ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
В Москве создана новая организация для помощи мигрантам из Средней Азии09.01.2007 09:26 msk Н.Зотова В 2006 году в Москве создано некоммерческое партнерство «Центразия». Как заявлено в программном документе «Центразии», главной целью партнерства является содействие развитию культурных и деловых связей России со странами Центральной Азии, а также оказание правовой помощи мигрантам из стран региона. Кроме того, некоммерческое партнерство содействует осуществлению программ обмена трудовыми ресурсами, специалистами и студентами между странами; трудоустройству мигрантов из стран Центральной Азии. Как отмечается в документе, НП «Центразия» «поможет Вам выбрать точный ориентир, найти работу, соответствующую Вашему профессиональному уровню и доставляющую удовлетворение от достойного вознаграждения за труд, окажет содействие в осуществлении трудовой деятельности на законных основаниях и с наименьшими проблемами на территории Российской Федерации. Наем работников и трудоустройство должны осуществляться исходя из требований законодательства РФ, регулирующих трудовые и гражданские правоотношения. НП «Центразия» готово помочь Вам и Вашим близким избежать необоснованных претензий, обмана и невыплаты заработной платы со стороны работодателей, а также окажет квалифицированную консультацию в случае нарушения Ваших прав и интересов в правовом поле». На вопросы журналиста ИА «Фергана.Ру» Натальи Зотовой отвечает юрист «Центразии» Абдыш Коомбаев. Фергана.Ру: - Какая деятельность ведется Вашей организацией в настоящий момент? Абдыш Коомбаев: - 17-18 декабря в Москве на ВДНХ проходил Конгресс киргизстанцев, на который собрались лидеры региональных организаций, представители государственных структур Киргизстана, представители Правительства Москвы. В первую очередь обсуждались проблемы упрощенного порядка предоставления гражданства Российской Федерации. Кроме того, обсуждался вопрос открытия в подмосковных Мытищах филиала Славянского университета, где будет создана своеобразная база для трудовых мигрантов: в программу обучения будет входить русский язык, основы законодательства РФ и т.д. Эту идею предложило правительство Киргизии, а московское правительство в лице мэра Лужкова полностью поддержало. Кроме того, в повестку дня был включен важный вопрос об отправке на родину погибших или умерших соотечественников. Правительство Киргизии договорилось с руководством киргизских авиалиний, в частности, с Алтын-эйр, об упрощенной процедуре отправки тел на родину. В частности, тела молодых людей, не достигших 18 лет, будут отправляться бесплатно. Эти договоренности вступают в силу после Нового года. Фергана.Ру: - Как Вы определяете численность выходцев из Киргизии в России, в Москве? Абдыш Коомбаев: - На Конгрессе были представители всех российских регионов, около 400 человек. По нашим оценкам, приблизительная численность киргизстанцев в России около 1 млн. человек. Между тем, во всей Киргизии проживает пять миллионов человек, в 2001 году родился пятимиллионный житель. Самая большая община выходцев из Киргизии в России сложилась на Урале, в г.Екатеринбурге Свердловской области. С этим регионом у нашей страны сложились давние добрые отношения, недавно его посетил премьер-министр Феликс Кулов. Кроме того, большинство выходцев из Киргизии занимаются торговлей, в основном, торгуют вещами китайского производства. В Москве девушки и женщины работают в крупных торговых комплексах («Ашан» и другие) мерчендайзерами, уборщицами, официантками в кафе. Среди молодых людей много дворников, в основном, они работают в Центральном административном округе столицы. Многим девушкам из Киргизии удалось устроиться на работу в банки, коммерческие структуры; среди наших соотечественниц есть бухгалтеры, продавщицы в магазинах. По нашим оценкам, в Москве насчитывается около семидесяти тысяч киргизстанцев. Фергана.Ру: - Некоммерческое партнерство «Центразия» было создано только в 2006 году. Что послужило толчком к его созданию? Абдыш Коомбаев: - Раньше именно в Москве не было никаких общественных организаций киргизстанцев. В Санкт-Петербурге существует правовой центр «Кыргыз-Тоо», первые два года он работал очень эффективно. Есть правовые центры в Свердловской области. Почему не было создано организаций в Москве, мне неизвестно. Хотя при киргизском посольстве работает фонд «Киргизстан», а в 2003 году при Фонде был открыт культурный центр. Мы же хотели создать центр информационной и правовой поддержки мигрантов. Кроме того, в наши задачи входит работа не только с выходцами из Киргизии, но и из всей Центральной Азии. Фергана.Ру: - Какие планы у НП «Центразия»? Абдыш Коомбаев: - С нового, 2007 года мы начнем активную деятельность. Наши приоритеты – правовая и информационная поддержка, правовые консультации. Мы будем информировать потенциальных мигрантов об аспектах жизни в России, возможных трудностях еще до выезда из Киргизии. Для мигрантов была разработана специальная памятка, она будет раздаваться уже в Киргизии. В памятку включены пункты, касающиеся правил въезда в Российскую Федерацию, заполнения миграционной карты, регистрации, порядка трудоустройства в России, порядке осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оформления разрешения на работу, поиска работы, денежных переводов на родину, ответственности за нарушения правил въезда, регистрации, пребывания и осуществления трудовой деятельности в России, полезные советы и контакты. Фергана.Ру: - Как люди узнают о Вашей организации? Абдыш Коомбаев: - На Конгрессе киргизстанцев мы раздали всем участникам папку с информацией о нашем центре, памяткой, сборник по новому миграционному законодательству. Лидеры общин донесут информацию до людей в регионах. Сейчас лидеры диаспор также оказывают поддержку соотечественникам. В случае гибели выходцев из Киргизии они собирают деньги по общине. В случае утраты документов оказывается правовая помощь, а также содействие в получении свидетельства для возвращения на родину. Фергана.Ру: - Существуют ли в настоящий момент какие-либо курсы по изучению русского языка для трудовых мигрантов? Абдыш Коомбаев: - Пока нет. Наоборот, в культурном центре есть специальные курсы по изучению киргизского языка. Фергана.Ру: - Что, по Вашему мнению, полезнее для мигрантов: изучение русского языка, культуры, обычаев или наоборот, - киргизского языка? Абдыш Коомбаев: - Безусловно, полезнее изучение русской культуры и языка, поскольку люди приехали сюда и будут жить в Российской Федерации. Чтобы уважать чужую культуру, надо ее знать. Кроме того, люди, которые приезжают из сельской местности, не знают русского языка. В первую очередь, это молодежь, которая выросла уже после распада Советского Союза. Фергана.Ру: - На что настроены выходцы из Киргизстана: заработать здесь денег и уехать или остаться на постоянное место жительства? Абдыш Коомбаев: - Упрощенный порядок приобретения гражданства России способствует тому, что люди остаются. Действующий порядок хотят продлить еще на год. В приемные дни в консульстве в Москве минимум по 100-120 человек подают документы на получение гражданства; последние два года поток желающих значительно вырос. Получается, что в Киргизстане идет не процесс выезда не трудовых мигрантов, а эмиграция. Представители киргизских государственных структур на Конгрессе тоже ставили этот вопрос – в основном, двадцати-тридцатилетние люди, в самом трудоспособном возрасте, стали мигрантами. Девушки и ребята, кто-то с семьей, но в основном холостые, – большинство уехали сюда. Это ведет к ухудшению демографических процессов в самом Киргизстане. Вот простой пример: сейчас в некоторых селах стало трудно найти молодых парней, чтобы похоронить умерших, приходится обращаться за помощью в соседние села. А что ждет наше государство в будущем? Сейчас в Екатеринбурге гражданство России получает в два раза большее число человек, чем в Москве. Незамужних девушек приезжает столько же, сколько и ребят. Из сельских районов едут в основном молодые люди, из городов – много девушек. Они нормально устраиваются в России. Фергана.Ру: - Вы начали работу с выходцами из Киргизии. А планируете ли в ближайшем будущем работать с трудовыми мигрантами-узбеками? Надо сказать, в России существует значительное число общественных организаций таджиков, но их очень мало у выходцев из Узбекистана, они практически не защищены. Абдыш Коомбаев: - Безусловно, в наши ближайшие планы входит и работа с трудовыми мигрантами из Узбекистана, оказание им информационно-правовой поддержки.
Петр Своик: «Нужна переориентация деятельности правительства Казахстана на внутреннее развитие»09.01.2007 11:48 msk Записала Феруза Джани Отставку правительства Казахстана во главе с премьер-министром Даниалом Ахметовым комментируют эксперты из Казахстана. На вопросы ИА «Фергана.Ру» отвечает политолог Петр Своик. Фергана.Ру: - Петр Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, вчерашнюю отставку правительства Казахстана.
Петр Своик: - Следует комментировать не причины этой отставки, а причины того, почему она очень сильно затянулась. Этому правительству полагалось бы уйти в отставку еще в начале прошлого года. Причина того, почему оно проработало лишний год, тоже понятна и заключается в некой тупиковости как экономической, так и политической ситуации в Казахстане.
Дело в том, что все последние годы экономика Казахстана наращивала ВВП за счет экспортно-сырьевого сектора. Причем даже не столько за счет наращивания физических объемов экспорта нефти и металлов, сколько за счет роста цен на нефть и на металлы на мировых биржах. Все остальное, если честно сказать, стагнировало. И правительство Ахметова, которое действовало, если не ошибаюсь, с 1998 года, просто присутствовало при такой экономике. Пообещав хоть что-то в ней исправить, оно провозгласило программу инновационной модернизации, словом «кластер» постоянно оперировало, но никакой модернизации, никаких кластеров на самом деле не появилось. Правительство Ахметова практически решало политическую задачу. Оно держало экономическую и политическую ситуацию под очередные выборы президента Назарбаева. И в общем-то, эту свою задачу оно выполнило и конкретно Даниал Ахметов выработал все, что мог, к моменту переизбрания Назарбаева (в 91 проценте проголосовавших за действующего президента большая доля Данияла Ахметова, между нами говоря). Почему его тогда немедленно не отстранили? Да только потому, что никого более работоспособного даже не в кадровом смысле, а, скажем так, в программном смысле в команде Назарбаева просто не было. Очень характерная ситуация: когда прошли торжества после перевыборов Назарбаева, в конце января состоялась инаугурация, после этого переназначили фактически старое (тире – новое) правительство Ахметова. Тогда же Назарбаев выступил с ежегодным посланием народу Казахстана, и 95 процентов содержания этого послания были посвящены новой экономической стратегии. Там подчеркнуто-демонстративно не были упомянуты «все фишки» правительства Ахметова, которыми оно забавлялось в прошедшие три года, и было произнесено очень много всяких разных необычных слов, таких, которые явно вышли не из-под пера команды Ахметова, а откуда-то со стороны. К примеру, знаменитое «вхождение в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран», всякие-разные предпринимательские корпорации, идея о том, что Казахстан должен вкладывать свои деньги в некие прорывные технологии на других концах света, - все это, я бы сказал, экзотические вещи. Они были провозглашены президентом как новые задачи этого же старого правительства в начале прошлого года. Ну и что показал этот прошлый год? Он показал, что и старые фишки Ахметова как не работали, так и не работают, и все эти новые провозглашения оказались тоже неработающими. Что такое, к примеру, «социально-предпринимательские корпорации»? Все это осталось на бумаге, в жизни этого нет. Кластеров по-прежнему нет, с инфляцией правительство борется с чрезвычайным трудом и официальную инфляцию просто занижают только для того, чтобы «вписаться» [в прогнозы]. Ну, а что касается вот этой самой «пятидесятки», куда Казахстан стремится попасть, то тут ситуация просто даже скандальная. По итогам 2006 года Казахстан продвинулся в рейтинге не вперед, а назад. То есть – год прошел впустую. Дольше тянуть просто было нельзя. И вот это правительство, которое целый год заслуживало отставку, наконец-то ушло. Фергана.