Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 17.01.2019


Новый онлайн-сервис "Специальный поиск судебной практики"

Новый сервис "Специальный поиск судебной практики" в системе КонсультантПлюс находит судебные решения на основе фрагмента документа (искового заявления, судебного решения и др.) или описания проблемы. Загрузите документ или опишите ситуацию своими словами, и сервис подберет судебные решения по образцу.

Сервис построен на технологии машинного обучения и совершенствуется с каждым поисковым запросом.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Yandex Zen Twitter
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 17.01.2019

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС"

Привлечение к административной ответственности за нарушение лицензионного законодательства, повлекшее нарушение прав потребителей, не должно осуществляться за пределами установленного срока давности

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой, устанавливая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства РФ о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, она - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Анализ нормативного содержания части 3 статьи 14.1 КоАП РФ свидетельствует, что объективная сторона предусмотренного ею административного правонарушения может выражаться в любых имевших место при осуществлении предпринимательской деятельности действиях (бездействии), нарушающих требования, которые установлены специальным разрешением (лицензией) и под которыми, как следует из Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 2, пункт 7 статьи 3 и части 1 и 2 статьи 8), понимается совокупность требований, предъявляемых к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и направленных на предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Указанные действия (бездействие) - во взаимосвязи с иными составообразующими признаками - служат основанием привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение безотносительно к характеру наступивших последствий (в частности, наличия или отсутствия нарушения прав конкретных потребителей).

Это означает, что установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

В то же время при квалификации противоправных действий (бездействия) по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что они могут не только являть собой формальное нарушение требований и условий специального разрешения (лицензии), но и одновременно затрагивать (ущемлять) права физических или юридических лиц, вовлеченных в соответствующую сферу предпринимательской деятельности.

Если осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекло за собой нарушение прав потребителей, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по статье 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований" КоАП РФ. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.4 КоАП РФ, может быть, как это прямо оговорено частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса, вынесено не позднее одного года со дня его совершения (обнаружения).

Если же нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется правоприменителями, в том числе судами, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства РФ, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей.

Как следствие, разрешая вопрос об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, компетентные субъекты обязаны, в том числе посредством организации межведомственного взаимодействия, обеспечить при применении к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, части 3 статьи 14.1 КоАП РФ соблюдение общего (трехмесячного) срока давности привлечения к административной ответственности, что само по себе не может препятствовать наложению на них в надлежащем порядке административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или частью 2 статьи 14.4 данного Кодекса, в течение специального (годичного) срока давности, установленного применительно к нарушениям законодательства РФ о защите прав потребителей.

В противном случае не только прямо нарушалось бы требование части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, запрещающей подвергать лицо, привлекаемое к административной ответственности, административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, - придание указанным законоположениям противоположного смысла расходилось бы с положениями Конституции РФ, возлагающими на Российскую Федерацию как правовое государство и на действующих от ее имени должностных лиц обязанность неукоснительного соблюдения законов, с тем чтобы гарантировать каждому на основе юридического равенства, несовместимого с неопределенностью правового регулирования, государственную защиту от произвольного привлечения к административной ответственности, в том числе за пределами срока давности, предусмотренного за конкретное административное правонарушение.

Таким образом, часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства РФ о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.

Данный вывод не исключает права потребителей требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их правам нарушением предусмотренных специальным разрешением (лицензией) требований и условий осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей".

Постановление Правительства РФ от 14.01.2019 N 4
"О порядке проведения конкурсного отбора на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере физической культуры, массового спорта и спортивного резерва, в целях выполнения государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и предоставления указанных грантов"

Некоммерческие организации, реализующие проекты в сфере физкультуры, массового спорта и спортивного резерва, смогут получить федеральные гранты

Организатором конкурса на предоставление грантов является Минспорт России. Конкурс проводится по 3 номинациям:

- проекты, направленные на содействие оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению старше 30 лет, реализуемые НКО, объединяющими субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги населению, осуществляющими свою деятельность во всех федеральных округах и в не менее чем 43 субъектах РФ;

- проекты, направленные на содействие распространению лучшей практики привлечения НКО к оказанию физкультурно-оздоровительных услуг населению, реализуемые НКО, имеющими опыт проведения научно-исследовательских работ по вопросу оказания общественно полезных услуг населению в сфере физической культуры и массового спорта и опыт организации и проведения просветительских мероприятий, направленных на повышение квалификации и подготовку кадров для развития сектора общественно полезных услуг в сфере физкультуры и спорта в не менее чем 5 субъектах РФ;

- проекты, реализуемые НКО, являющимися федеральными экспериментальными (инновационными) площадками.

Конкурс является открытым; его участником может быть юридическое лицо (кроме казенного, бюджетного учреждения, общероссийских, региональных и местных спортивных федераций), подавшее заявку по одной из номинаций, и соответствующее требованиям, установленным в конкурсной документации, которую министерство размещает на своем сайте не менее чем за 30 рабочих дней до истечения срока подачи заявок, вместе с извещением о проведении конкурса.

Оценка заявок осуществляется конкурсной комиссией в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня окончания рассмотрения заявок. По итогам конкурса с каждым победителем конкурса заключается соглашение о предоставлении субсидии.

Размер субсидии определяется, в рамках установленных ограничений, конкурсной комиссией пропорционально суммам, указанным в заявках, содержащих сведения о потребности в осуществлении расходов на реализацию проектов с финансово-экономическим обоснованием указанной потребности и оценкой изменения значения показателя результативности использования субсидии в зависимости от размера субсидии.

"Паспорт национального проекта "Экология"
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)

Утвержден паспорт национального проекта "Экология"

Срок начала и окончания проекта: 1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г.

Проект направлен на достижение следующих целей:

- эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;

- повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;

- экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое;

- сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;

- обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.

Национальный проект включает в себя ряд федеральных проектов, таких как "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности", "Чистый воздух", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Сохранение лесов", "Внедрение наилучших доступных технологий".

Приводится в числе прочего финансовое обеспечение реализации национального проекта.

"Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения"
(утв. МВД России 11.12.2018)

Утвержден перечень нормативных правовых актов, соблюдение положений которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения

Перечень состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся акты, соблюдение положений которых является обязательным для лиц, осуществляющих дорожную деятельность, а во втором - для лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств или оказанием транспортных услуг.

В перечень включены международные договоры РФ и акты органов ЕАЭС, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти РФ, нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством РФ (ГОСТы).

В перечне для каждого документа, содержащего обязательные требования, приводятся его наименование и реквизиты (обозначение); краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, в которых содержится проверяемое обязательное требование.

Приказ Росстата от 29.12.2018 N 796
"О внесении изменений в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденные Приказом Росстата от 22 ноября 2017 г. N 772"

Утвержден перечень видов экономической деятельности для заполнения раздела II статистической формы N П-1, по которой подаются сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг

Кроме того, обновлены перечни:

- товаров, сведения по которым отражаются по строке 70 раздела 5 формы N П-1 и по строке 70 раздела 3 формы N П-5(м);

- видов экономической деятельности для заполнения раздела II формы N П-2, формы N П-4.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Приказ Минэкономразвития России от 05.12.2018 N 669
"О внесении изменений в Методику расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 14 июля 2006 г. N 190"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53328.

Актуализирован порядок расчета коэффициентов к плате по договорам аренды земельных участков для резидентов ОЭЗ

В соответствие с действующей редакцией Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" приведен порядок расчета коэффициентов, влияющих на величину арендной платы для резидентов, осуществляющих промышленно-производственную деятельность, туристско-рекреационную деятельность и деятельность в портовой особой экономической зоне.

∙ ЖИЛИЩЕ

<Информация> Минстроя России от 15.01.2019 "Договоры по капремонту могут быть пересмотрены с учетом изменения ставки НДС"

Минстрой России предлагает учитывать в подрядных договорах по капремонту повышение НДС

Сообщается, что Минстрой России предполагает внести изменения в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615.

Предусматривается, что стороны договора подряда смогут заключить дополнительное соглашение к уже заключенному договору подряда, если в нем не предусмотрена ставка НДС, действующая с 1 января 2019 года, и пропорционально увеличить стоимость по такому договору.

Минстрой России обращает внимание, что установленная стоимость по договору подряда в любом случае должна быть ниже, чем предельная стоимость выполнения работ, которая согласована собственниками помещений в многоквартирном доме. Таким образом, предлагаемое изменение не повлияет на уровень взноса на капитальный ремонт, уплачиваемый гражданами, и не увеличит предельную стоимость проводимого капитального ремонта, согласованную общим собранием собственников.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 12.12.2018 N 788н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист диспетчерского аппарата подразделения по обслуживанию сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2019 N 53317.

Утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов диспетчерского аппарата подразделения по обслуживанию сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 03.12.2015 N 982н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение безопасного функционирования комплекса инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасности движения.

В функции данных специалистов входит:

- оперативное руководство работой по техническому обслуживанию, текущему содержанию и ремонту сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта в пределах структурного подразделения дирекции инфраструктуры;

- оперативное руководство работой по управлению парком специального железнодорожного подвижного состава полигона железной дороги;

- оперативное руководство работой по техническому обслуживанию, текущему содержанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожной инфраструктуры полигона железной дороги.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Приказ Минтруда России от 19.12.2018 N 822н
"Об установлении тождества отдельных наименований профессий"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53342.

Установлено тождество наименований профессий "машинист газотурбовоза" и "помощник машиниста газотурбовоза" наименованиям профессий "машинист тепловоза" и "помощник машиниста тепловоза"

Тождество наименований профессий установлено по согласованию с Пенсионным фондом РФ для целей досрочного назначения трудовых пенсий по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

"Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы"
(утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 21.12.2018)

Между "Энергетической работодательской ассоциацией России" и Всероссийским Электропрофсоюзом заключено отраслевое тарифное соглашение на 2019 - 2021 годы

Соглашение направлено на формирование единого отраслевого стандарта регулирования социально-трудовых отношений и отношений в сфере социального партнерства в электроэнергетике РФ, привлечение организаций электроэнергетики к участию в единой отраслевой системе социального партнерства, установление минимального отраслевого уровня гарантий работникам организаций отрасли, обеспечение их предоставления, привлечение и закрепление работников необходимого уровня квалификации и выполнения ряда иных целей.

Соглашением, помимо прочего, урегулированы вопросы, связанные с:

- рабочим временем и временем отдыха работников;

- оплатой труда;

- содействием занятости и развитием кадрового потенциала;

- охраной труда;

- социальными льготами, гарантиями и компенсациями работникам электроэнергетики;

- мерами по содействию реализации государственной политики, направленными на привлечение и закрепление молодых квалифицированных кадров, а также внедрение Национальной системы профессиональных квалификаций и ее отраслевого сегмента;

- порядком определения расходов (средств) работодателей на оплату труда работников и иных расходов (средств) работодателей, обусловленных трудовыми отношениями;

- правами, обязанностями, взаимными гарантиями и основами сотрудничества сторон социального партнерства, порядком осуществления контроля за выполнением соглашения.

В Приложении к соглашению приводится перечень организаций электроэнергетики, на которые распространяется действие соглашения (69 организаций).

∙ ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Казначейства России от 13.12.2018 N 39н
"О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Федерального казначейства в целях совершенствования порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53325.

Утверждены изменения, направленные на совершенствование порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Внесены изменения и дополнения в ряд приказов Казначейства России, предусматривающие, в частности, уточнение:

порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (в части, касающейся требований к формированию заявок на кассовый расход и реестра выплат физическим лицам, проверки платежных (расчетных) документов, уточнения невыясненных поступлений и т.д.);

порядка осуществления территориальными органами Казначейства России отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также органов управления государственными внебюджетными фондами РФ по исполнению соответствующих бюджетов.

Приказ ФНС России от 14.12.2018 N ММВ-7-8/804@
"Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата суммы единого налогового платежа физического лица и формата представления заявления о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53333.

Для возврата платежа, перечисленного физлицом в счет уплаты имущественных налогов, применяются утвержденные формы документов

Единый налоговый платеж - это денежные средства, перечисляемые физлицом на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество. Зачет перечисленных денежных средств в счет предстоящих платежей по налогам (а также в счет имеющейся задолженности) осуществляется налоговым органом самостоятельно.

ФНС России утверждены формы необходимых документов, в том числе:

решения о зачете суммы единого налогового платежа физического лица;

заявления о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица;

решения о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица и пр.

<Информация> Минфина России
"Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)"

Обновлен перечень случаев проведения обязательного аудита отчетности за 2018 год

В новом перечне содержатся предусмотренные законодательством случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (теперь таких случаев 73). Для каждого случая указаны: правовые основания проведения обязательного аудита; вид отчетности, подлежащий аудиту; субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит соответствующей отчетности.

Проект Федерального закона N 627514-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)"

Депутаты предлагают отменить с 1 января 2020 года предельную величину базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование

В настоящее время действует порядок исчисления страховых взносов с учетом предельной величины базы (дохода физлица, определяемого нарастающим итогом с начала года), в пределах которой исчисление страховых взносов производится по общему тарифу 22%, а с суммы превышения - по пониженному тарифу 10%.

Данное обстоятельство негативно сказалось на бюджете ПФР - бюджет стал формироваться с дефицитом, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета.

Теперь в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий исчисление страховых взносов на ОПС со всего дохода физлица за расчетный период, без ограничения.

Проект Федерального закона N 627523-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)"

В связи с предложением отменить предельную базу для исчисления страховых взносов на ОПС предлагается скорректировать отдельные законодательные положения

Законопроектом предлагается исключить из текстов некоторых законов упоминание, касающееся предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС:

в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации";

в Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 213-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...".

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года.

∙ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

"Положение о требованиях к содержанию, порядке и сроках представления кредитными организациями в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости, изменений, вносимых в планы восстановления финансовой устойчивости, порядке их оценки Банком России, а также о порядке информирования кредитными организациями Банка России о наступлении в их деятельности событий, предусмотренных планом восстановления финансовой устойчивости, и принятии решения о начале его реализации"
(утв. Банком России 04.10.2018 N 653-П)
Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2018 N 53025.

Не позднее 1 июля 2019 года в Банк России должны быть предоставлены планы восстановления финансовой устойчивости системно значимых кредитных организаций

Банком России установлены механизмы планирования восстановления финансовой устойчивости кредитной организации.

План восстановления финансовой устойчивости кредитной организации (банковской группы, в случае если головная кредитная организация банковской группы разрабатывает план восстановления финансовой устойчивости банковской группы) должен содержать, в числе прочего:

мероприятия по восстановлению финансовой устойчивости и мероприятия по предупреждению ухудшения финансового состояния, учитывающие характер и масштаб осуществляемых организацией операций, уровень и сочетание присущих деятельности организации рисков, реализуемые и достаточные для восстановления финансовой устойчивости;

перечень сценариев, предусматривающих события, наступление которых в деятельности организации влечет реализацию мероприятий плана восстановления финансовой устойчивости (стресс-сценарии).

Содержание плана должно поддерживаться в актуальном состоянии с учетом в том числе плановых показателей развития бизнеса, текущей и плановой структуры рисков, плановых показателей финансового результата на следующий финансовый год.

План и прилагаемые к нему документы представляются в Банк России в форме электронного документа через личный кабинет в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У.

Кредитная организация представляет в Банк России план (изменения, вносимые в план) в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения требования о разработке и представлении плана (изменений, вносимых в него). Кредитная организация, признанная Банком России системно значимой в соответствии с Указанием Банка России от 22.07.2015 N 3737-У, разрабатывает и представляет план для оценки в Банк России ежегодно не позднее 1 июля.

Определены также порядок оценки Банком России плана, изменений, вносимых в него, порядок информирования Банка России о наступлении в деятельности кредитных организаций событий, предусмотренных планом, а также о принятии решения о начале реализации плана.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Банка России от 14.01.2019 N ОД-47
"О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России и об отмене отдельных приказов Банка России"

С 16 января 2019 года Банком России обновлено распределение полномочий по контролю и надзору в сфере рынка коллективных инвестиций

Так, например, Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления будет осуществлять контроль и надзор, в том числе за специализированными депозитариями, к которым относятся также специализированные депозитарии ипотечного покрытия, а также управляющими компаниями, расположенными (адрес места нахождения) в ЦФО и за конкретными управляющими компаниями, указанными в приложении к приказу (расположенными не в ЦФО).

С вышеуказанной даты отменен аналогичный Приказ Банка России от 15.06.2016 N ОД-1860.

<Информация> Банка России
"Вопросы и ответы по отчетности субъектов рынка коллективных инвестиций в формате XBRL"

Банк России разъяснил порядок расчета показателей доли в отчете по форме 0420514

Речь идет о расшифровках обязательств в Таблицах 5.1, 5.2 и 5.3 отчета по форме 0420514 "Расчет собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов"

В указанных таблицах расшифровок отчета отражаются только обязательства, величина которых составляет 1 и более процента от общей суммы обязательств.

Отмечено, например, что в Таблице 5.3 итоговое долевое значение, отраженное по аналитическому признаку "Итого" показателя "Иные обязательства - доля от общей величины обязательств, в процентах" (строка 208), рассчитывается как результат деления суммы всех обязательств, отраженных в Таблице 5.3, величина которых составляет 1 и более процента от общей суммы обязательств, на общую сумму всех обязательств, выраженный в процентах.

∙ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

<Письмо> Банк России от 14.01.2019 N 55-1-3-3/31
"Об информировании профессиональных участников рынка ценных бумаг о целесообразности определения порядка прекращения обязательств по договорам в отношении иностранных ценных бумаг"

Банк России просит депозитариев указывать в договорах с клиентами порядок прекращения обязательств в отношении иностранных ценных бумаг

В целях минимизации риска неисполнения установленной Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" обязанности по возврату клиентам имущества в части невостребованных депонентами иностранных ценных бумаг в связи с прекращением осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг лицензируемой деятельности Банк России просит проинформировать профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами ПАРТАД, осуществляющих депозитарную деятельность, о возможности заблаговременно предусмотреть в договорах с клиентами/вышестоящими учетными институтами, в том числе иностранными организациями, открывшими организации счет лица, действующего в интересах других лиц, порядок прекращения обязательств по указанным договорам в отношении иностранных ценных бумаг.

∙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Минфина России от 28.12.2018 N 297н
"О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

С 2019 года применяется обновленный План счетов бюджетного учета

В новой редакции изложено приложение, содержащее План счетов бюджетного учета.

Уточнена Инструкция по применению Плана счетов, в том числе в части отражения операций с основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, с начисленной амортизацией и пр.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

Приказ Минфина России от 28.12.2018 N 298н
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

Начиная с формирования учетной политики на 2019 год применяется новый Единый план счетов бухгалтерского учета для госсектора

В новой редакции изложен Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Внесены соответствующие изменения в Инструкцию по его применению.

Уточнено, например, что организация и ведение бухгалтерского учета осуществляется с учетом учетной политики, сформированной согласно ФСБУ для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии со Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению и отражаются в отдельном Журнале по прочим операциям, содержащим отметку "Исправление ошибок прошлых лет".

Уточнены требования по отражению в учете отдельных операций.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

Приказ Минфина России от 28.12.2018 N 299н
"О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

В связи с новыми правилами применения КОСГУ скорректирован Единый план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Минфин России утвердил обновленный План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и уточнил Инструкцию по его применению.

Поправки коснулись в том числе правил отражения в учете объектов основных средств, операций с нематериальными активами, непроизведенными активами, амортизации основных средств, материальных запасов, вложений в объекты нефинансовых активов, операций с денежными средствами и пр.

Новый порядок применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2019 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

Приказ Росстата от 29.12.2018 N 788
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным дорожным агентством федерального статистического наблюдения за категориями автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, сельскими населенными пунктами, имеющими автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования"

Обновлена статистическая форма N 2-ДГ, по которой подаются сведения о категориях автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения

Форму представляют исходя из принадлежности (значения) автомобильных дорог общего пользования:

- по дорогам федерального значения (относящимся к федеральной собственности): федеральные казенные учреждения (включая Государственную компанию "Российские автомобильные дороги") - Росавтодору в целом по учреждению и в разрезе субъектов РФ;

- по дорогам регионального или межмуниципального значения (относящимся к собственности субъектов РФ): региональные органы управления дорожным хозяйством - Росавтодору в целом по органу управления и в разрезе территорий (в случаях, когда региональные дороги, находящиеся в собственности субъекта РФ, расположены на территории соседнего субъекта РФ).

Срок предоставления - 30 января.

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 14.04.2017 N 245, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

Информационное сообщение Минфина России от 15.01.2019 N ИС-аудит-26
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

Аудиторская организация может подтвердить соответствие организации для ее включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Одним из условий отнесения ООО к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) является наличие среди участников иностранных юридических лиц, соответствующих по состоянию на 1 января текущего календарного года следующему критерию: доход, полученный этими лицами за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей и среднесписочная численность работников за указанный период не превышает 250 человек.

Источником таких сведений для ведения единого реестра СМП являются аудиторские организации.

Также сообщается об усилении ответственности аудиторов.

На основании статьи 172.1 УК РФ лицо, виновное в подтверждении достоверности фальсифицированных финансовых документов учета и отчетности организации, осуществленном в целях сокрытия признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) лицензии и (или) назначения в ней временной администрации, несет уголовную ответственность.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 530-ФЗ увеличен размер штрафа, назначаемого в качестве наказания за данное преступление, а также, в частности, введен отдельный состав данного преступления - совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минфина России от 13.12.2018 N 262н
"О внесении изменений в порядок ведения журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, и форму журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 марта 2016 г. N 34н"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53330.

Уточнен порядок ведения журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций в электронной форме и на бумажном носителе

Указывается, что журнал постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, ведется в электронной форме или на бумажном носителе. При этом ведение журнала в электронной форме допускается при условии, что все содержащиеся в нем записи в целях обеспечения их сохранности дублируются на электронных носителях информации и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель. При ведении журнала в электронной форме журнал выводится на бумажный носитель не позднее 1 месяца после окончания календарного года.

Журнал, составленный на бумажном носителе или в электронной форме, хранится в течение 5 лет с даты окончания его ведения.

При ведении журнала в электронной форме подпись уполномоченного должностного лица, проводившего проверку (мероприятия по контролю), проставляется в виде неквалифицированной электронной подписи.

Приказ Минтранса России от 17.12.2018 N 453
"О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденные Приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 г. N 32"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2019 N 53366.

В формы свидетельств авиационного персонала гражданской авиации внесены правки в части указания на владение английским языком

Речь идет об уточнении перевода слов "Владение английский языком" - слова "Language proficiency" заменены словами "English language proficiency".

Свидетельства, оформленные и выданные с 15 апреля 2014 года и до вступления в силу настоящего приказа, сохраняют юридическую силу.

∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Росгидромета от 31.10.2018 N 460
"Об утверждении Порядка определения плотности радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53344.

Установлен метод определения плотности радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС цезием-137

Порядком устанавливается:

- состав и последовательность действий при осуществлении обследования радиоактивного загрязнения почв территории населенного пункта;

- состав и последовательность действий при осуществлении расчета плотности радиоактивного загрязнения почв территории населенного пункта;

- дополнительные меры по обеспечению достоверности данных, полученных при определении плотности радиоактивности загрязнения почв территории населенного пункта, и случаи их применения.

Работы по определению плотности радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов выполняются организациями, осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

<Письмо> Минобрнауки России от 20.12.2018 N 03-510
"О направлении информации"

Минпросвещения России даны разъяснения по получению образования на родных языках народов РФ, изучению таких языков, в том числе русского как родного

Граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа указанных языков в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация данных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с ФГОС.

Ранее в ФГОС были внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" как самостоятельных и обязательных для изучения. По ФГОС в 2018/2019 учебном году обучаются учащиеся 1 - 8 классов. Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года.

Отмечается, что недопустимо изучать учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература" (предметная область "Родной язык и литература") за счет учебного времени, отведенного на изучение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" (предметная область "Русский язык и литература"), а также использовать время, отведенное на изучение учебных предметов "Родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература" (предметная область "Родной язык и литература"), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).

Примерная рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" для организаций, реализующих программы основного общего образования, по результатам экспертизы одобрена решением ФУМО по общему образованию от 31 января 2018 года и размещена на сайте fgosreestr.ru в разделе "Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)". В 2019 году ФУМО по общему образованию планирует одобрить и разместить на сайте fgosreestr.ru примерные рабочие программы учебных предметов "Русский родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке" для организаций, реализующих программы начального общего образования, примерную рабочую программу учебного предмета "Русская родная литература" для организаций, реализующих программы основного общего образования.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ Ростехнадзора от 11.12.2018 N 610
"О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения", утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 мая 2014 г. N 216"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53341.

Скорректированы правила безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии

Приказом, в частности:

- уточняется круг объектов использования атомной энергии, на которые распространяется действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения";

- устанавливается порядок приведения объектов использования атомной энергии в соответствие с правилами;

- обновляются требования к проектной документации вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии;

- закрепляется понятие "остаточного радиоактивного загрязнения".

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2019 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное