Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Узбекистан: Бухарских фермеров обязали обеспечить трудовую занятость населения

20.02.2007 17:23 msk  Соб. инф. (Фергана.Ру)

В Бухарской области Узбекистана началось принудительное привлечение на работу сельских жителей. Таково решение № 503 хокима (главы областной администрации) Самойдина Хусенова. Программа обеспечения населения работой при участии фермерских хозяйств состоит из двух глав и семнадцати частей. В них расписан порядок привлечения населения на поля фермерских хозяйств. Согласно новому решению, теперь каждый фермер обязан брать на работу сельских жителей из расчета по человеку на два гектара земли. Об этом заявил сам хоким Самойдин Хусенов на пресс-конференции, которая состоялась в Бухаре 31 января.

«Если у фермера будут работники, они выполнят работу вовремя, не будет остановок в агротехнике. Конечно, фермеры должны быть свободными. Хочет - возьмет на работу, не хочет - не будет брать. Однако мы на местах объясняем им, что их главное обязательство перед государством - это обеспечение людей работой», - сообщил Хусенов.

Таким образом, судя по словам бухарского хокима, сегодня проблему обеспечения работой населения государство частично сняло с себя и перекинуло на плечи фермера. Между тем, если в развитых странах фермеры принадлежат к категории состоятельных людей, в Узбекистане такое о них сказать пока сложно. Фермерство здесь - явление сравнительно молодое, фермерство переживает период своего становления. Поэтому новое решение главы области шокировало местных фермеров. Ведь им совершенно невыгодно брать человека на постоянную работу и круглогодично обеспечивать ему заработную плату, так как зимой трудоемкой работы на полях нет. А кроме выдачи зарплаты, фермер обязан отчислять проценты в пенсионный фонд, выплачивать налог на доходы и прочее.

Надо заметить, что сегодня в Узбекистане практически не осталось ни одного колхоза, совхоза или ширкатного хозяйства. Все земли распределены между фермерами. По информации местных наблюдателей, местные фермеры выращивают только хлопок и пшеницу, причем первая культура занимает большее число полей. Выращенный хлопок фермер обязан полностью продавать государству по цене 280 сумов за килограмм ($1 равен 1240 сумов). Деньги на расходы для своего хозяйства фермер получает не на руки, а по траншу, то есть поступив на счет, деньги моментально распределяются банковской системой на оплату затрат фермерского хозяйства - на топливо, минеральные удобрения и так далее. По словам нескольких фермеров, государство еще не расплатилось с ними за урожай 2006 года.

- Мне невыгодно содержать постоянного работника. Ведь мы еще за урожай 2006 года не получили от государства денег. Нет поступлений и за топливо на этот год. А уже надо начинать работы на полях, чтобы получить хороший урожай, - рассказывает о своем положении один из фермеров. - Я сейчас взял в долг, чтоб вовремя начать работы. Если буду сидеть и ждать, когда государство даст мне денег, то останусь в 2007 году без урожая. Так из каких средств мне платить постоянному работнику? Из каких денег платить в пенсионный фонд налоги за то, что у меня есть рабочие? У нас и так много ограничений, так теперь еще одно препятствие для нашей деятельности придумали, - досадует фермер. - Мне выгоднее использовать наемную рабочую силу, которая выполнит свою работу и получит за это деньги. И я не собираюсь брать людей на постоянную работу.

Между тем, хоким Бухарской области Самойдин Хусенов утверждает, что, нанимая временную рабочую силу, фермер нарушает сразу несколько статей законодательства Узбекистана. «Во-первых, работник должен написать заявление и с ним должны оформить договор. У работника должна быть трудовая книжка, и работодатель должен обеспечивать его постоянной работой. И за его работу должен платить зарплату. Работник, зарабатывая, будет обеспечивать себе старость, выплачивая в пенсионный фонд. Со своих доходов каждый должен платить налог. И все это сегодня нарушается. Именно поэтому было принято такое решение», - поясняет С.Хусенов.

По словам экспертов, сегодня в Узбекистане больше наемной рабочей силы, чем людей, имеющих постоянное место работы, и это связано с закрытием крупных предприятий. Те предприятия, которые еще функционируют, платят небольшие деньги, что и заставляет людей подаваться в мардикоры (разнорабочие). А оформлять их по договору, выплачивать отчисления в пенсионный фонд соглашается не каждый работодатель.

Тридцатилетний безработный Нодир, житель сельской местности Жондорского района, не любит слова «мардикор», хотя таковым и является. Последние четыре года вместе с односельчанами он выезжает на поля фермеров и работает несколько недель. По словам Нодира, он доволен такой жизнью, ведь ему не приходится ждать зарплату целый месяц. Получив деньги за проделанную работу, он ищет другое фермерское поле. Причем постоянно работать на одном месте Нодир уже не хочет. Раньше он работал на государственном предприятии, где выдачу заработной платы задерживали по нескольку месяцев. А потом и вовсе, из-за отсутствия денег, стали расплачиваться продукцией предприятия, которую нигде невозможно было продать. Такое положение дел ему порядком надоело, и Нодир уже не верит, что на одном рабочем месте можно иметь постоянную и стабильно выплачиваемую заработную плату. Такого же мнения придерживается большинство узбекских безработных. Потому многие предпочитают выполнять наемную работу либо в своей стране, либо за рубежом.

Казалось бы, благое дело задумано главой Бухарской области С.Хусеновым - обеспечить людей работой, правами, зафиксированными в законодательстве страны. Вот если бы еще оно не ущемляло свободу фермера в его деятельности и не создавало ситуацию, когда, не имея возможности покрыть собственные долги и расходы, фермер вынужден обеспечивать стабильной работой и зарплатой других людей.

Между тем, новое решение главы администрации Бухарской области при успешном воплощении его в жизнь имеет перспективы стать проектом в масштабе страны. Именно Бухарский регион нередко становится «опытным» полем для разного рода нововведений.

* * *

Проблема ношения хиджаба в школах на юге Кыргызстана до сих пор не решена

20.02.2007 12:30 msk  Абдумалик Шарипов (Фергана.Ру)

Администрации двух школ поселка Кызылджар Джалалабадской области Кыргызстана не пускают на занятия группу учениц, требуя, чтобы они сняли хиджабы – женские платки. Девушки отказываются исполнять эти требования, а местные власти и районное управление образования не хотят вмешиваться в конфликт и делают вид, что ничего серьезного не происходит.

Родители девушек обратились за помощью в правозащитную организацию «Фингбекс» с просьбой помочь в восстановлении конституционных прав своих детей на образование.

 

По словам руководителя правозащитной организации «Фингбекс» Батирбека Сраждинова, проблемы у девушек появились с началом учебного года. Прежде чем обратиться за помощью к правозащитникам, мусульманки направили свои жалобы главе сельской управы Учкоргона, акиму Аксыйского района и начальнику районного управления культуры и образования. Однако ответов из этих инстанций они так и не получили.

Хиджаб - (араб.: преграда, завеса) (также чадра, паранджа) - покрывало, накидка, надеваемые женщинами-мусульманками при выходе на улицу и скрывающие лицо и руки. Первоначально хиджаб было предписано носить женам Пророка Мухаммеда, а затем всем свободным мусульманкам.

Существуют различные виды хиджаба - черные (иногда - других цветов) накидки для всей фигуры или только для лица, со специальной сеткой или отверстиями для глаз; черные полупрозрачные покрывала для головы и т. д.

Отказ от ношения хиджаба стал в ХХ в. символом стремления мусульманской женщины к эмансипации. Впервые демонстративный отказ от хиджаба имел место в Египте в 70-х годах XIX в.

Консервативные течения в исламе объявляют хиджаб одним из необходимых элементов исламской этики. В настоящее время в большинстве мусульманских стран получил распространение упрощенный вариант хиджаба - головной платок и одежда, закрывающая руки и шею.
Как следует из заявления родителей, учителя средней школы имени Сатылганова Назар Сулайманов и Абдурахман Нышанов, а также их коллеги из школы имени Мешкова Сагын Камчыбеков и Кымбат Нышанова совместно с администрацией школ запретили девушкам посещать уроки в платках.

В начале 2007 года, после очередного выдворения из школы девушек в платках, родители вынуждены были требовать письменного разъяснения у руководства школы. Организатор средней школы имени Сатылганова, удовлетворив запрос родителей, дала объяснительную записку следующего содержания: «Я, Жылдыз Абылкасымова, даю настоящую объяснительную записку, в том, что одиннадцатого января 2007 года ученицы 7 «В» класса Канышай и Самара Кочумкуловы пришли в школу в хиджабе. Дежурные учителя Назар Сулайманов и Абдурахман Нышанов не пустили их, требуя, чтобы они посещали занятия в школьной форме. Двенадцатого января родители потребовали от нас письменного разъяснения. Я и завуч Жаныбек Нышанов сказали, что если их дети придут в школу в хиджабе, а не в форме, то не будут учиться. И в качестве основания показали постановление 13 сессии айыл Кенеша под номером 13\6».

Однако, заявители не совсем согласны с утверждением администрации школы о том, что их дети не носят школьную форму.

«Наши дети ходят в школу в форме, как того требуют учителя, единственное отличие от других в том, они носят платки», - пишут Абдыкал Кочумкулов и другие родители (одиннадцать подписей).

Проблемы, связанные с ношением платков в школах Джалалабадской области широко обсуждаются уже в течение нескольких лет, но ни одна сторона не хочет идти на компромисс. Родители ссылаются на требования Священного Корана, а учителя - на уставы школ и постановления местных кенешей (советов).

Как быть? Если, учителя апеллируют не к Конституции страны и к Закону о свободе вероисповедания, которые считаются приоритетными над школьными уставами и постановлениями местных властей, может быть, ученицы-мусульманки и их родители согласятся идти на уступки? С этим вопросом мы обратились к ряду улемов (ученых-богословов) и экспертов как в религиозной, так и в правозащитной сфере.

Руководитель общественного объединения «Центр исламского обучения», бывший казий (мусульманский судья, духовный руководитель) Джалалабадской области Дильмурад Орозов считает, что причиной конфликта является юридическая неграмотность местных властей и администраций школ. «Во-первых, я прямо обвиняю местные власти и учителей в незнании и непонимании Конституции, Закона о религии. Во-вторых, обвиняю их в попрании положений международных соглашений, гарантирующих свободу вероисповедания. Законы нашего государства также предоставляет свободу выбора в сфере вероисповедания. Каждый гражданин Кыргызстана вправе исповедовать любую религию и соблюдать требования своей веры, если они не противоречат конституционному строю», - говорит Дильмурад Орозов.

По его мнению, инцидент в Кызылджарских школах должен быть предметом судебного разбирательства. «То, что происходит сейчас в школах, можно расценивать, как ущемление прав мусульманок. Ведь мы ничего не говорим, когда другие носят мини-юбки, ходят с открытыми пупками? Почему же мусульманки не могут ходить в платках, как того требует наша религия? Не то что у нас, даже в таких странах, как Великобритания, Франция и США, которые традиционно считаются оплотами демократии, мусульманки добились права посещать и школы и вузы в платках», - говорит Д.Орозов.

На вопрос, как быть, если девушкам-мусульманкам предлагают выбрать между платком и школой, как случилась в Кызылджаре, богослов отвечает так: «Есть хадис пророка Мухаммеда (мир Ему), где он сказал – если в одно время придет земное и небесное, то вы сначала должны выполнить небесное. Мусульманка никогда не согласится снять своего платка ради школы».

По словам нынешнего казия Джалалабадской области Абибуллы Бапанова, мусульманское духовенство уже несколько раз обращалось с запросами в соответствующие структуры, но ответа получено не было. «В прошлом году в Джалалабаде прошла специальная конференция с участием учителей, родителей, общественных организаций и Омбудсмена республики. Мы и тогда утверждали, что [по всем законам] девушки-мусульманки имеют право посещать школы в платках», - сказал он.

 

На вопрос, что же надо делать, если учителя и в дальнейшем будут запрещать девушкам посещать занятия в платках, Абибулла Бапанов отвечал весьма туманны и не конкретно: «Девушки должны и носить и платки и посещать школы, никто не может запретить им получение образования. Для мусульманки и ношение платка и получение образования одинаково обязательны».

По словам обоих улемов, ни один казий, муфтий или другой мусульманский авторитет не имеет права разрешать девушкам снимать платки, даже временно - по требованию учителей, так как это - большой грех перед Аллахом.

Начальник Джалалабадского областного управления образования Чирмаш Дооронов считает, что главным документом для школ являются их уставы. «Я и ещё на прошлогодней конференции говорил об этом. Устав - это внутренний документ жизни школы, если в уставе напишут, что можно посещать уроки на платках, то пусть посещают, если нет такого пункта, то все должны соблюдать те правила, которые заложены основах этого документа», - говорит Ч.Дооронов.

 

Получается замкнутый круг. На одну чашу весов поставлена вера человека, а на другую - образование, дальнейшая жизнь и достойное место в современном обществе. Как же быть?

По словам председателя Джалалабадской областной правозащитной организации «Справедливость» Валентины Гриценко, если на вещи посмотреть с точки зрения правовых норм, то никакого предмета для спора здесь нет. «И международные документы, и Конституция страны гарантируют каждому гражданину свободу вероисповедания. А в законах о религии, образовании и многих документах можно найти пункты, регулирующие вопросы, которые касаются учениц кызылджарских и других школ области. Здесь не надо создавать проблем на ровном месте. Постановления сельской управы и уставы школ не могут идти в разрез с Конституцией и другими законами. При принятии нормативных документов на уровне сельских управ и школ, местные власти должны были основываться именно на нормах Конституции. Если этого не было сделано в свое время, то надо эти правила изменить, или придерживаться пунктов приоритетных документов, каковыми являются опять же Конституция, международные пакты и законы Кыргызской Республики», - говорит правозащитница.

* * *

Женская мусульманская организация «Мутакаллим» уже несколько лет требует на законодательном уровне разрешить фотографироваться в паспорт в платках (хиджабах), как того требует шариат. Несколько студенток Исламского Университета в Бишкеке отказываются получать гражданский паспорт именно из-за того, что им пришлось бы фотографироваться без головного убора. Активистки «Мутакаллим» уже начали сбор подписей под воззванием об изменении стандартов для внутренних документов, требующих фотографироваться без головного убора.

Государственное агентство по информационным ресурсам и технологиям (ГАИРТ), занимающееся паспортизацией граждан, отвечает на это требование, что фотография в головном уборе затрудняет идентификацию личности изображенного на снимке с предъявителем паспорта, подчеркивая, что такого мнения придерживается не только Кыргызстан, но и большинство других стран, в связи с чем у проигнорировавших данное правило могут возникнуть различные трудности, в частности, во время международных перелетов. Как стало известно ИА «Фергана.Ру» от источников в государственном Агентстве по делам религии, руководство этого ведомства выступает с резкой критикой инициативы мусульманок.

ИА «Фергана.Ру» представляет вниманию читателей интервью корреспондента Халида Валидова с лидером организации «Мутакаллим» Жамал Фронтбек кызы.

«Фергана.Ру»: - Жамал, каковы основные требования организации «Мутакаллим»? Только ли в том, чтобы добиться разрешения фотографироваться на паспорт в платках?

Ж.Фронтбек кызы: - Да, сейчас просим разрешения фотографироваться на паспорт в национальных головных уборах, в платке. В Коране есть две суры (туныр и абзхам), которые запрещают показывать свое тело, кроме лица и кистей рук, другим мужчинам. Поэтому из богобоязненности мусульманские женщины не хотят фотографироваться на паспорт без платка, так как, вы знаете, во многих структурах работают мужчины. Они будут смотреть на этих женщин, которые чувствуют себя перед ними раздетыми.

«Фергана.Ру»: - Как к вашему желанию относятся в паспортных столах?

Ж.Фронтбек кызы: - Мы уже более трех лет занимаемся обыкновенной перепиской. В одном письме нам ответили, что «в целях обеспечения национальной безопасности мы не можем вам разрешить фотографироваться в платках». И 19 июля 2006 года наши женщины взбунтовались. Как же так, мы ведь не просим автомат или пулемет, чтобы речь шла о национальной безопасности. Мы просим защитить наши права. Ни в одном международном договоре или конвенции, - а мы просмотрели все документы, - не указано, что человек, который фотографируется на паспорт, должен быть с длинными или короткими волосами, лысым, в головном уборе или без. Самое главное, чтобы лицо человека было четко видным. Мы просто хотим фотографироваться в платке, и лицо будет четко видно. Мы же не просим фотографироваться в парандже.

Даже в Америке, где всего два процента мусульман, женщинам разрешили фотографироваться в хиджабе. Летом приезжала гостья из США, она показывала свой паспорт. Наши женщины были и удивлены, и обижены тем, что нам этого не разрешают. В России 22 октября 2004 года мусульманки выиграли суд, и в Ингушетии, Башкирии, Татарстане разрешили фотографироваться на документы в платке. То же самое произошло в Казахстане в 2006 году, Нурсултан Назарбаев сделал подарок своему народу, и сейчас те мусульманки, которые хотят поменять паспорт, меняют его за счет правительства. Нашу экономику не сравнить с Казахстаном и Россией, и мы готовы поменять паспорта за свой счет. Но нам бесконечно отказывают. Из-за этого тысячи девушек-мусульманок отказываются получать паспорта.

«Фергана.Ру»: - Недавно на пресс-конференции вы заявили, что около тридцати тысяч ваших сторонников выступают за то, чтобы разрешили фотографироваться в платках. Это реальная цифра?

Ж.Фронтбек кызы: - Да, и мне очень хочется поблагодарить наших соотечественников, которые звонят со всех уголков Кыргызстана, чтобы нас поддержать. В день проведения пресс-конференции мы нашли еще десять тысяч сторонников. Так что нас сейчас уже сорок тысяч. Все ждут дальнейших указаний. Я очень признательна СМИ, которые поддерживают нас. Нужно всего лишь изменить инструкции по получению паспорта и все будет нормально. Так нет,

«Фергана.Ру»: - А что предпримете, если правительство не пойдет вам на уступки?

Ж.Фронтбек кызы: - Мы, женские организации, уже полтора года думаем, когда будем выходить на площадь. Женщины говорят, что стоит кому-нибудь выйти на площадь и их требования удовлетворяются. А у нас тридцать тысяч голосов и мы сможем решить этот вопрос. Но я думаю, что правительство решит этот вопрос, не вынуждая нас выходить на площадь. Мы против пикетов, но другого выхода для привлечения внимания к нашей проблеме у нас нет.

«Фергана.Ру»: - Может, правительство в ваших попытках видит стремление исламизировать страну?

Ж.Фронтбек кызы: - Для исламизации Кыргызстан еще не готов. Люди не готовы жить по шариату и никто не будет их к этому принуждать. В исламе нет насилия, мы далеки от этого. Но когда мы поднимаем наш наболевший вопрос, нас начинают сравнивать с «Хизб ут-Тахриром», ваххабистами… Некоторые говорят: вот получите разрешение фотографироваться на паспорт в платке, затем начнете требовать халифат. Спрашивают, сколько денег нам дали иранцы, кувейтцы и так далее. Я хочу вас уверить: мы не нуждаемся в чьих-то деньгах и программы насчет создания халифата и тому подобного у нас нет. Мы просто хотим, чтобы наших тел не видели другие мужчины, потому что это большой грех. Мы боимся Всевышнего. Надеюсь, правительство разрешит нам фотографироваться в платке. Это не потребует реформирования законодательной базы, нужен просто соответствующий указ.

*  *  *

Председатель правозащитного общества «Эзгулик» Василя Иноятова провела пресс-конференцию

20.02.2007 12:15 msk  Алексей Волосевич (Ташкент)

16 февраля председатель правозащитного общества «Эзгулик» Василя Иноятова провела пресс-конференцию, во время которой рассказала о подробностях нападения на нее и других «эзгуликовцев», совершенного за два дня до этого в Самарканде. Пресс-конференция проходила в ташкентском офисе общества – небольшой комнате, в которую не без труда сумели втиснуться два десятка приглашенных – журналисты, правозащитники и представители зарубежных посольств.

По словам В.Иноятовой, нападение произошло, когда она прибыла в Самарканд для проведения региональной конференции общества «Эзгулик». Самаркандский филиал располагается в самом центре города, на третьем этаже дома, окруженного различными административными зданиями - городского и областного хокимиятов, прокуратуры, СНБ.

«Через пятнадцать минут после начала собрания в комнату ворвалось около пятнадцати человек, среди которых были женщины, - сообщила В.Иноятова. – Ими руководил некто Нуриддин Комилов, он же представитель партии «Эрк», он же представитель Марата Захидова, он же представитель группы Ардзинова. Он стал обвинять меня в том, что я совершила преступления в Андижане, что я поддерживала андижанских «акромистов», что я здесь планирую провести собрание террористического характера. Я, значит, здесь готовлю переворот, собираю всякие документы и передаю зарубежным корреспондентам. И мне дали пять минут сроку, чтобы я покинула Самарканд. А то они меня возьмут и убьют».

 

Однако, как вскоре выяснилось, физическая ликвидация главы «Эзгулика» в планы нападавших не входила. Вместо этого они стали забрасывать ее комьями глины и сырыми яйцами, которые четверо из женщин притащили с собой завернутыми в платки.

 

Василя Иноятова сняла с вешалки и продемонстрировала темно-синий костюм, в который она была одета во время поездки. Одежда, действительно, была покрыта расплывчатыми светлыми пятнами, по-видимому, от яиц. После этого правозащитница продолжила рассказ:

«Мы сказали этим людям: «Вы находитесь на собрании областного правления «Эзгулик», который зарегистрирован в Минюсте, так что мы ведем тут свои внутренние дела. У нас рассматриваются областные отчеты, так что оставьте нас в покое». «Нет, не оставим, Василя – террорист номер один, пусть она уедет отсюда, а вы сами спокойно проведете собрание, мы вам мешать не будем». Тогда четверо наших ребят силой выдворили их в коридор, мы закрыли дверь и попытались продолжить собрание. Но они снова ворвались в комнату, сломали дверь, и началась драка».

Рукопашный бой, по словам В.Иноятовой, длился полтора часа. Все это время осажденные пытались дозвониться до милиции, но служители правопорядка на месте событий так и не появились. Поэтому главе «Эзгулика» волей-неволей пришлось эвакуироваться. Соратники образовали для нее «живой коридор» и это позволило ей беспрепятственно покинуть поле брани. Василя поехала в самаркандское городское отделение милиции и написала заявление о происходящем, после чего милиционеры отправились на осмотр разгромленного офиса, и были вынуждены составить протокол.

«Я считаю, что если в месте, где расположены все административные здания, эти люди наглым образом ломают дверь, людей избивают и нагло оскорбляют – то они знают, что их за это наказывать не будут. Поэтому я считаю, что это дело рук властей и это направлено против моей правозащитной и оппозиционной деятельности», - заявила В.Иноятова.

