Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Памятник археологии в Шымкенте может оказаться навсегда утраченным для потомков

22.01.2007 11:20 msk  Ирина Казорина

 

В Шымкенте (Южно-Казахстанская область) на древнем городище, возраст которого, по минимальным подсчетам археологов, составляет не менее двух тысяч лет, идет строительство объектов предпринимательства и частных домов. Создается впечатление, что, выдавая разрешения на строительство, исполнительные власти забыли о существовании здесь охранной зоны.

 

Впрочем, история городища, а точнее той части, где когда-то располагался военный гарнизон, всегда была богата недоразумениями. Власть менялась, а вместе с ней менялись настроения в обществе, перекраивались сферы влияния. Однажды рядом с городищем решили построить базар. Это вызвало у части населения недовольство и массу нареканий. Но в конце девяностых годов прошлого века руководители города сделали все, чтобы торжище все-таки заработало. Было отмечено, что «добро» на использование под базар территории, прилегающей к городищу, министерство культуры дало с учетом Закона «Об охране историко-культурного наследия», поставив при этом условие, что арендная плата будет перечисляться на «музеефикацию» исторического ядра городища Шымкент. Условие было выполнено: за все время существования рынка на нужды городища было перечислено аж 50 тысяч тенге ($1=125 тенге). Этих денег по тому времени хватило бы на содержание лишь нескольких рабочих, ни о какой музеефикации речи и быть не могло, ведь это - дело дорогостоящее. Так что базар вскоре убрали, при этом не обошлось без акций протеста и скандалов.

В 2005 году постановлением акима (главы администрации) области охраняемая зона была подведена аккурат под основание городища. А о том, что вокруг памятника существует еще пятидесятиметровая зона охраны, тогда никто не вспомнил. И началась раздача земельных актов под строительство. Потом власть спохватилась. И теперь уже экс-акима города Галымжан Жумжаев, нагрянув на объект, поразился масштабам застройки и дал указание разобраться с незаконными застройщиками. Тогда была озвучена мысль, что археологические раскопки на городище должны дать исчерпывающий ответ на вопрос «сколько же лет Шымкенту». Сейчас есть все основания считать, что нашему городу не менее двух тысяч лет. Таковы данные исследований. Между тем, имея на руках такой козырь, власть, которая смогла решить вопрос с незаконными застройками на бульваре Кунаева и «сломала» базаркомов, бессильно разводит руками, когда речь заходит о памятнике многовековой истории. Памятнике, который вкупе с другими значительными историческими комплексами может и должен стать частью туристического кластера Казахстана.

Попытки «облагородить» место бывшего рынка предпринимались уже несколько раз. Затрачивались немалые средства, а результат не радовал: разбитая там парковая зона не привлекает и самих горожан, не говоря уж об иностранных туристах. Ведь они, прежде всего, ищут в памятниках истории их самобытность, а не урбанизированную современность под «ретро».

Может, стоит прислушаться к предложению жителей, которым небезразлична судьба исторического и культурного наследия, советующих организовать мероприятия в честь 2000-летия Шымкента? Под такую дату можно «пробить» средства на сохранение городища и «выбить» столь необходимый памятнику статус.

Стоит отметить, что Южно-Казахстанская область (ЮКО) – регион богатый. И ценен не только хлопком, гораздо более значимые ценности юга нашей страны кроются в памятниках археологии и культуры, список которых в последнее время значительно вырос. Так, по данным на 1994 год, в своде памятников ЮКО было зарегистрировано 807 памятников археологии, градостроительства и культуры. Но археологические исследования, проведенные Международным Казахско-турецким университетом имени Ахмета Ясави в последние годы, увеличили список в несколько раз: оказалось, что 807 учтенных памятников – лишь малая часть того, что необходимо охранять и беречь.

Специалисты по охране историко-культурного наследия есть в управлении культуры каждого района ЮКО. Однако десятки памятных мест и строений ежегодно разрушаются и приходят в упадок. Понятно, что к каждому зданию, памятнику археологии, культуры сторожа не приставишь. Но ведь, как раньше, так и сейчас охрану объектов наследия регулирует нормативно-правовое законодательство. Как это происходит на деле и защищает ли оно памятники старины - то, за счет чего процветает мировой туризм, – другой вопрос.

Но ведь что-то же делается Управлением культуры и отделом по сохранению памятников историко-культурного наследия? Этот вопрос мы адресовали начальнику соответствующего отдела Управления Александру Николаевичу Грищенко. По его словам, «определенная работа проводится». И не только областным управлением, но и министерством культуры, которое является «главным уполномоченным органом по охране историко-культурного наследия». Так, сейчас проводится большая работа по переутверждению свода памятников. Имеющийся сегодня свод был утвержден еще в советское время, в 1982-1983 годах. Тогда по Шымкенту насчитали и внесли в свод 26 объектов, которые нуждаются в охране.

Юридически постановление советского горисполкома не отменено, и если акимат (администрация) не отменял его – значит, оно действует. Но часто, особенно в процессе судебных разбирательств, приходится сталкиваться с тем, что решение советского горисполкома не принимается в расчет. И дела проигрываются на том основании, что документ был принят в государстве, которого уже нет. На этом основании было проиграно, к примеру, дело, касающееся застроек возле Никольского собора в парке Кен-баба. К счастью, позже Никольский собор решением тогдашнего акима области Болата Жылкышиева был все же внесен в свод и его признали памятником истории и архитектуры. Однако и теперь к памятнику, который имеет историческое значение, нет подъездов даже для пожарных машин...

Сегодня назрела острая необходимость дополнить свод памятников, утвержденный в 1983 году, новыми данными и переутвердить его. Кто это должен сделать? В советское время существовали организации, которые стояли на защите памятников, была соответствующая законодательная база. В систему по охране памятников входило министерство, которое имело в регионах инспекции, обладавшие, в свою очередь, функциями предупредительного характера. Они были вправе готовить предписания и представления, выдавать предупреждения, если имелись нарушения в области законодательства, проводить архитектурно-охранные исследования.

Сейчас органы охраны представлены правительством Казахстана, уполномоченным министерством и местными исполнительными органами. Делается попытка создать областную комиссию по охране памятников, работа которой была бы направлена на сохранение и изучение памятников, находящихся на территории ЮКО. Но занести какой-нибудь архитектурный или археологический памятник в свод – большой труд, который основывается на заключении экспертов, специалистов в этой области. Тем не менее, в 1994 году ЮКО стала единственным регионом, который издал свой свод памятников. С тех пор прошло двенадцать лет, но на вошедших в список памятниках так и не появились таблички, которые заставили бы общественность, предпринимателей с трепетом относиться к памятникам археологии и культуры. Справедливости ради, стоит отметить, что в свое время часть памятников имела таблички, но добытчики цветного металла их «конфисковали». Восстановить же таблички негде - последний литейный цех в городе давно закрыт.

Не имеет опознавательных знаков, которые говорили бы об археологической и исторической ценности, и главная гордость всех чимкентцев – древнее городище. Может, поэтому оно и продолжает так варварски застраиваться частниками и предпринимателями.


* * *

Сегодня, 22 января 2007 года, истекает последний президентский срок Ислама Каримова

22.01.2007 13:32 msk  Омар Шарифов

 

22 января - день «Икс», своеобразный водораздел в политической жизни Узбекистана. Именно в этот день истекает предусмотренный законодательством страны последний президентский срок Ислама Каримова. Ровно семь лет назад - 22 января 2000 года - состоялось его официальное вступление в президентскую должность. В присутствии 250 депутатов Олий Мажлиса (парламента) нового созыва Ислам Каримов присягнул на Коране и Конституции и поклялся «верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики». Согласно Основному закону, срок полномочий президента страны составляет семь лет. «Президент Республики Узбекистан избирается сроком на семь лет», - вторит Конституции закон «О выборах президента».

 

Между тем, сегодня очевидно, что освобождать президентское кресло по доброй воле г-н Каримов отнюдь не спешит. Об этом говорит хотя бы тот факт, что об истечении отведенного Конституцией президентского срока в Узбекистане нигде даже не упоминается - ни в прессе, ни по радио, ни по телевидению. Молчат власти, молчат журналисты, подтверждая тем самым высказывавшиеся ранее предположения о том, что Ислам Каримов собирается занимать президентскую должность еще как минимум год.

Суть дела в том, что Конституция Узбекистана содержит два положения, которые в совокупности порождают странную ситуацию. В статье 90 говорится, что президент Узбекистана избирается на семь лет (не на семь лет и 11 месяцев, а именно на семь лет). В статье 117 - что выборы президента Узбекистана проводятся «в год истечения конституционного срока (его) полномочий - в первое воскресенье третьей декады декабря». Это положение можно истолковать таким образом, что Каримов должен находиться на посту президента еще 13 месяцев после истечения своих президентских полномочий - до вступления в должность очередного президента. Ведь выборы назначены на конец декабря, а закон «О выборах президента Республики Узбекистан» прямо предписывает главе государства исполнять свои полномочия до вступления в должность его преемника. По этому же закону, президент вступает в должность не позднее двух месяцев после официального объявления Центризбиркомом итогов выборов. В результате получается, что президентские полномочия Каримова как бы автоматически продлеваются на 11,5-13 месяцев. То есть, вместо отведенного Конституцией семилетнего президентского срока Ислам Каримов будет президентом восемь лет или около того.

Как же возникала подобная ситуация и насколько правомерно толкование руководством Узбекистана статьи 117 (толкование не гласное, а что называется, по умолчанию)? Отметим, что оба эти положения - и то, что президентский срок составляет семь лет, и то, что президентские выборы проводятся через 11 месяцев после окончания семилетнего срока президента Каримова - в конце «года истечения президентских полномочий» - появились в Конституции одновременно и являются следствиями проведенного в 2002 году референдума. Остановимся пока на нем, поскольку именно он привел к этому двойственному положению.