Ру: - А что вы скажете по поводу Карима Масимова? Петр Своик: - С Масимовым ситуация тоже непонятная. Те новшества, которые прозвучали в программе правительства и которые были озвучены президентом как задачи правительства в начале прошлого года, можно приписать Масимову если не как личное творчество, то, во всяком случае, как нечто такое, что попало в правительство вместе с ним. Ведь это были не ахметовские записи, а записи, скажем так, масимовской стороны. А сам Масимов был назначен единственным в правительстве, я подчеркиваю - единственным вице-премьером, заместителем Ахметова. Причем сам президент с самого начала так расставил акценты, что было очевидно: Масимов – это замена Ахметову. Премьеру было оставлено оперативное руководство, текучка, а за Масимовым была закреплена вся стратегия. То есть фактически Масимов, будучи формально заместителем Ахметова, получил у Назарбаева мандат на руководство правительством. И вот прошел год. Где Масимов? В течение всего года Масимова было не видно и не слышно. Он придумал эти «фишки» с социально-предпринимательскими корпорациями, с «пятидесяткой» и все остальное, что было записано в программе. Либо какие-то его люди. Но это не реализовано ни Масимовым, ни в его отсутствие. Просто никак не реализовано. И мне представляется, что сейчас в любом случае, кто бы не возглавил новое правительство, здесь [возник] концептуальный тупик: старое уже отработано, ничего нового ни в кадровом, ни в идеологическом плане у Назарбаева нет. Фергана.Ру: - А есть ли альтернатива Масимову? Петр Своик: - Я думаю, что речь идет сейчас об альтернативах не в кадровом смысле (в нем всегда есть альтернатива). Речь идет о том, что Казахстан объективно подошел к необходимости решения уже внутренних инфраструктурных вопросов. ВВП наращивается только за счет роста цен на нефть, а вопросы инфраструктуры остаются в загоне. В частности, энергетика, привожу ее в качестве характерного примера. Она пятнадцать лет жила на старом советском запасе, а за все годы суверенитета вообще ничего не построено, можете себе представить? Ни новые линии электропередач, ни новые мощности. За исключением двух энергоблоков в Астане, построенных на бюджетные деньги, по Казахстану в энергетике ничего не сделано. А оборудование за эти годы катастрофически устарело. Сейчас эти нагрузки уже подходят к семидесяти пяти процентам от уровня советского времени. Так вот это уже предел. Нужны очень серьезные инвестиционные и законодательные решения в сфере энергетики. А правительство совершенно в растерянности стоит перед этой проблемой. То же самое с жильем: приватизировали квартиры еще в 1995 году, все коммунальные платежи перевели на самоокупаемость. А вопрос инфраструктуры жилищно-коммунальной – ремонта жилья, модернизации, ремонта и модернизации всей коммунальной энергетики, ТЭЦ, котельных, тепловых сетей, линий электропередач и т.д., - это вообще ничего не решается. Между тем, все это вышло сейчас на предельную остроту. А правительство просто не знает, что делать. И если вы меня спросите, а есть ли в правительстве тот, кто мог бы как бы по-новому решать эти вопросы, то я, честно сказать, в большом затруднении. В команде Назарбаева, по моему пониманию, таких людей нет. Фергана.Ру: - И каков Ваш прогноз развития ситуации?
Фергана.Ру: - Каковы Ваши взгляды как оппозиционера? Петр Своик: - Если брать политическую часть, то в Казахстане назрела и переназрела а) парламентская реформа, б) создание реально работающего местного самоуправления. Что касается собственно экономики. Плохо не то, что Казахстан интенсивно продает сырье, это как раз, может быть, даже и хорошо. Но очень плохо то, что эта продажа – внешне ориентирована. То есть даже правительство Казахстана, его основные бизнес-структуры по своим интересам они внешние, а не внутренние. Сырьевые деньги из страны вымываются, если что-то и остается, то только для непроизводительных трат и непроизводительного замораживания престижных и амбициозных, но непроизводительных объектов. Инфраструктура, социальные вопросы, развитие социального производства, – эти вопросы фактически не решаются. Конечно, и у этих проблем на самом деле политическая подоплека. Но если убрать политику, а говорить только об экономике, то нужна кардинальная переориентация деятельности правительства на внутреннее развитие в противовес такой интенсивной продажи сырья и отмывания сырьевой выручки за границу. * * * На вопросы ИА «Фергана.Ру» отвечает Андрей Хан - главный редактор независимого общественно-политического журнала «Правила игры» и главред телепередачи «Правила игры», посвященной проблемам политической и экономической модернизации Казахстана. Андрей Хан: - Отставку правительства ждали еще в прошлом году, и ждали небезосновательно, хотя вроде бы и показатели, и работа правительства в целом была признаны успешными. Наконец это случилось, и как всегда, неожиданно, в начале года. Даниал Ахметов – это премьер, который побил рекорды по длительности нахождения на этой должности за последний период. Это было связано во многом с тем, что в целом в Казахстане была очень благоприятная ситуация для развития, были очень стабильные и высокие цены на нефть и другие сырьевые ресурсы. Но дело в том, что все это время Казахстан развивался в тепличных условиях, а теперь встала острая необходимость того, чтобы повысить конкурентоспособность самого государства, а также - эффективность управления, которая стала давать сбой: то там, то здесь появлялись различные проблемы, социальные конфликты, коррупционные скандалы. И в силу этого на повестке дня настоятельно стояла потребность в изменении курса на более эффективное государство и более эффективную экономику. То, что сейчас заколебались цены на нефть и пошли первые сигналы того, что угрозы могут быть не такими далекими, какими они виделись раньше, я думаю, вызвало во власти некое беспокойство - вплоть до того, чтобы что-то начать менять. В данный момент подходит к концу работа госкомиссии, намечается принятие пакета основных направлений политических реформ. Здесь тоже очень много пока неясных моментов, так что в каком объеме и в каком виде все это будет принято - неизвестно. Но то, что это будет принято, не вызывает сомнений. Что-то обязательно будет принято в рамках отсрочки по ОБСЕ (речь о посте председателя этой организации), что-то будет в рамках необходимых намеченных мероприятий по дальнейшему расширению полномочий парламента, представительных органов, самоуправления, агрокомиссии, выборов в законодательство. В общем, намечается что-то достаточно серьезное, и поэтому необходимо вносить корректировки и в управление страной. Это то, что касается отставки Данияла Ахметова. У нас тут ходят версии по поводу того, кто бы мог его заменить. Основная версия – Карим Масимов. И очень многие склонны думать, что премьером будет именно он. Но не менее равноценной версией также является кандидатура Адильбека Джаксыбекова, нынешнего руководителя администрации президента. Все зависит от того, что намечено провести в 2007-2008 годах в Казахстане. В пользу Карима Масимова говорит то, что он - один из авторов стратегии вхождения Казахстана в пятидесятку наиболее конкурентоспособных стран. Также в последнее время он занимался административной реформой и, будучи ее автором, неплохо было бы, если бы он оказался и ее исполнителем. И если эта реформа по-настоящему замысливается, как крупномасштабное повышение эффективности управления страной, она должна быть очень серьезной, и для этого нужны полномочия и ранг руководителя правительства – не менее. Все может случиться неожиданно, парламент может быть поставлен перед фактом и ему нужно будет быстро отреагировать. И чем неожиданнее будет предложение, тем легче пройдет кандидатура премьера. Фергана.Ру: - А насколько кардинально изменится состав Кабинета министров? Андрей Хан: - - Это самый интригующий вопрос. И дело даже не в кандидатуре премьера, а в том, будет ли какая-то радикальная замена ключевых фигур в правительстве? Я скептично отношусь к тому, что вообще что-то будет меняться радикально, потому что принцип преемственности, поэтапности, постепенности будет стоять в центре всех этих мероприятий. А что касается ключевых фигур, я думаю, их расстановка сразу покажет, будет что-то серьезное происходить или нет. Хотелось бы, конечно, перемен довольно обширного характера, потому что везде, по всем направлениям государство нужно серьезно реформировать. Однако радикальные перемены в правительстве вряд ли произойдут. Хотя для нас «радикально» – это где-то уже пятьдесят процентов. * * * Таджикская диаспора в Иркутской области активно набирает политический и экономический вес, все больше привлекая к себе внимание09.01.2007 17:22 msk Галина Калугина (Гедвило), Иркутск. Таджики являются одной из составляющих пестрого многоэтничного иркутского сообщества. Данную этническую группу определяют как одну из «новых диаспор», формирующуюся буквально на глазах принимающего общества в течение последнего десятилетия. За период формирования диаспоры ее численный состав и социально-экономические характеристики неоднократно изменялись. Так, статистические данные советского периода (перепись 1989 года) показывают, что численность таджиков в Иркутской области тогда была весьма незначительной – 852 человека. На начало активной миграции (первая половина 1990-х годов) таджикские лидеры оценивали численность своих соотечественников в две-три тысячи человек, в 2000 году называлась цифра в сорок тысяч. Сегодня они оперируют цифрами от пятнадцати до двадцати тысяч человек. Первые относительно массовые миграции таджиков начались в период гражданской войны. Это были многочисленные беженцы, которые кроме Иркутской области, попадали и в другие регионы России. Образ беженца-таджика прочно осел в подсознании иркутян. С течением времени этот образ претерпел изменения. Так как большинство таджиков приезжают в регион на заработки, сегодня в иркутском обществе устойчив стереотип таджика-строителя. Именно в этой сфере в большинстве своем заняты таджики. Среди них есть как сезонные (маятниковые) мигранты, так и живущие здесь постоянно. В основном это мужчины молодого и среднего возраста. Поначалу многие из приезжающих в Иркутск имели высшее образование и профессии, требующие квалификации, оказавшиеся в послевоенном Таджикистане невостребованными. Сегодняшний таджикский мигрант – чаще всего сельский житель, плохо говорящий по-русски. Хотя среди них есть и студенты – молодежь, приехавшая в Иркутск учиться. В течение долгих лет таджикская диаспора была рассеяна. Иркутский регион осваивался таджиками по частям. Представители северного и южного Таджикистана работали в определенных городах и населенных пунктах, то есть имело место разделение региона на «сферы влияния». В 1999 году с началом деятельности таджикского торгового представительства в Иркутской области, было создано национально-культурное общество «Самониды». Идея создания юридической организации принадлежит торговому представителю республики Таджикистан в Иркутской области Муривату Маликшоеву. Толчком для создания объединения послужила необходимость решения многих юридических вопросов, возникающих у граждан Таджикистана по приезду в Россию. М.Маликшоев отмечает: «Таджики, приезжающие в Иркутск, сталкиваются со многими проблемами. В первую очередь, это связано с тем, что они привыкли к тому, что в Таджикистане никто никого не спрашивает, откуда он и зачем приехал, сколько планирует здесь пробыть. Многим непонятна необходимость регистрации и прописки; в связи с этим возникает немало трудностей». Общество, по мнению Маликшоева, должно решить многие проблемы мигрантов. Оно будет полезным не только таджикам, но и принимающему обществу. Одной из основных задач общества является помощь приезжим в легализации на территории Российской Федерации посредством регистрации мигрантов в самом обществе. Таким образом будет происходить учет всех приезжающих таджиков в Иркутск и Иркутскую область. Таджикская диаспора здесь разрастается. Все больше таджиков остаются в Иркутской области, получают российское гражданство. Стоит отметить весомую роль в миграционных процессах самой Республики Таджикистан, ее заинтересованность в становлении крепких, устойчивых сообществ. Одним из примеров этого может стать активное использование такого института, как национально-культурные общества таджиков в Российской Федерации. Через эти организации возможно не только получение какой-либо информации, обратной связи от мигрантов, но и получение поддержки - как финансовой, так и общественно-политической. Таджикская диаспора Иркутской области активно набирает политический и экономический вес, все больше привлекая к себе внимание. В свете этого чрезвычайно интересен опыт проведения в Иркутской области досрочного голосования на выборах президента Таджикистана, состоявшихся шестого ноября прошлого года. Предвыборная кампания, как и собственно выборы, проходили в области весьма активно. О реализации конституционного права граждан Таджикистана на участие в президентских выборах, о заинтересованности в них представителей многочисленной таджикской диаспоры, о проведенной работе, настроении, с которым люди пришли на избирательные участки и их ожиданиях корреспондент ИА «Фергана.Ру» побеседовал с председателем Таджикского национально-культурного общества «Пайванд», представителем Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан в Иркутской области Муриватом Маликшоевым. Фергана.Ру: - Муриват Рахматович, расскажите, пожалуйста, почему для организации досрочного голосования на выборах президента Таджикистана среди остальных российских регионов была выбрана и Иркутская область? М.Маликшоев: - Я думаю, что объяснять, почему было проявлено такое внимание к самой Российской Федерации, не имеет смысла – с этой страной мы тесно связаны и именно здесь работает большинство наших граждан. А Иркутская область попала в список потому, что таджикская диаспора здесь весьма многочисленна, здесь живут и трудятся более десяти тысяч граждан Таджикистана. А так как регион этот весьма обширный, нами было предложено организовать кроме Иркутска еще один избирательный участок на севере области – в г.Братске. Фергана.Ру: - А как проходила подготовка этого события? Что было сделано, какие возникали проблемы? М.Маликшоев: - Была проведена огромная работа. Очень активное участие в подготовке и проведении досрочного голосования приняло Посольство РТ в России. Нас непосредственно курировал пресс-секретарь Посольства Мухаммад Эгамзод. Мы с лидером таджикской общины г.Братска Рахимом Наботовым были назначены представителями участковой избирательной комиссии при Посольстве РТ в России по организации и проведению выборов президента Республики Таджикистан. Нам были выданы удостоверения и направлены необходимые ходатайства во все инстанции: МИД, администрацию Иркутской области, Избирательную комиссию области, правоохранительные органы. Нужно сказать, что всюду мы нашли понимание. Руководители всех структур и ведомств Иркутской области с полной ответственностью отнеслись к столь важному для нашей страны политическому событию. Однако поначалу среди чиновников, которые нами занимались, было сомнение в том, что голосование вообще состоится. Ведь не так давно в области пробовали организовать досрочное голосование по выборам президента Украины, но мероприятие не состоялось… Мы провели среди своих ребят широкую информационную работу, настраивали их на то, что в области обязательно будут организованы избирательные участки. Мы подготовили и распространили массу листовок, письма-обращения. Провели несколько встреч, собраний, где разъясняли процедуру голосования – ведь многие из наших ребят на выборы никогда не ходили и не знают, что там и как… Информация распространялась по разным каналам – расскажем одним, а они уже со своими знакомыми на стройках делятся. Нам очень помогли таджикские студенты. Они отнеслись к происходящему с большим патриотизмом, и провели много информационных мероприятий. Естественно, что мы привлекали и средства массовой информации – провели пресс-конференцию. Очень много работали с правоохранительными органами, обсуждали, как будем действовать в день голосования. Фергана.Ру: - Интересно, как решался такой щепетильный вопрос, как проверка документов. Не стал ли этот момент преградой для желающих исполнить свой гражданский долг? М.Маликшоев: - Конечно, многих настораживал этот момент. Но мы написали в правоохранительные органы несколько обращений с просьбой лояльно отнестись к данному вопросу именно в этот день (ведь даже на войне враги делают друг другу уступки). Естественно, мы не снимаем ответственности с тех, кто имеет какие-то нарушения, и очень много с ними работаем. Думаю, что возможность свободно пользоваться своими правами (в данном случае участие в выборах президента) подстегнет многих серьезно задуматься над решением своих проблем с легализацией. Фергана.Ру: - А была ли в Иркутской области какая-то предвыборная кампания? Может, PR-команды сюда приезжали? И как были настроены люди, обсуждали ли они тему выборов до того, как пришли на избирательные участки? М.Маликшоев: - Нет, никаких команд здесь не было. Думаю, что в этот раз на диаспору не делали высоких ставок. Многие, наверное, вообще сомневались в успехе данного мероприятия. Что касается меня и Рахима Наботова, то мы, как ответственные лица, вообще не имели права агитировать за кого-то из кандидатов. Но мы предоставляли и распространяли информацию - всю, какая была в газетах и на листовках. Что касается самих людей, то желание проголосовать у них было огромное. Особых политических дебатов я не заметил. Но нужно сказать, что наши ребята имеют самые разные политические убеждения, и мнения о возможных (или желаемых) результатах голосования были самые разные. Однако в основном поддерживали действующего президента. Понимаете, этот человек принес мир на нашу землю, покончив со страшной гражданской войной, которая раздирала нашу страну. Кроме того, он выстраивает такую внешнюю политику, которую мы поддерживаем. Я имею в виду отношения с Россией. Многие из нас уже навсегда связаны с этой страной, она теперь для нас тоже родина. Поэтому мы за то, чтобы отношения между Республикой Таджикистан и Россией были хорошими и развивались. Фергана.Ру: - Итак, четвертое ноября – день досрочного голосования для граждан Таджикистана, живущих в России. Как проходило голосование, сколько людей приняли в нем участие? М.Маликшоев: - К девяти часам утра мы были полностью готовы. Бюллетени привезли дипломатической почтой. Избирательный участок был организован в Доме Дружбы народов Иркутска. Этот день всем запомнился как праздник. Мы организовали концерт, а по телевизору, установленному в холле, в течение всего дня шла видеозапись о Таджикистане. Всего в Дом Дружбы в Иркутске пришло около тысячи человек. Приезжали из близлежащих городов: Усолье-Сибирского, Ангарска, Шелехова, из многочисленных деревень. Однако основную массу избирателей мы привлекли посредством передвижной урны, проехав по всем стройкам, по всем окрестностям Иркутска, по Байкальскому тракту. Люди благодарили нас за эту инициативу, давшую им возможность проголосовать. Избирательный участок был организован и в Братске, туда приезжали из северных городов Иркутской области. Всего по северу области проголосовало 2000 человек. По общему итогу голосования – шесть тысяч человек – Иркутская область заняла по России первое место. Фергана.Ру: - Можете сказать, как разделились голоса по кандидатам в президенты Таджикистана по Иркутской области? М.Маликшоев: - Точно не помню, но почти девяносто процентов поддержали действующего президента. Фергана.Ру: - А каковы ожидания иркутских таджиков от вновь избранного президента? М.Маликшоев: - Как я уже говорил, это поддержание мира на таджикской земле, развитие отношений с Россией. Такое сотрудничество для нас очень важно, особенно с экономической точки зрения. Именно с Россией, так как, например, у нашего соседа, Республики Узбекистан, совсем другая политика. Фергана.Ру: - Муриват Рахматович, а как Вы считаете, «цветные революции» вашей стране не грозят? М.Маликшоев: - Однозначно нет! Народ устал от той войны и, скорее всего, таджики не поддадутся на провокации. Именно поэтому Таджикистану нужен такой президент, как Эмомали Рахмонов. Фергана.Ру: - В день голосования – 4 ноября - в Иркутске по соседству с Домом Дружбы народов проходило мероприятие, названное в листовках «Русский марш». Среди лозунгов были и весьма специфические. И, кстати, в связи с маршем среди иркутской общественности был немалый ажиотаж. Вы и ваши товарищи как-то ощутили на себе неприязнь, или то, что мероприятие было направлено непосредственно против вас? М.Маликшоев: - Честно говоря, если бы вокруг этого марша не было столько шумихи, то мы бы и не поняли, что там происходит. Мне кажется, что эту тему просто слишком раздули. Хотя ведь люди имеют право на выражение своего мнения. Я спрашивал у своих земляков – ни с кем никаких проблем у них не возникло.
* * * Кто станет новым главой правительства Казахстана?09.01.2007 17:47 msk Айгуль Омарова 10 января 2007 года на совместном заседании обеих палат парламента решится вопрос о назначении нового премьер-министра Казахстана. 8 января премьер Даниал Ахметов подал в отставку. Согласно казахстанскому законодательству, вместе с премьером освобождают свои посты и министры, которые продолжат трудиться до утверждения новых чиновников. Отставка главы правительства была давно ожидаемой и, по мнению большинства аналитиков, шагом закономерным в той кадровой рокировке, которую время от времени устраивает Нурсултан Назарбаев. Пятидесятидвухлетний Даниал Ахметов возглавлял правительство с июня 2003 года, приняв бразды правления у человека, который сам себя называл «продуктом Назарбаева» - Имангали Тасмагамбетова (сегодня он мэр Алма-Аты). До назначения премьер-министром Даниал Ахметов успел побывать Акимом (главой администрации) двух областей, в том числе и родной Павлодарской. С октября 1999 он неизменно входил в состав правительства в ранге просто заместителя, а затем первого заместителя главы правительства. Злые языки связывают имя уходящего премьер-министра с Евразийской промышленной ассоциацией, являющейся монополистом в алюминиевой промышленности Казахстана. Однако в каких-либо скандалах, связанных с этим, надо признать, г-н Ахметов не был отмечен. Даниал Ахметов – доктор экономических наук, увлекается велосипедом, говорят, является даже мастером спорта в этом виде. О его любви к этому виду спорта говорит и то, что он стал самым ярым энтузиастом создания команды «Астана» во главе с Александром Винокуровым, победителем этапов велогонки «Тур де Франс». К числу «плюсов» правительства Ахметова можно отнести государственную жилищную, инновационную программы, а также программы развития космической отрасли республики и реформирования науки. При Даниале Ахметове был запущен первый казахстанский спутник KazSat, благодаря чему в Казахстане подешевеют мобильная связь, международные и междугородние переговоры и Интернет. Объем ВВП в 2006 году, по предварительным итогам социально-экономического развития страны, на душу населения в Казахстане составил $5,1 тыс. На долю этого правительства пришлись две выборные кампании – парламентская и президентская, с которыми оно справилось без особых проблем. Однако есть и минусы. Так, правительству пришлось в пожарном порядке решать вопросы оплаты казахстанских рабочих на месторождении Тенгиз и на Кармете, принадлежащим иностранным кампаниям. А стоимость жилья, возводимого по социальной программе, все равно не по карману многим казахстанцам. Кстати говоря, не сбудутся надежды многих жителей страны на получение бесплатных 10 соток земли под индивидуальное строительство, поскольку это оказалось лишь популистским шагом правительством без конкретного механизма реализации своего же постановления. Новому правительству придется решать те задачи, которые не удалось реализовать правительству Даниала Ахметова. Среди них программа индустриально-инновационного развития Казахстана. Согласно этой программе, республика к 2015 году должна перейти от сырьевой направленности экономики к высокотехнологичным производствам. Среди претендентов на освободившийся пост – несколько человек. Несмотря на прошедший слух о том, что глава государства уже внес на рассмотрение парламента кандидатуру Карима Масимова, местные аналитики называют еще несколько человек, способных возглавить новое правительство Казахстана. Это - нынешний руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Его считают жестким управленцем, а также фигурой, «равноудаленной» от всех ФПГ, имеющихся в стране. До назначения на нынешнюю должность он был акимом Астаны, сенатором. Еще раньше занимался бизнесом и создал одну из самых мощных корпораций в Казахстане «Цесна», относящуюся к монополистам в мукомольной промышленности. Еще один кандидат на должность главы правительства - Григорий Марченко, возглавляющий сегодня правление Народного банка Казахстана. Еще пару лет назад Григория Александровича называли одним из самых успешных реформаторов на постсоветском пространстве. Однако в январе 2004 года он ушел с поста вице-премьера, не поладив с Даниалом Ахметовым. Одной из причин тогдашней отставки Марченко стало его несогласие с ходом реализации жилищной программы. Однако сегодня Григорий Александрович чувствует себя превосходно в роли руководителя банка, акции которого принадлежат семейной чете Кулибаевых, т.е. второй дочери президента Казахстана Динаре Кулибаевой и ее мужу Тимуру Кулибаеву, руководителю мега-холдинга «Самрук», в котором собраны госактивы национальных компаний «Казахтелеком», «Казпочта», «КазМунайГаз» и «Казахстан Темир Жолы». И вряд ли согласится поменять любимое банковское дело на хлопотную и неблагодарную должность премьер-министра. Другими кандидатурами в премьер-министры называют теперь уже и.о. первого заместителя премьер-министра Карима Масимова и министра экономики и бюджетного планирования Аслана Мусина. Г-н Мусин так же, как и Джаксыбеков, нейтрален по отношению ко всем ФПГ, однако его минусом является недостаточный опыт работы на республиканском уровне. Что же касается кандидатуры Карима Масимова, то здесь гораздо сложнее. Во-первых, он не казах, что может помешать ему. Во-вторых, он несколько работ проработал в Китае, закончил Пекинский институт языков, и это также может оказать негативное воздействие на парламентариев, которые будут утверждать нового главу правительства. И главное – Карим Масимов аффилирован со вторым зятем Нурсултана Назарбаева. И его назначение премьер-министром будет означать усиление позиций Тимура Кулибаева, который и без этого выиграл в результате столкновение бизнес-элиты со старшим зятем президента Назарбаева осенью 2001 года. В случае такого назначения президенту страны придется восстанавливать баланс в элите высоким назначением старшего зятя Рахата Алиева (супруга Дариги Назарбаевой). Сейчас, как известно, Рахат Алиев занимает пост первого заместителя министра иностранных дел и сыграл огромную роль в продвижении и заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ. К тому же к числу его достижений можно отнести и более чем тесное сотрудничество нашей республики со странами Бенилюкса и Австрией. Вероятно, более чем наполовину обновится и состав правительства. Во всяком случае, поговаривают о том, что в обновленном правительстве не окажется Бирганым Айтимовой, Загипы Балиевой и еще ряда персон. Очевидно, следует ожидать, что их место займут новые управленцы. Практически все информационные агентства, сообщая об отставке правительства, заострили внимание на том, что Нурсултан Назарбаев провел консультации с руководством партии «Нур-Отан», имеющей большинство мандатов в парламенте. Среди предложений реформирования политической системы содержится и такое: правительство формируется партией, набравшей больше мест в парламенте. К тому же глава государства не так давно отметил, что госструктуры должны пополняться новых лиц из «Нур-Отана». Вполне возможно, что нынешний руководитель партии Бахытжан Жумагулов может занять пост министра науки и образования, а Дарига Назарбаева – портфель министра культуры и информации. Эксперты не исключают такого поворота событий. Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»: Что касается деятельности правительства Даниала Ахметова, то здесь однозначную оценку сложно дать. Если смотреть деятельность министров экономического блока, то в принципе отрицательных показателей не наблюдалось. В основном имели отрицательные показатели министры социального блока, политического и силового. Из этих министров «отметились» многие. К примеру, Счетный комитет отметил многие недостатки – нецелевое использование бюджетных средств, растраты, факты коррупции среди чиновников, работающих в тех или иных министерствах. Было, конечно, какое-то движение вперед в плане экономики, но те негативные моменты, скажем, то же снятие министра здравоохранения из-за чудовищного факта – заражения детей ВИЧ-инфекцией в Шымкенте, разоблачительные речи президента страны в адрес руководителей национальных компаний из-за высоких зарплат, затушевали положительные моменты. И это тоже сыграло свою роль в уходе Ахметова. Новым главой правительства, скорее, станет Карим Масимов. Президент поставил его курировать экономический блок, фактически он не «замарался», грубо говоря, в других вещах - социалке и т.д., и то, что ему дали некоторые полномочия, которые превышали полномочия Даниала Ахметова, это тоже показатель. Но возможно, премьер-министром окажется Адильбек Джаксыбеков, потому что уже бывало, когда вместе с правительством меняли и руководство администрации главы государства. Аслан Мусин вряд ли займет пост премьера, потому что он все-таки больше лидер регионального уровня. В лучшем случае вице-премьер. Бурихан Нурмухамедов, заместитель председателя партии «Ак Жол»: - Если характеризовать деятельность правительства Даниала Ахметова по пятибалльной системе, то ему можно поставить оценку «четыре». В экономическом блоке уходящее правительство не сделало катастрофических ошибок, хотя и не в полной мере использовали имеющиеся возможности. Однако в политическом отношении было сделано очень мало. Но такой задачи перед этим правительством и не стояло. На мой взгляд, есть большая вероятность возвращения в правительство Сауата Мынбаева, Зейнуллы Какимжанова, возможно возвращение Григория Марченко. Премьер-министром, я думаю, шансы пока 50 на 50 у Адильбека Джаксыбекова, Карима Масимова. Думаю, что новым главой правительства станет тот, кто сможет обеспечить новые реформы и в то же время сохранит стабильность и согласие. Досым Сатпаев, руководитель группы оценки политических рисков: - Я вообще считаю, что все последующие правительства после Акежана Кажегельдина были техническими. После него и премьер-министр, и само правительство стали играть второстепенную роль в жесткой вертикали исполнительной власти Казахстана. Это была целенаправленная задача президента страны -превратить правительство только в технический исполнительный орган без каких-то серьезных политических амбиций. И все премьер-министры, которые были после Акежана Кажегельдина, - Балгимбаев, Токаев, Тасмагамбетов – это очень хорошие исполнители, достаточно лояльные к президенту; и Даниал Ахметов в этом ряду исключением не является. Сам Даниал Ахметов и его правительство были ни чем не лучше и не хуже предыдущих. Более того, меня несколько смущает искусственный ажиотаж вокруг смены правительства в Казахстане. Я не имею в виду только смену правительства Даниала Ахметова, но и те рокировки, которые были до него. Потому что от того, будет возглавлять правительство Карим Масимов или Аслан Мусин, ничего не меняется. Правительству ничего не остается, как реализовывать те программы, которые президентом уже были одобрены. А таких программ немного, они ключевые. Во-вторых, новое правительство будет иметь те же самые плюсы и минусы, какими обладали предыдущие правительства. Плюсом является все-таки то, что выработан механизм преемственности власти на уровне правительства. Новый премьер-министр не будет пытаться рубить с плеча, а министры станут вникать в те дела, которые начинали их предшественники, или продолжат реализацию тех программ, которые начинали их предшественники. Большим минусом было, кроме правительства Акежана Кажегельдина, то, что все правительства перестали быть самостоятельными и были практически не креативными. Это привело к тому, что некоторые функции правительства на себя перетянули Совет безопасности и администрация президента. Я думаю, что консультации с «Нур-Отаном» являются продолжением тех инициатив с тогда еще «Отаном» по поводу того, что правящая партия или партия, имеющая большинство в парламенте, должна участвовать в формировании правительства. Я не исключаю того, что новое правительство будет формально формироваться с участием партии «Нур-Отан». Без одобрения парламента президент не может назначить премьер-министра. Все то, что происходит в социально-экономической, политической жизни Казахстана, одобрено, разработано с участием главы государства. Думаю, что новым премьер-министром, скорее всего, станет Карим Масимов. Константин Сыроежкин, доктор политических наук: - Скорее всего, новым премьер-министром станет Адильбек Джаксыбеков. Но после Даниала Ахметова любой [глава правиельства] будет лишь переходной фигурой. Неизвестно, пойдет ли президент на какие-то радикальные реформы или нет, насколько будет усиливаться парламент, насколько ослабится правительство, насколько сама президентская вертикаль будет ослабляться. Пока никаких подвижек нет. И поэтому нужен более жесткий управленец. А Джаксыбеков более жесткий управленец, чем Масимов, и потом Джаксыбеков как бы уравновешивает кадровую политику. Карим Масимов более либерален. Деятельность самого Даниала Ахметова оцениваю положительно. Ему по большей части повезло, нефтяная конъюнктура сыграла свое. Ильяс Карсаков, кандидат исторических наук: - Даниал Ахметов предполагал подать в отставку сразу же после президентских выборов. И подавал, но президент эту отставку не принял. Вообще надо сказать, что это произошло в нарушение традиций. Видимо, необходим был какой-то период, теперь этот период прошел и президент принял решение о принятии отставки Даниала Ахметова. Деятельность правительства была на фоне роста цен на нефть, с одной стороны, и в этом плане правительству Даниала Ахметова повезло. Экономические показатели в республике росли. Но во многом это был количественный, а не качественный рост. В то же время наблюдался рост цен на продукты, недвижимость, а в условиях нашей монополизированной экономики это потянуло за собой еще большее социальное расслоение. С другой стороны, Даниал Ахметов предложил развитие кластерной технологии, то есть инновационное развитие республики, переход от сырьевой экономики к не сырьевой, обрабатывающей промышленности. Но возникало ощущение, что он не справлялся с этой проблемой, особенно это было заметно в неспособности правительства обуздать инфляцию. Но в принципе обуздать инфляцию невозможно было, потому что вся экономика у нас была завязана на нефтяную трубу, и стоимость цен на бензин и другие ГСМ неизбежно приводила к росту цен на сельхозпродукты, коммунальные слуги и т.д. Это связано с неразвитостью инфраструктуры Казахстана, в основном перевозки осуществляются не железнодорожным, а автомобильным транспортом. Цены на бензин за последние три года выросли в несколько раз, выросли и коммунальные тарифы, цены на продукты и т.д. Соответственно увеличилась и инфляция. Когда нам утверждали, что рост идет всего в 10%, то люди ощущали на своем кармане рост не в 20-30, а в 40%. Даниал Ахметов – сильный хозяйственник, но в отличие от предыдущих правительств у него в команде не было сильных экономистов типа Жандосова, Марченко, если сравнивать с правительством Тасмагамбетова или Токаева. Отсутствие таких сильных экономистов позволяло Ахметову проводить свою политику. Однако говорить о предполагаемых кандидатах на пост главы правительства трудно, поскольку президент Назарбаев может сделать очень нестандартный ход, к примеру, назначить [на должность премьер-министра] кого-то из областных акимов.
|
В избранное | ||