В дополнение к Международным стандартам финансовой отчетности для государственного сектора Минфином РФ разработаны Концептуальные основы, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления
и представления финансовой отчетности общего назначения субъектами государственного сектора Российской Федерации
Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (КМСФООС) Международной федерации бухгалтеров разработан и выпущен для обсуждения проект Концептуальных основ финансовой отчетности в государственном секторе. Принятие данного документа предполагается в конце 2013 года. В нем рассмотрены такие в частности вопросы, как:
- цели финансовой отчетности в общественном секторе;
- отражаемая в финансовой отчетности информация и ее качественные характеристики;
- характеристики отчитывающегося субъекта;
- порядок признания элементов финансовой отчетности и их оценка (измерение);
- представление и раскрытие информации в финансовой отчетности.
Разработанные Минфином РФ Концептуальные основы в дополнение к перечисленному выше охватывают вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства РФ по бухгалтерскому учету:
- основные правила ведения бухгалтерского учета;
- документирование операций субъектов государственного сектора;
- регистры бухгалтерского учета;
- хранение документов и регистров бухгалтерского учета;
Состав, содержание, методические основы формирования и порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектами государственного сектора РФ предусмотрены проектом разработанного Минфином РФ Стандарта
Предполагается введение в действие данного Стандарта с годовой бухгалтерской отчетности за период, начинающийся с 1 января 2014 года или позднее, для промежуточной - за период с 1 января 2015 года или позднее.
Согласно документу бухгалтерская отчетность в государственном секторе должна обеспечивать представление информации, в частности: об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов; о способах финансирования деятельности; о финансовом положении субъекта и его изменениях. Предоставленная информация должна быть полезной для оценки способности субъекта финансировать свою деятельность и выполнять свои обязательства, для оценки результатов деятельности субъекта с точки зрения издержек на ведение
деятельности и эффективности достигнутых результатов.
Стандарт устанавливает используемую в нем терминологию и определения, предусматривает перечень форм бухгалтерской отчетности и требования к ее содержанию. В приложениях приведены рекомендуемые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах деятельности, Отчета об изменениях чистых активов.
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ постановило перенести в 2012 году следующие выходные дни: с субботы 5 мая на понедельник 7 мая и с субботы 12 мая на вторник 8 мая.
Родитель, приобретший квартиру в собственность своего несовершеннолетнего
ребенка, имеет право на налоговый вычет
Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ положение абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ (устанавливает право на налоговый вычет в связи с приобретением жилья, в т.ч. квартиры), т.к. оно не исключает право родителя, который понес расходы на приобретение на территории РФ жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, на однократное использование имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных расходов
в установленных законом пределах.
Конституционный Суд РФ отметил, в частности, что предоставление родителям возможности получить имущественный налоговый вычет на основании факта приобретения в собственность своих детей недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них) - один из элементов многоаспектного механизма поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, являющейся конституционной обязанностью Российской Федерации.
Ранее Конституционный Суд РФ уже признавал право на налоговый вычет в отношении родителя, приобретшего квартиру в общую со своим несовершеннолетним ребенком долевую собственность (Постановление от 13.03.2008 N 5-П).
Утвержден обновленный формат предоставления в электронном виде Формы 4-ФСС, с применением электронной цифровой подписи
Расчет, представляемый в Фонд в электронном виде, - файл в утвержденном xml-формате, содержащий все необходимые показатели Расчета, подписанный ЭЦП страхователя, зашифрованный с помощью средств криптозащиты.
Страхователь представляет Расчет в Фонд в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов в сети Интернет или лично (через уполномоченного представителя страхователя) на внешнем носителе в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Шлюз приема Расчетов в сети Интернет (http://f4.fss.ru) позволяет загрузить Расчет, представляемый в Фонд в электронном виде, просмотреть и получить результаты проверки Расчета в Фонде.
Для новой формы заявления о регистрации ККТ разработан формат его представления в электронном виде
Новая форма заявления была утверждена Приказом ФНС РФ от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-2/891@ (теперь, в частности, в заявлении предусматривается отражение информации об использовании ККТ в составе платежного терминала (банкомата), номера платежного терминала, а также номеров марки-пломбы).
Новым лицензионным требованием определено наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки морским и внутренним водным транспортом,
за исключением отдельных случаев
В утвержденных Положениях определены, в том числе:
порядок лицензирования каждого вида деятельности на морском и внутреннем водном транспорте;
перечень работ, которые входят в каждый вид лицензируемой деятельности;
лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату);
перечень необходимых для получения лицензии документов.
Как и ранее, лицензирование буксировок морским транспортом, перевозок внутренним водным и морским транспортом пассажиров, опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Ространснадзором.
Правительство предлагает устранить законодательные барьеры для подачи документов по принципу "одного окна"
7 марта Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволит многофункциональным центрам полноценно оказывать помощь в предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" (далее - Законопроект). Данный Законопроект продолжает реформу российского законодательства, направленную на упрощение взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами. Напомним, что в рамках реформы был создан интернет-портал www.gosuslugi.ru
и принят Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", запретивший требовать у заявителя документы, имеющиеся в распоряжении органов государственной власти.
Еще одно направление реформы - создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Впервые это понятие появилось в российском законодательстве летом 2010 г., когда был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о предоставлении услуг). Многофункциональный центр представляет собой юридическое лицо, уполномоченное на организацию предоставления государственных и муниципальных
услуг (в том числе в электронной форме) по принципу "одного окна".
Принцип "одного окна" означает, что государственную или муниципальную услугу заявитель может получить после однократного обращения с соответствующим запросом. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными актами и соглашениями о взаимодействии, заключенными между указанными центрами и госорганами (п. 1 ст. 15 Закона о предоставлении услуг).
Однако полностью реализовать принцип "одного окна" в настоящее время невозможно, поскольку ряд федеральных законов подробно регулирует процедуру взаимодействия государственных (муниципальных) органов и заявителей, в частности определяет формы подачи заявлений и документов, а также формы получения результатов государственной услуги. Например, заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для госрегистрации прав, представляются в соответствующий уполномоченный орган заявителем
лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (абз. 2 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Таким образом, несмотря на наличие возможности обращаться за получением определенных государственных (муниципальных) услуг в многофункциональные центры, фактической реализации данной возможности препятствуют правила, установленные для различных ведомств.
Законопроект призван устранить эти препятствия. Он содержит поправки к 23 федеральным законам, в каждый из которых предлагается ввести возможность подавать и получать документы через многофункциональные центры.
Поправки, предлагаемые авторами Законопроекта, будут интересны как гражданам (примечательно, что они смогут подавать заявления о заключении и расторжении брака в электронном виде), так и предпринимателям. В соответствии с Законопроектом через многофункциональный центр можно будет совершать наиболее распространенные действия, например:
- регистрировать права на недвижимое имущество;
- подавать заявки на приобретение земельных участков;
- получать разрешения на строительство;
- представлять налоговые декларации;
- подавать ходатайства или уведомления об осуществлении сделок, иных действий в антимонопольный орган и т.д.
По общему правилу сроки для совершения каких-либо действий государственным (муниципальным) органом будут отсчитываться с момента получения заявлений или иных сведений из многофункционального центра.
Исключение будет сделано только для сроков подачи налоговых деклараций и заявлений налогоплательщиков, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ (об открытии и закрытии лицевых счетов, о случаях участия в российской или иностранной организации и др.). Срок подачи таких документов будет считаться соблюденным, если документы либо денежные средства были сданы в многофункциональный центр до 24.00 последнего дня срока.
При подаче заявления с прилагающимися документами через расчетный центр расписки в получении таких документов (если их выдача предусмотрена законодательством) также будут пересылаться через многофункциональный центр. Например, это касается расписки в получении документов при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В случае принятия Законопроекта многофункциональным центром сможет быть только организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В настоящее время такое ограничение отсутствует. Дополнительно в Закон о предоставлении услуг будут внесены изменения, устанавливающие ответственность многофункционального центра за полноту и своевременность передачи документов соответствующему органу, а также за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.
Оба Постановления позволяют государственным (муниципальным) учреждениям реструктуризировать задолженность по ряду обязательных платежей, которая накопилась до 1 января 2010 г., причем как сумму основной задолженности, так и начисленные на нее штрафы и пени.
Напомним, что в Российской Федерации до 1 января 2001 г. работодатели обязаны были раздельно производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С 1 января 2001 г., после введения в действие гл. 24 НК РФ, все вышеназванные виды отчислений были заменены на Единый социальный налог (далее - ЕСН) (Федеральный закон от 05.08.2000
N 118-ФЗ). Однако с 1 января 2010 г. ЕСН был отменен, и в настоящее время работодатели обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Постановление о внебюджетных фондах соответственно распространяет свое действие на задолженность по выплатам во внебюджетные фонды, образовавшуюся до 1 января 2001 г. по состоянию на 1 января 2010 г. Постановление о ЕСН позволяет реструктурировать задолженность по данному налогу, образовавшуюся за весь период его действия по состоянию на 1 января 2010 г.
Механизм реструктуризации задолженности в обоих случаях идентичен, поэтому далее в статье он будет раскрываться без пояснения, какой вид обязательных платежей имеется в виду. Необходимо упомянуть только, что документы по реструктуризации задолженности по отчислениям во внебюджетные фонды и по реструктуризации задолженности по ЕСН должник должен будет подавать раздельно.
Реструктуризация проводится по заявлению должника путем предоставления рассрочки уплаты задолженности по основному долгу на срок не более шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по основному долгу. Со дня принятия решения о реструктуризации начисление пеней и штрафов прекращается. Для проведения реструктуризации должник обязан будет составить проекты графиков погашения задолженности, форма которых содержится в приложениях к указанным Постановлениям, и подать до
1 ноября 2012 г. заявление в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Отметим, что в обоих Постановлениях установлен только максимальный срок предоставления рассрочки по основному долгу - до шести лет, но указан фиксированный срок предоставления рассрочки по уплате пеней и штрафов - четыре года после погашения задолженности. При этом ни в одном из Постановлений не установлено, должна ли рассрочка уплаты задолженности по основному долгу всегда предоставляться на максимальный срок. Также нет указания на то, что проекты графиков реструктуризации задолженности, которые подает заявитель,
должны совпадать с графиками, утвержденными налоговым органом. Из текста Постановлений нельзя сделать однозначного вывода о том, всегда ли налоговый орган должен утверждать условия реструктуризации, предложенные заявителем, или он имеет право устанавливать иные сроки рассрочки и графики погашения платежей.
Налоговый орган проверяет должника на соответствие критериям реструктуризации:
- полное внесение текущих налоговых платежей в течение двух месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления;
- полное внесение платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование за 2010 и 2011 гг., а также за отчетный период, предшествовавший месяцу подачи заявления.
В Постановлении о ЕСН устанавливается также дополнительное условие: погашение в полном объеме задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2009 гг.
В течение 20 рабочих дней после получения заявления налоговый орган рассматривает его и принимает решение о проведении реструктуризации. Если же заявление подано с нарушением требований, установленных Постановлениями, тогда оно возвращается заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения с указанием причин возврата. Если налоговый орган принимает решение о проведении реструктуризации, то должник обязан осуществлять платежи в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности. Платежи будут
осуществляться один раз в квартал, и сумма ежеквартальных платежей будет фиксированной. Однако учреждение имеет право досрочно погасить задолженность, а если задолженность будет погашена досрочно в течение трех лет со дня принятия решения о ее реструктуризации, то будет проведено списание задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Реструктуризация задолженности проводится один раз. Учреждение может утратить на нее право, если допустит задолженность по текущим налоговым платежам и по уплате страховых взносов на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом. Налоговый орган обязан отменить решение о реструктуризации задолженности в случае возникновения подобных обстоятельств, однако у учреждения будет еще 90 дней для возобновления указанного права. Для этого потребуется погасить задолженность по текущим налоговым платежам и по уплате
страховых взносов.
Право на реструктуризацию задолженности, предоставленное учреждению, сохраняется за его правопреемником (правопреемниками) в случае реорганизации.