КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 16.12.2013
Новые виды договоров в "Конструкторе договоров"
В "Конструктор договоров", инструмент создания проектов договоров и их экспертизы, добавлены новые договоры:
- государственный (муниципальный) контракт на техническое обслуживание;
- договор уступки прав и передачи обязанностей.
Таким образом, в Конструкторе теперь 27 видов договоров, в их числе договоры поставки, подряда, комиссии, поручения и других. Больше информации см. на http://www.consultant.ru/kd/
Гражданский кодекс РФ дополнен положениями о том, что денежные средства для погашения задолженности по налоговым платежам и для расчетов по оплате труда списываются со счета в рамках одной очереди
Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесено изменение в установленную в п. 2 ст. 855 ГК РФ очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь Гражданский кодекс РФ дополнен нормой о том, что для удовлетворения требований как публично-правового, так и частноправового характера денежные средства списываются с банковского счета в рамках третьей очереди.
Таким образом, с 14 декабря 2013 г. в составе третьей очереди по п. 2 ст. 855 ГК РФ удовлетворяются требования:
- по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);
- по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты РФ;
- по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление данных сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, Законом предусмотрены четвертая и пятая очереди списания денежных средств. В составе четвертой очереди теперь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований, не вошедших в первую, вторую и третью очереди, в составе пятой - списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Ранее законодатель относил к третьей очереди списание сумм заработной платы лиц, работающих по трудовому договору, и отчисления в некоторые внебюджетные фонды: ПФР, ФСС, ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Платежи в бюджет (задолженность по налоговым платежам) и во внебюджетные фонды, не отнесенные к третьей очереди, осуществлялись в рамках четвертой очереди.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П порядок, в соответствии с которым списание зарплаты и отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС имеет преимущество в очередности по отношению к недоимкам по налоговым платежам, был признан неконституционным. Частью 3 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ предусмотрено, что положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.
Для устранения образовавшегося пробела был разработан учитывающий правовую позицию Конституционного Суда РФ механизм, регулирующий очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для покрытия всех требований. Положение об указанной очередности содержалось в Федеральном законе от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и в течение 16 лет переходило из одного федерального закона о бюджете в другой.
Согласно данному положению до внесения поправок в Гражданский кодекс РФ списание заработной платы работников по трудовым договорам и задолженностей по налоговым платежам должны сводиться в единую третью очередь, в пределах которой отчисления осуществляются в порядке очередности поступления расчетных документов. Это положение закреплено в измененной редакции Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 14 декабря 2013 г.
Необходимо отметить, что законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с которым при ликвидации организации выплаты заработной платы по трудовым договорам имеют приоритет перед налоговыми платежами (ст. 64 ГК РФ).
С более подробным комментарием Закона можно будет ознакомиться в материале "Документ недели от 17 декабря 2013 г.".
∙ ЭКОНОМИКА
Проект Федерального закона N 47538-6/8 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
У добросовестных залогодержателей может появиться дополнительная мера защиты прав, а предпринимателям планируют предоставить право определять предмет залога, указав только вид имущества
Авторы законопроекта предлагают внести существенные изменения в регулирование института залога. В частности, планируется, что в большинстве случаев права, возникающие из договора залога, за добросовестным залогодержателем будут сохраняться. Кроме того, залогодатели - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получат возможность описывать существенные условия любым способом, позволяющим определить их на момент обращения взыскания на заложенное имущество. Перечень существенных условий предполагается
сократить - из них будет исключена оценка предмета залога. Предлагается также дополнительно урегулировать отдельные виды залога. В частности, планируется установить особенности залога прав по договору банковского счета (по сути правила залога безналичных денежных средств).
Помимо этого законопроект содержит поправки, касающиеся случаев перемены лиц в обязательствах. Например, соглашение о запрете уступки права требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может являться основанием для расторжения договора, из которого возникло требование.
В случае принятия законопроекта большинство новых норм начнут действовать с 1 июля 2014 г. С этого момента Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" утратит силу, а Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" будет применяться только в части, не противоречащей новым положениям Гражданского кодекса РФ.
Если неуправомоченное лицо передаст вещь в залог добросовестному залогодержателю, собственник вещи будет признаваться залогодателем
Разработчики законопроекта предлагают закрепить в Гражданском кодексе РФ принцип защиты добросовестного залогодержателя. Если договор залога заключило лицо, которое не вправе распоряжаться имуществом, собственник заложенного имущества будет нести права и обязанности залогодателя по такому договору. Это правило будет действовать только в том случае, если на момент заключения договора с неуполномоченным лицом залогодержатель не знал и не должен был знать об отсутствии у этого лица соответствующих полномочий,
то есть действовал добросовестно.
Исключение составят ситуации, когда переданная в залог вещь выбыла из владения собственника или лиц, которым она была передана во владение, помимо их воли (например, была утрачена или похищена).
О добросовестности залогодержателя могут свидетельствовать, например, представленные ему при заключении договора документы, которые подтверждают право собственности залогодателя на имущество.
В настоящее время подобное средство защиты добросовестного залогодержателя гражданским законодательством не предусмотрено. Напротив, если имущество изымается из незаконного владения залогодателя, не являющегося его собственником, залог прекращается (п. 2 ст. 354 ГК РФ). При этом не учитывается, знал ли или должен был знать залогодержатель об отсутствии у залогодателя прав на такое имущество. Вместе с тем суды встают на защиту добросовестного залогодержателя (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ
от 07.06.2012 N 16513/11).
Для залогодателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, договор залога будет считаться заключенным, если предмет залога и обеспечиваемое обязательство будут определимы на момент обращения взыскания
Предмет залога, существо, размер и срок исполнения обеспечиваемого обязательства по-прежнему будут являться существенными условиями договора залога. Предполагается изменить требования к согласованию таких условий, если залогодателями выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В соответствии с законопроектом указанным лицам достаточно будет описать названные условия в договоре таким образом, чтобы их можно было идентифицировать на момент обращения взыскания на заложенное имущество. Например,
при описании обеспечиваемого обязательства можно будет указать на все существующие и (или) будущие обязательства должника перед кредитором в пределах определенной суммы. Условие о предмете залога можно будет согласовать, указав род или вид имущества, принадлежащего залогодателю.
В настоящее время в судебной практике не допускается согласование предмета залога путем указания лишь вида заложенного имущества (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2013 по делу N А21-4166/2012).
Публичные слушания в отношении любых линейных объектов могут стать необязательными
Сроки подготовки градостроительной документации для линейных объектов, размещаемых в границах одного поселения или городского округа, а также линейных объектов, размещаемых в разных муниципальных образованиях по инициативе организаций и физлиц, могут сократиться. Это произойдет за счет того, что по проектам планировки территории и проектам межевания территории в отношении таких объектов не нужно будет проводить публичные слушания. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Согласно действующему законодательству подготовка документации по планировке территории для размещения линейных объектов может осуществляться либо с проведением публичных слушаний, либо без такового. Это зависит, во-первых, от вида линейного объекта, а во-вторых, от территории, на которой объект размещается.
Без проведения публичных слушаний подготавливается и утверждается документация по планировке территории для размещения линейных объектов, которые относятся к объектам федерального, регионального значения, а также местного значения, если они расположены на межселенных территориях (ч. 2 - 4, 11 ст. 45 ГрК РФ). В остальных случаях проекты планировки территории и проекты межевания территории должны выноситься на публичные слушания.
В Градостроительном кодексе РФ определен только общий срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей о времени и месте их проведения (не меньше одного месяца, но не более трех месяцев). Вопрос о том, какой день считать днем оповещения жителей, в Градостроительном кодексе РФ не разрешен.
Порядок и сроки проведения слушаний устанавливаются в нормативных актах муниципальных образований, за исключением гг. Москвы и Санкт-Петербурга, в которых они предусмотрены нормативными актами субъектов РФ.
Линейный объект бывает необходимо разместить на территории нескольких муниципальных образований. В таком случае застройщик вынужден ожидать окончания слушаний во всех муниципальных образованиях, в которых предполагается размещение линейного объекта. Однако поскольку не определен единый срок, в течение которого публичные слушания должны начаться, то возможна ситуация, когда в одних муниципальных образованиях слушания уже прошли, а в других еще не начинались. Например, в г. Мытищи Московской области решение
о проведении публичных слушаний глава города принимает в срок не позднее 30 дней со дня получения проекта планировки территорий и проекта межевания территорий. В г. Химки Московской о!
бласти такое решение глава города принимает в срок не позднее 10 дней со дня получения соответствующего проекта.