Напомню, что всего на референдум выносилось два вопроса (главный и второстепенный, маскирующий главный) - о продлении срока президентских полномочий с пяти до семи лет и о преобразовании парламента из однопалатного в двухпалатный. По итогам «всенародного голосования» в Конституцию и была внесена поправка о том, что президентский срок составляет не пять, а семь лет (о честности при подсчете голосов говорить не будем: достаточно взглянуть на число проголосовавших «за» - более 90 процентов). «Конституционный срок полномочий Президента Республики Узбекистан, избираемого на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, составляет семь лет», - говорится в принятом по итогам референдума законе «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти Республики Узбекистан».

А теперь внимание: ССЫЛАЯСЬ НА ИТОГИ ЭТОГО ЖЕ РЕФЕРЕНДУМА, Олий Мажлис и внес в Конституцию и в закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» то самое положение - что выборы президента проводятся в декабре года «истечения его конституционных полномочий». Оно было внесено, несмотря на то, что к проведенному референдуму никакого отношения не имело (вопрос о продлении президентского срока еще на 11-13 месяцев на всеобщее голосование никоим образом не выносился). В законе, принятом по итогам референдума, сказано прямым текстом: «Настоящий Закон определяет основные новые положения и изменения действующего законодательства, исходящие из результатов всенародного голосования …принявшего решения по двум принципиальным вопросам - об образовании двухпалатного парламента и изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний». Разумеется, парламент имеет право вносить изменения в действующую Конституцию - вот только незачем ссылаться на то, что данное конкретное положение появилось в ней как результат «всенародного референдума».

Задержимся еще немного на этом референдуме. Собственно говоря, это был уже второй референдум по продлению президентских полномочий г-на Каримова - первый состоялся в 1995 году и продлил их до 2000 года (по официальным сведениям 99,6 процентов голосовавших высказались «за»). Однако от последующего референдума он отличался тем, что вопрос о продлении полномочий президента был сформулировал достаточно ясно, без уловок - дело касалось именно Ислама Каримова и никого другого. Президент даже попросил Олий Мажлис зачесть ему добавленные годы за второй срок, но депутаты «не согласились». Во время же второго референдума вопрос был сформулирован абстрактно: «Согласны ли Вы с изменением конституционного срока полномочий президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний?» Будет ли этот срок распространяться на действующего президента, избранного на пять лет, власти давать ответ избегали. Однако западным журналистам все же удалось вытянуть из тогдашнего председателя Центральной избирательной комиссии Абдурафика Ахадова слова о том, что продление срока полномочий президента не будет относиться к Исламу Каримову и, при положительных результатах референдума, новое положение начнет действовать только после новых президентских выборов. Впрочем, сразу же после проведения референдума это толкование было предано забвению, а когда наступил 2005 год, в Узбекистане стало молчаливо подразумеваться, что Каримов останется в своей должности еще на два года. Повторю: на самом референдуме ни о продлении полномочий уже избранного на пятилетний срок президента, ни о том, что после истечения нового семилетнего срока он будет управлять страной еще год, не шло и речи!

Насколько законным является продление полномочий г-на Каримова путем «всенародного голосования»? Законодательство Узбекистана отвечает на этот вопрос однозначно: нисколько. Во-первых, закон не имеет обратной силы, поэтому результаты референдума 2002 года никак не могут относиться к выборам 2000 года. Во-вторых, согласно содержащимся в Конституции положениям, президент Республики Узбекистан ИЗБИРАЕТСЯ. Не назначается, а именно избирается. В-третьих, закон «О референдуме Республики Узбекистан» непосредственным образом запрещает рассматривать на референдуме вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц: «Предметом референдума не могут быть вопросы: …связанные с назначением и освобождением должностных лиц». Президент, как глава государства, - высшее должностное лицо этого государства. Продление его полномочий путем референдума не что иное, как его назначение на продлённый срок. То есть, само вынесение подобного вопроса на всенародное голосование - уже незаконно. Так что даже без учета сфальсифицированных итогов референдума, вытекающее из него продление президентских полномочий Каримова на два года является незаконным, нелегитимным.

Теперь что касается «автоматического» продления полномочий Каримова еще на 11-13 месяцев. Отметим, что власти упорно избегают ответа на вопрос, когда заканчиваются президентские полномочия И. Каримова, всеми силами избегая могущих задать его журналистов. При этом они не отрицают, что очередные президентские выборы состоятся в декабре этого года. Без официального ответа остается и главный вопрос: кто и на каком основании будет исполнять обязанности руководителя государства с момента истечения конституционных полномочий президента Каримова и до вступления в должность вновь избранного президента?..

Конечно, по умолчанию подразумевается, что исполнять обязанности президента должен непосредственно сам Ислам Каримов - на основании закона «О выборах президента Республики Узбекистан», согласно которому полномочия президента продлеваются до вступления в должность вновь избранного президента. Однако в законах может говориться что угодно, но Конституция главнее! Статья 16: «Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции». Так вот, в 117-й статье Конституции НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТСЯ о том, что нынешний президент должен оставаться на своем посту ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ. Там определяется лишь дата выборов очередного президента. Таким образом, в противоречие с Конституцией (с положением о семилетнем сроке) вступает не другая статья той же Конституции, а всего лишь статья закона «О выборах президента». Она же противоречит и закону «О результатах референдума» (лишь семь лет - не более!). Приоритетность Конституции бесспорна, поэтому статья закона «О выборах президента» в этой ситуации недействительна. И это значит, что гражданин Каримов имеет право занимать эту должность в течение еще одного года не более чем любой другой гражданин Узбекистана (достигший 35 лет и так далее).

