КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 05.12.2013
КонсультантПлюс - в Facebook и ВКонтакте
В Facebook и ВКонтакте открыты официальные страницы компании "КонсультантПлюс". Присоединяйтесь! Вся актуальная информация о компании и продуктах будет в ваших персональных лентах новостей!
Официальные страницы компании "КонсультантПлюс" - Facebook, ВКонтакте.
Кредитные организации могут получить на законодательном уровне право осуществлять некоторые торговые операции
Банковским и небанковским кредитным организациям (далее - кредитные организации) может быть предоставлено право осуществлять следующие торговые операции:
- продажу товаров, приобретенных для обеспечения собственной деятельности;
- продажу имущества, являющегося предметом залога;
- продажу имущества, переданного заемщиками в качестве отступного с целью погашения кредитов;
- куплю-продажу монет и банкнот в сувенирной упаковке.
Соответствующее положение содержится в разработанном Минфином России проекте Федерального закона (далее - Проект). Его общественное обсуждение на сайте www.regulation.gov.ru продлится до 21 декабря 2013 г. Предполагается, что в случае вступления положений Проекта в силу будет решен вопрос о возможности
осуществления кредитными организациями торговой деятельности.
Правоспособность кредитных организаций ограничена: им запрещено заниматься страховой, производственной и торговой деятельностью. При наличии определенных условий исключение составляют некоторые случаи, например заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. За нарушение данного запрета с кредитной организации взыскивается штраф от 40 до 50 тыс. руб. (ст. 15.26 КоАП РФ).
Понятие "торговая деятельность" долгое время отсутствовало в федеральном законодательстве. Этот термин сформировался в правоприменительной практике. Указанной деятельностью в целях налогообложения признавалось приобретение организацией товаров для последующей реализации без изменения их технических, качественных и других характеристик (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 11.03.2001 по делу N 5178/00-7(к), ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2002 по делу N А43-6300/01-30-175). Соответственно,
суды не рассматривали в качестве торговой деятельности приобретение кредитной организацией товаров с иной целью.
Разработчики Проекта отмечают, что кредитные организации могли приобретать товары с целью обеспечения своей деятельности и продавать их после того, как они станут не нужны либо устареют. Такие товары приобретались для использования, а не для реализации. Кредитные организации также имели возможность приобретать товары для перепродажи своим работникам.
На сегодняшний день кредитные организации могут через посредника (поверенного либо комиссионера) продавать заложенное имущество и имущество, переданное заемщиками в качестве отступного для погашения кредитов. На это указывается в Письме Банка России от 24.04.2000 N 89-Т и судебных актах (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2010 по делу N А19-24917/09). Если кредитная организация осуществляет деятельность в регионе, где отсутствуют специализированные компании, которые могут
продать такое имущество, его можно продать и без посредника.
Кроме того, кредитные организации вправе распространять лотерейные билеты, телефонные карты и интернет-карты.
1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", согласно которому торговая деятельность признается видом предпринимательской деятельности, связанным с приобретением и продажей товаров. В отличие от судебной практики цель приобретения товаров в данном Законе не определяется. Действие ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" стало распространяться
на операции, перечисленные выше.
Предполагается, что в случае принятия Проекта к кредитным организациям не будут применяться санкции за приобретение товаров для собственных нужд.
Организации и ГУП, которые находятся в ведении ФТС России, не смогут заниматься деятельностью в сфере таможенного дела
Президент подписал Закон, запрещающий заниматься деятельностью в сфере таможенного дела организациям и государственным унитарным предприятиям (ГУП), находящимся в ведении ФТС России, включая их представительства и филиалы (далее - Документ). Также нельзя будет осуществлять данную деятельность компаниям, участниками (членами) которых прямо или косвенно являются указанные организации или ГУП. Согласно Закону эти изменения найдут отражение в ч. 3, которой будет дополнена ст. 34 Федерального закона от 27.11.2010
N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Сейчас положения ч. 1 ст. 34 Закона N 311-ФЗ позволяют ФТС России иметь в своем ведении помимо, например, образовательных, научных и других организаций, государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы. На практике в соответствии с данной нормой ФТС России может быть учредителем какой-либо организации, которая осуществляет полный спектр услуг в таможенной сфере. В настоящее время таким многофункциональным предприятием, охватывающим все
регионы России, является, например, ФГУП "РОСТЭК" (см. распоряжение Правительства РФ от 22.04.2010 N 632-р).
Поправки, которые предусматривает Закон, должны способствовать созданию более благоприятной конкурентной среды в сфере услуг, связанных с таможенной деятельностью. Изменения направлены на то, чтобы стимулировать предпринимателей к развитию бизнеса в этой сфере и исключить излишнее давление со стороны государства.
Документ вносит изменения в положения статей Закона N 311-ФЗ, регулирующих условия включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (например, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли и т.д.). Юрлицо, претендующее на включение в один из таких реестров, не должно являться:
- казенным предприятием;
- организацией или ГУП, указанными в ч. 1 ст. 34 Закона N 311-ФЗ;
- организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или ГУП, названные в ч. 1 ст. 34 Закона N 311-ФЗ.
Если юрлицо не сможет выполнить эти дополнительные условия, ему будет отказано во включении в соответствующий реестр.
Законом предусмотрен достаточно продолжительный переходный период. Поправки вступят в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Оснащение автотранспортных средств тахографами исключается из лицензионных требований к осуществлению регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении
С 5 декабря 2013 г. сокращается перечень лицензионных требований, необходимых для осуществления регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении на автотранспортных средствах, оборудованных для перевозок более восьми человек. Данный перечень содержится в Положении
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В соответствии с вносимыми в названное Положение изменениями, в частности, отсутствие приборов контроля за соблюдением водителями режимо!
в движения, труда и отдыха (тахографов) на транспортных средствах лицензиата больше не будет являться нарушением требований лицензии.
Однако для регулярных пассажирских перевозок по междугородним маршрутам подобное лицензионное требование сохраняется.
В то же время исключение рассматриваемого требования из этого Положения не означает, что владельцы транспортных средств смогут эксплуатировать их без контрольных устройств.
Владельцы транспортных средств, на которых можно перевозить более восьми пассажиров, обязаны оснащать данные транспортные средства контрольными устройствами согласно п. 8(1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720). При невыполнении данной обязанности наступают определенные негативные последствия. В частности, операторы технического осмотра обязаны отказывать в выдаче диагностических карт на автомобили, не отвечающие требованиям
технических регламентов (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, к административной ответственности можно будет привлечь водителей, которые осуществляют перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении на транспортном средстве, не оснащенном тахографом. Ответственность предусмотрена и для должностных лиц, допускающих таких водителей к управлению (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).
Между тем к административной ответственности за то, что транспортные средства не оснащены контрольными устройствами, нельзя будет привлечь владельцев указанных транспортных средств - соответствующая норма в Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствует.
До вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1064 в отношении лиц, эксплуатирующих транспортные средства без тахографов, может быть возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку эти лица нарушают лицензионные требования. Виновным лицам грозит штраф, максимальный размер которого установлен для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб. Но в некоторых случаях данное нарушение лицензионных требований будет считаться грубым. Тогда наказание для юридических лиц будет
существенно строже: штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение признается грубым, если оно стало причиной негативных последствий, перечисленных в ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Среди указанных последствий, в частности, причинение вреда жизни, здоровью людей, угроза такого причинения. Если в течение года несоблюдение лицензионных треб!
ований выявлено повторно, то и в этом случае нарушение признается грубым.