ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Депутат Кадыржан Батыров: «Единственная консолидирующая сила в стране – это реформы»11.01.2007 11:56 msk Абдумомун Мамараимов (Джалалабад)
Как «Фергана.Ру» уже сообщала, лидеры узбекской общественности Киргизии, выступающие за парламентскую форму правления в стране, недавно изменили свою позицию и поддержали введение смешанной формы правления в стране, при которой сохранился бы баланс полномочий между президентом и парламентом. Изменение позиции они объясняют последними событиями в стране, когда парламент принял одну за другой две редакции Конституции. Поделиться своим мнением по этому и другим вопросам согласился
один из наиболее активных и нелюбимых властями лидеров узбекской общественности, депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) Кадыржан Батыров.
Фергана.Ру: - Кадыржан Алимжанович, сторонники действующей власти обвиняют Вас в том, что Вы поддерживаете оппозицию. А оппозиция всегда, особенно во время прошлогодних мартовских событий, обвиняла Вас и узбекскую общественность в том, что Вы поддерживаете власти. На чьей же Вы стороне? К.Батыров: - Что касается лично меня, то все пятнадцать лет независимости страны я открыто высказывал свое мнение в отношении действий высших чиновников. Так было и при экс-президенте Акаеве. Кроме того, все эти годы Узбекский национально-культурный центр Джалалабадской области, руководителем которого я являюсь, проводил различные акции протеста, требуя защиты своих прав. Я поддерживал бы как бывшие, так и нынешние власти, если бы они работали хорошо, решали проблемы простого народа, выполняли свои функции добросовестно. Но ведь этого нет.
Фергана.Ру: - На днях Партия народного единства и согласия, членом политсовета которой Вы являетесь, объявила, что поддерживает смешанную форму правления в стране. До этого и Вы, и узбекская общественность страны выступали за парламентскую форму правления. Что изменилось? К.Батыров: - В мае прошлого года Узбекский национально-культурный центр области провел митинг, одним из требований которого было введение в стране парламентского правления. Во время прошлогоднего ноябрьского кризиса, когда обострилось противостояние и среди депутатов, с трибуны Жогорку Кенеша я поддержал идею парламентского правления. Но в процессе принятия новой редакции конституции я убедился, что ни движение «За реформы!», ни другие силы не хотят признавать, что наряду с титульной нацией в стране проживают представители еще восьмидесяти наций и народностей. И в Конституции они не нашли места для этих народов. То есть наши предложения, отвечающие интересам не титульных наций, не были приняты. В частности, мы предлагали включить в конституцию страны положение, позволяющее национальным меньшинствам использовать родные языки в местах их компактного проживания. Большинство депутатов подписались под этим предложением, но в конституцию оно так и не было внесено. Тогда я понял, что реформы совершаются не для всех, а только для самих депутатов. Сделал для себя вывод, что нельзя доверять судьбу страны ни движению «За реформы!», ни другим «реформистам». К такому общему знаменателю мы пришли и на съезде нашей Партии народного единства и согласия, которая теперь называется «Ватан». В настоящее время для нас больше подходит смешанная форма правления, где будет сохранен баланс полномочий между парламентом и президентом страны. Фергана.Ру: - А как на счет Ваших личных отношений с президентом страны, которые до последнего времени оставались достаточно сложными? К.Батыров: - На наши отношения сильно влияли беззакония, которые творились в Джалалабаде в отношении меня и моей собственности. Есть проблемы, связанные с моей депутатской деятельностью, расхождения во взглядах на некоторые вопросы. Но ситуация, кажется, стала меняться в лучшую сторону, с тех пор, как лидеры узбекской общественности, объединившись, обратились к президенту, чтобы он как гарант конституции принял меры по вопросам захватов моей собственности и преследований. Насколько мне известно, в Джалалабаде на встрече президента с населением одна из женщин, представлявшая лидеров захватчиков, задала главе государства вопрос в отношении меня, и он потребовал от захватчиков прекратить творить безобразия. Об этом же президент говорил еще в нескольких местах. Думаю, время покажет, как дальше будут развиваться события. Фергана.Ру: - А что стало с Вашими объектами? К.