Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N67, 11.03.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N67 (89)

10 марта 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1491
 

СОДЕРЖАНИЕ

Центральный банк Российской Федерации установил с 11/03/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей

Мировая экономика: Дефицит торгового баланса США в январе вырос до 43,1 млрд долл - хуже ожиданий

Мнение: Банковскому сообществу России будет проще общаться с новым Правительством РФ

Долги СССР перед МИБ Минфин РФ обменял на еврооблигации

КФМ РФ в 2003 году передал в правоохранительные органы 175 материалов более чем о 18 тысячах подозрительных сделок

У Фрадкова – шестиуровневое правительство

Финансовый сектор России - главный потребитель рынка систем информационной безопасности

 

Центральный банк Российской Федерации установил с 11/03/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей *

Цифр. Код Букв. Код Единиц Валюта Курс
036   AUD 1   Австралийский доллар 21,5414
826   GBP 1   Английский фунт стерлингов 52,0920
974   BYR 1000   Белорусских рублей 13,2474
208   DKK 10   Датских крон 47,0304
840   USD 1   Доллар США 28,5733
978   EUR 1   ЕВРО 35,0623
352   ISK 100   Исландских крон 40,5065
398   KZT 100   Казахских тенге 20,5617
124   CAD 1   Канадский доллар 21,5209
578   NOK 10   Норвежских крон 40,6830
960   XDR 1   СДР 42,1168
702   SGD 1   Сингапурский доллар 16,6754
792   TRL 1000000   Турецких лир 21,5648
980   UAH 10   Украинских гривен 53,0038
752   SEK 10   Шведских крон 38,2666
756   CHF 1   Швейцарский франк 22,2101
392   JPY 100   Японских иен 25,6608
* Курсы установлены без обязательств Банка России покупать и продавать указанные валюты по данному курсу.


Мировая экономика: Дефицит торгового баланса США в январе вырос до 43,1 млрд долл - хуже ожиданий
Дефицит торгового баланса США в январе 2004 года вырос до уровня 43,1 млрд долл, сообщается в обнародованном сегодня докладе министерства торговли США.


Сокращение на 40% экспорта мяса и птицы до самого низкого с ноября 1993 года уровня способствовало увеличению дефицита торгового баланса. Кроме того, на росте торгового дефицита отразились максимально высокие с марта 2003 года цены на нефть. Дефицит торговли с Китаем увеличился в январе до $11,5 млрд. с $9,9 млрд. месяцем ранее. При этом рекордный за месяц дефицит с этой страной был зафиксирован в октябре - $13,6 млрд. По итогам 2003 года США зафиксировали максимальный торговый дефицит с Китаем - $124 млрд. (Интерфакс, 10.03.2004)

Предыдущий рекордный уровень внешнеторгового дефицита был зафиксирован в марте 2003 года и составил $43 миллиарда. В декабре 2003 года показатель составил, по уточненным данным, $42,69 миллиарда. По прогнозам экономистов, опрошенных Reuters и Bloomberg, дефицит в январе ожидался на уровне $42,05 миллиарда. (РИА «Новости», 10.03.2004)

Дефицит торгового баланса Великобритании в январе 2004 года вырос до уровня 5,6 млрд фунтов стерлингов против 4,0 млрд фунтов в предыдущем месяце. Об этом сообщает AFX со ссылкой на национальное статистическое управление ONS. Значение торгового дефицита стало рекордным за всю историю. Данные оказались хуже прогнозов - аналитики ожидали значение дефицита на уровне 4,2 млрд фунтов стерлингов. (ПРАЙМ-ТАСС, 10.03.2004)

Главным фактором, вызвавшим резкий рост торгового дефицита, стало резкое падение британского экспорта, в особенности в США и страны, не входящие в ЕС. Падение экспорта произошло ввиду значительного укрепления курса британского фунта к доллару. Курс фунта в январе приближался к уровню 12-летнего максимума.
Общий объем британского экспорта в январе упал на 6,4 проц, а объем импорта вырос на 0,2 проц. Дефицит торгового баланса Великобритании со странами ЕС снизился в январе до 2,1 млрд фунтов против 2,6 млрд фунтов в предыдущем месяце. В то же время, дефицит торговли с остальным миром вырос до рекордного уровня в 3,4 млрд фунтов с 1,4 млрд фунтов. С учетом услуг показатель торгового дефицита Великобритании в январе увеличился до рекордного значения в 4,6 млрд фунтов стерлингов против 3,1 млрд фунтов в предыдущем месяце. (ПРАЙМ-ТАСС, 10.03.2004)

