КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 17.12.2013
В КонсультантПлюс - новый "Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок"
Путеводитель поможет разобраться в новых правилах проведения госзакупок с 1 января 2014 г. в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В нем - пошаговые инструкции, образцы документов, практические примеры, сроки по всем этапам госзакупок.
В случае расхождения позиций контролирующих и судебных органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах применению подлежат акты судебных органов
Налоговым органам при реализации своих полномочий предписано руководствоваться актами и письмами ВАС РФ, а также ВС РФ со дня их официального опубликования в установленном порядке, либо со дня их размещения на официальных сайтах в сети Интернет.
Отмечено также, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства РФ о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативно-правовыми актами. Указанные письма носят информационно-разъяснительных характер.
ФНС России разъяснен порядок применения средства визуального контроля ККТ - знака "Сервисное обслуживание"
Знак "Сервисное обслуживание" - средство визуального контроля - наносится на корпус контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания, осуществляющим ее техническую поддержку.
С учетом изменения с 11 января 2014 года образца знака "Сервисное обслуживание" (приказ Минфина России от 09.08.2013 N 77н) сообщается, в частности, что при постановке ККТ на техническое обслуживание с 11 января 2014 года должен наноситься знак "Сервисное обслуживание" нового образца.
Отсутствие знака нового образца при постановке ККТ на учет в налоговых органах после указанной даты будет являться основанием для отказа в предоставлении данной государственной услуги.
ФНС России дополнены разъяснения о порядке расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел
Разъяснения по указанному вопросу были доведены письмом от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18750@.
В дополнение к указанному письму сообщается также о порядке признания в целях налогообложения: амортизационных отчислений по объектам имущества, используемым в охранной деятельности, безвозмездных и безвозвратных перечислений бюджетам и организациям (отражаемым по кодам строк 230 и 210 формы 0503121), единовременных выплат работникам при предоставлении им ежегодных отпусков, сумм возмещения командировочных расходов, социальных выплат и других видов расходов.
Непринятие налоговым органом на конкретную дату решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может являться нарушением законодательства
Соответствующее разъяснение подготовлено ФНС России в связи с фактами направления прокурорами представлений в адрес территориальных налоговых органов, в которых в качестве нарушения законодательства указывается непринятие решения налоговым органом об исключении из ЕГРЮЛ фактически недействующих юридических лиц, имеющих задолженность по налогам и сборам (направление представлений мотивировано внесением изменений и дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67).
Фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
ФНС России, в частности, указывает, что в связи с исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, имеющего задолженность по налогам и сборам, затрагиваются права и законные интересы налоговых органов. Кроме того, законодательством не установлены сроки принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении такого юридического лица из ЕГРЮЛ. В этой связи нельзя признать нарушением законодательства непринятие налоговым органом соответствующего решения на конкретную дату.
Если в результате проведения реорганизации участника КГН не происходит изменения состава группы, внесения изменений в договор о создании КГН не требуется
Данный вывод касается случаев проведения реорганизации, не приводящей к изменению состава участников консолидированной группы налогоплательщиков (проведение реорганизации в форме присоединения к участнику КГН организации, не являющейся участником КГН, или выделения из состава участника КГН организации, которая не будет входить в КГН).
При этом обращено внимание на правило, установленное пп. 5 п. 1 ст. 25.6 НК РФ в отношении реорганизации ответственного участника КГН: в этом случае (за исключением реорганизации в форме преобразования) КГН прекращает свое действие.
При утрате права на применение ПСН у индивидуального предпринимателя возникает обязанность по исчислению НДФЛ за налоговый период, на который был выдан патент
При этом исчисленная сумма НДФЛ уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением ПСН. Отмечено, что в случае неуплаты данного налога недоимки у этого налогоплательщика по нему не возникает.
Индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, но не уплативший налог и не подавший заявление об утрате права на применение ПСН, подлежит снятию с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика ПСН.
В карточке расчета с бюджетом (карточка РСБ) начисленные и неуплаченные суммы налога подлежат сторнированию.
ФНС России информирует об обязательном электронном декларировании по НДС и случаях, при которых обязанность по представлению декларации отсутствует
Сообщается о том, что начиная с отчетности за I квартал 2014 года представление налоговой декларации по НДС осуществляется в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
Одновременно обращено внимание на предусмотренную Налоговым кодексом РФ возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ, а также при применении специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).
В 2014 году минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению дохода при применении ПСН не может быть менее 106 700 рублей и более 1 067 000 рублей
Указанные суммы определены на основании статьи 346.43 Налогового кодекса РФ, с учетом установленного Минэкономразвития России на 2014 год коэффициента-дефлятора, равного 1,067.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (в пределах указанных величин) устанавливается законом субъекта РФ по видам предпринимательской деятельности.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ осуществляется на основании лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ
Связано это с тем, что по лицензии на пользование недрами может быть предоставлено право на геологическое изучение недр и иные виды пользования недрами, осуществляемые налогоплательщиком, которое может повлечь появление объекта налогообложения по НДПИ.
С учетом изложенного сообщается, что недропользователь подлежит постановке на учет в налоговом органе при осуществлении любого вида пользования недрами.
Утверждено графическое обозначение рубля (символ рубля)
Банк России 11 декабря 2013 года утвердил графическое обозначение рубля (символ рубля) в виде прописной буквы "Р" кириллического алфавита, дополненной в нижней части горизонтальной чертой.
Утверждение символа рубля является одной из функций Банка России согласно статье 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
На 2014 год квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ установлена в количестве 95880 штук
Напомним, что на 2013 год указанная квота была установлена в количестве 105000 разрешений.
Квота утверждена с распределением по субъектам РФ и федеральным округам, в том числе по Центральному федеральному округу - 28050 штук, по Северо-Западному - 8750, Южному - 5300, Северо-Кавказскому - 4850, Приволжскому - 15150, Уральскому - 6200, Сибирскому - 21150, Дальневосточному - 6430.
Как и на 2013 год, по г. Москве квота распределена в количестве 2000 штук, по г. Санкт-Петербургу - 1500.
_Информационное сообщение Росалкогольрегулирования
"О порядке представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за IV квартал 2013 года"
Уточнен порядок назначения ежемесячного пособия детям военнослужащих, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы, и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы
Уточнено, что для назначения ежемесячного пособия заявитель подает в соответствующий уполномоченный орган в том числе копию заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья или заболевания, приведших к смерти военнослужащего (сотрудника), с военной травмой, либо копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причине смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы
(служебных обязанностей), с формулировкой "военная травма".
Кроме того, из документа исключено положение, определяющее размер пособия как 1500 рублей, так как в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и
учреждениях)" сумма пособия составляет 1597 рублей 50 копеек.
Изменения, предусмотренные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 04.06.2011 N 128-ФЗ.
Пенсионным фондом РФ даны разъяснения по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения
В соответствии с федеральным законодательством гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.
В этой связи ПФ РФ сообщает, в частности, следующее:
если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в Пенсионный фонд России - в размере индивидуального тарифа 16% - будут направляться на формирование его страховой части пенсии;
выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда;
у тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым "молчуном", новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии;
для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая "Внешэкономбанк", либо НПФ, и оно было удовлетворено, на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа. При этом дополнительного заявления для перечисления 6% на накопительную часть пенсии им подавать не придется. В то же время эта категория граждан имеет возможность отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, для чего необходимо подать соответствующее заявление.
Такое решение можно принять в любой момент без временных ограничений;
уточнить, какой страховщик сегодня формирует ваши пенсионные накопления, можно, получив выписку из вашего индивидуального лицевого счета в ПФР, обратившись в клиентскую службу ПФР или через сайт www.gosuslugi.ru. Граждане, которым с 1 января 2014 года будут впервые начисляться страховые взносы, смогут в течение 5 лет с момента первого начисления им взносов выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6%. До принятия ими решения 6% тарифа будут перечисляться в страховую часть.
При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной части пенсии следует помнить о том, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России конкретизировал основные направления стратегического развития страны
В этом году обращение Президента РФ с ежегодным Посланием Федеральному Собранию было приурочено к 20-летию Конституции РФ, соединившей в себе два базовых приоритета - высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство. Названные базовые приоритеты, чувство ответственности за страну и явились основным лейтмотивом Послания Президента РФ.
В перечень важнейших задач, намеченных к решению, включено, в частности, следующее:
- уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах;
- все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества;
- межэтническое напряжение, которое провоцирует аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые "крышуют" этническую мафию, и так называемые "русские националисты", разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы;
- переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (причем как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности
бюджетных учреждений;
- начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения;
- принять изменения в законодательство, которые разблокируют процесс предоставления земельных участков под застройку. Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика: получил решение, но не начал вовремя строить - верни землю. Следующий барьер, который сдерживает стройку, - это дефицит средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Нужно
создать специальные инструменты для решения этой проблемы, определиться с финансовыми источниками и организационной формой. Необходимо установить единый исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур и сделать это уже до конца марта 2014 года;
- упорядочить прием на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. В этой связи следует изменить действующую патентную систему, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели имели возможность нанимать иностранного работника на основе патента. Стоимость патента будет определять сам субъект Федерации в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и от среднего уровня дохода населения
на этой территории. Система патентов должна быть дифференцированной и стимулировать приток в Россию прежде всего профессиональных, образованных специалистов, знающих русский язык, близких к нашей культуре. Патент должен действовать только в том регионе, где он приобретен;
- доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по российским налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур
с госучастием;
- подъем Сибири и Дальнего Востока - национальный приоритет на весь XXI век. Принято решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Целесообразно распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предложено создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств,
ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены - и дальше то, что, собственно, предлагается, - должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, - льготная ставка страховых взносов.
В связи с созданием ФГУП "Международное информационное агентство "Россия сегодня" ликвидируется ФГУП "Российское агентство международной информации "РИА Новости".
Основным направлением деятельности вновь образованного Агентства будет освещение за рубежом государственной политики и общественной жизни в России. Единоличным исполнительным органом Агентства является генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
Кроме того, ликвидируются:
ФГБУ "Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм" (г. Москва);
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российская книжная палата" (г. Москва);
ФГБУ "Российская государственная радиовещательная компания "Голос России" (г. Москва).
ФГБУ "Редакция "Российской газеты" (г. Москва) будет реорганизовано в форме присоединения к нему ФГБУ "Редакция журнала "Родина" (г. Москва).
Выявление неконституционных законоположений и их исключение из числа действующих правовых норм может являться только совокупным результатом взаимодействия судов различных видов юрисдикции с учетом разграничения их компетенции
Конституционный Суд РФ признал пункт 4 части четвертой статьи 392 ГПК РФ во взаимосвязи с частями первой и четвертой его статьи 11 не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти законоположения не препятствуют суду общей юрисдикции начать по заявлению гражданина, жалоба которого в Конституционный Суд РФ на нарушение его конституционных прав и свобод ранее была признана не отвечающей критерию допустимости, производство
по пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления в связи с установлением Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении данного гражданина при рассмотрении судом общей юрисдикции соответствующего гражданского дела.
В случае, если суд общей юрисдикции придет к выводу о невозможности исполнения постановления Европейского Суда по правам человека без признания не соответствующими Конституции РФ законоположений, относительно которых ранее Конституционный Суд РФ констатировал отсутствие нарушения ими конституционных прав заявителя в конкретном деле, он правомочен приостановить производство и обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этих законоположений.