Ранее мы рассмотрели теории психического развития ребенка, при создании которых ученные отталкивались либо от генетической стороны, т.е. наследственности, либо от среды, т.е. социального окружения.
Как вы понимаете, настал момент перейти к более качественным теориям, которые учитывают обе движущие силы. Хочу вам представить теорию когнитивного развития, основал её Жан Пиаже,
швейцарский психолог.
Пиаже заметил, дети одного возраста, совершают одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере
приобретения опыта из среды они перестают их делать, и начинают смотреть на мир иначе. Его идея заключается в том, что в мышление ребенка, происходят качественные изменения по мере развития, и влияет на это как генетические факторы, так и окружающая среда.
Дети до двух лет знают мир, только из своих собственных
знаний, они не знают, как пользоваться некоторыми предметами и взаимодействуют с ними в меру своих знаний: сосут, трогают, бросают и т.д. Дальше они замечают, как с ними действуют другие и лучше понимают назначение предметов, начинают думать более обобщенно и абстрактно.
Основное понятие в теории
Пиаже – операция – мысленное действие ребенка, обладающие свойствомобратимостью. Означает это, то, что ребенок при
решении задачи, может вернуться к началу мысленного процесса, что позволяет ему свободно мыслить и действовать в уме.
Пиаже выделил в когнитивной теории развития три
периода умственного развития ребенка. Они связанны между собой, и новый период вытекают из предыдущего. Следующий период становится более сложным, он включает его в более сложную структуру (см. Таблицу,таблица кликабельна и видна в полном масштабе).
теория когнитивного развития
Первый период назван сенсомоторным, потому что дети в этом возрасте познают мир только через воздействия с предметами.
Второй период – стадия конкретных операций, разделенный на дооперационную и операционнуюстадии. Ребенок начинает строить внутренние умственные образы и представления о предметах,действовать с ними.
Различие же между стадиями заключается в том, что в дооперационной стадии умственные действия ребенка осуществляются относительно независимо, а в операционной умственная деятельность
выстраивается в систему, что повышает способности ребенка.