Батыров: - Первый позитивный сдвиг я вижу в том, что вопросы стали решаться в правовом поле. Мы добились определенных результатов через суды. Городской и областной суды вынесли решение в нашу пользу. Теперь дело будет рассматриваться в Верховном суде. Тем не менее, у меня вызывает подозрение то, что местные власти и правоохранительные органы не принимают законных мер в отношении тех, кто занимается обыкновенным воровством, «раскулачиванием» захваченных объектов, проведением перепланировки зданий, приспосабливая их под свои жилища. Многие из них успели на захваченных территориях залить фундаменты, начать строительство домов. Был момент, когда они избили прокурора района. Однако соответствующие органы не принимают мер, хотя прекрасно знают и организаторов, и исполнителей этого беспредела. Вместо того чтобы объединить все вышеуказанные факты в одном уголовном деле и передать его в одни руки, следствие разделило их на несколько уголовных дел. Я думаю, что это делается с одной целью – чтобы дать виновникам наименьшее наказание, подогнать их организованные деяния под «смягченные» статьи. Фергана.Ру: - Вам удалось освободить свои объекты от захватчиков? К.Батыров: - К сожалению, в этом плане ничего не изменилось. Я надеялся, что мэр города, как компетентный человек, примет все меры, чтобы восстановить справедливость. Но он не выполнил свои обещания. Когда после долгих ожиданий коллективы захваченных объектов приняли решение вывести захватчиков своими силами, нас навестил мэр города Мамасалиев со своим активом в сорок человек. И пришли для того, чтобы упрекать нас в том, что мы будоражим народ и нарушаем стабильность. Почему они не говорят об этом с захватчиками? Это плутовство, даже преступление со стороны местных властей. Тогда мэр города лично обещал, что через пять дней выведет захватчиков и наведет там порядок. Но вместо этого он подал иск в Верховный суд о пересмотре решения судов двух инстанций, которые признали мое законное право на захваченные объекты. Мне интересно, что он скажет по этому поводу, когда будет отчитываться перед горожанами о своей работе. Фергана.Ру: - В 2005 году, когда в парламент страны прошли семь представителей этнических узбеков, одно из средств массовой информации республики язвительно сообщило, что в стране родился «семиголовый дракон». Лидеров узбекской общественности часто обвиняют в том, что они-де думают только о себе, требуют соблюдения прав только одной этнической группы... К.Батыров: - Цель национально-культурных центров в том и состоит, чтобы защитить права своих этнических групп. Если бы государство решало наши проблемы, не было бы необходимости создавать эти центры. Какая этническая группа сегодня управляет государством? В самых главных документах забывают о «других» нациях. Придание официального статуса русскому языку конституционным путем стало очень позитивным моментом в развитии нашей страны. Но в то же время тогда [на референдуме от 2003 года] из конституции исключили положение, которое разрешало этническим меньшинствам использовать свой родной язык в местах их компактного проживания. Почему, когда наших представителей не было в парламенте, критики не поднимали наши проблемы? Ведь все было наоборот. Многих и теперь радует, когда ущемляются права не титульных наций, порой такие действия даже поощряются. В свое время бывший губернатор Джалалабадской области Жумалиев бил в грудь, что не пропустил в парламент ни одного узбека. Так о чьих же правах мы должны говорить? Наша позиция всегда одна – мы хотим быть равными среди равных. Только обеспечив всем равные права и возможности, мы сможем вывести страну из затянувшегося кризиса. Фергана.Ру: - Но Ваши слова не касаются простых жителей республики, которым делить нечего… К.Батыров: - Да, конечно. Но, к сожалению, нередко власти используют людей, которые действительно считают, что эта земля принадлежит только им, и все остальные народы должны жить так, как они, эти люди, считают нужным. Их единицы, но нередко им удается делать погоду в том или ином деле. Вместе с тем очень многие представители титульной нации понимают и переживают за нас, приходят к нам со словами сожаления и поддержки. Эти люди, в отличие от некоторых политиков, трезво смотрят на вещи, думают о последствиях тех или иных предпринимаемых ими шагов. Ибо, не дай Бог, если возникнет какой-то конфликт в регионе, то победителей не будет. К сожалению, такое не могу сказать о местных властях и подчиненных им СМИ, которые дают однобокую информацию. Фергана.Ру: - Как Вы думаете, есть ли в стране сила, которая может объединить, консолидировать созидательные усилия? К.Батыров: - Такая сила есть – это реформы. О них много говорим, но мало делаем. Взять реформу местных органов власти. В первые дни после мартовских событий новые власти объявили, что через год будут упразднены областные структуры. Теперь борются, чтобы сохранить их. Тем временем, на местах бюджетом управляют по личному усмотрению: воруют, как хотят. Их некому проверять, полнейший бардак! Кроме того, власти на местах занимаются различными политическими интригами, они озабочены тем, как устроить на престижные должности своих родных, как построить себе дома на родине, пока работают в другом регионе. Коррупция процветает именно в этом звене, а также - в низших звеньях управления, о чем не раз говорил и президент Курманбек Бакиев. Эти структуры сосут кровь народа и бюджета. Поэтому их надо упразднить. Фергана.Ру: - Но руководители этого звена имеют свои аргументы в пользу сохранения областных структур. Например, они заявляют: «С кем будут говорить губернаторы соседних стран, если у нас не будет руководителей областного ранга?» К.Батыров: - Вот это и есть их уровень. С ними и так никто не говорит. Пусть наши губернаторы ответят, когда они в последний раз говорили с губернатором какой-либо области из соседней страны?! Не было этого. Потому что всерьез их никто не принимает. А губернаторы соседних стран могут поговорить и с главой сельской управы, если он достойный руководитель и умеет держать свое слово. Если эти структуры нужны только для переговоров с соседями, то пусть на юге появится представитель президента страны, который будет уполномочен вести такие переговоры. Он может работать с небольшим, но эффективным штатом. Фергана.Ру: - Скажите, пожалуйста, что вас больше всего волнует, когда думаете об этнических проблемах страны? К.Батыров: - Отсутствие политической активности этнических меньшинств, особенно узбеков. Мало того, среди нас есть лидеры различных уровней, которые тянут народ назад, толкают в пропасть. Нам надо учиться у киргизов, у которых всегда наблюдается большая политическая активность. Этот народ умеет бороться за свое право, за достойное место в обществе. Наши же ждут, пока им принесут все на блюдечке. Мы это видели при встрече с населением на местах. Я уже говорил: то, что и у остальных народов страны тоже есть права, не хотят признавать даже самые ярые демократы. Они думают только о себе, вспоминая о нас только во время выборов. Два года работы в парламенте и пятнадцатилетние наблюдения показали, что многим политикам нужны только наши голоса. Сейчас ситуация такова, что каждый должен бороться за свои права сам. Поэтому к выборам надо готовиться так, чтобы в парламент и другие государственные структуры пришли настоящие лидеры народа, включая представителей этнических меньшинств. Фергана.Ру: - Каковы главные задачи, которые ставит перед собой партия «Ватан», одним из лидеров которой Вы являетесь? К.Батыров: - Поднимать правовое и политическое сознание, активность населения. А то что получается? Очень много позитивного, что есть в нашем народе, мы превращаем в негативное. Взять, например, суету вокруг хаджа. Хадж - святой долг мусульманина. Но посмотрите, что делается у нас вокруг него: проводы, встречи, затем нескончаемые угощения там и тут. Как будто в жизни нет других проблем. Раз ты выполнил свой долг перед Богом, зачем превращать это в целую структуру? В то же время, если дома заболеет ребенок, люди не могут найти деньги на укол или хорошего врача. Не могут потребовать и получить минимальную медицинскую помощь, что положено по закону. О вымогательствах в правоохранительных органах и говорить не стоит. Справедливости в обществе можно достичь только тогда, когда во власти будут работать достойные люди независимо от национальности и родственных связей. И когда граждане научатся требовать с них. Фергана.Ру: - Вы говорите о пассивности. Между тем, узбекская общественность в последнее время создала несколько культурных центров и обществ, которые имеют свои программы действий… К.Батыров: - Эти организации создаются не сами собой. Принцип «разделяй и властвуй» не нов. В истории это было, будет и дальше. Многие центры созданы и работают по заказу «сверху», отвлекают народ от наших насущных проблем, исполняя дифирамбы в адрес властей. А, между тем, мы теряем время, споря друг с другом из-за пустяков. Но недавно лидеры этих организаций собрались вместе и достаточно конкретно высказались обо всем. Думаю, мы сможем объединить наши усилия для решения общих проблем. Фергана.Ру: - Можно ли ожидать такой активности от узбекского населения, которое всегда отличалось своей аполитичностью? К.Батыров: - Безусловно. На выборах 1995 года мы впервые провели своих представителей в парламент. Ведь у людей есть патриотизм, они хотят для своей родины лучшей жизни и понимают, что это могут обеспечить достойные люди. У каждой партии есть своя программа, которой они привлекают свой электорат. Но это зачастую оказывается ширмой: как только попадают в парламент, они забывают о нас. Люди это уже поняли, поэтому, они будут хорошенько думать, прежде чем идти за какой-то партией.
* * * Нигара Хидоятова: «Сельское хозяйство Узбекистана ждут катастрофические годы»11.01.2007 16:58 msk Соб. инф. Сельскохозяйственная отрасль Узбекистана сегодня переживает период радикальных перемен. Крупные сельскохозяйственные товарищества, образованные вместо бывших колхозов и совхозов, по инициативе руководства страны дробятся на небольшие фермерские хозяйства. Под мощным давлением административного аппарата этот процесс происходит с той же стремительностью, с какой в тридцатые годы проходила кампания по всеобщей коллективизации. Республиканские СМИ сообщают, что в большинстве регионов страны уже не осталось товариществ – все земли поделены между фермерами. По официальным данным, их число в Узбекистане приближается к 200 тысячам. Это совершенно новое для Узбекистана явление не может не вызывать вопросов. Каким образом замена сельскохозяйственных товариществ фермерскими хозяйствами отразится на состоянии сельского хозяйства в стране в целом? Прогрессивное ли это явление? И если да, то насколько? Об этом, а также об общем состоянии сельского хозяйства в Узбекистане рассказывает Нигара Хидоятова, исполнительный секретарь оппозиционной партии «Озод дехконлар» («Свободные крестьяне»). - В своем недавнем приветствии «хлопкоробам, всем труженикам Узбекистана» президент Каримов, говоря об успешном завершении хлопкоуборочного сезона, подчеркнул, что это подтверждение того, что фермерское движение приобретает все более решающее значение. Но фермер в Узбекистане несопоставим с фермером-капиталистом на Западе. Это совершенно разные понятия. Руководство Узбекистана усиленно и искусственно насаждает институт фермерства, утверждая, что это путь к созданию рыночного производства в сельском хозяйстве, что найдена некая палочка-выручалочка в его реформировании и в росте его производительности. Но это неправда. Рыночная экономика имеет свои объективные законы, нарушение которых ведет к дезорганизации всей системы. Одним из этих законов является ценообразование, по которому цена товара определяется издержками его производства. Те, у кого высокие издержки производства, стремятся улучшить плодородие земли, технику, повысить качество удобрения, закупить устойчивые к болезням семена и прочее. Но и те, у кого более низкая себестоимость, стремятся не скатиться вниз и сохранить прибыли, и тоже трудятся над повышением производительности. Это и есть закон капиталистического сельского хозяйства, закон ренты, открытый Давидом Рикардо еще в начале XIX века. Сельское хозяйство может быть или рентабельным, то есть прибыльным, или же все законы начинают работать в обратном направлении и приобретают вместо созидательной инерции - разрушительную.
В свое время большевики создали колхозную систему. Впервые в новейшей истории они ввели административное управление сельским производством, которое превратило крестьян в государственных рабов. Но деревня отвергла эту систему. Она не стала работать. Это был тихий саботаж, проявлявшийся в форме алкоголизма, воровства колхозного имущества, считавшегося ничейным, бегстве в города и в массовых приписках, обмане. В общем, крестьяне ответили тем, что оставили страну без хлеба. В 1961 году Россия впервые в истории стала ввозить из США пшеницу и другие продукты питания. Американский фермер мог прокормить своей продукцией тридцать человек, европейский – двадцать, а русский колхозник не мог прокормить собственную семью. Колхозники составляли половину населения страны и не могли прокормить оставшуюся ее часть. Разрушена была, прежде всего, мотивация к труду. Крестьяне не хотели работать по лозунгам, приказу, инструкциям. Русский крестьянин потерял любовь к земле и вкус к труду. Алкоголизм превратился в ценность жизни, воровство стало выдаваться за предприимчивость, обман и приписки - за удачливость. Воровали, чтобы пьянствовать, пьянствовали, чтобы воровать. В деревне началась разруха и деградация. Таким образом, отсутствие ренты автоматически ликвидировало мотивацию к увеличению производительности труда и повышению плодородия почвы. В результате в 1991 году, когда разваливался Советский Союз, русский крестьянин не стал защищать советскую власть. Он поддержал Бориса Ельцина за его непримиримую оппозицию к КПСС и советской власти. Фермер Узбекистана создается административным путем – соответствующим законом от 30 апреля 1998 года. Согласно этому закону, объявлено о создании фермерских хозяйств - самостоятельных хозяйствующих субъектов, ведущих товарное сельскохозяйственное производство. Однако в том же законе говорится, что эти «самостоятельные хозяйствующие субъекты» должны будут работать на земельных участках, предоставленных им в аренду. Понятие «фермер» предусматривает независимость работника, его право на земельную собственность. А в аренду берет землю арендатор. Думаю, что не надо разъяснять разницу между полноправным собственником и фактически бесправным арендатором. Земельные участки нашим фермерам должны предоставляться хокимами районов (руководителями районных администраций – Ред.). Хотя и оговаривается, что их решение должно основываться на решении конкурсной комиссии, но эта комиссия - лишь декорация. Никто не осмелится возражать хокиму, который и определяет решение конкурсной комиссии. Повезло нашим хокимам – такой источник доходов президент подарил им! За преданность, за верную службу… При получении земельного участка в аренду фермерское хозяйство берет на себя обязательство обеспечить урожайность сельскохозяйственных культур не ниже кадастровой оценки земли. Это обязательство закрепляется в договоре об аренде земельного участка. Подобная принудительная административная мера заставляет фермера по-прежнему работать на государство. У западного же фермера его единственное обязательство связано с рыночным принципом «спрос-предложение». Формально права и обязанности фермерского хозяйства по владению и пользованию земельным участком определяются законодательством. Но поскольку у нас такого законодательства не существует, то против фермера может быть использован любой закон вплоть до уголовного кодекса. Ну и, наконец, последняя точка в юридическом положении фермера определяется пунктом, по которому предоставленные фермерскому хозяйству земли должны использоваться «строго по целевому назначению». То есть фермеру будут указывать, как пахать, что сеять, когда собирать урожай, сколько, кому и по какой цене сдавать произведенный продукт. Выданные ему в аренду участки не могут быть приватизированы, а также не могут являться объектами купли-продажи, залога, дарения, обмена и передаваться в субаренду. Таким образом, узбекский фермер в настоящее время имеет одни обязанности и никаких прав. Он превратился в объект прямого вымогательства со стороны государства. Прежде чем распорядиться плодами своего труда, он должен оплатить госзаказ, затем налог на землю. Это отнимает у него больше трети доходов. Понятно, что такие условия не способствуют развитию сельского хозяйства. Попробуйте сверх определенного предела отнимать у крестьян продукт их труда – несмотря на прокуратуру, милицию, хокимов, угрозы отобрать землю, их не удастся приковать к полям и заставить работать. Не потому ли молодежь массами бежит из кишлаков в Ташкент, в Казахстан, в Россию, не потому ли люди толпами кочуют по всему Узбекистану в поисках хлеба и работы? Однако это лишь вершина айсберга. Цены на бензин фактически отбирают у арендатора-фермера четверть его доходов. С 8 ноября цена на литр бензина марки АИ-80 поднялась до 585 сумов ($0,5), солярка и дизель стоят почти столько же. В год расход бензина у среднего фермерского хозяйства составляет до двух тысяч литров, то есть около миллиона сумов уходит на бензин. Электричество стоит у нас непомерно дорого - 38 сумов за киловатт. Цены на электричество в богатой Европе те же - три цента за киловатт, при огромной разнице в доходах на душу населения. Вот так узбекский фермер оказался в безвыходном кругу государственных поборов, нереальных цен и злоупотребления властей. Над тем, кто все-таки решился взять землю в аренду, довлеет постоянный страх перед властью, страх, что землю могут отобрать. А в сельской местности власть имеет свою особенность – она никем не контролируется и крепко связана круговой порукой. Хокимы областные, хокимы районные – это лишь малая часть огромной армии сельских чиновников – коррумпированных, бессовестных, разжиревших. И это чиновничество имеет все возможности для ограбления так называемого фермера. Пусть только он попробует пожаловаться на кого-либо из них – из-за нарушения договора или высокого уровня поборов, - его живо скрутят, заведут уголовное дело и - поминай, как звали. В лучшем случае бедняга лишится своего земельного участка. Бедственное положение арендаторов непосредственно отражается и на земле, которая с каждым годом все более истощается, становясь бесплодной. 19 октября, выступая на сессии Ферганского областного Кенгаша (Совета – Ред.), Ислам Каримов заявил, что в последние пять-шесть лет урожайность хлопка снижалась, и это снижение составило в среднем шесть центнеров с гектара. Он обвинил хокима области в «поверхностном подходе» к вопросу создания фермерских хозяйств и в тот же день его сместил. За пять дней до этого такое же обвинение он предъявил хокиму Андижанской области, сказав: «В то время, когда в стране осуществляется широкомасштабное реформирование сельского хозяйства, в Андижанской области пытаются сохранить старую систему управления, наблюдаются случаи препятствования развитию фермерского движения». И хоким Андижанской области тоже слетел со своей должности. Но очевидно, что дело не только в нежелании или некомпетентности местных руководителей, которые, по словам Каримова, «не умеют вселить чувство истинного собственника земли и имущества». Если завтра сместить полностью всех хокимов и на их месте поставить новых, то положение вряд ли изменится. Не лучше ли признать, что реформы, связанные с созданием так называемых фермерских хозяйств, изначально носили волюнтаристский характер и противоречили всем законам рыночной экономики? Руководство республики хотело найти новый оригинальный путь развития, предусматривающий директивное управление рыночным хозяйством. Затея провалилась, поскольку была основана не на экономических законах, а на зыбком песке волюнтаристских убеждений. Результат этих действий, которые наш президент называет «широкомасштабными реформами», сегодня можно видеть на рынках Ташкента. Всякая реформа должна способствовать повышению благосостояния народа, а нынешняя стимулировала обвал жизненного уровня населения. Цены крайне высоки и не исключено, что будут расти еще, так как эти реформы способствуют не увеличению производительности сельского хозяйства, а увеличению цен. В своем недавнем выступлении президент Каримов в качестве примера роста благосостояния сельского населения указал на уровень обеспечения его питьевой водой, который, по его словам, достиг 84 процентов. Но ведь это ужасно, поскольку получается, что 16 процентов сельских жителей не имеют доступа к питьевой воде. Однако мне кажется, что даже эти данные являются завышенными. Вероятно, речь идет о прокладке водопроводных труб, а это не одно и то же, поскольку сегодня в негодность приходит уже вся существующая система водоснабжения в республике. Государство перестало заниматься ремонтом ирригационных сооружений. Лотки разрушены и растащены, трубы разворовываются на металлолом, оставшиеся проржавели, во многих местах они забиты илом, никто и не думает их ремонтировать, насосы не работают - нет ни обслуживающего персонала, ни электроэнергии. Я не рекомендую пить даже ту воду, которая подается по трубам, так как наши санэпидстанции фактически не работают. Но даже если они иногда начинают бить тревогу и писать во все инстанции о палочках холеры и многих других, то их сотрудников вызывают в прокуратуру и строго предупреждают: «Не смейте паниковать и вводить правительство в заблуждение». Я получаю много писем из областей, и почти во всех содержатся жалобы на отсутствие питьевой воды. Вот заявление собрания схода граждан махали «Олимлар» Галляаральского района Джизакской области. Люди просят помочь им в обеспечении питьевой водой. Сегодня им надо ходить за водой около километра. Другое заявление тоже из этой области, из махалли «Бахт» того же района - 49 подписей. Тоже просят воды. Краны есть, трубы есть, а воды в этих трубах нет. Раз в неделю подается вода, но пить ее нельзя, потому что она наполовину смешана с ржавчиной и илом. В советское время в Джизакской области было проложено 820 километров водопроводных труб, и область была практически полностью обеспечена водой. За пятнадцать лет после распада СССР эта система оказалась фактически разрушена. Хоким области Яманкулов, пользующийся особым расположением президента, не только избежал наказания за разрушение вверенного ему хозяйства, но даже был назначен сенатором. Бывший вице-премьер Исмаил Джурабеков, отвечавший за водное хозяйство республики, больше заботился о собственном обогащении и благополучии двух сыновей, которые катались на «хаммерах» стоимостью в 120 тысяч долларов. Он был смещен, и на него было заведено уголовное дело по статьям «хищение», «мошенничество», попросту говоря, за воровство на государственном уровне. Однако он тоже был прощен и освобожден от уголовной ответственности по амнистии. Таким же вором оказался и бывший вице-премьер, затем хоким Ташкентской области Туляганов. Недавно он был осужден на 20 лет… условно (в Узбекистане и такое бывает!). Таковы нравы. А пока фермеры бедствуют, руководящие ими чиновники обогащаются. Но узбекское село страдает не только от недостатка воды, но и от недостатка электроэнергии. Не только в селах, но и во многих крупных городах подача электричества лимитирована. Объясняется это тем, что за последние 15 лет у нас не построено ни одной электростанции и производство электроэнергии не увеличилось ни на один киловатт. Обратите внимание на динамику производства электроэнергии в Узбекистане: 1990-й год – 54 млрд. кВт/ч, 1992-й – 50,9, 1994-й – 47,7, 1998-й - 45,9, 2001-й – 48. То есть, за последние пятнадцать лет производство электроэнергии даже снизилось. Не случайно президент обходит молчанием проблему энергоснабжения села. Республике предстоят катастрофические годы. Практически вся электроэнергия производится на ТЭС, работающих на газе, запасы которого неуклонно истощаются. Кроме того, ТЭС потребляют много воды при производстве энергии, и, конечно, в засушливые годы при общей нехватке воды страдать будет население, которому электричество будут отключать в первую очередь. Сегодня в селах не работает телевидение, компьютеры, бытовая техника, поскольку там нет электроэнергии. Недавно в Ташкенте была устроена выставка западной техники для сельского хозяйства, но поскольку вся эта великолепная техника (по обработке и переработке сельхозпродукции) работает на электричестве, то ее нельзя внедрить в нашем селе. Вот если бы она работала на дровах или на кизяке, тогда другое дело... Все материалы о реальном экономическом положении республики засекречены. По мнению властей, народ не должен знать факты, ему достаточно уметь читать лозунг: «Узбекистан - страна с великим будущим». Но ведь шила в мешке не утаишь, и люди сами видят полный провал реформ и пустоту обещаний. Думаю, что власти напрасно пытаются скрывать очевидное. Из-под палки работать никто не будет, а большая часть ресурсов административно-директивного управления экономикой уже исчерпана. Я считаю, что только в демократическом обществе, гарантирующем фундаментальные права человека, смогут раскрыться творческие силы нашего народа, его созидательная энергия. Поэтому самым актуальным вопросом политической жизни в настоящее время является демократизация общества. Это главное условие обеспечения достойной жизни узбекского народа и его достойного будущего. |
В избранное | ||