Она отметила, что это далеко не первое нападение на правозащитников, организованное властями. Примерно то же самое происходило в прошлом году в городке Бустон Джизакской области. «Меня вызвали туда в дом правозащитника Мамараджаба Назарова, - рассказала она. - Я поднялась на второй этаж, а когда спустилась, там уже стояли сотни женщин, вооруженных палками и кетменями. И требовали, чтобы я закрыла «Эзгулик» в Джизаке». Кричали, что им не нужен ни Мамараджаб Назаров, ни Абай Байбулатов…»

«Это неправда!», - немедленно подал голос присутствующий здесь же джизакский правозащитник Абай Байбулатов, бывший соратник В.Иноятовой.

«Никто, говорят, нам не нужен - ни «Эзгулик», ни «Бирлик», ни «Эрк»…», - невозмутимо продолжала Василя Иноятова.

«А вы же в суд подали, чтобы ликвидировали меня», - высказался снова Абай Байбулатов.

Глава «Эзгулика» прервала свою речь и потребовала не мешать ей проводить конференцию. Ее оппонент эмоционально порывался прояснить интересующий его вопрос, но его уговорили не вмешиваться.

«То же самое произошло в прошлом году в районе Джамбая (возле Самарканда), - продолжила проводить аналогии В.Иноятова. – Я заехала домой к правозащитнику Халикназару Ганиеву, когда он был похищен сотрудниками милиции, и забрала его жену. По дороге нашу машину окружили вот эти же женщины, я их прекрасно знаю. Они мне сказали: «Отдайте нам эту женщину, мы ее убьем!»

В.Иноятова пояснила, что по ее мнению, в каждой области Узбекистана существует специальная группа «наемников», которые действуют против правозащитников, журналистов и демократических сил. «Я думаю, что эти действия направлены на то, чтобы правозащитники сидели запуганные, на улицу не выходили, ничем не занимались. Это, я считаю, предвыборные профилактические действия».

Отвечая на вопрос, известен ли ей кто-нибудь еще из нападавших, В.Иноятова сказала, что она знает бросавшихся в нее камнями и яйцами женщин, поскольку они живут в городке Джамбай и неоднократно нападали на Халикназара Ганиева, председателя Самаркандского отделения общества «Эзгулик». Они то ломают его окна, ломают двери, то кидаются камнями и требуют, чтобы он покинул Самарканд (как это делалось в Джизаке в отношении Мамаражаба Назарова). Это происходит в течение уже двух лет. Еще один из нападавших – Шовкат Абдуллаев, называющий себя независимым журналистом. Остальные 7-8 человек, по словам В.Иноятовой, были ей незнакомы.

В это время в ход пресс-конференции снова вмешался джизакский правозащитник Абай Байбулатов.

«Вот вы говорите: «У нас диктаторский режим» (он, действительно, диктаторский), - заметил он. - А чем вы отличаетесь от Каримова? Правозащитников угнетают, выгоняют, запрещают, а вы неугодных вам людей начинаете закрывать - в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Навоийской, Джизакской областях. Объясните вот это».

«В Навоийской области наше отделение не закрывалось, оно работает – вы что? – не согласилась Василя Иноятова. - Мы снабжаем его техникой. В Кашкадарьинской – вот, пожалуйста, Ядгар-ака Турлибеков, он прекрасно знает… (Тут Василя указала на сидящего здесь же недавно выпущенного из тюрьмы пожилого правозащитника, приехавшего на несколько дней в Ташкент). В Сурхандарьинской – Абдухаким Пулатов, он сейчас находится в Ташкенте… В Джизакской области – да, мы ликвидировали, потому что вы начали обливать грязью, вы нисколько не действовали, а боролись против правозащитников, как боролась эта группа людей, напавших на нас в Самарканде».

Возмущению Абая Байбулатова не было предела. «А почему вы тогда на меня на сто миллионов подали в суд? Что у вас за честь, за совесть? Чем вы отличаетесь от Каримова?», - гневно выпаливал он вопросы.

«Мы тут совсем по другому поводу собрались, Абай-ака», - принялись увещевать его присутствующие. Но в этот момент Василя поддала жару, громко объявив: «Я хочу сообщить, что Абай Байбулатов по решению курултая, который мы проводили еще восьмого мая 2005 года, исключен из «Эзгулика».

«Вы сдали в милицию всех! Подписали и сдали в милицию!» - возмущенно выкрикивал А.Байбулатов.

«Правильно. Мы сдаем в милицию всех провокаторов. Вы тоже здесь устраиваете провокацию». И Василя Иноятова, обращаясь ко всем присутствующим, официальным тоном провозгласила: «Я считаю, что Абай Байбулатов находится здесь с целью спровоцировать и помешать нам провести пресс-конференцию. Я прошу, чтобы он покинул помещение».

Но Абай Байбулатов сдаваться не собирался и громко выразил намерение тоже сделать заявление.

Поднялся шум, гам, возникло что-то типа свары. «Олиб чикинг!», «Выведите его!» - требовала В.Иноятова. Борцовского телосложения молодой человек из числа присутствующих с угрожающим видом приблизился к Абаю Байбулатову и навис над ним, явно собираясь выставить его за дверь. «Нет, я все-таки скажу вам!», - доносился сквозь общий гвалт принципиальный голос джизакского правозащитника. «Борец» уже было двинулся на него, но тут перед ним самим возникла фигура, также плотного телосложения, и стала потихоньку выталкивать его за дверь. «А ну убери руки!» - раздавались чьи-то возгласы. В воздухе явственно запахло дракой. Представители зарубежных посольств поспешно выскочили в коридор.

Но в самый, казалось бы, пик скандала возымели дело уговоры и увещевания и неожиданно для всех ситуация успокоилась. Сотрудники посольств, осторожно заглядывая в комнату, вернулись на свои места, и пресс-конференция продолжилась.

