Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Законодательство РФ: вопросы и ответы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Законодательство РФ: вопросы и ответы
______________________________________

Выпуск N 002

Вопросы, которые поступили от подписчиков рассылки
"Законодательство РФ: вопросы и ответы"

Дата выхода: 2001-06-02


Вопрос

Может быть кто-нибудь из уважаемых Экспертов готов порассуждать НЕМНОЖКО на тему: распространяется ли действие Трудового права на Президента РФ. Я делал официальный запрос в Кремль, но ответа не получил. Почему я интересуюсь? Дело в том, сто Трудовое право - одна из сфер моих интересов (кстати, зарегистрировался в качестве эксперта) и хотелось бы очертить рамки его деятельности.

Заранее благодарен.

Ответ

Уважаемый Дмитрий!

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" и п.1.1 ст.1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" Президент РФ является государственным служащим. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 4 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусматривает, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, но с особенностями, установленными Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" . Это положение полностью соответствует Конвенции 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 27 июня 1978 г. Статья 9 Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций.
Таким образом ст.4 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" не устанавливает приоритета законодательства о государственной службе перед законодательством о труде. КЗоТ и другие акты законодательства о труде применяются к отношениям государственной службы в полном объеме, за исключением особенностей, предусмотренных настоящим Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" . Эти особенности касаются: порядка поступления и нахождения на государственной службе ; проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности ; испытания при замещении государственной должности; порядка и условий проведения аттестации государственных служащих. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, в Законе устанавливаются и иные основания увольнения и гарантии государственных служащих.
Но наиболее существенные особенности по сравнению с законодательством о труде Российской Федерации касаются прав и обязанностей , а также их ограничений для государственных служащих. (см. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" (отв. pед. Окуньков Л.А)
Так как Президент РФ государственный служащий, то на него так же распространяется действие положений трудового законодательства в части не урегулированной Законом "Об основах государственной службы РФ".


Юридическая фирма "Этимон" etimon@megalink.ru


Отправил: Этимон
Эксперт отправил ответов (всего): 1

Экспертная группа: Трудовой кодекс

Вопрос №1

Аэрофлот перенес вылет международного рейса (изменив расписание) на три дня.

На предъявленную претензию о выплате пени за просрочку выполнения своих обязательств Аэрофлот заявил, что дата и время вылета не являются предметом соглашения пассажира с Аэрофлотом и поэтому санкции за просрочку выполнения обязательства не могут быть применены.

Кроме того они заявили, что возмещение морального ущерба в этом случае не предусмотрено Гражданским кодексом и Варшавской конвенцией.

Вопрос 1: прав ли Аэрофлот в том, что с них нельзя взыскать неустойку за перенос рейса без уважительных причин.

Вопрос 2: какой срок исковой давности по этому делу.

Заранее благодарен за ответ.

Ответ

К сожалению, это действительно так. И соответствующие правила и выписки из договора воздушной перевозки указаны в "Билете и багажной квитанции", которую Вы приобретаете. Договор воздушной перевозки является договором присоединения, и при покупке билета Вы присоединяетесь к договору, соответственно соглашаясь на условия перевозчика.
Ответственность за задержку отправления определяется в ч. 2 ГК РФ "Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира.
1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика." А также подтверждается в Воздушном Кодексе РФ. Согласно статьи 120 Воздушного Кодекса: "За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой с! илы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика". Если Вы действительно думаете, что полёт не состоялся по неуважительным причинам - можете попробовать отстоять свои права. Но по большому счёту, авиапредприятие всегда может сослаться, что если бы полёт состоялся, он мог угрожать жизни и здоровью пассажиров, и никто не взял на себя ответственность за Вашу безопасность в полёте.
Воздушным Кодексом предусмотрен и порядок предявления претензии. "Статья 124. Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты
1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт.
Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.
2. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:
1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;
2) повреждение (порча) груза;
3) недостача или повреждение (порча) багажа;
4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.
Для удостоверения указанных обстоятельств в отношении почты перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт.
3. До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.
4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
5. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска."
Насколько я помню в билете есть выписка из договора о перевозке, где указано, что время и дата отправления не является предметом договора, поэтому и договор перевозчик и не нарушал. Как видите, неустойку взыскать скорей всего не получиться.
Срок исковой давности - согласно ГК РФ три года.
С уважением, Измайлов Сергей.


Отправил: Сергей
Эксперт отправил ответов (всего): 1

Экспертная группа: Права потребителей

Вопрос №1

Аэрофлот перенес вылет международного рейса (изменив расписание) на три дня.

На предъявленную претензию о выплате пени за просрочку выполнения своих обязательств Аэрофлот заявил, что дата и время вылета не являются предметом соглашения пассажира с Аэрофлотом и поэтому санкции за просрочку выполнения обязательства не могут быть применены.

Кроме того они заявили, что возмещение морального ущерба в этом случае не предусмотрено Гражданским кодексом и Варшавской конвенцией.

Вопрос 1: прав ли Аэрофлот в том, что с них нельзя взыскать неустойку за перенос рейса без уважительных причин.

Вопрос 2: какой срок исковой давности по этому делу.

Заранее благодарен за ответ.

Ответ

В Вашем случае заключен договор международной перевозки пассажира и багажа, причем согласно ст.432 ГК РФ существенным его условием является как время отправления, так и время прибытия в пункт назначения, поскольку любой пассажир настаивает при заключении договора на точном указании даты и времени вылета и прибытия.
Договор был заключен, вступил в силу, следовательно, должен исполняться. Изменение договора возможно в случаях, установленных п.2 ст.450 ГК РФ, а именно при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Изменение договора по общему правилу осуществляется только по решению суда, которое в данном случае отсутствует. В одностороннем порядке изменить договор можно, если это прямо предусмотрено договором (для этого нужно видеть сам договор - те условия перевозки, с которыми Вы знакомились под подпись, приобретая билет). Если Вы дали право перевозчику в одностороннем порядке изменять условия договора о времени вылета и прибытия, что вполне возможно(!), то претензии предъявить достаточно сложно.
Если же договор в одностороннем порядке по подписанным Вами правилам нельзя, то в отсутствии решения суда изменение времени вылета и прибытия незаконны, за исключением случая, если такая задержка вызвана действием непреодолимой силы, устранением неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п.1 ст.795 ГК РФ, ст.120 Воздушного кодекса РФ). Бремя доказывания наличия указанных обстоятельств лежит на перевозчике. Следует отметить, что действие непреодолимой силы на воздушном транспорте нередко связывают с метеорологическими условиями, с чем судебная практика полностью согласна. Но в Вашем случае при изменении договора за трое суток говорить о погодных условиях сложно, скорее, рейс был неукомплектован пассажирами полностью.
Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 года) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 года), упомянутая Вами в вопросе, не должна затрагиваться при рассмотрении Вашего иска, поскольку не распространяет свое действие на такие споры; в соответствии с ее статьей 17 перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке. То есть, Конвенция охватывает ответственность только за вред (деликтные обязательства), но не за иные, не связанные с ним нарушения договора перевозки. Если бы в приведенном тексте были бы слова: "перевозчик отвечает ТОЛЬКО за вред...", тогда перевозчик был бы прав, и применение международного договора исключало бы применение внутреннего законодательства России.
В связи с этим для определения ответственности и сроков исковой давности надлежит применять нормы внутреннего законодательства, то есть, законодательства РФ, в том числе о защите прав потребителей.
В связи с изложенным, отвечая на первый вопрос, необходимо признать, что перевозчик не прав в сложившейся ситуации (при запрете изменять договор перевозки в одностороннем порядке).
Ответ на второй вопрос - срок исковой давности общий - три года с момента, когда лицо, чье право нарушино, узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Санкции к перевозчику установлены также ст.120 Воздушного кодекса РФ, которые заключаются в штрафе перевозчика при задержке отправления (прибытия) пассажира в размере 25% МРОТ (25 рублей) за 1 час просрочки, но не более 50% провозной платы. В Вашем случае - трое суток: 25 руб. х 24 часа х 3 = 1800 рублей.
Иск предъявляется по альтернативной подсудности в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, поскольку не касается спора о перевозке груза (по названному иску подсудность исключительная - поместу нахождения перевозчика).

Всего доброго.
Волков Антон.


Отправил: Антон
Эксперт отправил ответов (всего): 1

Экспертная группа: Права потребителей

Задать вопрос экспертам

Регистрация в качестве эксперта


Ведущий рассылки,

Калашников Олег: Law@Kalashnikoff.ru
ICQ No.:
68951340
URL сайта подписчиков: http://www.Kalashnikoff.ru


(C) Москва, 2001. Авторское право принадлежит Калашникову О.А. Публичное размещение материала из рассылки, а также его использование полностью или частично в коммерческих или иных подобных целях без письменного согласия автора влечет ответственность за нарушение авторских прав.

be number one


Реклама на сайте Kalashnikoff.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное