КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 27.05.2013
Карточка поиска и другие сервисы - в
новой версии "КонсультантПлюс: основные документы" для
Android
В новой версии приложения "КонсультантПлюс: основные документы"
для устройств на Android тм добавлен новый функционал и улучшен
интерфейс главной страницы. Так, появился расширенный поиск документов по
известным реквизитам (дата, принявший орган, статус и пр.), история работы с
документами по датам и другие полезные сервисы. Подробная информация о
приложении - www.consultant.ru/android.
Действующим законодательством
о госзакупках будет установлена возможность одностороннего отказа от
исполнения контракта
В Совет Федерации направлен Закон "О внесении изменений в
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее
- Закон о внесении изменений), согласно которому допускается включение в
государственный (муниципальный) контракт (далее - контракт) условия о
возможности одностороннего отказа от его исполнения. На стадии рассмотрения
Госдумой данный Закон проходил как проект Федерального закона N 117991-6. В
случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ он вступит в
силу со дня официального опубликования.
Напомним, что ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ)
установлено следующее: расторгнуть контракт можно либо по соглашению сторон,
либо по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством. При этом Закон N 94-ФЗ не регулирует право на
односторонний отказ от исполнения контракта.
На практике стороны нередко включают в контракт условие о том, что
заказчик вправе отказаться от его исполнения в одностороннем порядке. В
некоторых случаях такой отказ предусмотрен законом (в частности, п. 2 ст.
715 ГК РФ). Перед судами возникает вопрос, можно ли в указанных ситуациях
руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ об одностороннем отказе от
исполнения договора.
По данному вопросу в судебной практике сложилось две позиции. Президиум
ВАС РФ в Постановлении от 25.10.2011 N 9382/11 указал на правомерность
одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Президиум ВАС РФ
отметил, что Закон N 94-ФЗ регулирует только отношения, связанные с
размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1 данного Закона), а не с
исполнением и расторжением контрактов. Ввиду этого суд признал приоритетными
в регулировании отношений, связанных с расторжением контрактов, нормы
Гражданского кодекса РФ, которыми предусматривается возможность расторжения
договора вследствие одностороннего отказа от его исполнения. Таким образом,
расторжение контракта в связи с односторонним отказом от исполнения
осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 450), а не
Закона N 94-ФЗ. Указанной позиции придерживаются и нижестоящие суды (см.,
например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 по делу
N А19-16409/2012, ФАС Московского округа от 06.03.2012 по делу N
А40-62627/11-62-554, ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2012 по делу N
А56-6288/2011).
Согласно другому подходу нормы Закона N 94-ФЗ являются специальными по
отношению к положениям Гражданского кодекса РФ. Соответственно, последние
должны применяться к спорным правоотношениям только в части, не
противоречащей специальным нормам Закона N 94-ФЗ. В связи с этим
односторонний отказ от исполнения контракта недопустим, следовательно,
расторгнуть контракт по такому основанию нельзя (см., например,
Постановления ФАС Уральского округа от 17.04.2012 N Ф09-2283/12 по делу N
А50-11532/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2011 по делу N
А32-25877/2010).
Обращаем внимание, что возможность одностороннего отказа от исполнения
контракта предусмотрена ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N
44-ФЗ). Однако данный Закон вступит в силу только с 1 января 2014 г. Следует
отметить, что порядок одностороннего внесудебного расторжения контракта,
указанный в Законе о внесении изменений, во многом совпадает с аналогичным
порядком, установленным Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с Законом о внесении изменений любая из сторон контракта
может принять решение об отказе от его исполнения, только если в контракт
включено условие, устанавливающее право заказчика на такой отказ. Наличие
данного условия влечет возникновение аналогичного права у поставщика
(исполнителя, подрядчика). До принятия решения об одностороннем отказе от
исполнения контракта заказчик сможет провести экспертизу поставленного
товара, выполненной работы или оказанной услуги путем привлечения экспертов
или экспертных организаций. Указанные лица должны будут привлекаться в
порядке, установленном Законом N 94-ФЗ. Заказчик может отказаться от
исполнения контракта по окончании экспертизы, только если по ее результатам
будут выявлены нарушения условий контракта, являющиеся основанием для такого
отказа.
Кроме того, согласно Закону о внесении изменений заказчик будет обязан
принять решение об одностороннем отказе, если в ходе исполнения контракта
выяснится, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует
установленным документацией о торгах требованиям к участникам размещения
заказа.
Предполагается, что решение стороны контракта об отказе от его исполнения
вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня
уведомления другой стороны о таком отказе. Порядок уведомления также
определен в Законе о внесении изменений.
Сторона контракта будет обязана отменить не вступившее в силу решение об
отказе от исполнения данного договора в том случае, если в течение 10 дней
со дня надлежащего уведомления другой стороны будут устранены нарушения,
послужившие основанием для отказа, а при одностороннем отказе заказчика ему
также будут компенсированы затраты на проведение экспертизы. Указанное
правило не будет применяться в случае повторного нарушения поставщиком
(исполнителем, подрядчиком) условий, которые в соответствии с гражданским
законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от
исполнения контракта. При нарушении условий контракта заказчиком решение об
одностороннем отказе поставщика (исполнителя, подрядчика) может отменяться
неоднократно.
При расторжении контракта в связи с отказом заказчика от его исполнения
последний сможет разместить заказ на поставку товаров (выполнение работ,
оказание услуг), являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем запроса
котировок независимо от цены данного контракта. Если контракт расторгается в
связи с односторонним отказом поставщика (исполнителя, подрядчика) от его
исполнения, то заказ будет размещаться согласно общим нормам Закона N 94-ФЗ.
В любом случае при размещении нового заказа количество поставляемого товара,
объем выполняемых работ или оказываемых услуг будет уменьшаться
пропорционально количеству поставленного товара (объему выполненных работ,
оказанных услуг). Цена контракта должна будет уменьшаться также
пропорционально количеству поставленного товара (объему выполненных работ
или оказанных услуг).
Необходимо отметить следующее: если заказ размещен до дня вступления
Закона о внесении изменений в силу, то в контракт, заключенный по итогам
такого размещения, допускается вносить по соглашению сторон условие,
устанавливающее право заказчика принять решение об одностороннем отказе от
исполнения контракта.
Расширен перечень оснований для признания безнадежной ко
взысканию задолженности плательщика страховых взносов
Исчерпывающий перечень таких оснований был установлен пунктом 1
Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (ликвидация плательщика,
признание ИП банкротом, смерть физического лица).
Теперь в данный перечень включено также:
принятие судом акта, в соответствии с которым утрачивается возможность
взыскания задолженности (в том числе в связи с принятием решения об отказе в
восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании
недоимки);
исключение организации из ЕГРЮЛ.
Безнадежной может быть признана задолженность также в том случае, если
списанные со счетов плательщика суммы страховых взносов не перечислены в
бюджеты в связи с ликвидацией банка.
С учетом данных изменений скорректирован перечень документов,
подтверждающих наступление соответствующих обстоятельств и при наличии
которых принимается решение о признании задолженности безнадежной.
Антимонопольный орган обязан рассмотреть
жалобу на действия или бездействие заказчика при закупке товаров, работ,
услуг в течение семи рабочих дней со дня ее поступления
Антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействия)
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным
законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц", за исключением закупок, осуществляемых путем
проведения торгов и запроса котировок.
Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ,
услуг, осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок,
рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке,
установленном Федеральным законом "О защите конкуренции".
Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается не позднее
десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если
предусмотрено размещение результатов закупки на сайте сети Интернет, со дня
такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных утвержденным
Порядком.
В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает
в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении
жалобы и ее содержании на официальном сайте в сети Интернет для размещения
информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) или на сайте антимонопольного органа,
направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о
приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного
органа.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании
жалобы обоснованной или необоснованной.
В случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган
принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения
предписания о совершении действий, направленных на устранение
нарушений.
Признаны не противоречащими Конституции РФ положения пункта
1 статьи 333.40 НК РФ, не предполагающие возврат госпошлины в случае отказа
в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции
В обоснование своей позиции Суд указал, что оспариваемая норма
Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с другими его положениями и
законодательством, регулирующим производство и оборот алкогольной
продукции, не допускает произвольного принятия решения лицензирующим
органом, позволяет соискателю лицензии самостоятельно оценить
представляемые документы на соответствие отраженных в них сведений
требованиям законодательства, предъявляемым к розничной продаже алкогольной
продукции. Кроме того, в случае необоснованного отказа в выдаче лицензии
соискатель вправе обжаловать такое решение в лицензирующий орган или
суд.
Уточнен
порядок определения цены на электроэнергию и мощность, поставляемые с целью
поддержания генерирующих объектов в работоспособном состоянии (поставляемые
в вынужденном режиме)
Уточненный порядок предусматривает более подробную регламентацию
предоставления Федеральной службе по тарифам информации, необходимой
для определения цены на электроэнергию и мощность, поставляемые в
вынужденном режиме, регламентацию сроков заблаговременного предоставления
этой информации, использования в случае ее непредставления иной
информации, а также зависимость сроков установления цены на электроэнергию
(мощность), поставляемую в вынужденном режиме от сроков принятия решения
уполномоченного органа об отказе вывода этих объектов в ремонт и из
эксплуатации либо вступления в силу решения Правительства РФ об отнесении
объекта к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном
режиме.
Федеральной службе по тарифам дано поручение пересмотреть с 1 июля 2013
года балансовые решения в части определения прогнозных объемов
электроэнергии (мощности) с учетом особенностей функционирования оптового и
розничного рынков электроэнергии, установленных Правительством РФ в
отношении отдельных субъектов оптового рынка - покупателей электроэнергии
(мощности), а также, в частности, поручение о расчете на 2013 год цен на
мощность, производимую в вынужденном режиме, с учетом конкретных сроков
введения соответствующих генерирующих объектов в эксплуатацию, конкретных
сроков предоставления их владельцами необходимой информации о поставке
мощности в вынужденном режиме и с учетом необходимости предусмотреть в этих
ценах компенсацию экономически обоснованных расходов, связанных с поставкой
мощности в вынужденном режиме.
Внесены изменения в
порядок применения бюджетной классификации
Так, в частности, в новой редакции изложены коды подвидов доходов,
применяемые для отражения поступлений от страховых взносов на обязательное
медицинское страхование.
Ведены новые целевые статьи расходов бюджетов бюджетной системы РФ (в том
числе для отражения расходов, связанных с реализацией программ модернизации
здравоохранения, реализацией инвестиционных проектов в сфере развития
сельского хозяйства, осуществляемых за счет субсидий из федерального
бюджета, проведения мероприятий в целях обеспечения перевозок воздушным и
железнодорожным транспортом).
Установлены КБК, в частности: для уплаты акцизов на сидр, пуаре и
медовуху; налога, уплачиваемого при применении ПСН и зачисляемого в бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга; госпошлины за выдачу разрешений на перевозку
опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам
Москвы и Санкт-Петербурга.
ФСФР России информирует об изменении
размеров государственной пошлины и КБК доходов федерального бюджета,
которые необходимо указывать в расчетном (платежном) документе при оплате
государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых
действий
Информация размещена на официальном сайте ФСФР России в разделе "О
ФСФР России", подразделе "Исполнение государственных функций и
предоставление государственных услуг", рубрике "Коды бюджетной
классификации для оплаты государственной пошлины или услуги" по
электронному адресу:
http://www.fcsm.ru/ru/about/functions_government_services/services_citizens_organizations/codes_of_budgetary_classification/.
Определены критерии, которым должен
соответствовать вуз для получения государственной поддержки
Для получения государственной поддержки на повышение
конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров
российский вуз должен (по состоянию на 1 апреля 2013 года) входить в
Топ-500 Academic Ranking of World Universities, либо Топ-400 The Times
Higher Education World University Rankings, либо в QS World University
Rankings до позиции "601+" включительно.
Кроме того, вуз должен удовлетворять совокупность ряда показателей, среди
которых:
- наличие определенного количества обучающихся на бюджетных местах в
бакалавриате, специалитете, магистратуре, аспирантуре, ординатуре,
интернатуре;
- средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места очной
формы бакалавриата и специалитета в предыдущем году, - не менее 64;
- объем внутренних затрат на научные исследования в расчете на одного
научного сотрудника - не менее 220 тыс. рублей и др.
До 31
декабря 2015 года предлагается ограничить закупки волоконно-оптических
кабелей и силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена зарубежного
производства
Согласно проекту, до 31 декабря 2015 года дополнительным требованием к
участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки для
федеральных нужд, а также нужд субъектов РФ или муниципальных нужд в целях
исполнения расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований,
источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются
целевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета или
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, будет являться
использование участниками размещения заказов кабелей волоконно-оптических
(оптоволоконных), силовых с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение
6-10-35 кВ и 110-200 кВ, страной происхождения которых является Российская
Федерация или Республика Беларусь и которые соответствуют кодам 3134010,
3131153, 3131157, 3131158 Общероссийского классификатора видов экономической
деятельности, продукции и услуг.
По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать
наиболее полной загрузке созданных современных мощностей на российских
предприятиях, позволяющих полностью заместить импортные поставки
рассматриваемых видов кабельной продукции.
С 1 июля 2013 года вступает в силу новый порядок переработки
или уничтожения алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, а
также уничтожения конфискованной алкогольной продукции
Утверждены Положение о переработке или уничтожении изъятых из незаконного
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и
Положение об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
Установлено, в частности, что переработка или уничтожение, а также
хранение изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям
стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, вне мест изъятия
из незаконного оборота осуществляются организациями, привлекаемыми в
соответствии с законодательством о размещении заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд.
Перечень таких организаций размещается на официальном сайте
Росалкогольрегулирования в сети Интернет. Организации должны соответствовать
установленным требованиям.
Продукция для переработки или уничтожения передается организациям по акту
приема-передачи или протоколу на основании судебного акта,
предусматривающего переработку или уничтожение продукции. (В соответствии с
ранее действовавшим порядком, изъятая из незаконного оборота либо
конфискованная алкогольная продукция передавалась Российскому фонду
федерального имущества (после его ликвидации - Росимуществу) для направления
ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в
спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую
переработку - на уничтожение.)
"Положение о направлении на переработку или уничтожение...",
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883, признано
утратившим силу.
Налоговый орган вправе
рассмотреть заявление ИП о выдаче патента, поданное в налоговый орган с
нарушением установленного срока
Согласно правилу, предусмотренному статьей 346.45 НК РФ, заявление о
выдаче патента на право применения патентной системы налогообложения
подается не позднее чем за 10 дней до начала ее применения (даты, указанной
в заявлении).
Сообщается, что налоговый орган вправе рассмотреть заявление, поданное
позднее этого срока.
При этом отмечено, что в случае если после рассмотрения заявления (в
течение 5 дней со дня его представления) дата выдачи патента наступает
позже даты начала применения ПСН, указанной в заявлении, налоговый орган
вправе предложить ИП уточнить эту дату или представить новое
заявление.
Разъяснен порядок
определения коэффициента Кв, характеризующего степень выработанности
конкретного участка недр, для целей исчисления НДПИ при добыче нефти
Сообщается, в частности, что для расчета коэффициента Кв начальные
извлекаемые запасы нефти определяются как сумма извлекаемых запасов
категорий А, В, С1 и С2 на 01.01.2006 и накопленной добычи с начала
разработки конкретного участка недр в соответствии с данными
государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.
ФНС России изложила свою позицию по
вопросу исключения объекта основных средств из состава амортизируемого
имущества в случае временного отсутствия дохода от его использования
Сообщается, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает требования о
прекращении начисления амортизации в отношении объекта ОС в случае
отсутствия дохода от его использования в какой-либо промежуток времени.
Убыток от реализации такого имущества включается в состав прочих расходов
налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница
между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком
его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).