Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 30.12.2013


 

Новое в закупках - актуальный обзор на сайте КонсультантПлюс

Остались считанные дни до вступления в силу нового закона о контрактной системе N 44-ФЗ. Подпишитесь на наш новый обзор "Новое в закупках" на сайте КонсультантПлюс и вы будете первыми узнавать о важном в этой сфере: новых подзаконных актах, ведомственных разъяснениях и правоприменительной практике.
См. обзор

Правовые новости. Коротко о важном от 30.12.2013

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"

Средним и крупным коммерческим организациям не потребуется уведомлять ФАС России о ряде сделок и иных действий, направленных на экономическую концентрацию

С 30 января 2014 г. ряду коммерческих (в том числе финансовых) организаций не потребуется уведомлять ФАС России о совершенных сделках и иных действиях, направленных на экономическую концентрацию. В частности, не нужно будет сообщать о реорганизации юрлиц в форме слияния или присоединения, если суммарная стоимость активов или выручка от реализации товаров за предшествующий год у реорганизованных компаний превышает 400 млн руб. (для финансовых организаций - сумму, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России). Полный перечень подобных сделок и иных действий предусмотрен ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, которая должна будет утратить силу. Такие положения содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 N 423-ФЗ. В то же время новые положения данного закона не затронут сделок, совершаемых с предварительного согласия антимонопольного органа.

На сегодняшний день в ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено семь видов сделок и иных действий, о совершении которых необходимо уведомлять ФАС России. Исполнить данную обязанность по общему правилу необходимо не позднее чем через 45 дней после совершения соответствующих сделок (действий). Если организация нарушит указанное требование или другие правила уведомления антимонопольного органа, то это может повлечь ряд негативных последствий. В частности, ей грозит штраф в размере от 150 до 250 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ). К тому же, если реорганизация или сделка, о которой не был уведомлен антимонопольный орган, привела или может привести к ограничению конкуренции, ФАС России может обратиться в суд с иском о ликвидации либо реорганизации вновь созданного юрлица, а также может потребовать признать сделку недействительной (ч. 3 и 4 ст. 34 Закона N 135-ФЗ).

В Законе N 423-ФЗ не содержится порядка направления названных уведомлений в переходный период. В частности, не решен вопрос о том, нужно ли будет уведомлять ФАС России о сделках, совершенных до вступления в силу новых положений, если на момент, когда данное уведомление должно поступить, соответствующая норма перестанет действовать. Несмотря на то, что на момент совершения сделки такая обязанность у компаний будет, привлечь к административной ответственности за ее неисполнение будет невозможно. Объясняется это тем, что если рассматриваемый закон начнет действовать, то он будет иметь обратную силу, так как смягчает ответственность лица за правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). Кроме того, в подобных обстоятельствах ФАС России будет не вправе потребовать реорганизации или ликвидации юрлиц, нарушивших обязанность об уведомлении, либо признания сделок недействительными. Норма, наделяющая антимонопольный орган этими полномочиями, утратит силу одновременно с исключением обязанно! сти уведомления.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Законом будут установлены особенности принудительного исполнения требований об освобождении земельных участков и сносе строений

Требования об освобождении нежилых помещений, земельных участков и сносе строений (зданий, сооружений) будут исполняться в особом порядке. Кроме того, на каждого из солидарных должников в рамках одного исполнительного производства будет возложена обязанность уплачивать исполнительский сбор в полной сумме - по семь процентов от размера взыскиваемых денежных средств или стоимости имущества. Минимальную сумму данного сбора планируется увеличить: для организаций она составит 10 тыс. руб., а для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) - 1 тыс. руб. Такие нововведения содержит Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ.

Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ урегулированы правила зачета встречных однородных требований на стадии исполнительного производства. Судебные приставы смогут осуществлять указанный зачет по заявлению одной из сторон или по собственной инициативе.

Также установлен срок повторного предъявления исполнительных документов, возвращенных взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества. Большинство из них можно будет предъявить только спустя шесть месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства.

Каждый из солидарных должников должен будет уплачивать полную сумму исполнительского сбора

При взыскании долга с нескольких должников в пользу одного взыскателя исполнительский сбор будет уплачиваться не солидарно, а каждым должником в полном размере - по семь процентов от суммы долга.

В Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 23.12.2010 N 01-8) указано, что общая сумма исполнительского сбора, взыскиваемая со всех солидарных должников, не может превышать семи процентов от суммы долга, подлежащей взысканию. Иными словами, если один из должников уплатит, например, 3,5 процента от суммы долга, то второй будет обязан уплатить оставшиеся 3,5 процента. Обязанность по перечислению сбора является солидарной.

Однако в судебной практике существуют решения, основанные как на аналогичной позиции (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2011 по делу N А27-7021/2010), так и на противоположной (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 12.09.2011 по делу N А41-42288/10).

Снос зданий и строений, расположенных на принудительно освобождаемом земельном участке, будет возможен, если на необходимость его осуществления указано в исполнительном документе

Согласно Закону N 441-ФЗ земельный участок будет освобождаться от движимого и недвижимого имущества должника, которому будет запрещено пользоваться участком. Здания и другие сооружения, расположенные на участке, будут сноситься, только если такая необходимость предусмотрена исполнительным документом. Снос будет заключаться в разборке, демонтаже или разрушении указанных в исполнительном документе зданий (строений, сооружений) либо их отдельных конструкций (независимо от типа постройки и степени завершенности), а также в уборке строительного мусора.

При необходимости судебные приставы будут обеспечивать хранение имущества, находящегося в освобождаемом нежилом помещении, на земельном участке либо в подлежащем сносу строении. Однако в Законе N 441-ФЗ не уточняются случаи, когда такое хранение требуется. Вероятно, пристав будет определять их сам. Обязанность возмещать связанные с этим затраты возлагается на должника. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества на хранение должник не заберет его, имущество будет реализовано, а полученные денежные средства переданы должнику за вычетом произведенных расходов.

В настоящее время указанные требования выполняются в общем порядке, предусмотренном для исполнения неимущественных требований (ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). При сносе самовольно возведенных строений приставы могут руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями, разработанными ФССП России.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(не внесен в Госдуму)

У кредитных организаций, страховых компаний и нотариусов может появиться новая обязанность - самостоятельно получать сведения из ЕГРП и государственного кадастра недвижимости

Планируется запретить нотариусам, кредитным организациям и страховым компаниям требовать от своих клиентов представления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости. Перечисленные лица будут запрашивать эти сведения самостоятельно в электронном виде (например, через единую систему межведомственного электронного взаимодействия). Указанные положения содержит разработанный Минэкономразвития России Проект, общественное обсуждение которого продлится до 25 декабря 2013 г. на сайте regulation.gov.ru.

В настоящее время наличие прав на недвижимость, а также отсутствие ограничений (обременений) подтверждается выпиской из ЕГРП. Приобретателю недвижимого имущества, действующему разумно и добросовестно, следует предварительно обратиться к сведениям ЕГРП. Согласно ст. 55 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы нотариата) договоры отчуждения могут быть удостоверены только при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое имущество. Для удостоверения сделок с недвижимым имуществом и оформления наследства нотариусы, как правило, требуют выписки из ЕГРП. Данная выписка требуется и для совершения нотариусом исполнительной надписи на договоре залога (ст. 94.1 Основ нотариата). В соответствии с положениями Проекта в подобных ситуациях сведения из ЕГРП и государственного кадастра недвижимости нотариусы должны получать самостоятельно в электронном виде.

Аналогичную обязанность предлагается установить для кредитных организаций (банков и небанковских кредитных организаций) в случаях, когда для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации по публичным договорам необходимы сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, единственный договор, для заключения которого необходимы сведения из ЕГРП, - договор об ипотеке положениями Проекта не охватывается: данный договор не носит публичного характера. Кроме того, выписка из ЕГРП или государственного кадастра недвижимости не требуется для совершения любой банковской операции.

То же условие о публичности договора предусмотрено для договоров страхования, заключаемых страховыми компаниями и другими субъектами страховой деятельности. Абзацем 2 п. 1 ст. 927 ГК РФ предусмотрено, что договоры личного страхования носят публичный характер. Большая часть договоров имущественного страхования (за исключением, например, договоров ОСАГО, договоров страхования гражданской ответственности перевозчика) таким характером не обладают, что подтверждается, в частности, судебной практикой (см., например, Определение Московского городского суда от 06.07.2012 по делу N 33-11652). Таким образом, в этих случаях нет необходимости в сведениях из ЕГРП и государственного кадастра недвижимости.

С текстом Проекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов НПА и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/project/10536.html).

Проект Федерального закона N 409730-6
"О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.12.2013)

Процедура регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей может быть упрощена

У лица, желающего зарегистрировать организацию или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, может появиться установленная законом возможность передавать представителю по доверенности права:

- на представление документов, необходимых для регистрации;

- на получение документов, подтверждающих регистрацию.

Соответствующее положение предусмотрено проектом Федерального закона N 409730-6 (далее - законопроект), внесенным в Госдуму 16 декабря 2013 г.

Помимо этого в законопроекте указаны два случая, когда не потребуется нотариально удостоверять подпись заявителя, содержащуюся в заявлении о госрегистрации юридического лица:

- заявитель подает в ФНС России необходимые документы непосредственно либо через многофункциональный центр, предъявляя паспорт (в некоторых ситуациях - также документ, подтверждающий право быть заявителем). На сегодняшний день данный порядок установлен только для регистрации предпринимателей;

- документы подписываются электронной подписью и подаются в электронной форме. Тем самым планируется исключить участие нотариусов в электронной регистрации юрлиц и предпринимателей, а следовательно, упростить процедуру.

В настоящее время представить в ФНС России документы для госрегистрации и получить документы, свидетельствующие о прохождении регистрации, вправе также представитель заявителя по доверенности. Кроме того, в соответствии с Письмом ФНС России от 01.02.2005 N 14-1-04/253@ подать необходимые для регистрации документы может любое лицо независимо от наличия у него специальных полномочий (например, курьер).

Таким образом, предлагается закрепить сложившуюся правоприменительную практику на уровне федерального законодательства.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное