Уйгуры верят, что, согласно преданиям, на месте пустыни Такламакан («пустыня смерти», «родина Тохаров», «войдешь и не вернешься»), расположенной в центре Уйгурского региона, в античные времена была своя цивилизация, и что предки уйгуров родом именно из тех мест.
Исторически Восточный Туркестан формирует со Средней Азией один этнокультурный регион. Тюркоязычные народы близки по культуре и истории к народам центральноазиатских республик. Особенно тесно традиции, обычаи, национальная одежда, традиционная музыка и музыкальные инструменты, кулинарные изыски и многое другое связывают уйгуров с узбеками. У уйгуров в ходу даже мнение, что узбеки, уйгуры, турки и татары - «одного поля ягоды», а киргизы и казахи - «соседнего». Однако размышлениями на тему «что есть узбекское,
а что уйгурское» заниматься не буду, поделюсь только фактами из многострадальной жизни уйгуров и событиями, происходящими в современном уйгурском обществе. Все нижеописанное основано на собственных наблюдениях и изучении реальных событий.
НОВЫЕ РУБЕЖИ
В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи». С тех самых пор, как утверждают уйгуры, против завоевателей то и дело вспыхивали повстанческие мятежи.
В 1949 году началось переселение китайцев в Восточный Туркестан, в результате чего отношения между коренным населением и китайскими переселенцами ухудшились. Сегодня напряженные отношения между уйгурами и китайцами выражаются не только в форме повстанческих мятежей уйгурских сепаратистов в Синьцзяне, но и в столкновениях и неприятии друг друга в повседневной жизни. Китайцы, к примеру, с неохотой питаются в уйгурских ресторанах, редко ездят по исконно уйгурским городам, таким, как Кашгар, Турпан, Или,
Хотан. Уйгуры, в свою очередь, не ездят в другие провинции из-за того, что им будет сложно найти ресторан или кафе, где пища приготовлена строго по мусульманским законам, они избегают китайских заведений общепита, где еда в основном готовится из свинины. Уйгуры называют китайцев «кофир» (неверный), избегают пользоваться услугами китайцев-таксистов, предпочитая платить деньги «своим», не уступают представителям этого народа дорогу. «Рукопашные бои», особенно между китайской и уйгурской молодежью, можно наблюдать
даже в таком экономически и культурно развитом городе, как Урумчи. О свадьбах между представителями этих двух наций можно и не упоминать – это табу: для китайца считается категорически неприемлемым заводить уйгурскую невесту или жениха. И наоборот. Хотя прецеденты создания браков между уйгурами и иностранцами есть.
САМАЯ БОЛЬШАЯ КИТАЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. Согласно официальной статистике, в регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, добрую половину которого составляют китайцы (ханцзы), другую часть - мусульманское население, а именно - 42 процента уйгуров, в остальные 8 процентов входят этнические казахи, дунгане, киргизы, узбеки, таджики, русские и представители других народов.
Уйгуры считают, что на самом деле их намного больше, но китайское правительство скрывает реальные данные. По сути, китайский контроль за рождаемостью (одна семья – один ребенок) не затрагивает этнические группы, однако рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что соответствует демографической политике китайских властей. Данная ситуация рассматривается международными организациями как геноцид народа, долгие века проживающего на этой территории.
Притом, что регион богат природными ресурсами, флора и фауна изобилует разнообразием, уйгуры живут в нищете. Большая часть ресурсов переправляется в восточные регионы Китая для военного оснащения страны, а не на борьбу с бедностью и безработицей. Многие ключевые позиции во власти, государственные посты занимают китайцы. Работающие в государственных структурах мусульмане были неофициально предупреждены об увольнении в случае посещения мечети. Количество уйгурских студентов,
обучающихся за пределами Синьцзяна (например, в пекинских или тьянжинских университетах), чрезвычайно мало, из-за чего уйгуры чувствуют себя изгоями. В разговоре с одной уйгурской студенткой из Тьянжинского университета выяснилось, что национальные меньшинства в университете регулярно притесняются, несмотря на то, что их представители – в числе лучших студентов. В итоге эта девушка была вынуждена бросить учебу и вернуться в родной Синьцзян.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ КИТАЙСКИЙ
Многие уйгуры из политических соображений отдают детей в китайские школы, где их обучают только китайской грамоте. Таким образом, новое поколение уйгуров не в состоянии прочесть арабскую вязь, и намного грамотнее общаются на китайском языке, нежели на родном уйгурском. Кроме того, свою роль сыграло и изменение в семидесятых годах прошлого века письменности. В то время уйгуры использовали латиницу (до сих пор старые журналы и книги, написанные на латинице, можно найти в подземных переходах в Урумчи), затем
перешли на арабскую письменность. Одни специалисты склоняются к тому, что это было сделано для предупреждения воссоединения тюркских народов Советского Туркестана с жителями Восточного. Другие утверждают, что в то время был созван совет уйгурских ученых, на котором было решено принять арабскую письменность, применявшаяся уйгурами с момента принятия ислама в десятом веке.
Не в последнюю очередь и поэтому степень образованности уйгурского населения оставляет желать лучшего. Так, по моим наблюдениям, многие люди среднего возраста кроме бытовой жизни, торговли и выживания в суровых условиях нищеты, не имеют представления о многих вещах, происходящих как в самой стране, так и за ее пределами. Нелюбовь к китайцам, китайскому языку и ко всему китайскому вполне объяснима, но это не может оправдать безграмотность и неосведомленность элементарными знаниями
в области географии, биологии, физики и так далее. И это притом, что несколько веков назад уйгурская империя считалась самой развитой и мощной в азиатском регионе.
БУНТЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ОТТЕНКОМ
В 90-х годах прошлого столетия в Синьцзяне активно действовали сепаратистские группы, имели место редкие случаи терроризма, вспыхивали спонтанные мятежи. Памятными для населения уйгурского автономного региона оказались даты, когда в 1990 году взорвался автобус в Кашгаре, а в 1992-м - в Урумчи. Когда власти запретили мусульманам посещать мечети, в пригороде Кашгара прошли бунты и акции протеста. Религиозный оттенок приняло и восстание 1995 года в Хотане, когда власти решили сменить имама.
Но самыми серьезными стали волнения в приграничном с Казахстаном городке Инин, произошедшие в 1997 году. Демонстрации мусульман, требовавших от властей возврата своих религиозных прав, закончились открытым восстанием, которое было жестоко подавлено китайской армией. Немногие сегодня осмеливаются вспоминать о тех временах. Между тем, недавнее сообщение о разгроме в Синьцзяне центра подготовки террористов уйгурского «Восточного Туркестана», квалифицированного в 2002 году ООН
как террористическая организация, общественностью воспринимается не чем иным, как ширмой для очередного истребления местного населения.
Китайцы ошибочно относят уйгурский сепаратизм к исламской религии. Прикрываясь борьбой с терроризмом и радикальными исламистскими группами власти угнетают весь народ. А у уйгуров практически нет никакой возможности пропагандировать свои идеи. Так, к примеру, из-за ограниченных источников информации мало кто знал о номинировании в конце 2006 года успешной бизнес-леди, политика и борца за права и свободу уйгурской нации Рабии Кадыр на нобелевскую премию мира. И даже те, кто знал, помалкивали об этом.
Китайские власти, напротив, достаточно хорошо проводят «идеологию в массы», строя в Уйгурском автономном округе менее религиозное общество. Преследуется свобода вероисповедания, проводятся всяческие мероприятия для ограничения «религиозности», среди мусульманского населения культивируется понятие «светского общества». Дабы ограничить посещение школьниками пятничной молитвы, во время каникул мальчикам строго наказано приходить в школу. Во время праздников работающим уйгурам в виде подарков выдается алкоголь
- китайская водка со специфическим запахом - «baijiu», что с китайского языка переводится как «белый ликер» или «белый дух».
На первый взгляд, права мусульман Синьцзяна властями не ущемляются. Повсеместно, даже в маленьких городах, можно видеть открытые двери мечетей, людей, приходящих на вечернюю молитву. Но говорят, что все мечети находятся под строгим контролем, а имамы назначаются только властями. Одна уйгурская семья посоветовала нам не делать благотворительные взносы - «закят» - самой мечети, так как деньги разворовываются служителями «дома божьего», а напрямую передать их бедным семьям.
В Урумчи есть и православная церковь, основанная русскими переселенцами, перебравшимся в Восточный Туркестан в тридцатые годы прошлого столетия. Посещающие эту церковь китайцы не преследуются, если только они не состоят в коммунистической партии Китая. Однако миссионеры, прибывшие из Америки, не могут открыто вести свои проповеди и обращать «неверующих» в христианство. Ибо власти уверены, что под предлогом изучения китайской и уйгурской культур и языков американские проповедники
подпольно выполняют свою миссию, что противоречит законам коммунистической партии.
МЕЖДУ ТЕМ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РАСТЕТ
Несмотря на все факты угнетения уйгуров, ущемления их религиозных прав, вмешательства во внутренние дела Уйгурского региона, который приобрел статус «автономного» в 1955 году, газеты, журналы, телерадиопередачи выходят здесь на уйгурском языке, а при университетах, школах и частях китайской армии, дислоцированных в уйгурском автономном округе, открыты специальные столовые, кафе и рестораны для мусульман.
Кроме того, китайские власти прилагают все больше усилий для повышения уровня жизни в Уйгурском регионе, развития промышленности, экспорта, привлечения иностранных капиталов, для чего в 1994 году Урумчи был назван специальной экономической зоной. В глубинках все больше стали ездить на автомобилях, нежели на античных средствах передвижения. Бизнес и торговля, особенно со странами Средней Азии и России, развиваются. Многим городам выделяются государственные субсидии. Таким образом,
нельзя игнорировать факт, что уровень жизнь населения в Синьцзяне за последнее десятилетие значительно улучшился.
Тем не менее, прилагаемые китайскими властями усилия для умиротворения и улучшения положения в этом регионе приветствуются далеко не всеми правоверными мусульманами, для которых жизнь по законам предков и пятничная молитва важнее накопления богатства, которое они не могут забрать с собой на Тот свет.
И У СТЕН ЕСТЬ УШИ
В целом, добыть какую-либо информацию довольно сложно, так как китайские власти предприняли все необходимые меры для пресечения утечки. Люди говорят, что в Китае даже у стен есть уши, и иностранцы, прибывшие в поисках каких-либо сведений об уйгурах и их положении, строго предупреждаются: «Мол, помалкивайте в ваших же интересах и ради нашей безопасности». В приватных разговорах люди могут критиковать коммунистов, систему, но открыто поддерживать или бороться за независимость уйгурского народа практически
невозможно даже в кругу одной семьи - под угрозой ареста. Как нам рассказали, среди уйгуров также имеются свои «почтальоны», ради маломальского поощрения и «государственной безопасности» доносящие в нужные инстанции разговоры соседей и друзей. Все Интернет-сайты из разряда, к которому относятся BBC, Wikipedia, Human Rights Watch, а также все сайты, посвященные уйгурам, местными провайдерами блокируются.
Продолжение следует.
Гульзи Бону, специально для Ferghana.Ru из Восточного Туркестана. Фото автора.
В конце XVIII – начале XIX века Средняя Азия была заветной целью европейских исследователей. Но феодальные деспотии Бухары, Хивы и Коканда свято охраняли неприкосновенность своих границ от проникновения иноземцев-христиан. Многие из них поплатились за это жизнью. Именно поэтому история исследования Средней Азии хранит имена путешественников, проникших на эту территорию с научными целями, но скрывшие свои истинные намерения. Один из них – англичанин Александр Бёрнс - в 1831-1836
годах побывал в Афганистане и Средней Азии под видом армянского купца.
Дальний родственник известного поэта Роберта Бёрнса, он в 16 лет поступил на службу в колониальные войска в Индии, и проявил большие способности как в дипломатической деятельности, так и в научных изысканиях. В 1831 году руководство английской Ост-Индской компании, которая являлась полновластным хозяином в богатейшей британской колонии, посылает А.Бёрнса на разведку путей сообщения и выяснения политической и экономической обстановки в Средней Азии.
За шесть лет до этого, на левобережье Аму-дарьи, в Кундузе трагически погибли два известных опытных английских дипломата, возвращавшиеся после переговоров в Бухаре — Уильям Муркрофт и Джордж Требек, а также врач, сопровождавший их в поездке. Бернс, не без основания опасаясь за свою жизнь, решает на время путешествия изменить свой облик. И вот от берегов Инда к Аму-дарье двинулся в путь небольшой караван, в середине которого ехал незаметный «армянский купец» в скромной клетчатой чалме и сером халате.
