КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 31.12.2013
В КонсультантПлюс - новый "Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок"
Путеводитель поможет разобраться в новых правилах проведения госзакупок с 1 января 2014 г. в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В нем - пошаговые инструкции, образцы документов, практические примеры, сроки по всем этапам госзакупок.
С 1 июля 2014 года вступит в силу закон о потребительских кредитах, предоставляемых физическим лицам
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением кредитов (займов) физлицам, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Также данный закон не распространяется на потребительские кредиты, обязательства по которым обеспечены ипотекой.
Законом определены общие и индивидуальные условия, которые должны содержаться в договоре кредитования (вид кредита, его сумма, валюта и способ предоставления (включая использование электронных средств платежа), процентная ставка (порядок ее определения), периодичность платежей, способы и сроки возврата, информация об иных сопутствующих обязательных договорах или услугах и пр.).
Согласно закону полная стоимость выдаваемого потребительского кредита (займа) должна указываться на первой странице договора, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия кредитования.
Установлена формула расчета полной стоимости кредита. Банк России ежеквартально будет рассчитывать и публиковать среднерыночное значение полной стоимости потребительских кредитов по их категориям с учетом их суммы, срока возврата, наличия обеспечения и т.д. На момент заключения договора полная стоимость кредита не может превышать рассчитанное Центробанком среднерыночное значение более чем на одну треть. В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость кредита (займа), ЦБ
вправе установить период, в течение которого ограничение не применяется.
Закон предусматривает право заемщика на отказ (полный или частичный) от получения кредита и досрочный его возврат без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок пользования кредитом.
Законом детально прописаны последствия нарушения заемщиком сроков погашения кредита, а также регламентированы действия, направленные на возврат задолженности по договору.
В бухгалтерский учет вводятся понятия мнимого и притворного объектов учета
С 1 января 2014 года дополняются требования к ведению бухгалтерского учета.
Установлен запрет на принятие к учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной деятельности, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида; под притворным объектом - отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его.
Другая часть поправок коснулась порядка представления аудиторского заключения: годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, подлежащая обязательному аудиту, представляется вместе с аудиторским заключением (либо, в частности, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным).
Увеличены сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды
Принят закон, предусматривающий, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом РФ, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых ФСС РФ, - 500 рублей, решение о взыскании может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (в настоящее время решение может приниматься не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного
в требовании об уплате страховых взносов). Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.
Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет (в настоящее время - не позднее одного года) после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Указанный порядок взыскания платежей распространен и на взыскание страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Установлены особенности заключения с физическими лицами ипотечных договоров
Новыми положениями дополнен Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", предусматривающими особенности заключения с физлицами кредитных договоров, обязательства по которым обеспечены ипотекой, в целях не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (уточнения коснулись, в частности, условий договора о полной стоимости кредита (займа), информирования об условиях кредитования, а также порядка осуществления уступки прав (требований) по договору третьим лицам).
Помимо этого внесены уточнения в некоторые законодательные акты РФ, связанные с принятием нового Федерального закона о потребительском кредитовании.
Изменения коснулись в том числе Гражданского кодекса РФ, КоАП РФ (в т.ч. установлена административная ответственность за незаконное осуществление деятельности по представлению потребительских займов), Закона РФ "О защите прав потребителей", Федеральных законов "О кредитных историях" (уточнен порядок формирования кредитной истории физического лица), "О персональных данных" и др.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.
Усилен контроль за деятельностью микрофинансовых организаций
Внесены изменения и новые положения в ряд законодательных актов по вопросам деятельности микрофинансовых организаций, направленные на повышение эффективности государственного контроля в указанной сфере.
Так, в частности, уточняются нормы КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности (за незаконное использование словосочетания "микрофинансовая организация" административный штраф для юрлиц может составить от 100 до 300 тысяч рублей, за непредставление для ознакомления правил предоставления микрозаймов - от 50 до 100 тысяч рублей, за нарушение нормативов остаточности собственных средств и ликвидности - от 30 до 50 тысяч рублей).
Кроме того, введены новые составы правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства РФ о кредитной и сельскохозяйственной кооперации, а также ответственность ломбардов за нарушение законодательства РФ (в Федеральном законе "О ломбардах" установлена обязанность ломбардов выполнять предписания Центрального банка РФ и представлять отчет о своей деятельности, определены требования к органам управления и учредителям (участникам) ломбарда).
Помимо этого значительная часть изменений внесена в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинасовых организациях", - в том числе конкретизированы основания исключения из реестра микрофинансовых организаций сведений о юридическом лице, урегулированы вопросы информирования клиентов об исключении организации из реестра, а также уточнены положения о предоставлении МФО информации о своих заемщиках в бюро кредитных историй.
Закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Подписан Закон, направленный на создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала
Под секьюритизацией понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством повышения их ликвидности через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.
С этой целью внесены изменения, в частности, в часть вторую Гражданского кодекса РФ, часть вторую Налогового кодекса РФ, федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об инвестиционных фондах", "О несостоятельности (банкротстве)", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в Основы законодательства Российской
Федерации о нотариате.
Изменениями, в частности:
установлены порядок регистрации нотариусом уведомлений о залоге, содержание уведомления о залоге, особенности регистрации таких уведомлений;
уточнен предмет залога по облигациям с залоговым обеспечением, определены особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов;
введено понятие "специализированное общество", определены особенности его создания, реорганизации, ликвидации;
установлена обязанность кредитной организации раскрывать информацию о сделках по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными (состав такой информации, порядок и сроки ее раскрытия будут устанавливаться нормативными актами Банка России);
в Гражданский кодекс РФ введены новые виды договоров - "договор номинального счета", "договор счета эскроу".
Предусмотрено, что не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
Закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением отдельных положений.
Установлен порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов для целей расчета ставки НДПИ
С 1 января 2014 года вступают в силу поправки в главу 26 Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 N 152-ФЗ, вводящие новый порядок расчета ставки НДПИ при добыче кондиционных руд черных металлов.
В соответствии с ним ставка НДПИ в 4,8 процента, по которой облагается добыча указанных руд, умножается на коэффициент, характеризующий способ их добычи.
При этом значение коэффициента применяется в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года.
Порядком устанавливается, что подтверждением завершения добычи указанных руд на определенную дату является подписание акта о ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с их добычей.
Акт подписывается должностным лицом Роснедр и должностным лицом Ростехнадзора или их территориальных органов.
Дата подписания акта должностным лицом Ростехнадзора (его территориального органа) является датой завершения ликвидации (консервации) сооружений, связанных с добычей указанных руд.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года и применяется по 1 января 2024 года включительно.
Принят к исполнению федеральный бюджет 2014 - 2016 годов
Главным администраторам доходов федерального бюджет даны поручения, связанные с реализацией мер по обеспечению поступлений обязательных платежей в бюджет и сокращению задолженности по их уплате.
Главным распорядителям (распорядителям) средств федерального бюджета предписано обеспечить распределение лимитов бюджетных обязательств, в том числе на осуществление бюджетных инвестиций и представление субсидий на осуществление капвложений, а также на софинансирование объектов капитального строительства на 2014 год, - не позднее 1 февраля 2014 года, на плановый период 2015 - 2016 годов - не позднее 1 апреля 2014 года.
Определены особенности представления из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, установлен порядок возврата не использованных на 1 января 2014 года остатков межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет, предусмотрены особенности представления субсидий юридическим лицам, ИП и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) в 2014 году, а также определены объемы авансовых платежей, предусматриваемых в госконтрактах о поставках товаров
(работ, услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Минфину России предоставлено право, в частности, по согласованию с Банком России осуществлять выкуп облигаций Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года по их номинальной стоимости без уплаты процентных платежей; осуществлять при соблюдении установленных условий списание задолженности субъектов РФ, муниципальных образований и юрлиц.
При заполнении налоговых деклараций в отношении сидра, пуаре и медовухи рекомендовано указывать код вида подакцизного товара "232"
С 1 марта 2013 года сидр, пуаре и медовуха признаются подакцизными товарами.
Указанный выше код подлежит применению до официального установления кодов видов подакцизных товаров при заполнении налоговой декларации по акцизам (утв. Приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@), а также налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров (утв. приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н).
Соответствие размера чистых активов организации - участника КГН установленным требованиям может осуществляться на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю дату
Организация - сторона договора о создании КГН может иметь обязанность составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за различные отчетные периоды (на различные отчетные даты), в том числе ежемесячно, в зависимости от того, каким актом (документом) из предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" она установлена.
С учетом данного обстоятельства сообщается, что размер чистых активов должен определяться на основании промежуточной отчетности, составление и представление которой установлено одним из таких оснований, составленной на более позднюю отчетную дату.
Понятия "отчетная дата" и "отчетный период" приведены в статьях 3, 13, 15 Федерального закона N 402-ФЗ.
На 2014 год коэффициент-дефлятор К1 для расчета налоговой базы по ЕНВД установлен в размере 1,672
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога является величина вмененного дохода, рассчитываемая в том числе исходя из базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, скорректированной на коэффициент-дефлятор К1.
Сообщается, что на 2014 год приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 коэффициент-дефлятор К1 утвержден в размере 1,672.
По состоянию на 21 ноября 2013 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники
Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/public_services/credit_IT/.
ФНС России разъяснен порядок признания для целей налогообложения доходов в виде субсидий, предоставляемых на реализацию проектов по созданию высокотехнологичного производства
Порядок и условия предоставления указанных субсидий определены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 218.
Сообщается, что указанные средства признаются внереализационными доходами и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 4.4 статьи 271 НК РФ пропорционально фактическим расходам, осуществленным за счет данных средств, но не более трех налоговых периодов с даты их получения.
В случае приобретения (создания) амортизируемого имущества полученные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение (создание) соответствующего имущества.
При нарушении условий предоставления субсидий полученные средства включаются в полном объеме в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором было допущено нарушение.
Скорректирован порядок отражения отдельных показателей в консолидированной отчетности банковских групп
Основные изменения связаны с заменой понятия "деловой репутации" понятием "гудвил или доход от выгодной покупки" (данные понятия используются в значении, определенном МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнеса").
Кроме того, в частности, уточнены порядок отражения сведений о начисленных, выплаченных, и полученных дивидендах участниками банковской группы, а также порядок составления консолидированного балансового отчета.
Признаны утратившими силу главы, предусматривающие особенности включения отчетных данных участников группы в отчет об открытых валютных позициях банковской (консолидированной) группы, а также особенности расчета значений обязательных нормативов группы.
Внесены уточнения в порядок оценки экономического положения банков
Установлено, в частности, что территориальное учреждение Банка России или Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России вправе отнести к подгруппе 2.2 банки, имеющие основания, предусмотренные в подпунктах 2.3.1 и 2.3.4 пункта 2.3, подпунктах 2.4.1 и 2.4.3 пункта 2.4 и подпункте 2.5.1 пункта 2.5 Указания Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", в случае документарного подтверждения осуществления банком мер по устранению нарушений,
неустранение которых ведет к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам вкладчиков и кредиторов, если такие меры осуществляются банком в соответствии с программой мероприятий, направленных на устранение недостатков, а в случаях, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" - планом мер по финансовому оздоровлению. К указанной группе могут быть отнесены также банки, осуществляющие меры по предупреждению банкротст!
ва с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
Информация об отнесении банка к классификационной группе (подгруппе) и о недостатках в его деятельности, послужившая основанием для классификации, направляется территориальным учреждением Банка России или Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России единоличному исполнительному органу банка в следующие сроки:
на 1 января - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным;
на 1 апреля - не позднее третьего рабочего дня мая;
на иную квартальную отчетную дату - не позднее пятого числа второго месяца квартала, следующего за отчетным;
на любую внутриквартальную дату - не позднее пяти рабочих дней после дня принятия (согласования) решения об изменении в течение квартала ранее произведенной оценки.
Изменяются требования к обязательным резервам кредитных организаций, установленные Положением Банка России N 342-П
Так, в частности, установлены особенности определения суммы средств (суммы остатков балансовых счетов), подлежащих включению в расчет, по балансовым счетам, предусмотренным пунктом 2.1.4 Положения, в том числе расширен перечень случаев, при которых кредитная организация вправе осуществлять исключения в соответствии с названным пунктом (например, досрочное (ранее трех лет) прекращение обязательств по договору субординированного кредита (депозита, займа) по возврату суммы основного долга или его переоформления
в акции (доли) кредитной организации).
Указание вступает в силу с 01.01.2014, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.02.2014, и применяется начиная с расчета размера обязательных резервов кредитной организации, составленного за отчетный период с 1 января по 1 февраля 2014 года.
Банком России сообщены необходимые бухгалтерские записи для целей перехода с 1 января 2014 года к новым требованиям бухгалтерского учета отдельных операций
С указанной даты требования Положения Банка России от 04.11.2011 N 372-П распространяются на договоры купли-продажи иностранной валюты, драгметаллов, ценных бумаг, не являющихся ПФИ, совершаемых на определенных условиях. В этой связи обращено внимание на необходимость в первый рабочий день 2014 года справедливую стоимость указанных договоров отражать бухгалтерскими записями в соответствии с Положением N 372-П.
Кроме того, изменен перечень счетов и порядок бухгалтерского учета требований и обязательств по ПФИ.
Следовательно, в первый рабочий день 2014 года совершаются следующие, в частности, бухгалтерские записи.
Счета нереализованных курсовых разниц (N 93801, N 93802, N 93803, N 93804, N 93805, N 93806, N 93807, N 96801, N 96802, N 96803, N 96804, N 96805, N 96806, N 96807) закрываются обратными бухгалтерскими записями в корреспонденции с соответствующими счетами по учету требований и обязательств. После закрытия счетов нереализованных курсовых разниц суммы требований и обязательств как по срочным, так и по наличным сделкам списываются во взаимной корреспонденции счетов. После проведения указанных бухгалтерских
проводок остатков на счетах наличных и срочных сделок главы Г быть не должно.
Требования и обязательства по поставке иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг по прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки), отражаются на соответствующих счетах по официальному курсу, учетной цене на драгоценные металлы, рыночной цене (справедливой стоимости) на дату последней переоценки в корреспонденции со счетом N 99997 и счетом N 99996. Арифметический итог остатков на вновь открываемых счетах
по учету требований N 933, N 934, N 935, N 936, N 937, N 939, N 940, N 941 должен быть равен остатку по счету для корреспонденции с активными счетами при двойной записи N 99997. Арифметический итог остатков на вновь открываемых счетах по учету обязательств N 963, N 964, N 965, N 966, N 967, N 969, N 970, N 971 должен быть равен остатку по счету для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи N 99996.
В отношении иностранных государств, придерживающихся общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, может устанавливаться режим безлицензионного экспорта некоторых видов контролируемых товаров
Введение режима безлицензионного экспорта (прекращение его действия), определение перечня иностранных государств и номенклатуры видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается такой режим, осуществляются Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим
федеральным органом.
Условиями включения российских юридических лиц в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров, являются:
наличие опыта осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, не менее чем три года до дня обращения в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля с просьбой
о включении в указанный реестр;
отсутствие в течение срока, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, нарушений российским юридическим лицом законодательства РФ в области экспортного контроля;
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления у руководителя российского юридического лица и других должностных лиц российского юридического лица, выполняющих управленческие функции, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
наличие работника или работников, имеющих квалификационный аттестат специалиста в области экспортного контроля.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Установлены требования, которые должны соблюдаться при осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении
Согласно утвержденным Правилам для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:
договор фрахтования - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
документ, содержащий сведения о медицинском работнике, копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, - при организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов;
решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции;
список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Роспотребнадзором, - в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов;
список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);
документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);
документ, содержащий порядок посадки детей в автобус;
график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания, и схема маршрута.
Оригиналы указанных документов хранятся в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.
Установлены пороговые значения цен контрактов, при которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ в случае, если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно
В соответствии с положениями пунктов 2 - 4 части 1 статьи 95 Федерального закона в случае, если размер цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, составляет или превышает размер цены контракта, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть
изменены на основании решения Правительства РФ.
Подписанным постановлением в указанных целях устанавливаются следующие пороговые значения цен заключенных контрактов: 10 млрд. рублей - для обеспечения федеральных нужд, 1 млрд. рублей - для обеспечения нужд субъекта РФ, 500 млн. рублей - для обеспечения муниципальных нужд.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Лотерейное оборудование, используемое для розыгрыша призового фонда тиражной и комбинированной лотереи, подлежит регистрации в государственном реестре лотерейного оборудования
Для регистрации такого оборудования организатор лотереи представляет в ФНС России соответствующее заявление с приложением необходимых документов.
В реестре, в частности, содержатся сведения о:
- заводском номере, наименовании изготовителя и стране происхождения оборудования;
- государственном регистрационном номере и сроке проведения лотереи;
- наименовании организатора лотереи и уполномоченном органе, выдавшем разрешение на проведение лотереи.
О прекращении проведения лотереи в реестр также вносится соответствующая запись.
Реестр размещается в электронном виде на сайте www.nalog.ru. Срок хранения информации в реестре составляет десять лет.
Правлением ФСТ России принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на период до 2018 года
Сообщается, что параметры индексации тарифов на грузовые перевозки составят:
тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые ОАО "РЖД", тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта N 10-01;
дополнительные сборы при грузовых железнодорожных перевозках, за услуги, выполняемые ОАО "РЖД", тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта N 10-01;
тарифы за услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД", указанные в разделе 4 Прейскуранта N 10-01;
ставки "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2);
ставки "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (Тарифное руководство N 3);
тарифы на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования;
тарифы, сборы и плату за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО "АК "Железные дороги Якутии".
Минэкономразвития России рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 января 2014 года
В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:
бензины товарные и прямогонный бензин - 360,9 доллара США.
Кроме того, по результатам мониторинга за период с 15 ноября по 14 декабря 2013 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 802,2 доллара США за тонну.
Также сообщается, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.09.2013 N 263-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" при расчете вывозных пошлин на нефть с 1 января 2014 года применяется коэффициент в размере 0,59 вместо 0,6. Соответствующий проект постановления Правительства РФ, приводящий в соответствие с нормами закона постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете
ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации", в настоящее время готовится к утверждению в Правительстве РФ.
В соответствии с принятым Правительством РФ решением о реализации налогового маневра в нефтяной отрасли с 1 января 2014 года предполагается применение для расчета вывозных пошлин на светлые нефтепродукты, кроме бензинов, пониженного коэффициента 0,65 вместо 0,66. Соответствующий проект постановления Правительства РФ, уточняющий постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276, в настоящее время готовится к утверждению в Правительстве РФ.
Учитывая изложенное, применяемые в январе 2014 года ставки вывозных пошлин могут быть уточнены до конца 2013 года после вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ.
Пересчитанный размер ставок пошлин будет размещен на сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На 2014 год норматив затрат на обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов определен в размере 671 рубль в месяц
Некоторые категории граждан имеют право на дополнительную социальную помощь в виде бесплатного обеспечения указанными выше препаратами и специализированным питанием.
Норматив затрат на одного гражданина в месяц на оплату указанной помощи в 2013 году составляет 638 рублей, что на 33 рубля меньше, чем предусмотрено на 2014 год.
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на однократное обеспечение жилой площадью в порядке, установленном Правительством РФ, независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Ранее обеспечение жильем данной категории граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, должно было проводиться в порядке, установленном Правительством РФ, а вставших на учет позднее этой даты - в соответствии с российским жилищным законодательством.
Изменения внесены в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 N 3-П, согласно которому вышеуказанное положение было признано не соответствующим Конституции РФ.
С 1 января 2014 года коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 1,05
Индексация указанной страховой выплаты осуществляется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год.
С 1 января 2014 года социальные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, будут проиндексированы с применением коэффициента 1,05
Утверждены размеры денежных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Размеры выплат определены с учетом коэффициента 1,05, примененного исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
До 2014 года продлен срок действия положений об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
На этот же срок продлено действие положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2013 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
С 1 сентября 2014 года изменяется порядок официального использования Государственного гимна и Государственного флага РФ
В соответствии с изменениями Государственный флаг РФ должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях.
Поправками также предусмотрен подъем (установка) Государственного флага РФ во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.
Кроме того, вводится обязательное исполнение Государственного гимна РФ:
при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам;
в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности - перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам.
Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения отнесена организация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
Данные полномочия осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Установлено, что многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг создаются в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения.
Предусмотрено, что многофункциональные центры осуществляют в том числе составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Также предусмотрено, что многофункциональный центр обязан при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина РФ и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.
Уточнен порядок извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка
Установлено, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений теперь размещается на сайте torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней (ранее - шестьдесят дней) до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Информация о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона на сайте torgi.gov.ru.
Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Уточнены полномочия Правительства РФ, касающиеся специальной таможенной процедуры
Определено, что Правительством РФ устанавливаются, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза:
- сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой;
- случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры;
- порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру.
Кроме того, в отношении отдельных категорий товаров Правительство РФ устанавливает условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Уточнены полномочия Правительства РФ в части установления упрощенного порядка оформления багажа транзитных пассажиров
Правительство РФ наделено правом устанавливать упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления за пределами таможенной территории Таможенного союза в место назначения на территории Российской Федерации с промежуточной посадкой в месте прибытия на территорию Российской Федерации, а также определять условия, при выполнении авиаперевозчиком которых допускается применение упрощенного порядка, и
требования к необходимым для применения упрощенного порядка оборудованию и техническому оснащению мест убытия (мест прибытия) товаров.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Проводимые на территории РФ выборы и референдумы станут еще прозрачнее
Федеральным законом установлено, что при проведении выборов различных уровней в помещении для голосования, а также при голосовании вне помещения должны применяться ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положения пункта 10 статьи 61 и пункта 8 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после 1 июня 2014 года.
Распитие алкогольной продукции в запрещенных местах повлечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей
Усилена уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, в частности, установлена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные в крупном размере, за те же деяния, совершенные организованной группой и в особо крупном размере, а также за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной
продукции и использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок.
Скорректирована уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Увеличен размер административного штрафа за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции (ранее - вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков).
Также установлена административная ответственность в том числе за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и искажение информации или нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота или использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
С 1 января 2014 года информация о кадровом обеспечении государственных органов и аппаратов судов будет размещаться на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы
Изменениями формируется единая база вакантных должностей гражданской службы для системного информирования граждан о порядке поступления на гражданскую службу, что должно создать объективные и прозрачные механизмы конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы.
С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, касающиеся залога, а также перехода прав кредитора к другому лицу
В частности, в новой редакции излагаются нормы, регламентирующие вопросы возникновения залога, государственной регистрации и учета залога, очередности удовлетворения требований залогодержателей, замены и восстановления предмета залога, обращения взыскания на заложенное имущество.
Установлено, что:
положения абзаца второго пункта 2 статьи 339 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о возможности описания в договоре залога предмета залога путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида применяются с 1 января 2015 года;
положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
очередность удовлетворения требований залогодержателей, возникших на основании совершенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров залога.
С 1 января 2014 года национальный календарь профилактических прививок России будет включать в себя прививки против пневмококковой инфекции
Вакцинацию против пневмококковой инфекции будут проводить детям в возрасте 7 и 9 месяцев (двукратно) с последующей ревакцинацией (однократно) на втором году жизни.
ФСБ России, в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности, будет заниматься в том числе добыванием информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу информационной безопасности России
Соответствующие изменения внесены в закон об оперативно-розыскной деятельности и закон о Федеральной службе безопасности.
С 1 января 2014 года вводится новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Изменениями определяется компетенция органов государственного контроля (надзора) в указанной сфере, а также принципы осуществления государственного контроля (надзора).
Закрепляется возможность возложения контрольных полномочий на государственные органы не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ.
Поправками предусматривается осуществление государственного контроля (надзора) на основе ежегодных планов проведения проверок, формируемых прокуратурами субъектов РФ на основе проектов ежегодных планов, подготовленных органами государственного контроля (надзора).
При этом плановая проверка одного и того же органа или должностного лица местного самоуправления может проводиться не чаще одного раза в два года.
Устанавливаются основания проведения внеплановых проверок.
Вводится запрет на дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
Кроме того, поправками определяются:
порядок размещения информации о результатах проведенной проверки на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
порядок направления органами государственного контроля (надзора) запросов о предоставлении информации, минимальный срок ее предоставления, а также основания непредставления органами местного самоуправления запрашиваемой информации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Органы государственной власти субъектов РФ получили право устанавливать критерии нуждаемости при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан
Данные критерии могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Исходя из критериев нуждаемости, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета на целевые расходы) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
В загранпаспорт гражданина РФ, содержащий электронный носитель информации, будут вноситься дополнительные биометрические персональные данные его владельца (изображение папиллярных узоров указательных пальцев его рук)
Сканирование папиллярных узоров пальцев рук будет осуществляться у граждан РФ, достигших возраста двенадцати лет.
Данные, полученные в результате сканирования, сохраняются только на электронном носителе информации, содержащемся в паспорте, и после его выдачи гражданину РФ будут удаляться из информационных систем федерального органа исполнительной власти, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Предусмотрено, что положения статей 9, 9.1 и 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении сканирования папиллярных узоров пальцев рук гражданина РФ применяются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации с 1 января 2016 года.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2016 года положения статей 9, 9.1 и 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении сканирования папиллярных узоров пальцев рук гражданина Российской Федерации применяются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации по мере оснащения их соответствующими программно-техническими
средствами.
Подписан Закон об усилении борьбы с фиктивной регистрацией граждан в жилых помещениях
Внесены изменения в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", направленные на предотвращение фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с целью усиления ответственности за фиктивную регистрацию.
Так, предусмотрено, что фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства - регистрация по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо регистрация по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для
пребывания (проживания) указанного лица.
Установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового. Также предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.
Кроме того, усилена административная ответственность в части, касающейся правил регистрационного учета граждан РФ и правил миграционного учета иностранных граждан. Так, установлена ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
Сведения о деятельности по обеспечению безопасности лиц, пользующихся государственной защитой, отнесены к государственной тайне
Соответствующие изменения внесены в Закон РФ "О государственной тайне" и в федеральные законы "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Также установлено, что органы, обеспечивающие безопасность, издают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности. Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах будет устанавливаться Правительством РФ.
Теперь попечительские советы могут создаваться при любых исправительных учреждениях
В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане.
Предусматривается, что попечительский совет осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.
Порядок формирования попечительского совета, срок полномочий, компетенция и порядок его деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Положения избирательного законодательства субъектов РФ, касающиеся передачи вакантных депутатских мандатов, должны быть приведены в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края", предоставляющее коллегиальному постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения правомочие при распределении депутатских мандатов по результатам выборов в Законодательное Собрание Красноярского края определять региональную группу из краевого списка кандидатов в депутаты,
зарегистрированному кандидату из которой передается вакантный депутатский мандат в случае отказа от депутатского мандата зарегистрированного кандидата, включенного в общекраевую часть краевого списка кандидатов, в той мере, в какой им допускается принятие решения по данному вопросу вне зависимости от формально определенных критериев, увязывающих выбор региональной группы, зарегистрированному кандидату из которой передается вакантный депутатский мандат, с результатами воле!
изъявления избирателей.
Также Конституционный Суд РФ постановил, что органам государственной власти субъектов РФ надлежит внести в избирательное законодательство изменения, с тем чтобы исключить возможность принятия решений о передаче вакантных депутатских мандатов, от которых отказались зарегистрированные кандидаты, вне зависимости от формально определенных критериев, увязывающих выбор зарегистрированного кандидата, которому передается вакантный депутатский мандат, с результатами волеизъявления избирателей.
В рамках наследственных отношений, возникших до 29 мая 2012 года, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону любой очереди, не призванных к наследованию
До принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" практика применения абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса РФ следовала практике применения института направленного отказа от наследства, сложившейся на основе ранее действовавшего правового регулирования в его официальном судебном толковании, содержащемся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.07.1966 N 6 "О судебной практике по делам о наследовании".
В соответствии с данным толкованием наследник был вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону любой очереди - независимо от их призвания к наследованию.
Новое официальное судебное толкование, установленное пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, предусматривает право наследника на отказ от наследства в пользу лиц из числа наследников по закону любой очереди лишь при условии, что указанные лица призваны к наследованию. При этом данное толкование рассматривается судами как распространяющееся на отношения, возникшие до принятия Постановления.
По мнению Конституционного Суда РФ, применение нового официального судебного толкования к наследственным отношениям, возникшим до его появления, не обеспечивает определенность нормативного содержания абзаца первого пункта 1 статьи 1158 ГК РФ.
В связи с этим Конституционный Суд РФ признал абзац первый пункта 1 статьи 1158 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.
Указанная норма в новом официальном судебном толковании не подлежит применению при пересмотре судебных решений, принятых по делам, связанным с определением круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, в рамках наследственных отношений, возникших до 29 мая 2012 года.
Федеральному законодателю предписано внести изменения в правовое регулирование направленного отказа от наследства, конкретизировав его в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства.
Полномочие по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, принадлежит органам государственной власти РФ
Конституционный Суд РФ признал пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти:
полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза);
обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств.
В результате реализация данного полномочия произвольно возлагается на органы публичной власти разного уровня, что в силу объективного различия их материальных и финансовых возможностей приводит к нарушению принципа равенства перед законом и судом и не гарантирует эффективную судебную защиту гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки.
При этом по смыслу, придаваемому указанной норме правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти РФ.
В связи с этим федеральному законодателю предписано конкретизировать порядок осуществления указанного полномочия в части его принадлежности конкретному уровню публичной власти и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств.
При внесении изменений законодатель должен исходить из того, что указанное полномочие является полномочием органов государственной власти РФ в качестве расходного обязательства РФ.