Утвержден план мероприятий по переходу отдельных отраслей российской экономики из состояния естественной монополии к конкурентному рынку
Целями реализации "дорожной карты" являются:
повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимыми для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышение доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развитие рынков высокотехнологичной продукции;
стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.
Планом предусматривается реализация мероприятий, направленных на стимулирование конкуренции, в частности, в таких отраслях экономики, как, рынок социальных услуг; образование; агропромышленный комплекс; дорожное строительство; строительство; телекоммуникации; информационные технологии; ЖКХ; газоснабжение; торговля и транспортирование нефти и нефтепродуктов; добыча и торговля углем; транспортные услуги; промышленность; деятельность на финансовых рынках.
Дорожной картой предусматриваются контрольные показатели, на достижение которых направлены мероприятия дорожной карты; единица измерения; текущее значение каждого из показателей; целевое значение показателей на 2020 год; ответственные исполнители.
Расширен перечень нормативных актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, проверка которых осуществляется в рамках лицензионного контроля за деятельностью организаций, использующих ядерные материалы и радиоактивные вещества в оборонных целях
В указанный перечень включен ряд новых нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, а также приказы Госкорпорации "Росатом".
Арбитражным судом Северо-Кавказского округа обобщены материалы судебно-арбитражной практики о допустимости прекращения обязательств зачетом в различных ситуациях
Отмечается, в частности, следующее:
предложение арендатора арендодателю зачесть в счет задолженности по арендной плате, оставшейся после расторжения договора аренды, стоимость отделимых улучшений предмета аренды не может рассматриваться как заявление о зачете;
для прекращения обязательства зачетом не требуется, чтобы стороны согласовали размер денежных обязательств, по которым одна из сторон производит зачет;
для проведения зачета по договору поставки в заявлении покупателя о зачете не требуется указывать реквизиты накладных или иным образом идентифицировать партию товаров, обязательство по оплате которых прекращается зачетом, но необходимо указать размер существующей задолженности по договору, погашаемой зачетом;
уведомление заказчика подрядчику о зачете перечисленного аванса по договору подряда в стоимость выполненных работ не является зачетом, предусмотренным статьей 410 ГК РФ;
односторонняя сделка по совершению зачета является недействительной, если она нарушает права взыскателей по сводному исполнительному производству;
особенностью правового регулирования зачета в случае нахождения должника в процедуре банкротства является охрана интересов третьих лиц, которая выражается в запрете удовлетворения требования одного из кредиторов в ущерб правам других кредиторов;
обязательства с ненаступившим сроком исполнения могут быть прекращены зачетом в случае предварительного достижения сторонами соглашения о возможности применения зачета к таким обязательствам.
В обзоре также отмечается, что арест предмета аренды в рамках уголовного дела и передача его на ответственное хранение арендатору с правом пользования не прекращает обязательство по уплате арендных платежей при условии фактического использования арендатором предмета аренды. Для прекращения соответствующего обязательства в указанном случае необходимо доказать, что в связи с наложением ареста имелись препятствия в использовании (владении) предметом аренды, которые могли быть квалифицированы в качестве
существенных, исключающих достижение цели договора аренды.
Арбитражным судом Северо-Кавказского округа обобщена практика применения законодательства о независимой гарантии
В обзоре приведены, в частности, следующие выводы:
бенефициар должен представить гаранту расчет неустойки и убытков, если это предусмотрено условиями независимой гарантии;
наличие спора между бенефициаром и принципалом о размере нарушенных последним обязательств не является достаточным основанием для вывода о злоупотреблении бенефициаром своим правом на получение выплаты по банковской гарантии;
если банковская гарантия выдавалась со ссылкой не на договор, а на дополнительное соглашение к нему и не была ограничена условием обеспечения исполнения только части обязательств, сумма неустойки, предусмотренная договором, подлежит выплате гарантом, так как дополнительное соглашение является частью договора и содержит отсылку к сохраняющимся обязанностям по первоначальному соглашению;
бенефициар по общему правилу не должен доказывать гаранту факт причинения убытков и их размер;
в случае если принципал выплатил бенефициару неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по договору между ними, последующая выплата по банковской гарантии, обеспечивавшей исполнение этого же обязательства, влечет возникновение неосновательного обогащения на стороне бенефициара.
Минтруд России предлагает новый порядок замены кредитной организации для перевода заработной платы работника
В настоящее время работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
Вместе с тем на практике работодатели, имеющие многочисленный штат работников, технически не всегда успевают обработать заявления работников об изменении кредитной организации для перечисления заработной платы, если такие заявления поступили за пять дней до выплаты заработной платы.
В этой связи проектом предусматривается, что работодатель обязан по письменному заявлению работника, поданному не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы, в порядке, определенном коллективным договором или трудовым договором, заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата.
По мнению разработчиков проекта, увеличение срока, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до пятнадцати дней до дня выплаты заработной платы, позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.
Установлены значения основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2019 год
Значения основных показателей определены в соответствии с "Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам...", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.
Такими показателями являются:
- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
- количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;
- количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Постановление вступает в силу с 30 августа 2018 года.
ПФР вправе направлять в Минфин России дополнительную заявку о предоставлении межбюджетных трансфертов на софинансирование формирования пенсионных накоплений
В случае необходимости ПФР вправе направить дополнительную заявку о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР осуществляется в срок, который не может превышать 10 рабочих дней, следующих за днем получения заявки (дополнительной заявки). Исключением являются случаи, когда исполнение заявки (дополнительной заявки) требует внесения изменений в Закон о федеральном бюджете.
С учетом данных поправок в новой редакции изложена форма отчета об использовании предоставленных межбюджетных трансфертов.
При расчете и корректировке справедливой стоимости дебиторской задолженности в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" НФО обязаны принимать во внимание пункты 61 - 66, В5 - В30, с учетом которых, в частности:
некорректно устанавливать уровень обесценения дебиторской задолженности в зависимости от срока ее просрочки без учета кредитного риска каждого конкретного дебитора;
при использовании доходного подхода (расчета приведенной стоимости) некорректной является практика, когда и денежные потоки, и ставки дисконтирования одновременно не корректируются на кредитный риск заемщика.
При использовании доходного подхода (расчета приведенной стоимости) оценка справедливой стоимости осуществляется с учетом текущих ожиданий рынка.
При оценке справедливой стоимости депозита текущие ожидания зависят от значимой доступной информации в отношении кредитной организации, обязанной погасить депозит.
В частности, некорректной является практика, когда появление новой значимой доступной информации в отношении кредитной организации, например, отзыв лицензии или назначение временной администрации, не приводит к изменению справедливой стоимости депозита, при этом организация, осуществляющая расчет справедливой стоимости депозита, не обладает подтвержденной информацией, что такие события не повлияли на справедливую стоимость актива.
В период приостановления операций на лицевых счетах бюджетных учреждений - должников операции по выплате стипендий обучающимся приостанавливаются
ТОФК, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - бюджетного учреждения.
Исключением являются операции по исполнительным документам и решениям налогового органа, а также по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов.
Поскольку стипендии не относятся к указанным исключениям, операции, связанные с их выплатой, по мнению Минфина России, не могут осуществляться.
Минфин России изложил свою позицию в отношении открытия специальных счетов для учета средств бюджетных учреждений, направленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
С учетом положений части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе сообщается, что бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок на участие в электронных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
С учетом целевого характера средств бюджетные учреждения вправе учитывать на специальных счетах финансовые средства только в объеме, необходимом для обеспечения заявки, поданной для участия в конкретной электронной процедуре.
Отмечено также, что в настоящее время осуществляется подготовка изменений в Закон о контрактной системе в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке.
Налоговые льготы для пенсионеров могут применяться независимо от основания для получения пенсии
ФНС России подготовлена информация о предусмотренных законодательством налоговых льготах для пенсионеров, а также о порядке их применения.
Так, например, сообщается, что:
пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество физлиц за один объект недвижимости определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности (ст. 407 НК РФ). Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машино-место, хозпростройка площадью не более 50 кв. м.;
при расчете земельного налога с налогового периода 2017 года пенсионеры пользуются налоговым вычетом в размере кадастровой стоимости 600 кв. м от общей площади одного земельного участка независимо от его места нахождения, разрешенного использования и площади (ст. 391 НК РФ).
Налоговые льготы могут быть расширены муниципальными нормативными актами.
Пользоваться льготами могут лица, которым назначена пенсия (получатель пенсии, назначенной другому лицу, не относится к числу пенсионеров, пользующихся льготами).
С 1 января 2019 года утрачивает силу порядок нумерации лицевых счетов, открываемых для осуществления выплат наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям
Речь идет об Указании Банка России от 10 декабря 2012 года N 2931-У "О нумерации лицевых счетов, открываемых органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов и организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, для осуществления выплат наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям".
Предусматривается, что лицевые счета с отличительным признаком бюджетного счета в шестнадцатом разряде номера лицевого счета, открытые органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов и организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям, перенумерации не подлежат.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2019 года.
Приостановление государственного кадастрового учета по причине несоответствия местоположения границ земельного участка иным документам незаконно при отсутствии возражений относительно местоположения таких границ
Указывается, что особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому, размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, определяются проектом межевания земельного участка или земельных участков.
Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания,
вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Проверка местоположения границ земельного участка, определенного в межевом плане в соответствии с проектом межевания, на предмет соответствия такого местоположения иным документам не предусмотрена и не соответствует положениям Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, в случае, когда проект межевания утвержден в установленном порядке, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка не поступили, либо если поступили возражения и документы, подтверждающие снятие указанных возражений, принятие решения о приостановлении государственного кадастрового учета по причине несоответствия местоположения таких
границ иным документам, действующему законодательству не соответствует.
Минпромторг России предлагает упростить порядок получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции
Проектом, в частности, предусматривается:
- выдача лицензии на каждый торговый объект или объект общественного питания в отдельности (один объект - одна лицензия), при этом для получения нескольких лицензий одновременно заявителем подается только один комплект документов;
- уменьшение требований к площади торговых объектов, в которых допускается продажа алкогольной продукции (с 50 кв. м до 25 кв. м в городах и исключение соответствующего требования для магазинов в сельских населенных пунктах;
- исключение требования об обязательном наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, складских помещений.
Кроме того:
устанавливается обязанность лицензирующего органа уведомить заявителя о наличии замечаний к представленным заявителем документам, а также о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов;
заявителю предоставляется право устранить замечания в документах и погасить задолженность в установленный срок (без "потери" суммы уплаченной госпошлины за выдачу лицензии), при этом течение срока принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии будет приостанавливаться;
лицензиату предоставляется право уплатить административный штраф в пятидневный срок при возникновении соответствующего основания для приостановления лицензии (без приостановления действия лицензии).
Также предусматривается, что в выдаче лицензии не может быть отказано:
в случае исполнения заявителем обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов и представления документа об исполнении таких обязанностей в лицензирующий орган;
при поступлении сведений о здании (строении, сооружении, помещении), в котором находится объект, не соответствующих данным, выявленным в ходе документарной или выездной проверки, если такие сведения не препятствуют определению этого здания (строения, сооружения). В случае выявления такого несоответствия предлагается указывать в лицензии адрес объекта по данным документа о постановке организации (обособленного подразделения, например, магазина) на учет в налоговом органе.
Минтранс России предлагает обновить порядок возмещения вреда, причиняемого автодорогам тяжеловесными транспортными средствами
Проектом, в частности, предусматривается, что внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется не только при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств, но и в случае нарушения правил движения тяжеловесных транспортных средств в рамках административного делопроизводства за пройденный путь на основании акта результатов измерения весовых параметров транспортного средства, включая акты, сформированные с использованием технических средств, работающих в автоматическом режиме и
имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Приводятся формула расчета размера платы в счет возмещения вреда, а также формулы расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимых нагрузок на одну ось, размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы на каждые 100 километров.
Устанавливается допустимая масса транспортного средства при движении по автозимникам. Кроме того, предусматривается, что допустимая масса и допустимая нагрузка на ось транспортного средства не распространяются на автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров.
Предлагается признать утратившими силу Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и от 28.06.2016 N 590 "О некоторых вопросах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Расширен перечень вузов, имеющих право создавать на своей базе советы по защите диссертаций
В перечень включены Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Национальный исследовательский Томский государственный университет.