Психология жизни человека Понятие ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву.
Здравствуйте уважаемые читатели.
В прошлой статье рубрики «психология воспитания ребенка» мы выяснили
моменты развития и обучения ребенка, познакомились с понятием «зона ближайшего развития»
и остановились на вопросе собственной деятельности ребенка.
Ребенок не воспринимает всю информацию взрослых, как пассивный приёмник. С взрослением у него появляются свои интересы, желания, отношение к окружающему, что находит отражение в егодеятельности.
Деятельность – это активность человека не только во внешнем мире, но и внутреннем (психологическом). Категория деятельности – фундаментальная категория в психологии. Наиболее конструктивно изложено понятие деятельности, в теории советского психолога Алексея Николаевича Леонтьева (ученик Л.С. Выготского).
Леонтьев включал в термин «деятельность» – те процессы, в которых осуществляется и выражается
отношение человека к миру, отвечающие особой соответствующей им потребности. Именно деятельность определяет психическое развитие ребенка. У каждого ребенка много видов деятельности, какие-то на определенном этапе играют большую роль в развитие, другие меньшую. (the main point)
Алексей Николаевич Леонтьев ввел
термин – ведущая деятельность, та, которая определяет психическое развитие ребенка на данном этапе. Не стоит думать, что ведущая деятельность, занимает львиную долю времени у ребенка.
Ведущая деятельность обуславливает:
1) Развитие отдельных психических процессов (память, мышление, эмоции и т.д. )
2) Развитие личности ребенка в целом.
3) В рамках, которой зарождаются новые формы деятельности ребенка.
Психология деятельности характеризуется тем, что предмет
деятельности совпадает с мотивом.
Пример.
Ученик, готовясь к экзамену, читает литературу.
Это деятельность? Чтобы ответить, нужно выяснить мотив.
Допустим экзамен отменили и он бросает читать.
Мотив – сдать экзамен, следует деятельность подготовка к экзамену.
Деятельность не стоит путать с действием.
Действие – это процесс, мотив которого, не совпадает предметов деятельности, куда включено действие. Из примера следует, что чтение книги – действие, потому что содержание книги не являлось мотивом, не побуждало действовать. Для возникновения действия, необходимо осознание предмета деятельности,
таким образом, осознанное отношение становится – целью действия. (Цель чтения литературы – понять её
материал в определенном отношении к мотиву – сдать экзамен.)
Действие реализуется различными условиями и способами – операция, определяется задачей.
Структура деятельности:
деятельность – действие – операция, которым соответствует психологическая сторона: мотив – цель – задача.
Однако по ходу деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего происходитразвитие
деятельности. Леонтьев назвал это «сдвиг мотива на цель», объясню на прошлом примере.
Ученик узнал, что экзамен отменили, но продолжил
читать литературу, т.к. она ему понравилась.
Содержание литературы стало для ученика самостоятельным мотивом, следует превратилось в деятельность.
Перед тем, как закончить, подчеркну, что такой «сдвиг мотива на цель» возможен при получении ярких эмоции, но об этом в следующий раз.