КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 10.01.2019
ТОП изменений законодательства с 1 января 2019 года
Повышение ставки НДС, новый МРОТ, отмена налога на движимое имущество, новые обязанности для продавцов – об этих и других важных изменениях нового года рассказали эксперты КонсультантПлюс.
Все ключевые изменения января - в Правовом календаре в системе КонсультантПлюс.
В 2019 - 2024 годах субъекты малого и среднего предпринимательства смогут получать кредиты на инвестиционные цели или на пополнение оборотных средств по льготной ставке
Субсидии будут ежемесячно предоставляться прошедшим отбор российским кредитным организациям по кредитным договорам, процентная ставка по которым на период предоставления субсидии устанавливается в размере ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной не более чем на 2 процента годовых, но не более 8,5 процента годовых.
Отбор российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков осуществляется специальной комиссией Минэкономразвития России по общим и специальным критериям, дифференцированным по размеру собственных средств.
Субсидии предоставляются при соответствии кредитных договоров, в частности, следующим условиям:
- на период предоставления субсидии кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий и сборов, иных платежей, за исключением платы за пользование лимитом кредитной линии (за резервирование кредитной линии), взимаемой за не использованный заемщиком остаток лимита, платы за досрочное погашение кредита, а также штрафных санкций в случае неисполнения условий кредитного договора;
- совокупный объем кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику по кредитным договорам, предусматривающим предоставление единовременного кредита или невозобновляемой кредитной линии (кредитной линии с лимитом выдачи) в течение 1 финансового года, не может превышать 1 млрд. рублей на инвестиционные цели и 100 млн. рублей на пополнение оборотных средств;
- кредитный договор предусматривает получение заемщиком кредита в рублях.
В приложении к Постановлению приведены формы документов, используемых в процессе субсидирования.
Определен порядок установления и расширения территории морского порта
Установление границ территории морского порта осуществляется на основании решения Правительства РФ.
Инициатором установления границ территории морского порта может выступать правообладатель (собственник, землепользователь, землевладелец или арендатор) земельного участка (земельных участков), на котором располагается (планируется к строительству) объект инфраструктуры морского порта, а также водопользователь участка (участков) акватории, использующий его для целей морского транспорта, или капитан морского порта.
Инициатор представляет капитану морского порта в электронном виде или на бумажном носителе заявление о включении земельного участка (земельных участков), участка (участков) акватории в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением, в частности, следующих материалов:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке (земельных участках), планируемом к включению в границы морского порта;
копия договора аренды (для договоров аренды сроком менее 1 года) - для арендатора;
сведения (информация) об основаниях и правах водопользования участком (участками) акватории, используемым или планируемым к использованию для целей морского транспорта;
согласие собственника земельного участка (земельных участков) на включение земельного участка (земельных участков) в планируемые к установлению границы территории морского порта (кроме земельного участка (земельных участков), который находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ либо государственная собственность на который не разграничена);
проект текстового описания местоположения границ территории морского порта, включающего перечень географических координат характерных точек границ этой территории и перечень координат характерных точек границ территории морского порта, расположенных вне акватории, в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
карта-схема проектируемых границ территории морского порта в графическом виде, в масштабе, позволяющем отобразить их на листе формата A3, а также схема проектируемых границ территории морского порта и земельного участка (земельных участков), предлагаемого для включения в границы территории морского порта, на кадастровом плане территории;
обоснование необходимости установления границ территории морского порта.
Изменение границ территории морского порта осуществляется в следующих целях:
включение земельного участка (земельных участков), на котором планируются реконструкция существующих и (или) строительство новых объектов инфраструктуры морского порта, а также их эксплуатация;
включение участка (участков) акватории, на котором планируется создание искусственных земельных участков на основании решения о расширении территории морского порта или на основании разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте;
включение земельного участка (земельных участков), на котором расположены объекты инфраструктуры морского порта, в отношении которых не планируется реконструкция;
включение земельного участка (земельных участков), в отношении которого установлены зоны с особыми условиями использования территорий, связанные с размещением объектов инфраструктуры морского порта либо осуществлением деятельности в морском порту;
включение участка (участков) акватории, необходимого для обеспечения безопасности мореплавания в порту;
исключение земель, земельного участка (земельных участков) и (или) участка (участков) акватории, на которых деятельность в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, не осуществляется;
включение (исключение) части земельного участка для устранения пересечений границ территории морского порта с границами земельного участка (земельных участков), территориальных зон, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Постановлении приводятся перечни сопутствующих документов, а также порядок согласования и принятия необходимого решения.
Определены правила предоставления регионам субсидий на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках создания туристских кластеров, а также на развитие сети культурно-досуговых учреждений в сельской местности
Первый вид субсидий предоставляется на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах РФ туристских кластеров, и (или) на предоставление субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (реконструкции) объектов, находящихся в муниципальной собственности, в рамках реализации подпрограммы "Туризм"
госпрограммы РФ "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы.
Определено, что отбор указанных объектов осуществляется комиссией, состав которой утверждается Ростуризмом. Адресное распределение субсидий по объектам с указанием размеров субсидии в отношении каждого объекта утверждается распоряжением Правительства РФ.
Эффективность использования данных субсидий будет ежегодно оцениваться Ростуризмом на основе численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году.
Критериями отбора субъектов РФ для предоставления второго вида субсидий являются наличие реестра объектов учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, а также наличие заявки на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период по форме, утвержденной Минкультуры России.
Адресное распределение субсидий по объектам капитального строительства с указанием их размеров в отношении каждого объекта утверждается Распоряжением Правительства РФ, проект которого согласовывается с Минфином и Минэкономразвития России, а также устанавливается соглашениями, заключаемыми с субъектами РФ.
Минимальный размер данной субсидии составляет 2 млн рублей. Если размер средств, предусмотренный заявкой, меньше данного размера, субсидия предоставляется в размере, указанном в заявке.
Предлагается установить минимальный размер уставного капитала и максимальную номинальную стоимость одной акции народного предприятия в абсолютных значениях
Федеральным законом от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" установлены требования к номинальной стоимости одной акции народного предприятия (не более 20% МРОТ) и размеру уставного капитала народного предприятия (не менее 1000 МРОТ). При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" базовая сумма, применяемая для исчисления платежей по
гражданско-правовым обязательствам, установленная в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 рублей.
Настоящим законопроектом предлагается установить, что максимальная стоимость одной акции народного предприятия должна составлять не более 20 рублей, а минимальный размер уставного капитала составлять не менее 100 000 рублей.
Таким образом, фактическая максимальная стоимость одной акции народного предприятия и фактический минимальный размер его уставного капитала не изменится.
Утвержден профессиональный стандарт для работников по присмотру и уходу за детьми (нянь)
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является присмотр и уход за детьми для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации.
В функции данных специалистов входит:
- уход за детьми младенческого возраста (до 1 года);
- уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
- присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет;
- присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детьми-инвалидами.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Банк России напоминает, что с 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию
Теперь граждане могут подать заявление о смене страховщика только через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) либо в ПФР лично или через представителя с нотариальной доверенностью. Аналогичная процедура действует и при подаче уведомления об отказе от смены страховщика.
Для перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ либо из одного НПФ в другой по-прежнему необходимо будет заключить с выбранным фондом договор об ОПС.
Заявление на переход нужно подать не позднее 1 декабря. До 31 декабря будет действовать "период охлаждения", во время которого можно передумать и остаться в прежнем фонде или выбрать другой. Для этого необходимо будет подать уведомление об отказе от смены страховщика или о его замене.
При подаче застрахованным лицом в ПФР в течение одного года более одного заявления о переходе без предварительной подачи уведомлений об отказе от смены страховщика ПФР откажет в удовлетворении второго и последующих заявлений.
Вводится обязательное информирование гражданина о размере теряемого инвестиционного дохода, учтенного на его счете, при подаче заявления о смене страховщика через ЕПГУ или непосредственно в ПФР.
Информацию о своих заявлениях и уведомлениях, дате и способе их подачи, вынесенном решении можно будет найти на Портале госуслуг. При этом сохранится возможность получить указанные сведения лично в территориальном отделении ПФР или выбранного НПФ.
Правительство РФ будет определять кредитные организации, не имеющие права размещения временно свободных средств ФФОМС, страховых взносов и средств стахового резерва в связи с ограничением ими операций из-за санкций
Внесены поправки в:
Правила размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации;
Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изменениями, в том числе:
уточнены требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться временно свободные средства ФФОМС, средства страховых взносов и средства страхового резерва (в частности, снижено с 250 млрд. рублей до 1 млрд. рублей требование к размеру собственных средств (капитала), установлено требование о наличии кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для РФ не ниже определенного уровня);
предусмотрено право Правительства РФ определять из числа кредитных организаций, соответствующих установленным требованиям, кредитные организации, не имеющие права на размещение временно свободных средств ФФОМС, средств страховых взносов и средств страхового резерва, в случае применения кредитной организацией ограничений по осуществлению банковских операций в отношении отдельных отраслей, отдельных предприятий (организаций) в связи с применением к РФ мер санкционного воздействия, а также наличия рисков
(угроз) применения кредитной организацией таких ограничений.
Определен исчерпывающий перечень инсайдерской информации Федерального казначейства
К ней относится информация о принятых Федеральным казначейством решениях при осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, на организованных торгах, и относящихся к своп-договорам в соответствии с Указанием Банка России от 16.02.2015 N 3565-У, в том числе вид сделок с иностранной валютой (вид и тип сделки, инструмент сделки),
дата или плановый период совершения сделок с иностранной валютой, и некоторая другая информация.
Право выступать в суде от имени субъекта РФ по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса предоставлено главному распорядителю средств бюджета субъекта РФ
При этом обращено внимание на то, что обращение с регрессным требованием к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда, является правом, а не обязанностью соответствующего главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ.
Транспортный налог 2019: снижен коэффициент к ставке налога для дорогостоящих машин и отменена льгота для большегрузов
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в НК РФ, в том числе:
для физлиц отменяется применение повышающих коэффициентов 1,3 и 1,5 при расчете транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили. Для машин средней стоимостью от 3 до 5 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более трех лет, при расчете налога будет применяться только повышающий коэффициент 1,1;
для организаций прекращает действовать федеральная льгота, уменьшающая налог в отношении ТС массой свыше 12 тонн на величину платы, внесенной в систему "ПЛАТОН".
С учетом изменений скорректирован порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу.
Организация неправомерно применила понижающий коэффициент при исчислении налога на имущество в отношении объекта общественного питания
Верховный Суд РФ в Определении от 03.12.2018 N 305-КГ18-15851 подтвердил правомерность решения налогового органа о доначислении налога на имущество организаций в отношении помещения, используемого для размещения объекта общественного питания.
Общество ошибочно применило к налоговой ставке понижающий коэффициент 0,1 на основании ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
Эта норма предусматривает, что для применения такого коэффициента нежилые помещения одновременно должны удовлетворять установленным критериям, в том числе располагаться на нижних этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением.
Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП. Налоговая инспекция указала, что данное постановление, которым руководствовалось общество, не применяется для целей налогообложения.
В судебных инстанциях также было указано, что применение понижающего коэффициента в отношении нежилых помещений возможно, если они указаны в перечне, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16.03.2016 N 78-ПП, и удовлетворяют требованиям ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64.
Граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии смогут применять налоговый режим для самозанятых лиц
Налог на профессиональный доход - это новый специальный налоговый режим, который введен в порядке эксперимента в четырех регионах России: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. С 1 января 2019 года на него в добровольном порядке могут перейти физические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность в этих регионах.
Сообщается, что применять указанный специальный налоговый режим можно не только с российским паспортом.
Граждане ЕАЭС могут зарегистрироваться в России в качестве самозанятых.
Для этого необходимо получить ИНН, подав в любой налоговый орган заявление и предъявив паспорт. После получения ИНН в инспекции можно получить логин-пароль от Личного кабинета.
После чего гражданин ЕАЭС может регистрироваться в качестве самозанятого - с помощью мобильного приложения или веб-версии кабинета.
Подробно узнать о новом налоговом режиме можно на специальном сайте npd.nalog.ru.
Декларационная компания 2019: кто и как должен отчитаться о доходах, полученных в 2018 году
Отчитаться о полученных доходах необходимо до 30 апреля, оплатить налог, исчисленный в декларации, - до 15 июля 2019 года. Декларация 3-НДФЛ заполняется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@.
получен доход от продажи квартиры, которая была в собственности меньше минимального срока владения,
получены дорогостоящие подарки не от близких родственников,
сдавалось имущество в аренду,
получен доход от зарубежных источников,
а также если вы - ИП, нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, самозанятое лицо и пр.
ФНС России обращает внимание на то, что штраф за непредставление декларации - 5% не уплаченной в срок суммы налога за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Штраф за неуплату НДФЛ - 20% от неуплаченной суммы налога.
Разработана форма налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье
С 1 января 2019 года в перечень подакцизных товаров, предусмотренный ст. 181 НК РФ, включено нефтяное сырье.
Проект содержит форму налоговой декларации, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации в электронной форме.
Согласно проекту приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования. Налоговая декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления настоящего приказа в силу.
Отметим, что до утверждения налоговой декларации в установленном порядке следует руководствоваться рекомендациями, приведенными в письме ФНС России от 11.12.2018 N СД-4-3/24057@.
ФНС России приступила к формированию государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО)
Использование данного ресурса упростит представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Начиная с отчетности за 2019 год, представлять годовую бухгалтерскую отчетность можно вместе с аудиторским заключением о ней либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в Банк России (для организаций, обязанных представлять бухгалтерскую отчетность в Банк России).
Разработано руководство по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий в отношении производственных объектов магистральных трубопроводов, в том числе магистральных газопроводов
Руководство содержит рекомендации по методическим подходам, термины и определения, а также рекомендации по процедуре проведения и оформлению результатов количественного анализа риска аварий, которые используются при разработке:
проектной документации на строительство или реконструкцию опасных производственных объектов магистральных трубо- и газопроводов (далее - ОПО МГ);
документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО МГ;
декларации промышленной безопасности ОПО МГ;
обоснования безопасности ОПО МГ;
плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО МГ;
плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.
Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО МГ. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО МГ.
Росприроднадзор напоминает об изменениях в сфере охраны окружающей среды в 2019 году
25 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Указанным Законом, в частности:
сокращен срок проведения государственной экологической экспертизы с 3 до 2 месяцев, уточнены объекты государственной экологической экспертизы;
урегулированы отдельные пробелы, связанные с введением с 1 января 2019 года дифференцированной системы нормирования в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные лицами, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока их действия
либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории, вводится обязанность представить названную декларацию в соответствующий орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов;
предусматривается в период с 1 января 2019 года до получения КЭР возможность выдачи или переоформления разрешений и документов. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР. Разрешения и документы будут выдаваться и переоформляться до 1 января 2025 года.
Кем выдается комплексное экологическое разрешение, кто обязан его получать, какие требования к объектам негативного воздействия с 1 января 2019 года - Росприроднадзор отвечает на эти и другие вопросы
С 1 января 2019 года вступают в силу положения, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
В этой связи Росприроднадзор информирует об особенностях получения комплексного экологического разрешения, а также разъясняет, в частности, какой порядок сдачи отчетности по форме 2-ТП(воздух) за 2018 год; как осуществляется возврат излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду; как заполнить декларацию о воздействии на окружающую среду; изменится ли срок проведения государственной экологической экспертизы с 01.01.2019.
С 1 января 2019 года рыбопромысловые участки переименовываются в рыболовные: каков порядок переоформления договоров?
Росрыболовством разъяснены вопросы, связанные с осуществлением рыболовства на рыболовных (рыбопромысловых) участках, с формированием границ рыболовных участков, а также терминология и отдельные положения, предусмотренные законодательством в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в связи с внесением поправок в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" федеральными законами от 03.07.2016 N 349-ФЗ и от 26.11.2018 N 421-ФЗ.
Даны ответы на следующие вопросы, в том числе:
каков порядок переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства в случае, когда в договоре указаны одновременно анадромные, катадромные и трансграничные виды рыб;
возможно ли формирование и утверждение субъектами РФ перечней рыболовных участков путем внесения изменений в действующие перечни рыбопромысловых участков;
каков порядок утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ перечня рыболовных участков (можно ли вносить в него изменения после утверждения субъектом РФ);
в случае утверждения в течение 2019 года перечня рыболовных участков нужно ли будет признавать утратившими силу договоры без общего допустимого улова на 2019 год, которые заключались ранее;
возможно ли в границах одного субъекта РФ в отдельных водных объектах формировать рыболовные участки, а в отдельных водных объектах осуществлять промышленное рыболовство без сформированных на них рыболовных участков;
в случае если в июле - сентябре 2019 года истекают сроки действия ряда договоров на рыбопромысловых участках, можно ли эти освободившиеся рыбопромысловые участки включить в уже утвержденный перечень рыболовных участков без процедуры, предусмотренной Правилами определения границ рыболовных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.06.2018 N 681;
возможно ли на рыболовных участках для осуществления промышленного рыболовства анадромных видов осуществлять добычу (вылов) иных водных биоресурсов (например, мойва, корюшка малоротая и корюшка малоротая морская, камбалы дальневосточные, навага).
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Обновлены требования к проведению санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения заболеваний менингококковой инфекции
В Правилах приводится:
- общая характеристика менингококковой инфекции, ее возбудителя;
- общая характеристика состояния с заболеваемостью менингококковой инфекцией в РФ и мире;
- механизмы выявления, правила учета и регистрации больных генерализованными формами менингококковой инфекции и острым назофарингитом;
- лабораторная диагностика генерализованных форм менингококковой инфекции;
- мероприятия, проводимые в очагах распространения генерализованных форм менингококковой инфекции;
- правила организации иммунопрофилактики менингококковой инфекции в межэпидемический период и при угрозе эпидемиологического подъема заболеваемости менингококковой инфекцией;
- эпидемиологический надзор за менингококковой инфекцией;
- гигиеническое воспитание и обучение граждан по вопросам профилактики менингококковой инфекции;
- перечень препаратов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения для химиопрофилактики в очагах менингококковой инфекции.
Утратившим силу признаются санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.2512-09 "Профилактика менингококковой инфекции", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 33.
Срок действия утвержденных санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3542-18 "Профилактика менингококковой инфекции" установлен до 15 декабря 2028 года.
Минздрав России разъяснил, как определять с 1 января 2019 года референтную цену при обосновании НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при закупках лекарственных препаратов
Разъяснены положения Приказа Минздрава России от 26.10.2017 N 871н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения".
Переход на расчет и использование референтных цен на лекарственные препараты для медицинского применения, в отношении которых определена взаимозаменяемость, будет осуществлен в 2019 году поэтапно. При этом взаимозаменяемость будет определяться между группами лекарственных препаратов, объединенных по принципу равенства значений международных непатентованных наименований, лекарственных форм и дозировок (между СМНН), которые используются в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от
15.11.2017 N 1380, за исключением закупки по решению врачебной комиссии.
Референтные цены будут рассчитываться по мере определения взаимозаменяемости для СМНН и после их расчета передаваться в единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Минздрав России будет информировать о ходе расчета референтных цен и их передачи в ЕИС дополнительно.
С 1 января 2019 года в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) будут рассчитаны значения цен порядка 3000 позиций СМНН (средневзвешенные цены по РФ). Рассчитанные значения цен будут передаваться в ЕИС и отображаться в поле "Референтная цена, руб." при формировании описания объекта закупки в планах-графиках закупок, а также опубликованы на сайте службы технической поддержки ЕГИСЗ. Порядок получения доступа к данным приведен по адресу
https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/829 в документе "Инструкции по работе с данными ЕСКЛП". Рассчитанные значения цен являются справочными и могут быть приняты к сведению заказчиками при обосновании НМЦК.
При обосновании с 1 января 2019 года НМЦК заказчику необходимо принимать за цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата минимальное значение из цен, рассчитанных им с одновременным применением всех методов, предусмотренных Приказом N 871н. В связи с отсутствием референтной цены на закупаемый лекарственный препарат на дату формирования НМЦК, следует использовать минимальное из рассчитанных другими предусмотренными приказом 871н методами значение.
Верховный Суд РФ признал недействующими Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации
Верховный Суд РФ признал не действующими со дня принятия Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации, утвержденные приказом Российского авиационно-космического агентства от 28 июня 2000 г. N 104, и приказ генерального директора Российского авиационно-космического агентства от 21 октября 2002 г. N 149 "О применении федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации".
Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса РФ федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются нормативными актами, регулирующими отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации, они принимаются в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, согласно которому федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства РФ, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами, при этом федеральные авиационные правила в области экспериментальной авиации утверждаются и вводятся в действие Российским авиационно-космическим агентством (пункт
6 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 344, действующей до 20 июля 2010 г.).
Таким образом, утверждение федеральных авиационных правил в области экспериментальной авиации на день принятия Правил относилось к полномочиям Российского авиационно-космического агентства.
В силу части 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте
России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8).
Из содержания общих положений Правил следует, что они определяют порядок организации летно-испытательной работы, выполнения испытательных полетов, управления полетами и их обеспечения в авиационных организациях экспериментальной авиации и являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства РФ, регулирующего отношения в области деятельности экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в том
числе на юридических лиц, осуществляющих разработку, производство и испытания авиационной и другой техники, организацию летно-испытательной работы, выполнение испытательных полетов, управление полетами и их обеспечение (пункт 1.1).
В свою очередь, взаимосвязанный с Правилами Приказ, пункты 1 и 2 которого введены в действие с 1 января 2003 г., предписывает впредь до утверждения новой редакции федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации пункты 1.2, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.12, 5.14, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.22, 5.23 и приложение N 11 к Правилам применять в части, не противоречащей Федеральным авиационным правилам полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденным приказом Министра
обороны РФ, Минтранса России и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51 (пункт 1).
Из содержания Правил и Приказа следует, что их положения затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, имеют межведомственный характер, следовательно они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию, однако данные правила введения в действие нормативных правовых актов не были соблюдены.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил: если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об
удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17).
Фактическое применение Правил и Приказа со дня принятия (каждого из них) не может подменять собой установленный порядок введения в действие нормативных правовых актов. Подобный способ легализации нормативных правовых актов, для которых необходимы обязательная государственная регистрация в Минюсте России и официальное опубликование, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Поскольку отсутствие в настоящее время принятых и введенных в действие в установленном порядке федеральных авиационных правил в области экспериментальной авиации указывает на недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Суд считает необходимым возложить на Минпромторг России обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный полностью
не действующим.
ФСБ России определена процедура заключения договора с лицом, подлежащим государственной защите
Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 N 7-ФЗ порядок заключения договора с защищаемым лицом определяется нормативными правовыми актами органов, осуществляющих меры безопасности.
В заключаемом в письменной форме договоре с соблюдением условий конфиденциальности сведений о защищаемом лице могут отражаться сведения о семейном положении защищаемого лица, находящемся в его собственности имуществе, об имеющихся у защищаемого лица гражданско-правовых и иных юридических обязательствах, о возбуждении в отношении защищаемого лица уголовного дела либо административного производства, о привлечении защищаемого лица в качестве обвиняемого, гражданского ответчика по уголовному делу либо в
качестве гражданского ответчика, другие сведения, имеющие значение для применения мер безопасности.
В договоре определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении.