В качестве основы для предупреждения о вреде курения может быть использована библиотека комбинированных предупреждений Европейского
союза
Минэкономразвития РФ рассмотрен проект технического регламента "Технический регламент на табачную продукцию". Органом государственного управления, ответственным за разработку проекта акта, является Минсельхоз РФ. Согласно пояснительной записке к проекту акта за его основу был взят Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию".
По информации разработчиков подготовленный проект технического регламента призван обеспечить защиту жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей и установить на территории государств - участников Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования на табачную продукцию.
По результатам оценки регулирующего воздействия был выявлен ряд концептуальных замечаний и предложений к проекту акта. В числе прочего предложено, в частности:
не разделять понятия "сигарилла" и "сигарита", которые являются, по сути, одним и тем же продуктом;
исключить ограничения по длине и массе для сигар, сигарилл;
определить в проекте акта закрытый перечень знаков, недопустимых для размещения в маркировке;
исключить из проекта требование о недопущении использования слов или словосочетаний, "которые создают ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом, пищевой добавкой или лекарственным средством, включая лекарственные травы", для сигар, сигарилл, кальянных, трубочных и курительных табаков;
использовать библиотеку комбинированных предупреждений ЕС в качестве основы для предупреждений в рамках Таможенного союза, поскольку использование европейской библиотеки обеспечивает единые технические параметры нанесения предупреждений и предотвращает возможность появления технических барьеров в торговле со странами ЕС, в частности делает возможным использование европейскими табачными компаниями услуг российских и казахских подразделений международных типографских концернов;
определить в проекте акта возможность использования библиотеки изображений ЕС как до 2013 года, когда библиотека графических медицинских предупреждений ЕС будет пересмотрена, так и после указанного срока;
предусмотреть обязательное требование о нанесении на потребительскую упаковку информации о содержании смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигареты;
во избежание необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности предусмотреть в отдельном проекте Решения о принятии проекта акта переходного периода длительностью не менее 18 месяцев до вступления в силу новых требований.
Некоторые категории арбитражных дел будут рассматриваться в порядке упрощенного
производства вне зависимости от согласия сторон
В начале марта Госдума планирует рассмотреть во втором чтении Законопроект N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства" (далее - Законопроект). Цель Законопроекта, по словам его авторов, - снизить нагрузку на судей арбитражных судов, для чего предполагается значительно увеличить перечень дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного
производства (далее - упрощенный порядок). Как указано в пояснительной записке, доля дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, неуклонно снижалась с 2006 по 2010 гг.
Отметим, что пути решения этого вопроса также обсуждались на совещании председателей арбитражных судов Российской Федерации, состоявшемся 25 января 2012г. Законопроектом, в частности, предлагается существенно расширить перечень дел, которые должны рассматриваться в упрощенном порядке. Сама процедура упрощенного рассмотрения будет проходить быстрее.
Напомним, что в настоящее время в Арбитражном процессуальном кодексе РФ закреплены три категории дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Это дела с небольшими суммами исковых требований (до 20 тыс. руб. по требованиям к юрлицам и до 2 тыс. руб. по требованиям к индивидуальным предпринимателям), дела по оплате задолженности, связанной с эксплуатацией помещений, которые используются в предпринимательских целях (арендная плата, оплата электроэнергии и т.д.), и дела, по которым
ответчик признает имущественные обязательства, но не исполняет их. Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ позволяет суду рассмотреть в упрощенном порядке любое дело, если требования истца носят бесспорный характер или признаются ответчиком либо иск заявлен на незначительную сумму (ст. 226 АПК РФ). В данном случае с предложением о рассмотрении дела в упрощенном порядке может выступить как арбитражный суд (требуется согласие обеих сторон), так и истец, подав соответств!
ующее ходатайство (достаточно отсутствия возражений со стороны ответчика).
Категории дел, которые должны будут рассматриваться в упрощенном порядке
Согласно Законопроекту дела, определенные в новой редакции гл. 29 АПК РФ, в установленных случаях предлагается рассматривать в упрощенном порядке независимо от согласия сторон. В иных ситуациях переход к упрощенному производству будет возможен по обоюдному согласию сторон.
Дела, которые авторы Законопроекта предлагают рассматривать в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, будут подразделяться на две категории. В одну войдут дела с определенным характером требований без учета суммы этих требований. В другую - дела, для которых помимо характера требований также будет определена и максимальная сумма требований.
Так, к первой категории будут отнесены дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору. При этом Законопроектом предполагается рассмотрение в упрощенном порядке не только споров, вытекающих из договоров по эксплуатации помещений, но и споров, связанных с взысканием задолженности по любым договорам.
Таким образом, две из трех категорий дел, содержащихся в действующей редакции ст. 227 АПК РФ, будут рассматриваться в порядке упрощенного производства без согласия участников процесса и независимо от мнения суда (с учетом описанных выше изменений). Отметим, однако, что совпадение категорий дел в действующей редакции ст. 227 АПК РФ и в редакции Законопроекта не совсем полное. Так, в Законопроекте говорится о "денежных обязательствах" ответчика и "задолженности" по договору как о предмете
иска, в то время как в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ указаны "имущественные требования" и "имущественные обязательства ответчика", а данные правовые категории не тождественны.
Независимо от цены иска в упрощенном порядке также будут рассматриваться дела по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. Данная категория споров в действующей редакции ст. 227 АПК РФ отсутствует.
К категории дел, для которых помимо характера требований определяется и максимальная сумма требований, будут отнесены дела:
- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает 300 тыс. руб. для юрлиц и 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. Как уже говорилось, в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ для юрлиц предельная сумма установлена в 20 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей - в 2 тыс. руб.
- об оспаривании ненормативных правовых актов, если предметом спора является оспаривание таких актов (решений публичных органов), в которых содержится требование об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника). Ненормативный акт (решение) должен оспариваться только в части требования об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на иное имущество заявителя), а оспариваемая заявителем сумма не должна превышать
100 тыс. руб.
- об административных правонарушениях, если наказание установлено только в виде штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб. Отметим, что к этой категории могут относиться дела и о привлечении к административной ответственности, и об оспаривании решений уполномоченных органов о привлечении к такой ответственности.
- о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общая сумма, указанная в заявлении, не превышает 100 тыс. руб.
Кроме того, согласно Законопроекту на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны могут договориться о рассмотрении дела в упрощенном порядке, даже если оно не входит в категории вышеназванных дел. Для этого истец должен будет заявить ходатайство, а ответчик - представить согласие. Отметим, что суд в соответствии с Законопроектом лишится возможности предложить сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Новые правила рассмотрения дел в упрощенном порядке
В Законопроекте предлагается более подробное регулирование действий суда и участников процесса в случае рассмотрения дела в упрощенном порядке. Информационный обмен между участниками процесса будет вестись через официальный сайт арбитражного суда, на котором в ограниченном доступе будут размещаться исковые и другие заявления, отзывы, доказательства и иные документы, полученные от участников.
Истцы и заявители будут вправе присылать в арбитражный суд исковое заявление или иные заявления о начале процесса и прилагающиеся к ним документы в электронном виде либо на бумажных носителях, о чем прямо указано в Законопроекте.
В Законопроекте не определяется, в каком виде должны будут подаваться иные документы по делу - объяснения сторон, отзыв на исковое заявление и т.д. Однако установлено, что если документы подаются на бумажных носителях, то к ним обязательно должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины за перевод сведений с бумажных носителей в электронный вид. В Налоговый кодекс РФ планируется внести соответствующие поправки, устанавливающие размер этой пошлины - 10 руб. за одну страницу документа, но не
менее 100 руб.
Срок разбирательства при упрощенном производстве согласно Законопроекту увеличивается до двух месяцев. Данный срок не подлежит продлению, за исключением случаев, если в процессе участвуют иностранные лица, которые проживают или постоянно находятся за пределами Российской Федерации. В такой ситуации срок может быть продлен по правилам ч. 3 ст. 253 АПК РФ.
Законопроектом предлагается установить сокращенные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции. Эти сроки устанавливает суд в определении о принятии дела к производству. Согласно Законопроекту минимальный срок для подачи доказательств будет составлять 15 дней, а для подачи документов, обосновывающих позицию, - 30 дней. Оба этих срока не могут превышать общего срока разбирательства дела в порядке упрощенного производства, то есть двух месяцев. Впоследствии
стороны не вправе ссылаться в письменных объяснениях на доказательства, которые не были представлены в срок, установленный судом.
Предполагается также, что если какие-либо документы поступят в арбитражный суд по окончании установленного срока либо без приложенной квитанции об оплате госпошлины за перевод в электронный вид, то суд не будет их рассматривать и возвратит лицам, которые их подали.
После истечения сроков подачи документов судья арбитражного суда рассмотрит дело без вызова сторон и без проведения предварительного судебного заседания. В ходе рассмотрения дела в упрощенном порядке не ведется протокол.
Решение арбитражного суда по делу, порядок и сроки его обжалования
В соответствии с Законопроектом решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
По таким делам предусматривается сокращенный срок обжалования решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Дополнительные доказательства апелляционный суд принимать не будет. Исключением станут случаи, если апелляционный суд будет рассматривать дело в качестве суда первой инстанции при наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ (рассмотрение дела в незаконном составе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле и др.).
Отметим, что в ч. 4 ст. 270 АПК РФ указывается семь безусловных оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе отсутствие в деле протокола. Между тем Законопроектом устанавливается, что протокол при упрощенном порядке производства не ведется, и никаких изменений положений ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с этим не вносится. В подобной ситуации, вероятно, должна будет применяться специальная норма об упрощенном порядке производства по делу.
В настоящее время идет подготовка Законопроекта ко второму чтению. Для направления поправок и замечаний к Законопроекту установлен срок до начала марта 2012 г.
ФТС России определила, как необходимо классифицировать планшетные компьютеры, поставляемые под торговой маркой iPad. Уточнения понадобились, поскольку в прошлом году некоторые таможенные органы классифицировали указанную продукцию как GPS-навигаторы, вследствие чего повышалась ставка ввозной таможенной пошлины.
Федеральная таможенная служба в телетайпограмме от 14.02.2012 N ТФ-162 "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС планшетных компьютеров" разъяснила, как классифицируются планшетные компьютеры марки iPad. ФТС России указала, что такие товары относятся к 84 группе ТН ВЭД ТС и классифицируются в соответствии с подсубпозицией 8471 30 000 0 ТН ВЭД ТС. Отметим, что ставка таможенной пошлины для товаров данной подсубпозиции составляет ноль процентов от их таможенной стоимости.
Необходимость таких разъяснений возникла, поскольку некоторые таможенные органы ранее классифицировали планшетные компьютеры, оснащенные GPS-модулем, в товарных позициях, соответствующих радиолокационной, радионавигационной и радиоаппаратуре. Другими словами, планшетники ввозились как GPS-навигаторы. При такой классификации ставка ввозной таможенной пошлины составляла уже не ноль, а пять процентов от таможенной стоимости товара.
Определены акции российских организаций, обращающиеся на организованном рынке
ценных бумаг, относящиеся к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики для применения при их реализации налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций
Такие акции должны быть включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, с указанием об их обращении в специализированном секторе биржи, предназначенном для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний, либо должны быть выделены в качестве ценных бумаг инновационных компаний в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам. Кроме этого капитализация российской организации - эмитента акций в течение первой недели торгов не должна превышать 10 млрд. рублей. Установлены также процедуры
отнесения биржей акций по заявлению их эмитента к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Определены минимальные требования
к рейтингу кредитоспособности эмитентов ценных бумаг и кредитных организаций для целей инвестирования временно свободных средств государственных корпораций и государственных компаний
Указанные средства могут инвестироваться в активы, перечень которых установлен "Правилами инвестирования временно свободных средств..." при условии соответствия их определенным требованиям.
Одним из таких требований является наличие рейтинга кредитоспособности (не ниже установленного уровня), присваиваемого национальными рейтинговыми агентствами эмитентам ценных бумаг и кредитным организациям.
Минфином РФ определено, в частности, что временно свободные средства госкорпораций и госкоскомпаний могут инвестироваться в некоторые ценные бумаги российских эмитентов, а также в депозиты в российских кредитных организациях (на срок более одного года), при условии наличия рейтинга, присваиваемого:
- Национальным Рейтинговым Агентством - не ниже "ААА",
- Рейтинговым Агентством "Анализ, Консультации и Маркетинг" - не ниже "А++",
- Рус-Рейтинг - не ниже "А-",
- Рейтинговым агентством "Эксперт РА" - не ниже "А++".
Установлены также минимальные значения рейтинга российских кредитных организаций при инвестировании средств в депозиты на более короткие сроки (в частности, Рус-Рейтинг - не ниже "ВВВ-").
Государственная услуга по выдаче квалификационных аттестатов специалистов по
таможенным операциям предоставляется региональными таможенными управлениями от имени ФТС РФ в срок 30 календарных дней со дня представления заявления
В Регламенте определены, в том числе:
круг заявителей;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
стандарт предоставления государственной услуги (результат, сроки, исчерпывающий перечень документов);
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
порядок и формы контроля за предоставлением должностными лицами государственной услуги;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов.
Осуществляемая Минфином РФ проверка соблюдения саморегулируемыми
организациями аудиторов требований законодательства об аудиторской деятельности должна быть завершена в срок, не превышающий 20 рабочих дней
В Регламенте определены, в частности:
предмет государственного контроля;
права и обязанности должностных лиц (руководителя группы контролеров) и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю;
требования к порядку исполнения государственной функции;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц.
ФНС РФ сообщает о порядке отражения в карточках расчетов с бюджетом сумм авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, начисленных участниками
консолидированной группы налогоплательщиков
Консолидированные группы налогоплательщиков, договоры которых зарегистрированы налоговыми органами после 1 января 2012 года, считаются созданными с начала налогового периода, т.е. с 1 января 2012 года.
До регистрации договора авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются и уплачиваются организациями, заключившими такой договор, в общем порядке. После регистрации договора уплаченные суммы авансовых платежей подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы.
Сообщается, что после поступления информации о регистрации договора налоговым органом по месту нахождения участника в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ) начисленные суммы авансовых платежей должны быть сложены. Эти карточки не закрываются и используются для отражения сведений, например, на основании решений налоговых органов и судов по налоговым обязательствам за отчетные периоды до вхождения налогоплательщика в консолидированную группу.
Налоговые обязательства консолидированной группы налогоплательщиков администрируются налоговым органом по месту нахождения ответственного участника группы. Отмечено, что для учета операций КРСБ открываются с нулевым значением сальдо расчетов.
В письме ФНС РФ разъяснен также порядок начисления пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль, по итогам истекших с начала года отчетных периодов.
Усилены требования к обработке
денежных купюр, выдаваемых кредитной организацией своим клиентам
"Порядок ведения кассовых операций..." дополнен положениями, в соответствии с которыми банкноты Банка России, выдаваемые клиентам полными и неполными пачками банкнот, отдельными корешками, сформированными кредитной организацией, а также отдельными банкнотами из таких упаковок, должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин. При этом указанная техника должна не только иметь функцию распознавания машиночитаемых защитных признаков банкнот, как это было установлено ранее,
но и осуществлять сортировку банкнот на годные к обращению и ветхие.
Также функцию распознавания машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России должны иметь программно-технические средства с возможностью полистного вложения в них денег и выдачу принятых наличных денег клиенту без обработки в кредитной организации.
Граждане, уволенные с военной службы и не обеспеченные жилыми помещениями,
имеют право на компенсацию за наем жилых помещений вне зависимости от даты их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Не соответствующим Конституции РФ признан абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых
на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, уволенными с военной службы и не обеспеченными жилыми помещениями, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, - при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении тех из них, кто поступил на военную службу до 1 января 2005 года и был принят на такой учет после этой даты,
- порождает дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания.
Дополнен Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю в Российской Федерации
В частности, в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен (список I), включены позиции:
3-Бутаноил-1-метилиндол [1-(1-метил-1Н-индол-3-ил)бутан-1-он] и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень;
Соответствующие дополнения также внесены в крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 76.
Кроме того, позиция "Гаммабутиролактон" исключена из списка сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ и из крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ (Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 964) и включена в список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III).
В 2012 году предусмотрено выделение 3,5 млрд. рублей бюджетных ассигнований на
мероприятия по поддержке начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы дополнена новыми положениями, касающимися предоставления с 1 января 2012 года государственной поддержки начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам.
Такая поддержка будет осуществляться посредством предоставления грантов, единовременной финансовой помощи, а также субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) на развитие фермерского хозяйства. Финансовая поддержка будет осуществляться на основе принципа софинансирования соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета, иных бюджетов и внебюджетных источников.
На основании предложений уполномоченных органов субъектов РФ и объединения страховщиков Минсельхозом РФ утвержден План сельскохозяйственного страхования на 2012 год
Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, - это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.
План определяет перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам (группам) сельскохозяйственных культур, страхование которых подлежит государственной поддержке в 2012 году, и предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные относительно субъектов РФ и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске.
Для граждан, приобретших гражданство РФ, а также проживающих за пределами РФ, упростят получение общегражданского паспорта
Граждане, проживающие за пределами территории РФ и не имеющие общегражданского паспорта, для его получения вместо свидетельства о рождении будут вправе представить загранпаспорт гражданина РФ.
Установлено также, что гражданин вправе не представлять документы, свидетельствующие о его гражданстве (их перечни определены Указами Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 и от 13.04.2011 N 444), а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства РФ. Эти сведения, представленные гражданином, проверяются Федеральной миграционной службой посредством направления межведомственных запросов; при этом направление запросов в МИД РФ подробно регламентировано.