«Армянское» происхождение должно было как-то объяснить интересующимся слишком заметный акцент англичанина, довольно бойко разговаривавшего на фарси. Так началось это полное опасностей трехлетнее путешествие по горным тропам Афганистана, пескам Туркмении к оазисам Бухары и Ирана.
Примерно через пять месяцев после выхода из Лахора А.Бёрнс со спутниками переправились через Амударью в районе современного узбекского города Термеза и углубились на территорию Бухарского ханства. Лейтенант оказался внимательным исследователем и хорошим конспиратором, которому удавалось с помощью спрятанного в чалме компаса вести глазомерную съемку и наносить свой путь на бумагу. Территории, куда он не мог добраться, описывались по данным, тщательно собранным у попутчиков. В итоге европейская наука
получила уникальные данные о местностях, многие из которых не посещались со времен Марко Поло в XIII веке.
Конечно, данные, например, о территории нынешнего Таджикистана, полученные Бёрнсом, часто неточны, но не надо забывать, что это были первые сведения об этом регионе, которые приобрела европейская география.
«На север от Окса (Аму-дарьи), горы в первый раз встречаются в независимой области Гиссара. Гиссарские горы покрываются снегом только зимой, невзирая на то, что имеют такую значительную высоту, какую, по-видимому, нельзя было бы ожидать в этой части Азии. В Гиссаре, в горах, находят соль, похожую на ту, которую ломают в соляных горах Пенджаба. Гиссар хорошо орошен и производит много риса. Он не зависит ни от Бухары, ни от Кундуза. Главный город его стоит на возвышенности в сорока милях на восток от
Диг-нау (Денау)». Западные отроги Гиссарского хребта, одного из крупнейших в системе Памиро-Алая, рядом с городом, давшим ему имя, действительно достигают высоты 2500-4000 метров. Неподалеку отсюда расположены и знаменитые Фанские горы, исследованные через тридцать пять лет после путешествия А.Бернса русским ученым А.П.Федченко, а еще через сто лет воспетых советским бардом Владимиром Высоцким.
Не мог Александр Бёрнс обойти вниманием и знаменитые Бадахшанские лалы. «Бадахшан приобрел большую известность своими рубиновыми копями, прославившимися с давнего времени и известными делийским императорам. Говорят, что они находятся на берегу Окса, близ Шугнана, при местечке, называемом Горан [в 35- 40 км. от нынешнего центра Горно-Бадахшанской автономной области г. Хорога. - В.Д.]. Они разрабатываются в невысоких горах, и, если верить словам одного человека, мне их описавшего, то галереи рудников
подведены даже под самый Окс... Здесь господствует мнение, что при разработке большие рубины всегда попадаются парами: это заставляет работников или скрывать найденную ими драгоценность до тех пор, пока не приищется другая ей под пару, или разбивать большие рубины на два куска».
Бадахшанские лалы (благородная шпинель) широко известны на Руси и на Востоке, где их до XIX века путали с рубином. Корону российской императрицы Екатерины II работы ювелира Иеремии Позье венчает бадахшанский лал массой почти в 400 карат. Два знаменитых бадахшанских лала украшают и британскую корону. Один из камней известен как «Рубин Черного принца», первое упоминание о котором появилось в 1367 г., когда он был собственностью короля Гранады. Второй из них, известный на Востоке уже 600 лет под именем
«Хирадж-и-Алам»(«Дань мира»), а на Западе как «Рубин Тимура», в свое время действительно принадлежал Тамерлану и его потомкам, и в 1851 г. был преподнесен королеве Виктории дирекцией Ост-Индской компании.
Собрал Бернс сведения и о Восточном Памире. «Возвышенная плоскость Памира лежит между Бадахшаном и Яркендом: на ней живет кочевое племя киргизов. Центром этой земли служит озеро Сарыкуль [Зоркуль. - В.Д.], из которого, как говорят, вытекают Яксарт (Сыр-дарья), Окс и один из источников Инда. Возвышенная равнина эта простирается во все стороны от озера на расстояние шестидневного пути; если верить молве, то все великие хребты видны с этой возвышенности, как бы стоящие под его подошвою. Климат
в этой стране холодный, так, что даже: летом в углубленных местах снег не тает. По причине жестокости холода, жители укрывают овчинами все свое тело, даже руки и лицо. Зернового хлеба в этой стране нет: киргизы питаются только молоком и мясом...».
Двухтомная книга об этом путешествии имела длинное название «Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лахора с подарками короля Великобритании и о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию верховного правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах лейтенантом Ост-индусской компанейской службы Александром Бёрнсом, членом Королевского Общества». Она не только выдержала ряд изданий в Англии, но и была почти сразу же переведена на французский, немецкий
и русский языки. Никому не известный лейтенант колониальной службы сразу стал знаменит у себя на родине. Британское географическое общество удостоило его за это путешествие золотой медали, Парижское — серебряной. Самый аристократический лондонский клуб — «Атениум» — принял его в члены без обычного строгого голосования. Это — честь, которой удостаивались немногие. Родовитая английская знать, богатейшие лендлорды наперебой стремились заполучить к себе модного гостя — «Бёрнса Бухарского». К сожалению, членство
в крупнейших географических обществах Европы не подвигло А.Бёрнса к новым научным исследованиям — он до конца жизни остался лишь офицером-разведчиком британской армии, трагически погибшем в конце Первой англо-афганской войны 1838-1842 гг. в Кабуле.
* * *
Автор - Виктор Дубовицкий, доктор исторических наук (Душанбе, Таджикистан).
Фергана.Ру На пограничном посту «Бирлик» задержаны три гражданки Узбекистана, которые попытались нелегально перевезти через границу золотые изделия на сумму в пять миллионов тенге ($ 40.000).
По данным отдела по борьбе с контрабандой Департамента таможенного контроля Южно-Казахстанской области, женщины спрятали под своей одеждой около трехсот наименований золотых украшений общим весом в три килограмма. Они скупали золото на рынках Чимкента и планировали сбыть их на ташкентском рынке по более высокой цене.
По словам одной из задержанных Зулайхо Абдушукуровой, «торговать золотыми изделиями их вынуждает нужда, и они не знали о необходимости декларирования золотых изделий».
Все трое задержанных обвиняются в попытке контрабандного вывоза золотых изделий из страны, что грозит им лишением свободы сроком на три года с конфискацией имущества.
Президент Ислам Каримов утвердил Национальную концепцию развития автомобильных дорог на 2007-2010 годы, сообщает Росбалт.
Как сообщили в управлении технического обеспечения строительства и эксплуатации автомобильных дорог Государственно-акционерной компании (ГАК) «Узавтойул» («Узавтодор»), концепция предусматривает строительство и реконструкцию 679 километров автодорог, в том числе 489 километров участков, входящих в состав международных транспортных маршрутов и 190 километров дорог государственного значения.
По расчетам специалистов, общий объем инвестиций составит не менее 500 млрд. сумов (около $402,6 млн.). Общая протяженность автомобильных дорог Узбекистана составляет на сегодняшний день 146,4 тысяч километров. Из них 42,5 тыс. километров — магистральные дороги общего пользования, в том числе 3,2 тыс. километров — автотрассы международного и 18,8 тыс. километров — государственного значения. Реализация концепции позволит увеличить протяженность автодорог высшей категории на 557 километров, общую длину
мостов и путепроводов — на 2743 километров.
Через территорию Узбекистана проходят 20 международных маршрутов и направлений. Предполагается, что при реализации программы к 2010 году международные и транзитные перевозки в республике вырастут в среднем на 50 процентов. Основным финансовым источником строительства станут средства Республиканского дорожного фонда, а также местных администраций областей и районов. В ГАК «Узавтойул» не исключают, что будут привлекаться и кредиты международных финансовых организаций.
По мнению местных экспертов, к реализации проекта, вероятно, будет привлечен и узбекский частный капитал. В начале января, Олий Мажлис (парламент) Узбекистана, утвердил в первом чтении в новой редакции закон «Об автомобильных дорогах». Проект закона предусматривает создание в республике новых видов автодорог — частных и платных. Частные автомобильные дороги станут собственностью физических или юридических лиц и будут использоваться ими для собственных нужд, а также коммерческой деятельности.
В ближайшее время новый закон об автодорогах будет рассмотрен Сенатом Узбекистана, а затем президентом Исламом Каримовым.
Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день