КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 13.05.2016
Что изменится в АПК РФ И ГПК РФ с 1 июня 2016 года
В КонсультантПлюс включен обзор по актуальной теме, связанной с судебной реформой.
Претензионный порядок урегулирования споров, изменения в процедуре упрощенного производства в арбитражных судах, новые права арбитражных судов, упрощенное производство в гражданском процессе – подробнее обо всех важных нововведениях уже сейчас можно прочитать в системе КонсультантПлюс и на сайте www.consultant.ru.
Правительством РФ определены пять приоритетных направлений использования информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах власти
Такими направлениями являются:
использование ИКТ для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с органами власти;
использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных;
использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения;
защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами;
повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.
Установлено, что подготовка заключений об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации или их финансирования осуществляется Минкомсвязи России в двадцатидневный срок со дня поступления проекта нормативного правового акта, содержащего мероприятия по информатизации.
Кроме того, в новой редакции изложено положение о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов, определяющее цели координации таких мероприятий, полномочия участников координации, общие вопросы подготовки планов информатизации и правила подготовки заключений об оценке мероприятий по информатизации.
Пенсионерам, бывшим сотрудникам органов ФСКН России и ФТС России, предоставляется денежная компенсация уплаченных ими имущественных налогов
Речь идет о компенсации расходов на уплату земельного налога и налога на имущество физлиц:
гражданам, уволенным со службы в указанных органах и имеющим стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (за исключением уволенных со службы по основаниям, предусмотренным законодательством, в том числе в связи с утратой доверия);
гражданам, уволенным вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Решение о выплате денежной компенсации принимается соответственно МВД России и ФСТ России по месту получения пенсии (в течение 10 дней со дня обращения).
Выплата производится единовременным платежом на основании заявления гражданина (с приложением установленных документов).
Утвержденные Правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года по 1 января 2015 года.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 апреля 2016 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
Отменена уплата утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т
Кроме того, снижены ставки утилизационного сбора на прицепы максимальной технически допустимой массой более 10 т (коэффициент расчета суммы утилизационного сбора снижен для новых прицепов с 2,7 до 1, а для прицепов, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет, - с 11,9 до 7).
Соответствующие поправки внесены в раздел VII перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, и в раздел IX перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 06.02.2016 N 81.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Минстрой России разъяснил ряд вопросов, связанных с использованием типовой проектной документации объектов капитального строительства
Указывается, что типовой проектной документацией является любая проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы. Информация о проектной документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, для включения в реестр типовой проектной документации направляется в Минстрой России организациями по проведению государственной экспертизы в течение 10 дней со дня выдачи положительного заключения. Информация
о проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, разработанной за счет иных источников, может быть направлена для включения в реестр правообладателем или заказчиком такой документации. Таким образом, решение о включении в реестр проектной документации принимается заинтересованным лицом на добровольной основе и наличие в реестре не является обязательным условием для привязки проектной документации к конкретному земельному участку.
Согласно статье 1294 ГК РФ автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства предоставляются дополнительные права, в частности: право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо за иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора
архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.
Ответственность государственного и муниципального заказчика при незаконном использовании проектной документации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз
Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены отдельные аспекты, возникающие в практике применения судами таможенного законодательства.
В частности, судам следует иметь в виду следующее:
в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию. Принимая во внимание
публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ТС и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе;
система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость. С учетом данных положений примененная
сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле;
при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом. Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само
по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу;
принятие таможенной стоимости, заявленной декларантом при ввозе товара, либо ее корректировка в рамках таможенного контроля, проводимого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенных проверок после выпуска товаров (статьи 99, 122 ТК ТС). Вместе с тем проведение таких проверок не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о законности корректировки таможенной стоимости, осуществленной по результатам таможенного
контроля до выпуска товаров.
В частности, таможенный орган не вправе выносить решение о корректировке таможенной стоимости, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения о корректировке (например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит по существу то же обоснование корректировки таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом
ошибочным);
при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80, пункта 2 статьи 283 и пункта 6 статьи 358 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании факта аварии, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) может свидетельствовать невозможность проведения ремонта поврежденного имущества либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии либо равенство этих стоимостей.
Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз. При этом судам необходимо проверять, обращалось ли лицо в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также выяснять иные обстоятельства, связанные с выбытием транспортного средства из владения декларанта, в том числе учитывать сведения, характеризующие
потерпевшего, принимать во внимание частоту угонов (хищений) ввозимых им транспортных средств.
Установлено, что в связи с принятием настоящего Постановления признаются не подлежащими применению:
Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)";
пункты 1 - 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства";
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза".
В новой редакции изложен Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента на масложировую продукцию (TP ТС 024/2011)
Указанный технический регламент распространяется на масложировую продукцию, выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, устанавливает требования к ней, включая требования к ее упаковке и маркировке, а также к связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Утвержден состав сведений Единого государственного реестра недвижимости, которые должны будут указываться на публичных и дежурных кадастровых картах с 1 января 2017 года
В числе таких сведений:
- кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов;
- контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства;
- площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения;
- категория земель, к которой отнесен земельный участок;
- разрешенное использование земельных участков, зданий, сооружений;
- назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства;
- сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения;
- кадастровая стоимость земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
- границы территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, объектов культурного наследия, игорных зон, охотничьих угодий и пр.
Для сдачи в 2015/16 учебном году ГИА по программам основного общего образования достаточно набрать минимальное количество баллов по обязательным предметам
Согласно разъяснениям Минобрнауки России данное положение связано с тем, что 2015/16 учебный год признается переходным и результаты экзаменов по выбору по двум учебным предметам, сдаваемым в текущем учебном году, не будут учитываться в результатах ГИА.
С 2016/17 учебного года основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании будут являться положительные результаты экзаменов по четырем обязательным учебным предметам (русскому языку, математике и двум учебным предметам по выбору обучающегося). Экзаменационные отметки будут учитываться при выставлении итоговых отметок по четырем обязательным учебным предметам.
Также сообщается, что перевод результатов ГИА в стобалльную шкалу оценивания в ближайшее время не планируется.
Выданные подразделениями Госавтоинспекции правоустанавливающие документы юрлица, содержащие его прежнее наименование, действительны до окончания срока их действия
Даны разъяснения по запросам автошкол о необходимости переоформления имеющихся у них заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям и повторного согласования программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов в связи с приведением наименований и уставов образовательных учреждений в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с нормами указанного Закона наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным Законом не позднее 1 июля 2016 года, а ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации подлежат переоформлению до 1 января 2017 года.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 05.05.2014 N 99-ФЗ изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Внесение соответствующих изменений осуществляется лишь в случае реорганизации юридического лица и преобразовании его в иную организационно-правовую форму.