По мере приближения дня президентских выборов в Туркменистане, назначенных на 11 февраля, всё большее количество вероятных вариантов развития событий после этой даты предлагается экспертами и политическими обозревателями. Главным вопросом, стоящим на повестке дня по версии аналитиков, является один: «Что будет с внутренней и внешней политикой Ашхабада?» Во многом, такая постановка проблемы обусловлена противоречивой информацией из Туркменистана и закрытостью ситуации, сложившейся в 20-х числах декабря
2006 г. в высших эшелонах власти страны, а также расстановкой сил на региональном уровне в отдельных областях Туркменистана. В то же время, окончательный сценарий будущих событий, как это ни парадоксально звучит на данный момент, был прописан именно в декабрьские дни минувшего года и заключается он в реализации определенной схемы, «поэтапный» характер которой призван обеспечить по замыслу её авторов вполне конкретный результат. Суть этого, условно называемого «бизнес-плана», сводится к следующему.
На первом этапе предусматривалось, внеся определенные коррективы в законодательную базу, перераспределить полномочия среди публичных представителей пришедшей к власти группы лиц и предотвратить таким образом концентрацию власти в одних руках, параллельно исключив любую возможность участия в процессе политических фигур из числа «персональной оппозиции», находящихся за пределами страны. Изменения в конституции, проведённые молниеносно при ужесточении контроля над обществом, создали платформу для дальнейшей
редакции Основного закона. Помимо превращения Государственного Совета безопасности в легитимный орган, стоящий над исполнительной и законодательной, а частично и судебной властями, была проведена частичная делигитимизация Халк маслахаты (Народного Совета), от которого и зависела по ниязовской идее вся система узаконения власти. Одновременно подводится база для трансформации Халк Маслахаты и Меджлиса (парламента), которые пока оставлены без серьезных изменений, но после 11 февраля 2007 г. им предстоит серьезно
сменить своё содержание. Именно на первом этапе, при сохранении за исполняющим обязанности президента Г.Бердымухаммедовым полномочий премьер-министра, уже был подвергнут «редакции» и этот институт, а именно – на данный момент и. о. продолжает выполнять функции главы кабинета, которые имеют также временный характер. Нерешенность как этой проблемы, а также изменения в возрастном цензе кандидатов на пост Халк Маслахаты, определяются нежеланием нынешней отнюдь не единой правящей группировки начинать делить власть
до 11 февраля. В этой связи важным становится второй этап сценария.
На смерть несостоявшегося «пророка»
Первый Президент, Первый и Бессменный, Первый и Пожизненный, Отец всех туркмен, Алмазный венец туркменского народа, Великий Сердар. Все эти эпитеты и титулы сопровождали президента Ниязова-Туркменбаши практически с первых дней независимости Туркменистана до его кончины. Но самым желанным было даже не бренное звание Первого и Пожизненного Президента. Он делал все, чтобы казаться Пророком при жизни
и остаться им после смерти… (Далее…)
На его протяжении предусматривается предпринять серию шагов. Во-первых, окончательно легитимизировать власть нынешнего и. о. главы государства Г.Бердымухаммедова. Во-вторых, «оптимизировать» структуру кабинета министров, создав пост председателя правительства. В-третьих, реформировать законодательную власть, перейдя к двухпалатному и расширенному по количеству депутатов Меджлиса, временно сохранив Халк Маслахаты с целью «не обидеть» его нынешних членов. Все эти мероприятия, носящие, на первый взгляд,
бюрократический характер, в действительности, направлены на создание новой политической реальности и затрагивают проблему персональных связей и групповых интересов.
Вопрос о назначении конкретных лиц на соответствующие посты пока является «предметом консенсуса», т. е. он не обсуждается. В действительности, среди пришедшей к власти группы существует несколько «пожеланий». Так, в частности, пост секретаря Государственного Совета безопасности хотели бы иметь после произошедшей минимизации роли Халк Маслахаты как нынешний его секретарь – министр обороны А. Мамедгельдыев, так и руководитель президентской службы охраны А.Реджепов. Любопытно, что в ряде СМИ, издающихся
на русском языке за пределами Туркмении, авторы материалов о ситуации в этой стране уже «назначили» Реджепова на этот пост. Одновременно сейчас проявилось стремление в правящей группе найти кандидата на пост председателя кабмина и есть основания предполагать, что на это место прочится один из «декоративных» кандидатов на пост президента – замминистра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Ишанкули Нурыев, хотя пока ещё рано говорить об окончательном решении.
Не менее важным, хотя и существенно с облегченными полномочиями, остаётся пост председателя Халк Маслахаты, а также председателя Меджлиса. Оба они, в случае создания двухпалатного Меджлиса, способны трансформироваться в один, имеющий реальный масштаб полномочий, а временное существование «усеченного» Халк Маcлахаты будет проходить под контролем того, кто станет выполнять «декоративные» функции. Поэтому кандидатура реального председателя парламента уже сейчас будет обговариваться правящей группой с учётом
перспективных планов, одним из важных элементов которого не исключаются и «хорошо подготовленные» выборы. Однако для их проведения необходимо время и гарантии «спокойствия».
Третий этап сценария станет для постниязовского Туркменистана не менее важным, чем предыдущие два и, более того, фактически заложит основы экономической системы страны, серьезно повлияв, в конечном счёте, на политическую ситуацию в ней. Заявленные в предвыборных выступлениях Г. Бердымухамедова отдельные реформы, в первую очередь экономического плана, в интересах достижения результатов требуют серьезных изменений. Без ликвидации ниязовской системы проведение реформ ни к чему не приведёт. На этом этапе
предполагается ограничиться паллиативом решений и укрепить позиции правящей группы за счёт полумер, не допустив появления внутри страны политических групп, не согласных с нынешним режимом. Использование реформистской риторики призвано успокоить общество, с одной стороны, а, с другой, внешний мир. В определенной степени ставка на конкретных внешнеполитических партнеров уже сейчас зависит от того, как они реагируют на внутриполитическую ситуацию в Туркменистане.
Однако бесконечно долго третий этап сценария длиться не может. В условиях современного «Туркменистана после Ниязова» и с учётом уже начавшихся формироваться экономических группировок, нередко имеющих кланово-племенную основу, создание так называемой состязательной экономики без серьезного наступления на это явление (что довольно трудно и даже опасно для правящей группы) добиться результатов нельзя. Поэтому образование олигархических финансово-промышленных объединений станет реальностью. Их влияние на
власть окажется в определенный момент решающим и нынешние руководители Туркменистана, учитывая этот процесс, будут стараться само его «возглавить». Одновременно, по мере укрепления группировок в правящем слое выявятся их противоречия и вполне логичным станет усиленный поиск союзников как внутри страны, так и за рубежом. Всё это будет влиять на ситуацию в Туркменистане и поставит на повестку дня вопрос о выборе пути.
Особенности современного туркменского общества, наличие устойчивого интереса к сырьевым богатствам Туркменистана со стороны внешних сил, а также персональные связи и неформальные отношения ряда представителей нынешнего руководства страны с отдельными высокопоставленными чиновниками иностранных государств способны внести коррективы в любые планы. Таким образом, сценарий «перехвата власти», будучи составлен в оперативном отношении и удавшись в начале, стратегически ещё не оформлен.
Расположенная в северо-западной части России, Новгородская область имеет исключительно благоприятное транспортно-географическое положение. По ее территории проходят основные автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные транспортные магистрали, связывающие Санкт-Петербург и Москву. Месторасположение, безусловно, послужило толчком для многих вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов к поискам
житейского счастья именно в древнем славянском крае. Близость обеих российских столиц, а также Беларуси и стран Балтии и по сей день остается стабильно привлекательной для людей, решивших сменить страну или место проживания.
Область удалена от «горячих точек» и имеет почти однородный состав населения (94,6 процентов - русские), что, казалось бы, гарантирует отсутствие национальных проблем и этнических конфликтов. Но события в Кондопоге показали, что в современной России возможность обострения межнациональных отношений на региональном уровне не всегда соответствует данным официальных аналитических отчетов и трудно прогнозируема.
Шаг до пропасти?
Одной из главных причин важности темы миграции для Новгородчины является близкая к катастрофической ситуация с восполнением человеческих ресурсов. С 1992 года в Великом Новгороде наблюдается естественная убыль населения, она составляет около тысячи человек в год и превышает цифры прироста. При количестве населения во всей области менее семисот тысяч человек такой темп демографической деградации ведет в пропасть. В 2006 году в Новгородской области родился 6601, а умер 7651 человек. Так что, с какой стороны
ни взглянуть на проблему, ее решение возможно только за счет мигрантов, поскольку никаких показаний к иному варианту изменения демографической ситуации нет. И восполнение, хоть и частичное, но происходит. Так в 2004 году за счет притока мигрантов снижение численности населения составило всего 270 человек. Те не менее, по прогнозам социологов, к 2013 году количество трудоспособного населения в Великом Новгороде уменьшится на 12000 человек.
Численность незаконных мигрантов, осевших на Новгородчине за последние годы, эксперты оценивают в шесть тысяч человек. В отличие от первых волн беженцев - как правило, людей трудоспособного возраста, имеющих образование, - теперь больше приезжают пенсионеры, не способные заменить активно «бегущую» в близлежащие столицы новгородскую молодежь 25-30 лет.
Мигранты первой волны
Достаточно показателен пример переезда на Новгородчину русской семьи Куриных. Сестры Ирина и Лариса в 1992 году уехали из Душанбе подальше от разгорающегося межэтнического конфликта, чтобы иметь возможность завершить образование. Обе по профессии педагоги. Выбор места переезда отчасти был случаен: на запросы Куриных, разосланные в несколько российских вузов, ответили деканаты Костромы и Новгорода. По словам старшей сестры Ирины, Новгород ассоциировался у нее с монастырями, а Кострома – с коровами. Девушки
выбрали Новгород.
Закончив обучение, Ирина занялась поиском работы с предоставлением жилья. Устроилась уборщицей за комнату в общежитии. Мысли о переезде в Петербург остались нереализованными по причине обычного страха затеряться в мегаполисе. Последующая работа вахтером на одном из самых крупных предприятий области – компании по производству минеральных удобрений – послужила карьерным толчком. Ирину заметили, и через несколько лет она получила должность инженера в одном из управлений компании.
Вторая сестра, Лариса, после окончания вуза работала диспетчером в троллейбусном депо, вышла замуж, растит ребенка, подрабатывает репетиторством. Квартирный вопрос семья решила самостоятельно, и в 1996 году Лариса вызвала из Душанбе родителей. Вскоре удача улыбнулась и им. После смены руководства местной миграционной службы, замешанного в коррупционном скандале, новая власть выделила прибывшим Куриным квартиру во втором по величине городе области – Боровичах. Продав ее, родители переехали в Новгород,
чтобы нянчить родившихся внуков. Стоит заметить, что тогда семье было предоставлено несколько квартир на выбор - событие сегодня маловероятное.
Ирина отмечает, что в Новгороде живет достаточно много выходцев именно из Таджикистана. На улицах нередко можно встретить попрошайничающих цыган – люли. Это можно объяснить регулярным «изгнанием» нелегалов на так называемый сто первый километр из Санкт-Петербурга. Как было сделано, к примеру, во время празднования 300-летия северной столицы и визита глав европейской восьмерки в Петербург.
Из знакомых и друзей Куриных по институту в Душанбе Таджикистан покинули практически все. Многие уехали в дальнее зарубежье, предчувствуя, что России они себя не найдут.
Весь спектр миграции
В Великий Новгород едут преимущественно из республик Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Предположительно на территории области в настоящее время находятся около шести тысяч незаконных мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Украины и Азербайджана. Количество нелегалов вызвано бурным ростом жилищного строительства, причины которого на виду: этот сегмент бизнеса монополизирован местной финансово-промышленной группировкой, слабо считающейся с областными властями, и зачастую открыто привлекающей
трудовых мигрантов к работе на стройках. Есть и свой национально-рыночный «водораздел»: узбеки и таджики заняты в строительстве и сельском хозяйстве, а азербайджанцы доминируют в сфере торговли.
Как пишет официальное издание администрации Новгородской области, «большинство иностранных граждан прибывает в нашу область вполне легально, а после «делают финт» – меняют цель прибытия, устраиваются на работу без официального оформления и получения разрешения на трудовую деятельность. Все это стимулирует теневую экономику, демпинг заработной платы, формирование этнических анклавов, землячеств,
которые не интегрируются в российское общество, а ведут обособленный образ жизни».
Нелегальная миграция поощряется бизнес-сообществом выходцев с Кавказа (Чечня и Дагестан), имеющих многочисленные диаспоры практически в каждом из районов Новгородской области и, в отличие от мигрантов из той же Средней Азии, являющихся гражданами России. При ослабленной коррупционно и кадрово местной системе УВД они чувствуют себя достаточно вольготно.
Занятые в рыночной торговле выходцы из Средней Азии в последнее время предпочитают получать не разрешение на работу, а гражданство или разрешение на временное проживание (РВП), а это уже - другие документы и другой статус. Предполагается, что человек намерен здесь остаться – если не навсегда, то на продолжительное время.
Стоит отметить, что на криминальную обстановку в Новгородской области мигранты из среднеазиатского региона практически не влияют. Доля преступлений, совершенных ими, составляет менее процента в общей статистике, большая часть – административные правонарушения.
Отношение к инородцам новгородского сообщества внешне спокойное и в меру уравновешенное. Но нарастание раздражения заметно. В основном, оно связано с выходцами с Кавказа и широко распространенным среди горожан мнении об «армянизации» города. Это мнение обусловлено серьезным влиянием на политическую и экономическую жизнь областного центра одного из видных армянских бизнесменов Тельмана Мхитаряна, «владельца газет и пароходов».
В Великом Новгороде есть общественные некоммерческие организации, оказывающие помощь мигрантам в обустройстве на новом месте. Например, региональная общественная организация Новгородский центр реабилитации и социальной защиты детей беженцев и вынужденных переселенцев «Котенок». Кроме того, в Новгородской области зарегистрировано девять национально-культурных организаций: армянская, азербайджанская, исламский центр, несколько еврейских обществ. В то же время в городе открыто отделение недавно возникшей
организации ДПНИ (движение против нелегальной иммиграции), деятельность которой носит, в основном, виртуальный характер.
В молодежной среде степень толерантности к приезжим низка
В разгар событий в карельской Кондопоге посол МИД России по особым поручениям Абдул-Хаким Султыгов, выехавший «тушить» очаги напряжения, встречался и с представителями национальных меньшинств, проживающих в Великом Новгороде. По словам чиновника, древний русский город демонстрирует толерантность, терпимость в межнациональных отношениях, хотя чаша социальных проблем и здесь никогда не пустует. Однако великое слово «перемога» – превозмочь ситуацию, перетерпеть проблемы, – здесь пока главенствует.
С быстрым развитием интернета молодежь активно политизируется. На самом популярном в городе форуме одного из сетевых провайдеров, в разделе «Город. Власть. Политика» преобладают темы националистического толка. Именно в молодежной среде степень толерантности к приезжим крайне низка. Ярким примером этого может послужить вопрос, заданный новгородкой Анастасией (19 лет) в ходе онлайн-моста с президентом Путиным в июле 2006 года: «Конечно, миграция существует всегда и бывает необходима. Но почему мигранты
не оцениваются в первую очередь с точки зрения полезности для страны? Необходимо видеть разницу: русские люди с высшим образованием очень нужны, их приток крайне важен. А вот зачем нам полчища «черных» низкоквалифицированных «рабочих»? Даже легальные, они становятся преступниками, привозят кучу родственников. При этом демографическая ситуация УХУДШАЕТСЯ, так как из-за низких зарплат наши мужчины не могут обеспечить семью».
Властные структуры области предпринимают определенные шаги к наведению порядка. Тем более что демографического взрыва среди коренных жителей Приильменья, несмотря на все призывы и финансовые соблазны государства, не ожидается. Переселенцы нужны, этот факт признается на всех официальных уровнях. Вынужденная миграция, когда наши соотечественники за рубежом под давлением обстоятельств хотят вернуться в Россию, приветствуется. Но к трудовой миграции отношение неоднозначное. Даже среди официальных лиц бытует
мнение об опасности растворения коренных жителей в большом числе тех, кого пригласили на работу.
Число «нелегалов» снижается
На нелегальную работу чаще всего соглашаются граждане Узбекистана. Специалисты миграционной службы предполагают, что это связано с их личной низкой грамотностью и очень слабым знанием русского языка. В конце 2006 года на новгородском участке трассы «Россия» (Москва – Санкт-Петербург) была задержана очередная группа нелегальных мигрантов из Узбекистана. У десяти из находящихся в «Газели» граждан отсутствовали сведения о регистрации на территории Российской Федерации. Все нарушители были уроженцами Узбекистана.
Незадолго до этого на этой же трассе были задержаны 23 и 56 узбеков, желавших поработать на территории России без разрешительных документов.
А вот число нелегалов из Казахстана, наоборот, уменьшилось, хотя в целом поток приезжающих оттуда - один из самых многочисленных. Новгородцам хорошо известно имя популярного в регионе тележурналиста и политического аналитика Сергея Даревского, занесенного в Новгород первой миграционной волной из Казахстана. Летом 2006 года он возглавил региональный филиал ВГТРК – НГТРК «Славия». Даревский является автором и ведущим одной из самых рейтинговых политических телепрограмм региона – «N-бюро». Примечателен
тот факт, что один из самых видных журналистов телеканала Александр Бирюков также родом из Казахстана, ведущая программы «Голоса и лица» Светлана Стерлигова – из Таджикистана.
Но это светлая сторона медали, мигрантам конца девяностых везло уже меньше. Как рассказала Надежда Юрченкова, когда в 1998 году ее семья уехала из Павлодара (Казахстан), помощь ей оказали только родственники мужа. В одном из райцентров Новгородской области, где осела семья, ей не раз приходилось слышать традиционные высказывания «аборигенов» о «понаехавших». О бесплатных обедах для детей вынужденных беженцев и ссуде на жилье семья узнала только после их отмены. Районные власти не афишировали подобную
информацию. Тем не менее, о переезде Надежда не жалеет. Семья приобрела дом, муж работает по специальности – дальнобойщик. О Казахстане Юрченкова сказала коротко и ясно: «Там русским делать нечего. И там мы чужие, и здесь не свои…».
Хочется как лучше, а получится?
Развитие дальнейшей ситуации с миграционными потоками в Новгородской области спрогнозировать непросто: уж слишком часто переписываются законы, нередко с результатом «хотели как лучше, а получилось, как всегда». К изменениям в федеральном законодательстве, предполагающим уменьшение процента иностранцев в сфере торговли, работающие на центральном рынке Великого Новгорода азербайджанцы отнеслись скептически. Они уверены, что эти меры можно обойти. В любом случае – эти изменения лишь подхлестнут коррупцию
на местах и будут использованы выходцами из Дагестана и Чечни, являющимися по паспорту россиянами.
По мнению одного из первых лиц Управления федеральной миграционной службы по Новгородской области, полковника внутренней службы Сергея Корчева, новгородские власти уделяют должное внимание проблемам, связанным с национальными миграциями. Хотя сейчас льготы определены только для тех, кто имеет статус вынужденного переселенца или беженца. С начала 90-х годов официально такой статус был предоставлен
свыше шестнадцати тысячам человек. Однако помощь от государства постоянно уменьшалась, а, начиная с 2005 года, квартирами, несмотря на требования закона, не был обеспечен никто. И сейчас в очереди на жилье примерно восемьсот человек, но перспектив его получить – мало.
Этот вопрос стал еще более актуален в связи с непрекращающимся, скачкообразным ростом цен на жилье в Великом Новгороде. Мигранты, намеревающиеся решить жилищный вопрос самостоятельно, сталкиваются с невозможностью это сделать в областном центре. Те, кто не прочь обосноваться в районах области, находятся в более выигрышном положении: спрос на многие дефицитные специальности и просто на трудоспособных граждан на фоне активно спивающихся жителей поселков и деревень Новгородчины заставляет местные власти
заниматься вопросами обеспечения жильем приезжих.
В целях выработки мер по улучшению демографической ситуации начала работу группа по разработке Концепции демографического развития Новгородской области на период до 2015 года. Тема пополнения работоспособного населения за счет миграции должна стать в ней одной из центральных.
Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день