В Китае дефицит внешнеторгового баланса вырос до 7.87 млрд долл. в феврале с 20.0 млн долл. в январе, сообщило правительство страны. Экспорт вырос на 40% относительно прошлогоднего уровня до 34.2 млрд долл. Импорт увеличился на 77% до уровня 42 млрд долл., наиболее высокми темпами за последние 4 года. Резкий рост дефицита внешнеторгового баланса в феврале обусловлен сокращением налоговых льгот для экспортеров в январе и увеличением импорта товаров из США в связи с угрожающим дефицитом США в торговле с Китаем. В январе дефицит внешнеторгового баланса в Китае был зафиксирован впервые с марта 2003 г. Профицит Китая в торговле с США в 2004 г. составил рекордные 124 млрд долл. (МФД, 10.03.2004)


Мнение: Банковскому сообществу России будет проще общаться с новым Правительством РФ
Президент «Ассоциации российских банков» («АРБ») Гарегин Тосунян полагает, что российскому банковскому сообществу будет проще общаться с новым Правительством РФ, так как у Правительства уже «акоплен достаточный уровень понимания'проблем банков. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом Тосунян заявил на пресс-конференции в среду. Он сообщил, что у российских банков были проблемы при взаимодействии со старым составом Правительства РФ и выразил надежду, что диалог с новым Правительством будет более продуктивным. «Нам приходилось доказывать очевидные истины о роли и месте банковской системы в экономике практически всем, кто относится к регулирующим органам», — отметил он.


Тем не менее, по мнению Тосуняна, за последний год банковское сообщество достигло «некоторого взаимопонимания с Центральным банком РФ». Кроме того, президент «АРБ» полагает, что «проблем с пониманием банковского приоритета в экономике не будет с приходом нового Правительства, так как главы экономических министерств остались прежними». В частности, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, оставшийся на своем посту, по его словам, «на последних заседаниях Правительства РФ уже говорит тезисами, которые донесло до него банковское сообщество, например, по поводу налоговых преференций по капитализации, по стимулированию удлинения пассивов банков». Министр финансов РФ Алексей Кудрин также, по мнению президента «АРБ», понимает проблемы банковского сектора российской экономики. В частности, Тосунян выразил надежду, что в России будет урегулировано законодательство в банковской сфере к моменту вступления в силу разрешения на трансграничные банковские операции, прописанного в законе о валютном регулировании и валютном контроле. «Это разрешение начнет действовать с 18 июня 2005 года», — напомнил он. (ИА Росбалт, 10.03.2004)


Долги СССР перед МИБ Минфин РФ обменял на еврооблигации
Финансовые известия, 10.03.2004
Министерство финансов РФ подписало сегодня соглашение с Международным инвестиционным банком (МИБ) об обмене всех оставшихся обязательств Внешэкономбанка по долгу СССР перед МИБ на еврооблигации РФ с погашением в 2006-2010 годах и еврооблигации РФ с погашением в 2007-2030 годов. Об этом сообщила пресс-служба Минфина РФ.

В соответствии с соглашением, по текущим обменным курсам, основная сумма долговых обязательств МИБ, составляющая около $479.1 млн., будет обменена на облигации 2010 года, основная сумма которых составит около $64.3 млн., и облигации 2030 года, основная сумма которых составит около $426.8 млн. Подписание состоялось после того, как в 5 марта 2004 года истек срок предложения Минфина РФ об обмене части обязательств Внешэкономбанка перед МИБ на еврооблигации РФ с погашением в 2006-2010 годах и еврооблигации РФ с погашением в 2007-2030 годах и одновременного предложения МИБ об обмене этой части обязательств Внешэкономбанка перед МИБ на такой же по основной сумме долг МИБ, держателями которого являются иностранные кредиторы МИБ, передает ИТАР-ТАСС.

Проценты на облигации 2010 года и облигации 2030 года, выпускаемые Россией в пользу МИБ, будут начисляться с 31 марта 2000 года. Причем эти облигации будут во всех отношениях однородны с уже находящимися в обращении облигациями 2010 года и облигациями 2030 года. Облигации 2010 года предусматривают выплату в дату эмиссии 9.5% от их первоначальной основной суммы. За исключением случаев, когда подписанное соглашение об обмене предусматривает иное, МИБ, кроме того, получит все платежи процентов, которые были бы произведены по его облигациям 2010 года и облигациям 2030 года, если бы данные облигации были выпущены в связи с реструктуризацией задолженности РФ перед Лондонским клубом в августе 2000 года. Ожидается, что все обмены будут завершены во вторник 16 марта 2004 года.


КФМ РФ в 2003 году передал в правоохранительные органы 175 материалов более чем о 18 тысячах подозрительных сделок
РИА «Новости». 10.03.2004 МОСКВА, 10 мар - РИА "Новости". Комитет по финансовому мониторингу /КФМ/ РФ в 2003 году направил в правоохранительные органы 175 материалов о 18 тысячах 387 финансовых операциях физических и юридических лиц, имеющих признаки отмывания доходов и финансирования терроризма. Об этом говорится в опубликованном на официальном сайте КФМ пресс-релизе по итогам прошедшего в среду расширенного заседания коллегии комитета.
В 2002 году КФМ направил в правоохранительные органы 60 материалов о 4 тысячах 90 финансовых операциях.

"Существенно возрос уровень аналитической обработки поступающей в комитет информации, и как следствие - результативность работы ведомства", - отмечается в этой связи в пресс-релизе.

Кроме того, подчеркивается в нем, "введение системы предварительной экспертной оценки позволило повысить качество направляемых в правоохранительные органы материалов".

В 2003 году по материалам КФМ о 230 финансовых операциях на общую сумму 1,6 миллиарда рублей и 20 миллионов долларов возбуждено 11 уголовных дел (в 2002 году - 4 дела на сумму 1,2 миллиарда рублей).

"Есть приговоры судов по материалам КФМ", - подчеркивается в пресс-релизе.

В нем отмечается, что всего в настоящее время в базе данных КФМ содержится информация о 1,5 миллиона операций на общую сумму около 14,5 триллиона рублей, "что превышает аналогичные показатели 2002 года почти в четыре раза".

Министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании коллегии КМФ, отметил, что за прошлый год в России завершено становление государственной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Министр, чьи слова цитируются в пресс-релизе, назвал "особенно впечатляющими" итоги работы КМФ на международной арене - вступление России в ФАТФ, активные двусторонние связи, регулярный информационный обмен с зарубежными партнерами.

По мнению Кудрина, все это демонстрирует "способность России приносить большую пользу международному сообществу в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма".

Вместе с тем, Кудрин подчеркнул необходимость повышения эффективности работы КФМ. Для этого, по мнению министра, "необходимо выявлять и ликвидировать слабые места в российском законодательстве, повышать роль ведомства как координирующего органа противодействия преступности в финансово-имущественной сфере, обеспечивать неуклонную реализацию принципа неотвратимости наказания за отмывание "грязных" денег".

Особую роль в этом вопросе должна сыграть государственная стратегия борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, в разработке которой ведущее место занимает КФМ, подчеркнул Кудрин.


У Фрадкова – шестиуровневое правительство
Ирина Алешина, Екатерина Кац
Газета ру, 10.03.2004
В среду суть административной реформы прояснилась окончательно. Почти все уволенные остались на своих местах – только называются не министрами, а замами, зато с прежними полномочиями и зарплатой. Так что, по сути дела, в правительстве теперь не шесть, а девять вице-премьеров.

В среду премьер-министр Фрадков провел первую пресс-конференцию в новом качестве. Это мероприятие вызвало неподдельный интерес со стороны как прессы, так и белодомовских обитателей. Пресс-зал был заполнен до отказа.

Белодомовцы шептались – их беспокоило, будет ли вести пресс-конференцию нынешний руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков. Когда он вошел в пресс-зал вместе с Михаилом Фрадковым, эта часть аудитории вздохнула с облегчением – видимо, появление Горшкова и Фрадкова в паре было признаком того, что пока перемен и массовых увольнений не предвидится.

Михаил Фрадков зашел улыбаясь, поздоровался с журналистами, обратившись к ним старым добрым словом «товарищи», и начал рассказывать про структурные преобразования в правительстве.
На этот раз перед премьером не было никаких бумажек, кроме нарисованной схемы нового правительства.

Однако обрадовавшиеся перспективе «живого рассказа» журналисты через несколько минут скисли – Фрадков говорил хоть и экспрессивно, но нечетко, обрывая предложения на середине, и кто-то в сердцах произнес: «Да как же он на двух иностранных языках разговаривает – он и по-русски-то путано объясняется?».

Из слов премьер-министра следовало, что новый состав правительства буквально с первого часа беспрерывно работал над реализацией указа президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Сначала министры собрались «в неформальной обстановке» во вторник вечером, «чтобы обсудить детали», уже в среду утром Михаил Фрадков представил Михаила Зурабова сотрудникам укрупненного Министерства здравоохранения и социального развития, вечером планируется представить министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина, министра образования и науки Андрея Фурсенко, а также министра природных ресурсов Юрия Трутнева.
А в четверг вопрос о том, как наладить работу новых министерств, будет обсуждаться на заседании правительства.

Михаил Фрадков подчеркнул, что эти изменения – «шаг решительный, касающийся глубоких преобразований правительственной структуры». Тут-то то ли по неопытности, то ли по простодушию Михаил Фрадков и выдал, в чем на самом деле состоит фокус с административной реформой.

Когда премьера спросили о судьбе глав упраздненных министерств, выяснилось, что практически никто из них не останется непристроенным. Причем привыкать к новым видам деятельности им не придется: все они будут заниматься тем же, чем и раньше – только в ранге не министров или вице-премьеров, а замов вновь назначенных глав укрупненных министерств.

Бывший вице-премьер Галина Карелова займет должность заместителя министра здравоохранения и социального развития, заместителем министра по здравоохранению станет также бывший, правда в позапрошлом правительстве, министр здравоохранения Владимир Стародубов. Бывшему вице-премьеру Борису Алешину предложена должность директора Федерального агентства по промышленности, входящего в структуру Министерства промышленности и энергетики. Бывший министр образования Владимир Филиппов станет первым замминистра образования и науки. Руководителем Федерального агентства культуры станет экс-глава Министерства культуры Михаил Швыдкой, а руководителем Федерального агентства информации – бывший глава МПТР Михаил Лесин. Александр Починок, занимавший пост министра труда и социального развития, возглавит Агентство по труду и социальной защите в Министерстве здравоохранения и социального развития, а бывший глава Минатома Александр Румянцев займет пост руководителя Федерального агентства по атомной энергетике в Министерстве промышленности и энергетики. Леонид Рейман, возглавлявший Минсвязи, станет первым заместителем министра транспорта и связи, экс-министр транспорта Сергей Франк – тоже.
«Мы стараемся не терять опытные кадры. И я очень благодарен министрам и даже вице-премьерам, которые согласились с таким понижением ради общего дела», – подчеркнул Фрадков.

Материальных потерь обиженные пониженные не понесут – Фрадков особо отметил, что ухудшения материального положения передвинутых чиновников допускать нельзя.

Когда оторопевшие от такого поворота событий журналисты пришли в себя и спросили, а что же с сокращением численности чиновников, которое провозглашалось чуть ли не основной целью административной реформы, Михаил Фрадков их поправил:
«Уменьшение количества чиновников – это не самоцель». А увеличения их количества не будет – нужно вписываться в отпущенный бюджет, успокоил Фрадков.

Таким образом, аппарат не только не уменьшился, но наоборот, стал куда более громоздким, несмотря на то что количество людей в должности министров действительно сократилось – в структуре появился еще один промежуточный уровень между президентом и правительством. Суть преобразований с младенческим простодушием объяснил сам Фрадков: «Мы просто делаем перегруппировку, усиливая верхушку, а всю конкретную работу перенося вниз».

По его словам, новое правительство имеет структуру пирамиды: «на верхушке нет ничего лишнего» – только премьер Фрадков, вице-премьер Жуков и руководитель аппарата министров Козак.

Но вот сама пирамида стала больше: бывших министров спустили вниз – «делать конкретную работу», а между ними и верхушкой поместили слой министров, которые по сути будут выполнять роль вице-премьеров. В старом правительстве вице было шесть, в новом их количество фактически выросло до девяти.

Причем в устройство правительства заранее заложена недостаточная управляемость. Просто посчитаем: мозговой центр по выработке экономической политики в администрации президента, действующий под началом Игоря Шувалова, сохранился. Проводником и адаптатором его идей в правительстве, а также генератором собственных будет выступать Дмитрий Козак. Плодами его труда будут пользоваться премьер-министр Михаил Фрадков и его единственный формальный заместитель Александр Жуков.

Теперь – министры. Половиной их управляет самостоятельно президент. Вновь назначенные министры из числа подчиненных одновременно Фрадкову, Жукову и Козаку сами опять ни за что толком отвечать явно не будут – эту работу на себя возьмут их заместители.
Получается в общей сложности шесть или, если считать президента, семь разных уровней ответственности.

Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев, правда, заявил «Газете.Ru», что нынешняя ситуация с правительством хороша хотя бы тем, что в ней уже намного меньше «тумана», а также «прослеживается логика». По его мнению, действительно предпринимается попытка изменить структуру правительства, чтобы уменьшить трения между министерствами и ускорить ход реформ, но эта логика может оказаться неэффективной.
«Есть опасность, что роль устраненных вице-премьеров возьмут на себя руководители созданных суперминистерств. Функции опять же будут не распределены, и снова будут столковения по ключевым вопросам», – пояснил Андрей Яковлев.

Исполнительный директор Экспертного института при РСПП Андрей Нещадин считает, что реформы могут натолкнуться на сопротивление изнутри – со стороны госчиновников средней руки: «Пока аппарат будет иметь кадровую структуру с преобладанием людей пенсионного и предпенсионного возраста, имеющих опыт работы советских времен, единственный путь трансформации – резкое сокращение чиновничьих функций. Пока произошло перераспределение и разграничение функций, но если за этим не последует сокращение, то мы можем прийти к тому, что количество чиновников не снизится, а возрастет примерно в полтора раза».

Когда этот материал готовился к сдаче, в редакцию «Газеты.Ru» пришел факс из несуществующего Министерства по налогам и сборам, где сообщалось, что заместителем министра РФ по налогам и сборам назначается Анатолий Сердюков. Административная реформа идет полным ходом. Но мимо министерств.


Финансовый сектор России - главный потребитель рынка систем информационной безопасности
ИА Регнум, 10.03.2004
Международный форум "Информационные технологии в стратегии развития российских компаний", организованный Adam Smith Conferences, состоялся в Москве в начале марта. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM в пресс-службе Альфа-Банка, участие в работе Форума приняли руководители, ответственные за развитие ИТ, из ведущих компаний, оперирующих на российском рынке: Оуэн Кемп, вице-президент и генеральный директор HP Russia; Евгений Аксенов, руководитель дирекции информатизации РАО "ЕЭС России"; Ричард Эймс, вице-президент по информационным технологиям TНК-BP, Валерий Шоржин, директор по ИТ Golden Telecom, Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора, директор департамента ИТ и связи ОАО "Аэрофлот — Российские международные авиалинии", Игорь Рыженко, директор по ИТ и решениям ОАО "Вимм-Билль-Данн", Сергей Меднов, директор по информационным технологиям Альфа-Банка и представители других крупных компаний.

В ходе Форума были обсуждены актуальные вопросы, которые ставят перед собой руководители современных предприятий, понимающие необходимость модернизации бизнеса в условиях возрастающей конкуренции на внутреннем и внешних рынках. Среди затронутых тем Форума — понимание специфики российских компаний, определение оптимального бюджета расходов на ИТ, роль ИТ в повышении инвестиционной привлекательности компании, преимущества и недостатки для компании в передаче управления своих ИТ аутсорсинговой компании и другие.

С. Меднов выступил с докладом "Вопрос безопасности ИТ: как обеспечить защиту конфиденциальной информации своей компании". "В связи с принятием закона о страховании вкладов населения Центральный Банк РФ устанавливает новые стандарты информационной безопасности для банков, — отметил он. — Уделяя особое внимание развитию технологической базы, Альфа-Банк вырабатывает новые подходы для усовершенствования собственной политики информационной безопасности и поддержания бизнеса в критических ситуациях". С. Меднов также подчеркнул, что финансовый сектор — главный потребитель растущего рынка систем информационной безопасности.

 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное