тактическом отношении предпринимались шаги, направленные на: 1) создание в стране и за рубежом атмосферы ожидания перемен при сохранении стабильности; 2) подтверждение объявленного ещё в период правления С.Ниязова внешнеполитического курса «нейтрального Туркменистана» и заключенных ранее межгосударственных экономических договоров; 3) усиление контроля над общественно-политической ситуацией. В рамках избранной тактики проводилась информационная деятельность через каналы официальных СМИ, а также путем организации различных «утечек» сведений о якобы существующих у руководства страны планах политической либерализации и иных изменениях, ожидаемых как в туркменском обществе, так и за рубежом. Широкое распространение получила информация о скором освобождении политических заключенных, социально-экономических реформах и намерении официального Ашхабада «открыть страну». Одновременно предпринимались усилия по недопущению любого участия политической оппозиции во внутриполитических делах Туркменистана и создании условий, позволяющих лишить конкретных представителей оппозиции поддержки за рубежом. Создаваемая руководством Туркменистана картина происходящего придала импульс «позитивному прогнозированию» как на уровне общественных настроений внутри страны, так и в кругах журналистов и политологов за её пределами. Однако реальная ситуация, оставаясь для большинства наблюдателей малоизвестной, существенно отличается от представлений о ней, сознательно формируемых самим Ашхабадом и ожидающих от него для себя определенных преференций иностранными партнерами. Прежде всего, уже на первом «предэлекторальном» этапе произошло нарушение конституции, когда председатель Меджлиса (парламента) Овезгельды Атаев, являвшийся также вице-председателем Халк Маслахаты (Народного Совета) был смещён со своего поста в «стиле Ниязова». Следующим шагом стало изменение Конституции и фактическое превращение Дёоулет ховупсузлык геньеши (Государственного Совета безопасности) в высший государственный орган исполнительной, а в ряде случаев и законодательной власти. Наконец, само проведение выборов свидетельствовало о том, что ни о каком реальном электоральном процессе не стоит даже говорить. В рамках этого хронологического периода проявилась солидарность членов высшего руководства Туркменистана – и.о. президента Г.Бердымухаммедова, министра обороны А.Мамедгельдыев, министра национальной безопасности Г.Аширмухамедов, министра МВД А.Рахманова, главы Службы безопасности Президента А.Реджебова и министра иностранных дел Р.Мередова. В то же время, близкий к Бердымухаммедову Мамедгельдыев не смог, как это обсуждалось между двумя представителями этой группы занять пост председателя Халк Маслахаты, так как большая часть «узкого круга» посчитала подобный шаг «ненужным с учётом внутренней ситуации и внешнего восприятия происходящего в стране». На повестке дня в дальнейшем должен был актуализироваться тезис создания двухпалатного парламента, частью которого мог стать и Халк Маслахаты. Однако эти уже ставшие историей события нашли своё продолжение после 11 февраля и утверждения 14 февраля Президентом Туркменистана Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухаммедова. Роспуск 15 февраля кабинета министров и формирование нового правительства, состав которого, как ожидали в самом Туркменистане, так и за рубежом, должен был продемонстрировать хотя бы частично начало нового курса или дать, в самом крайнем случае, сигнал об этом. В действительности, состав кабинета не позволяет делать подобные выводы, но, в тоже время, является по-своему примечательным, если иметь ввиду не только правительственные назначения. Одним из первых кадровых шагов Г.Бердымухаммедова было назначение на пост главы президентской администрации Юсупа Ишангулыева, которого он хорошо знает лично по министерству здравоохранения. В отставку был отправлен прежний глава – Мухамметберды Бяшиев, выходец из Службы охраны президента и протеже её начальника Акмурада Реджебова (в российских СМИ он упоминается как Реджепов). До статуса вице-премьера повышен глава МИД Рашид Мередов, который в начале марта 2005 года был лишен вице-премьерских полномочий лично С.Ниязовым за ошибки «в решении визовых вопросов и предоставлении информации международным организациям». Буквально на следующий день после этих назначений был опубликован указ Г.Бердымухаммедова «О создании Государственной комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана», воспринятый рядом наблюдателей как «начало оттепели». Тем более, что главой комиссии становился лично президент. В действительности, содержательная часть этого документа не даёт оснований считать, что действия соответствующих министерств и ведомств будут отличаться от того, что происходило во времена С.Ниязова. Ведь на своих постах остались министр национальной безопасности Г.Аширмухамедов, министр МВД А.Рахманов, глава Службы безопасности Президента А.Реджебов, Генеральный прокурор Мухаммедгулы Огшуков, Председатель Верховного суда Яшгельды Эсенов, а бывший министр адалат (справедливости), т.е. юстиции, А.Гулгараев был заменен на Мурада Каррыева, известного своей репрессивной деятельностью по «религиозной линии» и отнюдь не только против каких-то экстремистов. В середине января 2006 г. С.Ниязов оценил работу Мурада Каррыева и назначил на пост главы Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, которую он совмещал с председательством в Совете по делам религии при Президенте. Данное назначение говорит о многом. Не менее примечателен нынешний состав правительства, возраст членов которого колеблется от 33-х до 55 лет. При этом большинство министров и их замов – это чиновники 44-48 лет, из которых больше 90% закончили высшие учебные заведения в Туркменистане. Возвращение во власть отдельных функционеров, попавших в немилость С.Ниязова и лишенных своих высоких постов, проходит в условиях кадрового голода и в момент, когда нынешнему Президенту необходимы лично ему преданные люди. Тактика Г.Бердымухаммедова заключается в создании собственного кадрового потенциала и формирование лично связанной с ним бюрократии. Именно поэтому Секретарем Государственного совета безопасности продолжает оставаться министр обороны А.Мамедгельдыев и его замена на А.Реджебова могла бы ослабить позиции нынешнего главы государства. При этом, формальным аргументом, использовавшимся в данной ситуации, был тезис – глава Службы охраны Президента «продолжает помогать при подборе кадров и пока не стоит менять это». В данной связи делается многое для того, чтобы убедить членов «узкой группы» в нецелесообразности публичности начальника Службы охраны как с точки зрения внутренней ситуации, так, прежде всего, и с учетом так называемого международного фактора. На данный момент следует говорить о том, что, с одной стороны, продолжает существовать так называемая «группа 21 декабря», а, с другой, идёт формирование номенклатурного контингента, тесно связанного с главой страны и рядом коллег по этой группе, не желающих зависеть от «теневого влияния». Насколько стратегическая цель – легитимизация нынешнего главы государства - будет расходиться с тактическими шагами, покажет будущее; однако, говорить о смене самого режима пока не следует. * * * Популярность узбекского автомобиля Nexia в России снижается27.02.2007 08:29 msk РБК daily Как сообщает сегодня РБК daily, московские салоны дилеров заполнены Hyundai Accent и Daewoo Nexia, популярность которых продолжает падать. По мнению экспертов, запасы удастся распродать не раньше мая. «УзДЭУавто» в Узбекистане выпускает для российского рынка седан класса С Daewoo Nexia и малолитражку Daewoo Matiz. В 2006 году завод экспортировал 82,5 тыс. автомобилей (рост на 55% по сравнению с 2005 годом). Как сообщили РБК daily сразу несколько участников рынка, сейчас дилеры столкнулись с необычной проблемой, связанной с переизбытком Hyundai Accent и Daewoo Nexia. При этом источники РБК daily отмечают, что в прошлом году была обратная ситуация: до июля 2006 года ощущался серьезный дефицит автомобилей Daewoo, а Hyundai российской сборки — до сентября. В результате в ноябре и декабре ТагАЗ и «УзДЭУавто» постарались компенсировать дефицит и максимально приблизиться к выполнению годового плана. Общие масштабы затоваривания дилеры оценить затруднились, но, по их словам, ситуация в этом году осложняется тем, что оба производителя оказывают слабую поддержку в продвижении продукта, сами модели давно не обновлялись. Кроме того, в конце прошлого года в сегменте бюджетных седанов появилось много новых игроков, которые сейчас отнимают долю рынка у Accent и Nexia. Как признался РБК daily директор департамента развития бизнеса «Квингруп» (дистрибьютор «УзДЭУавто») Александр Гнездюк, у Daewoo не было январских и февральских скидок на автомобили предыдущего года выпуска, и сейчас машины 2006 и 2007 годов продаются по одной цене. По его словам, скидку на автомобили 2006 года планируется ввести с 1 марта, между тем ситуация с товарными запасами в этом году не отличается от ситуации прошлого года. По прогнозу г-на Гнездюка, прошлогодние запасы рассосутся к апрелю. «Рынок в этом году стал жестче, у модели появилось много конкурентов. Но по итогам года будет чувствоваться нехватка автомобилей во всех сегментах», — уверен он. Между тем, как считают дилеры, рынок сможет поглотить излишек машин только к маю. «Ситуация в сегменте недорогих седанов изменилась. Раньше после Daewoo Nexia самым дешевым был Hyundai Accent, а теперь появился Renault Logan. Даже таксомоторные компании начали закупать Logan вместо Accent», — говорит один из дилеров. Кроме того, по словам дилера, конкуренцию Accent составляет и седан Peugeot 206 иранской сборки. «В этой же нише Chery Amulet и Geely, который появится в апреле, — говорит он. — Перспективы Accent будут только ухудшаться. В этой нише стало слишком тесно и выживают только те, кто быстро реагирует и подстраивается под потребности рынка». * * * Узбекистан: «Воры в законе» казнили бывшего самого жестокого начальника колонии27.02.2007 21:41 msk Uznews.net Как сообщает независимое веб-издание Uznews со ссылкой на Инициативную группу независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), приведен в исполнение смертный приговор бывшему начальнику одной из печально известных колоний Узбекистана. Смертный приговор бывшему начальнику колонии УЯ 64/71 (Жаслык) Алихайдару Кулумбетову, одному из самых жестоких сотрудников пенитенциарной системы Узбекистана, был вынесен криминальным миром несколько лет назад после его «отменной» работы в должности начальника колонии в городе Карши. Как сообщает ИГНПУ, ссылаясь на свой источник в колонии 64/21 в Бекабаде, где содержатся осужденные сотрудники силовых ведомств Узбекистана, Алихайдар Кулумбетов, долго скрывавшийся в селе Октябрьское Чардаринского района Чимкентской области Казахстана, не так давно был убит по приказу «воров в законе». По данным ИГНПУ, воровской мир вынес смертный приговор и бывшему начальнику Главного управления исполнения наказания (ГУИН) при МВД Узбекистана Раджабу Кадырову. Однако, по данным правозащитников, спасаясь от смерти, Кадыров находится в бегах на территории Украины. Возможная расправа над А.Кулумбетовым и международное давление на узбекские власти с требованиями прекратить нарушения прав человека в Узбекистане, по мнению директора ИГНПУ Сурата Икрамова, стали причиной того, что в последние два месяца в некоторых колониях Узбекистана отношение к заключенным значительно улучшилось, а пытки и издевательства прекратились. Эту информацию подтверждает и бывший ташкентский правозащитник Толиб Якубов, проживающий ныне в эмиграции во Франции. |
В избранное | ||