Разумеется, обоснованное юридическое толкование сложившейся ситуации давно должны были бы дать и Центризбирком и Конституционный суд. Однако в Узбекистане руководители этих ведомств косвенным образом (через представление) назначаются непосредственно президентом Каримовым, поэтому без команды «сверху» они рта не открывают и в данном случае также предпочитают помалкивать...

Между тем, с 23 января действующий президент Узбекистана окончательно утрачивает свою легитимность. И сделать его легитимным снова, скажем, продлить его полномочия путем внесения экстренных поправок в Конституцию не под силу даже послушному «карманному» парламенту (согласно законодательству, парламент может вносить изменения в Конституцию большинством в две трети от общего числа депутатов верхней и нижней палат). Дело в том, что СЕМЬ ЛЕТ И ОДИН ДЕНЬ - это уже ВНЕ РАМОК отведенного Конституцией семилетнего срока. С этого дня он - не президент. К тому же парламент не имеет права НАЗНАЧАТЬ президента - это исключительно избираемая должность. «Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет» (Конституция).

Таким образом, с 23 января подпись Каримова теряет свою юридическую силу, так же как и все заключенные им с этого дня договоры, соглашения, контракты, изданные указы и постановления, подписанные законы. Ислам Каримов утрачивает право на законных основаниях представлять Узбекистан внутри страны и в международных отношениях, а также принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Назначенные им на ответственные должности лица, впоследствии могут быть признаны нелегитимными и принятые этими лицами решения отменены…

Как всё это отразится на населении Узбекистана? Да, в общем-то, никак, поскольку очевидно, что Каримов намерен цепляться за свой пост до последнего (печальная судьба Хусейна, Милошевича, Тэйлора, Пиночета, Фухимори - перед глазами). Поэтому положение Конституции о семилетнем сроке благополучно будет забыто, а на его упоминание в узбекистанских СМИ наложен запрет. В реальной жизни бывает прав тот, у кого больше силы. А то, что в данном случае открыто будет попрана Конституция, никакого значения не имеет. Впервые, что ли?..

Зато для политических и деловых партнеров Ислама Каримова сложившаяся ситуация может иметь те неприятные последствия, что впоследствии все заключенные им договора и соглашения будут отменены, т.к. он хоть и имел физическую возможность их совершать - де-факто, однако, не являясь легитимным должностным лицом (полномочия-то его уже истекли), не имел на то юридического права. Так что можно смело предсказывать, что выгодность договоров и соглашений для зарубежных партнеров будет резко повышена - в качестве своеобразной платы за риск. Впрочем, государства, которые в любом случае признают Каримова законным и конституционным президентом, известны заранее. Это Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Пакистан, Киргизия и так далее.

Абстрагируясь непосредственно от личности г-на Каримова, следует отметить, что положение Основного закона о выборах президента Узбекистана в конце декабря неизбежно предполагает повторение нынешней ситуации в будущем. Какой бы президент ни был избран в декабре, он вступит в свою должность не позднее конца февраля. И, следовательно, по истечении его президентского срока перед узбекистанцами вновь встанет тот же вопрос: кто и на каком основании будет руководить страной в течение целого года до вступления в должность вновь избранного президента?..


* * *

Туркмения: Месяц спустя

22.01.2007 15:20 msk  Никита Николаев (Фергана.Ру)

Прошедший с момента смерти президента Туркменистана Сапармурата Ниязова месяц оказался, вопреки многим прогнозам и информационным сенсациям, не столь драматическим, как ожидалось. Подводя его итоги, можно уже сейчас определить вектор общественно-политического развития страны на протяжении минувших 30 дней в виде краткого заключения: «курс прежний». Изменения в Конституции, предпринятые 21-26 декабря 2006 г. не изменили ни природу власти в Туркменистане, ни ее характер, ни состав ее высших эшелонов.

Выдвижение на первый план Государственного Совета безопасности – Dowlet howupsuzlyk genesi (ДХГ) превратившегося в орган исполнительной и, фактически, законодательной власти, лишь переформатировало прежний «стандарт», принятый покойным президентом страны. Ранее таким надинституциональным образованием являлся Халк Маслахаты (Народный Совет), расширивший в последние годы правления Ниязова свои полномочия за счет сокращения таковых у Меджлиса (парламента). Предпринятые новой властью шаги, вопреки высказывавшимся рядом обозревателей предположениям, не были направлены в сторону «туркменской весны» или чего-то похожего на хрущевскую оттепель. Более того, жесткая реакция на любую реальную или предполагаемую оппозиционную деятельность, продемонстрированная в случае с осужденными, содержащимися в Овадан-Депе, арест эколога Затоки и недопущение лидеров оппозиции, находящихся за пределами страны в Туркменистан, – все это свидетельствует о том, что власть не собирается отказываться от наследия Ниязова.

Одновременно Ашхабад возобновил игру на противоречиях: с одной стороны, он ведет переговоры с представителями США, уверяя их в приверженности демократии, с другой - начинает ретранслировать отдельные передачи российского ОРТ, с третьей - заявляет о соблюдении достигнутых договоренностей о поставках газа, с четвертой - делает намеки на реформы. Весь этот «политический азимут» свидетельствует о том, что пришедшая к власти в стране после 21 декабря 2006 года группа лиц не имеет в действительности никакой программы действий и все предпринимаемые меры направлены на решение всего нескольких задач: не допустить политической дестабилизации и «потери контроля» над управляемым политическим процессом; создать видимость внутри страны и за рубежом приверженности курсу реформ; обеспечить себе максимальную поддержку на международной арене со стороны тех, кто заинтересован в туркменском газе. При этом главной целью продолжает оставаться сохранение власти в собственных руках.

Характер политических изменений за прошедший месяц касался, прежде всего, легализации коллективного руководства с помощью юридических процедур и усиление контроля над происходящим внутри страны за счет укрепления районных органов безопасности с помощью командированных туда из центра сотрудников. Одновременно предпринимаются активные действия, нацеленные на недопущение создания альтернативных официальным организаций и объединений накануне 11 февраля – дня президентских выборов. Уже сейчас с уверенностью можно прогнозировать, что после их проведения и уверенной победы нынешнего и. о. президента Гурбагулы Бердымухаммедова так называемая группа 21 декабря укрепит свои позиции и будет проводить курс, близкий к тому, который проводил С.Ниязов на заре своего президентства. Это позволит новому руководству, с одной стороны, заявить о предпринятых реформах, а, с другой, не отказываться от созданной модели общественно-политического развития страны. Продвижение в рамках этого сценария может проходить сколь угодно долго, но, в конечном счете, приведет к серьезным внутриполитическим и социально-экономическим потрясениям, которые будут сопровождаться кризисом внутри правящей группы.

Прошедший месяц, который использовался этой группой в тактическом, но не стратегическом плане, ознаменовался еще рядом событий, особенно не привлекших внимание большинства экспертов. Два из них – это усиление внимания со стороны Тегерана и Анкары к современной ситуации в Туркменистане. В комментарии, озвученном радиостанцией «Голос Исламской Республики Иран» 21 января текущего года в одной из передач на русском языке, достаточно положительно оценивалась роль Ниязова в деле отстаивания цен на газ при переговорах с зарубежными представителями. В этом смысле весьма примечательным становится обращение к теме межэтнических отношений с туркменами как в самом Иране, так и в соседней Турции. На протяжении долгого времени Тегеран подчеркнуто уважительно заявлял о признании роли туркменского национального меньшинства в стране. В свою очередь Анкара старается разыграть «туркменскую карту», о чем свидетельствует планирующееся на 23 января закрытое заседание парламента Турции, посвященное проблеме туркмен на севере Ирака. Судя по всему, обе страны хотели бы привлечь своим отношением к «туркменской теме» внимание нового руководства в Ашхабаде, тем более что и у Ирана, и у Турции есть собственные финансовые и стратегические интересы в Туркменистане.

По мере приближения 11 февраля все отчетливее будет проявляться заинтересованность внешних сил в отношении Туркменистана, однако, как показал прошедший месяц, никаких кардинальных решений новое руководство не собирается предпринимать. Сделав ставку на создание атмосферы ожидания, оно продолжило тактику покойного С. Ниязова, который время от времени делал обнадеживающие для внутренней и внешней аудитории заявления, поступая ровно наоборот тому, что утверждал сам. Разумеется, такие действия мог себе позволить единолично правивший страной Туркменбаши, но для коллективного руководства подобная практика едва ли приемлема ввиду отсутствия в нем признанного вождя общенационального масштаба, способного менять чиновников, увольнять подчиненных и не давать никому никаких отчетов. Заморозив на месяц после смерти Ниязова ситуацию, Бердымухаммедов и находящиеся вокруг него лица будут вынуждены либо продолжить процесс замораживания (с отдельными колебаниями температуры) дальше, либо пойти на отказ от прежнего курса. Однако так называемые постепенные реформы, проводимые подобными темпами «во имя стабилизации», не изменят ситуации и могут быть направлены на достижение личных целей их инициаторов. Таков «диагноз» прошедшего в Туркменистане «месяца после Туркменбаши».


* * *

Узбеки в Томске: Национально-культурная автономия заявила о себе больше двух лет назад

22.01.2007 21:37 msk  Х.У.Хамроев

 

Несмотря на то, что довольно значительное количество выходцев из Узбекистана живет и работает за пределами своей родины, на территории России объединений узбеков существует не так много. О некоторых из них мы уже рассказывали. Многие подобные организации ведут активную деятельность благодаря энергии своих активистов и руководителей. Один из таких подвижников - Хамза Умарович Хамроев, глава Национально-культурной автономии «Узбекистан» в городе Томске - рассказывает об истории создания объединения и его работе.

* * *

С древности активные миграционные процессы в Средней Азии и Великой степи оказывали большое культурное влияние на народы, населявшие Сибирь. После прихода русских в Сибирь, во второй половине XVII века в Томске стали появляться уже в качестве постоянных жителей «бухарцы», торговавшие среднеазиатским шелком, коврами. Мусульманское население Сибири, в том числе Томска, расценивало Бухару как религиозный центр. Имам первой томской мечети был родом из этого города, и в дальнейшем местные татары отправляли своих детей на обучение в бухарские медресе.

Во время существования Советского союза узбеки приезжали в Томск либо для обучения в ВУЗах, либо оставались после демобилизации из армии, обзаводились семьями. После распада Советского союза экономическое положение в Узбекистане значительно ухудшилось. Начиная с 1996 года, в Сибирь хлынул большой поток мигрантов, и сейчас их количество только увеличивается. В основном, это строители, люди, выполняющие черные работы, на которые не идет коренное население из–за низкой оплаты. Тяжелая работа позволяет выходцам из Узбекистана поддерживать оставшиеся дома семьи. Достаточно большой процент здесь и высококвалифицированных специалистов. В основном, все они закончили томские ВУЗы, или обучаются в настоящий момент.

По данным переписи 2002 года, в Томской области проживают 1,6 тысяч узбеков. По нашим сведениям, численность выходцев из Узбекистана, [в настоящее время] постоянно проживающих в регионе, достигает 5 тысяч человек. Летом количество узбеков и выходцев из Узбекистана становится намного выше в связи с приездом на стройки сезонных мигрантов.

 

Создание национального объединения

 

Вопрос об образовании национального центра обсуждался нами в течение долгого времени. Тоска по Родине, своим традициям и духовным ценностям, а также те трудности, которые приходится испытывать гражданам Узбекистана на территории Российской Федерации - все это послужило толчком к объединению. «Томская Городская национально-культурная автономия Узбекистан» была официально зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области 14 сентября 2004 года.

Высшим руководящим органом автономии является Общее собрание. Постоянным действующим руководящим коллегиальным органом является Совет, он подотчетен Общему собранию. Совет избирается сроком на 2 года, состоит из 4 человек, а в свою очередь, деятельностью Совета руководит председатель. Совет автономии собирается раз в 3 месяца. Он решает все вопросы, связанные с автономией. Совет состоит и наиболее уважаемых и влиятельных людей нашей общины. Они приехали в Томск еще во времена Советского Союза, но, несмотря на это, не потеряли связь со своей исторической родиной.

Узбекская диаспора тесно взаимодействует с администрацией города Томска. Важно отметить, что, несмотря на всю сложность нашей бюрократической системы, администрация нам все-таки помогает. Непростые отношения сложились у нашей диаспоры с паспортно-визовой и миграционной службами. Не всегда легко взаимодействовать с Посольством Республики Узбекистан в РФ. Мы неоднократно письменно обращались в МИД Узбекистана с предложением открыть в Томске консульство или представительство Республики Узбекистан. Обращение было связано с тем, что на территории Томской области, по нашим подсчетам, проживает около пяти тысяч граждан Узбекистана. Многие из них не имеют возможности уехать на родину; у них очень много проблем. Так, например, два-три года назад люди приехали в России с несовершеннолетними детьми, у которых тогда не было паспортов. Когда дети становятся совершеннолетними, они не могут получить паспорт; чтобы пересечь границу и покинуть Россию, нужна справка на возвращение из посольства, а она также выдается при наличии паспорта. Проблемы также связаны с потерей или утратой документов и т.д.

Не получив ответа от МИД, мы вынуждены были обратиться к Президенту Узбекистана Каримову И.А, но и здесь нас ждали такие же препятствия. Когда наша делегация находилась в Ташкенте, нас и близко не подпустили к канцелярии президента, чтобы завизировать письмо.

Непростые задачи

 

Социальная, правовая помощь и поддержка узбеков - одна из наших важнейших задач. В силу своих возможностей ТГНКА «Узбекистан» пытается помочь людям, которые обращаются сюда за помощью. Мы занимаемся переводом текстов с узбекского на русский язык, оказываем помощь при юридическом оформлении документов, проводим консультации, направляя людей в нужные государственные структуры; помогаем в трудоустройстве. У нелегально работающих выходцев из Узбекистана возникают трудности, связанные с оплатой за уже выполненные работы. Мы проводим беседы с работодателями, и они очень часто идут нам на встречу. Автономия также заключает договоры с медицинскими компаниями, обеспечивая нуждающихся страховыми полисами, помогает устроить детей, чьи родители не являются гражданами РФ, в школы и учреждения дошкольного образования.

 

Воспитание подрастающего поколения, как мы считаем, одна из основных задач автономии. Дети и молодежь – это наше будущее, продолжение нас самих. Какой вклад мы сейчас внесем в их образование и воспитание, такой результат мы и получим в конечном итоге. Вообще, для узбека дети и семья – это самое важное, самое ценное в жизни. Наиболее характерно это показывает одна незамысловатая традиция, существующая в каждой семье. Когда отмечается какой-либо праздник, или просто устраивается застолье, к столу первыми для угощения всегда приглашаются дети, а потом уже все остальные.

В конце мая 2005 г. была организована встреча со студентами, выходцами из Узбекистана. Со всех ВУЗов города были собраны списки, мы старались оповестить и пригласить на встречу практически каждого. И вот, наконец, мы собрались. Многие в этот день впервые узнали о существовании центра и его деятельности. Здесь оказались не только узбеки, но и очень много русских, татар и представителей других национальностей. Но всех в этот день объединило одно – любовь и тоска по Родине. Здесь, в Томске, вдалеке от родителей, любой совет и помощь старшего, более опытного человека, просто неоценим. На встрече мы познакомились, ближе узнали друг друга. Теперь эта встреча стала уже традицией. Здесь обсуждаются насущные проблемы студентов и вырабатываются пути их решения. Каждый теперь знает, что есть такой центр, и в любой момент может обратиться за помощью.

Также в 2005 году молодые члены нашего объединения и дети приняли самое активное участие в программе «Мультикультурный Томск», которая входит в целевую областную программу «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Томской области 2004-2005». Основная задача этой программы – знакомство с культурами народов, проживающих на территории Томской области. Работа проходила с детскими домами, школами, приютами. Наш коллектив выезжал к ребятам, для того чтобы ознакомить их со своей культурой. Мы попробовали себя в качестве вожатых в детском лагере «Пламя». На протяжении трех недель наши вожатые работали с детьми, обучали их национальным танцам, рассказывали обычаи и традиции. Все обучение и знакомство проходило в форме веселых конкурсов, викторин, спортивных состязаний, импровизированных концертов. Дети узнали много нового об узбекской культуре.

Для того, чтобы наиболее полно реализовать те планы и задачи, которые стоят перед нами, нам, безусловно, требуется собственное здание. ТГНКА «Узбекистан» в течение года неоднократно обращался в мэрию г.Томска по поводу выделения земельного участка для строительства «Русско-Узбекского национально-культурного центра». Но та отделывалась лишь одними обещаниями. И только после обращения в Департамент информационной политики «лед тронулся». Сейчас уже есть постановление губернатора о выделении Автономии земельного участка.

Друзья и праздники

 

У нашей автономии очень теплые взаимоотношения с другими национально-культурными центрами города Томска, с «Ассамблеей Народов Сибири», с узбекской диаспорой города Новосибирска - вместе мы организуем и проводим праздники и различные мероприятия, участвуем в семинарах, или просто обмениваемся опытом.

 

Со дня своего основания диаспора приняла самое активное участие в культурной и общественной жизни города. Решив создать создавать национальный ансамбль, мы поняли, что работа предстояла нелегкая, приходилось начинать с нуля. Из Узбекистана были привезены национальные инструменты, настоящие бухарские халаты и головные уборы. Ансамбль был назван «Умид», что в переводе с узбекского означает «надежда». Это символичное название олицетворяло всю диаспору – надежда и вера в будущее узбекского центра, в его процветание. Основу ансамбля составляют, прежде всего, профессиональные музыканты и солисты из Хорезма. Многое было создано своими руками, шились платья, разучивались национальные танцы. За плечами ансамбля выступление на многих концертных площадках города. Дебютом стало участие в весеннем празднике «Навруз» (19 марта 2005г). Ансамбль принял участие в фестивале национальной песни и танца «Радуга», который проходил в ДК «Авангард». Наш центр постоянно сотрудничает с этим ДК; его администрация оказывает нам всестороннюю поддержку, предоставляет свои помещения для проведения репетиций. Выступление на фестивале «Дружба народов» (который проходит каждый год 1 мая) - особая веха в жизни ансамбля. Участие в гала-концерте на сцене Большого концертного зала - очень ответственное мероприятие. Долгие репетиции, волнения – оказались ненапрасными. Зрители очень тепло встречали «Умид». Вообще, у узбекского национального танца и песни особый и неповторимый колорит; зажигательная восточная музыка, стиль танца мало кого оставляют равнодушными.

Летом 2005 года в Томске впервые состоялся городской карнавал. Конечно, если сравнить наш праздник с карнавалами в Рио-де-Жанейро, Венеции, то он не был настолько грандиозен, но все же запомнился многим томичам. Наше участие в первом томском карнавале одно из самых незабываемых событий в жизни центра. В карнавале было много необычного и интересного, но когда на центральных улицах города появились узбекские танцоры в ярких костюмах и музыканты с непривычными музыкальными инструментами, то это удивило очень многих зрителей.

Первого сентября 2005 г. ТГНКА «Узбекистан» впервые отмечал в Томской области свой национальный праздник – День независимости Узбекистана. Была подготовлена концертная программа. В этот день каждый житель Томска в Городском саду мог отведать настоящего узбекского плова, послушать национальные песни и, конечно же, потанцевать под зажигательную музыку.

