КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 20.06.2017
Работа корпоративного секретаря в современных правовых и экономических реалиях
XI Международный Форум корпоративных секретарей посвящен тенденциям развития корпоративного права и лучших практик корпоративного управления.
Форум пройдет 5-6 июля 2017 г. в Москве. Организаторы – Ассоциация "Национальное объединение корпоративных секретарей" и журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления".
Транспортная доступность Калининградской области будет обеспечиваться в том числе с помощью паромов
Правительством РФ утвержден план обеспечения транспортной доступности Калининградской области, направленный на развитие паромного сообщения.
План включает в себя в числе прочего следующие мероприятия:
создание специальной проектной компании;
принятие решения об участии открытого акционерного общества в специальной проектной компании с долевым участием в размере не менее 25 процентов плюс 1 акция;
заключение долгосрочных соглашений с основными грузоотправителями и грузополучателями, осуществляющими деятельность на территории Калининградской области, на перевозку грузов с участием паромной переправы на основе принципа "бери или плати";
заключение концессионного соглашения в отношении строительства и эксплуатации паромов;
заключение контракта на выполнение в 2018 - 2020 годах работ по проектированию и строительству паромов на общую сумму 14,1 млрд рублей.
Актуализированы перечни актов, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Ростехнадзором мероприятий по контролю
Приказом уточняются перечни актов, содержащих требования, проверяемые при осуществлении Ростехнадзором:
государственного надзора в области промышленной безопасности;
государственного энергетического надзора;
федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (за исключением технических регламентов, соблюдение требований которых оценивается при осуществлении иных видов государственного контроля (надзора);
контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В частности, уточняются перечни норм, содержащихся в различных актах органов Евразийского экономического союза, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, соблюдение которых проверяется Ростехнадзором при проведении различных видов государственного контроля (надзора), исправляется ряд допущенных технических ошибок,
опечаток и неточностей.
Минэкономразвития России предлагает расширить перечень оснований для государственной регистрации прав
Проектом вносятся многочисленные изменения в федеральные законы "О государственной регистрации недвижимости", "О кадастровой деятельности", "О государственной кадастровой оценке" и др., а также в Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.
Так, в частности, предлагается:
расширить перечень оснований для государственной регистрации прав, включая решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы по вступившим в силу судебным актам судов общей юрисдикции или арбитражных судов, и такие исполнительные листы;
расширить перечень лиц, по заявлениям которых государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав и без одновременной государственной регистрации прав;
не распространять действие Закона "О государственной регистрации недвижимости" на объекты археологического наследия;
включить в Единый государственный реестр недвижимости список координат пунктов геодезической основы (одновременно предусматривается ведение этой части ЕГРН в электронной форме);
включить в кадастр недвижимости сведения об ограничении оборотоспособности земельных участков, предоставленных гражданам на территории субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Проектом, кроме того:
устанавливается порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством выездного приема для отдельных льготных категорий граждан;
расширяется перечень оснований для направления органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган регистрации прав документов для внесения сведений в ЕГРН;
уточняются процедуры осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства (в том числе при перепланировке, реконструкции);
уточняются правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав.
Минфин России предлагает внедрить практику уступки денежного требования (факторинг) при осуществлении закупок субъектами малого и среднего предпринимательства
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предлагается дополнить положением, согласно которому участник закупки, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства, с которым по результатам торгов или иных предусмотренных положением о закупке заказчика способов закупки заключен договор, после надлежащего исполнения своих обязательств по договору вправе уступать свои права денежного требования к заказчику за поставленные товары, выполненные
работы, оказанные услуги, вытекающие из заключенного договора.
К правоотношениям сторон при уступке денежных требований применяются нормы главы 43 ГК РФ, за исключением случаев уступки права денежного требования, которое возникнет в будущем.
Заказчик вправе будет устанавливать в положении о закупке, а также в документации о закупке порядок и случаи уступки права денежного требования, которое возникнет в будущем.
По итогам 2015 - 2016 годов напряженная ситуация на рынке труда в 19 субъектах РФ осталась без изменений
По итогам указанного периода перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, включает, в том числе, Республику Карелия, Республику Адыгея, Кабардино-Балкарскую Республику, Чеченскую Республику, Курганскую область, Забайкальский край. По итогам 2014 - 2015 годов перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда включал те же самые субъекты РФ.
Территория считается территорией с напряженной ситуацией на рынке труда, если общий показатель по территории превышает общий показатель по РФ в целом более чем в 1,5 раза.
Минтруда России ежегодно формирует перечень, утверждает его по согласованию с Минэкономразвития России и направляет в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.
Минстроем России разъяснен круг обязанностей специалиста по организации строительства
Указывается, что специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных
изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Указывается, что к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:
- организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
- оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
- подписание следующих документов:
а) акта приемки объекта капитального строительства;
б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
Эти же специалисты обладают правом подписи документов, содержащих сведения о проведении строительного контроля.
Иные работники члена СРО не правомочны выполнять должностные обязанности специалиста по организации строительства.
Лицам, находящимся на иждивении сотрудника полиции, более нет необходимости проживать совместно с ним для получения права на медицинское обеспечение в ведомственных медицинских организациях
Соответствующие уточнения внесены в статью 45 Федерального закона "О полиции".
До 1 июля 2018 года продлен пилотный проект, предусматривающий возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через интернет-сайт ФНС России
Пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, предусматривающий представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, установлен Приказом ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@.
Интернет-сервис позволяет направлять в налоговые органы налоговую и бухгалтерскую отчетность, за исключением налоговой декларации по НДС.
Для возможности работы с интернет-сервисом налогоплательщику необходимо обратиться в любой УЦ, аккредитованный Минкомсвязи России, чтобы получить ключ ЭП.
После самостоятельной регистрации в системе сдачи налоговой отчетности "Получение идентификатора абонента" в разделе "Электронные сервисы" налогоплательщик получает идентификатор абонента для обеспечения возможности представления НБО через интернет-сайт ФНС России.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы на ОПС с суммы фактически полученного дохода без учета расходов
Вывод Минфина России основан на положениях подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ, согласно которым в целях исчисления страховых взносов в фиксированном размере для плательщиков, применяющих УСН, доход определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, т.е. исходя из доходов, упомянутых в пунктах 1 и 2 статьи 248 НК РФ, без учета расходов.
Также в письме сообщается об определении Верховного Суда РФ (по-видимому, речь идет об Определении от 13.06.2017 N 306-КГ17-423 по делу N А12-23593/2016).
Отмечено, что данное определение принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшим до 1 января 2017 года.
При прощении задолженности по ипотечному жилищному кредиту, выданному до 1 октября 2014 года, НДФЛ не взимается
Это прямо следует из положений пункта 65 статьи 217 НК РФ.
Для освобождения от НДФЛ суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды при частичном прекращении обязательства по такому кредиту необходимо соблюдение ряда установленных условий - это в том числе предоставление кредита (займа) кредитной организацией, расположенной на территории РФ, а также отсутствие взаимозависимости между налогоплательщиком и кредитной организацией, выдавшей кредит.
Данный вопрос неоднократно разъяснялся в письмах Минфина России, в частности от 04.05.2017 N 03-04-05/27566, от 31.03.2017 N 03-04-06/19100, от 07.11.2016 N 03-04-06/65008.
Для Республики Крым и г. Севастополя установлены особенности регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения на период до 1 января 2020 года
В частности, до указанного срока:
- тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителя, устанавливаются уполномоченными органами Республики Крым и г. Севастополя по согласованию с ФАС России;
- допускается установление оптовых цен на газ с дифференциацией для различных категорий потребителей, в том числе установление указанных цен ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления цен выше экономически обоснованных для других категорий;
- установление оптовых и розничных цен на газ, предназначенный для реализации населению Республики Крым и г. Севастополя, осуществляется исходя из целей поэтапного доведения до уровня оптовых и розничных цен на газ, предназначенный для реализации населению Южного федерального округа;
- организация, занимающаяся добычей и транспортировкой газа по магистральным газопроводам на территории Республики Крым, в отношении которой осуществляется государственное регулирование оптовых цен на газ, одновременно с представлением в ФАС России заявления об установлении (изменении) оптовых цен на газ и прилагаемых к нему материалов направляет копию указанного заявления и заверенные копии указанных материалов в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым в области государственного
регулирования тарифов для получения заключения об обоснованности предложения об установлении (изменении) оптовых цен на газ.
Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1518 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере газоснабжения на территориях Республики Крым и г. Севастополя", которым были установлены особенности применения законодательства о газоснабжении на территории Республики Крым и г. Севастополя на период до 1 января 2017 года.
Утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2035 года
Генеральная схема включает в себя, в частности:
прогнозы развития электроэнергетики до 2035 года, в том числе базовый и минимальный варианты долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию и мощность в РФ до 2035 года;
базовый и минимальный варианты прогноза экспорта и импорта электрической энергии и мощности;
базовый и минимальный варианты перечней различных электростанций, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации;
базовый и минимальный балансы мощности зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем до 2035 года;
базовый и минимальный варианты баланса электрической энергии зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем;
перечень действующих и планируемых к сооружению объектов электрических сетей класса напряжения 330 кВ и выше, а также основных линий электропередачи 220 кВ;
прогнозные показатели потребности в топливе тепловых электростанций централизованной зоны электроснабжения России (базовый и минимальный варианты).
Утратившим силу признано Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008 N 215-р, которым была утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.
С 1 июля 2017 будет применяться обновленный формат представления поставщиками сведений для целей ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
Приказ, которым утвержден новый рекомендуемый формат представления сведений, заменит собой ранее действовавший аналогичный Приказ ФНС России от 16.03.2016 N ММВ-7-6/145@.
С 1 июля 2017 года в реестр также будут вноситься сведения об акционерных обществах, отвечающих установленным условиям.
В целях реализации положений законодательства ФНС России разработан новый рекомендуемый формат представления сведений (версия формата 4.02, часть 213_02).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка "Сенокос" на "Садоводство" возможно без изменения категории земель, если предусматривается именно осуществление на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности (промышленного садоводства)
Согласно разъяснениям Росреестра, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
С 03.11.2015 классификатор предусматривает, в том числе, такие виды разрешенного использования, как:
код 1.5 - "Садоводство" (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;
код 13.2 - "Ведение садоводства" (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан".
Согласно классификатору, вид разрешенного использования "Садоводство" (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" (код 1.0).
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка с "Сенокос" на "Садоводство" как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством РФ решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной
деятельности, установленный кодом 1.5, и это прямо следует из документов, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
С 3 июля 2017 года вводятся временные ограничения на поставку в Россию креветок Ваннамей с индийского предприятия K.N.C. Agro Limited
Причина ограничения - превышение предельно допустимого уровня бактерий группы кишечных палочек.
Отмечается, что в случае поступления продукции с этого предприятия, отгруженной до 3 июля 2017 года, решение о пропуске таких грузов принимается в обычном режиме с последующим обязательным проведением лабораторного контроля по показателям безопасности (по выявленной группе риска).
Установлен порядок приобретения государством музейных предметов и коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ
Согласно утвержденным правилам собственник музейных предметов и музейных коллекций обязан уведомить путем подачи заявления в Минкультуры России о намерении совершить сделку, направленную на отчуждение принадлежащих ему музейных предметов и музейных коллекций, в порядке, установленном положением о Музейном фонде РФ. Минкультуры России в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления принимает решение о реализации (об отказе в реализации) государством преимущественного права приобретения музейных
предметов и музейных коллекций и направляет указанное решение собственнику. Минкультуры России вправе предложить собственнику иные существенные условия сделки, чем указанные в заявлении, в таком случае собственник вправе принять предложенные условия либо отказаться от их принятия. В случае несогласия собственника с условиями, предложенными Минкультуры России, или при неполучении ответа от собственника Минкультуры России принимает решение о реализации (об отказе в реализации) пре
имущественного права приобретения музейных предметов и музейных коллекций с учетом существенных условий сделки, указанных собственником в заявлении. В случае отказа от реализации права преимущественного приобретения Минкультуры России направляет заявление собственника в уполномоченный орган субъекта РФ по месту нахождения собственника и уведомляет собственника о принятом решении. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере культуры также вправе принять решение о реализации
преимущественного права приобретения (об отказе от его реализации) или предложить собственнику музейных предметов и музейных коллекций иные существенные условия сделки. В случае отказа собственника от совершения сделки на иных существенных условиях орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о реализации или об отказе от реализации своего преимущественного права с учетом существенных условий, указанных собственником.
Правилами, кроме того, устанавливается:
механизм заключения сделки между собственником и государством;
порядок выявления бесхозяйственно содержимых музейных предметов и музейных коллекций (проведения проверки);
механизм приобретения государством бесхозяйственно содержимых музейных предметов и музейных коллекций;
порядок разрешения споров, возникающих между государством и собственником бесхозяйственно содержимых музейных предметов и музейных коллекций.