Не
подумайте, что мы вас призываем стать циркачами или
эстрадными артистами.
Уметь жонглировать и заниматься жонглированием полезно
каждому человеку, как своеобразная гимнастика. Это занятие
развивает настойчивость, внимание, точность, ловкость,
хорошо развивает руки, особенно кисти и пальцы.
Когда вы дома готовите уроки или занимаетесь своим любимым
делом — строгаете, пилите, собираете какие-то модели или
просто долго сидите — читаете, — очень полезно временами
делать небольшой перерыв, как говорится, немного размяться.
Для этого хорошо проделать легкие физические упражнения и
немного позаниматься жонглированием...
Так
в Сирии называют игру, которая во многом напоминает
современный хоккей на траве. Сирийцы считают, что хокша —
его прародитель, а индийский травяной хоккей и файнинда
Древней Греции — все это древние варианты еще более древней
хокши.
Хокша очень популярна в странах Аравийского полуострова.
Правда, со времени своего зарождения она очень изменилась.
Например, сейчас уже не используют в качестве клюшек
загнутые черенки от пальмовых листьев, да и деревянный мяч
превратился в упругий, обшитый кожей шар...
Исстари
любое художественное изделие из металла декорировалось защитной
пленкой, причем мастера учитывали назначение предмета и материал, из
которого он выполнен. Возможно, кто-то из старых каслинских мастеров
обратил внимание на черно-коричневый налет, образующийся от
перегоревшего масла и жира на стенках чугунной посуды. Там, где была
такая пленка, посуда не ржавела! Потом пленку стали намеренно
наносить на скульптуру и другие художественные отливки из чугуна.
Прочное покрытие надежно защищало металл от ржавчины и делало работу
краше, своеобразнее...
Начнем
с того, что кажется на первый взгляд, пожалуй, и ненужным — с
проверки каркаса модели. Модель готова, все как будто на своих
местах — крепления, всевозможные узлы и т. д., но необходимо еще раз
выверить модель: нет ли где перекосов, не выступают ли из габаритов
заданных размеров углы шпангоутов, стрингеры, нервюры, лонжероны.
Если выступы имеются, их необходимо удалить путем состругивания,
срезывания ножом, спиливания рашпилем, напильником. После такой
грубой обработки следует как можно тщательней отшкурить все детали
стеклянной бумагой мелких номеров — № 0, 00, 000...
В
большинстве случаев летающие модели обтягивают папиросной
бумагой. Способов такой обтяжки существует довольно много.
Мы остановимся лишь на двух главнейших, дающих на практике
отличные результаты.
Первый способ обтяжки моделей. Заготовив бумагу нужных
размеров с небольшим припуском (не более 2—5 см) на каждую
сторону детали, смажьте клеем сразу всю обтягиваемую
поверхность детали, т. е. на крыле все нервюры, лонжероны,
закругление, на фюзеляже стрингеры, шпангоуты и т. д., без
пропусков и негусто (клей не должен стекать и нависать
каплями). После этого осторожно накладывайте бумагу, избегая
морщин. Начинать обтяжку лучше всего с одного какого-нибудь
конца детали, прибегая к помощи товарища. Пусть он возьмется
за противоположные концы бумаги двумя руками, а вы,
натягивая осторожно бумагу к себе, должны опускать ее на
деталь...
Для
моделей тяжелых и больших (размах модели не более двух
метров) в качестве обтяжки применяется материя: батист,
шифон, мадаполам и тонкий шелк.
Натягивание материи на деталь при помощи зажимов.
Кусок материи натягивают (при помощи бельевых или
самодельных зажимов) сначала по длине детали, а затем по
ширине. Натянув, ее следует покрыть эмалитом в местах
соприкосновения с нервюрами, лонжеронами, шпангоутами и т.
д. Для обеспечения хорошего приклеивания материи к детали
последнюю нужно предварительно покрыть эмалитом...
Авиамоделисты
любят обтягивать свои модели цветной папиросной бумагой.
Иногда ее бывает довольно трудно достать, особенно нужного
цвета. Между тем цветную бумагу очень легко сделать самому.
Сейчас мы расскажем об одном из способов ее изготовления,
доступном и дешевом. Это окрашивание бумаги анилиновыми
красками, выпускаемыми в продажу под названием «Краски для
окрашивания материи».
Как же окрасить бумагу?
Высыпьте один пакет краски в литровую чистую бутылку и
налейте в нее горячей воды до половины. Хорошенько
растворите краску путем взбалтывания и дайте ей немного
постоять; после этого долейте воды до полного объема
бутылки, взболтайте и дайте раствору остынуть и
отстояться...
Обычно
у нас имеются под рукой, да и то не всегда, эмалиты второго
покрытия голубого, защитного и красного цветов. Эти цвета
нас не всегда удовлетворяют, а достать эмалит других цветов
трудно. Автор производил опыты по составлению цветных
эмалитов.
Оказалось, что приготовить цветные эмалиты не так уж трудно.
Для составления цветного эмалита требуются масляная краска в
тюбиках, касторовое или камфарное масло, эмалит первого
покрытия — бесцветный, ацетон и мастичный лак...
Законченная
модель должна быть красивой. Ее надо раскрасить. При отделке
очень многое зависит от умения владеть кистью. Линии должны
быть строго прямыми, нельзя допускать, чтобы один цвет
краски «заходил» на другой. Для того чтобы этого не
получалось, следует прибегать к приспособлениям.
Мы предлагаем применять трафареты. Делается это очень
просто. На рабочем чертеже крыла, хвостового оперения,
фюзеляжа и т. д. проведите контурные линии — границы красок
двух цветов и скопируйте на папиросной бумаге. Затем
возьмите 4—5 чистых листов папиросной бумаги, положите на
лист фанеры и накройте их листом с контурами, приколите
кнопками и начинайте вырезать лезвием для безопасной бритвы
по лекалу или линейке. Режьте очень осторожно и ровно, чтобы
не было заусенцев и неровностей, иначе при окрашивании они
отпечатаются на деталях, и окраска будет неровная...
Покрытие
моделей порошком алюминия требует большой аккуратности.
Существует несколько способов покрытия обтяжки порошком: 1)
порошок разводится эмалитом, 2) порошок разводится лаком и
3) покрытие «на отлип».
Первый способ наиболее легкий. Краска при
этом способе быстро сохнет. Возьмите чистый сосуд, положите
чайную ложку порошка и влейте немного ацетона. Размешайте
как следует, чтобы не было комочков, после чего добавьте
эмалита и опять хорошо размешайте. Если масса получится
густая, разбавьте еще раз эмалитом и ацетоном до требуемой
густоты. Густота должна быть такой, чтобы краска свободно
стекала с кисти.
Не старайтесь с первого раза добиваться равномерного
покрытия. Чтобы покрытие получилось равномерным и обладало
хорошей матовой поверхностью (тон металла), необходимо
покрывать деталь краской два-три раза и очень тонким
слоем...
Теперь
надо сказать несколько слов об окончательной отделке
моделей: отбивке кромок, покрытии лаками цветной бумаги и т.
д.
Разберем такой случай. Вы окрасили модель в два цвета. Для
того чтобы эти цвета выделялись рельефней, можно между ними
нанести еще третий цвет. Сделать это очень просто. Нарежьте
узенькие полоски цветной папиросной бумаги; чем уже кромка,
тем изящней будет выглядеть деталь. Для полосок подберите
такой цвет, чтобы он рельефно выделялся среди двух уже
имеющихся цветов. Например, если у вас передняя кромка
покрыта порошком алюминия, а остальная часть крыла белая, то
хорошо отделить эти границы красной или синей краской...
Случись
поломка, что остается делать — берешь свой мопед «за рога» и
ведешь по обочине домой. Вечером на неосвещенном шоссе это и
неприятно, и опасно, ведь при неработающем двигателе
сигнальный фонарь и фара не горят. А почему бы не
предусмотреть такую ситуацию заранее?
Затратив немного времени, изготовим простой, но очень
полезный в дороге мигающий аварийный фонарь. Его достоинство
— автономность питания и экономичность. А использовать можно
даже на автомобиле, когда неисправна бортсеть...
Во
многих странах накануне Нового года дети в школе и дома
делают елочные украшения. Чаще всего для этого используют
цветную папиросную и гофрированную бумагу, соломку, яичную
скорлупу и т.п. Такие игрушки делали ваши бабушки, дедушки и
родители. А не считаете ли вы, что в «елочной» области
должно что-то измениться? Что елочные игрушки должны быть
тоже в «духе времени»?
И вот сегодня для тех, кто интересуется электроникой, мы
приготовили описание "современного" елочного украшения —
звезды, какую обычно помещают на макушку елки. Наша звезда
интересна тем, что ярко горит в темноте, но стоит только к
ней приподнести зажженную свечку, как она тут же
автоматически гаснет. Этот эксперимент можно повторять много
раз, и всегда световой „эффект" вызывает удивление
присутствующих, особенно не посвященных в тайны
электроники...
Нет,
ребята, это не будет такой фонарик, какой вы не раз видели в
магазинах электротоваров. Мы предлагаем вам построить
фонарик особой конструкции.
Как вы знаете, карманные фонарики бывают батарейные и
электродинамические. В футляре карманных фонариков заключены
батареи или магнитоэлектрический генератор переменного тока
и рефлектор с лампочкой накаливания.
В отличие от батарейных и электродинамических фонариков, в
нашем фонарике будет находиться небольшой аккумулятор,
который является как бы резервуаром электрической энергии.
Наш фонарик мы сможем заряжать от домашней осветительной
сети, что надо делать очень осторожно...
В
хозяйстве радиолюбителя да и всякого техника есть множество
разных мелких предметов: болтиков, гаек, гвоздиков, скрепок,
шурупов, заклепок, контактов и тому подобное, что надо
рассортировать и хранить не навалом, а отдельно по воим
местам. Вот на этот случай пригодится хранилище из склеенных
вместе пустых спичечных коробок в два или три ряда и в
несколько «этажей».
Каждая коробка предназначена только для той или иной детали.
А чтобы знать, где что лежит, на торце коробки одна из этих
деталей укрепляется проволочкой и служит не только
указателем, но и своего рода ручкой к ящику...
Есть
разные способы лужения выводов радиодеталей, хорошо известные
радиолюбителям. Оригинальное предложение Станислава Анатольева из
Ярославля позволяет упростить эту операцию до минимума. Нужно только
простейшее приспособление: небольшой медный брусок с глухими
отверстиями разной глубины, в которые заливается расплавленный
припой. Брусок подогревается намоткой из нихромовой проволоки,
которая подключается к источнику питания. При этом температуру
припоя можно регулировать, так что уменьшается опасность перегрева
радиодетали...
В
тех случаях, когда обычная пайка с помощью кислоты
недопустима (радиомонтажные работы, сборка приборов и т.
п.), мастика может оказать неоценимую услугу. С ее помощью
залуживание спаиваемых деталей (даже без предварительной
зачистки!) производится быстро и легко, причем пайка
получается более качественная, чем при пользовании
канифолью.
В состав мастики входят следующие вещества:
Канифоль - 25 г
Стеарин - 10 г
Нашатырь - 20 г
Аммиак (25%-ный раствор) - 20 куб.см
Бензин авиационный - 60 куб.см
Сначала нужно приготовить насыщенный раствор нашатыря. Для
этого в аммиаке растворяют нашатырь до тех пор, пока
дальнейшее растворение его не прекратится...
Каждый
мото- и автолюбитель знает: чтобы продлить «молодость» аккумулятора,
его нужно систематически подзаряжать. А для этого у вас под рукой
всегда должно быть зарядное устройство. Описание его мы предлагаем
вниманию читателей. Оно имеет плавную регулировку тока и рассчитано
на два режима заряда: нормальный и ускоренный. А чтобы батарея не
заряжалась сверх нормы и не выкипал электролит, напряжение на выходе
прибора стабилизировано. Помимо того, он не боится коротких
замыканий...
Этот
прибор очень удобен для поиска короткозамкнутых участков
монтажных схем, а также для проверки целостности переходов
полупроводниковых диодов и транзисторов. Особенно эффективно
использование такого пробника при наладке схем, выполненных
по технологии печатного монтажа. Как известно, в процессе
травления печатных плат часто возникают невидимые для глаза
микродефекты (замыкание соседних токонесущих дорожек или,
наоборот, разрыв печатного проводника), обнаружение которых
чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в процессе распайки
элементов схемы возможно затекание припоя между соседними
проводниками и как следствие короткое замыкание между ними.
Предлагаемый пробник отличается от стандартных устройств для
поиска коротких замыканий (омметр, индикаторная лампа
накаливания и батарейка) тем, что позволяет проверять как
пустые печатные платы, так и полностью смонтированные
радиоэлектронные устройства...
Готовая
деталь обезжиривается бензином или уайт-спйртом. После
обезжиривания ее надо промыть в растворителе. Затем детали
помещаются в стеклянную банку (подготовленную так же, как и
пластины, т. е. обезжиренную и промытую растворителем и
теплой водой после каждого процесса), в которую налит
раствор щавелевой кислоты (15 г на 0,5 л воды).
Температура раствора должна быть в пределах 20— 25С. Деталь
надо подвешивать на алюминиевой проволоке.
Анод выполняется из куска свинца толщиной 2—3 мм и площадью
примерно в 1,5—2 раза больше площади оксидируемой детали.
Плотность тока на аноде 1—1,5А на 1 кв.Дм...
467
На сегодня - это все.
Новые темы читайте в следующем выпуске рассылки.