Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 29.06.2017


Порядок рассмотрения споров по интеллектуальным правам

Разобраться, в какие органы нужно обращаться для решения "интеллектуального" спора, поможет материал в системе КонсультантПлюс – "Куда обращаться с "интеллектуальным" спором: компетенция госорганов при рассмотрении дел, связанных с интеллектуальной собственностью".

Материал структурирован по категориям дел. Приводятся примеры из судебной практики. Подробнее 

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
"Горячие" документы от 29.06.2017
  • Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)

    В случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств по госконтракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения

    Верховным Судом РФ проанализированы материалы судебной практики по следующим вопросам:

    заключение, исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта;

    поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта;

    обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта);

    ответственность за нарушение государственного (муниципального) контракта;

    контроль в сфере закупок.

    В обзоре содержатся следующие правовые позиции, в частности:

    по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;

    при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг;

    стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом;

    представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта;

    нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков;

    заказчик вправе оспорить в суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.


  • Постановление Правительства РФ от 20.06.2017 N 731 "О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"

    Правительство РФ нашло способ борьбы с водителями, выключающими бортовое устройство в период движения большегруза по отдельным отрезкам автомобильных дорог

    Установлен порядок восстановления отсутствующих в системе взимания платы данных о пройденном большегрузом отрезке маршрута.

    Протяженность такого маршрута (отдельных участков такого маршрута) для расчета платы определяется системой взимания платы в автоматическом режиме при одновременном выполнении следующих условий:

    протяженность маршрута не превышает 30 километров;

    временной интервал, в отношении которого системой взимания платы зафиксирована указанная недостаточность данных, не превышает 1 час;

    расчетная скорость движения транспортного средства по маршруту, определенная системой взимания платы, не превышает 150 километров в час;

    имеются данные о координатах точек участков маршрута, полученные системой взимания платы в автоматическом режиме от бортового устройства, иных объектов системы взимания платы либо от стороннего бортового устройства, позволяющие определить протяженность маршрута.

    Возможность определения протяженности маршрута на основании указанных данных определяется системой взимания платы в течение 2 рабочих дней со дня получения таких данных.

    При этом в случае, если на маршруте имеется одно или несколько пересечений или примыканий автомобильной дороги общего пользования федерального значения с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения, автомобильной дорогой местного значения или частной автомобильной дорогой, протяженность такого маршрута определяется от последней полученной системой взимания платы координаты точки этого маршрута до соответствующей координаты ближайшего из указанных пересечений или примыканий.


  • Приказ ФСС РФ от 07.06.2017 N 275 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения"

    ФСС РФ внес изменения в расчет по страховым взносам (4-ФСС)

    В форму расчета (утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381) внесены, в частности, следующие изменения:

    титульный лист дополнен полем для проставления признака страхователя, являющегося бюджетной организацией в соответствии с источником финансирования;

    таблица 2 "Расчеты по обязательному социальному страхованию..." дополнена строками для отражения информации, касающейся страхователей-правопреемников в отношении перешедшей к ним задолженности при реорганизации.


  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"

    Минприроды России предложены уточнения в порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов

    В статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предполагается внести дополнение, согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, исчисленная по итогам отчетного периода за 2016 год, вносится плательщиками указанной платы в срок не позднее 1-го марта 2019 года. Одна треть указанной платы должна быть внесена в срок не позднее 1-го марта 2018 года, две трети указанной платы должны быть внесены в срок не позднее 1-го сентября 2018 года.

    При этом предусматривается, что до 1 января 2019 года региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не вносят квартальные авансовые платежи, установленные пунктом 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

    На уполномоченные органы предлагается возложить обязанность по уведомлению налоговых органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения

    Разработанный Минсельхозом России проект закона предусматривает создание экономического механизма, направленного на стимулирование собственников к эффективному использованию земель сельхозназначения.

    В настоящее время в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых по назначению, ставка налога установлена в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости, а в случае неиспользования - 1,5 процента.

    В этой связи предлагается ввести обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, в случае выявления правонарушения, связанного с неиспользованием такого земельного участка, направлять в налоговые органы соответствующие сведения.


  • Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств в части применения риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения"

    Минсельхоз России предлагает применять риск-ориентированный подход при организации федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения

    Отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и критериями вероятности несоблюдения обязательных требований.

    Критерий тяжести потенциальных негативных последствий согласно проекту зависит от вида осуществляемой деятельности, срока ее осуществления и количества наименований реализуемых лекарственных препаратов для ветеринарного применения за последний год.

    Критерий вероятности несоблюдения обязательных требований определяется в зависимости от количества серий недоброкачественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения, выявленных в рамках проведения проверок соответствия лекарственных средств для ветеринарного применения, находящихся в гражданском обороте, установленным требованиям к их качеству, выборочного контроля качества, а также контрафактных, фальсифицированных лекарственных средств для ветеринарного применения за последние три года; количества предписаний об устранении правонарушений, выявленных в ходе проведения проверок за последние 5 лет; привлечения к административной ответственности в течение последних 3 лет в зависимости от статьи (части статьи) КоАП РФ.

    Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов в зависимости от категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

    для категории высокого риска - один раз в 1 год;

    для категории значительного риска - один раз в 2 года;

    для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;

    для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

    В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.


  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 448 Гражданского кодекса Российской Федерации"

    Минфин России уточняет положения ГК РФ, касающиеся уступки денежного требования (факторинга) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг  

    Согласно проекту, в случае если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, если иное не установлено ГК РФ или другим законом.

    В настоящее время запрет уступки прав и перевода долга в данном случае носит безусловный характер.


  • Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2017 N 1335-р <Об утверждении формы справки, содержащей сведения о федеральном государственном гражданском служащем, включаемом в кадровый резерв федерального государственного органа>

    Утверждена форма справки, выдаваемой на гражданского служащего, включаемого в кадровый резерв федерального государственного органа

    Справка, в числе прочего, включает в себя сведения о знаниях и умениях государственного служащего, выполняемой им работе, профессиональных достижениях; стаже государственной гражданской службы на дату включения в резерв, стаже работы по специальности, группе должностей, на которые может быть осуществлено назначение из кадрового резерва, мероприятиях по профессиональному развитию в период нахождения в кадровом резерве.


  • <Письмо> Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36084 "О рассмотрении обращения"

    Заказчик строительных работ вправе установить в проекте контракта требование к исполнителю об обязательном заключении им договора страхования

    Согласно Закону о контрактной системе содержание контракта, заключаемого по результатам осуществления закупки, должно, в том числе, соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов.

    Например, на основании Гражданского кодекса РФ договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.

    При этом Минфином России обращено внимание на то, что возможность установления требования к участникам закупки о наличии соответствующего договора страхования на этапе подачи заявок Законом не предусмотрена.

    В письме разъяснены также иные вопросы, касающиеся применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе о возможности включения в состав контрактной службы работника по гражданско-правовому договору со всеми правами для работы в ЕИС, за исключением прав на заключение контракта, о возможности найма контрактного управляющего на основании гражданско-правового договора, а также о возможности проведения конкурентной процедуры на оказание услуг контрактного управляющего, оказание услуг в качестве работников контрактной службы.

    Так, в частности, сообщается, что заказчик вправе заключить договор с физическим лицом на оказание услуг, связанных с осуществлением закупочной деятельности, и получить для него электронную подпись со всеми правами для работы в единой информационной системе в сфере закупок.


  • Информационное письмо Банка России от 21.06.2017 N ИН-03-40/30 "О контроле за соблюдением банками надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала)"

    Структурным подразделениям Банка России даны рекомендации по осуществлению контроля за соблюдением банками надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала)

    В случае несоблюдения банком надбавок и непредставления в Банк России плана восстановления величины собственных средств (капитала) банка рекомендовано направлять банку предписание с требованием о представлении к установленному в нем сроку плана восстановления.

    Если банком не соблюдается план восстановления, ему направляется предписание с требованием об устранении данного нарушения.

    При невыполнении указанных предписаний рекомендовано вводить ограничения на проведение отдельных операций, связанных с принятием повышенных рисков, либо вводить запрет на осуществление отдельных банковских операций.

    Предписание с требованием предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) банка до размера, обеспечивающего соблюдение нормативов достаточности, направляется также в адрес учредителей (участников) банка.

    В предписании может содержаться требование ограничить распределение прибыли в части выплат, влекущих уменьшение собственных средств (капитала) банка.

    Невыполнение данного предписания может повлечь приостановление права голоса акционера (участника) на общем собрании.


  • Информационное письмо Банка России от 21.06.2017 N ИН-017-45/31 "Об обеспечении реализации прав лиц, исполняющих обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и страховых взносов за плательщика таких платежей"

    Банкам предписано обеспечить исполнение распоряжений о переводе денежных средств, составленных лицами, осуществляющими уплату налогов за налогоплательщика

    Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов и страховых взносов за плательщика иным лицом.

    Для таких случаев установлены правила составления распоряжений: в реквизитах "ИНН" и "КПП" плательщика отражается информация о лице, чья обязанность по уплате платежей исполняется, а в реквизите "Назначение платежа" - значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж.

    При соблюдении плательщиками установленных правил банки обязаны обеспечить исполнение таких распоряжений.


  • Постановление Правительства РФ от 26.06.2017 N 748 "Об осуществлении отбора юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца"

    Обновлен порядок отбора юридических лиц для организации от имени РФ приватизации федерального имущества и (или) осуществления функции продавца

    Устанавливается, что отбор юридических лиц проводится Минэкономразвития России в 2 этапа.

    Первый этап отбора включает в себя опубликование в сети "Интернет" извещения о проведении отбора, а также направление запроса о заинтересованности, направление заинтересованными лицами заявок об участии в отборе и их регистрацию, присуждение юридическому лицу баллов в соответствии с показателями оценки предложений о заинтересованности. Во второй этап отбора допускается не более 5 юридических лиц, набравших наибольшее количество баллов.

    На втором этапе отбора Минэкономразвития России направляет юридическим лицам, прошедшим во второй этап отбора, запросы о размере понижающего коэффициента. Юридические лица представляют заявки о размере понижающего коэффициента в диапазоне от 0 до 1. Заявка о размере понижающего коэффициента представляется в отдельном запечатанном конверте (заявка, представленная не в запечатанном конверте, к рассмотрению не принимается). Победителем отбора признается лицо, предложившее наименьший размер понижающего коэффициента. В случае равенства размера коэффициентов проводится повторный запрос размера понижающего коэффициента.

    По итогам проведения отбора Минэкономразвития России подготавливается проект решений Правительства РФ о привлечении юридического лица и выплате ему вознаграждения.

    Утратившим силу признается порядок осуществления отбора, согласно которому отбор осуществлялся Минэкономразвития России из перечня юридических лиц, установленных Правительством РФ.


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 17-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросом мирового судьи судебного участка N 1 Выксунского судебного района Нижегородской области"

    Компенсация, уплаченная по договору ОСАГО, не может зависеть от того, кто является владельцем транспортного средства, используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, - сам ребенок-инвалид либо его законный представитель

    Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ абзац первый пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", поскольку он не предполагает возможности отказа в выплате законному представителю ребенка-инвалида, нуждающегося по медицинским показаниям в транспортном средстве, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования лишь на том основании, что владельцем транспортного средства, фактически используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, является не сам ребенок-инвалид, а его законный представитель.

    Конституционный Суд РФ исходил, в частности, из следующего.

    Поскольку транспортное средство представляет собой дорогостоящее имущество, приобретение которого не только предполагает совершение необходимых юридически значимых действий, но и влечет возложение на владельца транспортного средства ряда дополнительных обязанностей, связанных с его эксплуатацией и предполагающих распоряжение денежными средствами (обязательное страхование гражданской ответственности, уплата транспортного налога, прохождение технического осмотра и др.), дети-инвалиды, не имеющие, как правило, собственных доходов, могут приобретать необходимые им по медицинским показаниям транспортные средства лишь посредством действий и на средства своих законных представителей. Кроме того, принимая во внимание, что необходимыми условиями для получения права на управление транспортным средством являются достижение определенного возраста (для управления транспортными средствами категории "В", к которым относятся используемые инвалидами легковые автомоб или, - 18 лет) и отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, указание в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида на его нуждаемость в транспортном средстве предполагает использование приобретенного в целях обслуживания ребенка-инвалида транспортного средства его законным представителем.

    С учетом этого транспортные средства, предназначенные для обеспечения проезда детей-инвалидов к социально значимым учреждениям (здравоохранения, образования, культуры и т.п.) и другим объектам, как правило, приобретаются не в собственность детей-инвалидов, не способных в силу возраста (и нередко - состояния здоровья) управлять ими, а в собственность их законных представителей, которые, будучи призванными действовать в интересах детей-инвалидов, обязаны использовать такие транспортные средства - при условии нуждаемости в них детей-инвалидов в соответствии с предусмотренными в их индивидуальных программах реабилитации медицинскими показаниями - именно в целях обслуживания детей-инвалидов.

    Вместе с тем законные представители детей-инвалидов, использующие личные транспортные средства для обеспечения их нужд в соответствии с медицинскими показаниями, вне зависимости от того, кто является владельцем транспортного средства - сам ребенок-инвалид либо его законный представитель, выполняя социально значимую функцию ухода за детьми-инвалидами, одновременно в качестве владельцев транспортных средств несут материальные затраты, возникающие в связи с исполнением обязанности по страхованию риска своей гражданской ответственности. Соответственно, при реализации права на получение предусмотренной абзацем первым пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" компенсации части страховой премии, уплаченной по соответствующему договору обязательного страхования, те законные представители детей-инвалидов, которые для обеспечения нужд детей-инвалидов используют принадлежащи е им самим транспортные средства, притом что нуждаемость детей-инвалидов в транспортном средстве подтверждена медицинскими показаниями, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с относящимися к той же категории лицами, которые используют в тех же целях транспортные средства, принадлежащие детям-инвалидам.

    Кроме того, зависимость права на получение указанной компенсации от того, кто является владельцем транспортного средства, фактически используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, - сам ребенок-инвалид либо его законный представитель, по существу, вынуждала бы последнего при приобретении необходимого ребенку-инвалиду по медицинским показаниям транспортного средства оформлять право собственности на это транспортное средство исключительно на ребенка-инвалида, который не только не имеет денежных средств, достаточных для приобретения и содержания транспортного средства, но и не может в силу возраста и состояния здоровья самостоятельно управлять и пользоваться им, что приводило бы к излишнему обременению законного представителя ребенка-инвалида как непосредственно при приобретении транспортного средства, так и в процессе его последующей эксплуатации.


  • <Информация> ФТС России "Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"

    Верховным Судом РФ подведены итоги применения судами Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"

    Сообщается, в частности, что анализ судебных дел показал, что основной сегмент споров с участием таможенных органов, при рассмотрении которых судами применяются положения указанного постановления пленума, составляют дела по оспариванию решений, действий (бездействия) таможенных органов при заявлении, определении и контроле таможенной стоимости товаров и возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и процентов за их несвоевременный возврат. Активно положения постановления пленума применяются и при рассмотрении споров по обжалованию решений таможенных органов по классификации товаров и требований об уплате таможенных платежей.

    Однако в ряде случаев суды неоднозначно принимают решения по схожим делам, по-разному аргументируют свои выводы при вынесении решений, одни и те же положения постановления пленума используют как для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) таможенных органов законными, так и для отмены таких решений, что свидетельствует об отсутствии сформировавшейся единообразной судебной практики с его применением.

    В этой связи в настоящем обзоре на примере конкретных дел Верховным Судом РФ даются разъяснения по применению нижестоящими судами некоторых пунктов постановления пленума.


  • Приказ Роспатента от 02.02.2017 N 17 "О размещении в сети Интернет сведений о решениях Роспатента, принимаемых по результатам рассмотрения споров в административном порядке"

    С решениями Роспатента по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, можно ознакомиться на сайтах Роспатента (www.rupto.ru) и ФИПС (www.1.fips.ru)

    Исключение составляют заключения, прилагаемые к решениям по результатам рассмотрения возражений на решение Роспатента о выдаче или об отказе в выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец или о признании заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец отозванной, до официальной публикации сведений соответственно о заявке на изобретение, о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.


Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (29.06.2017)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное