КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 02.12.2013
В "Конструктор договоров" добавлены новые договоры
В "Конструктор договоров", инструмент создания проектов договоров и их экспертизы в КонсультантПлюс, включены новые виды договоров:
- субподряда;
- оказания платных образовательных услуг (услуг по обучению);
- государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров;
- государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг.
Теперь в Конструкторе представлены 25 видов договоров.
"Объединение Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28.11.2013
1. Масштабная реформа российской судебной системы >>>
2. Значение проводимой реформы для системы российских арбитражных судов >>>
3. Процессуальные проблемы переходного периода >>>
4. Неопределенность статуса судей и работников аппарата высших судов >>>
В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются следующие проекты законов (далее - Проекты), предусматривающие упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ:
- проект Федерального
конституционного закона N 390470-6 "О Верховном Суде Российской Федерации";
- проект Федерального конституционного закона N 390478-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";
- проект Федерального закона N 390479-6 "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в !
соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Кроме того, Закон РФ о поправке к Конституции РФ N 352924-6 "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" быстро прошел почти все этапы законодательного процесса, поэтому с большой долей вероятности он пройдет остальные стадии одобрения и вступит в
силу в ближайшее время. В настоящее время Закон РФ о поправке к Конституции РФ одобрен Советом Федерации.
Верховный Суд РФ предлагается сделать единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Он будет сформирован из 170 судей, отобранных по содержащимся в Проектах правилам.
Так, предусматривается формирование Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ и порядок этого отбора. Судьи будут выбираться на конкурсной основе: им необходимо будет сдать специальный квалификационный экзамен, результаты которого будет оценивать Специальная экзаменационная комиссия по приему на должность судьи Верховного Суда РФ.
В Проектах определена новая компетенция Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ, а также полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.
Особо следует отметить, что согласно Проектам Верховный Суд РФ будет находиться в г. Санкт-Петербурге, тогда как в г. Москве будет создано лишь постоянное представительство. Момент переезда Верховного Суда РФ будет установлен отдельно Президентом РФ по согласованию с Верховным Судом РФ.
Из Конституции РФ предлагается исключить все упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ, а его полномочия закрепить за Верховным Судом РФ. До начала работы вновь сформированного суда уже назначенные судьи высших судов продолжат осуществлять свои полномочия.
Краткость Проектов с неизбежностью породит правовую неопределенность по ряду принципиальных вопросов осуществления правосудия в России.
1. Масштабная реформа российской судебной системы
В Пояснительных записках к Проектам указывается, что их принятие повлечет за собой необходимость внесения изменений в десятки федеральных конституционных законов и федеральных законов. Однако в настоящее время разработаны лишь указанные Проекты.
Для того чтобы вновь образованный Верховный Суд РФ смог реализовать свои полномочия, потребуется внести изменения в законодательство о судоустройстве, а также в положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях о подсудности высших судебных инстанций.
Изменения в российское процессуальное законодательство нужно будет внести очень оперативно, поскольку Проектами предусматривается шестимесячный срок упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ с момента вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ N 352924-6.
До внесения изменений в процессуальное законодательство последнее будет действовать в части, не противоречащей Конституции РФ. Это означает, что нормы о подсудности дел Высшему Арбитражному Суду РФ, его компетенции и устройстве не будут применяться, а соответствующие полномочия будет осуществлять Верховный Суд РФ.
2. Значение проводимой реформыдля системы российских арбитражных судов
В соответствии с одним из Проектов из Конституции РФ полностью исключается упоминание об арбитражных судах. В частности, из ст. 71 Конституции РФ исключается упоминание о гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве. Вместо этого использован термин
"процессуальное законодательство".
Вопрос о сохранении независимой системы арбитражных судов стоит поставить также и по той причине, что основными аргументами в пользу упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ согласно Пояснительной записке к одному из Проектов является необходимость обеспечения единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, единство судебной практики, а также необходимость исключить саму вероятность возникновения споров о подведомственности.
Очевидно, что упразднение лишь Высшего Арбитражного Суда РФ не разрешит существующие вопросы о подведомственности, поскольку возможность обращения в арбитражные суды сохранится.
Аналогично обстоит дело и с судебной практикой. Из Проектов не вполне ясно, как будет обеспечиваться единство в правовых подходах судов общей юрисдикции и арбитражных судов, если арбитражные суды осуществляют правосудие, опираясь на те разъяснения судебной практики, которые не могут быть использованы в спорах, подведомственных судам общей юрисдикции, и наоборот.
