Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 04.05.2016


Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 04.05.2016

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 03.05.2016 N 140-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Расширен перечень случаев для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы

Настоящим Федеральным законом установлено, что полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон 3-ФЗ), или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 Закона 3-ФЗ.

Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом ГД ФС РФ для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для указанного досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Граждане РФ могут получить в свое безвозмездное пользование, собственность или аренду земельный участок площадью до 1 гектара на территории Дальневосточного федерального округа

Гражданину РФ однократно на основании его заявления может быть выделен в безвозмездное пользование на 5 лет земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ). Устанавливаются требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование. После проведения проверки заявления уполномоченный орган в срок не позднее 20 рабочих дней после поступления заявления подготавливает проект договора безвозмездного пользования земельным участком, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка (по основаниям, указанным в законе) либо осуществляет действия, необходимые для образования земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать).

Для предоставления гражданам земельных участков создается федеральная информационная система.

Земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении установленных федеральным законом условий. По истечении трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданин обязан в течение трех месяцев предоставить в уполномоченный орган декларацию об использовании земельного участка. В случае ее непредставления уполномоченный орган вправе провести внеплановую проверку соблюдения гражданином требований земельного законодательства. До окончания срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком (но не ранее чем за 6 месяцев) гражданин вправе подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или аренду на срок до 49 лет. Участок из состава земель лесного фонда может быть предоставлен только в аренду.

Устанавливается, что не допускается заключение договоров, предусматривающих переход прав собственности, владения и (или) пользования, в отношении предоставленных земельных участков иностранным физическим и юридическим лицам и государствам.

В связи с принятием Федерального закона вносятся соответствующие изменения в Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О личном подсобном хозяйстве", "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", "О государственном кадастре недвижимости", "О государственной регистрации недвижимости", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. До 31 мая 2016 года высшие органы исполнительной власти субъектов РФ должны определить муниципальные образования, в которых положения о предоставлении участков в безвозмездное пользование будут применяться с 1 июня 2016 года. В иных муниципальных образованиях положения Федерального закона начинают применяться с 1 октября 2016 года.

До 1 февраля 2017 года земельные участки могут предоставляться только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта РФ.

Кроме того, до 1 января 2018 года устанавливаются дополнительные основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка.

До 1 июня 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны предоставить оператору информационной системы сведения о территориях, землях и зонах, в границах которых не могут быть предоставлены земельные участки.

Федеральный закон от 01.05.2016 N 121-ФЗ
"О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством РФ до истечения десяти лет со дня ее создания

Кроме того, установлено, что игорная зона, созданная на территории Краснодарского края до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2014 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", подлежит ликвидации до 1 января 2019 года. Требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не распространяются на территорию Краснодарского края до 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 01.05.2016 N 133-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Установлена административная ответственность за нарушение утвержденных Минтрансом России Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом

В частности, осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 2500 рублей, на должностных лиц - 20 тысяч рублей, на юридических лиц - 100 тысяч рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного названными Правилами, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей, на юридических лиц - 30 тысяч рублей.

Федеральный закон от 01.05.2016 N 135-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 3.13 и 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 33 и 109.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

В КоАП РФ и в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" предусмотрена возможность увеличения количества максимального времени обязательных работ с 4 до 8 часов в день

На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить с 4 до 8 часов, а в рабочие дни - с 2 до 4 часов после окончания работы, службы или учебы.

Федеральный закон от 01.05.2016 N 138-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Установлена административная ответственность за нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами

В частности, организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено данными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных Правилами, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 3-х тысяч рублей, на должностных лиц - 25 тысяч рублей, на юридических лиц - 100 тысяч рублей.

Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных данными Правилами, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4-х до 6 месяцев, на должностных лиц - 50 тысяч рублей, на юридических лиц - 200 тысяч рублей.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 01.05.2016 N 122-ФЗ
"О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О связи"

При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются на правопреемника с учетом передаточного акта

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлено, что при реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения его права и обязанности переходят к правопреемникам исключительно в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 14 статьи 24 Федерального закона "О связи" приведены в соответствие с положениями пунктов 3 и 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 01.05.2016 N 123-ФЗ
"О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "Об обороне"

Норма Федерального закона "Об обороне" приведена в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ

Пунктом 4 статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" было установлено, что управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений, утверждаемых Министром обороны РФ.

В соответствии с действующей редакцией статьи 52 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") и частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года учредительным документом юридического лица является устав или типовой устав, которые утверждаются его учредителем (участником). При этом в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Настоящим Федеральным законом устранено указанное противоречие путем замены в пункте 4 статьи 11.1 Федерального закона "Об обороне" слов "общих положений, утверждаемых" словами "единого типового устава, утверждаемого".

∙ ЖИЛИЩЕ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 118-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"

Принят закон, направленный на совершенствование функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

Созданы единые условия выплаты накоплений и денежных средств, дополняющих накопления, для жилищного обеспечения, вне зависимости от жилищных условий военнослужащих и членов их семей.

Военнослужащим-супругам, являющимся участниками НИС не менее 3 лет, предоставлено право заключить договоры целевого жилищного займа для совместного приобретения жилого помещения, жилых помещений или земельного участка, занятого приобретаемым жилым домом.

Также, в частности, уточнен предельный размер целевого жилищного займа (теперь он определяется с учетом средств накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих учету на именном накопительном счете участника до окончания срока нового контракта о прохождении службы, заключенного им после наступления предельного возраста пребывания на военной службе).

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

Уточнен порядок осуществления специальной оценки условий труда

Федеральным законом, в частности:

- установлена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года);

- расширен перечень сведений об организациях, проводящих спецоценку условий труда, содержащейся в реестре таких организаций;

- установлен переходный период до 31.12.2020, в течение которого методики (методы) исследований (испытаний) и измерений, утвержденные федеральными органами исполнительной власти и не аттестованные в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений, должны быть надлежащим образом аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (данное положение также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, в отношении которых идентификация вредных и (или) опасны производственных факторов в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" не осуществляется), работодателем подается в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.

∙ ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Принят закон, направленный на совершенствование налогового администрирования, развитие электронного документооборота и повышение эффективности проведения мероприятий налогового контроля

Так, в частности:

положения НК РФ о действии актов налогового законодательства во времени распространены на соответствующие нормативные правовые акты Правительства РФ;

уточнено правило о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) - не ранее чем по истечении двух месяцев со дня официального опубликования;

установлен срок (не позднее 10 дней), в течение которого лицам, обязанным представлять декларации (расчеты) в электронной форме, необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов, используемых ими при реализации своих полномочий;

порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля дополнен процедурой ознакомления с материалами налоговой проверки, составления протокола ознакомления, а также установлено право представления письменного возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;

более подробно прописан порядок проведения налогового мониторинга (в том числе определены требования к запросу о представлении мотивированного мнения и порядку исполнения мотивированного мнения налогового органа);

отредактированы положения, регламентирующие подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган (в том числе установлена обязанность налогового органа, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, по устранению нарушений прав лица, подавшего жалобу; предусмотрена возможность направления жалобы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ
"О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Режим налоговой тайны снят с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа

Перечень исключений из налоговой тайны, предусмотренный статьей 102 НК РФ, дополняется некоторыми сведениями об организациях-налогоплательщиках, вследствие того что большая их часть находится в общем доступе (так, в частности, действующим законодательством установлена обязанность опубликования в СМИ информации о бухгалтерской отчетности отдельных категорий юридических лиц).

В связи с этим, согласно подписанному Закону, не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

о среднесписочной численности работников;

об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России. Установлено также, что сведения, подлежащие размещению, по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Письмо ФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6412@
"О внесении изменений в контрольные соотношения показателей налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу"

Уточнены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по ЕСХН в связи с ее обновлением

Изменения в налоговую декларацию по ЕСХН были внесены приказом ФНС России от 01.02.2016 N ММВ-7-3/51@ (в том числе в новой редакции изложен раздел 1 декларации "Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика", а также раздел 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога").

В этой связи обновлены контрольные соотношения показателей данной налоговой декларации для проверки правильности ее составления.

∙ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 13.04.2016 N 3995-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 15 июня 2015 года N 3680-У "О требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, а также о количестве ценных бумаг, которыми владеют такие лица"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2016 N 41934.

Уточнен перечень информации о владельцах депозитарных ценных бумаг

Для осуществления лицом, которому открыт счет депо депозитарных программ, права на участие в общем собрании акционеров по акциям, права в отношении которых удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, указанное лицо предоставляет информацию о владельцах депозитарных ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по депозитарным ценным бумагам, в виде списка лиц, осуществляющих права по депозитарным ценным бумагам, который должен содержать, в числе прочего, следующие сведения:

в отношении российского юридического лица - полное наименование, сокращенное наименование (если имеется), а также либо международный код идентификации юридического лица, либо основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица (дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года), либо адрес юридического лица;

в отношении иностранного юридического лица - наименование (на иностранном языке), а также либо международный код идентификации юридического лица, либо номер, присвоенный юридическому лицу в торговом реестре или ином учетном регистре государства, в котором зарегистрировано такое юридическое лицо, и дата государственной регистрации юридического лица или присвоения номера, либо адрес юридического лица;

в отношении иностранной организации, не являющейся юридическим лицом в соответствии с правом страны, где эта организация учреждена, - наименование, а также либо ее адрес, либо иные регистрационные признаки в соответствии с правом страны, где эта организация учреждена.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информация Банка России
"О процентных ставках по специализированным инструментам рефинансирования Банка России"

29 апреля 2016 года Банком России принято решение сохранить на неизменном уровне процентные ставки по специализированным инструментам рефинансирования

В результате процентные ставки по следующим инструментам:

кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов;

кредитам, обеспеченным залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов и включенных в Ломбардный список Банка России;

кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ОАО "ЭКСАР");

кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям,

установлены на уровне 9,00% годовых.

Процентные ставки по следующим инструментам:

кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО "МСП Банк" с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, имеющими целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства;

кредитам, обеспеченным поручительствами АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства",

установлены на уровне 6,50% годовых.

Процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным закладными, выданными в рамках программы "Военная ипотека", сохранена на уровне 10,75% годовых.

Информация Банка России
"О включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России"

В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги

Такими бумагами, в частности, являются:

облигации Акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-31-00739-A;

биржевые облигации Акционерного общества "Холдинговая компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-02-25642-H;

биржевые облигации открытого акционерного общества "Российские железные дороги", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-07-65045-D;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Газпром нефть", имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-02-00146-A, 4B02-07-00146-A;

облигации Публичного акционерного общества "СИБУР Холдинг", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-10-65134-D.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 132-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения"

Федеральный закон "О теплоснабжении" дополнен положениями об осуществлении федерального государственного энергетического надзора

Устанавливается, что под федеральным государственным энергетическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении", нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных федеральными законами, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения об язательных требований. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством РФ.

Федеральным законом закрепляются, в частности:

- полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

- полномочия федеральных органов в сфере теплоснабжения по разработке требований безопасности в сфере теплоснабжения, не относящихся к продукции или связанных с требованиями к продукции, процессам эксплуатации;

- обязанность теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат обязательному исполнению до дня вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 27.04.2016 N 363
"О внесении изменений в приложение к методике расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти"

Внесены уточнения в приложение к методике расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти

Согласно внесенным изменениям, в новой редакции излагаются отдельные положения позиции, касающейся прямогонных бензинов.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие со 2 октября 2015 года.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 23
"О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза"

Определены правила формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза

В единый перечень может быть включена следующая продукция:

в отношении которой актами Евразийской экономической комиссии установлены обязательные требования в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;

в отношении которой в соответствии с международным опытом установлены обязательные требования безопасности в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;

для которой в соответствии с научными данными и (или) результатами исследований, и (или) информацией международных организаций характерны риски, связанные с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений;

в отношении которой по результатам государственного контроля (надзора) выявлены и подтверждены риски причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.02.2016 N 6
"О внесении изменений в том VI Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС рекомендовано применять с учетом внесенных изменений в отношении отдельных видов акриловых полимеров в первичных формах

Указанные изменения были внесены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 года N 19.

∙ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2016 N АКПИ16-23
<О признании частично недействующим пункта 3.1 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 03.06.2013 N 635>

Положения Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах РФ, запрещающие копирование документов собственными техническими средствами пользователя, не соответствуют законодательству

Пунктом 3.1.12 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.06.2013 N 635, установлено, что пользователь вправе использовать при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним, за исключением копирования, собственные технические средства без звуковых сигналов и без подключения к локальной сети архива или арендовать технические средства архива. Таким образом, указанное положение запрещает осуществлять пользователю государственного и муниципального архива копирование архивных документов, в том числе с использованием собственных технических средств.

Верховный Суд РФ указал, что Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 8). В рассматриваемом случае ограничение для пользователей читальных залов архивов использовать при работе с архивными документами собственных средств для копирования установлено подзаконным нормативным правовым актом, что противоречит приведенным нормам Федерального закона. Таким образом, пункт 3.1.12 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.06.2013 N 635, в части ограничения прав пользователя на копирование при работе с делами, документами, справочно-пои сковыми средствами к ним признан частично недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 01.05.2016 N 127-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Органы управления культуры субъектов РФ уполномочены проводить внеплановые выездные и (или) документарные проверки, принимать меры по контролю при наличии информации о возникновении угрозы причинения вреда или о фактах причинения вреда музейным предметам и музейным коллекциям

В настоящее время Минкультуры России и органы управления культуры субъектов РФ не наделены такими полномочиями. В то же время Минкультуры России получает информацию о нарушениях требований по хранению культурных ценностей, в результате которых, возможно, такие ценности были утрачены или повреждены, либо этим ценностям угрожает утрата или повреждение.

Аналогичная норма по проведению внеплановых проверок закреплена в отношении объектов культурного наследия в случае возникновения угрозы причинения вреда памятникам.

<Письмо> Рособрнадзора от 28.04.2016 N 02-195
"О создании телефона доверия к ЕГЭ"

Рособрнадзор информирует об открытии с 26 апреля 2016 года телефона доверия к процедуре проведения ЕГЭ

По телефону доверия можно сообщать о незаконных предложениях по продаже контрольных измерительных материалов, вариантов заданий, сайтах и группах в социальных сетях, предлагающих их приобрести, попытках мошенничества во время проведения экзаменов, в том числе в пунктах проведения экзаменов, предложениях договориться о помощи при сдаче и так далее.

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 131-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 29 и 31.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

В структуре федеральных органов власти, в которых предусмотрены военная и иные специальные виды службы, законодательно закреплена возможность осуществлять развитие не только военно-прикладных и служебно-прикладных, но и иных видов спорта

Уточнено, что при федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, создаются и действуют спортивные клубы и организации, осуществляющие развитие как военно-прикладных и служебно-прикладных, так и иных видов спорта, а также подготовку спортсменов по ним.

Указанные организации осуществляют тренировочный процесс, создают условия для занятия физической культурой и спортом как военнослужащими и лицами, проходящими специальную службу, так и иными лицами, занимающимися физической культурой и спортом.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, организовывают и обеспечивают подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд по иным видам спорта для участия в региональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях.

Кроме того, установлено, что профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, учредителем которых является Минспорт России, вправе осуществлять научно-методическое и иное обеспечение реализации комплекса ГТО.

Проект Постановления Правительства РФ
"Об утверждении правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма"

Минкультуры России предложен порядок возмещения туристу реального ущерба в связи с прекращением туроператором туристической деятельности

Возмещение реального ущерба производится объединением туроператоров в сфере выездного туризма из средств фонда персональной ответственности.

Согласно проекту под реальным ущербом понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика на оплату услуг по перевозке и (или) размещению по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.

При установлении факта причинения реального ущерба предъявляется письменное требование о выплате денежных средств (с указанием определенных проектом сведений и приложением необходимых документов).

Дата начала сбора требований о выплате денежных средств устанавливается объединением туроператоров с учетом установленных особенностей. Далее формируется реестр туристов и (или) иных заказчиков, которым был причинен реальный ущерб.

По результатам рассмотрения предъявленных требований принимается решение о возмещении реального ущерба или об отказе в таком возмещении.

При положительном решении объединение туроператоров письменно уведомляет лицо, предъявившее требование, о принятом решении с указанием суммы денежных средств, подлежащих выплате.

Решение о возмещении туристу и (или) иному заказчику реального ущерба или об отказе в таком возмещении может быть обжаловано в судебном порядке.

Предполагаемая дата вступления проекта в силу - 1 января 2017 года (с этой даты вступают в силу соответствующие положения Федерального закона "Об основах туристской деятельности...", в целях реализации которых разработан данный проект).

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 01.05.2016 N 126-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"

Минтранс России будет определять порядок прохождения аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения

Ранее было установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в числе прочего, обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность. Однако соответствующий федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий и утверждающий порядок прохождения данной аттестации, определен не был. Настоящий Федеральный закон устраняет указанный пробел в правовом регулировании.

Минтранс России также будет устанавливать порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Кроме того, понятийный аппарат Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнен понятием "парковка (парковочное место)".

Федеральный закон от 01.05.2016 N 129-ФЗ
"О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Иностранные граждане, получившие на территории РФ статус беженца или временное убежище и ставшие участниками государственной программы по добровольному переселению в РФ соотечественников, а также члены их семей могут рассчитывать на получение вида на жительство в упрощенном порядке

Установлено, что вид на жительство указанным иностранным гражданам и членам их семей, переселившимся совместно с ними в РФ, выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 139-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"

За привлечение денежных средств граждан в крупном размере в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов установлена уголовная ответственность

Так, предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости в крупном размере наказывается обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно в особо крупном размере, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма привлеченных денежных средств превышает 3 миллиона рублей, в особо крупном размере - 5 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если сумма привлеченных денежных средств возмещена в полном объеме и/или если лицом приняты меры, в результате которых многоквартирный дом введен в эксплуатацию.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Федеральный закон от 01.05.2016 N 137-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 153.1 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Предусмотрена возможность вынесения арбитражным судом определения об обеспечении судом общей юрисдикции участия в заседании с применением видео-конференц-связи участников арбитражного процесса

Установлено, что, в случае если судом, при содействии которого лицо, участвующее в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, является суд общей юрисдикции, арбитражный суд, рассматривающий дело, выносит определение о проведении такого судебного заседания в соответствии со статьями 184 и 185 АПК РФ.

Копия определения арбитражного суда направляется в суд общей юрисдикции, который обеспечивает проведение судебного заседания путем использования систем видео-конференц-связи в соответствии со статьей 155.1 ГПК РФ.

Решение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2016 года"

Утвержден обзор практики Конституционного Суда РФ по наиболее важным решениям, принятым в первом квартале 2016 года

В обзоре приводятся решения по конституционным основам:

публичного права (в частности, дана оценка конституционности ряда положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, федеральных законов "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

трудового законодательства и социальной защиты (в числе прочего дана оценка конституционности положений Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");

частного права (в том числе, дана оценка конституционности отдельных положений Федерального закона "Об исполнительном производстве", Гражданского кодекса РФ);

уголовной юстиции (в частности, дана оценка конституционности ряда статей Уголовно-процессуального кодекса РФ).

∙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 01.05.2016 N 117-ФЗ
"О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия об оказании медицинской помощи военнослужащим вооруженных сил"

РФ ратифицировала соглашение с Абхазией об оказании медицинской помощи военнослужащим, подписанное 20 февраля 2015 года в Москве

Положениями Соглашения создается необходимая нормативно-правовая база для организации оказания медицинской помощи российским и абхазским военнослужащим в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях Минобороны России, а также в медицинских организациях Абхазии.

В рамках соглашения военнослужащим вооруженных сил государств сторон оказывается:

- первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная помощь;

- специализированная медицинская помощь;

- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

- паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2016 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное