КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 30.05.2016
Ответственность за нарушение обязательств – разъяснения Пленума ВС РФ
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств. Особого внимания заслуживают рекомендации по применению норм, не так давно появившихся в ГК РФ, например о процентах по денежному обязательству. Читайте новый обзор по этой теме в системе КонсультантПлюс.
Обновлен регламент по лицензированию Россельхознадзором фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
Россельхознадзор осуществляет в числе прочего:
- лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
- лицензирование фармацевтической деятельности, осуществляемой ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, места осуществления деятельности которых находятся на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Срок принятия решения о предоставлении лицензии составляет 45 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления.
В приложении к Регламенту приведены формы документов, используемых в процессе лицензирования, а также контактная информация территориальных органов Россельхознадзора.
Признан утратившим силу Приказ Минсельхоза России от 08.07.2009 N 265, которым был утвержден ранее действовавший регламент предоставления данной госуслуги.
Обновлены требования промышленной безопасности на нефтегазоперерабатывающих производствах
Правила распространяются на опасные производственные объекты нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих производств, установки (в том числе промысловые) по переработке нефти, газа и газового конденсата, гелиевые заводы, установки по получению серы, технического углерода, стабилизации газового конденсата.
Требования пожарной безопасности к опасным производственным объектам нефтегазоперерабатывающих производств устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в области пожарной безопасности.
Документом установлены, среди прочего:
- требования промышленной безопасности при разработке проектной документации на опасные производственные объекты нефтегазоперерабатывающих производств;
- общие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов;
- специальные требования промышленной безопасности при эксплуатации технологических установок;
- требования безопасности к ведению работ повышенной опасности.
Постановления Госгортехнадзора от 29.05.2003 N 44 "Об утверждении Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств" и от 05.06.2003 N 54 "Об утверждении Правил безопасности для газоперерабатывающих заводов и производств".
Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его опубликования.
Изменено в мотивировочной части решение Верховного Суда РФ, которым было отказано в признании недействующим положения письма Минфина России, посвященного контролю за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами
В Суде оспаривались положения абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, согласно которому в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок.
Судом первой инстанции было установлено, что указанное положение представляет собой разъяснение, фактически не имеющее нормативного содержания и не выходящее за рамки адекватной интерпретации положений налогового законодательства, и не противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем истцу в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ вынесено определение о необходимости изменения мотивировочной части судебного решения, исключив из него вывод о том, что абзац двенадцатый данного письма не адресован территориальным налоговым органам.
Суд указал, что отсутствие упоминания налоговых органов в оспариваемом абзаце само по себе не свидетельствует о нераспространении содержащегося в нем разъяснения на территориальные налоговые органы, поскольку оно подлежит толкованию во взаимосвязи с другими его положениями. Из системного анализа положений письма следует, что оно в оспариваемой части имеет прямое отношение к территориальным налоговым органам при проведении ими выездных и камеральных проверок.
Установлен порядок передачи обязанности НПФ по выплате пожизненно назначенных участникам НПФ негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ
Конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства вправе принять решение о передаче обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для ее исполнения иному фонду.
Указанием, в частности, определены:
- требования к содержанию указанного решения о передаче;
- порядок и сроки согласования решения Банком России;
- сроки информирования конкурсным управляющим специализированного депозитария фонда, в отношении которого судом принято решение о признании его банкротом и открытии конкурсного производства;
- сроки определения конкурсным управляющим фонда, которому передаются обязанность по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средства пенсионных резервов для ее исполнения.
Конкурсный управляющий и фонд, которому передаются обязанность по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средства пенсионных резервов для ее исполнения, заключают договор о передаче обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для ее исполнения, соответствующий условиям решения о передаче, и подписывают передаточный акт.
Кроме того, Указанием установлены требования, которым должен отвечать Фонд, которому передаются обязанность по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средства пенсионных резервов для ее исполнения.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Определен порядок передачи Банком России недостающих средств пенсионных накоплений в ПФР
Недостаток средств пенсионных накоплений, подлежащий возмещению Банком России, и сумма денежных средств, перечисляемых Банком России ПФР, в случае принудительной ликвидации НПФ, определяется при получении от ПФР установленной информации.
Банк России в течение 15 рабочих дней со дня получения письма ПФР перечисляет фонду денежные средства в размере, рассчитанном:
в соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования..." (далее - Закон) - в случае введения Банком России запрета на осуществление НПФ операций по обязательному пенсионному страхованию;
в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона - в случае принятия арбитражным судом по заявлению Банка России решения о принудительной ликвидации НПФ в связи с аннулированием лицензии.
Кредитным организациям необходимо внести изменения в настройки программного обеспечения для обеспечения указания корректных реквизитов в распоряжениях о переводе денежных средств
Такие меры следуют из информации, полученной Банком России от ФТС России, согласно которой имеются случаи поступления сведений об исполненных распоряжениях, содержащих в реквизите "N" значения, сокращенные до 3 и менее символов в сравнении с указанными плательщиками значениями.
Списание в 2016 году начисленных по госконтрактам сумм неустоек будет осуществляться заказчиком в порядке, аналогичном действовавшему в 2015 году
Принятый Порядок устанавливает правила списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году.
Как и ранее, задолженность подлежит списанию в случаях, если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта, а также если сумма задолженности составляет от 5 до 20 процентов, но до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатит 50 процентов задолженности.
Порядок предусматривает основания списания задолженности по уплате неустоек, а также процедуру принятия соответствующего решения и списания задолженности.
В отношении объектов магистральных газопроводов в налоговой декларации по налогу на имущество организаций следует указывать код вида имущества 8
С 1 января 2015 года объекты недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, а также объектов производства и хранения гелия облагаются налогом на имущество с применением налоговой ставки в размере 0 процентов.
До внесения изменений в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, которым утверждены форма, формат и порядок заполнения налоговой декларации (расчета по авансовому платежу), рекомендовано в отношении указанного имущества указывать по строке 001 "Код вида имущества" Раздела 2 код 8.
Налоговым органам предписано обеспечить прием налоговых деклараций по акцизам за май 2016 года по новым и старым формам и форматам
Новые формы деклараций по акцизам утверждены Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@, вступившим в силу с 22.05.2016.
В связи с этим сообщается, что за налоговый период - май 2016 года - налогоплательщики могут представить декларации по старым и новым формам и форматам (утвержденным Приказом ФНС России N ММВ-7-3/369@, Приказом ФНС России N ММВ-7-3/1@), а за налоговый период - июнь 2016 года - только по новым.
Обязанность эмитента определить представителя владельцев облигаций не применяется в отношении облигаций, размещение которых началось (решение о допуске которых к организованным торгам принято) до 1 июля 2016 года
Обязанность определить представителя владельцев облигаций в предусмотренных законом случаях установлена с 1 июля 2016 года (пункт 2 статьи 29.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
При этом в случае размещения после 1 июля 2016 года дополнительного выпуска облигаций к ранее размещенным, с тем же объемом прав, в отношении которых отсутствует представитель владельцев облигаций, у эмитента возникает обязанность определить представителя интересов владельцев облигаций как дополнительного, так и основного выпусков.
Банк России напоминает также, что Закон о рынке ценных бумаг устанавливает необходимость указания сведений о представителе владельцев облигаций в решении о выпуске (до или после госрегистрации выпуска, присвоения выпуску идентификационного номера до начала размещения). Несоблюдение данного требования является нарушением Закона о рынке ценных бумаг.
Банк России полагает, что органом управления, определяющим представителя владельцев облигаций эмитента, может являться его единоличный исполнительный орган, если уставом эмитента этот вопрос не отнесен к компетенции иного органа управления.
Разъяснен порядок учета оборудования, работающего под избыточным давлением
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (ОРПД), утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, устанавливают обязательные для применения и исполнения требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма при использовании на объектах ОРПД,
перечисленных в указанных выше Правилах. В отличие от ранее действовавших нормативных документов, указанные правила не содержат требований о необходимости обязательной регистрации ОРПД в территориальных органах Ростехнадзора до пуска в работу и получения разрешения на ввод в эксплуатацию с записью в паспорт.
Порядок ввода в эксплуатацию ОРПД в том числе предусматривает:
- ввод ОРПД в эксплуатацию приказом руководителя эксплуатирующей организации на основании оформленного по результатам проверки готовности ОРПД к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией;
- учет ОРПД, осуществляемый на основании информации о нем, направляемой согласно ФНП ОРПД эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора в объеме, установленном ФНП ОРПД, после принятия решения о вводе ОРПД в эксплуатацию.
Наличие подлежащего учету в органах Ростехнадзора ОРПД определяет необходимость отнесения объекта, на котором оно используется, к категории ОПО, подлежащего регистрации в государственном реестре ОПО, при осуществлении которой в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, эксплуатирующая организация предоставляет в территориальный орган Ростехнадзора сведения, характеризующие ОПО, в том числе о применяемых в его составе технических устройствах.
В связи с вышеизложенным наличие в территориальном органе Ростехнадзора сведений об ОРПД, введенном в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, ранее представленных при его регистрации и (или) при регистрации ОПО, на котором оно используется, является достаточным для осуществления учета ОРПД. Соответственно, для указанного случая отсутствует необходимость повторного предоставления информации о данных технических устройствах.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Внесены уточнения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011)
В частности:
в приложении 1 к указанному техническому регламенту в позиции "Рапс" слова "Зерно мелкое, шаровидное" заменены словами "Семена мелкие, шаровидные";
в графе "МДУ/ВМДУ в продукции (мг/кг)" приложения 6 к техническому регламенту по тексту слова "рапс (зерно)" заменены словами "рапс (семена)", слова "рапс (зерно, масло)" заменены словами "рапс (семена, масло)".
Кроме того, установлено, что документы о подтверждении соответствия зерна рапса обязательным требованиям указанного технического регламента, принятые до даты вступления в силу настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.
Минкомсвязи России определены требования к размещению информации в федеральной информационной системе координации информатизации
Указанная система обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления информационно-коммуникационными технологиями, создаваемыми или используемыми органами власти.
Определено, что размещение в системе координации информации осуществляется посредством заполнения полей экранных форм веб-интерфейса:
- федеральными органами исполнительной власти;
- высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
- иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями;
- органами управления государственными внебюджетными фондами.
Отдельные сведения могут размещаться субъектами системы координации посредством информационного взаимодействия информационных систем субъектов системы координации с системой координации при обеспечении соблюдения установленных Правил.
Установлено, что субъекты системы координации для организации размещения информации в системе:
- определяют уполномоченных должностных лиц, ответственных за размещение информации;
- обеспечивают получение уполномоченными должностными лицами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и средств электронной подписи;
- осуществляют регистрацию уполномоченных должностных лиц и присоединение их к профилю субъекта системы в "Единой системе идентификации и аутентификации";
- направляют заявку для обеспечения доступа к системе координации уполномоченных должностных лиц в Минкомсвязи России;
- принимают ведомственные акты, содержащие мероприятия по подготовке субъекта системы координации к эксплуатации системы и порядок формирования и представления структурными подразделениями необходимых для размещения в системе координации информации и документов.
Минобрнауки России сообщает, что продление срока обучения в аспирантуре сверх сроков, установленных ФГОС, для иностранных граждан, обучающихся в рамках квоты, не предусмотрено
Сообщается также, что для определения срока обучения по программам аспирантуры необходимо установить соответствие научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59 направлению подготовки, используя Приложение N 1 Приказа Минобрнауки от 02.09.2014 N 1192.