КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 10.09.2020
Как работать с программным обеспечением? Узнаете на новом курсе Software Lawyer
Юристы рассмотрят особенности ПО как объекта авторского права, заключения договоров на создание программ и структурирования отношений с разработчиками, аспекты работы с Open Source, способы монетизации и распространения программных продуктов, взаимодействие с маркетплейсами и способы защиты прав на ПО.
С отчетности за 4 квартал 2020 года применяется обновленная форма налоговой декларации по НДС
В декларацию внесены масштабные изменения, в том числе:
на титульном листе исключена строка "Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД";
раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика" изложен в новой редакции (появились новы строки, касающиеся налогоплательщиков, являющихся стороной СЗПК);
внесены изменения в порядок заполнения налоговой декларации (в том числе установлен порядок заполнения новых строк);
в приложении "Коды операций" изменены наименования некоторых кодов и включены новые;
внесены изменения в форматы, в том числе: налоговой декларации, представления сведений из книги покупок, книги продаж, журнала учета выставленных счетов-фактур, журнала учета полученных счетов-фактур.
В форму заявления об утрате права на применение ПСН внесены уточнения
Поправки связаны с изменениями в НК РФ и коснулись оснований утраты права на применение патентной системы налогообложения (ПСН).
В частности, в заявление включено дополнительное основание утраты данного права, поскольку с 01.01.2020 к розничной торговле в целях ПСН не относится реализация отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ). В этой связи налогоплательщик утрачивает право на применение ПСН, если в течение налогового периода была осуществлена реализация таких товаров.
Защита пенсионных накоплений от мошенников, "одно окно" в сфере внешней торговли, выделение бюджетных ассигнований -
состоялось очередное заседание Правительства РФ
В очередной повестке заседания Правительства - законопроект о защите пенсионных накоплений от мошенников. Отмечается, что в настоящее время любой гражданин РФ может перевести свои накопления в негосударственный пенсионный фонд. И практически все заявления о переходе к другому страховщику оформляются через досрочный переход, несмотря на потерю денег.
Такая ситуация сложилась из-за активных действий агентов, которые работают на негосударственные пенсионные фонды. Чтобы защитить сбережения людей, в законопроекте предусмотрен прямой запрет на привлечение посредников между застрахованными и подобными фондами. Если гражданин хочет подать заявление о переходе, то он должен делать это лично или оформить нотариально заверенную доверенность.
Законопроект обязывает ПФР проверить подлинность такой доверенности через Единую информационную систему нотариата. При этом сохраняется возможность выбора, где и у кого размещать свои пенсионные средства.
Также сообщается о внесении изменений в законодательство, необходимых для создания информационной системы "Одно окно" в сфере внешней торговли.
Система позволит облегчить взаимодействие экспортеров и импортеров с органами государственной власти, включая и контролирующие организации, даст бизнесу удобный доступ к государственным услугам, снизит издержки за счет сокращения бумажного документооборота. Подать заявку на получение услуги можно будет не только дистанционно, но и круглосуточно.
Подключение к информационной системе и обслуживание будут бесплатными. Оператором станет Российский экспортный центр. Он будет осуществлять взаимодействие с органами государственной власти от имени и в интересах бизнеса, а также вести всю работу по оформлению разрешительных документов в различных инстанциях.
Банк России предложил четыре сценария развития российской экономики
на период до 2023 года, в каждом из которых определяющим фактором является развитие и окончание пандемии коронавируса
- Базовый сценарий предполагает медленное восстановление мировой экономики. Ожидается, что ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, будут сохраняться в некотором объеме до конца 2020 года и поэтапно отменены в дальнейшем. Цены на нефть стабилизируются на уровне 50 долларов США за баррель к концу 2022 года.
Российская экономика продолжит устойчивое восстановление в 2021 - 2022 годах и к III кварталу 2022 года достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта. Инфляция стабилизируется вблизи 4% при мягкой денежно-кредитной политике.
Профицит счета текущих операций расширится, при этом отток капитала замедлится. Негативный эффект шока внешнего спроса на российскую экономику сохранится на всем прогнозном горизонте, поэтому восстановление экспорта будет обусловлено в большей степени восстановлением цен на нефть, чем повышением спроса со стороны торговых партнеров.
- Проинфляционный сценарий предполагает более существенное влияние пандемии на мировую торговлю и неполное восстановление глобальных цепочек добавленной стоимости, что приведет к более глубокому по сравнению с базовым сценарием падению потенциального уровня выпуска мировой экономики.
Как следствие, цена на нефть в 2021 году, по прогнозу, снизится до 35 долларов США за баррель и, несмотря на соблюдение договоренностей в рамках сделки ОПЕК+, вырастет лишь до 42 - 43 долларов США за баррель к концу прогнозного горизонта.
Российская экономика будет восстанавливаться более умеренными темпами, чем в базовом сценарии. При этом предполагается, что поддержка экономики мерами бюджетной политики в более сложных внешних условиях будет более продолжительной, в результате сценарий предполагает более плавную по сравнению с базовым сценарием бюджетную консолидацию с возвратом расходов к параметрам бюджетного правила только в 2023 году.
- Дезинфляционный сценарий предполагает, что разрабатываемые вакцины не позволят в полной мере остановить распространение вируса в мировом масштабе, вынуждая правительства сохранять ограничительные меры продолжительное время.
Цена на нефть в этом сценарии снизится до 35 долларов США за баррель в 2021 году и восстановится до 50 долларов США за баррель уже за горизонтом 2023 года, при этом с высокой вероятностью соглашение ОПЕК+ будет продлено.
Восстановление российской экономики будет слабым. Потребительская активность не вернется на докризисные уровни как в силу изменившихся за время пандемии предпочтений (отказ от потребления ряда продуктов и услуг), так и вследствие повышенной склонности к сбережению из-за боязни оказаться без средств в случае новых ограничительных мер и возможного сокращения трудовых доходов. Из-за сохраняющейся неопределенности предприятия будут откладывать реализацию инвестиционных проектов, что будет отражать отсутствие
необходимости в наращивании производства даже при неполной загрузке мощностей.
Более низкие цены на нефть и другие сырьевые товары в сочетании с вероятным продлением соглашения ОПЕК+ и более медленным ростом внешнего спроса приведут к сокращению экспорта в 2021 году и более медленному росту в последующие годы, в результате чего стоимостные объемы экспорта сложатся существенно ниже базового сценария на всем прогнозном периоде. Импорт по сравнению с базовым сценарием также существенно снизится из-за частичного сохранения карантинных ограничений, более слабого курса и внутреннего
спроса.
- Рисковый сценарий предполагает, что в дополнение к повторному росту заболеваемости возможны и другие шоки для мировой экономики - например, усиление торговых противоречий и геополитической напряженности, долговых проблем отдельных стран или отраслей.
В этом сценарии принятых мер стимулирования экономик может оказаться недостаточно, предприятиям и населению все еще будет требоваться поддержка, пусть и меньшего объема. Однако рост государственного долга и уже высокие дефициты бюджета ряда стран не позволят реализовать дополнительные меры бюджетного стимулирования.
Цена на нефть, несмотря на действие соглашения ОПЕК+, упадет до 25 долларов США за баррель и будет медленно восстанавливаться до 35 долларов США за баррель к концу прогнозного горизонта.
Как и в предыдущие периоды неблагоприятной конъюнктуры глобальных сырьевых рынков, в рисковом сценарии предполагается существенное снижение кредитной активности вследствие уменьшения склонности к риску со стороны как банков, так и потенциальных заемщиков. При этом в сегменте розничного кредитования сокращение будет резким (до околонулевых значений в 2021 году), но к концу периода наметится восстановление кредитной активности (до 9 - 13%). Замедление корпоративного кредитования будет не столь резким, но
изменение инвестиционных приоритетов компаний приведет к сохранению низкой кредитной активности до конца прогнозного периода (4-8% в 2023 году).
Российская экономика, как ожидается, перейдет на траекторию более низкого роста выпуска, при этом подавленные потребительские настроения и возросший уровень неопределенности будут препятствовать устойчивому восстановительному росту.
Проинфляционное давление существенно, но кратковременно усилится, начиная с I квартала 2021 года как из-за ослабления курса рубля на фоне роста общей неопределенности, так и вследствие более мягкой бюджетной консолидации на фоне сохранения необходимых расходов для поддержки экономики. Ужесточение денежно-кредитной политики вернет инфляцию к цели уже в I квартале 2022 года. Более слабое влияние проинфляционных факторов и усиление влияния дезинфляционных факторов (таких как слабая потребительская
активность, пересмотр и отмена инвестиционных планов) обусловят необходимость перехода к мягкой денежно-кредитной политике начиная с II квартала 2022 года. Однако, несмотря на мягкую денежно-кредитную политику, инфляция останется ниже целевого значения до конца прогнозного горизонта.
Существенно более низкие цены на нефть и другие сырьевые товары в сочетании с вероятным продлением соглашения ОПЕК+ и более медленным восстановлением внешнего спроса вызовут значительное сокращение экспорта в 2021 году и более медленный рост в последующие годы, в результате чего стоимостные объемы экспорта прогнозируются значительно ниже остальных сценариев на всем прогнозном периоде. Импорт по сравнению с остальными сценариями также значительно снизится в условиях частичного сохранения карантинных
ограничений, более слабого курса и внутреннего спроса.
Запрет на размещение в жилых домах касается только крупных аптек, товарооборот которых
требует использования грузового транспорта
Роспотребнадзор разъясняет, в частности, что в соответствии с действующими в настоящее время санитарными правилами 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон.
Однако загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв. м.
В случае размещения аптек в жилых домах указанная норма применяется в том же объеме. То есть при необходимости доставки в аптеки товаров грузовым транспортом, который занимает больше места, является более значимым источником выхлопных газов и шума, чем легковой транспорт, должно предусматриваться погрузочно-разгрузочное место, оборудованное козырьком или навесом. Размещение такого погрузочно-разгрузочного места под окнами жилых квартир не допускается.
При этом в аптеках площадью до 150 кв. м, встроенных в жилые здания, такие площадки или какие-либо другие загрузочные помещения не предусматриваются.
Таким образом, норма об оборудовании погрузочно-разгрузочной площадки относится только к крупным аптекам, имеющим значительный товарооборот, требующий использования грузового транспорта.
С 1 по 30 октября 2020 г. в ряде регионов России будет проводиться эксперимент
по оформлению первичных перевозочных документов в электронном виде
В эксперименте Минтранса России по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа на автомобильном транспорте при перевозке пассажиров и грузов примут участие крупнейшие российские грузоперевозчики и операторы электронного документооборота.
Пилотной зоной эксперимента выбраны территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.
Предусматривается, что обмен юридически значимыми первичными перевозочными документами между участниками транспортно-логистической цепочки и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные, разрешительные и фискальные функции, будет происходить в режиме 24/7/365. Учитывая требования российского законодательства, документы в рамках эксперимента будут заполняться как в электронном, так и в бумажном виде.
Программа по возврату части средств в случае покупки туров по России показала
свою эффективность и будет продолжена
При этом условия программы будут скорректированы под запросы туристов и бизнеса.
В частности, окно продаж будет значительно больше по времени. Сократится минимальное количество ночей для получения возврата средств - до 2 ночей, тем самым появятся возможности для коротких поездок на выходные. Соответственно будет снижена минимальная стоимость тура или проживания, необходимая для возврата средств. Кроме того, готовится целый ряд технологических доработок для удобства туристов и субъектов отрасли.
Напомним, что программа туристического кешбэка впервые прошла с 21 по 28 августа при поддержке всех ключевых субъектов туристической отрасли. За неделю в программе поучаствовали порядка 70 тысяч человек, которые приобрели туров на сумму свыше 1,4 миллиарда рублей.
В связи с COVID-19 ИКАО разработана форма самодекларации пассажира о
состоянии его здоровья
Данная форма включает стандартизированный набор данных, позволяющих органам здравоохранения получить всю необходимую информацию в контексте вспышки COVID-19.
МВ
Д России подготовлен проект, устанавливающий условия и порядок осуществления стимулирующих выплат за особые условия работы в период пандемии
Проект разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312, предусматривающем в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач при борьбе с COVID-19.
Согласно проекту условием осуществления стимулирующей выплаты является участие работников и сотрудников на основании приказа руководителя подразделения (организации) в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из группы риска заражения данной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
Выплата производится в полном размере за месяц, в котором сотрудники участвовали в оказании медицинской помощи (осуществляли мероприятия в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
Установлено также, что выплаты, предусмотренные настоящим приказом, должны осуществляться с 1 апреля 2020 года.
Пользователи ЛКН могут бесплатно и в любое удобное время скачать электронное свидетельство о постановке на учет физического лица
Расширены функциональные возможности интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (ЛНК).
Чтобы скачать ИНН, следует обратиться в раздел "Жизненные ситуации".
Подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью свидетельство имеет такую же юридическую силу, как и бумажная копия, подписанная должностным лицом налогового органа и заверенная печатью.
Определены требования к инвесторам, привлекаемым к осуществлению мер по предупреждению банкротства банка
Установлено, что лицо, приобретающее акции банка в количестве не менее 75 процентов обыкновенных акций или доли в уставном капитале, предоставляющие не менее трех четвертей голосов участников банка в форме ООО (далее - инвестор), привлекаемое к осуществлению мер по предупреждению банкротства банка, должно являться юридическим лицом (ранее требования распространялись также на физических лиц).
Далее установлены требования, применительно к инвесторам, являющимся банком (в части наличия лицензии, величины собственных средств (капитала), выполнения нормативов достаточности капитала и т.д.) и инвесторам, не являющимся банком (требования предъявляются к сроку осуществления деятельности, стоимости чистых активов, деловой репутации и пр.).
Указание не распространяется на инвесторов, являющихся физическими лицами, привлеченных к осуществлению мер по предупреждению банкротства банка с участием Агентства до даты его вступления в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Указания признано утратившим силу Указание Банка России от 29 апреля 2016 года N 4009-У, предусматривавшее аналогичные требования.
Утверждено новое Положение о Совете по актуарной деятельности
В новой редакции изложено приложение к Приказу Банка России от 19.08.2014 N ОД-2168.
Положением устанавливаются основные функции и права Совета, состав Совета и порядок его работы.
В соответствии с новым Положением персональный состав Совета формируется и утверждается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Банка России, в компетенцию которого входит регулирование и контроль актуарной деятельности (ранее - приказом Банка России за подписью первого заместителя Председателя Банка России, курирующего структурное подразделение центрального аппарата Банка России, в компетенцию которого входит регулирование и контроль актуарной деятельности).
Увеличено с 25 до 30 человек предельное число членов Совета.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год (ранее - не реже одного раза в квартал).
31 августа 2020 введен в действие Стандарт Банка России "Финансовые сообщения в НПС. Обмен финансовыми сообщениями в рамках валютного контроля. Альбом схем" СТО БР НПС-8.0-2020"
Стандарт содержит описание форматов финансовых сообщений и рекомендован к использованию при представлении резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации в целях осуществления валютных операций.
Положения Стандарта применяются на добровольной основе, если только в отношении конкретных положений обязательность их применения не установлена нормативными актами Банка России или условиями договоров.
В Стандарт могут включаться дополнительные форматы финансовых сообщений, принятые в международной практике, по предложениям участников отношений, возникающих в рамках валютного регулирования и валютного контроля.
Стандарт с приложениями размещается на официальном сайте Банка России www.cbr.ru в подразделе "Стандарт ISO 20022" раздела "Национальная платежная система" и актуализируется по мере необходимости.
С 8 сентября назначенные российские и иностранные авиакомпании могут приступить к выполнению регулярных полетов в Египет, ОАЭ и на Мальдивы
Предусматривается следующее расписание полетов:
- Каир (Египет) и обратно с частотой три рейса в неделю;
- Дубай (ОАЭ) и обратно с частотой два рейса в неделю;
- Мале (Мальдивская Республика) и обратно с частотой два рейса в неделю.
Заявленное расписание авиакомпаний, время и дату выполнения полетов, а также другие вопросы, связанные с операционной деятельностью, необходимо уточнять у авиакомпаний.
С августа текущего года международные полеты из/в Россию осуществляют 11 российских и 5 иностранных авиакомпаний.
Для предотвращения распространения COVID-19 всем прибывающим в Российскую Федерацию из иностранных государств гражданам необходимо выполнять требования Роспотребназдора по соблюдению карантинных мер.
При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей
плановые проверки изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах)) не проводятся
Кроме того, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей исключен из перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.
НКО получат субсидии на профобразование лиц, пострадавших от COVID-19
Соответствующие дополнения внесены в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (НКО), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования и науки.
Установлено, что указанные субсидии предоставляются также на проведение мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Средства субсидии могут передаваться в том числе иным организациям, ответственным за организацию обучения в субъекте РФ (региональным операторам) в форме грантов.
В соглашение, заключаемое в целях предоставления субсидии на указанные мероприятия, должно включаться в том числе условие об обязательстве получателя субсидии обеспечить согласие региональных операторов на осуществление соответствующим уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения порядка, целей и условий получения субсидии.
Результатом предоставления таких субсидий, является прохождение до конца 2020 года обучения по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам не менее 110000 лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Расчет цены серийного производства будет
являться условием государственного контракта на создание оружия и спецтехники
Установлено, что в государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации вооружения, военной и специальной техники включается условие о представлении головным исполнителем на этапе утверждения рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства предварительного расчета цен на вооружение, военную и специальную технику в условиях их серийного производства.
Обновлен порядок осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых под домашним арестом и за соблюдением ими возложенных судом запретов
Порядок устанавливает процедуры осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог.
При осуществлении контроля инспекция взаимодействует со следственными органами, органами дознания и органами предварительного следствия федеральных органов исполнительной власти, судами и иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией.
Определены, в числе прочего, права инспекции, перечень осуществляемых полномочий, порядок организация доставки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в органы дознания или следственные органы, а также в суд, процедура снятия с учета подозреваемого или обвиняемого.
В приложениях приведены образцы документов, памятка подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий.
Признан не подлежащим применению Приказ Минюста России, МВД России, СК России, ФСБ России, ФСКН России от 11.02.2016 N 26/67/13/105/56, регулирующий аналогичные правоотношения.
Утверждены новые формы билета, абонемента и экскурсионной путевки
Приказ содержит формы (в том числе электронные) бланков строгой отчетности на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.
Новые формы могут применяться наравне с ранее утвержденными формами билетов, абонементов и экскурсионных путевок. Старые формы могут быть реализованы до 1 июля 2022 года.
Средняя цена на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья за август 2020 года составляет
44,74 долл. США за баррель
Минэкономразвития России информирует о средней за истекший месяц цене на нефть сорта "Юралс" в целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, - Кц.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 августа 2020 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
Актуализирован порядок выдачи Минстроем России разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства
Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика.
Приводится, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
В приложениях приведены формы необходимых документов.
Признан утратившим силу Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. N 343/пр, которым был утвержден регламент, регулирующий аналогичные правоотношения, с внесенными в него изменениями.