Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N84, 25.03.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N84 (106)

25 марта 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1555
 

СОДЕРЖАНИЕ

Правительство РФ должно сформировать федеральный бюджет на 2005 год, но эта задача не является самоцелью, заявил М.Фрадков.

Правительство РФ формирует бюджет-2005

Российским медикам обещают рост зарплаты

Первый замглавы МЭРТ России не видит необходимости в проведении структурной реформы органов власти субъектов РФ

Правительство рассматривает сценарные условия экономического развития на 2005-2007 годы

Сценарий Германа Грефа не дотянул и до повестки

 
Правительство РФ должно сформировать федеральный бюджет на 2005 год, но эта задача не является самоцелью, заявил М.Фрадков.
Правительство РФ должно сформировать федеральный бюджет на 2005 год, но эта задача не является самоцелью. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая заседание Правительства 25 марта, на котором рассматриваются сценарные условия развития экономики РФ на 2005 год и на период до 2007 года, которые должны лечь в основу проекта федерального бюджета на следующий год.


"Перед нами стоит задача развития экономики, увеличения ВВП, повышения качества жизни, повышения конкурентоспособности экономики. Это серьезная комплексная задача",- сказал М.Фрадков.
Глава Правительства добавил, что, "понимая нашу глубокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры", нужно внимательно проанализировать ее и сделать правильный прогноз. Одновременно, добавил он, необходимо выявить факторы внутреннего роста и определить "узкие места", являющиеся препятствием для роста производства и развития реального сектора экономики. "Время есть, но оно достаточно сжато", - сказал М.Фрадков.
Премьер-министр сообщил также, что вчера проект сценарных условий, разработанный Минэкономразвития, рассматривался на совещании с участием ряда министров. По словам М.Фрадкова, эти предложения нужно доработать с учетом высказанных замечаний и одновременно скоординировать их с ранее принятым документом - планом действий Правительства.
Глава Правительства отметил, что к настоящему времени практически завершен процесс назначения руководителей федеральных служб и агентств. Он добавил, что теперь министерствам и ведомствам необходимо приступить к интенсивной работе по выполнению поставленных задач с тем, чтобы эта работа не прекращалась даже в условиях административной реформы. (AK&M, 25.03.2004)


Правительство РФ формирует бюджет-2005
Правительство РФ приступило к формированию проекта федерального бюджета на 2005 год, сообщил сегодня, открывая заседание, Премьер-министр Михаил Фрадков. Как передает корреспондент «Росбалта», он подчеркнул, что работа над сценарными условиями развития экономики на 2005-2007 гг. фактически означает подготовку бюджета следующего года.


Он отметил, что бюджет должен быть сбалансированным, при этом перед Правительством стоят серьезные задачи — повышение ВВП, качества жизни и конкурентоспособности экономики. Премьер-министр также сообщил, что накануне он обсудил документ с главами экономических министерств и ведомств. Он считает, что каждое министерство должно найти в сценарии развития свое место, причем время для принятия решений весьма ограничено. (РБК, ИА Росбалт, 25.03.2004)

Цены на нефть не сильно скажутся на государственной казне на 2005 год, заявил в четверг РИА "Новости" глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. "Цены на нефть в настоящее время растут и вряд ли сильно изменятся", - сказал Васильев.
По его словам, формирование федеральной казны на следующий год будет зависеть от пакета налоговых законопроектов, которые, как ожидается, внесет в нижнюю палату парламента правительство России. "Вся доходная часть бюджета зависит от уровня налогов", - подчеркнул глава комитета. Он также сообщил, что комитет по бюджету и налогам намерен сотрудничать с правительством РФ в формировании федерального бюджета. "Когда правительство внесет проект федерального бюджета, конечно же, мы будем с ним сотрудничать", - сказал Васильев. (РИА «Новости», 25.03.2004)

По мнению М.Фрадкова, прогноз развития экономики России на среднесрочную перспективу должен быть увязан с планом действия правительства РФ. По словам главы правительства, "каждый министр должен увидеть свои обязанности в плане развития экономики и принять достаточные меры для его реализации". Особенно важной данная задача является в условиях проведения административной реформы, подчеркнул М.Фрадков. По его словам, создающиеся новые федеральные агентства и службы "должны формировать условия для интенсивной работы правительства и экономики в целом". Так же глава правительства поздравил с назначением на должности руководителей федеральных агентств и служб, которые впервые присутствуют на заседании кабинета министров. М.Фрадков призвал их начать интенсивную работу по выполнению задачи повышения конкурентоспособности российской экономики. (РБК, 25.03.2004)

По данным замминистра экономического развития и торговли (МЭРТ) Юрия Исаева, экономика России выросла на 8,7% в феврале в годовом исчислении. "ВВП в феврале вырос на 8,7% против того же периода 2003 г., а в январе он вырос на 7,9% в годовом исчислении, составив в среднем 8,3% в первые два месяца года", - сказал Ю.Исаев. "Все эти данные вселяют оптимизм, но главное в том, что рост, как мы надеемся, в 2004 г. будет стабильным и будет увеличиваться", - отметил замминистра. Согласно приведенным Ю.Исаевым данным, общий размер инвестиций в России вырос на 13,2% в феврале по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. (РБК, 25.03.2004)

Темпы экономического развития в РФ существенно зависят от внешнеэкономической конъюнктуры, необходимо "глубоко проанализировать и максимально учесть" этот факт, отметил глава правительства. При обсуждении сценарных условий экономического развития следует в первую очередь выявить все факторы внутреннего роста российской экономики, "определить узкие места", которые являются резервом для увеличения темпов роста в определенных отраслях. М.Фрадков сообщил, что накануне, в среду, министры во главе с ним обсуждали предложенный Минэкономразвития документ к заседанию правительства. Сегодня министр экономического развития и торговли Герман Греф сделает на заседании правительства доклад с учетом высказанных предложений по подготовленному министерством материалу другими министрами. (ПРАЙМ-ТАСС, 25.03.2004)


Российским медикам обещают рост зарплаты
Зарплата российских медиков в первые годы реформирования системы здравоохранения может возрасти в два-три раза. Такое мнение высказал журналистам первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев. «Опыт стран СНГ, где уже проведена реформа системы здравоохранения, показывает, что зарплата медиков возросла в два-три раза уже в первые годы реформирования», - сказал он.


По словам Дмитриева, сейчас в системе здравоохранения существует дефицит финансирования, который исчисляется десятками миллиардов рублей. "Наша задача - ликвидировать этот дефицит и создать участникам системы стимулы для борьбы за пациента. Таким образом мы создадим конкурентную среду на этом рынке", - отметил Дмитриев. В реформируемой системе "пациент будет в центре системы, так как за ним пойдет полновесный рубль",- сказал первый замминистра.
Обладатели полисов будут выбирать лучшее лечение, а это значит, что конкурентоспособные медучреждения смогут существенно улучшить свое финансовое положение и увеличивать зарплаты работникам, добавил Дмитриев. Он также сообщил, что на сегодняшний день в 26-и регионах РФ действуют пилотные проекты, где за счет Пенсионного фонда осуществляется софинансирование медицинского обслуживания неработающих пенсионеров. Именно в этих регионах, по словам Дмитриева, заработная плата медперсонала уже возросла в 2-3 раза. (РБК, РИА «Новости», 25.03.2004)

Отвечая на вопрос, планируется ли в рамках правительственной реформы объединение трех государственных фондов - медицинского, социального страхования и пенсионного фонда, Дмитриев сказал, что "такой вопрос пока не обсуждается". Вместе с тем первый замглавы МЭРТ подчеркнул, что необходимо налаживать более эффективный обмен информацией между этими фондами. (РИА «Новости», 25.03.2004)


Первый замглавы МЭРТ России не видит необходимости в проведении структурной реформы органов власти субъектов РФ
Первый замглавы Минэкономразвития РФ Михаил Дмитриев не видит необходимости в проведении структурной реформы органов власти субъектов РФ. "Реформа федеральных органов вряд ли должна в буквальном смысле реализовываться в субъектах Федерации, - заявил он журналистам в четверг. - Там численность аппарата и количество органов намного меньше, чем на федеральном уровне".


Дмитриев уточнил, что структурная реформа федерального правительства была нацелена на создание трехуровневой системы власти (правоустанавливающие органы - министерства, а также надзорные органы - службы и агентства, которые занимаются управлением госимущества и оказанием публичных услуг). "В более компактных региональных правительствах далеко не всегда возникает необходимость создания такой трехуровневой системы управления", - сказал первый заглавы МЭРТ РФ. (РИА «Новости», 25.03.2004)


Правительство рассматривает сценарные условия экономического развития на 2005-2007 годы
Финансовые известия, 25.03.2004
Правительство РФ на сегодняшнем заседании рассматривает итоги развития страны за 2003 год и сценарные условия социально-экономического развития на 2005-2007 годы. С докладом выступит министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.

Сценарные условия развития страны лягут в основу формирования бюджета 2005 года. На традиционном совещании у президента Греф сообщил, что при средней цене на нефть $24 за баррель темпы роста ВВП на 2005 год планируются на уровне 5.8%. В бюджет этого года заложен показатель 5.2% роста ВВП при цене $20 за баррель нефти. По благоприятному прогнозу (при высоких ценах на нефть), рост ВВП в 2004 году может составить 5.6-5.7%.

В 2003 году рост ВВП составил 7.3%, на 7% выросло промышленное производство. Инфляция в минувшем году, как и планировалось, составила 12%. В 2004 году рост цен планируется не выше 10%, в 2005 - 8%. А к 2008 году планируется последовательно снизить инфляцию до 3-5%. Рост инвестиций в прошлом году значительно превысил показатель 2002 года (12.5% против 2.6%). Прямые иностранные инвестиции показали беспрецедентный рост и составили 70% к предыдущему году. По оценке МЭРТ, большую часть экономического роста в прошлом году (5% из 7%) "обеспечила" благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а именно рекордно высокие цены на нефть ($27-28 за баррель).

В то же время, выступая на расширенной коллегии МЭРТ и Минфина, Греф высказал прогноз уменьшения цен на нефть до $23-24 за баррель и ниже. Если в 2003 году прирост экспорта российской нефти составил 35 млн. т, то в 2004 году, по расчетам МЭРТ, экспорт увеличится только на 13-15 млн. т, а в последующие годы - менее 10 млн. т ежегодно.

Это неизбежно скажется на темпах экономического роста, если не принять дополнительных усилий по продолжению экономических реформ, считает Греф. Поэтому ключевыми задачами на ближайшие годы, по мнению министра, является повышение конкурентоспособности российских компаний, господдержка промышленного экспорта, интеграция России в мировую экономику и увеличение социальной направленности экономического развития.

Отдельной задачей на ближайшие три года ставится снижение уровня бедности до 10-12% населения против 20.4% в прошлом году. На это будет направлена налоговая, пенсионная реформы, развитие систем ипотечного кредитования, обязательного медицинского и социального страхования. Об этом сообщает РИА "Новости".


Сценарий Германа Грефа не дотянул и до повестки
Первый скандал в кабинете Михаила Фрадкова
НИКОЛАЙ Ъ-ВАРДУЛЬ
Коммерсантъ, 25.03.2004
Сегодня правительство РФ соберется, чтобы утвердить сценарные условия экономического развития на 2004-2007 годы. Вчера среднесрочный сценарий ждали в Белом доме. Однако внезапно выяснилось, что он "не согласован". Как сообщили Ъ в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), документ вызвал возражения в аппарате правительства. Это не банальные чиновничьи трения: речь идет о подготовке первого бюджета второго срока Владимира Путина и шире – о перспективах удвоения ВВП к 2010 году. К тому же стоит взглянуть на конфликт в лицах. Это первое, но наверняка не последнее столкновение главных реформаторов в составе нынешнего кабинета – министра экономического развития Германа Грефа и руководителя аппарата Белого дома Дмитрия Козака.

Казалось бы, подготовка прогноза – занятие не бей лежачего. Ведь, как известно, до сих пор ни один из правительственных макроэкономических прогнозов, что среднесрочных, что тем более годовых, не сбывался – и ничего. Более того, выработалась определенная технология: МЭРТ выдвигает скромный даже в оптимистическом варианте прогноз, а потом правительство рапортует об ударном перевыполнении планов по темпам роста. И все довольны.

Судя по тому упорству, с которым министр экономического развития и торговли Герман Греф отстаивал цифры роста в 5,5-5,8%, можно было бы предположить, что ставка при подготовке сценарных условий на ближайшую трехлетку была сделана на ту же технологию. Однако стоит обратить внимание на то, что господин Греф остался при своем мнении даже после того, как президент Владимир Путин поправил его на совместной коллегии МЭРТа и Минфина 19 марта: "Нужно не менее 7%!" 22 марта на встрече президента с министрами Герман Греф повторил свои цифры, отказавшись сделать поправку на арифметику, которая утверждает, что для достижения удвоения ВВП за десять лет среднегодовые темпы (прав Владимир Путин) должны быть выше 7%. Формально у министра экономического развития есть отговорка: в будущем темпы роста могут возрасти, и заветное удвоение все-таки будет достигнуто. На самом деле ситуация куда серьезнее.

Герман Греф тоже прав, когда говорит о том, что ВВП таки удвоится, но только при двух условиях. Во-первых, если не упадут цены на нефть; во-вторых, если с успехом будут проведены реформы структуры экономики. Раз министр упорствует, выдвигая в качестве прогнозных темпы роста ниже среднегодовых, необходимых для решения поставленной президентом задачи, значит, он считает, что названные им условия в 2004-2007 годы не будут соблюдены. И основания для осторожности у него есть.

Структурные реформы если не простаивают вовсе, то явно двигаются неамбициозными, как теперь принято выражаться, темпами. По существу, речь идет о двух вещах: необходимо сокращать нерыночный сектор экономики, то есть реформировать так называемые естественные монополии, и, с другой стороны, создавать адекватную задаче роста экономики рыночную инфраструктуру. Среди естественных монополий реформируется пока только РАО ЕЭС, реформа Министерства путей сообщения ограничилась переименованием его в РАО РЖД, "Газпром" Владимир Путин велел вовсе не трогать. С рыночной инфраструктурой и того хуже. ЦБ всячески противится банковской реформе, поэтому она крайне осторожно, практически контрабандно проводится на базе закона о страховании вкладов, который обязывает ЦБ провести проверки всех банков, претендующих на операции с деньгами населения. Стимулирования расширения рынка ценных бумаг тоже не видно. А между тем именно банки и рынок ценных бумаг, как учат учебники по экономике, и есть основные каналы межотраслевых миграций капиталов, в чем российская экономика крайне нуждается.

Цены на нефть от российского правительства не зависят. И тот факт, что до сих пор на протяжении всего первого срока президентства Владимира Путина они исправно поддерживали рост, еще не означает, что они и дальше будут столь же лояльны. К тому и поддержка роста растущими ценами на нефть может стать оборотнем в барреле. В 2003 году экономика России росла вместе с укреплением рубля. Для того чтобы рост рубля не убил рост экономики, необходимо резкое увеличение инвестиций в основной капитал. Пока же радужная статистика роста инвестиций обманчива – уж больно невзрачен был их исходный уровень. А раз так, то и высокие цены на нефть оказываются опасны для роста. Такая вот диалектика: резкое падение цен может опрокинуть российскую экономику, и никакой стабилизационный фонд ее не спасет, слишком высокие цены могут остановить внутреннее ненефтяное производство, которое задавит импорт.

В этих обстоятельствах Герман Греф предпочел осторожность. Как известно, его консервативный сценарий исходил из среднегодовой (в 2004-2007 годах) цены нефти марки Urals в $20 за баррель, а оптимистический – $24. Соответственно "консервативные" среднегодовые темпы роста ВВП – 4,8-4,9%, "оптимистические" – 5,8-6,1%. Если на сегодняшнем заседании правительство примет оптимистический вариант прогноза МЭРТа за консервативный, а в качестве оптимистического назовет искомый темп в 7,2%, это будет означать, что административный ресурс, а в Белом доме он пока находится в руках Дмитрия Козака, в России побеждает все – от политической оппозиции до макроэкономических расчетов.


 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное