КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 18.05.2017
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС – в системе КонсультантПлюс
Принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Он отменит действующий в настоящее время Таможенный кодекс Таможенного союза и целый ряд международных договоров. Посмотреть текст нового Таможенного кодекса ЕАЭС, включая важные переходные положения, и Договор о Таможенном кодексе, подписанный в Москве, можно в КонсультантПлюс.
Минтрансом России предлагаются единые правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере прямых смешанных (комбинированных)
перевозок
Проектом регламентируются, в частности:
понятийный аппарат;
требования к транспортным организациям, участвующим в осуществлении прямых смешанных перевозок, а также к транспортным и другим техническим средствам, применяемым при осуществлении таких перевозок;
порядок заключения соглашения об организации прямого смешанного сообщения, его существенные условия;
положения об ответственности транспортных организаций по обязательствам, связанным с перевозкой грузов или багажа в прямом смешанном сообщении, порядок предъявления претензий и исков;
обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности.
Предлагается признать утратившим силу порядок осуществления перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предусмотренный Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ.
С 1 июля 2017 года вступают в силу обновленные критерии оценки качества медицинской помощи
Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Критерии применяются по группам заболевания (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).
С даты вступления в силу Приказа отменен Приказ Минздрава России от 15.07.2016 N 520н, а также признан утратившим силу Приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан, которыми регулируются аналогичные правоотношения.
Верховным Судом РФ разъяснены особенности применения
законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей
При рассмотрении дел указанной категории судам следует иметь в виду, в частности, следующее:
- поскольку запись о родителях ребенка производится только после рождения ребенка (абзац второй пункта 3 статьи 48 СК РФ), споры, связанные с установлением происхождения детей, также могут быть разрешены судом только после рождения ребенка;
- несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, то есть согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних отца и матери на регистрацию рождения ребенка и установление материнства и отцовства не требуется;
- отсутствие сведений о месте фактического проживания ответчика не является препятствием для рассмотрения судом дел, связанных с установлением происхождения ребенка. При неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика;
- при рассмотрении дел, связанных с установлением отцовства, судам следует иметь в виду, что, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери ребенка, если не доказано иное в соответствии со статьей 52 СК РФ, при этом отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке;
- для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, суд вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу, в том числе и молекулярно-генетическую, позволяющую установить отцовство (материнство) с высокой степенью точности. Вместе с тем судам следует учитывать, что заключение эксперта (экспертов) по вопросу о происхождении ребенка является одним из доказательств, оно не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими
имеющимися в деле доказательствами;
- в соответствии с частью 3 статьи 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Указанный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая сторона, по каким причинам не явилась на экспертизу или не представила эксперту (экспертам) необходимые предметы исследования, а также какое значение для нее имеет заключение эксперта (экспертов), исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности;
- в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 51 СК РФ лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Указанное правило распространяется также на случаи, когда договор на вынашивание ребенка суррогатной матерью заключен одинокой женщиной.
Вместе с тем судам следует иметь в виду, что в случае, если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями указанных выше лиц (потенциальных родителей), то данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание. В целях правильного рассмотрения дела суду, в частности, следует проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве и каковы условия этого
договора, являются ли истцы генетическими родителями ребенка, по каким причинам суррогатная мать не дала согласия на запись истцов в качестве родителей ребенка, и с учетом установленных по делу обстоятельств разрешить спор в интересах ребенка;
- по смыслу семейного законодательства (пункт 4 статьи 51 СК РФ), рождение ребенка с использованием супругами (одинокой женщиной) донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребенка или нет (анонимный донор). С учетом этого лицо, являвшееся донором генетического материала, не вправе при разрешении требований об оспаривании и (или) установлении отцовства (материнства)
ссылаться на то обстоятельство, что оно является фактическим родителем ребенка.
По этим же основаниям не могут быть удовлетворены и требования лиц, записанных в качестве родителей (единственного родителя) ребенка, об установлении отцовства в отношении лица, являвшегося донором генетического материала, с использованием которого был рожден ребенок.
В связи с принятием настоящего Постановления признаны утратившими силу пункты 1 - 7, 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 года N 6).
Верховным Судом РФ
актуализированы разъяснения по отдельным вопросам, связанным с рассмотрением судами дел об административном надзоре за освобожденными из мест лишения свободы лицами
Указывается, в частности, следующее.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается судом для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и иных правонарушений и состоит во временном ограничении их прав и свобод и возложении определенных обязанностей (административные ограничения). Наблюдение за соблюдением таких ограничений возлагается на органы внутренних дел.
Административные дела об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о частичной отмене или дополнении ограничений рассматриваются районными судами с соблюдением правил, установленных КАС РФ.
Административный надзор устанавливается за совершеннолетними, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве или преступления в отношении несовершеннолетнего.
Верховным Судом РФ, кроме того, разъяснены:
вопросы, связанные с назначением административного надзора за лицом, условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы;
порядок назначения административного надзора в отношении некоторых категорий лиц; полномочия правоохранительных органов, связанные с назначением и осуществлением административного надзора;
порядок проверки судом законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, послужившего основанием для обращения с заявлением об установлении административного надзора;
особенности установления различных ограничений, применяемых к поднадзорному лицу в рамках административного надзора, а также особенности установления административного надзора в отношении лиц, осужденных судами иностранных государств;
основания установления, продления, прекращения административного надзора и ряд иных вопросов.
Утратившим силу признается Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
Актуализированы отдельные разъяснения Пленума
Верховного Суда РФ по уголовным делам
В связи с изменением законодательства внесены поправки в следующие Постановления Пленума Верховного Суда РФ:
от 27.12.2002 N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое";
от 29.06.2010 N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве";
от 05.03.2004 N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";
от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".
В частности, даны пояснения:
об условиях наступления уголовной ответственности по статье 158.1 УК РФ "Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию";
о том, что понимается под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, при разбое;
о том, что при квалификации кражи из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода (пункт "б" части третьей статьи 158 УК РФ) не учитываются расходы, связанные с устранением повреждений нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода.
Банком России приведены формы отчетности, проведение аудита которых необходимо обеспечить управляющим компаниям ИФ, ПИФ и НПФ
В рамках исполнения требований законодательства в части проведения обязательного аудита отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом управляющим компаниям необходимо обеспечить проведение аудита:
- формы 0420502 "Справка о стоимости чистых активов..." (отчет за декабрь отчетного года);
- формы 0420505 "Отчет о вознаграждениях и расходах, связанных с доверительным управлением имуществом..." (за отчетный год);
- формы 0420503 "Отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества..." (12 отчетов за каждый отчетный месяц отчетного года).
К аудиторским заключениям, представляемым управляющими компаниями в Банк России, достаточно приложения только указанных отчетов.
При определении класса опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в
атмосферный воздух, необходимо использовать утвержденные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха
Росприроднадзором направлена для использования в работе позиция Минприроды России по вопросу применения подпункта "а" пункта 6 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029, в части определения класса опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно указанному пункту, одним из критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ.
По мнению Минприроды России, в целях определения класса опасности загрязняющих веществ для применения указанных положений необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, предусматривающие классы опасности для загрязняющих веществ, в том числе "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" ГН 2.1.6.1338-03", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.05.2003 N 114.
Утверждены формы отчетности об использовании субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС
В бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Отчетность об использовании субсидии по утвержденным формам представляется ежеквартально нарастающим итогом в следующем порядке:
государственным учреждением - в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и за год - в сроки, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя - в ФФОМС в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и за год - до 1 марта года, следующего за отчетным.
Установлен порядок выдачи Минпромторгом России заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации
Заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого субъектами деятельности в сфере промышленности.
В заявлении в числе прочего указывается наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (при наличии).
К заявлению прилагаются заверенные руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иным уполномоченным представителем заявителя копии документов, в том числе справка, содержащая информацию о функциональных, технических, эксплуатационных и качественных характеристиках производимой заявителем промышленной продукции, о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах заявителя промышленной продукции (при наличии).
По результатам положительной проверки представленных документов в течение 5 рабочих дней выдается заключение, которое действительно в течение 1 года со дня его выдачи.
Также в постановлении приводятся критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2017 года.
Росреестром проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора и контроля за 2016 год
Проанализирована правоприменительная практика, в частности, по следующим разделам:
составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, согласование планов проведения проверок органами муниципального земельного контроля, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры;
обоснование проведения внеплановых проверок, согласование их проведения с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
подготовка и издание приказов (распоряжений) о проведении проверок, выбор формы проведения проверки, исчисление сроков проведения проверок;
оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам;
привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного надзора (контроля).
Приведены типичные нарушения обязательных требований и принимаемые меры (например, типичными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора являются, в том числе, изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям, или неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества).
Обновлен регламент проставления апостиля на российских официальных документах, вывозимых за пределы РФ
Государственная услуга по проставлению апостиля на российских официальных документах предоставляется Минюстом России и его территориальными органами.
Установлены в числе прочего:
- срок предоставления государственной услуги (как правило, апостиль проставляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов в Минюст России или его территориальный орган);
- исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем для получения государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для приостановления оказания и отказа в оказании государственной услуги;
- порядок, размер и основания взимания государственной пошлины за оказание государственной услуги;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и требования к порядку их выполнения;
- порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
- ответственность должностных лиц Минюста России и его территориальных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;
- требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России и его территориальных органов, а также их должностных лиц.
Утратившим силу признан Приказ Минюста России от 03.07.2012 N 130 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу" с внесенными в него изменениями и дополнениями.