Вот
одно интересное применение гвоздя. Он поможет открыть консервную
банку, если под руками не окажется специального ключа. Конец гвоздя
загните под углом примерно 45, острие отпилите, а в оставшейся
части пропилите паз. Вставив в паз «язычок» крышки, открывайте
консервы как и специальным ключом...
Снежные
навесы, пещеры, дупла, ниши в корнях вывороченных деревьев — чем не
жилище для заблудившегося путника? Подобрав подходящую нишу,
поплотнее утопчите в ней снег. На дно постелите сухостой — чем его
больше, тем теплее будет ваша «перина». Спать на ней жестковато,
зато теплее, чем на снегу...
Отправляясь
на рыбалку, приходится брать с собой немало самого разнообразного
«имущества»: крючки, леску, наживку, посуду для рыбы и многое
другое. Все это удобнее разместить в специальной «кассетнице»,
которая станет на время рыбалки и мягким табуретом.
«Кассетница» состоит из нескольких ящиков одинаковых габаритов
(265X320 мм), но разной высоты. Нижний ящик — самый глубокий (180
мм), поэтому в него помещают, скажем, банки для рыбы или крупные
запасные части. Остальные три ящика высотой 55 мм...
Помните,
после крушения воздушного шара в знаменитом романе Ж. Верна
«Таинственный остров» его отважные герои без всяких приборов
определили свое местонахождение. А мы с вами даже в более выигрышном
положении. Кое-какие приспособления всегда найдутся. Да еще поможет
приемник. Попробуем...
Технический
прогресс и рыбную ловлю не обошел стороной. Не так давно, например,
появились в продаже портативные телескопические удочки. Носить их
удобно, однако и у них есть недостатки. Например, удочку необходимо
раскладывать только на полную длину, а ведь не всегда это
необходимо. Выход из положения нашли Владимир Приходько и Максим
Хилько из города Нежина. К первому, самому толстому колену удочки
ребята предлагают прикрепить четыре ушка, а к ним, как видно по
рисунку,— зажимное приспособление. На кольце есть резьба, и при
вращении зажим плотно обхватывает любое колено, так что удочку можно
сделать любой длины...
Дома
с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить
во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с
резным убранством в сибирском городе Томске.
Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной
резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и
дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от
прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов,
выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни
детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного
строения.
Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные
накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое
назначение. Например, причелина — это доска, прикрывающая концы
торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы. не проникала влага,
разрушающая дерево. То же назначение имеет торцовая доска, которую
прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык
между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба...
Ажурной
резьбой украшают небольшие костяные предметы: шкатулки,
коробочки, книжные закладки, декоративные экраны, броши,
кулоны и многое другое. Наиболее распространенными в
косторезном деле в разное время были три вида орнамента:
геометрический, построенный на сочетании циркульных кривых и
прямых линий, растительный, представляющий собой
стилизованное изображение растений, и рокайльный — особый
вид орнамента, возникший в XVIII столетии в результате
стилизации формы морской раковины.
В технике ажурной, или, как ее еще называют, сквозной,
резьбы выполняются и орнаментальные и сюжетные композиции, а
сырьем может служить обычная коровья кость — так называемая
цевка.
Для работы над сквозной резьбой потребуются штихели,
надфили, лобзик, клепики и втиральники.
Лобзик, надфили и втиральники служат для прорезания и
отделки ажура, а штихели и клепики — для нанесения на
ажурное изделие гравированного рельефа...
Этот
вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Средней Азии и
в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Техника басмы
отличается простотой и технологичностью, и, может быть, поэтому уже
в древности славянские мастера использовали ее для изготовления
поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. При
этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по
которой выполнялась чеканка. Одной из вершин русской басмы может
служить оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На
нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции,
объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде
извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположены
причудливые цветы...
Сумахи,
ямани, зили — виды безворсовых ковров, традиционные для народного
ковроткачества в районах южного Дагестана и северного Азербайджана.
Эти теплые, прочные, мягкие и в то же время упругие ковры обладают
необычайно тонкими узорами и многоцветностью. Интересна ткань этих
ковров. Лицевая сторона гладкая, она не мнется и легко чистится. А
изнанка — мохнатая, делающая ковер мягким, прочным, теплым. Если
внимательно осмотреть лицевую сторону ковра, можно увидеть лишь
мелкие стежки шерстяной пряжи, свидетельствующие о необычных приемах
ткачества...
Уже
многие века безворсовые ковры ткут русские, украинцы, башкиры,
молдаване, кумыки и другие народы в нашей стране и за рубежом.
Несложные приемы, экономное расходование материалов, возможность
создавать при этом самые разнообразные узоры и композиции
способствовали необычайно широкому распространению техники
безворсового ковроткачества...
Этот
небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью
конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают
изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне
хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а
соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают
приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в
соление не добавлены какие-то пряности. Но все же больше всего
ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго
остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет.
Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника,
рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые
знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из
ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает
ствол березы от перегрева...
В
древности, как свидетельствуют археологические раскопки, человек
пользовался долбленой посудой. Высокого уровня бондарное ремесло
достигло в Древней Руси. Раскопки древнего Новгорода показали, что
современная бондарная утварь мало чем отличается от той, которую
делали много веков назад. Типы ее, выработанные в прошлом, дошли до
нас почти без изменения. Бондарную посуду можно разделить на два
основных вида: двудонную и однодонную. К первому относятся
всевозможные бочки и бочата с двумя днищами. Собраны эти емкости из
тонких дощечек, или, как их еще называют, клепок. Разнообразная по
назначению, форме и размерам, бондарная посуда получила широкое
распространение в быту. Мастера-бондари, или бочары, и поныне
изготовляют кружки и жбаны для воды и кваса, вазоны для цветов,
ведра и колодезные бадьи, подойники, ушаты, банные шайки, кадки,
лохани, маслобойки и другую домашнюю утварь...
Считается,
что свое название этот бондарный сосуд получил по выпуклой
форме боковых стенок — боков или бочков. В некоторых районах
Калининской области и по сей день бочку называют бокурой.
Параболические стенки-бока не только делают бондарную посуду
более вместительной, но, что самое главное, увеличивают ее
прочность. В такой посуде не только можно долгое время
хранить различные продукты, но и смело перевозить их на
большие расстояния.
В домашнем хозяйстве бочки и различные бочонки используются
для хранения самых разнообразных продуктов: кваса, соков,
всевозможных солений и мочений. Небольшие бочонки для сухих
продуктов, например крупы, муки, сахара, неплохо смотрятся в
интерьере современной кухни...
Гравюра
— это интереснейший вид изобразительного искусства. Обычно гравюра
режется на линолеуме, дереве, цинке, меди и т. д. Это довольно
сложная техника. Однако исключительно тонкие, художественные гравюры
можно отпечатать с рисунка, выгравированного на стекле — вернее,
выцарапанного в красочном слое, нанесенном на стекло...
«Не
сучок, не листок, а на дереве растет». Оказавшись в лесу, припомните
эту старинную загадку и внимательно приглядитесь к сухостойным и
валежным лиственным деревьям, особенно к березам. Отгадка придет
сама собой — почти на каждом стволе засохших берез в любое время
года можно увидеть грибы трутовики. Точнее, не сами грибы, а их
плодовые тела, имеющие копытообразную форму. Сверху они чаще всего
пепельно-серые или белесоватые, а снизу светло-желтые с мельчайшими
порами.
Плодовое тело трутовика многолетнее, то есть оно растет несколько
лет, каждый год увеличиваясь в размерах на одну ступеньку. Поэтому
копытообразная форма его имеет своеобразную ступенчатость. Верхушка
дает представление о том, каким гриб был в первый год своего роста,
следующая ступенька — во второй и так далее. Сколько ступенек,
столько лет трутовику...
Изразцы
впервые стали применяться для отделки архитектурных сооружений более
четырех тысячелетий назад и до сих пор используются в архитектуре.
Каждый изразец в отдельности уже самостоятельное произведение
декоративного искусства. Но широко применялись также изразцы,
которые были только частью большой орнаментальной композиции.
Вы можете заняться изготовлением изразцов в домашней мастерской.
Изразцовые вставки и панно можно удачно использовать при оформлении
любого помещения. Отдельные изразцы могут служить настенными
украшениями в современной квартире.
В
одной старинной поговорке говорится: «Без хлеба несытно, а без соли
невкусно». Хлеб и соль упоминались вместе не только в пословицах и
поговорках, но и в былинах, сказках, народных песнях. Дорогих гостей
и сейчас по старинному обычаю встречают хлебом-солью. Исстари к соли
относились бережно — просыпать соль считалось большим грехом.
Хранили ее в надежных солонках. Пропорции, размеры, конструкция,
материалы и декоративная отделка солонок определялись их
назначением.
Отправляясь в дорогу, соль брали в небольших дорожных солонках. Их
чаще всего плели из бересты или древесных корней. Солонки из бересты
имели форму куба или сапожка. Чтобы соль не просыпалась и не волгла,
солонку плотно закрывали пробкой...
Около
века назад в Кирове, на выставке художественных промыслов, были
показаны совершенно необычайные шкатулки. Они горели золотом,
переливались зеленоватыми, розовыми и серебристыми оттенками.
Приглядевшись, можно было различить на поверхности розетки, ромбы,
веточки и даже изображение Спасской башни Кремля.
Если взять в руки такую коробочку и рассмотреть ее со всех сторон,
станет понятным столь сильный оптический эффект. Узор на ней состоит
из кусочков самой простой соломки, вырезанных в виде полосок,
ромбов, квадратов, кругов, полукружий. Так как на поверхности
соломки волокна расположены продольно и они максимально отражают
свет лишь в определенном положении, то узор, собранный из элементов,
находящихся под разными углами по отношению к свету, и создает эту
неповторимую игру рисунка...
Интарсия
— разновидность мозаики, только материалом здесь служит не смальта,
а фанеровка — тонкий слой древесины различных пород. Главное в
интарсии — умело подбирать древесину по цвету и текстуре — рисунку
волокон. Древесина березы, липы, клена белого цвета, ореха — от
светло - коричневого до темно - коричневого, лимона — желтого, бука
— самых разных оттенков. Используются еще дуб, ясень, красное
дерево...