Отвечая на вопрос правозащитника Сурата Икрамова о том, собирается ли милиция возбуждать по факту нападения уголовное дело, В.Иноятова сказала что для возбуждения уголовного дела имеются все основания. Но, по ее мнению, власти не станут предпринимать никаких мер против нападавших. И Василя напомнила об избиениях Нигары Хидоятовой, Атаназара Арифова, Ташпулата Юлдашева, Сурата Икрамова, а также о том, что во всех этих случаях уголовные дела возбуждены так и не были.

«В моем случае дело было возбуждено», - уточнил Сурат Икрамов.

«Ну и как, нашли кого-нибудь? Не нашли. Хочу привести один пример. Абдурахим Пулатов (лидер оппозиционной партии «Бирлик» - ред.) в июне 1992 года возле ташкентской городской прокуратуры был жестоко избит. Прямо возле прокуратуры его избили четверо человек, вооруженных арматурой. Он жил на массиве «Высоковольтный», и его спокойно могли убить там, но они действуют, где хотят, прекрасно зная, что наказывать их за это никто не будет. И многие из наших, почти все, были избиты или на них были совершены нападения. Кроме Абая Байбулатова».

Василю спросили, сообщила ли она в милиции имена и фамилии нападавших, тем более что она сама называла две из них – Нуриддина Комилова и Шовката Абдуллаева. Глава общества «Эзгулик» ответила, что когда она обратилась в милицию, то, разумеется, назвала и фамилии, и адреса и организации (?) этих людей.

Примерно в этот момент в плавное течение пресс-конференции снова вклинился джизакский правозащитник Абай Байбулатов.

«Вот я был в колонии УЯ 64/78 у Ихтиёра Хамраева (сына джизакского правозащитника Бахтиёра Хамраева, осужденного в качестве наказания за правозащитную деятельность отца. – ред). Потому что меня шокировало сообщение (кажется, Сурат Икрамов его передал), что солдаты били его сапогами и за волосы таскали по зоне. Мы втроем поехали, чтобы не думали, что Абай будет голословно это делать. Приезжаем, он сидит там, и замначальника был там. Я говорю: «Как тебя могли за волосы таскать, если ты такой лысый?» Это первое. Второе - как это может такой здоровый человек бить его сапогами и он в живых остаться? И что он сказал - «Все врут старшие начальники, и я тоже вру». Вот его менталитет, этого человека. А Сурат Икрамов вот такое передает (может быть, не он, а другой передает). Не исследовал это. Я пошел, исследовал – нет ничего! Оказывается, его действительно, били, но только коленом. Разница между «пинать сапогами» и этим есть же!»

«Позавчера Бахтиёр Хамраев сказал мне, что вы, действительно, составили письмо, где подтвердили, что его били по коленям», - мрачно заметила Василя Иноятова. - Бахтиер Хамраев сказал: да, Абай-ака написал единственное объективное письмо».

«Я всегда объективно пишу, это вы пишете необъективно!..» - снова вскипел Абай Байбулатов.

Но второго раунда словесной перепалки не случилось. От потока взаимных обвинений правозащитников отвлек журналист, попросивший прокомментировать заявление неназванного представителя министерства юстиции, появившееся на правительственном веб-сайте, в котором тот утверждал, что в самаркандском инциденте замешаны коллеги В.Иноятовой по правозащитной деятельности, и это связано с какими-то неподеленными деньгами.

Следует отметить, что уже на второй день после происшествия в Самарканде на созданных властями пропагандистских сайтах появилось краткое изложение официальной версии случившегося. Один из сайтов описывал события следующим образом: «Во время собрания ее закидали тухлыми яйцами ее бывшие коллеги, которым она с их слов, не выплатила вознаграждения за проделанную работу в рамках грантов по правозащитной деятельности». Другой высказывался в том же духе, но несколько иными словами: «Во время собрания в нее начали бросать куриные яйца ее бывшие коллеги, которым она, с их слов, не выплатила вознаграждение за проделанную работу в рамках грантов по правозащитной деятельности».

Забавно, что в своем стремлении опорочить В.Иноятову безымянные авторы этих сообщений не сообразили, что из них вытекает как минимум то, что нападавшие были задержаны и допрошены самаркандской милицией, то есть они хорошо ей известны. В противном случае, как бы она узнала о том, что они: 1) бывшие коллеги В.Иноятовой. 2) что они бросались в нее камнями и яйцами именно по причине невыплаченного вознаграждения. Так что, если сообщения этих сайтов имеют под собой хоть какие-то основания, то логичным было бы ожидать возбуждения уголовного дела в отношении этих известных милиции лиц – ведь их поступок, согласно Уголовному кодексу, квалифицируется не иначе как хулиганство.

Однако Василя Иноятова отвергла все эти обвинения. Она заявила, что ни о грантах, ни о деньгах во время нападения не шло и речи. По ее словам, никто из нападавших не затрагивал этой темы, и среди них не было ни одного бывшего члена общества «Эзгулик». «Вся эта конфликтная ситуация записана на телефонную камеру. Скоро будет готова расшифровка, и вы узнаете правду», - пообещала она. Кто-то добавил, что аудиозапись скандала и пресс-релиз по поводу случившегося появятся в Интернете уже в ближайшие дни.

Во время пресс-конференции Василя Иноятова коснулась и других тем, связанных с деятельностью общества «Эзгулик» в Узбекистане. Она представила собравшимся 40-страничный доклад о ситуации по правам человека, подготовленный обществом «Эзгулик».

«Предлагаю вам наш доклад за 2006 год. За него мы уже успели получить устное предупреждение со стороны министерства юстиции, так как во введении идет речь о том, что по воле президента не регистрируются оппозиционные партии. По мнению министерства юстиции, здесь я обвиняю президента и оскорбляю его, и если в дальнейшем в своих документах я буду употреблять слова «Бирлик» и «Эрк», «Абдурахим Пулатов» и «Мухаммад Салих», то будут приниматься кое-какие строгие меры».

Далее Василя Иноятова сообщила, что самой «горячей» проблемой в области прав человека в Узбекистане остается преследование властями правозащитников и журналистов.

«После андижанских событий началось массовое давление на правозащитников. Арестованы джизакские правозащитники Мамараджаб Назаров, Улугбек Каттабеков. Были арестованы Азам Фармонов, Алишер Кароматов, Ядгар-ака Турлибеков и шесть человек из «Эзгулика». Один из них – Дильмурод Мухитдинов из Мархаматского района Андижанской области - приговорен к пяти годам лишения свободы, остальные пять человек были осуждены условно, но Мухитдинов продолжает оставаться в тюрьме и у него сейчас очень плохо со здоровьем. Многие сотни людей покинули Узбекистан. Это было, конечно, связано с андижанскими событиями, и мы приводим в докладе конкретные данные о них».

Рассказывая о планах общества «Эзгулик» в 2007 году, Василя Иноятова сказала, что активисты общества намерены бороться против использования детского труда во время сбора хлопчатника, а также планируют подготовить альтернативный доклад по пыткам. «И по пыткам и по хлопку мы в этом году собираемся очень серьезно поработать», - заключила глава общества «Эзгулик».

* * *

Тихий саботаж. Компании «Coscom» не дают работать в Узбекистане

20.02.2007 11:43 msk  Соб. инф. (Ташкент)

Абоненты «Coscom’а», третьего по величине сотового оператора Узбекистана, по-прежнему лишены связи с номерами городских телефонов или телефонами абонентов других сотовых компаний. Из-за необъяснимой волокиты уже четвертый день связь действует только в пределах сети «Coscom».

Напомним, что 6 февраля Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ) приостановило действие лицензии «Coscom’а» сроком на десять дней. По официальному толкованию - для устранения технических неполадок, будто бы ставших причиной двухчасового сбоя связи вечером 30 января. «Coscom» должен был полноценно заработать еще 16 февраля, поскольку двумя днями ранее руководство компании доложило об исправности своего оборудования, после чего УзАСИ восстановило действие лицензии с 00 часов 16 февраля. Однако наступило уже 20-е февраля, а телефонные аппараты более чем 300 тысяч абонентов компании до сих пор не могут связываться с городскими АТС и другими сотовыми компаниями.

Известно, что приказ о подключении городских АТС к тому или иному сотовому оператору, отдает УзАСИ. Поэтому очевидно, что именно по вине руководителей этого ведомства «Coscom» не может работать, и каждый день несет убытки. Трогательная забота об интересах абонентов «Coscom’а», потревоженных техническим сбоем, которую прилюдно выражало руководство УзАСИ, на деле обернулась громадными проблемами для этих самых клиентов и к фактическим саботированием работы компании «Coscom».

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию пресс-секретарь «Coscom’а» Алексей Минин.

- Пока не могу ничего сообщить радостного, пока мы ждем так же, как и все абоненты. С пятницы ситуация не изменилась ни на йоту. УЗАСИ и «Узбектелеком», предоставляющие потоки, каждый день обещают подключить нас, но, к сожалению, дальше этого дело не идет. Не только мы, но государство тоже несет убытки, потому что с каждого звонка, осуществляемого абонентами «Coscom’а», этим государственным ведомствам идет специальная оплата за то, что мы используем их линии. А почему это все происходит, где и на каком этапе все встало, нам никто не объясняет.

Конец цитаты… Таким образом, версия о том, что работе сотового оператора препятствует глава УзАСИ А.Арипов (за которым определенно стоят более высокопоставленные особы) с тем, чтобы вынудить «Coscom» уйти с рынка Узбекистана и продать свои активы за бесценок, которые потом можно будет выгодно перепродать (скажем, тому же «Мегафону»), с каждым днем находит все больше подтверждений.

 

* * *

Ушел из жизни казахстанский политолог Сабит Жусупов

20.02.2007 11:11 msk  От редакции

 

В ночь с 19 на 20 февраля ушел из жизни Сабит Ебентаевич Жусупов, аналитик, социолог, президент КИСЭИП (Казахстанский институт социально-экономической информации и прогнозирования).

 

Это был человек великой души, настоящий профессионал, остро переживавший за судьбу своей родины. Светлая память Вам, Сабит Ебентаевич. Вы навсегда останетесь в наших сердцах!..

Сабит Жусупов родился 21 мая 1947 года в г. Щучинск Кокшетауской области. Окончил биологический и философский факультеты Казахского государственного университета (1972 и 1986 гг.), аспирантуру в Институте биофизики АНСССР.

Основные этапы работы:

1967-1977 гг. Работа в системе Академии наук КазССР, аспирантура в Пущино-на-Оке; 1977-1988 гг. Работа в межвузовской социологической лаборатории (инженер, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией);

1988-1993 гг. Директор Республиканского центра изучения общественного мнения, директор Казахстанского филиала ВЦИОМ (Москва);

1993-1997 гг. Референт, 1-ый заместитель руководителя Информационно-аналитического центра Администрации Президента Республики Казахстан;

1997-1998 гг. Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК;

1998 год - основал КИСЭИП, который возглавлял до конца жизни.

Автор монографий, руководитель отечественных и международных исследовательских проектов, аналитического журнала "Правила игры".

Гражданская панихида по Сабиту Жусупову состоится в среду 21 февраля с 10 до 11 часов в здании Союза писателей Казахстана по адресу: Алма-Ата, ул. Абылай хана 105.

* * *

Узбекистан: Глава Андижанского отделения партии «ЭРК» осужден на шесть лет тюрьмы

20.02.2007 08:16 msk  Соб. инф.

Фергана.Ру Андижанский суд приговорил к шести годам общего режима тюремного заключения руководителя областного отделения оппозиционной партии «ЭРК» Исроила Холдорова. Его обвинили в причастности к трагическим событиям 13 мая 2005 года в Андижане, в членстве в запрещенной организации, сообщает узбекская служба «Би-Би-Си».

57-летний Исроил Холдоров был, по словам его соратников, похищен узбекскими спецслужбами летом 2006 года в Киргизии, где он подавал заявку для получения убежища в местные органы и Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН. По словам сына Исроила Холдорова Абдулхамида, отец не признал предъявленных ему обвинений, кроме пункта о незаконном пересечении границы.

«Свидетельские показания не были против отца, но во время суда сказали, что показания свидетелей были против него. Это не так. Отец является инвалидом второй группы, но это не приняли во внимание, и поэтому амнистия к нему не была применена», – сказал Абдулхамид Исроилов, отметив, что он вместе с другими родственниками намерен обжаловать решение суда.

 

 * * *

«Газпром» увеличивает закупки газа в Узбекистане

20.02.2007 08:49 msk  Прайм-ТАСС

«Газпром» объявил, что увеличит закупки газа в Узбекистане в 1,4 раза – до 13 млрд. кубометров. Об этом сообщил глава представительства ЗАО «Зарубежнефтегаз» в Узбекистане Максут Андержанов, передает Прайм-ТАСС.

«Газпром» постепенно наращивает импорт газа из Узбекистана – 7 млрд. кубометров в 2004 году, 8,15 млрд. кубометров в 2005 году, 9 млрд. – в 2006 году. В 2006 году закупочная цена газа по соглашению с АК «Узтрансгаз» (на 100 процентов принадлежит «Узбекнефтегазу») была установлена на уровне $100 за тысячу кубометров.

М.Андержанов сообщил, что в ближайшее время должно быть подписано Соглашение о разделе продукции (СРП) по разработке месторождений Урга, Куаныш и Акчалакской группы Устюртского региона республики на 25 лет.

 

* * *

Украина намерена увеличить импорт узбекского газа и участвовать в инвестпроектах Узбекистана

20.02.2007 09:00 msk  Газета.Ру

Как заявил украинский премьер-министр Виктор Янукович, Украина намерена договориться с Узбекистаном об увеличении объемов импорта газа, а также изучить информацию об узбекских месторождениях газа для возможного участия в их разработке, сообщает Газета.Ру.

«Украина получает из Узбекистана около 2 млрд. кубометров в структуре среднеазиатского газа, этот уровень поставок небольшой для Украины. Узбекистан до конца 2007 года намерен поднять объемы экспортируемого газа до 20 млрд. кубометров в год. Мы сейчас будем вести переговоры и ставим целью повысить объемы по приемлемой для Украины цене», - сказал Янукович журналистам после заседания украинско-узбекской межправительственной комиссии по всестороннему сотрудничеству 19 февраля в Киеве.

Он также подчеркнул, что Украина будет «принимать активное участие в инвестиционном сотрудничестве» с Узбекистаном. По его словам, на заседании комиссии достигнута договоренность о получении Украиной всей информации о тендерах, проводимых на территории Узбекистана, а также информации, содержащей характеристики узбекских месторождений газа.

Янукович подчеркнул, что правительство будет привлекать к инвестпроектам украинские профильные предприятия, в том числе и Национальную акционерную компанию «Нафтогаз Украины». По словам премьера, Украина также заинтересована в участии в реконструкции газовых сетей в Узбекистане.

 

* * *

Узбекистан: В Ташкенте пройдет выставка работ Герхарда Рихтера

20.02.2007 11:49 msk  Соб. инф.

Фергана.Ру 2 марта в Галерее изобразительного искусства НБУ при поддержке Гете-института Ташкент состоится открытие выставки «Герхард Рихтер. Обзор». Экспозиция, представляющая творчество одного из известнейших немецких художников, в 2004 году названного «Пикассо 21 столетия», предоставлена немецким Институтом связей с зарубежными странами (IFA, Штутгарт).

Герхард Рихтер родился 9 февраля 1932 года в Дрездене. В 1951 году он начал учебу в Дрезденской академии искусств, откуда спустя десять лет он бежал через Западный Берлин в Западную Германию. Свое художественное образование Рихтер продолжил в Дюссельдорфской академии искусств, там же получил в 1971 году профессуру по живописи. В 1972 он принял участие в Венецианском биеннале с серией работ «48 портретов», и с тех пор количество ценителей его творчества с каждым днем увеличивалось. Большая ретроспективная выставка, которая совершила турне через Париж, Бонн, Стокгольм до Мадрида, сделала его в 1993-1994 годах одним из самых значительных художников нашей современности. Однако апогеем карьеры Рихтера можно с уверенностью считать персональную выставку в Музее современного искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке, которая была устроена в честь его 70-летия в 2002 году. Выставка насчитывала 188 экспонатов - это была самая большая экспозиция, когда-либо посвященная художнику при жизни.

Названный в 2004 году британской газетой Guardian «Пикассо 21 столетия», Рихтер начинал свой взлет очень скромно. Для начала он перепробовал каждый стиль, и хотя потом периодически разочарованно сжигал плоды своих трудов во внутреннем дворике Академии искусств, в результате сконцентрировался на поп-искусстве, абстрактном экспрессионизме, нео-дадаизме как художественных образцах.

Благодаря интенсивной дружбе с Блинки Палермо и Гюнтером Укером Герхард Рихтер совершенствовался, а вместе с Польке и Базелитцом создал живописную манеру «капиталистического реализма». При этом критика «социалистического реализма» чувствовалась как капиталистическое критическое измерение. Произведения Рихтера до сих пор балансируют между полюсами реализма и абстракционизма и поэтому заключают в себе полную напряженных противоречий дискретность. Если говорить конкретнее, его художественные возможности выражения простираются от нечетких картин, которые он срисовывает с фотографий, до стеклянных и зеркальных объектов. Эта вариабельность и разносторонность и делают его одним из самых успешных и впечатляющих художников нашей современности.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное