Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Компромисс и взрыв гранаты. Что случилось на Украине



Компромисс и взрыв гранаты. Что случилось на Украине
2015-08-31 20:50 dear.editor@snob.ru (Анна Карпова)

Политика

С чего все началось

Февральские переговоры лидеров России, Украины, Германии и Франции закончились подписанием вторых минских соглашений. Главными пунктами стали прекращение огня и отвод тяжелого вооружения на территории военного конфликта на Донбассе. Кроме того Киев взял на себя обязательство до конца 2015 года провести конституционную реформу, предполагающую в качестве ключевого элемента децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе этих районов.

Конституционная комиссия

Для работы над Конституцией была создана специальная комиссия во главе с председателем Верховной рады Владимиром Гройсманом, но представители ДНР и ЛНР приглашены не были: в составе комиссии работали избранные на предыдущих всеукраинских выборах представители Донецкой и Луганской областей. Представители ДНР и ЛНР в свою очередь сообщали о том, что направили свои предложения в конституционную комиссию. Проект изменений о децентрализации конституционная комиссия представила в конце июня, уже в начале июля Петр Порошенко внес его в парламент.

Проект изменений в конституцию Украины

Проект предполагает трехуровневую организацию местного самоуправления. В административно-территориальном устройстве Украины выделяются общины, районы и регионы, а перечень названий всех областей страны из Конституции предлагается убрать. Местные государственные администрации предусматривается ликвидировать, а в регионах и районах Украины сформировать институт префекта — представителя исполнительной центральной власти, назначаемого и освобождаемого президентом. После вступления закона в силу местные выборы пройдут в последнее воскресенье октября 2017 года. Проект не предусматривает положения об особом статусе Донбасса: особенности самоуправления «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» определяются отдельным законом. Проект конституционных изменений был одобрен в Совете Европы.

Претензии России

Москва предложенным проектом изменений осталась недовольна: министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «в проекте, который подготовили без участия представителей ДНР и ЛНР, ни одно требование минских договоренностей в отношении этого документа не выполнено».

Первое чтение в Верховной раде

Проект о внесении изменений о централизации Украины в Конституцию был принят большинством Рады, но не без скандалов: трибуна и президиум парламента были заблокированы депутатами фракций «Радикальная партия» и «Самопомощь» — в знак протеста перед предложенным Порошенко проектом Конституции. По мнению депутатов, норма об определении особого статуса Донбасса в переходных положениях документа угрожает государственному суверенитету и независимости Украины, а сами конституционные изменения чрезмерно усиливают полномочия президента.

Претензии ДНР и ЛНР

Представитель Луганской народной республики Владислав Дейнег заявил, что принятые в первом чтении изменения в Конституцию не имеют ничего общего с минскими соглашениями: «Комплекс мер предусматривает, что любые изменения, которые вносятся в целях реализации договорённостей, должны быть согласованы с представителями ЛНР и ДНР. Речи о Донецке и Луганске в этом проекте нет. Там написано, что особенности местного самоуправления в отдельных районах могут быть урегулированы отдельными законами».

Взрыв у здания Рады и дело о подкупе

После принятия закона в первом чтении у здания парламента начали собираться митингующие: сторонники Олега Ляшко и Олега Тягнибока. Протест перетек в прямые столкновения с полицией, у парламента взорвались две гранаты, один из полицейских погиб, десятки человек получили ранения.

Тем, кто по глупости, непониманию или несознательности сравнивают сегодняшний абсурд с Майданом. До первой смерти на М...

Posted by Mustafa Nayyem on31 августа 2015 г.

Генеральная прокуратура Украины начала расследование по делу о подкупе депутатов «Самопомощи» за голосование в первом чтении в поддержку законопроекта о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации власти. Фракция «Самопомощь» не поддержала принятие законопроекта о конституционной реформе, однако несколько ее депутатов все-таки проголосовали за документ, после чего фракция решила исключить этих депутатов: Анну Гопко, Остапа Еднака, Виктора Кривенко, Павла Кишкаря и Викторию Пташник.

Владимир Фесенко, руководитель Центра политических исследований «Пента» (Украина):

Законопроект вызвал яростную критику не только у праворадикалов, но даже в «Блоке Петра Порошенко». Это очень показательно: в обществе неоднозначно воспринимаются не столько конституционные изменения, сколько сами минские договоренности. В законопроекте нет речи о статусе Донецкой и Луганской республик, особого статуса он не предусматривает. Но даже это вызвало трагические протесты у здания Рады. Поэтому любая попытка реально присвоить особый статус Донбассу закончится страшным провалом и острым политическим кризисом на Украине.

Украина демократическая страна: мало подписать минские соглашения, за законы будут голосовать в парламенте. Маловероятно, что законопроект получит 300 голосов — это должны понять и на Западе. Поэтому есть три сценария развития событий: первый — закон просто набирает 300 голосов во втором чтении.

Второй сценарий: если сепаратисты проводят свои местные выборы, то пункт об особенностях самоуправления Донецких и Луганских областей теряет смысл — зачем в одностороннем порядке делать подарки сепаратистам? Ведь если они проведут собственные выборы, это тоже будет нарушением минских договоренностей. Тогда из проекта конституционных изменений можно будет убрать пункт 18 об особенностях самоуправления в Донецкой и Луганской областях. В конце концов децентрализация власти и конституционные изменения проводятся не для того, чтобы решить конфликт на Донбассе. Идея децентрализации появилась на Украине давно и считается частью европеизации административной и политической систем Украины. Поэтому она важна для страны сама по себе. И если бы не было 18 пункта переходных положений Конституции, большая часть страстей утихла бы. И тогда набрать 300 голосов в парламенте не составило бы труда.

Третий вариант: законопроект не набирает 300 голосов на втором чтении. Тогда надо будет искать компромисс. Будет серьезная и радикальная переработка нынешнего законопроекта с участием парламентариев, а голосование по проекту будет отложено на следующий год.

Алексей Макаркин, заместитель директора «Центра Политических технологий»:

Принятый в первом чтении проект конституционных изменений — это компромисс, который никого не устраивает. Но компромисс, на котором настаивал Запад. Однозначно нельзя сказать, насколько он соответствует минским соглашениям: тезисы договоренности настолько расплывчаты, что допускают самые разные трактовки. На Западе убеждены, что все в порядке, большинство парламентской коалиции Украины тоже. Меньшинство украинского парламента не признает даже сами минские соглашения. А Донецк и Луганск, как и Россия, считают, что поправки не соответствуют договоренностям.

Если рассматривать ситуацию не с юридической, а с политической точки зрения, то надо понимать, что минские соглашения были вынужденными и для Украины, и для Донбасса. Они рассматривают их как временный документ, на базе которого нельзя выстраивать ни политическую, ни государственную стратегию. Он должен был просто обеспечить отказ от масштабных военных операций, хотя стрелять продолжают до сих пор.

Конституционные изменения нужно рассматривать как часть игры. При чем в этой игре участвует не столько Украина и непризнанные народные республики, сколько Россия, страны ЕС и США. Настоящий компромисс может быть достигнут только на уровне этих государств, а остальным останется только признать его и смириться с ним. И насколько я понимаю, работа над этим компромиссом идет. И чтобы Запад мог продолжать поддержку Украины, для него важно, чтобы Украина тоже что-то делала. Что-то такое, что можно было бы во время очередных споров с Россией или встречи «нормандской четверки» представить как аргумент в пользу соблюдения Украиной минских соглашений.



В избранное