КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 15.01.2019
Что ждет юриста: обзор предстоящих изменений
О ключевых изменениях законодательства в 2019 году читайте в новом обзоре КонсультантПлюс. Вводятся бесплатная регистрация компаний, страховка для вкладов и счетов СМП, аудиопротокол в гражданском процессе. Появятся и новые обязанности, например, производителям придется маркировать больше товаров.
Обновлен порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния в многофункциональных центрах
Административным регламентом предоставления данной госуслуги установлено, что в МФЦ для заявителей предусматривается возможность непосредственной подачи заявлений о заключении брака, расторжении брака, получения повторных свидетельств и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта.
В случае передачи в соответствии с законом об актах гражданского состояния МФЦ полномочий по регистрации отдельных актов они осуществляют регистрацию рождения и смерти в Едином государственном реестре ЗАГС.
Порядок передачи МФЦ в органы ЗАГС записей актов гражданского состояния о рождении и смерти, составленных на бумажном носителе, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, утвержден Приказом Минюста России от 26.09.2018 N 194.
Признан утратившим силу Приказ Минюста России от 29.12.2017 N 298, которым был утвержден ранее действовавший регламент.
Для применения цифровых инноваций в России Минэкономразвития России предлагает устанавливать временные правовые режимы
Предлагается определить порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, оценки результативности экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций ("регулятивных песочниц"), состоящих во временном адресном контролируемом установлении экспериментального (в отсутствие существующего или отличающегося от существующего) нормативного правового регулирования для применения цифровых инноваций или осуществляемой с их использованием деятельности в РФ.
Цифровая инновация в проекте понимается как новое средство, поддерживающее использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов, или новая система таких средств на основе технологий больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, технологий виртуальной и дополненной реальностей, а также иных технологий,
получивших отражение в правовых актах, утвержденных высшими органами государственной власти РФ в качестве технологий, относящихся к категории цифровых технологий или к сфере цифровой экономики, или новая форма использования такого существующего средства или такой существующей системы средств.
Определяются, в том числе:
полномочия органов государственной власти РФ в области экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций;
объекты экспериментальных правовых режимов, критерии их допустимости и ограничения;
гарантии прав и законных интересов участников экспериментальных правовых режимов;
порядок установления экспериментального правового режима (внесение предложения, его рассмотрение, принятие решения), его срок;
требования к программе экспериментального правового режима, порядок его реализации, в т.ч. приостановления и отмены.
Банк России рекомендовал страховым организациям подтверждать взаимосвязь снижения уровня кредитного рейтинга с введением санкций
Если при применении Указания Банка России от 22.02.2017 N 4298-У и Указания от 22.02.2017 N 4297-У собственные средства и/или средства страховых резервов страховой организации инвестированы в ценные бумаги, значение уровня кредитного рейтинга которых в связи с введением в отношении эмитента, поручителя (гаранта) иностранными государствами с 9 апреля 2018 года санкций ниже уровня кредитного рейтинга, установленного Советом директоров Банка России, то страховой организации рекомендуется отражать в
пояснительной записке к представляемой в Банк России отчетности в порядке надзора информацию о значении уровня кредитного рейтинга на последнюю дату, предшествующую дате введения мер. При представлении в Банк России пояснительной записки рекомендуется также представлять документальное подтверждение взаимосвязи снижения уровня кредитного рейтинга с введением ограничительных мер.
Данное Письмо подлежит размещению на официальном сайте Банка России в сети Интернет и действует по 31 марта 2019 года включительно.
Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по трудовой миграции
Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является сопровождение и консультирование трудовых мигрантов (российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства), работодателей по вопросам миграционного законодательства РФ с целью обеспечения эффективного функционирования системы управления процессами трудовой миграции.
В функции данных специалистов входит:
- планирование потребностей в трудовых ресурсах в рамках трудовой миграции;
- деятельность по организационной поддержке участников (субъектов) трудовой миграции;
- деятельность по правовой поддержке участников (субъектов) трудовой миграции.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по организации деятельности по обслуживанию пассажиров и посетителей в железнодорожном агентстве
Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является обеспечение качественного обслуживания пассажиров и посетителей в железнодорожном агентстве.
В функции данных специалистов входит:
- обслуживание пассажиров и посетителей в залах железнодорожного агентства;
- руководство выполнением работ по обслуживанию пассажиров и посетителей участком железнодорожного агентства;
- руководство производственно-хозяйственной деятельностью железнодорожного агентства.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Минфином России утверждена типовая форма соглашения о предоставлении федеральной субсидии государственной корпорации (компании), публично-правовой компании
Соглашения формируются в форме электронного документа, подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон, в государственной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Типовая форма применяется при предоставлении субсидии в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса РФ, и не применяется в случае предоставления субсидии в виде имущественного взноса РФ на цели, указанные в подпункте 3.
Обновлен перечень источников доходов, администрируемых территориальными налоговыми органами
В связи с принятием нового порядка формирования и применения КБК внесены изменения в Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/736@ "Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов...".
Таблица содержит, в частности, коды классификации доходов бюджетов субъектов РФ, наименования доходов и правовые основания.
Банком России с 04.02.2019 по 29.04.2019 будет установлен переходный период функционирования двух банковских счетов
С 04.02.2019 в отдельных субъектах РФ изменяются реквизиты банковских счетов, открытых ТО ФК в подразделениях Банка России на балансовом счете N 40101.
Банком России предусмотрен переходный период функционирования двух банковских счетов (планируемых к закрытию счетов N 40101 и вновь открываемых счетов N 40101).
В этой связи указано на необходимость проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками по правильному заполнению реквизита в платежных поручениях на перечисление налоговых платежей.
Сообщается о вступлении в силу ряда законодательных изменений в порядке уплаты НДФЛ:
- нерезиденты теперь вправе не платить налог при продаже имущества, которое находилось в их собственности более трех или пяти лет;
- от уплаты налога освобождены бывшие ИП при продаже жилья и транспорта, которые использовались ими в предпринимательской деятельности (при соблюдении указанного выше минимального срока владения);
- размер социального налогового вычета на благотворительность по решению региональных властей может быть увеличен до 30% в отношении пожертвований учреждениям культуры;
- при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, расходы на их приобретение должны пересчитываться в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического получения доходов, а не на дату их покупки;
- не облагаются НДФЛ доходы от сдачи макулатуры;
- полевое довольствие свыше 700 рублей в день теперь облагается НДФЛ;
- до конца 2019 года освобождены от уплаты налога доходы, полученные за уборку помещений, уход за детьми и пожилыми, а также за репетиторство (при условии уведомления налогового органа о своей деятельности).
Федеральным казначейством разъяснены особенности представления юрлицами сведений об операциях с целевыми средствами
Территориальные органы Федерального казначейства в 2019 году осуществляют санкционирование расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства в рублях, указанные в части 2 статьи 5 закона о федеральном бюджете на 2019 год на основании Сведений об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213), согласно Приложению N 1 к Приказу Минфина России от 11.12.2018 N 259н.
Сообщается, что в автоматизированной системе Федерального казначейства (ППО "АСФК") подача сведений по указанной форме будет реализована с 1 апреля 2019 года. До этого времени юридические лица представляют такие сведения, согласно Приложению N 2 к указанному Приказу.
- количество облигаций - 5 000 000 (пять миллионов) штук;
- государственный регистрационный номер: 53003RMFS;
- номинальная стоимость одной облигации 1000 (одна тысяча) рублей;
- дата начала размещения облигаций - 15 января 2019 г.;
- дата окончания размещения облигаций - 20 марта 2019 г.;
- дата погашения облигаций - 24 марта 2021 г.;
- купонный доход: по второму купону - 32 (тридцать два) рубля 41 копейка; по третьему купону - 34 (тридцать четыре) рубля 90 копеек; по четвертому купону - 37 (тридцать семь) рублей 40 копеек; по пятому купону - 39 (тридцать девять) рублей 89 копеек; по шестому купону - 42 (сорок два) рубля 88 копеек;
- даты выплаты купонного дохода:
27 марта 2019 г.; 25 сентября 2019 г.; 25 марта 2020 г.; 23 сентября 2020 г.; 24 марта 2021 г.;
- круг потенциальных владельцев: совершеннолетние граждане Российской Федерации, а также ПАО Сбербанк и Банк ВТБ (ПАО) (далее - Агенты), заключившие с Минфином России соглашения об осуществлении агентских функций по размещению, выкупу, обслуживанию и погашению выпусков облигаций, юридические лица, входящие в группу лиц Агента и привлеченные Агентом по согласованию с Эмитентом для выполнения части агентских функций, а также иные юридические и физические лица;
- размещение облигаций осуществляется Агентами по открытой подписке;
- минимальное количество облигаций, доступных для приобретения одним физическим лицом по каждому поручению, поданному Агенту - 30 (тридцать) штук;
- максимальное количество облигаций, которым может владеть одно физическое лицо - 15 000 (пятнадцать тысяч) штук;
- физические лица вправе предъявить облигации к выкупу через Агента в любой день до даты погашения облигаций;
- форма выпуска - документарная с обязательным централизованным хранением.
Консолидированная финансовая отчетность международных компаний может составляться на иностранном языке
Изменены ранее действовавшие правила, согласно которым консолидированная финансовая отчетность должна была представляться пользователям исключительно на русском языке с отражением ее показателей в валюте РФ.
Теперь в Федеральном законе "О международных компаниях" закреплено, что отчетность, представляемая в уполномоченные государственные органы, составляется в соответствии с законодательством РФ.
В иных предусмотренных законодательством целях (при составлении отчетности в соответствии с МСФО или в соответствии с международно признанными правилами, отличными от МСФО) финансовая отчетность может составляться также на русском или английском языках. При этом международная компания вправе избрать в качестве валюты отчетности иностранную валюту или рубль.
Минфин России также напомнил, что банки с базовой лицензией освобождены от обязанности составлять отчетность по МСФО.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Обновлена форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий
Ранее применялась форма, утвержденная Приказом ФТС России от 31.01.2011 N 169 (настоящим Приказом признан утратившим силу).
В обновленной форме, в частности, скорректировано правовое обоснование проведения таможенного осмотра помещений и территорий, введена необходимость указания, в числе прочего, номеров служебных удостоверений лиц, которым поручается проведение осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов.
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Минприроды России подготовлены рекомендации по заполнению хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с НВОС, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
В Методических рекомендациях приводятся указания по заполнению каждой из граф отчета; источники получения хозяйствующими субъектами информации, необходимой для заполнения отчета; формула расчета показателей, необходимых для заполнения формы отчета, иные рекомендации.
Россельхознадзор направляет актуальный перечень территорий стран Евросоюза, неблагополучных по африканской чуме свиней
Перечень направляется в частичное изменение Письма Россельхознадзора от 21.11.2018 N ФС-КС-7/29643.
Отмечается, что при поставках живых свиней, продуктов убоя свиней, свинины и продукции, содержащей свинину, эмбрионов свиней и спермы хряков, за исключением следующих видов продукции, прошедших обработку по технологии, гарантирующей разрушение вируса АЧС в соответствии с положениями Главы 15.1 кодекса здоровья наземных животных МЭБ: готовой продукции из свинины; готовой продукции, содержащей в своем составе свинину или сырье животного происхождения (из свинины); сырья животного происхождения (из
свинины), предназначенного для производства кормов для непродуктивных животных и пушных зверей, в Россию из стран - членов ЕС в соответствующих ветеринарных сертификатах в пункте, который касается благополучия по АЧС, должна быть внесена запись: "кроме административных территорий в соответствии с Приложением N 1 Указания Россельхознадзора от _________ N _________" (Приложение N 1 к настоящему письму).
При соблюдении данного условия Приложение N 1 к сопровождающему документу прикладывать не требуется.
Обновлены требования к форматам заявления и уведомления, необходимых для предоставления ФССП России государственных услуг в электронной форме
Устанавливается, что заявление, уведомление должны:
использовать набор символов (кодировку) UTF-8 для кириллических алфавитов;
соответствовать формату на языке разметки "Extensible Markup Language" (XML);
соответствовать XSD-схеме, использующей пространство имен: http://www.fssprus.ru/namespace/incoming/2017/1 для определения типов элементов и имен атрибутов электронного документа;
содержать корневой элемент (блок) IRequest и вложенные в него элементы (блоки, реквизиты), принадлежащие пространству имен http://www.fssprus.ru/namespace/incoming/2017/1 и определенные в настоящих требованиях;
в соответствии с законодательством РФ быть подписаны одной или несколькими усиленными квалифицированными электронными подписями в формате PKCS#7 (отдельная электронная подпись) либо для заявления - простой электронной подписью заявителя или работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
содержать метку времени (для электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), наложенную в соответствии со спецификацией Internet X.509 Public Key Infrastructure Time-Stamp Protocol (TSP) и со спецификацией CAdES-T (ETSI TS 101733 "CMS Advanced Electrinic Signatures (CadES)".
В приложениях к Приказу приводятся описание реквизитов заявления, уведомления и перечень видов заявлений и уведомлений, необходимых для предоставления государственных услуг, представляемых в форме электронных документов.
Утратившим силу признается Приказ ФССП России от 27.01.2016 N 16 "Об утверждении требований к форматам заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, оказываемых Федеральной службой судебных приставов, представляемых в форме электронных документов".
Рособрнадзором подготовлены рекомендации по проведению итогового собеседования по русскому языку для учеников 9 классов в целях их допуска к государственной итоговой аттестации
Определено, что собеседование проводится во вторую среду февраля в образовательных организациях и (или) в местах проведения, определенных региональными органами власти в сфере образования. Для участия в собеседовании обучающиеся подают заявление (форма приведена в приложении) и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации не позднее чем за две недели до начала его проведения.
Обеспечение комплектами тем, текстов и заданий итогового собеседования осуществляет Рособрнадзор. В день проведения собеседования не позднее 08:00 по местному времени технический специалист получает с Интернет-ресурса (htopic9.rustest.ru) и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.
Собеседование начинается в 09:00 по местному времени. Продолжительность собеседования для каждого участника составляет в среднем 15 минут. Задания собеседования включат в себя:
- чтение текста вслух;
- пересказ текста с включением приведенного высказывания;
- монологическое высказывание.
Зачет выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями, приведенными в приложении к рекомендациям.
Проверка и оценивание итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты его проведения.
Утверждены также инструкции для лиц, участвующих в организации собеседования.
Утверждены рекомендации по выбору варианта вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии и оценке достаточности объема проведенных изысканий и научных исследований для его выбора
Руководство по безопасности распространяется на ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РАО), радиационные источники (далее - объекты использования атомной энергии, ОИАЭ), но не распространяется на радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, мобильные радиационные источники и радиационные источники на основе серийных радиоизотопных приборов,
радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, а также пункты размещения, пункты консервации особых РАО и пункты захоронения РАО.
Руководство по безопасности рекомендуется для применения в отношении ОИАЭ, находящихся на стадии эксплуатации (в том числе окончательно остановленных для вывода из эксплуатации), при выборе и обосновании выбора варианта вывода из эксплуатации (далее - ВЭ) для разработки и уточнения программы и проекта ВЭ по результатам комплексного инженерного и радиационного обследования (далее - КИРО).
Приказом, помимо прочего, установлены рекомендации по:
- выбору и обоснованию варианта вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии;
- идентификации вариантов вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии, подлежащих оцениванию;
- оценке вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ;
- оценке достаточности исследований для принятия решения о выборе варианта вывода ОИАЭ из эксплуатации;
- перечню работ, проводимых при различных вариантах вывода из эксплуатации.
Банк России рекомендует кредитным организациям сообщать в Росфинмониторинг о клиентах, причастных к распространению оружия массового уничтожения, включенных в соответствующий перечень
Сообщается, что Росфинмониторингом сформирован перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 N 1277 этот Перечень размещается на официальном сайте Росфинмониторинга и доводится до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, через их личные кабинеты, размещенные на официальном сайте этой Службы в сети
Интернет.
В случае выявления среди клиентов лиц, включенных в Перечень, Банк России рекомендует информировать Росфинмониторинг путем размещения информации о фигурантах Перечня, а также о мерах, предпринятых в отношении них в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в Личном кабинете (раздел "Риски ПОД/ФТ").
Признание судом недействующим нормативного правового акта как не соответствующего закону может не рассматриваться в качестве обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части четвертой статьи 392 ГПК РФ (за исключением случаев, когда данный нормативный правовой акт признан не действующим с момента его принятия)
Конституционный Суд РФ признал пункт 1 части четвертой статьи 392 ГПК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - он не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления суда общей юрисдикции по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного постановления нормативный правовой акт признан недействующим судом, вне
зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан не действующим.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Согласно пункту 1 части четвертой статьи 392 ГПК РФ к новым обстоятельствам, являющимся основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, относится отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу. В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 31
"О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений" судам при рассмотрении заявлений, представлений о пересмотре судебных постановлений по новым обстоятельствам необходимо проверять, повлияла ли отмена постановлений указанных органов на результат рассмотрения дела.
Тем самым приведенное законоположение как по его буквальному смыслу, так и с учетом разъяснения Верховного Суда РФ не определяет понятия "отмена постановления государственного органа" и не ограничивает возможности участников судебного процесса по защите их прав посредством пересмотра по новым обстоятельствам несправедливого судебного постановления, вступившего в законную силу.
Вместе с тем, как свидетельствует практика судов общей юрисдикции, признание судом недействующим нормативного правового акта как не соответствующего закону может не рассматриваться в качестве обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части четвертой статьи 392 ГПК РФ (за исключением случаев, когда данный нормативный правовой акт признан не действующим с момента его принятия), даже если нормативный правовой акт признан недействующим судом в связи с административным иском лица, участвовавшего в деле, в
котором этот нормативный правовой акт был применен.