Долог
путь хлеба к нашему столу. Надо посадить зерно и вырастить
колос, надо собрать урожай и сохранить его, надо смолоть муку и
испечь караваи, батоны, булки... И разве не обидно бывает, когда
мы губим труд многих людей и выбрасываем хлеб только потому, что
не успели съесть его свежим, а черствый не нравится!
Сделайте себе коробейку, и на вашем столе хлеб всегда будет
свежим до последнего куска. Вы поможете этим и собственному
семейному бюджету. А если коробейки появятся во многих домах, то
и страна сэкономит тонны драгоценного зерна.
В домашнем хозяйстве сельских жителей и многих горожан России
издавна бытовали небольшие коробейки для хранения хлеба. В таких
коробейках хлеб целую неделю оставался мягким. Немудрено, что
спрос на них был очень велик. В Москве существовал даже
коробейный ряд, где продавались коробейки, привезенные из разных
мест. В основном это были изделия северорусских мастеров...
Во
второй половине прошлого столетия в подмосковном имении Абрамцево
была организована столярная мастерская, в которой изготовляли по
народным образцам мебель, шкатулки, пеналы и другие художественные
деревянные изделия, украшенные трехгранно-выемчатой и
плоскорельефной резьбой. В мастерской работали резчики из соседних
деревень. Талантливый мастер из деревни Кудрино В. П. Ворносков,
изучивший традиционные приемы русской плоскорельефной резьбы XVII—XVIII
веков, сумел создать новый вид резьбы, который впоследствии стал
называться ворносковским, абрамцево-кудринским или, кратко,
кудринским. Деревянные изделия резчик украшал причудливым
растительным узором из плавно изгибающихся стеблей, унизанных
листьями. Витиеватый узор искусно переплетался с изображением рыб,
птиц, зверей, шишек хвойных деревьев, цветов и плодов различных
растений...
Линолеум
— это полотно, покрытое слоем масла (льняной олифы),
смешанного со смолами и наполнителями (с латинского это
слово так и переводится: «линум» — лен, полотно; а «олеум» —
масло).
В наше время широкое распространение получил
поливинилхлоридный линолеум, который выпускается как на
тканевой основе, так и без нее. Он состоит из
поливинилхлоридного полимера, пластификатора, наполнителя
(талька), так называемого мягчителя и пигмента.
Линолеум выпускается в виде полотнищ, которые свертывают в
рулоны, а также плитками размером 300х300 и толщиной 1,5—2,5
мм.
Благодаря разнообразной окраске линолеум представляет собой
хороший материал для красочных мозаичных композиций.
При ремонте жилых и общественных помещений старый
использованный линолеум обычно выбрасывают. Между тем он мог
бы еще послужить. Как? Например, им снова можно выстелить
пол, но теперь уже в виде мозаики...
Выразительность
мозаике кракле придают так называемые кракелюры — трещины,
образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый
рисунок. Хорошо известна, например, глазурь кракле, применяемая для
декорирования керамической посуды и мелкой пластики. С древнейших
времен вьетнамские и китайские мастера лаковой живописи применяли в
своих работах хрупкую, легко образующую многочисленные трещины
яичную скорлупу. В восточной лаковой живописи яичную скорлупу
наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами
каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали
цветение весенних садов...
Искусство
украшения деревянных изделий набойными узорами из
металлических полосок и проволоки получило широкое
распространение а Дагестане и Закарпатье. Современные
мастера украшают насечкой блюда, кувшины, карандашницы,
ковши, ступки с пестиками, трости, броши.
Работа над насечкой очень кропотлива. Чтобы украсить
деревянный предмет средней величины, надо вбить в дерево
несколько тысяч деталей. Сами же приемы выполнения насечки
довольно просты, и каждый желающий может овладеть ими, если,
конечно, наберется терпения...
Скульптура,
в которой художники, используя естественную форму и рисунок
рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла
сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще
всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки,
пороховницы, кубки.
Во многих областях России пастухи издревле применяли рог для
изготовления раструба жалейка. В Белоруссии и Польше рог шел на
раструбы волынки. У народов Кавказа коровий рог служил основой
традиционных кубков. Его применяли в сочетании с латунью и
серебром.
Древнюю традицию поддерживают современные мастера...
Если
кончик раскаленной проволоки приложить к древесине и тотчас же
отнять, на ее поверхности появится темно-коричневая точка-подпалина
с золотистым ореолом вокруг. Несколько таких точек, расположенных в
определенном ритме, образуют простейшие узоры.
Ими украшались, например, деревянные куклы, посохи. Позднее на торце
толстой проволоки стали вытачивать фигуры — квадратики, ромбики,
крестики и звездочки. Наносимые такими штампиками орнаменты стали
уже более сложными и выразительными. Гуцульские мастера-древоделы
наряду с подобными штампами применяют специальные накатки, которыми
наносят на древесину линии, состоящие из точек или параллельных
штрихов. Способ термического декорирования древесины называют
пиротипией...
Среди
находок в древнерусских курганах значительное место занимают
изделия из проволоки: височные кольца, подвески, перстни,
браслеты, цепочки, кольчуги.
В самых древних изделиях применялась кованая проволока,
процесс производства которой был настолько трудоемким, что
изделия из обычной медной проволоки ценились так же высоко,
как, например, литые из благородных металлов. Чтобы
изготовить хотя бы простое колечко для цепочки, кузнец
должен был сначала отковать металлический жгут, а затем,
нанося частые и равномерные удары молотком, придать ему — на
глазок — цилиндрическую форму. Разумеется, сделать проволоку
с равномерным сечением было не так-то просто. Поиски привели
к изобретению более совершенного способа изготовления
проволоки...
Древесина
— один из самых универсальных поделочных материалов. Знаете ли вы,
что ее можно не только резать, пилить, строгать, но и... сшивать как
обычную ткань портняжной иглой или на швейной машине? Правда, для
этого дерево нужно сначала превратить... встружку. В качестве
заготовки лучше всего взять прямослойную древесину осины. Она хорошо
окрашивается как химическими, так и растительными красителями. При
увлажнении осиновые стружки становятся гибкими и податливыми.
В домашних условиях хороший поделочный материал можно получить из
ивы, березы, тополя. Качество той или иной древесины легко
установить опытным путем: достаточно снять с древесного бруска
несколько стружек, намочить их в воде, а затем согнуть несколько раз
поперек в одну сторону. Стружки, пригодные для плетения, не должны
ломаться. Можно также проверить стружки на разрыв.
Прочность и гибкость поделочной стружки зависит не только от породы
древесины и степени увлажнения, но и от влажности самой заготовки,
из которой ее получают...
Пряники
в России всегда были излюбленным лакомством. Когда-то специально к
Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и
зверушек, которые использовались как елочные украшения, а потом их
можно было съесть. К весенним праздникам выпекали жаворонков как
символ весны и пробуждающейся природы. Богато украшенные затейливыми
узорами пряники дарили на свадьбе невесте, а имениннику на день
рождения. Иные подарочные пряники весили несколько пудов. По форме
пряники были очень разнообразными. Их делали в виде птиц, рыб,
зверей, фантастических животных, пароходов, теремов и даже фигур
людей...
Самобытно
и разнообразно искусство Узбекистана. Нет, пожалуй, самого простого
и примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу
творческих исканий народных мастеров. Возможно, и по сей день
среднеазиатская разновидность гипса — ганч служил бы всего-навсего
лишь штукатуркой для стен да скрепляющим материалом в кирпичной
кладке, если бы к нему в глубокой древности не прикоснулся резец
узбекского мастера — ганчкора. Недаром восточная мудрость гласит,
что не материал делает вещь бесценной, а искусные руки мастера...
На
хорошо просушенное изделие наносится контурный рисунок.
На матрешке, например, рисуют личико, платочек, фартучек. На бочатах
— цветы, веточки с листьями и ягодками, а нередко целые пейзажи.
Раньше рисовали тонко очинёнными гусиными перьями, сейчас —
ученическими перьями (№ 11, 12, 13). Они дают в зависимости от
нажима линию разной толщины, что позволяет добиться красивого
штриха.
При работе следует как можно меньше касаться пальцами загрунтованной
поверхности, так как после окраски в этих местах могут проявиться их
отпечатки...
Восемьсот
лет назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор.
Белоснежная, тонкостенная и очень прочная посуда, декорированная
изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного
делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не
давал покоя европейским керамистам. Было приложено много усилий,
чтобы разгадать его секрет, но дальше изготовления фаянса дело не
шло, а он лишь отдаленно напоминал фарфор, к которому китайские
мастера предъявляли очень высокие требования. Они говорили, что
фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как
бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный
день». Естественно, неуклюжая толстостенная фаянсовая посуда не
отвечала всем требованиям, а значит, и не могла соперничать с
фарфором, секрет производства которого китайские мастера ревниво
охраняли...
Саамы
— коренные жители Кольского Севера, раньше их называли лопарями.
Они вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух
тысяч саамов живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в
самом центре Кольской тундры. Главным занятием саамов было и
остается оленеводство.
В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские
зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно
украшались узорами бисерной вышивки. Сколько фантазии,
мастерства, сколько красок и неожиданных построений из
геометрических фигур! Каждый элемент повествует об окружающей
саамов природе тундры, раскрывает тонкие наблюдения
мастеров-умельцев над эпизодами промысла и быта. По вышивкам
можно прочитать чудесную книгу истории саамов. Страницы ее
написаны бисером на одежде и домашней утвари. Но понять
неподражаемый язык фигур и красок дано далеко не каждому: многие
элементы потеряли свое первобытное значение...
Попробуйте
свои силы в древней, но популярной и ныне технике ювелирной
обработки металла — филиграни или, как говорили на Руси,— скани.
Пусть вашим первым изделием станут подвески. Это украшение будет
хорошим подарком...
Искусство
изготовления из проволоки тончайших кружев получило на Руси свое
название от древнерусского слова «скать», что означало «скатывать,
скручивать, сучить». Ведь большая часть деталей, входящих в сканную
мозаику, выполняется из крученой проволоки. Этот вид искусства
известен также под названием «филигрань», пришедшим из французского
языка.
Различают сканные узоры двух основных видов — ажурные и накладные. В
отличие от ажурных накладные узоры монтируются и припаиваются
непосредственно на украшаемое изделие, поверхности которого
одновременно служат фоном. В технике скани выполняется праздничная
посуда (блюда, конфетницы, вазы), декоративные панно, шкатулки,
украшения (кулоны, подвески, серьги, перстни, пряжки для ремней),
настольная скульптура...
Скобчатая
резьба менее известна, чем другие разновидности геометрической
резьбы. Быть может, это связано с тем, что полукруглая стамеска,
которой выполняется скобчатая резьба, появилась намного позже ножа.
Приложите острие полукруглой стамески к поверхности мягкой древесины
и слегка вдавите в нее. На дереве отпечатается след, похожий на
скобку. Отсюда и название скобчатой резьбы. Иногда ее еще называют
ногтевидной, и тоже не случайно...
Взгляните
на эти прекрасные филигранные изделия. Разнообразие и
неповторимость форм, тонкий художественный вкус, изящная
работа — все это придает им очарование, которое никого не
оставит равнодушным.
Художник Михаил Михайлович Цалкаламанишвили, один из
мастеров филиграни. Мы попросили Михаила Михайловича
рассказать об истории этого вида народного творчества и
поделиться основами технологии...
Когда
человек впервые открыл для себя глину, возник древнейший на земле
промысел — гончарный. И хотя в наши дни предметы массового
производства окружают людей со всех сторон, во многих районах нашей
страны и сейчас работают гончары-мастера. Традиции подлинно
народного искусства живут в их изделиях, которые особенно дороги нам
своей неповторимостью.
С давних пор занимались гончарным искусством в деревне Филимонове
Тульской области. Мужчины делали горшки, а женщины — нарядные,
затейливые, яркие игрушки-свистульки, которые продавались на шумных
и веселых ярмарках в Белеве, Одоеве, Туле, Калуге...
В
тридцатых годах позапрошлого столетия в декоративном убранстве
архитектурных сооружений России вместо паяных мозаичных наборов из
цветных стекол все чаще стали появляться витражи, расписанные
масляными и силикатными красками. Яркие и прозрачные силикатные
краски после обжига прочно соединяются со стеклом, составляя с ним
единое целое. Но сложность росписи заключается в том, что она
выполняется как бы вслепую и только после обжига становится видимым
истинный цвет красок. В отличие от силикатных масляные краски не
нужно закреплять обжигом, мастер в процессе работы постоянно видит
результаты своего труда. В случае ошибки краска легко удаляется и на
ее место наносится другая. В Эрмитаже, в Историческом музее в Москве
и дворце-музее «Кусково» хранится мебель с расписными стеклянными
вставками. На стеклах русские мастера изображали мифологические
сцены, геометрические и растительные орнаменты...
506
На сегодня - это все.
Новые темы читайте в следующем выпуске рассылки.