В марте 2006 г. отмечался очередной весенний народный праздник «Навруз». По традиции ДК «Авангард» собрал в своих стенах всех участников - узбекский, таджикский, киргизский, казахский, башкиро-татарский национальные центры и гостей праздника. По узбекским обычаям, музыканты созывали людей необычным способом: они играли на духовом инструменте, карнае. Два огромных карная оглушали своим великолепным звучанием. В фойе «Авангарда» прошла фотовыставка известного узбекского фотохудожника Владимира Жирнова. Концертная программа завершилась на улице, где всех ожидал необыкновенный сюрприз от узбеков: всех гостей угощали сумаляком и пловом в сопровождении музыки узбекского ансамбля.

1 мая 2006г. в Томске отмечали День Дружбы народов. Фестиваль начался с демонстрации. Колонна из представителей различных национальных центров прошла по центральной площади города. Демонстранты были одеты в национальные костюмы и несли флаг своей страны. Все участники прошли под узбекскую мелодию в исполнении музыкантов Узбекского центра. А у драмтеатра участники под впечатлением восточных ритмов сами пустились в пляс. Мы принимали участие еще во многих праздниках, всего и не расскажешь. В том числе, втором городском карнавале в Томске, где мы получили второй приз в номинации «Лучшая музыкальная колонна-2006».

* * *

Узбекистан намерен к 2010 году избавиться от самолетов советского производства

22.01.2007 15:05 msk  Лига.net

Национальный авиаперевозчик Узбекистана «Узбекистон Хаво Йуллари» намерен к 2010 году приобрести в лизинг десять среднемагистральных лайнеров «Boeing»-737-800» или «Airbus»-320», выведя таким образом из эксплуатации морально и физически устаревшие самолеты советского производства, сообщает Лига.net со ссылкой на «Reuters».

«В ближайшем будущем нам будут нужны типы самолетов по топливной эффективности - это А-320 или «Boeing»-737-800». Эта работа (по приобретению самолетов - ред.) ведется. Мы работаем и с «Boeing» и с «Airbus», - сообщил генеральный директор национальной авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари» Валерий Тян.

Руководитель авиакомпании отметил, что переговоры будут завершены в течение нескольких месяцев. Тогда «Узбекистон Хаво Йуллари» и определится с выбором производителя, а также условиями коммерческого лизинга новых самолетов.

В данный момент на маршрутах в страны СНГ авиакомпания эксплуатирует три Ту-154М, а на местных линиях - по шесть Ан-24 и Як-40 и один новый Ил-114-100 производства Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова. По словам В.Тяна, до конца 2007 года авиакомпания должна получить еще три 64-местных турбовинтовых ИЛ-114-100, оснащенных двигателями «Pratt & Whitney» канадского производства и западной авионикой, а в 2008 - еще один самолет этого типа. В 2006 году авиакомпания увеличила перевозку пассажиров до 1,96 млн. с 1,66 млн. человек в предыдущем году. Перевозка грузов снизилась примерно до 18,100 тонн с 21,550 тонн в 2005 году.

Сейчас «Узбекистон Хаво Йуллари», монопольный авиаперевозчик в стране, выполняет регулярные рейсы в 22 города Америки, Европы, Ближнего Востока, Западной и Юго-Восточной Азии, в 21 город СНГ, а также по 11 направлениям на местных линиях. В прошлом году авиакомпания стала выполнять регулярные рейсы в Лахор (Пакистан) и Урумчи (Китай), а летом нынешнего года планирует открыть рейс в Милан (Италия).

Напомним, год назад руководство авиакомпании заявило о необходимости приобретения нескольких «Boeing»-737-800» или «Airbus»-320» вместимостью 120-150 мест, и теперь назвало количество этих лайнеров. Два года назад авиакомпания завершила обновление парка, доведя количество западных судов до шестнадцати. Сейчас «Узбекистон Хаво Йуллари» эксплуатируют четыре «Boeing»-767-300», шесть «Boeing»-757-200», три европейских аэробуса A-310 и три ближнемагистральных RJ-85.

 

* * *

Узбекистан: Под Ангреном при обвале шахты погибли три нелегальных золотоискателя

22.01.2007 20:04 msk  Соб.инф. (Ташкент)

 Фергана.Ру  Трое жителей Ташкентской области погибли 21 января во время обвала в шахте золотодобывающего рудника вблизи города Ангрен в шестидесяти пяти километрах к югу от Ташкента. По информации МЧС, рудник, принадлежащий Алмалыкскому горнодобывающему комбинату (АГМК), был законсервирован несколько лет назад из-за низкой рентабельности. Но местные безработные на свой страх и риск продолжали заниматься нелегальной добычей золота. В минувшее воскресенье поздно вечером в шахте произошел обвал грунта, под который попали трое самодеятельных старателей. Получив сообщение о катастрофе, спасатели МЧС срочно выехали на место происшествия, но спасти людей не удалось. Выяснением обстоятельств катастрофы занимается городская прокуратура.

 

* * *


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное