Первый Президент, Первый и Бессменный, Первый и Пожизненный, Отец всех туркмен, Алмазный венец туркменского народа, Великий Сердар. Все эти эпитеты и титулы сопровождали президента Ниязова-Туркменбаши практически с первых дней независимости Туркменистана до его кончины. Но самым желанным было даже не бренное звание Первого и Пожизненного Президента. Он делал все, чтобы казаться Пророком при жизни и остаться им после смерти.
Он как пророк Моисей решил поводить свой народ по пустыне, пока за
это время не родится новый, и уйдут те, кто помнит времена ненавистного ему Советского Союза. Делал он это разными способами. Для начала он принял на вооружение лозунги и риторику националистических групп времен поздней перестройки, к тому же выбив у этих групп идеологическую базу. Затем подписал с соседями соглашения, которые «облегчили процедуру выезда» русскоязычных за рубеж. Всех остальных, кто живет на этой земле так же долго, как и сами туркмены, было решено начать ассимилировать. Для
начала всем узбекам, казахам и прочим белуджам было приказано на государственной службе и в присутственных местах ходить только в национальной… туркменской одежде. А затем были практически полностью ликвидированы национальные школы и культурные центры этих народов.
Искренне желающий, как он сам заявлял, «вернуться к корням», Ниязов самым тщательным образом стирал память народа о своем недавнем и давнем прошлом. В Ашхабаде исчезли названия всех улиц, вместо них появились номера, причем номера, берущие
начало с даты назначения Ниязова первым секретарем ЦК Компартии Туркменистана. Хотя, нет, названия остались. Названия улиц него Самого, его мамы, папы, независимости и нейтралитета…
Переход на латинскую графику полностью отрезал молодое поколение от всего, что было создано на графике кириллической, а это огромный массив научной, технической, учебной литературы. Это и основное культурное наследие туркменского народа, которое был столь широко известно и доступно каждому. А за годы независимости на латинскую
графику было переведено лишь то, что нравилось самому Туркменбаши. На все остальное денег не выделялось. Вот и появилось поколение, получившее образование на основе препарированной культуры и с мировоззрением нового откровения от Туркменбаши – его книги «Рухнама». Это апофеоз его пророческой PR-кампании, это его откровение, призванное стать для туркмен новым святым писанием. Недаром он сам говорил, что Аллах вдохновил его на
написание этого послания своему народу. А сам он будет просить Аллаха о том, чтобы каждый, трижды прочитавший «Рухнаму», сразу попал в рай.
В действительности дочитать сей труд до конца крайне сложно. Наряду с плагиатом серьезных этнографических работ там присутствует мешанина из мифов, сказаний, нравоучений, давней и недавней истории и автобиографии самого Ниязова. Вынести из всего этого хоть что-то вразумительное просто невозможно.
Цитатами из этой книги были расписаны минареты и стены
мечетей, а в самих мечетях «Рухнама» лежит рядом с Кораном и все молитвы начинались с упоминания ее автора сразу после Аллаха и Мухаммеда. А что б никто не сомневался в святости ни его писания, ни его самого, на воротах главной мечети страны было начертано: «Коран – книга Аллаха, Рухнама – Священная Книга». В конце концов этой книге поставили памятник и заставили клясться на ней всех – от чиновников до освобождающихся зеков.
Мессианская идея Великого Сердара о необходимости рождения нового народа
на основе «истинных туркменских ценностей» продолжилась в экспериментах по созданию железного занавеса. Было отменено вещание всех зарубежных теле и радиоканалов, отменена подписка на все зарубежные печатные СМИ. Было закрыто большинство сельских и провинциальных библиотек, перестали функционировать все кинотеатры. Как чуждые и непонятные туркменскому народу, были запрещены опера и балет, а здания этих театров были снесены. Взамен снесенных были построены другие и ставились в них спектакли по мотивам… книги
Ниязова «Рухнама». Даже чудом уцелевший после такой «культурной революции» Русский драматический театр имени Пушкина был вынужден включить это нетленное творение в свой репертуар.
Одна из новых площадей Ашхабада с обрамляющими ее зданиями приняла вид циклопических размеров восьмиконечной звезды – придуманного им нового символа, вошедшего во всю государственную атрибутику. Богоизбранность распространилась даже на его умерших родителей. Чего стоит один из титулов, которым называли его мать: Кааба всех
туркмен. О двусмысленности такого прозвища даже не задумались, как и о святотатстве - упоминании всуе других мусульманских святынь. Перекраивая жизнь народа дальше, он скромно перенес празднования женского дня с 8-го марта на день рождения своей матери, назвал в ее честь месяц ее рождения, город – именем папы, погибшего на войне, и заставил ветеранов и всю страну нести цветы к его памятнику в День победы.
Заявив, что золотые зубы и коронки не являются «традиционными» для туркмен, сам демонстрировал
всему миру эксклюзивную коллекцию своих перстней с алмазами и сапфирами астрономических размеров. Чтоб все знали, с чего все начинается, год в Туркменистане начинается с месяца Туркменбаши.
Все эти чудачества и эксперименты над народом модно было бы не воспринимать всерьез, если бы слова и призывы о национальном возрождении воплощались в действительность. Забота о культуре туркменского народа оказалась профанацией. Исчез или ушел в подполье такой уникальный пласт национальной культуры как песни бахши,
истинная национальная философско-поэтическая музыка, которая уцелела даже во времена СССР. Туркмены шутили: «исчезли башхи, не поют про Баши». Туркменское ковроткачество превратилось в создание антуража для солирования главного артиста. Полностью исчез туркменский кинематограф, Туркменистан покинула почти вся интеллигенция, а оставшаяся находится в загоне. Была закрыта национальная Академия наук, консерватория, распущены творческие союзы, прекратилась вся серьезная научная, образовательная, культурная деятельность,
а на место ученых, врачей и художников пришли шарлатаны.
А что же народ? Терпеливый попался. На новый хомут своего пророка всегда находил адекватный ответ. И при этом не терял чувство юмора. Знаменитую на весь мир вращающуюся за солнцем статую Туркменбаши, стоящую на семидесятиметровой треноге, именно за ее вращение народ прозвал «грилем». А мелкая монета получила название «сапарик» за изображенный на ней профиль президента Сапармурата. На запрет иностранного телевидения и газет все города и аулы
ощетинились спутниковыми антеннами, да столь массово, что местами на домах не видно окон. Даже на отдаленных стойбищах на последние деньги покупаются эти «тарелки» и электрогенераторы к ним. Правдами и неправдами завозилась российская, узбекистанская, казахстанская пресса. Родители отказывали себе во всем, чтобы отправить детей на учебу за границу.
Скончался Туркменбаши, так и не приведя свой народ в «Золотой век». Упокоился он в семейной гробнице под восьмиконечной звездой, которая при жизни должна
была охранять его от врагов и недругов. А после смерти - от проклятий и насмешек. Еще некоторое время будут читать молитвы в его честь в стоящей рядом мечети его имени. Еще некоторое время люди будут проходить мимо памятника его книге, все реже и реже открывая ее.
Спи спокойно, несостоявшийся «пророк». Твой народ должен идти дальше. Куда он хочет сам. Или куда поведут его новые «пророки»?
С 2007 года жители шахтерского города Ангрен на юге Ташкентской области снова могут без помощи спутниковых тарелок смотреть передачи Первого канала российского телевидения, передача сигнала которого через государственный ретранслятор началась накануне новогодних праздников. В городе, где со времен СССР проживают десятки тысяч русскоязычных людей, и где за последние десять лет из-за сокращения производства катастрофически упал уровень жизни, это нововведение ощутимо скрасило
повседневный быт людей, жизнь, полную социальных проблем. Но горожане, как русские, так и узбеки, продолжают жалеть о закрытии городской телестудии «ТВ-Орбита», в эфире которой трансляция «ОРТ» дополнялась местными новостями и журналистскими репортажами на самые актуальные темы.
Между тем, противостояние, два года назад возникшее между независимыми тележурналистами Ангрена и государственными контролирующими органами, разрешилось не в пользу журналистов. По словам директора негосударственной телекомпании «ТВ-Орбита» Тамары Прокопьевой, международные неправительственные организации, активное сотрудничество с которыми было истиной подоплекой закрытия телестудии, прекратив свою деятельность в Узбекистане, бросили
на произвол судьбы своих бывших подопечных, которые остались без работы с «ярлыком» политически неблагонадежных граждан.
Осенью 2004 года, перед началом выборов в двухпалатный парламент Узбекистана, разгорелся конфликт между представительством международной общественной организации Internews Network, осуществлявшей содействие развитию негосударственных телекомпаний в стране и, недавно образованной Национальной ассоциацией электронных СМИ (НАЭСМИ). Internews поддержал инициативу десятка региональных студий по созданию негосударственной телесети, получив для этого грант USAID на приобретение современных высококачественных
передатчиков. Но НАЭСМИ, возглавляемая самаркандским предпринимателем Фирдавсом Абдухаликовым, выступила против, предложив создать сеть региональных студий под своей эгидой. Вскоре большинство региональных телестудий вошло в сеть НАЭСМИ, получив для ретрансляции сформированный Абдухаликовым единый пакет программ. Прочие студии были до конца года закрыты властями под теми или иными предлогами, имевшими, как обычно делается в Узбекистане, вид юридических претензий.
В числе не согласившихся с предложением НАЭСМИ была телестудия «ТВ-Орбита» в Ангрене, которую Internews тогда любила представлять в качестве успешного примера функционирования негосударственных телекомпаний в Узбекистане на основе полученных на ее семинарах и тренингах навыков современного менеджмента, рекламной деятельности и журналистики. От предложения НАЭСМИ директор телекомпании Тамара Прокопьева отказалась потому, что пакет программ, предложенный Ассоциацией региональным студиям, содержал мало передач
на русском языке, и поэтому не вполне подходил для зрительской аудитории в Ангрене.
Телекомпания «ТВ-Орбита», несмотря на доверительные отношения с городской администрацией, также была вынуждена прекратить вещание, после того как Агентство связи и информатизации, получив 2 млн.сумов ($2000) пошлины, задержало продление ее лицензии. 9 декабря 2004 года, за две недели до парламентских выборов, государственные контролеры опечатали передатчик и забили гвоздями аппаратную «ТВ-Орбита». При этом журналисты, оставшиеся без работы, уговаривали возмущенных жителей не бойкотировать выборы из-за
прекращения вещания «ОРТ» и любимых новостных передач.
В марте 2005 года контролирующие органы направили в прокуратуру письмо с просьбой привлечь Тамару Прокопьеву, как директора телекомпании «ТВ-Орбита», к уголовной ответственности за выход в эфир без лицензии. Но по итогам до следственной проверки, прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело и вынесла постановление, что в действиях Прокопьевой отсутствует состав преступления, поскольку она не получала на руки никаких официальных решений о приостановке лицензии и запрете вещания. С другой стороны, отсутствие
этих документов долгое время не позволяло журналистам подать судебный иск о восстановлении своих прав и возмещении ущерба. В итоге длительных судебных мытарств хозяйственный суд отклонил все претензии телекомпании «ТВ-Орбита к действиям властей.
- Я пыталась вернуть телестудию к жизни не только судебным путем. - рассказала Прокопьева корреспондентам ИА «Фергана.Ру». - Весной 2005 года, когда контролирующие органы Узбекистана заморозили деятельность представительства Internews, ко мне обратился глава европейского отдела Internews Network Эрик Джонсон и предложил создать в Ташкенте новую общественную организацию, которая, по его словам, должна была продолжать задачи, аналогичные задачам, которые декларировал Internews
- оказывать поддержку развитию негосударственного телевидения. После того, как представительство Internews было закрыто решением суда, я вела активную переписку с главой Internews Network в Казахстане и Центральной Азии Олегом Кациевым и Кэтрин Олдридж - бывшим шефом ташкентского офиса Internews, переехавшей в Алматы. Они подтвердили предложения Джонсона, пообещав всестороннюю финансовую и юридическую поддержку, одобрив аренду офиса и, подготовленный мною, пакет документов для регистрации ННО.
Однако в декабре 2005 года хокимият Ташкента отказал в регистрации моей организации под предлогом, что большинство учредителей - бывшие сотрудники «ТВ-орбита» - имели прописку в Ташкентской области, хотя это никак не противоречило действовавшим законам. В январе 2006 года я встретилась с Эриком Джонсоном, и он вновь подтвердил свое предложение, а Кэтрин Олдридж сообщила, что если не удастся в сложившихся условиях зарегистрировать ННО, USAID даст согласие оказывать помощь даже коммерческой организации,
работающей в области негосударственного телевидения. Я арендовала офис на улице Тараса Шевченко и к осени открыла в Ташкенте расчетный счет. Именно в этот момент Кэтрин Олдридж сообщила, что ее функции в Internews закончились, и предложила обращаться впредь к Эрику Джонсону, но тот сразу ответил, что, по его мнению, в Узбекистане больше работать нельзя.
В сентябре 2006 года Олег Кациев, приехавший в Ташкент, сказал мне, что Internews не видит смысла впредь перечислять какую-либо помощь в Узбекистан, поскольку правительство страны настроено против любых американских организаций и лиц с ними сотрудничающих. Мне также было отказано в юридической помощи для дальнейших попыток восстановления прав «ТВ-Орбита» в судебных инстанциях. Таким образом полтора года работы и значительных финансовых затрат для меня ушли впустую…
Хокимият города Ангрена, у которого с независимой телестудией в свое время было налажено весьма конструктивное взаимодействие, попытался помочь возобновить ее деятельность, но получил ясный намек правительственного Агентства связи и информатизации (УзАСИ), которое, похоже, внесло Прокопьеву в некий «список неблагонадежных».
История грустная и, возможно, поучительная, хотя, на наш взгляд, ничему особенно позитивному научить узбекских журналистов она не может. Разве что сама Прокопьева, как предприниматель-энтузиаст в области негосударственных СМИ, столкнувшись с жестким прагматизмом своей эпохи, не впала в отчаяние.
- По моему, опыт телекомпании «ТВ-Орбита» показал, что в Узбекистане в принципе независимое существование негосударственного телевидения даже в отдельном городе вполне возможно. Государству такой пример оказался пока не нужен. Отпала в нем необходимость и у западных структур, типа Internews, которые декларировали помощь в развитии независимых СМИ и других демократических институтов, действительно, вкладывая немало средств и усилий. Однако после изменения внешнеполитического курса Узбекистана в 2005-2006
годах, когда надежды на быструю либерализацию страны по западному образцу угасли, вероятно, разочаровавшись в возможности создать в этой стране инструменты собственного влияния на общественное мнение, они отступились, не особенно заботясь о дальнейших судьбах людей, некогда принимавших за чистую монету их вдохновляющие заверения. Но «ТВ-Орбита» не капитулировала перед обстоятельствами. Я собираюсь искать возможности применения нашего опыта и профессиональных навыков в нынешних условиях, не оставлю и попыток
отстоять права коллектива телекомпании в будущем.
Двадцать два паломника из Киргизии, погибшие на прошлой неделе во время автокатастрофы, объявлены шахидами и будут похоронены в Саудовской Аравии. Об этом сообщил 14 января глава Духовного управления мусульман (ДУМ) страны Мураталы Жуманов, выступая по каналу «ОшТВ».
Как заявил верховный муфтий Кыргызстана, после получения известия о катастрофе руководители Духовного управления мусульман и Агентства по делам религии срочно приехали на юг страны, откуда погибшие паломники родом. В городе Ош были созданы четыре группы, куда вошли представители муфтията, правительственного Агентства по делам религии, областной и городской администраций. Эти группы посетили каждую семью, которую постигло горе утраты и выразили им свои соболезнования.
Кроме этого, родным и близким погибших сообщили о том, что власти Саудовской Аравии приняли решение объявить жертв автокатастрофы шахидами (мучениками, павшими за веру) и похоронить их на арабской земле.
«Решением Королевства Саудовской Аравии и Духовного управления мусульман Киргизии наши погибшие соотечественники объявлены шахидами, - сказал Мураталы Жуманов. – Кроме этого, по законам Саудовской Аравии, погибшие во время хаджа мусульмане должны быть похоронены на этой земле. На то была воля Аллаха, поэтому мы просим всех принять это и проявить терпение». По словам муфтия, родные всех погибших согласились с этим решением. Он также сообщил, что некоторые южане изъявили желание похоронить своих родных
в Мекке и этот вопрос рассматривается сторонами. Правительство Аравии также рассматривает вопрос о создании условий для посещения могил покойников их родственниками, сообщил муфтий.
Мураталы Жуманов объяснил, что, согласно правилам шариата, поминальные обряды по погибшим можно будет начинать справлять после того, как будет получено известие из Аравии о завершении похорон шахидов. «Сейчас правительство Саудовской Аравии ждет от нашего правительства официального согласия на захоронение наших граждан. Мы через наш МИД дадим такое согласие, и погибшие будут преданы земле», - добавил муфтий.
Как сообщала ранее ИА «Фергана.Ру», 12 января 2007 года автобус, в котором киргизские паломники возвращались домой, попал в аварию. Согласно предварительному списку, полученному правительством Киргизии, погибло 23 человека. Согласно уточненному списку, который был объявлен в эфире «ОшТВ», погибших оказалось двадцать два человека. Один из паломников, Усмонжон Саидхосилов, 1941 года рождения, ранее занесенный в список погибших, оказался жив и лечится в тамошнем госпитале. Медицинскую помощь также получают
еще более двадцати человек, получивших повреждения в различной степени.
Напомним, что автокатастрофа произошла по пути в Дубаи, откуда паломников должны были отправить домой на самолете. По предварительной версии, авария произошла из-за сильного тумана. Подробности обстоятельств аварии выясняет специальная комиссия.
Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день