На страницах компании вы найдете информацию о важных правовых новостях и событиях, полезных материалах в системе КонсультантПлюс, видеосоветы по работе с КонсультантПлюс, новости компании и др.
В доход государства может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает возможности обращения в доход Российской Федерации имущества, которое было приобретено депутатом представительного органа муниципального образования до замещения им этой публичной должности, притом что он или его супруга (супруг) ранее не замещали должности,
перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям:
юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной,
либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе;
закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из Конституции РФ критериями необходимости и соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае
необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своего поведения;
предусматривая для совершивших правонарушения лиц наказания, ограничивающие право собственности, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им пределы имущественной ответственности в совокупности с правилами ее наложения позволяли в каждом конкретном случае обеспечивать адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания;
конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.
Предусмотренное статьей 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, имеет специальную цель - борьбу с деяниями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, подлежащими контролю согласно данному Федеральному закону, и этим ограничены пределы ее применения. Указанная цель
предопределяет допустимость названной формы реагирования на факты коррупционных проявлений на основании презумпции, в силу которой несоответствие расходов законным доходам свидетельствует о совершении деяния коррупционной направленности, а не какого-либо иного правонарушения.
Следовательно, при наличии коррупционной составляющей на основании Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в доход Российской Федерации может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам.
В Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 года), указано, что не подлежат контролю за расходами сделки, совершенные супругом (супругой) лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, в течение отчетного
периода, но до вступления в брак с этим лицом; имущество, полученное по таким сделкам, не может быть обращено в доход Российской Федерации в порядке, предусмотренном подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ.
Таким образом, в случае приобретения лицом имущества до замещения им должности депутата представительного органа муниципального образования, если это лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", это имущество не может быть обращено в доход Российской Федерации на основании данного Федерального закона, а значит, в отношении
этого имущества не возникает закрепленная статьей 3 данного Федерального закона обязанность представлять сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по его приобретению.
Иное означало бы возможность подмены процедурой обращения в доход Российской Федерации имущества, предусмотренной Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", других охранительных правовых механизмов, регламентируемых налоговым, административно-деликтным и уголовным законодательством, и, следовательно, лишение граждан гарантий, установленных соответствующими нормативными актами.
Уточнены критерии аккредитации органов по сертификации в части требований к их работникам
Поправками, в т.ч.:
установлено требование о наличии в штате органа по сертификации работников по всем направлениям деятельности, соответствующим области аккредитации, работающих по трудовому договору в составе одного органа по сертификации, сведения о которых включаются в реестр аккредитованных лиц. При этом допускается привлечение к работам по подтверждению соответствия работников юрлица или ИП, соответствующих установленным требованиям критериев аккредитации, работающих в составе иных органов по сертификации такого
юрлица или ИП, при условии их аккредитации на осуществление сертификации разных объектов (продукция, услуги, системы менеджмента, персонал);
расширены критерии аккредитации органов инспекции;
уточнена форма рекомендуемого образца документа о представлении сведений о работниках органа по сертификации;
уточнена дата вступления в силу отдельных положений Приказа Минэкономразвития России от 19.09.2018 N 504 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 г. N 76 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений".
Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
ФНС России обобщила практику рассмотрения Конституционным и Верховным Судом РФ в IV квартале 2018 года споров по вопросам налогообложения
В Обзоре приводятся, в частности, следующие позиции высших судов:
положения НК РФ не предполагают обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами;
органы местного самоуправления вправе разъяснять налогоплательщикам положения только местных налоговых законов, но не актов федерального налогового законодательства;
вычеты сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), при этом не предполагается возможность изменения срока восстановления сумм НДС, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, с переходом на налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором соответствующие гражданско-правовые обязательства были фактически
исполнены;
пониженные ставки налога на прибыль иностранных организаций, предусмотренные Соглашением об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр в отношении дивидендов не применимы, если дивиденды транзитно перечисляются через подконтрольную кипрскую компанию в компанию, расположенную в иной юрисдикции;
в случае превышения порогового значения соотношения контролируемого заемного и собственного капиталов проценты, начисленные по кредитным договорам с иностранной организацией, могут быть переквалифицированы в дивиденды, выплаченные в адрес иностранной компании, владеющей капиталами заемщика и заимодавца;
контролирующая организация должна уведомлять о контролируемых иностранных компаниях даже в случае отсутствия у них доходов в виде прибыли;
ликвидация ОС не может считаться основанием для восстановления НДС, поскольку объекты физически перестают существовать, а не начинают использоваться в необлагаемой деятельности;
вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно приводить к исчислению налога на добавленную стоимость дополнительно к сумме арендных платежей, который невозможно предъявить к оплате арендатору;
реализация исправительными колониями товаров, произведенных с использованием труда осужденных, не облагается налогом на прибыль;
ограничение права на применение налоговой льготы не распространяется на ситуации, когда операции между взаимозависимыми лицами не могли повлечь неблагоприятные налоговые последствия, а именно не способны привести к выводу из-под налогообложения основных средств, принятых на учет до 1 января 2013 года;
если выплаченные гражданину - участнику организации денежные средства не превышают величину произведенного им в соответствующей части вложения, имущественное положение налогоплательщика не улучшается, а приводится в состояние, имевшее место до оплаты доли в уставном капитале, что свидетельствует об отсутствии дохода;
для целей уплаты земельного налога формулировки "ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц" и "ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем" являются равнозначными;
для целей признания подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.;
признание налоговым органом права налогоплательщика на налоговую льготу не освобождает налогоплательщика от доказывания права на льготу в судебном процессе;
из положений НК РФ не следует, что налогоплательщик, уплативший налог за один из предыдущих периодов в излишнем размере, ограничен в возможности производить уплату налога за текущий период с учетом остатка платежей по налогу, накопленного на его лицевом счете, задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога в данном случае, с учетом накопленных сумм, объективно отсутствует;
правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты страховых взносов по итогам 2013 года считается совершенным в 2014 году, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться с 1 января 2015 года;
с момента отзыва лицензии, а также с даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства банк-гарант утрачивает возможность осуществить выплату по гарантии непосредственно при предъявлении к нему бенефициаром требования о платеже, в связи с чем банковская гарантия по существу утрачивает обеспечительную функцию;
лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, в связи с чем сроки для привлечения к административной ответственности определяются в соответствии с редакцией КоАП РФ, действовавшей на дату совершения правонарушения.
ФНС России разъяснила ситуацию с получением сведений об объектах недвижимости, учтенных в кадастровом округе "Общероссийский"
До реализации технической возможности сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах и сделках с ним, а также о владельцах недвижимого имущества в электронной форме ежегодно (в том числе за прошедший налоговый период) запрашиваются ФНС России в Росреестре.
Полученная выгрузка передается для обработки с использованием штатных режимов в АИС "Налог-3", о чем информируются управления ФНС по субъектам РФ.
ФНС России обращает внимание на то, что налоговые органы вправе самостоятельно запрашивать указанные сведения, в том числе с использованием СМЭВ, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН или веб-сервисов на сайте Росреестра.
Рекомендована временная форма представления сведений о контролирующих лицах международной компании, зарегистрированной в порядке редомициляции
В настоящее время ФНС России разрабатывается проект приказа об утверждении формы (формата) сведений о контролирующих лицах международной компании, порядка заполнения формы и порядка представления в электронном форме.
До утверждения данного приказа рекомендовано применять форму и руководствоваться порядком ее заполнения, предусмотренными приложениями к настоящему письму.
При этом ФНС России напоминает условия, при которых иностранная организация признается международной холдинговой компанией (в соответствии со статьей 24.2 НК РФ).
Разъяснено, как заполнить декларацию в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (органы госвласти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют, в том числе, налоговые ставки (в размерах, не превышающих ставки, предусмотренные НК РФ) и льготы.
Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" для всех категорий налогоплательщиков установлена налоговая ставка в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В этой связи сообщается, что организациям, применяющим данную ставку следует ее указать по строке с кодом 120 Раздела 2 декларации.
При этом строки с кодами 240 и 245 раздела 2 декларации не заполняются, поскольку предусмотрены для случаев установления налоговой льготы в виде пониженной налоговой ставки для конкретных категорий налогоплательщиков.
Повышенная налоговая ставка в отношении земельного участка, используемого не по целевому назначению, сохраняется, даже если право на него передано другому лицу
В отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения применяются налоговые ставки в размере, не превышающем 0,3 процента.
Для этого необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение участка к указанной категории земель (виду разрешенного использования) и его использование для сельскохозяйственного производства (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Если участок признан неиспользуемым по целевому назначению, налогообложение должно осуществляться по налоговой ставке для "прочих земель", не превышающей 1,5 процента.
При этом повышенная ставка применяется начиная с налогового периода, в котором вынесено решение по выявленному правонарушению, и до начала налогового периода, в котором оно устранено.
Сообщается, что применение налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5 процента, действует также в случае перехода права на участок к лицам, которые не привлекались к административной ответственности за "нецелевое" использование участка, если предыдущий собственник распорядился участком до устранения им правонарушения.
О постановке на учет в качестве плательщика налога для самозанятых лиц налоговый орган должен направить информационное сообщение
Специальный налоговый режим для самозанятых лиц "Налог на профессиональный доход" с 1 января 2019 года вводится в режиме эксперимента в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
Для применения данного режима необходимо пройти регистрацию через мобильное приложение "Мой налог" или через Личный кабинет налогоплательщика.
Информационное сообщение о постановке на учет направляется в 3-дневный срок со дня регистрации на адрес электронной почты или на бумажном носителе.
Информационное сообщение не направляется налогоплательщику НПД, если адрес его регистрации находится за пределами территории РФ.
Второй этап "амнистии капиталов" заканчивается 28 февраля 2019 г.
"Амнистия капиталов" - добровольное декларирование зарубежных активов и счетов в специальной декларации, которая представляется однократно в любой налоговый орган по выбору декларанта.
Форма декларации приведена в приложении N 1 к Закону от 08.06.2015 N 140-ФЗ.
Декларация представляется в двух экземплярах (один из них с пометкой налогового органа остается у декларанта). К декларации прилагаются:
- документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
- нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
- опись прилагаемых документов, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков, и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.
Гарантии, предоставляемые Федеральным законом 140-ФЗ, распространяются на декларанта и лиц, информация о которых содержится в декларации.
Изменен порядок направления в налоговые органы информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов
Теперь органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны направить эту информацию в управление ФНС России по субъекту РФ не позже следующего рабочего дня после официального опубликования соответствующего закона или нормативного акта.
Форма (формат) и порядок направления сведений определены приказом ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@.
Информация также может быть размещена на FTP-сервере после согласования сторонами схемы информационного взаимодействия, с помощью Личного кабинета в ФГИС ЕСИА или передаваться на съемных носителях.
Ухудшение потребительских свойств вкладов по уже заключенным договорам может стать предметом антимонопольного расследования
Сообщается, что некоторые кредитные организации для привлечения вкладчиков повышали процентные ставки по пополняемым срочным банковским вкладам, а затем предпринимали различные меры по ухудшению потребительских свойств ранее открытых вкладов для снижения размера своих обязательств перед вкладчиками (например, вводили запрет на пополнение вкладов, устанавливали комиссию за пополнение и др.).
Подобные действия пресекаются антимонопольными органами в рамках имеющихся полномочий, в частности, путем возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступивших обращений от физических лиц - клиентов.
При этом ФАС России и Банк России отмечают, что изменение конъюнктуры рынка не может являться основанием для нарушения законодательства и неисполнения банками принятых в рамках уже заключенных договоров обязательств перед вкладчиками.
В Госдуму внесен законопроект о регулировании бухгалтерского учета в бюджетной сфере
В Законе о бухгалтерском учете предлагается заменить упоминание "организации государственного сектора" на наименование "организации бюджетной сферы".
Кроме того, законопроектом предусматривается создание самостоятельного органа - Совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов, к функциям которого отнесено проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (указанными стандартами дополнен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета).
Также, в частности, в Законе предлагается закрепить обязательность исполнения всеми работниками экономического субъекта требований главного бухгалтера (иного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов и иных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Амбулаторный набор для введения инсулина и резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг
Правительством РФ утверждены новые перечни медицинских изделий:
- имплантируемых в организм человека при оказании помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Предоставление отдельным категориям граждан набора социальных услуг, в том числе обеспечение их медицинскими изделиями по рецептам бесплатно, предусмотрено законом о государственной социальной помощи.