КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 15.06.2018
XII Международный Форум корпоративных секретарей
Участники Форума обсудят стратегию развития корпоративного законодательства и корпоративного управления, влияние глобальных экономических процессов на бизнес и корпоративное управление в компаниях, новые тенденции в работе совета директоров и другие прикладные вопросы корпоративных отношений. Форум пройдет 4 и 5 июля в Москве.
Банком России предложен ряд мер, направленных на "индивидуализацию" тарифов ОСАГО
Так, в частности, корректируется порядок расчета коэффициента бонус-малус (КБМ). Устанавливается, что при его определении учитывается количество осуществленных страховых возмещений, сведения о которых были зарегистрированы в АИС ОСАГО в течение предыдущего года.
Предусматривается установление для одного человека только одного КБМ и закрепление страховой истории за водителем (в настоящий момент человек может иметь один КБМ как водитель и еще один как владелец транспортного средства). Для всех водителей, имеющих более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений. Устанавливается механизм сохранения страховой истории водителя при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение
количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством).
Для юридических лиц предусматривается присвоение единого для всех машин в автопарке КБМ.
Также предполагается расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа. Нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%; верхняя граница снижается для мотоциклов и мотороллеров (на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (на 5,7%), для остальных категорий транспортных средств она повышается на 20%.
Проектом, кроме того, предусматривается корректировка порядка установления коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), увеличивается количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни с ныне имеющихся 4 до 50 ступеней. При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных - повышены. Так, минимальный КВС согласно проекту составит 0,96, а
максимальный - 1,87.
Установлен порядок расчета собственных средств застройщика, привлекающего средства граждан и юридических лиц для долевого строительства объектов недвижимости
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве одного из критериев, которым должен соответствовать застройщик, имеющий право привлекать средства для участия в долевом строительстве объектов недвижимости, является наличие у застройщика собственных
средств в размере не менее 10% от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации. Настоящим Постановлением определен порядок определения размера собственных средств застройщика.
Указывается, что размер собственных средств застройщика определяется как разница между величиной принимаемых к расчету активов застройщика и величиной принимаемых к расчету обязательств застройщика. Расчет собственных средств производится ежеквартально по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика. При этом объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении размера собственных средств к расчету не принимаются.
Постановлением определяются перечни активов и обязательств застройщика, принимаемые к расчету при определении размера собственных средств застройщика, и устанавливается, что активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе застройщика (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Минстрой России предлагает установить приоритетный порядок проведения ремонта внутридомовых систем газоснабжения и лифтового оборудования
Предусматривается, в частности, что в целях обеспечения безопасности проживания граждан в региональной программе капитального ремонта допускается предусматривать выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, в приоритетном порядке.
При этом плановые периоды проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, устанавливаются в региональной программе капитального ремонта органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с утвержденными критериями очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В случае принятия субъектом РФ решения об установлении в региональной программе капитального ремонта приоритетного порядка проведения работ по ремонту внутридомовых систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, производится соответствующая корректировка критериев оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом принятие такого
решения является основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта.
Также предлагается установить, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, связанных с изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, не требует наличия соответствующих решений общего собрания собственников помещений как в многоквартирном доме, в котором устанавливается приоритетный порядок проведения указанных работ, так и
собственников помещений в многоквартирном доме, в котором предусматривается перенос срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период.
Размер ключевой ставки Банка России остался на уровне 7,25% годовых
Принимая решение по ключевой ставке, Банк России исходил, в частности, из следующего:
- инфляционные ожидания населения и предприятий несколько возросли, что прежде всего связано с повышением цен на бензин. Произошедшее в апреле ослабление рубля оказывает умеренное влияние на динамику инфляции и инфляционных ожиданий. В ближайшие месяцы продолжится подстройка цен к сформировавшемуся уровню валютного курса и цен на нефтепродукты;
- планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 процентный пункт. Частично этот эффект может реализоваться уже в текущем году. Банк России прогнозирует годовую инфляцию 3,5 - 4% в конце 2018 года и ее краткосрочное повышение до 4 - 4,5% в 2019 году. Темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 года;
- с учетом влияния налогово-бюджетных мер на инфляцию и инфляционные ожидания требуется замедление перехода к нейтральной денежно-кредитной политике. Сохранение небольшой степени жесткости денежно-кредитных условий позволяет ограничить масштаб вторичных эффектов от налоговых мер и стабилизировать годовую инфляцию вблизи 4%;
- баланс рисков до конца 2019 года сместился в сторону проинфляционных рисков. Основные риски связаны с эффектом принятых налогово-бюджетных решений, а также с внешними факторами;
- оценка рисков, связанных с волатильностью продовольственных и нефтяных цен, динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 27 июля 2018 года.
Изменен состав сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, передаваемых в налоговые органы
Изменения в форму, формат и порядок представления указанных сведений внесены приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-21/248@.
Сообщается, в частности, об исключении из формы избыточных сведений, в том числе об адресе места нахождения российской организации (обособленного подразделения), поскольку данные сведения содержатся в ЕГРЮЛ, а также сведений о правоустанавливающем документе.
Добавлен реквизит "серия и номер предыдущего ПТС (при наличии)", а также введена возможность представления сведений об адресе физического лица.
ФНС России разъяснила, как исчислить земельный налог при владении
участком неполный налоговый период, в течение которого произошло изменение кадастровой стоимости
Сообщается, что в таком случае, с учетом статей 391 и 396 НК РФ, исчисление суммы земельного налога должно производиться с применением коэффициентов:
Кв (определяемого как отношение числа полных месяцев владения участком к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде);
Ки (определяемого в порядке, аналогичном указанному выше, в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка).
Поскольку порядок одновременного применения коэффициентов Кв и Ки Налоговым кодексом РФ не урегулирован, разъяснено следующее.
В случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде (в письме приведен наглядный пример расчета земельного налога с одновременным применением указанных коэффициентов).
Утверждена форма и методика составления отчетности по форме 0403203 "Сведения о событиях, связанных с нарушением защиты информации при осуществлении переводов денежных средств"
Соответствующие изменения внесены в Указание Банка России "Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств...".
Установлены субъекты, представляющие данную отчетность, периодичность и сроки ее представления.
Аккредитацией арбитражных управляющих в качестве конкурсных (внешних) управляющих при банкротстве застройщика, осуществлявшего взносы в компенсационный фонд, будет заниматься "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"
Рассмотрение заявлений об аккредитации и выдача свидетельства об аккредитации осуществляются Фондом на безвозмездной основе. Срок действия аккредитации составляет три года. Фондом ведется список аккредитованных арбитражных управляющих, который подлежит размещению на сайте Фонда.
Заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются кандидатом через сайт Фонда. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество; место жительства (регистрации); адрес электронной почты и контактные телефоны; информацию о согласии на обработку и раскрытие персональных данных, а также перечень прилагаемых документов, среди которых:
- копия паспорта;
- копия трудовой книжки и (или) иных документов, подтверждающих наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства не менее трех лет, либо копии определений (решений) арбитражных судов об утверждении кандидата на аккредитацию арбитражным управляющим в процедурах, применяемых в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур);
- копия документа, подтверждающего членство кандидата на аккредитацию в саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Банком России установлен нулевой размер штрафа за нарушение условий договора об
общих условиях проведения депозитных операций
В соответствии с пунктом 5.3 договора об общих условиях проведения депозитных операций, доведенного до сведения кредитных организаций информационным письмом Банка России от 28.03.2018 N ИН-01-20/16 "О порядке проведения Банком России депозитных операций", штраф подлежит взысканию за каждое нарушение кредитной организацией условий договора об общих условиях проведения депозитных операций.
Напомним, что с 17 мая 2018 года депозитные операции проводятся Банком России только в соответствии с договором об общих условиях проведения депозитных операций.
ФНС России доводит до сведения заинтересованных лиц перечень морских портов,
капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов
Перечень был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2018 N 458-р (с изменениями, внесенными Распоряжением Правительства РФ от 31.05.2018 N 1082-р). Перечень направляется в целях обеспечения реализации статей 83 - 85 и главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ.
Декриминализация деяния при одновременном закреплении тождественного состава административного правонарушения не может рассматриваться как установление нового противоправного деяния, не наказуемого ранее
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" и пунктом 4 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащиеся в них положения позволяют привлекать к административной ответственности лиц, в действиях которых будет установлен состав административного правонарушения, предусмотренного с
татьей 6.1.1 КоАП РФ, если событие соответствующего правонарушения имело место до вступления данной статьи в силу.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" в Уголовный кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложена в новой редакции статья 116 "Побои" (пункт 4) и введена статья 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному
наказанию" (пункт 5). Эти изменения вступили в силу с 15 июля 2016 года.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", также вступившего в силу с 15 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях дополнен статьей 6.1.1 "Побои".
Частичная декриминализация с 15 июля 2016 года такого общественно опасного деяния, как побои, осуществленная на основании Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" (пункт 4 статьи 1), сопровождалась синхронным (с той же даты) дополнением Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 6.1.1,
предусматривающей административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"). При этом была сохранена криминализация впервые совершенных деяний, выразившихся в побоях или иных насильственных действиях, причинивших физическую боль, но не повлекших легкого вреда здоровью, - при наличии указанных в статье 116 УК РФ криминообразующих признаков (которыми в настоящее время признаются такие мотивы совершения деяния, как хулиганские
побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы).
Соответственно, если ответственность за деяние смягчена, но не устранена, а само деяние получило другую отраслевую юридическую квалификацию, то его декриминализация при одновременном закреплении тождественного состава административного правонарушения не может рассматриваться как установление нового противоправного деяния, не наказуемого ранее. Такая декриминализация представляет собой смягчение публично-правовой ответственности за совершение соответствующего правонарушения, проявляющееся во введении
менее строгих - по сравнению с уголовными - административных санкций, меньшее по степени - по сравнению с уголовно-правовым институтом судимости - ограничение прав при применении мер административной ответственности.
Отмена законом уголовной ответственности за определенное деяние с одновременным его переводом под действие Кодекса РФ об административных правонарушениях свидетельствует о том, что федеральный законодатель продолжает рассматривать данное деяние как правонарушающее, однако по-иному оценивает характер его общественной опасности. Применительно к вопросу о введении административной ответственности за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, на основании
вступившей в силу с 15 июля 2016 года статьи 6.1.1 КоАП РФ это означает не исключение, а смягчение публично-правовой ответственности, что, следовательно, - в силу вытекающих из конституционных принципов справедливости и равенства требований неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение, а также определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в общей системе правового регулирования - предполагает привлечение лиц, совершивших такие дейс
твия, хотя и до указанной даты, к административной ответственности.
В иных случаях при оценке последствий изменения отраслевой принадлежности норм, устанавливающих наказуемость определенных форм поведения (например, при введении уголовной ответственности вместо административной или при отказе от уголовной ответственности в пользу административной, что, в свою очередь, влечет усиление либо смягчение санкции соответствующей нормы), также следует иметь в виду не только совпадение объема запрещенного деяния (по признакам, характеризующим его объективную и субъективную
стороны, субъекта, потерпевшего, предмет посягательства), но и одновременность изменения природы его противоправности, поскольку лишь синхронные изменения законодательной оценки тождественных деяний означают преемственность правового регулирования публично-правовой ответственности. При этом перевод деяния из категории преступлений в группу административных правонарушений, влекущий смягчение ответственности за его совершение, не может расцениваться как ухудшение правового положени
я лица, совершившего такое деяние.
Верховным Судом РФ даны разъяснения по ряду вопросов, возникающих у
судов при конфискации имущества по уголовным делам
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих основания и порядок конфискации имущества, Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание судов, в частности, на следующее:
- деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации на основании пунктов "а" и "б" части 1 статьи 104.1 УК РФ, если они получены в результате совершения только тех преступлений, которые указаны в данных нормах, или явились предметом незаконного перемещения через таможенную границу либо через Государственную границу РФ, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ. Кроме того, согласно пункту "в" части 1 статьи
104.1 УК РФ подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) либо предназначенные для этих целей.
Вместе с тем орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (пункт "г" части 1 статьи 104.1 УК РФ), могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен;
- исходя из положений пункта "с" статьи 1 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 года, пункта 8 части 1 статьи 73, части 3 статьи 115 и пункта 10.1 части 1 статьи 299 УПК РФ, к орудиям, оборудованию или иным средствам совершения преступления следует относить предметы, которые использовались либо были предназначены для использования при совершении преступного деяния или для достижения
преступного результата (например, автомобиль, оборудованный специальным хранилищем для сокрытия товаров при незаконном перемещении их через таможенную границу или Государственную границу РФ; эхолоты и навигаторы при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов; копировальные аппараты и иная оргтехника, использованные для изготовления поддельных документов).
При решении вопроса о конфискации орудий, оборудования или иных средств совершения преступления на основании пункта "г" части 1 статьи 104.1 УК РФ суду необходимо установить факт того, что такое имущество находится в собственности обвиняемого;
- по уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности конфискации подлежит любое имущество, принадлежащее обвиняемому, являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления. К такому имуществу могут относиться сотовые телефоны, персональные компьютеры, иные электронные средства связи и коммуникации, которые использовались им, в частности:
для размещения в средствах массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетях текстовых, аудио-, видео- и других материалов, содержащих публичное оправдание терроризма и (или) призывы к террористической деятельности;
для непосредственной подготовки к террористической деятельности (обучения в целях осуществления террористической деятельности; пропаганды и распространения запрещенной литературы террористической и экстремистской направленности и т.п.).
Деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), подлежат конфискации на основании пункта "в" части 1 статьи 104.1 УК РФ независимо от их принадлежности;
- в силу положений статьи 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу, в том числе за счет имущества, подлежащего конфискации;
- в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, постановленного в общем порядке, следует приводить доказательства того, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного
вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также обоснование решения о конфискации имущества (пункты 4.1 и 5 статьи 307 УПК РФ);
- не является конфискацией имущества передача в соответствующие учреждения или уничтожение по решению суда приобщенных к уголовному делу в качестве вещественных доказательств предметов, которые хотя и относятся к имуществу, указанному в пунктах "а" - "г" части 1 статьи 104.1 УК РФ, или доходам от него, но запрещены к обращению либо изъяты из незаконного оборота. В таких случаях суд принимает решение не о конфискации, а о передаче в соответствующие учреждения или об уничтожении
предметов, запрещенных к обращению, на основании пункта 2 части 3 статьи 81 УПК РФ либо об уничтожении изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности на основании пункта 2.1 части 3 статьи 81 УПК РФ.
Россельхознадзором разъяснены особенности ввоза/вывоза/перемещения животных и птиц
авиатранспортом по территории РФ
Сообщается, в частности, что ввоз экзотических или декоративных домашних животных и птиц в РФ из-за рубежа осуществляется по разрешению Россельхознадзора, либо при наличии ветеринарного сертификата, оформленного ветеринарной службой страны-экспортера.
Вывоз владельцами экзотических или декоративных животных и птиц из РФ за рубеж осуществляется без разрешения Россельхознадзора, кроме случае вывоза животных без владельцев. При вывозе из России животных и птиц сотрудником территориального управления Россельхознадзора взамен ветеринарного свидетельства формы N 1 оформляется ветеринарный сертификат формы N 5а.
В случае если страной-импортером предусматривается ввоз подконтрольного товара в сопровождении ветеринарного сертификата по форме, не соответствующей установленным требованиям законодательства РФ, то заполняются формы сертификатов по образцам, представленным экспортером. Отмечается, что согласно Единому порядку осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317) экспортер обязан
соблюдать требования ветеринарного законодательства страны-импортера.
При перемещении по территории РФ домашних, служебных, декоративных животных, осуществляемом без смены владельца и не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исключая их перемещение на выставочные мероприятия, осуществляется без оформления ветеринарного сопроводительного документа.
Установлено, в частности, что Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет, в том числе:
- организацию подготовки поправок к законопроектам принятым Госдумой;
- содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;
- подготовку предложений Президенту РФ по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;
- содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении.
Кроме того, предусмотрена новая должность помощника Президента РФ - начальника Референтуры Президента РФ.
Минстрой России информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной
стоимости строительства во II квартале 2018 года
Указанные прогнозные индексы разработаны в том числе с использованием данных по ценообразованию в строительстве за I квартал 2018 года с учетом прогнозного показателя инфляции.