КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 28.08.2018
Интернет: защита интеллектуальной собственности и иных прав
Участники программы получат актуальную информацию о защите интеллектуальной собственности в интернет, узнают о нюансах формулирования исков, применении обеспечительных мер, особенностях доказывания нарушений в интернет, различных аспектах компенсации за такие нарушения и др.
Уточнены правила предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности
Установлено, что договоры о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ за счет средств федерального бюджета и дополнительные соглашения к таким договорам, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Минфином России.
Кроме того, уточнены правила предоставления федеральных субсидий юрлицам, 100 процентов акций которых принадлежит РФ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц. Договор о предоставлении таких субсидий и дополнительные соглашения к нему, предусматривающие внесение в него изменений или его
расторжение, также заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Минфином России. Данное положение вступает в силу с 1 января 2019 года. При этом типовая форма такого договора должна предусматривать в том числе положения о представлении отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении юридическим лицом значений показателей результативности предоставления субсидии.
Региональные органы власти приграничных субъектов РФ должны информировать Минэкономразвития России об осуществлении ими приграничного сотрудничества с сопредельными государствами
Установлено, что высший исполнительный орган государственной власти приграничного субъекта РФ ежегодно до 1 февраля информирует Минэкономразвития России об осуществлении им и его муниципальными образованиями международных и внешнеэкономических связей с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств и о результатах осуществления таких связей.
Такая информация должна включать в себя, в том числе, следующие сведения:
- наименование субъекта приграничного сотрудничества (сопредельное государство, государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования сопредельных государств), с которым осуществляется сотрудничество;
- проведенные и запланированные встречи, консультации и иные мероприятия с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств, а также с органами государственной власти сопредельных государств;
- заключенные соглашения о приграничном сотрудничестве с государственно-территориальными, административно-территориальными образованиями сопредельных государств, с органами государственной власти сопредельных государств, а также планируемые к подписанию соглашения;
- создание организаций приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности, а также в соответствии с международными договорами РФ создание органов приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности;
- участие в разработке и реализации международных программ приграничного сотрудничества, их проектов;
- сведения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по вопросам приграничного сотрудничества и о результатах осуществления таких связей, в том числе информацию о статистике внешней торговли, включая данные о структуре, объеме и динамике товарооборота, а также информацию об инвестиционном сотрудничестве, реализуемых и планируемых проектах в торгово-экономической сфере;
- контактные данные должностных лиц, ответственных за сотрудничество с субъектом приграничного сотрудничества сопредельного государства.
Россию предлагается разделить на 14 макрорегионов в целях оптимизации ее пространственного развития
Согласно проекту, каждый субъект РФ отнесен к одному из следующих макрорегионов: Центральному, Центрально-Черноземному, Северо-Западному, Северному, Южному, Северо-Кавказскому, Волго-Камскому, Волго-Уральскому, Уральскому, Западно-Сибирскому, Южно-Сибирскому, Енисейскому, Байкальскому и Дальневосточному.
Проектом предусмотрена следующая классификация российских территорий: крупнейшие и крупные городские агломерации; города с численностью населения 100 000 - 500 000 человек; малые и средние города, сельские территории за пределами крупнейших и крупных городских агломераций; минерально-сырьевые центры; геостратегические территории.
Предусматривается, что текущими центрами экономического роста РФ - "ядрами" крупнейших городских агломераций являются: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара-Тольятти, Воронеж, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Омск и Красноярск. Также "ядрами" крупных городских агломераций являются: Тула-Новомосковск, Саратов, Астрахань, Краснодар, Махачкала и Иркутск.
Приоритетный сценарий пространственного развития, предусмотренный проектом, предполагает создание условий для увеличения количества и расширения географии центров экономического роста. Перспективными крупными центрами экономического роста РФ, согласно проекту, являются: Ярославль, Рязань, Липецк, Пенза, Чебоксары-Новочебоксарск, Набережные Челны, Киров, Ижевск, Ульяновск, Волгоград, Ставрополь-Михайловск, Пятигорск-Кисловодск-Ессентуки-Минеральные Воды-Железноводск-Лермонтов, Оренбург, Тюмень, Барнаул,
Томск, Кемерово, Новокузнецк, Хабаровск и Владивосток.
К 2025 году планируется обеспечить условия для формирования 35 - 40 крупных центров экономического роста, а также новых центров экономического роста в субъектах РФ. При этом предполагается, что доля городского населения в РФ продолжит увеличиваться, но произойдет замедление темпов концентрации населения в пределах Московской и Санкт-Петербургской городских агломераций.
Кроме того, утвержден перечень геостратегических территорий РФ: Калининградская, Псковская и Мурманская области, Карелия, Крым, Севастополь, Северный Кавказ, Республика Алтай, Бурятия, Тыва, Забайкальский край, а также субъекты РФ и их части, входящие в Арктическую зону и Дальний Восток. В указанных субъектах РФ предусмотрено развитие отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей.
Положения стратегии касаются также повышения качества и комфортности городской среды, в том числе за счет:
- формирования единой градостроительной политики развития крупнейших и крупных городских агломераций;
- содействия повышению доступности комфортного жилья, в том числе за счет развития рынка арендного жилья, реализации программ социального найма;
- инфраструктурной поддержки реализации проектов реновации существующих городских жилых районов, комплексного развития городских и пригородных территорий.
Минфин России предлагает создать систему мер, защищающих интересы акционеров от недобросовестных поглощений
Проектом, в частности:
вводится понятие связанности между лицами, при этом связанные лица определяются как подконтрольные и контролирующие лица, супруг (супруга), родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные, а также подконтрольные лица указанных физических лиц;
предлагается освобождение от исполнения обязанности направлять обязательное предложение о приобретении акций на срок, не превышающий трех месяцев с даты истечения срока для направления обязательного предложения, с целью реализации пакета акций при одновременном соблюдении условий об уведомлении Банка России и эмитента о намерении снизить уровень корпоративного контроля, неосуществлении корпоративного контроля и продаже пакета в течение указанного срока освобождения;
распространяются на акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества правила приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ;
вводится норма, устанавливающая прямой запрет на учет акций, приобретенных у связанных лиц, для целей осуществления принудительного выкупа;
устанавливается возможность заключения соглашения об отказе миноритарных акционеров от права на принятие добровольного (обязательного) предложения;
исключается механизм уведомления акционеров о наличии у них права требовать выкуп принадлежащих им ценных бумаг.
Установлены равнозначные требования к рейтингам кредитных организаций, в которых АО "Корпорация "МСП" может размещать временно свободные денежные средства
В целях обеспечения одинаковых требований к рейтингам кредитных организаций, в которых акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" может размещать временно свободные денежные средства, внесены поправки, устанавливающие симметричные требования к рейтингам кредитных организаций, то есть не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для РФ АКРА и не ниже уровня "ruA-" (ранее - "ruA") по национальной рейтинговой шкале для РФ Эксперт РА.
Постановление вступает в силу по истечении 45 дней со дня его официального опубликования.
Установлен порядок фиксации времени доступности ГИС ГМП
Изменения в порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 236-ФЗ.
Фиксация времени доступности ГИС ГМП осуществляется в рамках мониторинга состояния ГИС ГМП путем установления факта информационного взаимодействия с ГИС ГМП в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 210.
Время доступности ГИС ГМП фиксируется и отображается в федеральной государственной информационной системе "Федеральный ситуационный центр электронного правительства".
По состоянию на 19 июля 2018 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники
Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.
Финансовым организациям не рекомендовано указывать в рекламе своих услуг информацию о госучастии
В информационном письме Банка России и ФАС России обращено внимание финансовых организаций на то, что указание в рекламе финансовых услуг на прямое или косвенное государственное участие в капитале может создавать у потребителей впечатление о повышенной надежности этих организаций и, как следствие, приводить к возникновению нерыночного преимущества.
В целях соблюдения принципа равных условий осуществления деятельности финансовым организациям не рекомендовано при распространении информации о своих услугах указывать в качестве преимущества или иным образом привлекать внимание потребителя к факту наличия государственного (муниципального) участия в финансовой организации.
Исключением являются случаи размещения финансовыми организациями на своих официальных сайтах в сети "Интернет" информации в соответствии с установленными требованиями.
На сайте Минфина России размещена уточненная информация о представлении отчетов о расходах и численности работников государственных органов и органов местного самоуправления
Сообщается, что внесены изменения в части:
- порядка представления отчетов по форме 14 и 14МО в финансовый орган субъекта РФ;
- составления сведений о количестве и расходах на содержание служебных легковых автомобилей, предоставляемых подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления учреждениями.
Ситуация на рынке моторного топлива в РФ будет оставаться стабильной
По результатам проведенного Минэнерго России и ФАС России мониторинга рынка моторного топлива сообщается, в частности, следующее.
Экспорт автомобильного бензина находится на минимальном уровне. Рост объемов экспорта наблюдается у компаний, которые ввели новые вторичные нефтеперерабатывающие мощности. При этом подтвержден возможность и готовность компаний переориентировать часть экспортных объемов на внутренний рынок при наличии такой потребности и заявок участников рынка с учетом плановых и внеплановых ремонтов на НПЗ.
В настоящий момент остатки автомобильного бензина выше уровня 2017 года.
Достигнутые производственные показатели указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего рынка РФ.
За 7 месяцев 2018 года производство дизельного топлива класса 5 на 2 109 тыс. тонн (на 5,0%) превысило показатели аналогичного периода 2017 года; отгрузка дизельного топлива класса 5 на внутренний рынок на 1 531 тыс. тонн (на 7,6%) превысила аналогичные показатели 2017 года. Внутреннее потребление дизельного топлива составляет 49% от объема производства.
По состоянию на 20 августа 2018 г. запасы дизельного топлива находятся на высоком уровне.
Компаниям, не участвующим в биржевых торгах автомобильного бензина и дизельного топлива или реализующим незначительные объемы на бирже, рекомендовано начать организовывать соответствующие поставки для формирования более четких ценовых индикаторов на рынке.
В соответствии с законодательством РФ цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий. Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной альтернативы.
Основными объективными факторами, определяющими динамику роста цен на моторное топливо, стали увеличение мировых цен и налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра в нефтяной отрасли и изменении чувствительности корректировки курса доллара США в зависимости от колебаний цен на нефть.
В целях недопущения резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Правительством РФ принято решение о снижении с 01.06.2018 налоговых ставок акциза на автомобильный бензин экологического класса К5 и на дизельное топливо (на 3000 и 2000 рублей за тонну соответственно). При этом нефтяными компаниями взяты обязательства по обеспечению достаточных оптовых поставок моторного топлива на внутренний рынок, в том числе в адрес независимых участников рынка. Благодаря принятым мерам валовая
маржинальность АЗС (разница в розничных и мелкооптовых ценах) показывает положительную динамику к уровню конца мая 2018 года.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Утверждены новые правила информационного взаимодействия при обмене сведениями между таможенными органами государств ЕАЭС в процессе контроля вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС
Утверждены также новые:
- Регламент информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств ЕАЭС при реализации средствами интегрированной информационной системы ЕАЭС общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов ЕАЭС в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС";
- Описание форматов и структур электронных документов и сведений, используемых для реализации указанного процесса;
- Порядок присоединения к процессу.
В новых правилах уточнено, что для достижения цели общего процесса необходимо в том числе обеспечить информационное взаимодействие в случаях перемещения товаров через территорию двух и более государств-членов.
Также, в частности, расширен перечень участников общего процесса. В него включены:
- уполномоченные органы места прибытия и убытия, оформляющие проследование товаров;
- уполномоченный орган, запрашивающий сведения из декларации на товары;
- получатели оповещения о проследовании фактически прибывших/убывающих товаров.
Признано утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.06.2016 N 55, которым были утверждены ранее действовавшие правила.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Утверждена программа по разработке межгосударственных стандартов, необходимых для применения технического регламента ЕАЭС "О требованиях к минеральным удобрениям" (ТР ЕАЭС 039/2016)
Предусматривается разработка или пересмотр Казахстаном и Россией семи стандартов до 2019 года включительно:
- Минеральные удобрения. Метод определения удельной активности естественных (природных) радионуклидов в минеральных удобрениях. Разработка ГОСТ;
- Селитра аммиачная и удобрения на ее основе. Метод определения массовой доли хлоридов. Пересмотр ГОСТ 33831-2016;
- Удобрения минеральные. Общие требования. Отбор проб. Пересмотр ГОСТ 30182-94;
Разъяснены особенности возбуждения дел об административных правонарушениях в связи с представлением недействительных документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, а также отсутствием на ввозимых товарах обозначения единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС
Сообщается, в частности, следующее.
В случае представления таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, либо сообщения о них сведений и отсутствия на товаре, его упаковке, в товаротранспортных или товаросопроводительных документах маркировки, обязательное наличие которой предусмотрено правом ЕАЭС (техническими регламентами ЕАЭС (Таможенного союза), законодательством РФ, документ об оценке соответствия может быть признан недействительным для целей совершения таможенных операций, если
предъявленный таможенному органу товар невозможно идентифицировать с товаром, указанным в документе о соответствии, т.е. как относящемся к другим товарам.
При этом необходимо учитывать, что для цели квалификации совершенного правонарушения по указанным статьям КоАП РФ недостаточно одного лишь несоответствия между маркировкой на товаре и сведениями, указанными в документе об оценке соответствия (в том числе отсутствие перевода маркировки на русский язык, наличие опечаток, ошибок, несоответствие формы маркировки). Помимо маркировки, необходимо исследовать товаросопроводительные документы, техническую документацию и другие документы, относящиеся к
ввезенному товару, в совокупности. Если результаты таможенного досмотра подтверждают идентичность сведений о товаре, указанных в декларации на товары, товаротранспортных, товаросопроводительных документах и иных документах, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС, документах, полученных в рамках таможенного контроля, документу об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, последний недействительным (относящимся к другим товарам) не может быть признан.
Отсутствие только маркировки знаком ЕАС на перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах, включенных в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, само по себе не образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2, статьями 16.7, 16.17 КоАП РФ.
В соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение N 9 к Договору о ЕАЭС) знак ЕАС является обозначением, информирующим приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пунктам 2, 4 Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711, наличие знака ЕАС свидетельствует о том, что продукция прошла все установленные в технических регламентах ЕАЭС процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует установленным требованиям. Его нанесение осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.
В соответствии с техническими регламентами ЕАЭС (Таможенного союза) (например, пункт 100 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) продукция маркируется знаком ЕАС после оформления сертификатов соответствия или декларации о соответствии.
Таким образом, нанесение знака ЕАС не связано с процедурой получения документов о соответствии, в связи с этим его отсутствие не влечет за собой признание таких документов, представленных при таможенном декларировании в целях подтверждения факта соблюдения установленных запретов и ограничений, недействительными.
При обнаружении нарушений требований технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации, порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, представления недостоверных результатов исследований (испытаний), недостоверного декларирования соответствия продукции, административная ответственность за которые установлена статьями 14.43, 14.44, 14.46, 14.46.1, 14.47, 14.48, 15.12 КоАП РФ, и иных нарушений в области технического регулирования, не отнесенных к
компетенции таможенных органов, документы и сведения, подтверждающие такие нарушения, необходимо направлять в соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов для привлечения лиц к административной ответственности.
- определен порядок исчисления и уплаты экологического сбора за товар в упаковке и за упаковку товара;
- корректируется порядок определения уполномоченного органа, в который представляются расчеты суммы экологического сбора производителями товаров, импортерами товаров, в том числе и для плательщиков, которые являются одновременно и производителями, и импортерами товаров;
- детализируются положения об осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора.
Устанавливается, что полномочия по взиманию экологического сбора, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты возлагаются на Росприроднадзор и его территориальные органы.
Установлена процедура подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организации предполагают проводить работы
Подтверждение степени секретности сведений, составляющих гостайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием таких сведений, выдается, в частности:
государственной (муниципальной) организации - государственным органом (органом местного самоуправления), в ведении (подчинении) которого находится эта организация;
организации государственной корпорации - соответствующей государственной корпорацией;
организации Банка России - Банком России;
негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну, с федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта РФ, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих гостайну, - федеральным органом исполнительной власти (его
территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта РФ или иным государственным органом.
Установлены требования к содержанию обращения организации о подтверждении степени секретности сведений, составляющих гостайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, а также к содержанию подтверждения.
Подтверждение подписывается соответствующим руководителем или уполномоченным им должностным лицом, информация о котором направляется в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны и ФСБ России.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Экстренная помощь представляет собой действия по организации перевозки туриста из страны временного пребывания (оплата услуг по перевозке) и (или) иные действия (в том числе оплата услуг по размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в части
неоказания полностью или частично туристу входящих в него услуг по перевозке и (или) размещению в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
Таким образом, определение экстренной помощи туристам приведено в соответствие с Федеральным законом от 04.06.2018 N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Постановление вступает в силу с 3 сентября 2018 года.