Однако Проектами предусмотрено, что Верховный Суд РФ более не будет относиться к судам общей юрисдикции, поскольку будет отправлять правосудие и в отношении дел, подведомственных арбитражным судам. Функции по разрешению конкретных экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, в составе нового Верховного Суда РФ будет осуществлять Судебная коллегия по экономическим спорам в составе 30 судей.
Представляется, что таким образом система арбитражных судов потеряет существующий статус, связанный с независимостью Высшего Арбитражного Суда РФ от деятельности Верховного Суда РФ. В результате проводимой реформы положение арбитражных судов может стать сходным с положением военных судов в системе судов общей юрисдикции. Так, структурно и организационно арбитражные суды сохранят относительную независимость, но будущая деятельность Верховного Суда РФ по установлению единообразия
судебной практики по экономическим спорам фактически будет оказывать решающее влияние на отправление правосудия в арбитражных судах.
Следует отметить, что финансирование и хозяйственное обеспечение деятельности арбитражных судов будет осуществлять Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
3. Процессуальные проблемы переходного периода
Для передачи Верховному Суду РФ полномочий упраздняемого Высшего Арбитражного Суда РФ предусмотрен шестимесячный переходный период. Вопрос о том, как будет работать Высший Арбитражный Суд РФ в это время, в Проектах не разрешен.
Больше всего юридическое сообщество беспокоит тот факт, что Проекты лишь в общих чертах описывают то, как будет осуществляться пересмотр судебных актов в порядке надзора, а также каково будет правовое значение разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ после его упразднения. Соответствующие изменения Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также ряда других федеральных законов пока не обнародованы.
Согласно одному из Проектов разъяснения по вопросам судебной практики будет давать Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ в редакции этого Проекта). Порядок применения арбитражными судами его разъяснений неочевиден. Согласно ч. 4 ст. 170 АПК РФ арбитражные суды могут ссылаться в решениях на практику Высшего Арбитражного Суда РФ. О значении практики Верховного Суда РФ в Арбитражном процессуальном кодексе РФ нет упоминания, поэтому если арбитражно-процессуальное законодательство не изменит!
ся, то арбитражные суды смогут мотивировать свои решения только правовыми позициями Высшего Арбитражного Суда РФ, сложившимися до момента его упразднения.
Из множества различий в процессуальных моментах деятельности высших судов можно выделить следующее: Высший Арбитражный Суд РФ включает в свои постановления специальную оговорку о том, что судебный акт имеет практикообразующее значение (так называемый "прецедент"). В этой оговорке Суд указывает, что на основе правовых позиций, изложенных в этом судебном акте, может быть пересмотрено (или не может быть пересмотрено) ранее принятое судебное решение. Верховный Суд
РФ в настоящее время подобных оговорок в своих актах не делает, несмотря на то что его судебные акты также имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции.
В случае упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ возникнет неясность в связи с применением правовых позиций, которые были сформированы им в судебных актах по конкретным спорам. Особые сложности возникнут с теми правовыми позициями, которые будут противоречить выводам Верховного Суда РФ по аналогичным вопросам. Можно предположить, что позиция Верховного Суда РФ будет иметь приоритет, однако этот вывод неочевиден, поскольку в экономических спорах, рассматриваемых арбитражными
судами, зачастую имеется своя специфика, обусловливающая разницу в подходах к разрешению споров. До изменения процессуального законодательства такое противоречие может быть временно решено выработкой единого подхода в разъяснениях Верховного Суда РФ.
Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое рассматривало жалобы на решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей, предполагается создать Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ, состав которой избирается Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.
4. Неопределенность статуса судейи работников аппарата высших судов
По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, принятие Проектов в предложенной редакции приведет к нарушению прав и гарантий судей и государственных гражданских служащих аппаратов судов. В частности, будет нарушен один из основополагающих принципов правосудия - несменяемость судей.
Формирование нового состава Верховного Суда РФ будет проходить на конкурсной основе, в том числе и для действующих судей высших судов. Таким образом, часть судей судов высших инстанций окончат свою профессиональную деятельность только по той причине, что суды, в которых они в настоящее время работают, прекратят свое существование.
Кроме того, в своем отзыве Высший Арбитражный Суд РФ большое внимание уделяет тому, что данным Проектом не предусматривается практически никаких правовых и финансовых гарантий для судей и работников аппарата, которые не смогут продолжать свою профессиональную деятельность в результате упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ.